Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-05-05, 9:42 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский календарь

Шват, часть 2

Месяц Шват

Название месяца Шват происходит от вавилонского слова, которое означает «месяц штормов и дождей». На иврите месяца jb'v. Шват связывается со словами  шэвет — «колено», «клан», «трость» и шават —«сечь розгами».

Шват — пятый месяц еврейского календаря. В месяце Шват зима встречается с весной. Именно на этотмесяц в Израиле приходится пик выпадения осадков и, возможно, поэтому древние вавилоняне назвали этот месяц «месяцем штормов и дождей». Тора так говорит об этом времени: «польется вода из ведер его, и семя его будет как высокие воды...» (Чис.24:7). К концу месяца дожди выпадают реже, заметными становятся первые признаки весны. В месяце Шват ветви плодовых и полевых растений начинают покрываться цветами; на деревьях появляются первые листочки, а на берегах рек расцветает напоминающее посох растение шавшевет («посошок»).

Раньше всех пробуждается миндальное дерево. На древнееврейском языке миндальное дерево называетсяшакед, словом, которое происходит от глагола шокед, что означает «пристально наблюдать для того, чтобы в нужный момент приступить к исполнению плана». Миндальное дерево получило такое название потому, что весной оно первым пробуждается к жизни и как бы спешит воспользоваться обновленным солнцем и его теплом. Пророк Иеремия правильно воспринял этот символ: жезл из миндального дерева является прообразом того, что Господь поспешит исполнить то, что задумал:

И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось (Иер.1:11-12).

Месяцу Шват соответствует буква цади (или цадик), что значит «праведник» (однокоренное со словом ,цедек — «справедливость»). В месяце Шват празднуется так называемый Новый год деревьев. Знаменательно, что в Писании мы часто встречаем сравнение праведников с деревьями (например, Пс.1:1-3; 91:13).

Даже сама форма буквы цади (особенно написание ее в конце слова цади-софит, выражающее истинное проявление праведника в будущем) имеет некоторое сходство с деревом.

Колено Израиля, которое соответствует месяцу Шват, — Асир (Ашер). Ашер означает «блаженство» или «удача» (Быт.30:13). Отец Асира Иаков так благословил своего сына:

Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства (Быт.49:20).

Асир олицетворяет совершенно особое дерево — маслину, дающую оливковое масло, которым сверх меры был богат удел колена Асира в земле Израиля. Оливковое масло символизирует могучее семя праведников, которое питает и поддерживает многочисленные поколения людей.

В Танахе содержится несколько пророчеств относительно личности Машиаха, где Он именуется как «отрасль»(Ис.4:2;11:1;Иер.23:5;33:15-16;Зах.3:8;6:12).Так, пророк Исайя называет Машиаха нэцер —«отрасль», «побег» или «ветка»:

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина (Ис.11:1-5).

Как уже упоминалось ранее, злодей Аман решил бросить жребии на различные месяцы и выяснить, когда погромы евреев в Персидском царстве окажутся для него наиболее результативными. Аман бросил жребий и на месяц Шват, который показал ему благородный поступок Моисея:

Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец (Исх.2:19).

В этом отрывке из Писания раввины усматривают причину, по которой Аман не решился провести массовые погромы евреев в этом месяце. Созвездие, которое восходит в месяце Шват – Водолей, напомнило Аману Моисея, напоившего овец своего будущего тестя Иофора (Итро), а вода в еврейской традиции часто символизирует Тору (Втор.32:2). Аман узнал также, что Моисей — великий учитель народа (Моше Рабейну), что он продолжал учить людей Торе даже когда смерть его была уже близка. Последний раз — первого Швата.

Итак, три значимые события произошли в этом месяце:

  1. Первого Швата Моисей учил народ Торе; 
  2. Восьмого Швата наступила смерть старейшин, переживших Иисуса Навина (Йеѓоша бин Нун); 

3. Пятнадцатого Швата (Туби-Шват) празднуютНовый год для деревьев (Рош ѓа-шана ла-иланот).

Еврейские мудрецы учат, что Моисей умер седьмого Адара. Почувствовав приближение своей кончины, Моисей решил еще раз удостовериться в том, что народ знает уставы и заповеди Бога и следует им. Поэтому он решает еще раз повторить всю Тору перед лицом всего Израиля.

Мидраш рассказывает о том, что Моисей все сорок лет странствований в пустыне учил евреев Торе, раздел за разделом. Таким образом, Моисей повторял изучение Торы четыре раза, то есть каждые десять лет. Вначале он изучал ее со своим братом Аароном, который был родоначальником священнической династии. Потом обучал Торе сыновей Аарона Елеазара (Эльазар) и Ифамара (Итамар), причем в присутствии Аарона, который таким образом изучал ее во второй раз. Третий раз Моисей собрал и учил Торе семьдесят старейшин Израиля (Санѓедрин), а четвертый раз Моисей учил Торе уже весь народ, включая Аарона, его сыновей и всех членов Санѓедрина.

Однако с первого Швата все изменилось, что и отмечено в Книге Второзаконие (1:3):

Сорокового года, одиннадцатого месяца (Шват), в первый [день] месяца говорил Моисей [всем] сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них.

Важной датой месяца Шват является праздник Ту би-Шват или же пятнадцатое Швата. Этот день также называют «Новым годом деревьев».

В Талмуде написано: «Есть четыре Новых года: с первого Нисана отсчитывают годы правления царей и праздники. Первое Элула — Новый год для отделения десятины от скота. Первого Тишрей — Новый год для отсчета лет, седьмых годов и юбилейных годов, для посадок. Пятнадцатого Швата — Новый год для деревьев, согласно мнению Школы Ѓилеля» (Мишна, трактат Рош-Ѓашана 1).

Сама суть этого праздника — любовь к родной земле и связанными с ней заповедями. Праздник Ту би-Шват символизирует прочные узы еврейского народа со своей страной, Эрец Исраэль.

Смысл праздника — в приведенных выше словах из Талмуда о четырех Новых годах, один из которых назван Новым годом для деревьев. Правда, в Талмуде не говорится о том, что этот день является праздником. Его цель — определить в сельскохозяйственном календаре дату, отделяющую урожай плодовых деревьев одного года от урожая другого года. Праздником этот день сделал сам народ.


Первого Швата 2488, за 37 дней до смерти Моше, Бог сказал ему: "Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают". (Сам Моше узнал все заповеди от Господа или на Синае, или в первый год в скинии). Только могучий оратор мог учить в течение 36 дней — с первого Швата до седьмого Адара, излагая книгу Второзаконие (Дварим) на языках семидесяти народов мира.

В эпоху возрождения еврейского народа и его возвращения в свою страну изменился и характер праздника Ту би-Шват. К обычаю есть в этот день плоды, созревшие на земле Израиля, прибавился новый обычай — сажать деревья. Как сказано в Торе:

Когда придете в землю, и посадите какое-либо плодовое дерево... (Лев.19:23)

В эпоху написания и формирования Танаха Новый год деревьев не отмечали, и о нем не упоминается в Священном Писании. И только в первом веке до н.э., в период деятельности двух школ — Ѓилеля и Шамая, встал вопрос о дате Нового года для деревьев. В конечном итоге возобладало мнение школы Ѓилеля.

Ведя дискуссии о том, когда именно следует отмечать Новый год для деревьев, мудрецы не имели в виду, что в этот день люди должны устраивать торжественные собрания или сажать деревья. Речь шла об определении даты, которая важна для исполнения заповеди отделения десятины (ма-асэр) от плодов деревьев. Тора обязывает каждого еврея отделять десятину от плодов нового урожая и отдавать ее коѓенам и левитам, служившим в Храме, а также беднякам (Чис.18; Втор.14:29).

Наши мудрецы, будучи опытными и наблюдательными земледельцами, заметили, что примерно до середины месяца Шват деревья пьют влагу, которая сохранилась в почве еще с прошлого года, а начиная с середины этого месяца — воду дождей, выпавших уже в текущем году. Вот почему пятнадцатый день Швата стал Новым годом для деревьев. Постепенно этот день начали воспринимать как своего рода Судный день деревьев, когда решается их судьба на будущий год — подобно тому как судьба человека решается в Рош-Ѓашана.

В одном из древних мидрашей рассказывается история о том, как появился этот праздник: деревья узнали, что Всевышний даровал людям праздник Нового года, и у них появилось желание иметь такой же праздник — ведь человек в Торе сравнивается с деревом (Втор.20:19).

Деревья очень просили Всевышнего подарить им этот праздник. И спросил Всевышний у деревьев, когда бы они хотели праздновать свой Новый год. И ответили деревья, что хотят в месяце Шват, так как в Израиле именно в этом месяце идут самые обильные дожди. Согласился с ними Всевышний и назначил Новый год для них на первое Швата. Но деревья попросили перенести праздник на середину месяца, потому что в первый день каждого месяца отмечается новомесячие (рош ходеш), что уже само по себе праздник. Кроме рош ходеш в месяце Шват нет никаких торжеств, а деревьям так хочется украсить его своим праздником.

В Библии человек часто сравнивается с деревом. О праведниках, например, написано, что они будут подобны деревьям, посаженным при потоках вод, и лист их не вянет.

Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем (Пс.91:13-16).

Однако Библия сравнивает с деревом не только человека. Тора сама — кладезь и источник мудрости — в Писании называется «древом жизни»:

Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее! (Прит.3:18).

И человек, и Тора обладают четырьмя важнейшими составляющими, которые мы видим также у дерева: корень, ствол, ветви, плоды.

Корни еврея — это предки, праотцы и праматери нашего народа. Ствол символизирует тело народа Израиля, который был выведен из Египетского рабства, принял Тору и вошел в Землю Обетованную.

Ветви представляют как колена Израиля (на иврите слово шевет — «колена» — непосредственно соотносится с названием месяца Шват, которое переводится как «ветви»), так и каждого отдельно взятого еврея — все они «разрастаются» в разные стороны, получая свой удел в Святой Земле. А плоды деревьев символизируют добрые дела, совершаемые евреями.

Корни Торы — это скрытые, глубинные тайны Бога, проявляющиеся в Его Слове и творении. Ствол Торы символизирует «тело» или построение Торы, которое было открыто Израилю на горе Синай. Ветви — это огромное разнообразие тем и методов интерпретации Торы. Кроме того, каждый человек имеет свой собственный раздел в Торе, соотнесенный с его рождением. Плоды же — это новый взгляд, откровение, знание, источник которого никогда не иссякнет для тех, кто посвятил себя изучению Священного Писания.

Бог дал Израилю Тору, чтобы она была его духовными глазами. Раввины учат, что, создавая вселенную, Бог смотрел в Тору, и нам Он также предлагает изучать ее, чтобы черпать из нее мудрость, силы и целеустремленность для изменения мира вокруг нас.

Чтение Торы в Швате

Многие аспекты значения этого месяца отражены в недельных разделах Торы, которые читают в этоммесяце. Недельный раздел Бо — «Иди» (Исх.10:13-16) повествует о судах Божьих над Египтом, а во втором разделе, Бешалах — «Отпустил» (Исх.13:17-17) рассказывается о том, что Бог разверз Красное море и евреи прошли по сухому дну. Мидраш по этому поводу говорит, что море разделилось на двенадцать параллельных туннелей, по одному для каждого из колен.

Третий недельный раздел Итро — «Иофор» (Исх.17-20) посвящен дарованию Торы, а четвертый,Мишпатим — «Законы» (Исх.21-24) дает общий обзор всего, чему Моисей научился на горе Синай.


У деревьев Новый год!


 Новый год деревьев — всенародный праздник?»

Но самое интересное в другом — он будет совершенно прав. Действительно, как оказывается, за евреями не заржавеет. Достаточно только заглянуть в Талмуд (не пугайтесь, ибо анекдоты там тоже встречаются) в первую Мишну трактата «Рош а-Шана», как этот самый неискушенный читатель проникнется объективным уважением к самому себе. Судите сами.

«В традиции отмечены четыре Новых года. В первый день месяца нисан — начало Нового года царей и праздников. В первый день месяца элул — начало Нового года, когда происходит отделение десятины от скота — по мнению рабби Элиезера, а по мнению рабби Шимона, Новый год отделения десятины от скота нужно отмечать в первый день месяца тишрей. В первый день месяца тишрей — начало Нового года для отсчета лет, для седьмого года и юбилейного года, для посадок и для травы. В первый день месяца шват — начало Нового года деревьев, по словам школы Шамая. Школа Гилеля утверждает, что в пятнадцатый день этого месяца». Обилие «Новых годов» на первый взгляд и может показаться странным, но на самом деле оно вызвано совершенно объективными причинами.

Что такое Новый год для самого обычного человека? Это просто повод повеселиться, лишний раз оторваться и забыть о повседневных заботах. И мало кто отдает себе отчет в том, что в древности в этот день менялись римские прокураторы. Или же: если христиане отмечают 25 декабря день рождения их кумира, то, отсчитав соответственно 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 декабря, до 1 января получится восьмой день. Что у нас делают с еврейским мальчиком на восьмой день от рождения? Конечно! Это же день обрезания — брит–милы.

В еврейской же традиции за каждой конкретной датой стоят вполне объективные соображения. Мы не станем очень сильно углубляться в изучение Талмуда, для этого, слава Б-гу, есть ешивы, ну, в крайнем случае, учебный центр. Но и до первого анекдота ещё довольно далеко. Поэтому основную идею перескажем своими словами.

Почему нам необходимо помнить день Нового года деревьев?

Еврейский календарь основан на семигодичном цикле, и седьмой год называется ШмитаКстати, нынешний год также носит это громкое название. В течение него не совершают никакой работы на полях в земле Израиля. В течение шестого, первого, второго, четвертого и пятого года этого цикла земледельцы должны отделять маасейр ришон (первую десятину) для колена Леви, а маасейр шейни (вторую десятину) приносить в Иерусалим для праздничной трапезы. В третий и шестой год вместо маасейр шейни отделяют маасейр они (десятину для бедных), которую отдают в пользу нуждающихся.

Маасейр (десятую часть урожая) следует отдавать из плодов, которые вырастают на деревьях каждый год. Причем нельзя отделять ее от урожая текущего года в качестве взноса за прошлый. Согласно законам отделения десятины от деревьев, Новый год назначается на то время, когда плоды начинают созревать. Ту би-Шват, или, иначе говоря, 15 швата, — установленный день созревания плодов, который проводит границу между концом одного года и началом другого. Так, например, в год, следующий за Шмитой, плоды, которые созрели до Ту би-Шват относят к первому году цикла, а плоды, которые созрели после Ту би-Шват — ко второму году цикла.

Несмотря на разрушение Иерусалимского Храма и затянувшееся изгнание, в котором мы все еще пребываем, эти законы остаются в силе, только с той лишь разницей, что отделенную десятину выкупают особым образом.

После столь далеко идущего вступления мы вынуждены вас разочаровать. Дело в том, что не каждый перечисленный в Мишне «Новый год» является праздником. Поэтому о Ту би-Шват имеет смысл поговорить отдельно.

Ту би-Шват был всегда важным событием в стране Израиля. В диаспоре же он так и остался полупраздником. И все же в разных общинах появились обычаи, отличавшие этот день от будней. Хотя еще в средневековых записях упоминается обычай есть в этот день фрукты, принято считать, что по-настоящему празднование Ту-би Швата возродил рабби Биньямин Халеви из Цфата, автор книги «Хемдат Ями». Именно он кодифицировал и распространил среди общин в диаспоре созданный его учителем рабби Йосефом Каро особый ритуал праздничной трапезы Седер, или Тикун. На празднично накрытый стол подавали плоды земли Израиля (в идеале тридцать видов, там же, где это было невозможно, — семь или меньше). Над каждым видом плодов присутствующие произносили благословения и читали библейские стихи, в которых упоминается соответствующее растение. Со временем к цитатам из Танаха были добавлены параллельные места из Мишны, Талмуда и книги Зохар.

В течение одного поколения данный обычай распространился на общины Турции, Италии, Балканских стран, Польши, Бухары и Марокко. В более поздних изданиях Тикун превратился из тоненького сборника изречений в обширное собрание текстов устной и письменной Торы. Евреи общин Востока проводили весь день Ту би-Шват в изучении текстов Тикуна за праздничным столом.

Несколько особых обычаев сложились в Иерусалиме: в этот день (как и в Лаг-ба-омер) жители города посещали могилы мудрецов (членов Синедриона) и могилу праведника Шимона. Жители Иерусалима совершали в Ту би-Шват пешие прогулки к колодцу Йоава. В этот день было принято осматривать молодую завязь на деревьях и желать друг другу доброго урожая.

Община евреев Курдистана была долгое время оторвана от еврейского мира и выработала собственные обычаи. Здесь Ту би-Шват называют Мъяздани Дэилана, что значит «добрая весть о деревьях». В этот день местные евреи посылали друг другу подносы с угощениями — мы делаем так на Пурим. На подносах клали тридцать видов фруктов и зерна пшеницы. Женщины выходили в сады и произносили молитву о плодородии, стоя у деревьев. Особенно важным был этот день для тех, кто страдал бесплодием: стоя у расцветающих деревьев, они молились о даровании плода и рождении сына.

Названия праздника в разных общинах часто связаны с обычаем есть семь плодов земли Израиля. Грузинские евреи называют Ту би-Шват — Швидпероба (семиплодие). Бухарские евреи — «праздником семи плодов» или «радостью деревьев». Евреи Ирака называли Ту би-Шват Тафкия эль-шаджар (цветение деревьев). У евреев Индии праздник носит странное и до сих пор не объясненное название Элия Анабиша оорус — «ярмарка пророка Илии».

С возвращением значительной части еврейского народа на землю Израиля праздник снова обрел простое земное значение: в этот день все деревья в Израиле «празднуют день рождения». Для исполнения законов о плодах земли Израиля необходимо точно знать возраст каждого дерева, время появления на нем первой завязи. Естественно, в начале XXI века к делу установления «возраста» деревьев привлекаются современные технологии: новые плодовые посадки фиксируются аэрофотосъемкой.

Тора учит: «Ки hа-адам эц hа-саде» — «Человек подобен дереву в поле» (Деварим 20:19).


Категория: Еврейский календарь | Добавил: Tania (2013-02-18)
Просмотров: 797