Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Суббота, 2018-06-23, 5:11 PM
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Tania  
ФОРУМ » АКТУАЛЬНЫЕ » Молодежный лагерь Город Мастеров концепция (2011-15) » Работа с темой катастрофы, (ну и наверное это как то связано с темой лагеря)
Работа с темой катастрофы,
TaniaДата: Воскресенье, 2011-06-12, 7:04 PM | Сообщение # 1
Admin
Группа: Partner/Manager/Admin
Сообщений: 238
Репутация: 0
Статус: Offline
http://ttumanova.narod.ru/materiali/shoa.htm

тут, если что разные материалы -(наши подборки) - по теме катастрофы, тут части выложу, другое можно там читать

короче это наверное напрягающая тема, но я все же пытаюсь как-то что-то куда-то в ней грести. Текст статьи - в общем то старенький уже, но собстно с тех пор я с темой шоа не особо работала

РЕАГИРУЙТЕ

Некоторые размышления о работе с темой "Шоа".


Почти со всеми группами на семинаре мы приводили пример вопроса о кране в газовой камере и о том, что с ним делать сейчас. Сохранять? Реставрировать? Или дать развалиться?
Мне кажется, что на этом примере буквально проявляются различные возможные пути к изучению(преподаванию) Катастрофы.

Несколько рамок, которые, возможно, помогут дойти до "почти технического" уровня, который нам важно прояснить накануне лета.

1 рамка - Катастрофу изучать нужно или не нужно? Пара возможных ответов – нужно - потому что это часть еврейской истории и невозможно ее выкинуть, не нужно - потому что это уникальное событие, и непонятно как правильно с ним работать..
В нашем подходе останавливаемся, как уже понятно, на ответе "нужно". Не только потому что это заложено в проекте, но и по причине, обозначенной выше.
2 рамка - Изучать Катастрофу зачем? Чтобы прочувствовать, чтобы знать, чтобы понять... Ни один из этих ответов не является удовлетворяющим нас, просто потому что не являются целями, к каждому из ответов, можно задать следующий вопрос "зачем?" и это еще один огромный разговор . С другой стороны, каждый из этих ответов предполагает под собой определенный подход. Опишу буквально методически, и я думаю, почти каждый узнает, о чем речь.

"Прочувствовать" – темная комната, стихи, свечки, церемонии и слезы. Подход через травму, "что прочувствовал – запомнил, никогда не изгладится из памяти". Выражаясь циничным языком, это считается хорошим крючком к еврейскому самосознанию.[1] Про это, кстати, тоже отдельный разговор (определение себя евреем через антисемитизм , а не внутренние установки ). На такой подход мы соврешенно однозначно буквально накладываем запрет в данном проекте.

"Знать" – в общем очень близко к "прочувствовать" в плане отношения к человеку. Четкое изучения всех подробностей и деталей, очень много фактов, имен и событий – потому что важно чтобы это было в памяти. Изучение механизмов Катастофы.
Достаточно распространенный путь, с которым по крайней мере я сталкивалась много раз – это разговор о Катастрофе, о Нюрбергских законах, об антисемитских указах, далее – о лагерях, их классификации и гетто, далее – о том, что в этих лагерях происходило и какие изощренные инструменты уничтожения придумывались, и так далее, и так далее... Цепочка может быть почти бесконечной. Однако фокус ее строится на причинности произошедшего (и это стремление понятно!), - НО - эта причинность - в нацистах и их действиях. Парадокс этого подхода, как мне кажется, состоит в том, чем больше человек погружаешься в это изучение, тем меньше понимает, зачем ему это нужно и где уже можно остановиться. Какой ответ можно выности для себя из всех материалов про эксперименты над людьми? Для меня эта пропорция между информаций и моей способностью перерабатывать ее, почти всегда оставалась недостижимой.

Кроме того, подспудно где-то висела совсем нерациональная реплика "Зачем мне изучать нацистов? Говорить о них? Слишком много чести..". Это сродни тому (хотя примеры, наверное, неадекватны), как если бы при изучении разрушения Храмов или исхода евреев из Египта мы занимались бы политикой Рима или изучением египетской цивилизации.. Еще раз повторю, что эта мысль абсолютно нерациональна...

