Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-05-05, 3:55 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский календарь

Шват, часть 1

Месяц шват



Зимний месяц шват – одиннадцатый в еврейском календаре. В этом месяце празднуется Ту би-Шват («Новый год деревьев»). Согласно школе Гиллеля, он приходится на пятнадцатый день месяца шват. Другая традиция, связанная со школой Шамая, считает «Новый год деревьев» первым днем швата.

В древности на Ту би-Шват было принято отделять десятую часть плодов в пользу коаним (первосвященников). На праздничный стол клали семь плодов земли, которыми славится Земля Израиля. Это маслины, финики, виноград, инжир, гранат, пшеница и рожь.

Пятнадцатый день одиннадцатого месяца, на который приходится Ту би-Шват, символизирует одно из имен Всевышнего – hавая. Его первые буквы «йуд» и «hей» соответствуют цифрам 10 и 5. Их сочетание в числовом эквиваленте дает 15 и символизирует скрытый уровень соединения. Тайна имени haвая, таким образом, есть тайна Древа Жизни, древа месяца шват.

В Сефер Йецира говорится, что каждому месяцу соответствует отдельная буква ивритского алфавита, одно из колен Израилевых, собственный знак зодиака, а также связанные с ним человеческое чувство и часть тела.

Символами месяца шват принято считать: буква – «цадик», знак зодиака – Водолей, колено Израиля – Ашер, чувство – вкус еды, человеческий орган – желудок.

Буква «цадик»

Символика буквы «цадик» очевидна из ее названия. Цадиками называют праведников, духовных лидеров отдельных общин и всего народа. «Цадик – основа мира», — говорится о них. У каждого поколения народа Израиля обязательно есть свой цадик. Он живой символ Древа Жизни, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Там столько же деревьев, сколько было праведных душ на Земле.

Если посмотреть на букву «цадик», то сама ее форма напоминает дерево. С другой стороны, в Торе человек называется не иначе, как Эц а-саде, («полевое дерево»). Сложим цифровые значения букв этого слова: «айн» – 70, «цадик» – 90, «hей» – 5, «син» – 300, «далет» – 4 и «hей» – 5. В сумме получится число 474, которое можно разложить на «далет» – 4, «айн» – 70, «тав» – 400. Сочетание этих цифр называется Даат. Оно символизирует знание – уникальное достояние человека и особенно цадика. Даат заключает в себе присущую людям силу интеллекта. Именно эта сила должна определять его эмоции, мысли и поведение. Месяц шват – это время, когда обновляется духовная связь между поколением и его цадиком, Древом Жизни и его современниками.


Знак зодиака Водолей


Месяц шват и Новый год деревьев приходятся на время, когда зимняя влага начинает питать почву и корни деревьев, вновь принося им жизнь. Водолей символизирует собой орошение. Корень «-д'ли-» в этом слове означает орошение, он переводится как «поднимать», как, например, в выражении «поднимать глаза». Символом предшествующего шватумесяца тевет, как известно, считается буква «аин», что в свою очередь переводится как «глаз». Если соединить буквы «аин» и «цадик», получится «эц» – дерево.

Основатель движения хасидизма Баал Шем Тов говорил, что встреча с человеком, несущим кувшины с водой, – очень хороший знак. Истинным же выражением такого человека можно считать, как раз, цадика.

Поскольку вода символически обозначает Тору, месяц шват знаменует начало нового года, в течение которого можно изучать Тору. Вкушение плодов в праздник Нового года деревьев служит символом приобщения к плодам мудрости Торы. Также и вода в месяц Шват – это не что иное, как сладчайшая вода Торы.

Колено Ашер

Ашер был сыном Якова. Его имя означает «удовольствие» и «счастье». Благословляя сына своего, Яков сказал: «Тучен хлеб его, и он доставлять будет яства царские». Вот почему месяц шват принято связывать со вкусом еды.

Часть Израиля, находившаяся под властью Ашера, была богата оливковыми рощами, дающими целебное масло. Поэтому символом Ашера является оливковое дерево – шестое из тех, что растут в Земле Обетованной. В Каббале оно называется сефира йесод, что можно также перевести как «основа», или цадик («основа мира»). Именно оливковое дерево дает семя, именуемое цадик, и из этого семени должно вырасти благословенное поколение еврейских душ.

Чувство: вкус еды

У цадика существует особое отношение к еде. Ибо сказано: «Цадик ест, дабы насытить душу». Поскольку известно, что«желудок грешника всегда голоден», цадик, настроенный на духовное, насыщается, радуясь малому, а плотский грешник никогда не бывает сыт.

Само слово «жизнь» в Торе означает удовольствие. Истинное удовольствие получает цадик, вкушая от Древа Жизни. Это несказанное удовольствие проистекает из Б-жественных источников света и жизненной силы, содержащихся в пище, которую он ест. При этом, пребывая в просветленном состоянии, он постоянно помнит, что «не хлебом единым жив человек», то есть не только материальным, но «всяким, что исходит из уст Б-га».

Известно, что великим удовольствием считается вкушение пищи в праздник Субботы (Шаббат). Слово, которое можно перевести с иврита как выражение «дабы насытить душу», связано с числом «семь», и, таким образом, напоминает, что Шаббат празднуется в седьмой день недели. В книге Зоар цадик называется Шаббат. Это вовсе не случайно. Ведь в течение всей недели праведный человек ощущает влияние Субботы. Да и само слово «шват» легко можно преобразовать в «шаббат». Ведь буквы «тет» и «тав» в иврите фонетически взаимозаменяемы.

Орган желудок (куркаван)

«Куркаван пережевывает», — говорят наши мудрецы. Не нужно объяснять, какая взаимосвязь существует между желудком и вкусом еды. Процесс пережевывания, как известно, одна из важнейших составных частей пищеварительного процесса. Пережевывание кусков пищи необходимо для того, чтобы смогла проявиться содержащаяся в них искра Б-жественной жизненной силы. При этом желудок «вкушает» внутреннюю суть еды, без чего невозможно ощутить всей полноты вкуса еды во рту и получить полноценного удовольствия от пищи.



Водолей – месяц шват



«Шват не брат!» — говорили старые хасиды, жившие еще в Союзе.


Шват — самый холодный зимний месяц, «нижняя часть» колеса года и лишь 15 швата, на Новый год деревьев, год начинает поворачиваться в сторону светлой своей половины. Нееврейская астрология обычно называет знак, соответствующий месяцу шват, Водолеем, хотя на самом деле он называется дли, что в переводе означает «ведро» или «черпак». Средневековая астрология управителем Водолея считала Сатурн, теперь же установлено, что им совместно управляют Сатурн и Уран.


Некоторые каббалисты (например, рабби Цви-Элимелех из Динова) считают знак Водолея покровителем еврейского народа. Связь и впрямь очевидна — в символике Каббалы вода символизирует Тору, а в Торе заключена духовная сущность евреев.


Есть и более глубокий смысл: гематрия (числовое значение) слова дли равна 44 (далет=4 + ламед=30 + йуд=10), что соответствует гематрии слова дам (кровь), а также гематрии «раскрытия имени» алеф-hей-йуд-hей — высшего имени Б-га, соответствующего сфире Кетер. 


Если мы запишем это имя таким способом: 


Алеф 


Алеф-hей 


Алеф-hей-йуд 


Алеф-hей-йуд-hей 


(это называется «раскрытием» имени, показывающим распространение Б-жественной силы), то получим общую гематрию, равную 44.


О чем говорят эти цифры? Они прослеживают связь между наиболее высоким именем Б-га, кровью (плоть и кровь — уникальные свойства нашего, материального, мира) и месяцем шват. А это, в свою очередь, иллюстрирует цель Всевышнего — создать жилище в нижних мирах. Полностью же Его раскрытие проявляется в «нижней половине года».


Каббалистическая книга «Сефер Иецира» связывает месяц шват (и, соответственно, знак Ведра–Водолея) с ивритской буквой цади. Эта буква связана с понятием праведности — цадик на иврите означает «праведник». Кроме того, гематрия этой буквы равна 90, что соответствует «стеканию» Б-жественного света (ор яшар) с девяти высших сфирот (каждая из которых состоит из 10 «маленьких») в сфиру Малхут, олицетворяющую царственную волю Всевышнего. 




Кроме того, «Сефер Иецира» связывает месяц шват (и, соответственно, букву цади и знак Водолея) с желудком. Желудок, с точки зрения Каббалы, явлется местом обработки внешней информации. Правда, информации не высшей (духовной), а низшей — (материальной). Это соответствует духу месяца перигея «низшей» половины, года. Однако эта «низость» совсем не является окончательной и бесповоротной, — переваренная пища дает нам силы для духовного роста. Так и рожденные в месяце шват из наблюдений за материальным миром способны делать глубокие духовные выводы.


Качества Водолея могут быть выражены такими словами, как движение, ясность, откровение, озарение и оригинальность… Рожденные в месяце шват зачастую проявляют независимость и анархию в поведении, им свойственны неожиданные мысли, идеи. Часто случается, что эти качества «уводят»» их от реальной действительности, отчего эти люди могут быть гениальными и непрактичными одновременно. В швате часто рождаются ученые, философы, детективы, а также астрологи.



Главный праздник этого месяца — Ту Би-шват, 15 швата, Новый год деревьев. Обратите внимание: Новый год приходится не на начало, а на середину месяца. Почему так? Аллегорически Каббала описывает Ту би-Шват как время, когда «смола начинает подниматься в стволы деревьев». Имеется в виду, что ор хозер отражаемый свет, начинает подниматься в древо сфирот. Интересно отметить, что на середину месяца, 15 число, приходится полнолуние — апогей отражения Луной солнечного света. Естественно, в отражении этого света можем принять участие и мы — исполняя заповеди Творца и, в том числе празднуя Ту би-шват.


Рабби Хаим Виталь, ученик Аризаля, описывает, принятый в среде цфатских каббалистов обычай празднования Ту би-швата. Что бы понять его, следует знать, что скорлупа или несъедобная кожура, скрывающая плод, на иврите называется клипа — оболочка, символ зла, сокрытия Б-жественных сил. Плод символизирует добро, раскрытую Б-жественность. Таким образом, полностью съедобный плод олицетворяет полное, не сокрытое добро, тогда как плод с несъедобными семечками — добро, в котором потенциально присутствует зло, а плод, покрытый клипой, — добро, до которого нужно уметь докопаться.


По этому обычаю на Ту би-Шват пробовали 30 видов плодов. 


10 — съедобных целиком (например ягоды или овощи). Они соответствуют десяти сфиротам мира Брия, где клипотпрактически отсутствуют. 


10 — у которых съедобна лишь наружная оболочка, а косточку выбрасывают (яблоки или персики). Такие плоды соответствуют миру Иецира, где клипот имеются в зачаточном состоянии. 


И, наконец, 10 — у которых съедобна только внутренняя часть, а скорлупа выбрасывается (например, орехи или апельсины). Эти плоды символизируют мир Асия — наш материальный мир, в котором искры святости целиком покрыты «скорлупой» клипот.


Существует глубокая связь с диаметрально противоположной точкой года — 15 ава. Если 15 ава было одним из самых больших праздников в году, наряду с Йом-Кипуром, то 15 швата не праздновалось вообще (люди лишь отделяли маасер, десятину, от плодов). 


Однако если посмотреть не только на актив этих двух праздников, но и на присутствующий в них потенциал, то картина предстанет в несколько ином свете. 15 ава — вершина года, однако после него «колесо» идет вниз. Ту би-Шват — нижняя точка этого колеса, но после него год все же «идет» вверх. 


Интересный факт: 15 ава, крупнейший праздник времен Храма, эпохи открытых чудес, проявлявшихся в материальном мире, сегодня не празднуется. Зато Ту би-Шват, неприметный, но обладающий высоким потенциалом, превратился в один из любимейших праздников еврейского народа во время галута, изгнания. Это означает, что хотя на уровне очевидного наше время и не самый лучший духовный период для еврейского народа и мира в целом, современная эпоха, тем не менее, обладает громадным потенциалом подъема. После низшей точки колесо идет вверх! 







Месяц Шват


Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана.

Шват — одиннадцатый месяц года, если считать с Нисана, и пятый, если считать с Тишрей, от Рош Гашана.

Тора и Танах называют его «одиннадцатым месяцем».

Новомесячье Швата продолжается только один день, поскольку предшествующий ему месяц Тевет всегда неполный. Соответственно, месяц Шват всегда полный и продолжается тридцать дней.

Швату соответствует созвездие Водолея (на иврите Дли — «ведро»). В Торе сказано (Бамидбар, 24): «Переполнятся его [Израиля] ведра водой…»

Поскольку к месяцу Шват обычно выпадает большая часть дождей, то водоемы в это время полны водой; поэтому воду не приходится зачерпывать в глубине колодцев — ведра и так поднимаются переполненными…

Первого Швата Моше, нодясь в степях Моава, на восточном берегу реки Иордан, начал читать Израилю Книгу Дварим («Второзаконие»), полную горьких, но справедливых упреков — ведь евреи многократно ослушались Вс-вышнего за почти сорок лет, проведенных в пустыне.

В этой книге вновь излагаются многие из заповедей, которые Моше получил за все эти годы, — на горе Синай и в Мишкане — а также новые заповеди, о которых еврейский народ еще не знал. Он передал сынам Израиля благословения и проклятия, которые они должны будут произнести, войдя в Эрец Исраэль, рассказал им о том, каким образом нужно будет завоевывать Святую землю, а также благословил их в предвидении своей скорой смерти.

Моше говорил с народом в течение тридцати семи дней и закончил передачу Израилю Книги Дваримседьмого Адара. Первого Швата он начал говорить с Израилем, произнеся слова Торы «Полно вам жить у этой горы» (Дварим, 1), и седьмого Адара закончил словами «Счастлив ты, Израиль! Кто подобен тебе, народ спасаемый Г-сподом…» (Дварим, 33)

Поэтому мудрецы сравнивают день первого Швата с днем Дарования Торы. Хотя, как известно, Тора и заповеди были даны Вс-вышним еврейскому народу шестого Сивана, первого Швата в сердцах сынов Израиля как бы открываются новые источники Торы, и в течение тридцати семи дней — вплоть до седьмого Адара — они удостаиваются новых откровений.


дальше>>>

Категория: Еврейский календарь | Добавил: Tania (2013-02-18)
Просмотров: 903