Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-05-05, 0:25 AM
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: gore, Gudvin, natashkav  
ФОРУМ » Архив » Через-Край-Город 2006 » наши бейт-мидраши ("Иври")
наши бейт-мидраши
yuДата: Среда, 2006-07-26, 3:36 PM | Сообщение # 1
ковер-гортензия
Группа: Educators
Сообщений: 127
Репутация: 0
Статус: Offline
Иври,
или Бегущие поперёк

Бейт-мидраш

Рига, июнь 2006

Вдоль реки бежал Аким
Был Аким совсем сухим
Побежал он поперёк
Весь до ниточки промок

Олег Григорьев, поэт Питерского андеграунда.

Аврам hа-Иври

ספר בראשית פרק יד
(יב) וַיִּקְחוּ אֶת לוֹט וְאֶת רְכֻשׁוֹ בֶּן אֲחִי אַבְרָם וַיֵּלֵכוּ וְהוּא ישֵׁב בִּסְדֹם: (יג) וַיָּבֹא הַפָּלִיט וַיַּגֵּד לְאַבְרָם הָעִבְרִי וְהוּא שֹׁכֵן בְּאֵלֹנֵי מַמְרֵא הָאֱמֹרִי אֲחִי אֶשְׁכֹּל וַאֲחִי עָנֵר וְהֵם בַּעֲלֵי בְרִית אַבְרָם:

Берешит 14
(12) И взяли Лота, племянника Аврама, и имущество его и ушли; а он жил в Сдоме. (13) И пришел спасшийся, и известил Аврама-Иври, а тот обитал в дубравах Мамрэй Эморийца, брата Эшкола и брата Анэйра, а они союзники Аврама.

Комментарий Раши. «С другого берега»
иври - пришедший с другого берега ("эвер") реки (Пирата) [Берешит раба 42].

Берешит раба 42:8. «По другую сторону»
И известил Аврама-Иври – раби Йеhуда и раби Нехемья и рабанан: раби Йеhуда говорит: «Весь мир по одну сторону, а он по другую», раби Нехемья сказал, что он из сынов сыновей Эвера (сына Шема), рабанан сказали, что он с другой стороны реки и говорит на языке иврит.

Комментарий Сончино. Этимология слова «иври»
Авраму-еврею: Здесь это название встречается в первый раз. Вероятнее всего, что так называли сынов Израиля другие народы. Возможно, что так называли себя и сами сыны Израиля в разговоре с чужими. Выше отмечалось, что Тора обращается прежде всего к тому поколению, которое вышло из Египта; в тексте приведены названия мест и имена, которые появились позже описываемых здесь событий, ибо именно эти имена и названия (а не те, которыми пользовались несколько веков назад) были известны тому поколению. Поэтому Авраhам, праотец народа, называвшего себя сынами Израиля, в то время как другие народы часто называли его иврим - "евреи", также назван здесь иври - "еврей". После изгнания десяти колен, за 160 лет до разрушения Первого Храма, колено Йеhуды осталось основной ветвью еврейского народа. Начиная с этого периода, название йеhудим (от имени Йеhуда) прочно входит в обиход.
Но какова этимология самого слова иври? Существуют два объяснения: либо это слово происходит от "Эвер" (имени сына Шема, праведника, верующего во Всеобщего Бога от которого ведет свою родословную Авраам), либо оно происходит от корня авар - "перейти". В последнем случае оно должно означать "перешедший через реку". Это хорошо согласуется со сказанным в книге Йеhошуа (24:3): "И Я взял вашего праотца Авраама с другой стороны реки (Евфрат)"

Про три архетипа и телегу с картошкой – запись ночного разговора с Ильёй Дворкиным.

Юля: - Илья, скажи, пожалуйста, ты когда-то рассказывал, что есть три архетипа отношения к миру, три способа восприятия мира...

Илья: - Вот ты, Юля, говоришь, что есть три способа восприятия мира, а я говорю, что сама идея, что мир существует – это и есть первый способ...
Первый человек (человек этого первого способа) говорит примерно так: «Посмотрите, в каком прекрасном мире мы живём! Вот в этом мире есть земля, и звёзды, и планеты, и другие люди, существуют страны, города, весь наш мир – это прекрасный дворец». И этот человек создаёт мысленно такой дворец.

Второй человек говорит –«Нет, никакого мира вообще нет и быть не может, это всё иллюзия. Наш мир - лишь переход, переправа в настоящий, истинный мир. А у нашего мира, если и есть смысл, то только, как есть смысл у мостика через реку, который нужен, чтобы попасть на другой берег. Если и есть в нашем мире истина, то это истина пути...»

А ещё один человек, третий человек, говорит – «А я был на том, другом, берегу, и переправился сюда, и я знаю, как устроены дворцы и как устроена переправа, ведь я только что оттуда. А переправился я сюда, потому что я хочу жить в этом мире по законам другого берега...»
(И это и есть Авраам – «а-иври»....)