Тут мы подходим к другому возможному подходу – грубо говоря, с очень большим обобщением, противоположности "прочувствовать" (потому что акцент на "жизни" а не "смерти") и противоположности "знать" (потому что фокус на "евреях" а не "нацистах").
Жизнь евреев - короткая или долгая – проходила до Шоа, во время Шоа и у некоторых после Шоа. И в течении этой жизни с людьми происходили открытия, создания нового, к ним приходили мысли, рождались идеи . И эти идеи, через переживших катастрофу или находившихся рядом с ней (поле –то одно) влияют на нас сегодняшних, так же как и вся предыдущая еврейская история, понимаем мы это или нет, почти на генном уровне[2].

И если поверить в это и понять, основная цель изучения Катастрофы становится такой же, как и рассмотрения истории. Еврейский подход к истории заключается не в изучении хронологии или глав учебника, а в отношении к истории, как к Памяти. Определение того, что влияет на меня сегодняшнего, на мою жизнь - и только за счет этого имеет смысл для меня. (Например, праздники – в календаре года, а не в отмечании стольки-то лет с момента восстания Маковеев, и тп ).
Возвращаясь - основной целью изучения Шоа становится понимание влияния Катастрофы на сегодняшнего человека, еврея. Что это создает мне, так же как что мне создает Авраам и средневековые гетто. Как это строит мою жизнь сейчас? Чему я из этого учусь и что создаю себе, потому что мои предки ( а значит и я в какой-то мере) были там?
При достижении этой цели материал, с которым происходит основная работа, заключается не в подробном описании орудий и механизмов уничтожения, а в хрониках жизни людей, евреев. В том, о чем они думали, что они делали, какие газеты выпускали , какие лекции читали на научных собраниях в гетто, какие картины рисовали, как их изменяла жизнь .

В то же время это отнюдь не отрицает необходимости работы с исторической информацией, которая "вокруг" (о тех же Нюрбергских законах), но вся цель этой информации – создать контекст для разговора о жизни евреев в определенных условиях.


Может показаться, что в этом ограничении (говорим о жизни больше, а смерти меньше) находится некоторое неуважение к людям, погибшим в Шоа. Потому еще раз возвращаюсь к обозначению темы этой статьи – мы говорим не о сохранении памяти жертв Катастрофы или архиве всех собранных данных (хотя это очень важно, на мой взгляд); мы говорим об образовательной работе, которая в первую очередь должна способствовать созданию чего-либо в человеке, а не разрушению его.

Тот, кто заинтересуется этой темой больше, может самостоятельно делать архив, исследование, памятник, а тот , кому это не подходит – не будет копать так глубоко эту тему.


Ну вот. Теперь немного о материале, который мы посылаем . Он состоит из трех частей. Первая часть – это как раз внешняя рамка, факты, события, историческая информация, то, без чего нельзя обойтись при разговоре о Катастрофе. Вторая – это материалы о жизни людей в городе-гетто Терезине. (именно Терезин – потому что про него особенно много материалов о жизни людей там). Материалы по различным блокам, направления – про театр, школу, искусства. Есть еще, если вы попросите что то по конкретной теме (то соответствует вашему проекту – мы найдем) Кроме того, что они про жизнь – эти материалы позволяют совершать с ними действия, напрямую как бы не связанные в Катастрофой и таким образом как бы давать выход из нее. Например, там есть спектакли, можно подобрать тот, который в тему вам, и просто разобрать его, по ходу отмечая, кто автор, а кто были герои и что с ними происходило, когда они играли . Или такая же история с авторами газеты, или рисунками.
Если непонятно, что имеется в виду, присылайте, пожалуйста, вопросы – мы постараемся ответить. Это тема для большого разговора, очень сложно писать все это в повествовательных предложениях.

И третья часть материалов – это комментарии к работе с темой Катастрофы, где-то претендующие на их принятие, где-то высказанные в порядке заметок на полях.







[1] – "о, их зацепило на Холокосте! Рубились про антисемитизм и какими евреями они себя чувствуют" – радостно заявляет мадрих на 4 день лагеря. Еще бы не зацепило. Но пара девочек вышли из группы и пошли в разные комнатки поплакать... В этом цель? Или это побочное действие?

[2] Я помню, как то в разговоре во время какой-то там по счету поездки по местам Восточной Европы речь ( в который раз!) зашла о том , почему же в 30-е годы евреи не уезжали из Германии. Мы пытались представить это на себе, и приходили к выводу, что непременно, любыми путями, не задумаваясь особо, не веря, что Шоа может случится, все равно сбежали бы куда-нибудь..на всякий случай.. и совершенно непонятно почему люди этого не делали, ну хотя бы на всякий случай. А потом мы вернулись в "здесь и сейчас", и стали думать, откуда это у нас – такое желание побега, и дошли до очевидной казалось бы мысли о том , что мы сбежали бы сейчас из подобной ситуации , как раз потому, что в нас уже сидит этот страх, страх бабушек и дедушек, эвакуированных последними поездами с Украины и ехавшими в течении года в поездах под бомежками. И мы этого даже не осознаем.
 
TaniaДата: Понедельник, 2011-06-13, 2:47 AM | Сообщение # 2
Admin
Группа: Partner/Manager/Admin
Сообщений: 238
Репутация: 0
Статус: Offline
чему я учусь от этого?
 
TaniaДата: Понедельник, 2011-06-13, 3:04 AM | Сообщение # 3
Admin
Группа: Partner/Manager/Admin
Сообщений: 238
Репутация: 0
Статус: Offline
два направления , из разговора сегодня, которые затрагивают(нас - а что вас?)

1 - про смерть и убийство, про природу человека, про как такое с человеком происходит что один убивает другого и что в человеке есть ? и во мне тоже... КАИН И АВЕЛЬ

2 - про мою еврейскую самоидентификацию. как на меня влияет то что я еврей, а евреи - это те, с кем была катастрофа, и те, кто бвли рабоми в египте, и те , кто из него выходили и тп
тут было много кругов, кричали в основном про то что есть проблемная точка тут - но ее проскакивают, ее хочется проскочить и дать на нее быстро решение - эта точка какой-то (какой????)слабости еврейской культуры, выразившийся в таких громадных жертвах. Крик был про то, есть ли такая точка, есть ли слабость или все ништяк
а говорили в такой логике - что я выбираю сейчас еврейство, оно - мой выбор, и если она делаетт людям что-то (что они становятся жертвами) то меня это не может не тревожить - и это и есть реальное напряжение в этом вопросе-пункте еврейского зеута. решили почитать что равины пишут на тему шоа

ну и еще был фоном все время разговор про ,что меня (каждого) лично все же затрагивает в теме катастрофы, зачем я считаю нужным(если считаю) работать с этой темой
 
TaniaДата: Понедельник, 2011-06-13, 9:00 PM | Сообщение # 4
Admin
Группа: Partner/Manager/Admin
Сообщений: 238
Репутация: 0
Статус: Offline
мы вчера  как то говорили про особенность еврейской культуры,
никита седня сказал "капля камень точит" - что-то про беззащитность, про другую мораль, несиловую, и невероятную сложность этого столкновения его с силовой

это столкновение трогает, задевает, и раздражает одновременно
как звук камешка по стеклу

в нем и мораль, и слабость, и фатализм, и сложность, и суициадальность....брррр... очень сложно с этим. сразу хочется дать ответ, проскочить задевающую точку. Ответ , - типа - героизм варшавского гетто сделать символом катастрофы, говорить о том, что слава Б-гу есть государство Израиль и теперь мы сильные и тп
то есть это все важно, но проскакивание точки задевающего вопроса жалко что происходит, может сил нет в ней задержаться,пока
 
TaniaДата: Вторник, 2011-06-14, 0:58 AM | Сообщение # 5
Admin
Группа: Partner/Manager/Admin
Сообщений: 238
Репутация: 0
Статус: Offline
еще кусочек в тему из лекции дашевского

И дальше Авраам и Ицхак идут одни, и идут они вместе. Это слово подчеркнуто - "яхдав". Идут заодно, вместе, исполнять как бы общее дело, в котором у них прямо противоположные роли: один идет зарезать, а другой идет быть зарезанным. И Ицхак уже не такой маленький, по основному мнению ему в этот момент З7 лет, он хорошо понимает, что происходит, когда люди идут приносить жертву и жертвы нет, этого животного нету. И вся эта сцена получила в традиции название "акедат Ицхак" - связывание Ицхака. По некоторому действию, которое совершенно не было предписано, не называется в еврейской традиции "жертвоприношение Ицхака", как это в европейской культуре, называется "акеда" - связывание Ицхака. И мидраш описывает это таким образом, что Ицхак понимает, у него нет особенно вопросов. Раз Бог велел, чтобы отец принес его в жертву, значит, нет вопросов, это - заповедь. Но у Ицхака есть одна просьба, он говорит: "Отец, я знаю, что душа - она наглая. И в момент, когда она увидит нож, она может дрогнуть, и я тебе испорчу жертвоприношение. Может быть не порез точно одним движением. Я тебя прошу, свяжи меня". И поэтому название "связывание Ицхака" не является некоторым случайным таким намеком по технической детали. Называется именно по тому действию, которое не было предписано, а является инициативой снизу. Человек, который приносится в жертву, может впасть в состояние делириума, восторга, спятить, он может вознестись в какие-то высокие материи, но человек, который холодно рассуждает о технической детали, - это человек, который, в общем, достаточно проработал свою материю, он знает себя, знает, что душа наглая и надо принимать меры предосторожности.
 
LukacherДата: Вторник, 2011-06-14, 5:33 PM | Сообщение # 6
Мастер
Группа: Partners/managers
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Про слабость еврейской культуры, мне кажеться что где та самая слабость в ней и сила. Попробую пояснить что имею ввиду. Меня больше всего пугает в катасрофе - это безграничность которую люди сами себе пытаются создать, а это не получается это не возможно. Я все время пока изучала "на уровне знать" про катасрофу, задавалась вопросом где был Б-г, но не сточки зрения почему не защитил евреев ( как это обычно приянто) а с точки как так человек думает что он самый сильный, и нет ни какого больше чем он.

Да прибудет с тобой великая сила Джидая!

Сообщение отредактировал Lukacher - Вторник, 2011-06-14, 5:43 PM
 
mixelmanДата: Среда, 2011-06-15, 12:18 PM | Сообщение # 7
Мыслитель
Группа: Partners
Сообщений: 10
Репутация: 0
Статус: Offline
Я вот все читаю.... Много вопросов крутится.....
Quote (Tania)
...что-то про беззащитность, про другую мораль, несиловую, и невероятную сложность этого столкновения его с силовой
это столкновение трогает, задевает, и раздражает одновременно
как звук камешка по стеклу

Это похоже на историю Иосефа и жены Потифара... Про то, что, видимо, и представить невозможно из своей морали, в которой я живу и дышу, что будет настолько по другому... И то, что "капля камень точит" это тоже как-то соответствует моим размышлениям на эту тему... Просто я вот понимаю, что мне силу в этом искать сложно... Но.... Мне кажется я знаю, где ее искать! Мне сложно это сформулировать... Просто я понимаю, что во мне находят отклик слова о том, что изучать хочется не немецкую историю, а еврейскую. И тогда это разговор через ЖИЗНЬ до, во время и после... И то, что сегодня мы имеем возможность, хоть и с трудом, но все же немного отстраниться, относиться к этой теме, как к части еврейской истории, которая ТОЖЕ ЧЕМУ-ТО УЧИТ... Искать свои слабости... Делать их не слабостью, а силой с отношением к тому, что Катастрофа - это тоже часть нашей истории... Не внешняя, а такая, которая должна быть как-то присвоена, и стать частью культуры и памяти...

как то так


Космос ;-)
 
TaniaДата: Среда, 2011-06-15, 4:25 PM | Сообщение # 8
Admin
Группа: Partner/Manager/Admin
Сообщений: 238
Репутация: 0
Статус: Offline
миша - да! на историю похоже, и согласна с нем что пишешь.да
 
gush07Дата: Пятница, 2011-06-17, 0:06 AM | Сообщение # 9
Участник
Группа: Educators
Сообщений: 7
Репутация: 0
Статус: Offline
Я присоединяюсь, история про Датского короля, который одел маген-давил и выехал к немцам, защищая своих граждан евреев (его примеру последовали все), как раз вспомнилась  после вопроса "чему учит история катастрофы".

Выложу маленький исторический отрывок:

"Когда нацисты велели датским евреям надеть шестиугольные желтые звезды, Король Дании выехал на утреннюю прогулку, на руке у него был надет маген-давид. Население последовало его примеру. Все как один встали против немцев. За трое суток вывезли еврейскую общину в нейтральную Швецию".

Добавлено (2011-06-17, 0:06 Am)
---------------------------------------------
А песня правда хорошая, много в ней силы и любви,
особенно понравилось:

Цитата Ania
Если правду прокричать
вам мешает кашель,
не забудьте отхлебнуть
этих чудных капель.
Перед вами пусть встают
прошлого примеры...
Капли Датского короля
пейте, кавалеры!


Вы говорите время проходит, время стоит проходите вы.
 
ФОРУМ » АКТУАЛЬНЫЕ » Молодежный лагерь Город Мастеров концепция (2011-15) » Работа с темой катастрофы, (ну и наверное это как то связано с темой лагеря)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: