Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Суббота, 2024-04-27, 9:36 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Город, место, путешествие

9. Город-секрет, город-загадка, город-тайна./2/

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

Ритм
Пульсация города
При-открытие

Предметы, которые играют в то, что они обычные предметы, Город играющий в то, что он город – нарушения логики - Выходы за пределы звезд (возле дома – сукка, шаббат и праздники)

Дом и сукка.

Дом.

ליקוטי מוהר"ן מהדורא קמא סימן י אות ג
(...) כי הוא גלה אלקותו של הקדוש ברוך הוא יותר משאר האבות. כי אברהם קראו הר, ויצחק קראו שדה (פסחים פח.). ושדה הוא יותר מושג ונצרך להעולם מהר; ויעקב קראו בית, שהוא מקום ישוב לבני אדם יותר משדה, היינו שיעקב קרא את מקום הבית המקדש, שהוא מקום התפלה בית, שהוא מקום ישוב לבני אדם, כי העלה את התפלה מהר ושדה לבחינת בית, שיש בו תפיסה לבני אדם יותר מהר ושדה; (...)

(...) Так как он (Яаков) раскрыл Божественность Всевышнего больше, чем кто-либо из праотцев.
Ибо Авраам назвал его (место Храма) "горою", а Ицхак назвал его "полем" (Трактат Псахим, 88). А "поле" более постижимо и насущно людям, нежели "гора". Яаков же назвал место Храма, которое является местом молитвы, "домом", который является местом проживания людей, ибо возвысил он молитву от аспекта "горы" и "поля" до аспекта "дома", который понятнее людям, нежели "гора" и "поле". (...)
Раби Нахман из Браслава, Ликутей Моhаран, симан 10.3


Арсений Тарковский

ЖИЗНЬ, ЖИЗНЬ
I

Предчувствиям не верю, и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.

II

Живите в доме - и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом,-
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.

III

Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.

Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела.

Падающая сукка Давида.
Амос, 9:11
В тот день Я восставлю падающую кущу Давидову, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние.
ספר עמוס פרק ט
בַּיּוֹם הַהוּא אָקִים אֶת סֻכַּת דָּוִיד הַנֹּפֶלֶת וְגָדַרְתִּי אֶת פִּרְצֵיהֶן וַהֲרִסֹתָיו אָקִים וּבְנִיתִיהָ כִּימֵי עוֹלָם:

Вавилонский талмуд, трактат Сангедрин, 86б
Сказал рав Нахман раву Ицхаку: Как ты слышал, когда придёт Падающий?
Спросил тот: Что за Падающий?
Ответил ему: Это Машиах.
- Разве Машиаха зовут Падающий?
- Написано же: «В тот день восставлю падающую кущу Давидову» (Амос, 9:11)

עין יעקב על מסכת סנהדרין אות (קסה)
(קסה) שם אָמַר לֵיהּ רַב נַחְמָן לְרַב [יִצְחָק], מִי שְׁמִיעַ לָךְ אֵימַת אַתִּי בַּר - נַפְלֵי? אָמַר לֵיהּ, מַאן בַּר - נַפְלֵי? אָמַר לֵיהּ, מָשִׁיחַ. וּמָשִׁיחַ - בַּר - נַפְלֵי קָרִית לֵיהּ? אָמַר לֵיהּ, אִין, דִּכְתִיב, (עמוס ט) "בַּיּוֹם הַהוּא אָקִים [דף צז] אֶת סֻכַּת דָּוִד הַנֹּפֶלֶת".

Магараль из Праги, «Нецах-Исраэль», глава 35

...И в свете этого (отрывка из трактата Сангедрин) знай, что царства называются «правящими домами», потому что явления, отличающиеся прочностью часто называют «дом» - ведь дом это прочное строение. И об этом, как толковали мудрецы, благословенна их память, написано «и устроял Он дома их» (Исх. 1:22) – царство и священство.
Царство за свою мощь и прочность называется домом, как и священство называется домом за то, что никогда не отменится.
Потому-то и называется царство Давида «кущей», что оно царство
б-жественное, не как все прочие царства, в которых нет святости. Поэтому не называется оно «домом», то есть, прочным зданием - ведь только природные вещи в этом мире прочны. А б-жественные вещи в этом мире не прочные, а исключительно врЕменные, подобно куще, которая жилище временное. А проживание в кущах – б-жественная заповедь, которая и должна быть временной, а не прочной. И сказано «В тот день восставлю падающую кущу Давидову».
И вот ещё что. Если дом рухнул, то он считается уничтоженным, и если его отстроят, это будет уже новый дом. И не говорят про дом «восставлю», потому что он уже уничтожен и его как бы строят с самого начала заново. А вот куща, незавершённая и непрочная, в отличие от дома, если упала, легко восстанавливается в прежнем состоянии и вполне подлежит восстановлению. Потому и царство Давида называется кущей и считается подлежащей восстановлению. Даже когда оно упало, оно всё равно называется кущей, потому что быстро и просто восстановить его.

Часы
(актуальное время по Мааралю)

Магараль из Праги, который сделал голема, пишет, что есть два типа времени: первое – линейное, повседневное, когда за воскресеньем неминуемо следует понедельник, за понедельником вторник и так далее, так было всегда и так будет всегда. Но есть ещё и время, которое он называет "актуальным": оно связано с идеей прерывности, с началом и концом. По Магаралю, шаббат или праздники – дырка во времени, разрывание повседневного хода событий, они ориентированы на то, что у мира было начало и будет конец. Такое время обладает напряжением, актуальностью, и в этом смысле оно является аналогом времени внутри игры, за счёт которого какие-то действия (варка супа) выполняются совсем условно. Время, которое может закончиться понятным образом напряжённее, событийнее (Элиша).

«Стоит вчера сегодняшнего дня вокруг».

Выход из времени. Магараль про шабат.

ВНЕ ВРЕМЕНИ
Рабби Шнеур Залман рассказывал своим хасидам: «Шел я как-то вечером по улице и увидел нечто непотребное*. Я опечалился, что не уберег своих глаз. Повернулся я лицом к стене и горько заплакал, а когда отвернулся от стены, то увидел, что давно стемнело, и я пропустил время вечерней молитвы. Но я нашел выход: я вышел из Времени и совершил вечернюю молитву».

Часовщик
...Часы обратного времени (обращаться к Лёне Грольману)

Поиски, находки, реальность как находка. Потеря. Прятки

УЧЕНИЧЕСТВО
Когда рабби Калману, автору известной книги «Свет и солнце», было пять лет, он однажды спрятался под молитвенным одеянием Бердичевского рабби, как любят делать дети, играя в прятки, и украдкой подсматривал оттуда за цадиком. И тогда в его сердце вошла какая-то огненная сила, объяла его и полностью овладела им.
Годы спустя рабби Элимелех, отправляясь к Бердичевскому рабби, взял с собой некоторых своих самых достойных учеников. Среди них был и молодой Калман. Рабби Леви Ицхак, взглянув на него, сразу его узнал и произнес: «А этот – мой!»
Мартин Бубер «Хасидские предания»

Дорога.
С узелком своим заплечным
И бутылочкой питья
По дороге бесконечной
Шёл такой конечный я.

«Странник я на земле»

В сто девятнадцатом псалме псалмопевец обращается к Богу с такими словами: «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих!»
Размышляя об этом стихе, рабби Барух из Межирича сказал: «Тот, кого странствия уводят далеко и кто приходит в чужую для него страну, не может сойтись с людьми, там живущими, и не умеет он с ними говорить. Но если встречается ему другой странник, хотя бы даже пришедший из другого места, то они сходятся, и живут вместе, и доверяются друг другу. Не будь они оба странниками, то не сблизились бы. И вот смысл сказанного псалмопевцем: Ты, как и я, – скиталец на этой земле, и нет на ней места, достойного Тебя. Поэтому не скрывай от меня заповедей Твоих, чтобы я стал близок Тебе».

(Мартин Бубер, «Хасидские предания»)

Встреча.

ВСТРЕЧА
Города Пинск и Карлин расположены близко друг от друга, один на северном, другой – на южном берегу реки. Когда рабби Шломо был еще бедным юношей и учил в Карлине маленьких детей, рабби Леви Ицхак, позднее ставший Бердичевским рабби, был равом Пинска. Однажды Леви Ицхак сказал слуге пойти в Карлин, найти там человека по имени Шломо бен-Юта и передать ему, чтобы он пришел в Пинск. Слуга долго искал человека, к которому его послали, и наконец на окраине города в маленькой глинобитной хижине нашел меламеда Шломо и передал ему повеление рава. «Буду непременно», – ответил рабби Шломо.
Спустя несколько часов он вошел в дом рабби Леви Ицхака. Рав поднялся ему навстречу и произнес: «Благословен входящий». Затем сам придвинул гостю кресло. Какое-то время они молча сидели друг напротив друга с сияющими лицами и напряженно смотрели друг на друга. Затем встали и громко рассмеялись. «Чему это они смеются?» – подумал стоявший за дверью слуга. Потом рабби Шломо ушел.
Хасиды говорили, что встреча этих двух цадиков отвратила изгнание*, угрожавшее евреям той области, и в этом была причина их радостного смеха.

(Мартин Бубер, «Хасидские предания»)

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»
Дон Рэба сидел в напряженной позе, положив локти
на стол и сплетя пальцы. Справа от него лежал на куче бумаг тяжелый метательный нож с деревянной рукоятью. На лице министра была приятная, хотя и несколько оцепенелая улыбка. Почтенный Вага сидел на софе спиной к Румате. Он был похож на старого чудаковатого вельможу, проведшего последние тридцать лет безвыездно в своем загородном дворце.
- Выстребаны обстряхнутся, - говорил он, - и дутой чернушенькой объятно хлюпнут по маргазам. Это уже двадцать длинных хохарей. Марко было бы тукнуть по пестрякам. Да хохари облыго ружуют. На том и покалим сростень. Это наш примар...
Дон Рэба пощупал бритый подбородок.
- Студно туково, - задумчиво сказал он.
Вага пожал плечами.
- Таков наш примар. С нами габузиться для вашего оглода не сростно. По габарям?
- По габарям, - решительно сказал министр охраны короны.
- И пей круг, - произнес Вага, поднимаясь.
Румата, оторопело слушавший эту галиматью, обнаружил на лице Ваги пушистые усы и острую седую бородку. Настоящий придворный времен прошлого регентства.
- Приятно было побеседовать, - сказал Вага.

Спор.

СПОР
Рабби Моше из Людмира, сын рабби Шломо из Карлина, однажды был приглашен к рабби Баруху вместе со своим маленьким сыном. Войдя в комнату, они увидели, что цадик спорит с женой. На гостей он даже не обратил внимание. Мальчик смутился, потому что отцу не оказали должного уважения. Рабби Моше, заметив состояние сына, сказал ему: «Сын мой, верь мне! То, что ты сейчас слышал, – это был спор между Богом и Его Присутствием (Шехиной) о судьбе мира».
(Мартин Бубер, «Хасидские предания»)

Одно сказал Бог, два вот услышал я, ибо сила у Господа.
Теhилим. 62:12.
ספר תהילים פרק סב
(יב) אַחַת דִּבֶּר אֱלֹהִים שְׁתַּיִם זוּ שָׁמָעְתִּי כִּי עֹז לֵאלֹהִים:

Рабейну Бахья на книгу Бытия.
Отчего не сказано про Второй день творения «хорошо»?
Оттого, что что в этот день был сотворён спор, поскольку сказано, «да отделится вода от воды».
Сказал рав Тавьоми: Разве спор – не ведёт к исправлению мира? Тем не менее, не написано про него «хорошо» - ведь в той же мере спор ведёт и к перепутанице в мире!
А в свете того, что Второй день (понедельник) – начало всякого изменения («шинуй») и оттого-то и называется Второй («шини»), и в нём причина всяческой раздробленности, изменчивости и непослушания на свете, - так вот, из-за этого постановили мудрецы, что понедельник есть день неблагоприятный, и потому запретили учителя наши начинать в понедельник любое дело (и записали «не начинают в понедельник»).

......................................................................................................

Почему не сказано про Второй день «что хорошо»?

Сказано у РаШИ; В начале творения сказано: «сотворил Eloqim небо и землю» (Быт. 1), а имя Eloqim обозначает силу Суда.
Вначале вознамерился Святой, благословен Он, сотворить мир на основе Суда, но увидел, что мир не выстоит. Тогда выслал вперёд Милосердие (Khesed) и присоединил к Суду. И про это написано «В день созидания Господом Б-гом (Y-Q-W-Q Eloqim) земли и неба» (Быт. 2:4).
И это относится ко Второму дню, который в замысле предшествовал Первому. А потом ко Второму добавил Первый, и начал с него (ведь первый день – Милость, а Второй день – Суд (Gvurah)).

Записано на Бейт-Мидраше Ошибка в Иерусалиме Элкой Бышевской со слов Менахема Яглома; точный источник пока не найден.

..........................................................................................................................................

Мишна, трактат Авот (Пиркей Авот), гл. 5, 17
Всякий спор во имя небес в конце-концов осуществится, а спор не во имя небес - не осуществится. Что это спор во имя небес? – это спор Гиллеля и Шаммая. А спор не во имя небес – это спор Кораха и его сторонников (с Моше).
Комментарий "Акедат Ицхак" на Пиркей Авот:
Всякий спор во имя небес осуществится, то есть будет длиться из поколения в поколение, а спор не во имя небес - не осуществится, то есть быстро будет разрешен.

Ликутей 64 (рабби Нахман) про спор

И знай, что спор – в категории сотворения мира. Потому что корень сотворения – из пустого пространтсва, так как без этого было бы всё Бесконечным, и не было бы места для сотворения мира. И потому Он сжал свет по краям, и сделал пустое пространство, а внутри его сотворил всё творение, то есть, дни и меры, посредством речи, см. выше, «словом Господа содеяны небеса и дыханием уст Его всё воинство небесное». И также это категория спора, ибо только из-за спора между ними, когда они разделяются друг от друга, - сделалась промеж них категория пустого пространства, где свет сжат по краям, где Он сотворил мир посредством речи и прочая. Ибо все слова – только ради сотворения мира, которое осуществилось посредством их внутри пустого пространства, которое между ними. /…/.

Категория: Город, место, путешествие | Добавил: Tania (2006-06-06) | Автор: yu
Просмотров: 717