Впрочем, давай лучше я расскажу тебе историю про картошку, которую рассказала мне когда-то Голда Ахиезер: Некий человек отправился в далёкую страну, про которую он слышал, что эта страна так богата, что драгоценные камни валяются там прямо на улице. После долгого и трудного странствия и множества опасностей достиг тот человек эту страну. И действительно, повсюду там валялись драгоценные камни, и тот человек набрал их полную телегу и хотел отправиться домой, но надо было ему ещё запастись продовольствием на обратный путь... Пришел он на рынок и хотел купить себе еды, набрал того, другого, а ему говорят – «Замечательно! Это стоит сто картошек.» «Каких картошек? Вот у меня тут множество драгоценных камней!» «Это? Нет, у нас этих камней навалом, а вот что мы по-настоящему ценим – так это картошку!» «А как же купить картошку?» «Ну, картошка – это такая драгоценность... Можно, например, попробовать заработать...» Нанялся тот человек на работу и за целый день работы заработал одну картошку... Потом он понял, что телега ему нужна, чтобы зарабатывать больше и сгрузил с неё драгоценные камни. Прошли годы. Человек тяжело работал, и ему удалось накопить много картошек... Наконец он разбогател настолько, что смог купить продовольствие на обратный путь и у него осталась ещё целая телега картошки, и он тронулся с этим богатством в обратный путь. Приехал домой, а ему говорят – «Ну и где же драгоценные камни? Что ты привез? Телегу картошки?» Горько заплакал тот человек. Но когда он разгрузил свою телегу, то увидел, что в ней застряло несколько небольших жемчужин – взял он их, и жил с тех пор безбедно...

Сказка о странствющих и путешествующих, рассказанная Менахемом Ягломом в ночь перед бейт-мидрашем.

Жил-был человек, который всё время находился в пути. И когда спрашивали его, куда он держит путь, он говорил, что едет к царю.
Он переезжал из деревни в деревню, из города в город, ехал, ехал, ехал, ехал, и всем, кто его встречал, говорил, что едет к царю.
И поначалу все ему верили, но вот незадача – он нередко оказывался в тех местах, где уже побывал, и всё равно по-прежнему утверждал, что едет к царю. И стали над ним смеяться и говорить ему – пустак ты, ничего ты не едешь к царю, а только морочишь нам голову, потому как кто ищет, тот находит, и всякий кто едет к царю по какой-то своей конкретной надобности, её в конце концов и получает...
А тот смеялся и отвечал, что такие ищущие, о которых вы говорите, никогда не добираются до царя, а только до своей конкретной надобности и добираются, а вот только я по-настоящему еду к царю.
И вот, по прошествии времени, у одного его дорожного знакомца случилась огромная надобность, которую не мог решить никто, кроме самого царя. И отправился он к царю за помощью, и проделал огромный путь, преодолел все препятствия, и предстал перед царём, который его надобность немедленно удовлетворил. И спросил, знает ли он про такого чудака-обманщика, который всем говорит, что едет к царю, а сам никак не доедет? «Ещё бы мне не знать! - сказал царь, - Неужели ты думаешь, что я бы здесь сидел, а ты получил бы от меня то, что хотел, если б он не ехал всё время ко мне и не вёз бы с собой царский дворец и меня самого?!»

Добавлено (2006-07-26, 3:30 Pm)
---------------------------------------------
<b>Падающая сукка Давида</b> <p> <b>Бейт-мидраш</b> <p> <b>Рига, июнь 2006</b> <p> '... Я уподобился пустынному пеликану, <br> я стал как филин, живущий в развалинах. <br> Я бодрствую, и стал <br> как одинокая птица на крыше...' <p> Псалом 102, 7-8 <p> <b>0.1. "По образу Бога создал человека". <br> Рабби Хаим Воложинер, Nefesh Ha-Hayim (в сокращении)</b> <p> 'И сотворил Бог человека по своему образу, по образу Бога сотворил его.' <br> Также написано: "по образу Бога создал человека". (...) <p> Слова "образ" и "подобие" в этом месте нельзя понимать буквально, ведь у пророка Ишайи написано: "...и какое подобие вы сможете найти для Него..." (Ис. 40.18). Они здесь обозначают подобие в некотором отдельном качестве. Пример такого значения можно видеть в псалме Давида: "я уподобился ('damiti')пеликану пустыни" (Пс. 102:6) – у него же не выросли крылья и клюв. Он стал подобен пустынному пеликану только образом своих действий, - тем, что стал скитальцем и бродягой, как эта птица, находящаяся в уединении и перелетающая с места на место. (...) <p> (...)Качества человека и Святого, благословен Он, различны: человек берёт уже созданное дерево, и упорядочивает его своими силами – но когда он отстраняется от своей постройки, она держится; зато Он, благословенно Его Имя, своей бесконечной энергией создал все миры из ничего, "есть" из "нет", - и с тех пор их существование зависит от того, что Он по своему желанию в каждый момент изливает на них новый поток энергии. И если Он отстранится от создания хоть на секунду, тотчас все миры обратятся в ничто! (...) <p> И по этому-то подобию сотворил Он человека - дал ему во владение бесчисленное количество энергий и миров, и передал их в его руки, чтобы человек повелевал и управлял ими посредством движения своих действий, слов и мыслей, и всего порядка своих действий, будь они к добру они или наоборот. (...) Посредством своих дел и их распорядка человек в каждую секунду воздействует на тысячи высших миров... <p> <b>0.2. Падающая сукка Давида.</b> <p> <b>Амос, 9:11</b> <br> В тот день Я восставлю падающую кущу Давидову, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние. <p> <b>Вавилонский талмуд, трактат Сангедрин, 86б</b> <br> Сказал рав Нахман раву Ицхаку: Как ты слышал, когда придёт Падающий? <br> Спросил тот: Что за Падающий? <br> Ответил ему: Это Машиах. <br> - Разве Машиаха зовут Падающий? <br> - Написано же: «В тот день восставлю падающую кущу Давидову» (Амос, 9:11) <p> <b>Магараль из Праги, «Нецах-Исраэль», глава 35</b> <br> ...И в свете этого (отрывка из трактата Сангедрин) знай, что царства называются «правящими домами», потому что явления, отличающиеся прочностью часто называют «дом» - ведь дом это прочное строение. И об этом, как толковали мудрецы, благословенна их память, написано «и устроял Он дома их» (Исх. 1:22) – царство и священство. <br> Царство за свою мощь и прочность называется домом, как и священство называется домом за то, что никогда не отменится. <br> Потому-то и называется царство Давида «кущей», что оно царство <br> б-жественное, не как все прочие царства, в которых нет святости. Поэтому не называется оно «домом», то есть, прочным зданием - ведь только природные вещи в этом мире прочны. А б-жественные вещи в этом мире не прочные, а исключительно врЕменные, подобно куще, которая жилище временное. А проживание в кущах – б-жественная заповедь, которая и должна быть временной, а не прочной. И сказано «В тот день восставлю падающую кущу Давидову». <br> И вот ещё что. Если дом рухнул, то он считается уничтоженным, и если его отстроят, это будет уже новый дом. И не говорят про дом «восставлю», потому что он уже уничтожен и его как бы строят с самого начала заново. А вот куща, незавершённая и непрочная, в отличие от дома, если упала, легко восстанавливается в прежнем состоянии и вполне подлежит восстановлению. Потому и царство Давида называется кущей и считается подлежащей восстановлению. Даже когда оно упало, оно всё равно называется кущей, потому что быстро и просто восстановить его. <p> <b>1. Давид</b> <br> <br> <b>122 псалом.</b> <br> Радовался я, когда говорили мне: «Пойдем в дом Господа». <p> <b>Вавилонский Талмуд, Макот 10а:</b> <br> Сказал Раби Йегошуа сын Леви: Сказал Давид перед Господом: Владыка Вселенной, слышал я, как люди говорят: «Когда умрёт этот старик, и придет его сын Шломо, и построим Храм, и войдем в него», - и я обрадовался. Сказал ему Господь: Мне дороже один день твоих занятий Торой, чем тысяча всесожжений, которые в будущем твой сын Шломо возложит передо мной на жертвенник. <p> <b>Сказка про царя Давида, как её написал бы сказочник <br> в учебнике для Авигаиль.</b> <p> Когда в Иерусалиме правил царь Давид, весь город был застроен, и только краеугольный камень Эвен Штия, на котором был основан мир, остался нетронутым. А если хотели там построить дом, то он падал и складывался, как картонный, – таково уж свойство краеугольного камня Эвен Штия. <br> Когда случился праздник Суккот, построил себе царь Давид на том месте сукку редкостной красоты. Пошел Давид в сукку, чтобы совершить трапезу, – а сукка обрушилась. <br> Посмотрел Давид и воскликнул: Так и царству моему суждено пасть, чтобы быть восстановленным в последующие времена! <br> И приказал исследовать то место. <br> Когда исследовали его, нашли камень, а на камне выбита надпись. Прочитали надпись и доложили царю, что камень тот – Эвен Штия, положенный в основание на Сионе, и на нём был основан мир. А кто сдвинет его с места, навлечет на мир многие беды и несчастья. Построить же на нем ничего нельзя, потому что предназначено это место для Дома Царя Царей, и воздвигнуть его сможет только сын Давида, Шломо. Сказал Давид в сердце своем: «Если сам я не могу построить Дом, буду плясать перед Царем Царей и в танце своем представлять Дом, как он должен быть построен.. А когда сделаюсь стар, ещё при жизни своей передам <br> царство сыну, и приближу строительство Дома, и увижу, как <br> заложат основание его...» <p> <b>2.

Добавлено (2006-07-26, 3:31 Pm)
---------------------------------------------
Продолжение:
[b]Шломо.</b> <p> <b>2.1. Коэлет, 1:12</b> <br> Я, Коэлет, был царем над Исраэлем в Иерушалаиме. <p> <b>2.1.1. Раши: я, Коэлет, был царем..</b> <br> Был царем над всем миром, затем над одним Исраэлем, затем над одним лишь Иерушалаимом, и, наконец, только над собственным посохом, ибо сказано: "был царем... в Иерушалаиме", однако теперь я не царь. <p> <b>2.2. Шломо и Ашмедай.</b> <br> Когда Шломо строил Храм, то строил его из цельных камней (Шемуэль А, 6:7). Спросил мудрецов: как сделаю? Сказали: есть Шамир, которым Моше резал камни эфода. Сказал им: Как найти его? Сказали: мы не знаем, но Ашмидай, царь демонов, может быть, знает. Сказал им: где он? Сказали: он на вершине некой горы, наполняет яму водой, накрывает скалой и запечатывает печатью. <br> Возвращается (Ашмидай) из небесной академии, проверяет печать, открывает, пьёт и закрывает. Послал Шломо Бенаяу бен-Иегояда, главу Санхедрина, дал ему кольцо, на котором выбито Имя, и цепь, на которой выбито Имя, и мехи с вином. Пошёл, выкопал яму над ямой Ашмедая, и наполнил вином, выкопал яму внизу и вода пролилась. Закрыл ямы шерстью и сел на дерево. <br> Пришёл Ашмидай, проверил печать, открыл и нашёл вино. Сказал: написано "Вино глумливо, сикера буйна, и всякий увлекающийся ими неразумен" (Притч., 20:1). Не пил, но томимый жаждой сказал: написано же "Вино, веселящее сердце человека!" (Тегилим, 104:15), выпил, и опьянел, и заснул. Пришёл Бенаяу и набросил на него цепь. Проснулся, и стал вырываться. Сказал ему Бенаяу: Имя Господина твоего на тебе, - и взял его. <br> ...Предстал Ашмидай перед царём. Отмерил четыре локтя, бросил перед ним и сказал: Когда умрёт человек, не будет у него ничего, а только четыре локтя (земли). Ты захватил весь мир и не удовлетворился, пока не захватил меня. <br> Сказал ему Шеломо: Написано "быстрота единорога у него" (Бемидбар 24:8) и говорят, будто быстрота - это ангелы, единорог - это демоны. Чем же они превосходят нас? Сказал Ашмедай: сними с меня цепь и отдай твоё кольцо. Снял Шеломо цепь, и дал ему кольцо. Проглотил кольцо Ашмедай и забросил Шеломо на четыремта фарсангов, и занял его место. <br> Шеломо скитался и говорил: "Я, Когэлет, был царём над Израилем!" И люди смеялись над ним. <br> (Мидраш Тегилим) <p> <b>Сказка о картонном городе и царе Шломо, рассканная Элишой для Тали на улице Бен Йегуда.</b> <p> Был у царя Давида сын, именем Шломо, и был он с детства наделён великой мудростью. Было в Иерусалиме место, где лежал краеугольный камень Эвен Штия, на котором держится мир. На том месте ничего нельзя было построить, потому что всякое здание, поставленное там, немедленно падало, словно бы было сделано из картона или бумаги, – будь то царская сукка или любая иная постройка. Когда был Шломо ещё ребёнком, пошёл и поставил там здание из картона, и оно не упало – ведь если настоящее здание там падало, как картонное, понятно, что картонное здание стояло, как настоящее. <br> Когда вырос Шломо и стал царём над Израилем в Иерусалиме, хотел он построить на камне Эвен Штия Дом для Царя Царей. <br> Приснился ему сон, в котором видел он Дом во всей его славе. Кликнул царь Шломо клич до концов земли, чтобы приходили к нему строители и архитекторы. Сходились к нему мастера со всего света и приносили свои проекты, но ни один из проектов не был похож на тот, что видел царь Шломо во сне. <br> Последним пришёл Адонирам из города Тира. <br> Спросил его царь Шломо: «Где же твой проект?» – Достал Адонирам из-за пазухи верёвку с узелками, которой он мерил длину, и сказал: «Вот мой проект, о царь». И рассказал царю Шломо, что в ту же ночь видел он тот же самый сон о Доме для Царя Царей. А так как умеет он, Адонирам, задумывать себе на ночь любой из своих снов, то может построить Дом безо всякого проекта. <br> Так каждую ночь смотрел Адонирам этот сон и отмерял своей верёвкой длину и высоту, а утром отправлялся на строительную площадку, и те же величины отмерял на ней. Получился Дом точно таким, как видел его царь Шломо во сне. И было там медное море в триста локтей, которому не было дна, потому что уходило оно в ту бездну, в которую упал первый камень, а ниже неё ничего нет. И всевозможные другие чудеса также там были, так что со всего мира приезжали полюбоваться на Дом Царя Царей. Ну, а ещё царь Шломо впервые обнёс Иерусалим стеной и сделал в ней тринадцать ворот… <p> <b>3. Мир Сокрытия.</b> <p> <b>Дварим, 31, 18-19</b>. <br> (18) А Я сокрытием сокрою лицо Мое в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к Богам иным. <p> <b>Рабейну Бахья Ибн Ашер. Комментарий на Дварим, 31, 18-19</b>. <br> А Я сокрытием сокрою лицо Мое в тот день – уже упомянуто было выше, что «Я сокрою лицо Своё от вас» обозначает сокрытие Лица в вавилонском изгнании. А теперь (текст) возвращается и сообщает о другом сокрытии Лица, используя двойное выражение (сокрытием сокрою), чтобы сообщить тебе, что не будет это сокрытие краткосрочным, как это было в первый раз, а будет долгое время в сокрытии Лица. И намекает на то изгнание, в котором мы находимся сейчас, для которого характерно двойное сокрытие Лица. <p> <b>3.1. Про червячка Шамира и плоды инжира.</b> <p> <b>Вавилонский талмуд, трактат Сота, 48б (в сокращении</b> <br> "Когда был разрушен Храм, пропал шамир.." <br> (на нагруднике первосвященника (хошен) были камни по числу колен, на которых были написаны имена колен) ...