Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2024-05-09, 12:51 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Город, место, путешествие

Что такое город?

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

1. Что такое город?

Что же такое город? "город" этимологически это то, что "о-городили", огороженное, ограждённое, отгороженное пространство.
Оно противопоставлено пространству внешнему. За городом дикие звери; в городе друзья, родственники, община. В городе можно укрыться от врага, от зверя, от голода и холода.
Для этого в городе существует оборона. В древности, когда основывали город, проводили плугом на земле круглую границу – борону; отсюда и слово "о-борона". Город – это защита.
Город – загород уже достаточная система. Город со всех сторон окружён загородом: поэтому каждый город потенциально центр мира.

Первый город, согласно книге Берешит (4:17), был построен Каином.

/16/ И УШЕЛ КАИН ОТ ЛИЦА БОГА И ПОСЕЛИЛСЯ В ЗЕМЛЕ НОД, НА ВОСТОК ОТ ЭДЕНА. /17/ И ПОЗНАЛ КАИН ЖЕНУ СВОЮ, И ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА ХАНОХА, А ОН ТОГДА СТРОИЛ ГОРОД, И НАЗВАЛ ЭТОТ ГОРОД ИМЕНЕМ СЫНА СВОЕГО, "ХАНОХ".

Зачем Каин строит город? По прямому смыслу библейского текста, он боится, что его убьют:

"БУДУ Я ИЗГНАННИКОМ И СКИТАЛЬЦЕМ НА ЗЕМЛЕ, И ВСЯКИЙ КТО ВСТРЕТИТ МЕНЯ – УБЬЁТ МЕНЯ!" (БЕРЕШИТ, 4:14)

И для защиты от возможного врага, он строит город.

В следующий раз города упоминаются в Библии уже после Потопа, в 10 главе, и там перечисляется уже большое их количество – Вавилон, Ниневия, Урук, Аккад и другие. Всё это – реальные древневосточные города.

2. Другой город.

В город стекаются гости из других мест, его жители ездят в другие места. У других мест главное общее свойство – другость. Этот город – "этот", а они все – "другие".
Их общий образ – другой город. Если здесь центр мира – там край; если здесь край – там край противоположный. Другой город – единственный возможный противник, но и единственный возможный союзник.
Город может быть "другим" и во времени: город в замысле царя; город в памяти о прошлом; город в его картинах, сказках, стихах; город в его мастерах. Верхний город. "Совокупность исторически значимого прошлого", - как выражается Элиша (книга, 2 часть, стр.83, гл. 6 «Элиша в старом городе»).
Чтобы понять город, нужно побывать в другом городе. Путь к этому лежит через другое. Иначе как скажешь "в этом городе высокие башни", "в этом городе широкие улицы"?
Мне возразят, что мы называем улицы широкими, потому что исходим из образа города-как-такового у нас в голове. Но ведь и образ города-как-такового у нас в голове – это уже ДРУГОЙ город! И даже город, в котором живу я – другой по отношению к городу моего соседа: он ходит на работу в один конец улицы, а я в другой; он ходит в реформистскую синагогу – а я в хасидскую; он любит широту главного проспекта, а я – узость маленького переулка.
В еврейской культуре, как описывалось в предыдущих разделах материалов, постоянно присутствует образ иного города. Это Иерусалим – и Самария в конфликте Израильского и Иудейского царств, это Иерусалим – и Вавилон (праобраз всех городов Изгнания), Иерусалим – и Самбатион. С другой стороны, это – нижний и верхний город в самом Иерусалиме.

3. Город-убежище

Одна из заповедей, касающихся Земли Израиля, которые евреи получили при входе в неё, также касалась городов – в каком-то смысле, именно "других" городов – городов-убежищ.

Дварим, 19
/2/ Три города отдели себе в стране твоей, которую бог, всесильный твой, дает тебе во владение. /3/ Проложи себе дорогу и раздели натрое пространство страны твоей, которую дал тебе в надел бог, всесильный твой, и туда убегать будет всякий убийца. /4/ И вот условие для убийцы, который может убегать туда и оставаться в живых: тот, кто убьет ближнего своего без умысла, и он не враг ему ни со вчерашнего, ни с третьего дня; /5/ и тот, кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова, и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево, и соскочит железо с топорища, и попадет оно в ближнего его, и тот умрет, такой пусть убежит в один из этих городов и останется жив, /6/ чтобы не погнался кровомститель за убийцей в горячности сердца своего, и не настиг его, если длинна будет дорога, и не убил его, а он по закону не подлежит смерти, так как он не был ему врагом ни со вчерашнего, ни с третьего дня. /7/ Поэтому я повелеваю тебе так: три города отдели себе.

То есть, город-убежище должен служить укрытием для непредумышленного убийцы: если в родном городе ему могут пытаться отомстить родственники убитого, то из города-убежища выдачи нет. Так практически обосновывается в Торе необходимость другого города.
Любопытно, что в похожей ситуации оказывается и Каин: изгнанный из дома за убийство, в пустыне он боится, и потому укрывается в городе. Каин становится как бы предвозвестником городов-убежищ. Многие мидраши подчёркивают этот момент, утверждая, что Каин не хотел убивать Авеля, а убил его по ошибке, непредумышленно.

4. Мидраши о дороге в город-убежище.

Мидраш Теґилим, на Пс. 25
«Добр и прям Господь, посему указует грешным дорогу», чтобы совершили тшуву. Другое мнение: Почему добр? Потому что прям! А почему прям? Потому что добр! Он указал путь возвращающимся тем, что дал им города-убежища. Рабби Авин сказал: Через каждую милю стоял столб, а на каждом столбе образ, рука образа была скрючена и указывала на город-убежище. Тем самым: «посему указует грешным дорогу».

Бава Батра, 100а
Учили мудрецы: частная дорога – (шириной) в четыре локтя, дорога из города в город – восемь локтей, общественная дорога - шестнадцать локтей, дорога к городу-убежищу – тридцать два локтя…
…Царской дороге нет меры, потому что царь сносит ограды, чтобы проложить себе путь, и не препятствуют ему в том.
Дороге к могиле нет меры, из почтения к смерти.

Примечание. "Четыре локтя" в Талмуде – обозначение частного пространства человека: то, сколько места он занимает, если ляжет на землю – некий абсолютный минимум личной территории. Соответственно, четыре локтя – это также длина гроба.
Кроме того, утверждается, что Галаха, талмудическое законодательство, охватывает всё, кроме условных "четырёх локтей", в которых религиозный еврей может поступать, как ему вздумается. В рамках "четырёх локтей" человек абсолютно властен и абсолютно свободен.

5. Оборона

Итак, одной из главных прямых задач города, оказывается задача защитная. И действительно, с самого начала развитие градостроительства было во многом развитием оборонительных сооружений.
Самый древний известный современной науке город, возможный прототип Ханоха, основанного Каином, - Чатал Хююк в современной Сирии. Он был раскопан лишь недавно; археологи предполагают, что он был основан пять тысяч лет назад.
У Чатал Хююка не было стен: дома в нём примыкали друг к другу вплотную со всех сторон, и их внешние стены служили и стенами городу. Вместо улиц горожане ходили по плоским крышам, и спускались в дома через люки в крышах, по лестницам. Без деревянной лестницы войти в город было невозможно. Тоже в своём роде "Город слитый воедино"…

Слева на картинке – реконструкция облика Чатал-Хююка, справа – город с первыми в истории улицами: Вавилон.


Затем появились и города в более привычном для нас виде – со стенами и воротами. Однако вскоре последовало изобретение тарана, которым ворота можно пробить; тогда в городах стали делать двое ворот, причём после первых делался поворот, чтобы врагу было труднее развернуться и развернуть свой таран. Надо ли объяснять, что сидевшие в это время на воротах защитники города не теряли времени даром?
Каждая возможность устроить какой-то неожиданный поворот, узкое пространство или любое другое препятствие для вражеского войска или для тарана, воплощалась в жизнь. Например, Яффская дорога – главная дорога в Иерусалим – выходит не прямо к Яффским воротам, а на угловую башню: противник должен повернуться, и идти по направлению к воротам прямо под стенами, притом, что на стенах стоят защитники, а с другой стороны уже начинается пропасть Гееном. Даже узость и извилистость улочек в средневековых городах (в том числе, Акко, Яффо в книжке) могла иметь вполне оборонительное значение. Из этих же соображений города как правило строили на самом высоком месте.
Однако все города рано или поздно бывали захвачены.
6. Защитники города
" Рав Ами и рав Асси пришли однажды в город. Спросили жителей: Кто стражи вашего города? Жители города указали им на солдат и полицию. Ответили р. Ами и р. Асси: "Разве это стражи города? Это разрушители города. Настоящие стражи - мудрецы и праведники: в их заслугу город защищен."
(мидраш Эйха Раббати)

Вот одна из возможностей длинной дороги в защите города. От этого мидраша взяло своё название – "Стражи города", "Нетурей-Карта", религиозное движение, которое не признаёт государства Израиль (см. в предшествующих материалах). Его представители живут преимущественно в квартале Меа Шеарим, через который сказочник ехал на автобусе номер 1 (Книга, часть 1, стр. 51, гл. 43 «По маршруту автобуса №1»).
Ведь город – это не только оборонительный, но и культурный – интеллектуальный и духовный – центр. В центре любого древнего города закладывался храм его божеству-покровителю. Самые древние купола храмов - в Нубии – делались из лодок: храм оказывался содержимым перевёрнутой лодке, которая плывёт по небесной реке; одновременно купол имитировал форму небосвода. При храме делалась школа.
Защитники города – это и все его мастера, художники, философы, поэты, которые живут в нём. Именно поэтому путь героев книжки в поисках принцессы – а заодно, в поисках Иерусалима – проходит через посещение иерусалимских мастеров: Йелки, Канатоходца, Аврамика. Герои и сами пытаются быть художниками, мастерами, чтецами – и именно этот путь в конечном итоге приводит к диалогу через телевизор, который совершается в последних главах книги.
Потому что на самом деле город состоит не из стен, а из жителей. Суть города составляет то тепло, которое вносят в него жители, само их присутствие, их жизнь. Об этом говорят и стихи Аврамика:
Иди
Создающая ритм шагами –
Улица что оживает вслед тебе
Оживёт.
А когда ты исчезнешь
Исчезнет улица
Ритм твоих шагов
Отмерил её жизнь.
(3 часть книги, гл. 11, стр. 221, «Про встречу с Аврамиком и 60-е годы»)

Категория: Город, место, путешествие | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: Юля Шурухт.Вогман.
Просмотров: 644