Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-05-05, 0:46 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский календарь

Тишрей


Месяц Тишрей



Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям – умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться.

Месяц Тишрей седьмой по счету от месяца Нисан.

Как правило, начало года всегда приходится на первый месяц года, так почему же мы, евреи, отмечаем новый год в седьмом месяце? Надо отметить, что у нас все, — ни как у других народов мира. Нисан для нас первый месяц в году по той простой причине, что в этот день наш народ вышел из Египта, из дома рабства. А Тишрей — это начало отсчета календарного года.

В этот день завершено Творение — создан первый человек — Адам. В этот день на протяжении всей человеческой истории происходило много чрезвычайно важных событий: как, например, — жертвоприношение нашего праотца Ицхака, в этом месяце родились наши праотцы Авраам, Ицхак и Яков.

С этого дня начинается отсчет истории человечества.

Этот день — первого Тишрея — начало первого и единственного в мире точного календаря. Почему точного, потому что это единственный календарь, полученный человеком от Творца Мира.

Каждый год в этот день Творец судит поступки человека и устанавливает ему награду или на наказание по итогам прошедшего года. В этот день Ашем открывает три книги: книгу праведнико, книгу злодеев и книгу средних. Праведникам суждено прожить еще один год, злодеям — умереть, а средним, у которых есть и мицвот и грехи, предоставляет Творец мира возможность раскаяться в своих ошибках и вернуться к своему Создателю, сделать тшуву. Таким образом, начало месяца Тишрей ( Рош Ашана) — это начало суда над человеком и предоставление ему возможности исправиться. И вплоть до 10 тишрея — Йом Кипура есть у человека такая возможность склонить чашу весов в свою сторону, приняв однозначное решение — больше никогда не повторять своих ошибок. Почему же Йом Кипур называется праздником? По простой причине, мы постимся и проводим весь этот день в молитвах, обращенных к Создателю.

В этот день мы, евреи, чувствуем необычайную близость к Б-гу, и не сомневаемся, что Отец наш небесный простит нас и запишет в книгу долгой и счастливой жизни. Тишрей самый насышенный праздниками месяц. После Йом Кипура, евреи сразу же приступают к строительству шалашей, ведь через четыре дня начинается праздник Суккот. Этот праздник символизирует постоянную заботу Всевышнего о своем народе.

И, несмотря на то, что уже начало осени и в любой момент может пойти дождь, наш народ демонстрирует всему миру свое доверие к Творцу, мы переселяемся из наших квартир в шалаши. Мы знаем, ничего плохого с нами не случится.

Праздник Суккот длится семь дней и сразу же после его окончания начинается праздник, который называется Симхас Тойре (радость Торы). В этот день мы радуемся тому, что являемся единственным народом, обладающим сокровищем под названием Тора.

Незнающий человек может спросить, что же такого ценного есть в этой Торе, что евреи так счастливы обладать ею? Ответить на этот вопрос одновременно и сложно и просто.

Сложно, потому что вся мудрость мира заключена в Торе.

Все, что наука уже открыла, то что откроет и то чего никогда не постигнет, — есть в Торе. Б-г смотрел в Тору и творил мир, поэтому нет ничего в этом мире, о чем бы не говорила Тора.

Тайны мироздания, космоса и созвездий, прошлое и будущее человечества все это есть в Торе. Но самое главное, о чем следует сказать, это взаимоотношение между людьми, чрезвычайно сложное и, казалось бы, самое неразрешимо в этом мире, — так же находит свое отражение в Торе. Так что же такоеТора? Попробуем привести одно из самых «простых» объяснений.

Однажды один нееврей обратился к еврейскому мудрецу Хилелю и попросил его научить Торе за то время, что он стоит на одной ноге, т. есть как можно кратко. Хилель-азакен ответил ему:

Машэ сонуй алэйха, аль таасэ лэ хаверха.

Что в переводе на русский звучит так: То, что ты сам ненавидишь, не делай для своего ближнего.

А другой мудрец, живший во времена разрушения второго Храма, раби Акива объяснил эти слова следующим образом:

Он сказал:

Зэ клаль годоль бэ Тора.

Что означает: Это самое важное, центральное место в Торе.

Опять не понятно о чем идет речь. И какая связь между запретом делать что-то нехорошее ближнему и самым важным в Торе? И как это я могу не делать плохое человеку, который обидел меня или просто мне неприятен?

И тогда нам на помощь приходит другой величайщий знаток Торы, живший в 10 — 11 веках в Европе (Германии и Франции) РАШИ ( раби Шломо Ицхаки, что означает Шломо сын Ицхака) и объясняет нам слова великого Хилеля и раби Акивы. И что же он говорит? А говорит он очень простую вешь: Возлюби ближнего, как себя самого. То есть, ведь себя самого, дорогого и ненаглядного, самого умного и неотразимого ты любишь больше всего на свете!

Так вот, точно также — люби своего ближнего.

Это и есть самое главное, о чем учит нас Тора. Любить ближних, любить человека и не причинять ему зла. Потому что если ты сделал кому-то плохо, то ты сделал плохо самому себе. Мало того ты сделал плохо не просто человеку, а Человеку, созданному по образу и подобию Создателя.

Значит, сделав плохое человеку, ты сделал плохо частице божественной души, которая в человеке. А за это тебе положено наказание. Так не делай же себе «плохо» — говорит Тора.


Арье Шерцер, темы: Рош Ашана, Еврейский календарь





Месяц Тишрей в еврейской истории


Исторические события месяца Тишрей.

Месяц Тишрей является седьмым месяцем в еврейском календаре. Это может показаться странным, потому что Рош-Хашана – Новый Год приходятся на первый и второй дни Тишрея. Произошло это потому, что Тора сделала месяц Ниссан первым месяцем года, чтобы подчеркнуть историческое значение Исхода евреев из Египта, который приходится на 15 день этого месяца и который означает рождение нашей нации. Однако, согласно традиции, мир был создан во время Тишрей, или, чтобы быть более точным, Адам и Ева были созданы в первый день Тишрея, который был шестым днем мироздания и поэтому Тишрей является началом года. В связи с этим и Рош-Хашана празднуется в это время.

* * *

В каждом годе имеется двенадцать месяцев и имеется столько же колен Израилевых. Каждый месяц еврейского года представляет одно из колен. Месяц Тишрей является месяцем колена Дана. Это имеет символическое значение, потому что когда Дан родился, его мать Леа сказала: «Г-сподь судил меня (даннани) и подслушал также мой голос». Дан и Дин (Иом-хаДин – Судный день) происходят от одного и того же корня, означающего, что Тишрей является временем Божественного правосудия и прощения.

Точно так же, каждый месяц Еврейского календаря имеет свой знак Зодиака (по еврейски – Мазал). Знаком Зодиака для Тишрея являются Весы. Это представляет символ Судного Дня, когда Б-г кладет на весы хорошие поступки и плохие поступки человека.

* * *

Хотя каждое Новолунье отмечается и благословляется в синагоге в предшествующую ему Субботу, Новолуние Тишрея никогда не отмечается и не благословляется в синагоге. Оно не благословляется нами, потому что Сам Г-сподь благословит его. Он не отмечается по той причине, потому что большая часть того, что касается Рош-Хашана «скрывается» и окружено тайной. Мистический аспект Рош-Хашана указан в Св. Писании: «Трубите в новомесячие Шофар, в скрытое время, в день праздника нашего» (Пс. 81:4-5). Дьявол, доносчик, не должен быть предупрежден о приближении Рош-Хашана, Судного Дня. Это тоже является одной из причин, отчего «Новолуние» не упоминается в молитвах Рош-Хашана. Это также является одной из причин, почему первая часть Бытия не читается на Рош-Хашана, хотя ее и следовало бы читать, в виду того, что Рош-Хашана есть рождение Человека, так как Адам был создан на Рош-Хашана (смотри ниже).

* * *

Первый день Тишрея, который является первым днем Рош-Хашана не может выпасть на воскресенье, среду или пятницу.

Исторически, однако, первая Рош-Хашана выпала на пятницу, шестой день Создания мира. В этот день, Господь сперва создал скот и зверей лесных и всех гадов и насекомых, и, последним – Человека. Таким образом, когда человек был создан, он нашел всё готовым для себя. Наши мудрецы усмотрели в этом порядке Создания вдумчивость хорошего хозяина, который, до приглашения почетного гостя, приводит свой дом в порядок, зажигает много огней, приготовляет хорошую пищу и т. д., таким образом гость находит всё готовым к своему приходу. Но они также видят в этом очень глубокомысленный урок: Если человек достойный, с ним обращаются, как с почетным гостем; если он этого недостоен, ему говорят: «Не гордись собою; даже насекомое было создано до тебя!»

Первый человек Адам был создан взрослым, полным человеком. Он был очень умным существом, и в момент, когда он раскрыл глаза, он узнал своего Творца и назвал Его «Царем Вселенной». И он обратился ко всем созданиям: «Придите и да помолимся, склонитесь и станьте на колени перед Г-сподом, нашим Творцом!» Таким образом Рош-Хашана является днем Коронования Творца Вселенной. Коронование царей провозглашается звуком труб. Таким образом звуки Шофара на Рош-ОСошана символически напоминают нам также о Божественной Коронации. По той же причине этот день является днем «амнистии» и прощения.

* * *

В самый первый день своего создания, Адам нарушил заповедь Г-спода, кушая с запрещенного дерева и был судим Б-гом. Это учит нас, что человеку свойственно заблуждаться, а Божественному прощать».

В день Рош-Хашана родился Каин, вместе с сестрой-близнецом. Авель тоже родился в день Рош-Хашана вместе с сестрой-близнецом.

В Рош-Хашана Каин тоже убил своего брата Авеля, но тотчас же раскаялся. Узнав о силе раскаяния, Адам тоже раскаялся. (См. Первые, кто раскаялись, стр. 35).

Согласно некоторым источникам, воды Потопа высохли в день Рош-Хашана. Те же источники утверждают, что наши Патриархи Авраам, Исаак и Яков родились и скончались в этот день. Мы читаем о рождении Исаака в первный день Рош-Хашана и связан был Исаак (Акеда) на второй день.

* * *

Наши прародительницы Сарра и Ривка, а также наша пророчица Ханна, которые были бездетными, были наделены потомством, когда их молитвы были услышаны на Рош-Хашана.

* * *

Другие события в нашей древней истории имели место на Рош-Хашана: пророк Елисей благословил женщину из Шунем с рождением ребенка; вернувшиеся изгнанники из Вавилона начали снова приносить жертвоприношения Г-споду; Езра Ученый собрал весь народ и прочел ему выдержки из Торы, приведшие к покаянию среди вернувшихся изгнанников. Однако, Езра и Нехемия предложили народу забыть о досаде и горе на празднике и отложить свой пост и слезы до после Суккота.

Во время Средних веков, в 4773 году (1013), раввин Амнон претерпел мученическую смерть в первый день Рош-Хашана; он является автором торжественной молитвы «Унесане тоикеф», которую читают во время службы Мусаф Рош-Хашана и Иом-Киппур (см. стр. 61-66).

Второй день Тишрей был во время создания мира Субботой, первым Шаббос. В конце Шаббоса, Адам и Ева увидели в первый раз темноту. Они сидели, напуганные в темноте, пока Адам не споткнулся случайно на два камня, которые задели один другой и не произвели искру света. После этого он благословил свет. (Поэтому каждую субботу вечером произносится броха на свет в молитве Хабдала).

Согласно некоторым источникам, Гедалиа, сын Ахи-кама, губернатора Иудеи после разрушения первого Бет-Хамикдоша, был убит на второй день Рош-Хашана, в Митцпа (в 3339 году) Пост по Гедалиа соблюдается, однако, на следующий день, по причине праздника.

Третий день Тишрей соблюдается как пост по Гедалиа (см. выше). Его убийством, оставшимся еврейским поселениям в Святой Земле был нанесен тяжелый удар. Это один из четырех постов, имеющих отношение к разрушению Бет-Хамикдоша.

В четвертый рень Тишрей (в 5474 году) скончался святой человек и мистик Раввин Иоель Баал-Шем из Остраха. В тот же день (в 5581 году) скончался Раввин Авраам, сын Иехиля Михель из Вильно, автора известных книг по Еврейскому праву и обычаям Хайе-Адам и Хохмат-Адам.

В пятый день Тишрей родился Нафтали, сын нашего патриарха Якова. Он прожил 133 года и умер, как утверждают некоторые источники, в тот же самый день.

В этот день также был схвачен римлянами Раввин Акиба и он умер мученической смертью от их рук в день Иом-Киппура. Он был один из десяти мучеников, ставших жертвами римлян.

* * *

Шестой день Тишрей является годовщиной смерти «Дедушки из Спола», скончавшегося в 5572 году.

В седьмой день Тишрей родился Зебулун, сын нашего патриарха Якова. Он жил ПО лет (некоторые источники утверждают, что Зебулун жил 124 года).

* * *

В восьмой день Тишрей состоялась закладка Бет-Хамикдоша, построенного царем Соломоном (в 2935 году после Создания). С этого дня жертвоприношения были запрещены в других местах.

* * *

Девятый день Тишрей – канун Иом-Киппур.

Десятым днем Тишрей является Иом-Киппур, Судный День. Он не может прийтись на воскресенье, вторник или пятницу.

В этот день наш патриарх Авраам совершил себе обрезание в возрасте 99 лет (в 2047 год после Создания). (Согласно другим источникам это произошло на второй день Рош-Хашаны; а по мнению третьих это имело место в 13 день Ниссана.

В Иом-Киппур (в 2449 году после Исхода) Моисей спустился с Горы Синай и принес вторые каменные скрижали с Десятью Заповедями и счастливую весть о прощении Бчга (за грех с Золотым Тельцом).

Во время празднованя закладки и освящения Бет-Хамикдоша царем Соломоном (восьмой день, см. выше) не было поста на Иом-Киппур согласно Божескому приказанию; ,но день этот был посвящен празднованию этого великого события.

Раввин Акиба (как сказано выше) умер мученической смертью на Иом-Киппур, со словами из Шема на своих губах. В день его кончины родился раввин Иуда Ганаси (составитель Мишны).

На Иом-Киппур, император Адриан издал декрет, запрещающий обрезание. (Примерно между 4260 – 4300 голами после Создания).

Раввин Ахай, сын Рава бар Абуха из Раббанан Себурай скончался на Иом-Киппур.



Н. Изаксон, темы: Каин


http://toldot.ru/tora/articles/articles_1323.html



Весы – месяц тишрей



Тишрей, безусловно, — один из самых значимых месяцев еврейского календаря. На тишрей приходится аж четыре праздника: Рош hа-Шана  (еврейский Новый год), Йом Кипур, Суккот и Шмини Ацерет

Да-да, Суккот и Шмини Ацерет — это два разных праздника, просто они примыкают друг к другу. Кстати, в диаспоре добавляется еще один — Симхат Тора.

Хасидская книга «Мааян» («Источник») говорит о том, что в Рош hа-Шана Всевышний выносит Свой приговор человеку на грядущий год. Печать на этот приговор ставится в Йом Кипур (то есть существует возможность изменить этот приговор, недаром время до Йом Кипура называется Асерет йемей тшува — «десять дней раскаяния»). Но даже после того, как приговор подписан, он опять-таки вступает в действие не сразу, а лишь с окончанием Шмини Ацерет, то есть для его изменения дается еще какое-то время. Однако надо помнить: все действия человека будут взвешены, измерены и оценены в месяце тишрей. Именно поэтому тишреем управляет знак Весы.

Весы — символ взвешивания, беспристрастной оценки, вынесения приговора. РаМБаМ писал, что цадик («праведник») — тот, у кого хороших поступков больше, чем плохих, раша («грешник») — соответственно, наоборот. Хасидизм внес в эту терминологию существенную поправку. Алтер ребе автор «Тании», основополагающей книги по хасидизму, говорит, что введенная Маймонидом градация не идентифицирует состояние души «праведника» и «грешника». Термин «праведник» у РаМБаМа следует понимать как «оправданный в суде», а «грешник» — как «обвиненный». Суть звания цадик — в состоянии души, при котором мысли о совершении плохих поступков не возникают, а суть звания раша — в том, что у человека не появляются добрые намерения. Но коль мы уже говорим о Небесном суде в месяце тишрей, то шкала рабби Моше Бен Маймона будет как раз к месту.

Термины цадик и раша («праведник» и «грешник»).
Рамбам использует их как функцию: праведник — тот, кого оправдает Суд; грешник — тот, кого не оправдают…
Хасидское учение применяет их для сущностной оценки, оценки состояния души: цадик — тот, кто не имеет ничего общего с грехом даже в намерениях, грешник — наоборот.

 

«Сефер Иецира» связывает месяц тишрей с буквой ламед, которая связана с понятием лимуд — изучение (имеется в виду изучение Торы). Связь довольно глубока и очевидна — изучение Торы помогает человеку добиться благоприятного приговора Всевышнего в месяце тишрей.

Управитель месяца тишрей — планета Венера. Согласно Талмуду (трактат Шаббат), она вызывает приливы любви и страсти. Однако в данном случае имеется в виду не обычная земная любовь, а ее архетип — любви между Всевышним и народом Израиля.


Современная астрология называет соуправителем месяца тишрей инфрамеркуриальный Вулкан. Планета Вулкан выражает равновесие сил, покой и гармонию, которую устанавливают на Земле законы Всевышнего. Если перевести эту фразу на язык Каббалы, то получится: Вулкан находится совсем близко к Солнцу, внутри орбиты Меркурия, и символизирует сфиру кетер, Б-жественную волю; Земля — символ сфиры малхут, Б-жественной власти. Влияние сфиры кетер на сфиру малхут проявляется в том, что глубинные замыслы Всевышнего (кетер) вносят устойчивость в их материальную реализацию в нашем мире (малхут).

Рождение в тишрее — под знаком Весов и под управлением Венеры и инфрамеркуриального Вулкана дает людям стремление к справедливости, юридическое и дипломатическое чутье, деликатность и такт, умение понять позицию другого. Правда, рожденные под знаком Весов зачастую склонны к компромиссам — так же, как и Всевышний, Который, оценивая наши поступки за год, руководствуется силой снисходительности в этом месяце — иначе мало кто сумел бы пережить очередной Йом Кипур…
Ключевыми словами для знака Весов могут быть: гармония, равновесие и чувство меры; эстетизм, абстракция и логика; справедливость и статус-кво.

Рош hа-Шана продолжается два дня. Первый — это как бы аналог первой пятницы, шестого дня творения. Второй день — аналог первого в новорожденном мире шаббата.

Однако вернемся в самое начало месяца — в первое тишрея. В этот день родился Адам. Мидраш говорит, что Адам был сотворен всего за шесть часов до наступления шаббата, и если бы он продержался полных шесть часов, то состояние Ган Эден, Рая, в мире стало бы нормой. Однако Адам согрешил… У каббалистов существует обычай — на Рош hа-Шана читать покаянную молитву, которую Адам произнес по изгнании его из Рая (эту молитву вы можете найти в начале «Книги ангела Разиэля»). Вдумчивое ее чтение поможет вам в течение года раскаяться, «сделать тшуву».Существует еще один интересный обычай — в течение двух дней Рош hа-Шана религиозные люди стараются днем не спать, «чтобы не проспать судьбу».

Первые десять дней месяца тишрей (от Рош hа-Шана до Йом Кипура включительно) называются йамим нораим, дни трепета. Это связано со знаком Весов — участь человека взвешивается на Небесных весах. Однако не надо забывать и о Венере, планете любви и радости, управительнице тишрея. Максимальной своей силы она достигает 15 тишрея, как раз в это время начинается праздник Суккот. Один из центральных аспектов праздника Суккот — Симхат бейт hа-Шоэва, праздник веселья водочерпания. Он неразрывно связан с водой, а вода символизирует собою сфиру хесед — снисхождение, милосердие Г-спода. И это — основная тайна месяца тишрей. Сердцевина месяца — проявление сфиры хесед, когда Всевышний, невзирая на все прегрешения, дает возможность большинству из нас прожить еще один год в надежде, что мы все-таки исправимся и совершим тшуву, подобно Адаму, первому человеку.

Александр Рыбалка


http://www.jewish.ru/tradition/kabbalah/astrology/2005/10/news994182251.php

Категория: Еврейский календарь | Добавил: Diana_Ashurov (2013-04-03)
Просмотров: 1592