Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Суббота, 2024-04-27, 1:02 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Город, место, путешествие

Авраам Абулафия, буквы, Самбатион

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

АВРААМ АБУЛАФИЯ В ПОИСКАХ ОГНЕННОЙ РЕКИ

Мессианские ожидания вспыхивали в самые разные времена и в самых разных местах. Рабби Моше бен Нахман, РаМбаН, автор комментария на Танах, однажды сказал: «Когда наступит конец дней, Мессия по Б-жьему повелению явится к Папе Римскому и попросит его (как некогда Моше – фараона) освободить евреев и отпустить их – и тогда поверят, что он и правда Мессия». Дело было в 1263 году.

...В том же 1263 году.
Авраам Абулафия, в отличие от Иегуды Галеви, был никому неизвестным испанским еврейским пареньком, когда отправился в Землю Израиля. Он полагал, что река Самбатион должна находиться где-то на границах с Сирией. Однако ему не было дано добраться до огненной реки и потерянных колен – в Св. Земле шла ожесточённая борьба между рыцарями-крестоносцами и арабами. Абулафию не пустили дальше Акко («досюда дойдёшь – и не перейдёшь», см. книжку про принцессу), так что он продолжил своё путешествие уже в Европе, а затем вернулся домой.

Абулафия пишет:

«Я услышал голос, дважды позвавший меня: «Аврам!Аврам!» и я ответил: «Вот он я!». И голос наставил меня на истинный путь и вдохновил записать нечто новое».

Так Абулафия открыл тайное значение букв.

«Каждая буква скрывает в себе целый мир».

«Знай, что переставление букв можно сравнить со звучанием музыки. Ведь ухо воспринимает звуки в разных сочетаниях, в зависимости от мелодии и инструмента. Струны, которых касается правая и левая рука приходят в движение, и звук ласкает слух. Через ухо звук проникает в сердце, и внимание различным мелодиям доставляет всё новое наслаждение. То же касается и перестановки букв. Буквы, как струны, образуют различные сочетания – и тайны, выражаемые в этих комбинациях открываются и услаждают сердце».

«Само слово «буква» ((אות намекает на будущий мир, который по-арамейски называется עולם דאתי(непереводимая игра слов; арамейское «будущий» выглядит как «буквущий»).

«Нужно сливать все языки в святой язык, пока не окажется, что все слова, которые произносит говорящий, состоит из 22 согласных иврита».

«Каждая буква соответствует определённой части тела. Поэтому человек должен быть осторожен, чтобы не сдвинуть букву с её места. Ведь если он ошибётся при чтении одной из букв, эта часть тела может сменить своё место или переиначиться, так что человек станет калекой».

И, наконец,
«Тот, кто переставляет буквы, должен быть внимателен к чести Б-жьего имени, чтобы ненароком не расстаться с жизнью. Ведь он приближается к Тому, о Ком написано (Даниэль, 7:10): Перед Ним протекает огненная река».

С этого времени Абулафия называл себя Разиэлем (числовое значение имён «Авраам» и «Разиэль» одинаково, однако Разиэль – имя одного из ангелов).

И вот, в 1280 году Абулафия отправился в Рим к Римскому Папе Николаю Третьему, имея намерение говорить с ним от имени еврейского народа. Узнав об этом, Папа распорядился арестовать Абулафию на въезде в город и казнить. Однако в тот же день, когда Абулафия прибыл в Рим, Николай Третий умер, не подтвердив смертного приговора; просидев в тюрьме двадцать восемь дней, Абулафия был отпущен на свободу и продолжил свои странствия.

Он путешествовал по Италии, учил тайнам перестановки букв как евреев, так и христиан, и обещал в 1290 году наступление Мессианской эры.
О судьбе Абулафии после 1291 года ничего неизвестно.

Биография Абулафии изложена им самим в предисловии к трактату «Райское сокровище». Все сведения и цитаты из произведений приводятся по изданию
Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М., 2004, стр. 170-190.

См. также http://www.trivia-library.com/c/false-prophets-and-messiahs-abraham-ben-samuel-abulafia.htm

Легенда об Аврааме Абулафии
(Испания, осень 1290)

- Должно быть, наш Учитель Авраам сын Шмуэля удалился за Огненную реку, за Самбатион, - сказал один из учеников, и все собравшееся притихли.

- Что такое Огненная река?
- Учили – сказал один, - мудрецы Талмуда (да будет благословенна память праведников), что когда пришёл царь Ашшурбанипал и разрушил Иерусалим, то увёл часть народа в дальние дали, откуда нет возврата, - за реку, текущую огнём. И с тех пор нет никаких известий о десяти племенах еврейского народа, которые ушли с ним. Но когда придёт Избавитель мира, - возвратит изгнанников в Иерусалим.

- Писали греческие историки, и среди них Иосиф Флавий и Плиний, - сказал другой (который был много начитан в греческой мудрости), - что когда император Веспасиан пребывал в Бейруте, в Сирии, показывали ему некую реку. Шесть дней в неделю она суха, и лишь в святую Субботу, которую мы почитаем, наполняется водой и становится бурной и полноводной. Потому называется эта река «Субботней», то есть, по-гречески, Самбатион. И в тот день раскаялся император, что сжёг Иерусалим, и понял, что не выстоит его царство, когда придёт Избавитель мира.

- Рассказывали путешественники, вернувшиеся с Востока, - сказал третий, - что видели они царство десяти потерянных племён Израиля, которое отделено от всего мира огненною рекой. Шесть дней в неделю кипит эта река и брызжет пламенем, а на седьмой день успокаивается, - так что лишь в святую Субботу можно пересечь её. А десять племён иудеев живут за рекой в тишине и спокойствии, никем не притесняемые, и получают с той земли обильный урожай. Но никто, кто искал этого места – не нашёл его.

- Слышал я от старших учеников нашего Учителя, Авраама сына Шмуэля, - сказал
четвёртый, - будто в юности он отправился на поиски этой реки, чтобы вернуть десять потерянных племён обратно в Иерусалим. Полагал Учитель, что должна быть она близ Сирии, где видел её император Веспасиан. Но было это в 5023 году от Сотворения мира (1263 – М.В.), и в тех краях шла война между крестоносцами и исмаэлитами (арабами – М.В.) – так что нашего Учителя не допустили на берег, а прямо из порта Акко отправили обратно домой в Испанию. Так вернулся он ни с чем.

- Так уж ли ни с чем? – возразил пятый. – Ведь именно вскоре после возвращения, (как читал я в его книге, написанной им собственноручно), услышал он Голос, обращённый к нему – и постиг от этого Голоса тайну сочетания букв. И написано в его святой книге, что каждая буква скрывает в себе целый мир. Владеющий тайной их сочетания (подобно тому, как арфист владеет струнами арфы), может складывать из них правильную мелодию и исправлять мир.
Также говорил он, что Грядущий Мир наступит, когда во всех предметах встанут буквы на своё место, - а этому он и хотел научить всех, кого встречал на своём пути. И более того, каждая буква соответствует части тела, так что небрежность в составлении букв может привести к тому, что человек останется навсегда калекой.

- И после этого откровения, - сказал шестой, - он отправился в Рим, к Папе Николаю Третьему, и я был в то время с ним, так что видел всё своими глазами. Хотел Учитель исполнить пророчество, согласно которому будущий Избавитель мира должен явиться к Папе Римскому, и требовать освободить и отпустить на родину всех евреев, - как требовал Моисей у Фараона.
И в тот день, когда приближался Учитель наш к городу Риму, прошёл слух о нём и о цели его прихода. Так что приказал Папа Римский арестовать его у городских ворот, бросить в темницу и казнить. Но в первую же ночь, которую провёл наш Учитель в темнице, Папа Николай внезапно скончался, и приговор не был подтверждён. Поэтому на двадцать восьмой день отпустили Учителя нашего из темницы, не причинив ему никакого вреда. И тогда учил он, что через десять лет наступит Эра Избавления, и весь мир будет исправлен – через него, Авраама Абулафию. И вот, истёк срок, им назначенный, наступил столь долгожданный для нас 5050 год (1290 – М.В.) – а его нет с нами, и никто не слышал о нём никаких известий.

- Однажды он сам сказал мне и я слышал из уст его, – произнёс седьмой, - «Не зови меня больше Авраам, но зови меня Разиэль, что значит Ангел Тайны» (а сумма числовых значений букв этих имён – одно). И тогда же учил меня: «Разве не помнишь, что написано в Святом Писании, в видении Пророка Даниила «И протекает перед Господом нашим огненная река». О чём это сказано? Эта река – Тайное Имя Господне. И тот, кто связывает свою душу с четырьмя буквами Тайного Имени – горе ему, если будет он неосторожен. Потому что так велика тайна этой реки, что запросто можно лишиться жизни. Я же видел её своими глазами, как ты видишь сейчас меня» - так говорил он мне, а я запомнил, как только позволила мне память.

- Воистину, должно быть, ушёл Авраам сын Шмуэля Абулафии за Огненную реку, - сказали все.
И комната наполнилась сосредоточенным молчанием.

Источники:
Книга Даниила
Мидраш Берешит Рабба
Иосиф Флавий «Иудейская война»
Коковцов «Еврейско-хазарская переписка»
Г. Шолем «Основные течения в еврейской мистике»

Категория: Город, место, путешествие | Добавил: yu (2006-06-21)
Просмотров: 854