Писали буквы чернилами и направляли на них шамир, и камни как будто бы лопались по буквенным линиям — как лопаются плоды инжира в солнечные дни, и при этом от них ничего не убывает; как трескается почва во время дождей, и при этом ее не становится меньше. <br> Учили мудрецы: Шамир – создание с ячменное зерно, и создано в сумерки шестого дня Творения, и ни одна твёрдая вещь не устоит перед ним, а хранят его завёрнутым в шерсть в свинцовом сосуде... <p> <b>3.2. Про то, как надо веселиться, зная, что потеряешь царство.</b> <br> Вам я расскажу, как, бывало, веселились в старину. <br> Был однажды царь, и был у него единственный сын. Вот захотел царь передать сыну при жизни царство. И устроил пир. <br> Царский пир — радость великая, ну а если царь дарит сыну царство при жизни — радость через край. И были на том пиру все царские министры и все князья, и все военачальники, и веселились, и радовались за сына. <br> Также и все подданные царства были очень довольны, что передается сыну царство при жизни, ведь в том большой почет царю. <br> И стоял пир горой. Также было там все, что радует сердце и глаз: раек с комедиантами, да хоры со скоморохами. <br> И как переполнились все радостью да весельем, встал царь и сказал сыну: <br> — Как известно тебе, я — звездочет. И я вижу, что тебе предстоит сойти с царства. Берегись, чтобы не загоревать, когда сойдешь с царства, — только пребывай в радости. И если будешь в радости, так и я буду рад. <br> Ну а если загорюешь, то и тогда я буду рад. Рад тому, что ты больше не царь. Затем, что не достоин ты царства, если не можешь удержать себя в радости, когда сходишь с царства. Но если будешь радоваться, так и мне радости много больше. <p> <b>3.4. Раби Нахман из Браслава.</b> <br> По сути, плач должен корениться в смехе, потому что на иврите слово бэхия ("плач") является аббревиатурой слов "бэ-шимха йегилун коль ха-йом" - "Имени Твоему будут радоваться весь день". <p> <b>3.5. Заповедь «веселиться».</b> <p> <br> <b>Книга "Ваикра", 23</b> <br> (40) в первый день возьмите себе плод дерева прекрасного, ветви пальмовые и побеги деревьев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; (...) <p> <b>3.6. Таанит, 22а </b> <br> Раби Брока Хазаа наведывался на рынок Белапата, где ему часто являлся пророк Элияу. Однажды он спросил его: «Есть ли кто-нибудь на рынке, достойный доли в мире грядущем?» Он (Элияу) ответил: «Нет». Во время их разговора мимо них прошли два человека, и он сказал: «Эти двое достойны своей доли в мире грядущем». Раби Брока подошёл к ним и спросил, чем они занимаются. Ответили: «Мы – бадхены. Если мы видим людей в печали, мы веселим их, если мы видим, что двое ссорятся, мы стараемся примирить их». <p> <b>3.7. Игрушка.</b> <br> <br> <b>Теhилим. 119:92</b> <br> Если бы не была Тора Твоя мне игрушкой, пропал бы в бедствиях моих. <p> <b>История про Дворец и про то, как в Хельм вернулся Царь.</b> <p> Были времена, когда люди ещё помнили, что город Хельм когда-то назывался Мълех и правил им царь Млех XV. Но царь спустился в обыкновенный мир путешествовать и куда-то пропал, царский дворец быстро пришёл в запустение и зарос травой и цветами, а Мълех стал Хельмом. Так вот тогда уже люди в память об ушедшем царе и в надежде вновь дождаться его придумали таскать за собой повсюду телегу с небольшой моделью дворца на ней. Хельм с утра до вечера наполнялся грохотом тележек с дворцами и звоном колокольчиков, которыми некоторые жители украшали свои дворцы. <br> Однако Хельм есть Хельм, и нашлись такие, что стали придумывать дворцы без колёсиков, особенно те, кому нужно было быстро передвигаться по городу. Появились дворцы-заплечные-мешки, дворцы-шляпы, и даже одежда в виде дворца. Её изобрёл один человек, который придумал сам передвигаться по городу на колёсиках, прикрученных к башмакам. Он всё время совершенствовал и колёсики, и одежду-дворец, пока люди не стали думать, что по городу сам собой катится царский дворец. Они кричали ему: «Привет, Дворец! Дворец едет! Смотрите, Дворец вернулся!» - и показывали на него своим детям. Изобретатель так привык к своему облику, что почувствовал себя настоящим Дворцом. И, здороваясь, так и говорил: «Здравствуйте! Я – Дворец». А поскольку хельмучи ежегодно праздновали День Дворца и устраивали грандиозное гуляние у его руин, то сочли весьма подходящим нанять Человека-Дворца весь день стоять дворцом на руинах. Вошло даже в обычай подходить к нему с вопросом: «Не вернулся ли царь?» - на что он должен был коротко ответить: «Ещё нет». Так и спрашивали друг у друга: «Ты уже был у Дворца? Ты уже ходил ко Дворцу?» <br> Мало- помалу традиция ходить ко дворцу вышла за стены Хельма, и даже появились паломники, желавшие попасть в Хельм и спросить у Дворца о царе. От них-то, наверное, и прослышал настоящий царь, что в Хельме отстроен для него новый дворец и что его там ждут. <br> Вернулся он в Хельм как раз в тот самый праздник и пришёл ко дворцу, где, конечно же, никакого дворца не увидел, а только человека в шутовской одежде, окружённого толпой людей. <br> Царь пробился к нему и спросил: «Кто ты?» <br> «Я – Дворец, - удивился Человек- Дворец, - а ты кто?» <br> «Я – Царь», - ответил царь, и все вокруг засмеялись. И так понравилась эта шутка жителям Хельма, что они уговорили того, кто назвался царём, приходить раз в год ко Дворцу и объявлять, что он и есть Царь… <br> Говорят, что в Хельме эта традиция сохраняется и сейчас. <p> <i>Лёня Грольман, Юля Шурухт</i>

Добавлено (2006-07-26, 3:35 Pm)
---------------------------------------------
«Подними глаза свои с места,
на котором ты стоишь»

(Берешит, 13:14)

Бейт-мидраш

Сказал Маггид из Кожниц. Бог говорит человеку так же, как Он сказал Моше: «Сними обувь твою с ног твоих» – стряхни обыденность, которая сковывает твою сущность, и ты узнаешь, что место, на котором ты сейчас стоишь, – святая земля.

Рига,Июнь 2006

Эпиграф

Дождь идет,
Потоки льются.
Черный кот глядит на блюдце.
В блюдце нету молока,
Смотрит кот на облака:
"Хоть бы раз полил нарочно
С неба в блюдце дождь молочный!"

Александр Введенский (1904-1941)

Авраам выходит из пещеры.
В тот час, когда родился Авраам, на восточном склоне небес появилась звезда, поглотившая свет четырех звезд на четырех сторонах небосвода. Видя это, звездочеты сказали Нимроду:
— Сейчас у Тераха родился сын, будущий родоначальник племени, которому предопределено унаследовать и земной мир, и загробный. Прикажи весь дом Тераха засыпать серебром и золотом, только бы он дал умертвить новорожденного.
Послал Нимрод сказать, по совету звездочетов, Тераху: дай умертвить родившегося у тебя младенца, и царь наполнит твой дом серебром и золотом.
На это Терах ответил притчей:
— Одному коню сказали: "Дай отрежем тебе голову, а в награду за это дадим тебе полный амбар овса".
— Глупцы, — отвечал конь, — если отрежете мне голову, кто же есть будет овес?
— Отвечу и я: "Если вы умертвите моего сына, кто же унаследует серебро и золото?"
— Впрочем, — прибавил Терах, — у меня действительно родился сын, но он умер.
Пришлось Тераху прятать сына от Нимрода, и он укрыл его в пещере, где Авраам оставался три года. Для питания его Бог сделал в стенах пещеры два отверстия, из которых текли мед и елей.
Трех лет от рождения вышел Авраам из пещеры и, увидя мир Божий, стал размышлять о том, кем созданы земля и небо, и он сам. Очарованный величественным видом солнца, его светом и теплом, он весь день возносил молитвенную хвалу солнцу. Когда солнце зашло, а на небе появилась луна, окруженная мириадами звезд, Авраам подумал: "Вот это светило, очевидно, и есть божество, а маленькие светильники, его окружающие, это его вельможи, воины и слуги. Всю ночь он пел гимны луне. Но вот наступило утро; луна зашла на западе, а на востоке снова появилось солнце.
— Нет, — сказал Авраам, — есть Некто, который и над солнцем властен, и над луною. К Нему стану я возносить моления мои.
(Маасе Авраам, Бейт hаМидраш)

Берешит, 12
(1) И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. (2) И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. (3) И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные. (4) И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот; а Аврам был семидесяти пяти лет при выходе из Харана.

Горящий замок.
Мидраш Раба 39,1
Сказал раби Ицхак: Как понимать то, что написано в Псалме (Теилим, 45:11-16) «...слушай, дочь, и смотри, и приклони ухо, и забудь свою семью и дом своего отца; и понравится царю твоя красота, - потому что он – твой господин, и ты поклонись ему... (...) она будет приведена к царю, с ней ее подруги, (...) - они войдут в Замок царя....» - Сказал раби Ицхак: это подобно человеку, проходившему по дороге, увидевшему горящий Замок и сказавшему: может быть, у этого Замка нет хозяина? Выглянул к нему хозяин Замка и сказал ему: «Я -- хозяин Замка». Так же из-за того, что Авраам говорил: «может быть, в мире нет Управляющего? - выглянул Святой, благословен Он, и сказал: -- Я - Управляющий и Господин мира. (...) "...И сказал Б-г Аврааму: уйди из своей земли, из страны твоего рождения и из дома твоего отца..."

Горящий замок Менахема-Мендла из Коцка (19в.).
Притча. Путник, заблудившийся в лесу, видит объятый пламенем замок. Замок пуст, думает путник. Вдруг он слышит крик: “Помогите, помогите мне, я хозяин замка”. И раби повторяет: “Пылает замок, горит лес, и хозяин замка взывает о помощи. Что же это означает? А то, что замок обитаем, и там есть хозяин”.

Крышка от преисподней
Вавилонский Талмуд, трактат Таанит, 10а
«Учили наши мудрецы: «Египетская земля – четыреста верст на четыреста верст, и это одна шестидесятая от Куша, а Куш – одна шестидесятая от Вселенной, а Вселенная – одна шестидесятая от сада, а сад – одна шестидесятая от Эдена, а Эден – одна шестидесятая от Преисподней. Выходит, что весь мир – словно крышка от горшка для Преисподней». А некоторые говорят: Преисподняя не имеет размера». А некоторые говорят: «Эден не имеет размера».

Лот поднимает глаза.
Берешит, 13
(10) И поднял Лот очи свои, и увидел всю окрестность Ярдэйна, что вся она напоена; до истребления Господом Сдома и Аморы она была, как сад Господень, как земля Египетская, доходя до Цоара. (11) И избрал себе Лот всю окрестность Ярдэйна; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. (12) Аврам поселился в земле Канаанской; а Лот поселился в городах окрестности и раскинул шатры до Сыдома. (13) Люди же Сдома были злы и весьма грешны пред Господом.

Авраам поднимает глаза.
Берешит, 13
(14) И Господь сказал Авраму после отделения Лота от него: подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты теперь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу. (15) Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки. (16) И сделаю потомство твое, как песок земной; так что, если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет. (17) Встань, пройди по земле сей в длину ее и в ширину ее, ибо тебе Я дам ее.

За пределы звезд
Берешит, 15:1-5
(1) После этих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано так: не бойся, Аврам, Я щит тебе; награда твоя весьма велика. (2) И сказал Аврам: Господи Боже! что Ты дашь мне? Вот я отхожу бездетный, а домоправитель мой это Элиэзэр из Даммэсэка. (3) И сказал Аврам: ведь Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследует мне. (4) И вот, сказано ему слово Господа (такое): не будет он тебе наследовать; но тот, кто произойдет из недр твоих, будет тебе наследовать.
(5) И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка на небо и сосчитай звезды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твое.
(6) И поверил он Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Трактат Шабат 15а,б
Ведь сказал раби Иегуда со слов Рава: – Откуда известно, что нет созвездия для Израиля? Сказано (Берешит, 15:5): «И вывел его за пределы (наружу) и сказал: Взгляни на звезды. Можешь ли сосчитать их? И сказал: Таково будет и твое потомство». Сказал Авраам перед Святым, Благословен Он: «Вот я бездетен, домоправитель мой – наследник мой» (там же, 15:3). «Нет, – ответил ему Господь, – прямой потомок твой станет твоим наследником» (там же, 15:4). «Владыка мира! – воскликнул Авраам. – Я изучил свой гороскоп и увидел, что мне не суждено иметь сына». Сказал Господь: «Выйди за пределы гороскопа, ибо нет созвездия для Израиля! Ты думаешь, что твой знак Юпитер стоит на западе? Вот я поверну Юпитер и помещу его на востоке!»

Псалом 121
(1) Песнь ступеней. Поднимаю глаза мои к горам – откуда придет мне помощь? (2) Помощь мне от Господа, сотворившего небо и землю.

Янкеле Ройтер, «Хасидские рассказы к Торе», 20 век.
Написано (Теилим 121): «Откуда - меаин, или ми-эйн, [или - игра слов - из ничего] придёт мне помощь? Помощь мне [придёт] от Бога, что сделал небо и землю». Как небо и земля сделаны из ничего, так и помощь от него будет из ничего.

Иосиф Бродский

1 ЯНВАРЯ 1965 ГОДА

Волхвы забудут адрес твой.
Не будет звезд над головой.
И только ветра сиплый вой
расслышишь ты, как встарь.
Ты сбросишь тень с усталых плеч,
задув свечу, пред тем как лечь.
Поскольку больше дней, чем свеч,
сулит нам календарь.

Что это? Грусть? Возможно, грусть.
Напев, знакомый наизусть.
Он повторяется. И пусть.
Пусть повторится впредь.
Пусть он звучит и в смертный час,
как благодарность уст и глаз
тому, что заставляет нас
порою вдаль смотреть.

И молча глядя в потолок,
поскольку явно пуст чулок,
поймешь, что скупость - лишь залог
того, что слишком стар.
Что поздно верить чудесам.
И взгляд подняв свой к небесам,
ты вдруг почувствуешь, что сам
чистосердечный дар.

Добавлено (2006-07-26, 3:36 Pm)
---------------------------------------------
Продолжение:

«Место на котором ты стоишь»

Иосиф Бродский
(...)
Мелкие, плоские волны моря на букву "б",
сильно схожие издали с мыслями о себе,
набегали извилинами на пустынный пляж
и смерзались в морщины. Сухой мандраж
голых прутьев боярышника вынуждал порой
сетчатку покрыться рябой корой.
А то возникали чайки из снежной мглы,
как замусоленные ничьей рукой углы
белого, как пустая бумага, дня;
и подолгу никто не зажигал огня.
(...)

* * *

Я родился и вырос в балтийских болотах, подле
серых цинковых волн, всегда набегавших по две,
и отсюда -- все рифмы, отсюда тот блеклый голос,
вьющийся между ними, как мокрый волос,
если вьется вообще. Облокотясь на локоть,
раковина ушная в них различит не рокот,
но хлопки полотна, ставень, ладоней, чайник,
кипящий на керосинке, максимум -- крики чаек.
В этих плоских краях то и хранит от фальши
сердце, что скрыться негде и видно дальше.
Это только для звука пространство всегда помеха:
глаз не посетует на недостаток эха.

1975

"<...> я родился и вырос на другом берегу Балтики, практически на ее противоположной серой шелестящей странице. Иногда в ясные дни, особенно осенью, стоя на пляже где-нибудь в Келомякки и вытянув палец на северо-запад над листом воды, мой приятель говорил: "Видишь голубую полоску земли? Это Швеция".

Иосиф Бродский «Пенье без музыки» (отрывок)

Когда ты вспомнишь обо мне,
дня, месяца, Господня Лета
такого-то, в чужой стране,
за тридевять земель -- а это

гласит о двадцати восьми
возможностях -- и каплей влаги
зрачок вооружишь, возьми
перо и чистый лист бумаги

и перпендикуляр стоймя
восставь, как небесам опору,
меж нашими с тобой двумя
-- да, точками: ведь мы в ту пору

уменьшимся и там, Бог весть,
невидимые друг для друга,
почтем еще с тобой за честь
слыть точками; итак, разлука

есть проведение прямой,
и жаждущая встречи пара
любовников -- твой взгляд и мой --
к вершине перпендикуляра

поднимется, не отыскав
убежища, помимо горних
высот, до ломоты в висках;
и это ли не треугольник?

Рассмотрим же фигуру ту,
которая в другую пору
заставила бы нас в поту
холодном пробуждаться, полу-

безумных лезть под кран, дабы
рассудок не спалила злоба;
и если от такой судьбы
избавлены мы были оба --

от ревности, примет, комет,
от приворотов, порч, снадобья
-- то, видимо, лишь на предмет
черчения его подобья.

Рассмотрим же. Всему свой срок,
поскольку теснота, незрячесть
объятия -- сама залог
незримости в разлуке -- прячась

друг в друге, мы скрывались от
пространства, положив границей
ему свои лопатки, -- вот
оно и воздает сторицей

предательству; возьми перо
и чистую бумагу -- символ
пространства -- и, представив про-
порцию -- а нам по силам

представить все пространство: наш
мир все же ограничен властью
Творца: пусть не наличьем страж
заоблачных, так чьей-то страстью

заоблачной -- представь же ту
пропорцию прямой, лежащей
меж нами -- ко всему листу
и, карту подстелив для вящей

подробности, разбей чертеж
на градусы, и в сетку втисни
длину ее -- и ты найдешь
зависимость любви от жизни.

Итак, пускай длина черты
известна нам, а нам известно,
что это -- как бы вид четы,
пределов тех, верней, где места

свиданья лишена она,
и ежели сия оценка
верна (она, увы, верна),
то перпендикуляр, из центра

восставленный, есть сумма сих
пронзительных двух взглядов; и на
основе этой силы их
находится его вершина

в пределах стратосферы -- вряд
ли суммы наших взглядов хватит
на большее; а каждый взгляд,
к вершине обращенный, -- катет.

Так двух про


yu
 
ФОРУМ » Архив » Через-Край-Город 2006 » наши бейт-мидраши ("Иври")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: