Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Суббота, 2024-04-27, 9:10 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Город, место, путешествие

Город-секрет, город-загадка, город-тайна./3/

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

Молчание.

Ликутей 64 (рабби Нахман) про молчание

Но надо пояснить, что не следует говорить слишком много, только в нуждах творения мира, не больше. Потому что из-за переизбытка света, не могли сосуды вместить избыток света в себя – и лопнули, а от этого возникли Скорлупы (злые силы). Поэтому если кто-то умножает речь, это приводит к возникновению Скорлуп. Потому что он в категории переизбытка света, из-за которого было разбиение сосудов, из-за которого появились Скорлупы.
И это – толкование словам Мишны (Авот, 1) «Все дни мои рос я среди мудрецов, и не нашёл для тела лучшего, чем молчание. И что не мидраш – корень вещей, а поступок, и умножающий речь умножает грех».
«Промеж мудрецов» - в пустом пространстве, которое возникло из разделения и спора между ними, см. выше. Потому что если бы все были едины, нельзя было бы сказать «промеж». А посредством спора создаётся пустое пространство, а внутри пустого пространства совершилось сотворение, то есть, дни и меры, о чём здесь сказано «все дни мои» - растил дни и меры, которые в категории сотворения мира, и вырастил их из маленьких – в большие. /…/. «И не нашёл для тела лучше, чем молчание» - ведь там, в пустом пространстве, нет ничего лучше молчания, и запрещено туда вникать, кроме как тому, кто в категории молчания, т.е. в категории Моше. «И не мидраш главное, а деяние» - потому что все толкования и речи мудрецов, главное в них не само толкование, но деяние – что сделались и сотворились творения их речами. /…/

Мелодия.
...ну так - про это и Наполеон, и в Бубере ещё несколько историй - как шёл Бешт, встретил разбойника, услышал его песенку -= и забрал. А потом сказал, что эту песенку пели левиты в Храме, потом её забрали римские солдаты, которые разрушили храм, - а теперь Бешт её освободил и она пригодится в Храме когда придёт Машиах. А в другой раз он так нашёл песенку, которую Давид пел пастухом и так далее - это распространённый хасидский сюжет, такую историю каждый из нас может спокойно взять и рассказать...
Согласно каббалистической традиции, весь тварный мир – это мир выразимый словами, то есть, происходящий из букв. Мелодия же предшествует слову – и потому выводит за пределы словесного, сотворённого мира в пустоту, предшествующую творению......................
Элиша Вогман

Как Ребе из Ляд победил Наполеона

1

Тот, кому случиться зайти в хасидскую синагогу во время субботней службы, может, не без некоторого удивления, вдруг узнать в мелодии одного из песнопений – «Марсельезу». Померещилось? Случайное сходство? Нет, кажется, действительно, она самая, «Марсельеза», государственный гимн Франции…
Какими, однако, судьбами?

Хасиды – непревзойдённые рассказчики историй с мистическим подтекстом. Есть среди них и такая, которую удивлённый посетитель запросто может услышать после службы у почти что любого из прихожан.

Дескать, - сообщает легенда, - известный мистик и каббалист начала 19 века рабби Шнеур-Залман из Ляд, был очень обеспокоен наступлением Наполеона, и решил бороться самолично – своими методами. Он заслал лазутчиков во французский лагерь, чтобы они подслушали войсковой марш; на мелодию этого марша он положил молитву – и тем отнял у Наполеона его духовную силу. Казалось бы, Наполеон ещё полон могущества, он двигается всё дальше и дальше, вот он уже на подступах к столице… Но рабби из Ляд знает: ресурсы его подточены. В день взятия Москвы Шнеур-Залман сказал своим ученикам: «Дальше Москвы ему не пройти. Мы отняли у него марш – и теперь он обречён. Ему придётся отступать через Белоруссию, которую он уже дотла разорил при наступлении».

Однако, помилосердствуйте! – какая «Марсельеза» в наполеоновском войске образца 1812 года?! В эпоху Империи «Марсельеза» запрещена, запрещена как символ революционного якобинского террора. О том, чтобы войска маршировали под её звуки, не может быть и речи. Наполеоновские марши – «Походная песня» Мегуля на слова Андре Шенье (тоже республиканская, но куда менее кровожадная), и «Отправляясь в Сирию» - ещё более подходящая к имперскому стилю песенка о бравом крестоносце, авторство которой часто приписывалось падчерице императора, Гортензии Богарне, королеве Голландской.

Итак, выходит нестыковка; придётся разбираться подробно.

2
Для еврейской мистики земная история, финалом которой должен стать приход Мессии и преображение тварного мира, сама воспринималась как мистерия. Наполеоновских походов это мистическое переживание исторического процесса касается вдвойне. Сам генерал Бонапарт ещё во время своей восточной кампании 1798-1799, провозгласил себя Мессией в особом воззвании к еврейским общинам Азии и Африки, где обещал немедленно восстановить Иерусалимский Храм, а Иерусалим сделать столицей возобновлённого Иудейского царства. Правда, добиться поддержки еврейских общин Востока ему так и не удалось.
Позднее, уже будучи императором, он собрал в Париже Синедрион по образцу древнееврейского, который должен был создать новое еврейское законодательство взамен Талмуда и «открыть для рассеянных потомков Авраама период свободы и счастья».
И вот теперь Бонапарт шёл на Восточную Европу. Карта мира перекраивалась на глазах с неслыханной скоростью. Хотя, получить широкую поддержку со стороны еврейских общин ему не удавалось и теперь, мессианские притязания завоевателя не могли так или иначе не волновать еврейского населения Польши, Белоруссии и Украины. Взволновали они даже российские духовные власти; Синод, в это время возглавлявший Русскую Православную Церковь, опубликовал заявление, что Наполеон «хочет с помощью ненавистников имени христианского, иудеев, похитить священное имя Мессии». Столичные газеты именовали Бонапарта «иудейским лжемессией».
Кроме того, Наполеон обещал евреям Российской империи улучшить их социальное и экономическое положение, что тоже могло кого-то в его пользу. Власти, опасаясь нелояльности евреев, неоднократно арестовывали или преследовали видных еврейских лидеров, подозревая их в сговоре с противником и желании стать «еврейским царём» под патронажем французской империи. Хасидские лидеры, цадики – мистически настроенные, окружённые поистине царским почётом со стороны учеников, - разумеется, попадали под подозрение в первую очередь.
Между тем, отношение самих цадиков к Наполеону оставалось глубоко неоднозначным. Большинство видело в нём «Гога, царя страны Магог» из библейской книги Иезекииля, который завоюет землю перед самым приходом Мессии. Довольно далеко ушедшее от буквального текста Иезекииля, это пророчество было много раз отнесено к различным вселяющим ужас завоевателям; так, даже происхождение слова «монголы» ряд исследователей связывает именно с пророческим «Магогом».
Таким образом, большинство сомнений относились не к тому, чтобы считать Наполеона мистической силой, и даже не к тому, чтобы считать эту силу однозначно отрицательной – но собственно к тому, как должны вести себя евреи при столкновении его с Россией.

3
Одним из лидеров «антибонапартистской» позиции среди хасидов стал герой нашей первой легенды, Шнеур-Залман из Ляд. Рабби Шнеур-Залман, основатель любавичской ветви хасидизма, был главой хасидов Белоруссии и виднейшим знатоком Каббалы – мистической традиции иудаизма. Любавичские хасиды до сих пор любовно называют его «Алтер Ребе» - Старый Учитель. Политика секуляризации и «офранцуживания» в наполеоновской империи, представлялась ему глубоко пагубной для духовной жизни евреев. "Если победит Бонапарт, — писал он, — богатство евреев увеличится и положение их возрастет, но зато отдалится сердце их от Отца нашего Небесного"
Однако его главным оппонентом считался не менее авторитетный хасидский цадик – польский рабби по имени Исраэль из Кожниц. И вот, два виднейших деятеля поколение каждый вечер молились – один за поражение Наполеона, другой – за его победу. На небесах, объясняет легенда, не могли оказать пренебрежение ни тому, ни другому: ситуация оказывалась тупиковой. Чтобы разрешить спор, праведники пришли между собой к соглашению. Наступал Новый 5570 год по еврейскому календарю (сентябрь 1810), - и было решено, что тот из них, кто первый протрубит в шофар – ритуальный духовой инструмент на новогодней литургии – будет считаться победителем. Когда рабби Исраэль из Кожниц поднёс шофар к губам, он почувствовал, что опоздал.


4

Рабби Шнеур-Залман помогал российской армии всеми возможными способами; так, исторически достоверным следует считать и посылание им лазутчиков. Самым известным хасидским шпионом в наполеоновском штабе называют Мойше Майзлиша, нанявшегося туда в качестве переводчика; своевременными донесениями ему удалось предупредить ряд важных французских диверсий.
Рассказывают, будто однажды Наполеон заподозрил Майзлиша в шпионаже, и внезапно обвинив его, положил ему руку на грудь – чтобы ускорившееся сердцебиение выдало тревогу разоблачённого переводчика (метод, на котором основывались созданные полвека спустя «детекторы лжи»). И в эту критическую минуту Мойше Майзлиш вдруг вспомнил один из ключевых моментов в учении Алтер Ребе.

Праведником – учил Шнеур-Залман – может считаться только тот, у кого в сердце вообще нет злого побуждения, оно полностью истреблено любовью к Богу. Но тот, в ком злое побуждение властвует хотя бы минуту, уже должен быть признан законченным злодеем.
Мы же все – утверждал он – относимся к категории «средних»: злое побуждение присутствует у нас в сердце и не уничтожено, но нам дана власть контролировать сердце разумом…
Про эту-то власть разума над сердцем и вспомнил Майзлиш, когда император положил ему руку на грудь; усилием сознания он заставил сердце биться в спокойном ритме – и очистился от подозрений Наполеона.

5

Мелодия играет в учении хасидизма очень важную роль. Согласно каббалистической традиции, весь тварный мир – это мир выразимый словами, то есть, происходящий из букв. Мелодия же предшествует слову – и потому выводит за пределы словесного, сотворённого мира в пустоту, предшествующую творению. Жанр хасидских напевов, иногда – со словами, иногда – без, называется нигун («мелодия»), и используется в молитвенной, а порой и в медитативной практике; нигуны великих цадиков до сих пор передаются из поколения в поколение. Хранятся в памяти любавичских хасидов и многочисленные нигуны Алтер Ребе, - мелодии, содержащие в себе корень вещей.
Всякая жизненная сила, как утверждается в Каббале, происходит от искр божественного света, которые рассыпались при творении во все предметы. Однако многие из них оказались в плену у злых субстанций, и, таким образом, вынуждены давать жизненную силу и дурным явлениям. Задача праведника – высвобождать искры, пленённые в предметах.
Именно с этим учением, похоже, связана история про наполеоновский марш. Похитив мелодию Наполеона, рабби Шнеур-Залман овладел мистическим, предшествующим речи, источником наполеоновской мощи. Превратив марш – в молитву, он вернул «искру», двигавшую завоевателя, обратно к Богу. Таков, по-видимому, каббалистический смысл этой схватки, из которой, как утверждается, Алтер Ребе вышел победителем: Бородинское сражение, с которого историки отсчитывают перелом в наполеоновской кампании, состоялось в день рождения Шнеур-Залмана.
Правда, эта победа обошлась ему дорого и подточила последние силы уже далёко немолодого Учителя. День рождения, совпавший с битвой при Бородине оказался для Алтер Ребе последним. При наступлении Наполеон сжёг Ляды, из которых Шнеур-Залману пришлось бежать; легенда утверждает даже, что Наполеон требовал местных жителей принести ему какую-нибудь вещь, принадлежавшую Ребе, чтобы пытаться в свою очередь нанести удар при помощи магии.
Рабби Шнеур-Залман продолжал путешествовать по Южным губерниям, разворачивая кампанию по помощи населению, пострадавшему при наступлении французской армии. Он скончался той же зимой, успев записать перед смертью первую строчку своего духовного завещания: «Цель души, которая спускается в этот мир – совершить благо для ближнего любым возможным путём».
Последователи любавичского хасидизма по сей день поют молитву на мелодию наполеоновского марша «Отправляясь в Сирию» на исходе Йом-Киппура – Дня Очищения, в знак освобождения от духовной нечистоты.

6

Постойте, постойте! Причём же тут «Марсельеза»?!
Марсельеза, как выясняется, совершенно не причём. С Марсельезой связана совсем другая история, в какой-то степени, однако, продолжающая первую.
Французская политика, начатая Наполеоном, привела к тому, что большая часть еврейского населения в той или иной степени «офранцузилась». Так, до двадцатого века во Франции не было ни одной хасидской общины. Перемена в этой ситуации связана с именем последнего любавичского Ребе, очередного преемника Шнеур-Залмана из Ляд – рабби Менахема-Мендла Шнеерсона, который прожил там много лет и даже учился в Сорбонне. Хасиды утверждают, что он-то и завершил духовное очищение Франции.
Дело в том, что в 1887 году мелодия Марсельезы как государственного гимна была изменена: её ритм сделали более агрессивным. И вот, - рассказывают хасиды – в 1973 году рабби Менахем-Мендл Шнеерсон внезапно запел на одном из праздников молитву на мотив Марсельезы. В том же году правительство вернуло предыдущую гармонию и ритм гимна.
Стоит, впрочем, добавить, справедливости ради, что пятнадцать лет назад новое решение французского правительства возвратило Марсельезе ритм 1887-ого года, тем самым сведя на нет усилие последнего Ребе.

Рекомендуемая литература: Мартин Бубер «Гог и Магог», роман. Спб, 2001.

......................................................................................................................................

Ликутей 64 (рабби Нахман) про мелодию, извлекающую из ереси.

И знай, что праведник категории Моше извлекает души, которые упали туда (в пустое пространство), при помощи мелодии. Ибо знай, что у каждой-каждой мудрости в мире есть особая мелодия, и эта мудрость проистекает от этой мелодии. И об этом сказано «Пойте, учёные» (Пс. 67), поскольку у любой вещи есть у неё мелодия. И даже у этой самой ереси – есть у неё мелодия, особая мелодия еретической мудрости. /…/. Выходит, что у каждой и каждой мудрости, по категории её и ступени её, есть у неё мелодия, особенная для неё и к неё относящаяся. И так от ступени к ступени, поскольку чем выше ступень какой-то мудрости, тем возвышенней её мелодия. И так до самого верха, выше которого вовсе ничего нет. /…/

Ликутей 64 (рабби Нахман)

...Но есть ещё другой вид ереси, и это суть мудрости, которые не мудры. Но поскольку они глубоки и непостигаемы, то выглядят как мудрости, и как трудные для возражения. /…/ И действительно не возможно на них ответить, потому что эти «противоречия», которые приводит такая ересь, - они происходят из пустого пространства (предшествующего творению), в каковом в пустом пространстве словно бы вовсе нет Б-жественности. И так как эти противоречия они относятся к категории пространства, совсем невозможно найти на них ответа, то есть, найти там Благословенного. Ведь если найти там Благословенного, вовсе не будет это пространство пустым, а было бы всё Бесконечным, как говорилось выше. И всё же, про эту ересь сказано, «всякий кто пойдёт в неё – обратится» (Притч. 2)! /…/ Только Израиль, посредством веры, переходят через все мудрёности, и даже через эту ересь, что происходит из пустого пространства. Потому что они верят в Благословенного безо всякого исследования и всякого мудрствования, одной полной верой. Ведь Он, Благословенный, наполняет все миры – и окружает все миры; выходит, что он словно бы и внутри всех миров, и вокруг всех миров! И надо объяснить мнимое несоответствие между наполнянием и окружанием.
(Если бы Он не окружал всего) иначе – было бы всё Единым. Но посредством категории пустого пространства, откуда Он словно бы выжал Свою Б-жественность, сотворил Он всё творение. Выходит, что пустое пространство включает в себя весь мир, а Благословенный окружающий все миры, окружает также и пустое пространство. /…/ Но если сказать по правде, взаправду-то есть там Б-жественность, только невозможно этого постичь, как написано выше.
Вот потому-то (Израиль) и переходят через все мудрёности, и противоречия, и эту ересь, исходящую из этого пустого пространства, что они знают: невозможно найти на них ответ! Ведь найти на них ответ – это всё равно, как найти там Его, Благословенного, а тогда не будет пустое пространство пустым, и невозможным станет творение. Но сказать по правде, взаправду, конечно, есть на них ответ, и конечно, есть там Б-жественность Благословенного. /…/ Но исследованием это непостижимо. /…/. И потому называется Израиль «евреями» (ивриим), что они переходят (оврим) своей верой все мудрости, и даже мудрости, которые не мудры, то есть, эту самую ересь, происходящую из пустого пространства, как сказано выше. И потому называется Благословенный «Б-гом евреев (ивриим)» (Исх.3), от слова «из-за (эвер) реки» (Ис. Нав. 24). То есть, и пустое пространство окружает Его Б-жественность. И за это называются Израиль «евреями» - за то, что этой верой (которой они верят, что Благословенный, Б-г евреев, см. выше) переходят они через все мудрости, и через немудрые мудрости, которые эта самая ересь, исходящая из пустого пространства. Поэтому, конечно, от этой ереси второго типа надо очищаться больше и больше, и убегать от неё, не пытаясь вникнуть в слова их вовсе, чтобы, спаси-сохрани, не впасть туда…

Но знай, что если есть великий праведник, категории Моше, он даже обязан изучать слова этой ереси. И хотя невозможно на них ответить, своим изучением, источающимся туда, он может поднять оттуда несколько душ, которые впали в эту ересь и упали туда. Потому что эти мудрёности и противоречия ереси, происходящей из пустого пространства, они в категории молчания, потому что нет им ни цифры, ни буквы, чтобы вместить их, как сказано выше. Потому что творение совершалось посредством речи, как написано (Пс. 33) «Слово Господа сделаны небеса и дыханием уст Его – всё воинство их». А в речи есть мудрость, /…/, как сказано (Пс. 104) «всё сделал Ты мудростью». И речь – (дибур) она граница всех вещей (вещь – давар), так как разграничивает Его мудрость буквами, и одна буква граница тому, а другая буква – граница этому. Но в пустом пространстве, которое, как написано выше, словно бы пусто от всего, нет там никакой речи, и даже цифр и букв. И потому происходящие оттуда мудрости относятся к категории молчания. И как известно про Моше, что когда он спрашивал про смерть рабби Акивы «Такова Тора – и такова плата за неё?!», отвечено было ему, «Молчи, так взошло в мысли Моей». То есть, ты должен молчать, и не пытаться найти ответ, и избежать этого противоречия. Потому что так взошло в Мысли, а Мысль – выше, чем Речь. Потому – молчи на этот вопрос, потому что он в категории «взошло в Мысли», где вовсе нет речи, чтобы вместить это. И когда возникают все мудрости и противоречия, которые исходят из пустого пространства, где вовсе нет речи и счёта и проч., поскольку они в категории молчания, следует там помалкивать, а только верить. И потому запрещено вникать и изучать речи этой ереси и этих мудростей, кроме как праведнику, который в категории Моше. Потому как Моше он в категории молчания, которая называется «косноязык» (Исх. 4), категория молчания, превосходящего речь. Поэтому праведник, который в категории Моше, категории молчания, может изучать слова этих мудростей, которые, как описано выше, в категории молчания. И более того – должен изучать, чтобы поднять души, упавшие туда, см. выше.

И знай, что спор – в категории сотворения мира. Потому что корень сотворения – из пустого пространтсва, так как без этого было бы всё Бесконечным, и не было бы места для сотворения мира. И потому Он сжал свет по краям, и сделал пустое пространство, а внутри его сотворил всё творение, то есть, дни и меры, посредством речи, см. выше, «словом Господа содеяны небеса и дыханием уст Его всё воинство небесное». И также это категория спора, ибо только из-за спора между ними, когда они разделяются друг от друга, - сдедалась промеж них категория пустого пространства, где свет сжат по краям, где Он сотворил мир посредством речи и прочая. Ибо все слова – только ради сотворения мира, которое осуществилось посредством их внутри пустого пространства, которое между ними. /…/. Но надо пояснить, что не следует говорить слишком много, только в нуждах творения мира, не больше. Потому что из-за переизбытка света, не могли сосуды вместить избыток света в себя – и лопнули, а от этого возникли Скорлупы (злые силы). Поэтому если кто-то умножает речь, это приводит к возникновению Скорлуп. Потому что он в категории переизбытка света, из-за которого было разбиение сосудов, из-за которого появились Скорлупы.
И это – толкование словам Мишны (Авот, 1) «Все дни мои рос я среди мудрецов, и не нашёл для тела лучшего, чем молчание. И что не мидраш – корень вещей, а поступок, и умножающий речь умножает грех».
«Промеж мудрецов» - в пустом пространстве, которое возникло из разделения и спора между ними, см. выше. Потому что если бы все были едины, нельзя было бы сказать «промеж». А посредством спора создаётся пустое пространство, а внутри пустого пространства совершилось сотворение, то есть, дни и меры, о чём здесь сказано «все дни мои» - растил дни и меры, которые в категории сотворения мира, и вырастил их из маленьких – в большие. /…/. «И не нашёл для тела лучше, чем молчание» - ведь там, в пустом пространстве, нет ничего лучше молчания, и запрещено туда вникать, кроме как тому, кто в категории молчания, т.е. в категории Моше. «И не мидраш главное, а деяние» - потому что все толкования и речи мудрецов, главное в них не само толкование, но деяние – что сделались и сотворились творения их речами. /…/

И знай, что праведник категории Моше извлекает души, которые упали туда, при помощи мелодии. Ибо знай, что у каждой-каждой мудрости в мире есть особая мелодия, и эта мудрость проистекает от этой мелодии. И об этом сказано «Пойте, учёные» (Пс. 67), поскольку у любой вещи есть у неё мелодия. И даже у этой самой ереси – есть у неё мелодия, особая мелодия еретической мудрости. /…/. Выходит, что у каждой и каждой мудрости, по категории её и ступени её, есть у неё мелодия, особенная для неё и к неё относящаяся. И так от ступени к ступени, поскольку чем выше ступень какой-то мудрости, тем возвышенней её мелодия. И так до самого верха, выше которого вовсе ничего нет. /…/

עושה שיר
....................................

לוקח רגש פשוט
ועושה מזה שיר..

"כל אחד יכול"
הם אומרים..

"כל אחד עושה את זה"
אני משיב..

אברמיק

אפ95 ירושלים
Берёшь простое чувство
И делаешь из него песню..
"Все так могут," – мне говорят..
"Все так и делают," – я отвечаю..
Аврамик
Апрель 95 Иерусалим
(дословный перевод бори Топермана)

Арсений Тарковский

Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала, как флейта, звучать.
Я ловил соответствие звука и цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зеленых ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка - слеза.
Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
В каждой радуге яркострекочущих крыл
Обитает горящее слово пророка,
И Адамову тайну я чудом открыл.

Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скрепленных их собственным светом, загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума,
В слове п р а в д а мне виделась правда сама,
Был язык мой правдив, как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.

И еще я скажу: собеседник мой прав,
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизив ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел,
И пока на земле я работал, приняв
Дар студеной воды и пахучего хлеба,
Надо мною стояло бездонное небо,
Звезды падали мне на рукав.

Категория: Город, место, путешествие | Добавил: Tania (2006-06-06) | Автор: yu
Просмотров: 746