Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-05-05, 5:12 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский календарь

Нисан

Месяц нисан


Нисан – первый из двенадцати месяцев в еврейском календаре. Первая заповедь, которую получил еврейский народ перед исходом из Египта, была такой: «Этот месяц (нисан) – начало месяцев для вас» (Шемот 12:2).

В месяц нисан начинается период весны. Весенний период продолжается три месяца: нисан, ияр, сиван. Эти месяцы соответствуют трем коленам лагеря Иегуды: Иегуда, Иссахар, Зевулун, они располагались на востоке. В Торе месяц нисан называется «месяцем весны» («ходеш а-авив»).

Кроме того, нисан – первый из шести летних месяцев, которые соответствуют шести уровням «прямого света» (в Б-жественной службе – «высшего вдохновения»). Об этом говорит понятие «авив». Оно начинается с двух букв «алеф» и «бет», в «строгом», или «прямом», порядке – «алеф-бет» (алфавит).

Нисан также называют «месяцем возрождения». Мудрецы считают, что «в нисан наши праотцы были спасены от египетского рабства, и мы также будем спасены в нисан» (Трактат Рош а-Шана 11а).

Нисан – месяц чудес («нисим»). То, что в названии месяца нисан есть две буквы «нун», согласно нашим мудрецам, говорит о том, что этот месяц – «нисей нисим» – чудеса чудес. О грядущем спасении сказано: «Как в день исхода из Египта, явлю Я чудеса». С точки зрения хасидизма, это означает, что чудеса грядущего Освобождения будут еще более значительными, чем те, что были явлены в дни исхода из Египта, то есть это будут «чудеса чудес».

Символами месяца нисан принято считать: букву – «хей», знак зодиака – Овен-ягненок («тале»), колено – Иегуды, чувство – речь, человеческий орган – правую ногу.

Буква «хей»

Буква «хей» – фонетический источник 22 букв алеф-бейт. Наши мудрецы говорят нам, что «буквой "хей” Всевышний создал мир», как сказано в начале второй главы Бытия (что соответствует еврейскому году, который начинается с месяца нисан):«Бе-ибарам – бе хей бераам». Таким образом, месяц нисан означает ежегодное обновление и создание этого мира.

Знак зодиака Овен-ягненок («тале»)

«Тале» символически обозначает пасхальную жертву еврейского народа Всевышнему за то, что Он спасет нас. Еврейский народ символически представляется в виде ягненка (среди 70 волков). Из всех созданий Всевышнего ягненок более всех способен призвать к милосердию при помощи собственного голоса (см. «Чувство речи месяца Нисан»).

Колено Иегуды

Иегуда – царь всех колен Израиля. Его имя в дословном переводе означает «выражать благодарность на словах». Царь управляет народом при помощи речи, ибо сказано: «Слово царя есть власть его». Месяц нисан – «Новый год царей» (Мишна Рош а-Шана 1:1).

Чувство речь

Чувство речи подразумевает способность человека раскрывать другому свои самые глубокие чувства и тончайшие изменения настроения. Все способы словесного выражения чувств обычно называются «речью».

«Этот мир» создан при помощи устного общения (буквой «хей» нисана). О «сефира малхут» (царстве) часто говорят как об «устном слове» (или как об «открыто высказанном слове»).

Сам корень слова «речь» означает «вести». Таким образом, чувство речи, по своей сути, является выражением лидерства.

Основная заповедь месяца нисан – рассказывать в пасхальный седер историю Исхода: «Чем больше человек рассказывает об Исходе из Египта, тем большей похвалы он достоин». В течение всего года это самая важная заповедь, связанная с речью. Из пятнадцати этапов седера (15 равно сумме всех чисел от 1 до 5) «магид», то есть рассказ истории об Исходе, – пятый этап. Пять равно «хей». Этап «магид» начинается со слова «хей» («хей лахма анья» – «это хлеб для бедности»).

Спасение из египетского рабства – несвободы, неспособности должным образом выразить свои чувства («о любом изгнании говорят как о Египте») – символизирует «свободу слова».

Человеческий орган правая нога

Точно так же, как «говорить» означает «вести», ходьба управляет и контролирует чувство речи, ибо сказано: «Идущие говорят» (песнь Деборы, Шофтим 5:10). При этом правая нога символизирует доверие и управление. Если человек произносит слова из Торы во время пути, это придает ему сил в дороге и позволяет по-новому, более глубоко понять тайны, заключенные в ней. Точно так же мы читаем, что многие секреты святого Зоара открылись «в дороге».



Месяц нисан


Храни месяц «авив» и устраивай Песах во имя Г-cnoдa, Б-га твоего.

(Дварим, 16:1)

Три имени есть у месяца, в центре которого стоит праздник Песах: нисан, авив и рош-ходашим.

Название нисан принесли с собой в Эрец-Исраэль из Вавилона вернувшиеся изгнанники. В Танахе оно упоминается дважды: в Мегилат Эстер (3:7) и в книге Нехемьи (2:1). Это название близко слову ницан(«бутон») – и действительно, именно в этом месяце начинается настоящая весна: «Бутоны видны по всей стране, время пения соловьев настало, и воркование горлицы слышно в нашей стране...»

Слово авив означает время года, когда поспевают злаки. Кроме того, сами буквы этого слова указывают на то, что с него начинается счет месяцам года: «ав –йод-бейт», то есть «отец двенадцати».

Тора называет этот месяц рош-ходашим («главный месяц») – ибо это месяц Освобождения, в этот месяц наши предки ушли из Египта. Хотя человечество было создано в месяце тишрей, освобождение стоит выше рождения. Поэтому месяц нисан и был избран «главным месяцем» года, и именно с него Тора ведет счет всем месяцам года.

Месяц этот, ставший символом освобождения Израиля в прошлом – исхода из Египта, – согласно еврейской традиции, также будет тем месяцем, когда произойдет наше грядущее Освобождение. Устами пророка Михи Вс-вышний обещает: «Как в дни исхода твоего из Египта, явлю Я тебе чудеса». Основываясь на этих словах, наши мудрецы заключили: «В нисане был освобожден Израиль из Египта, и в нисане он будет освобожден в будущем».

На протяжении всего месяца нисан мы не читаем «Таханун» в «Шахарит» и в «Минхе», в субботнем «Мусафе» не говорим «Ав гарахамим», а в субботней «Минхе» не читаем стихи из Танаха «Милость Твоя...», которые говорят о том, что мы признаем справедливость вынесенного приговора. В месяце нисан не устраивают «геспед» по умершему – траурное собрание для поминовения заслуг покойного. Причина всего этого заключается в том, что большая часть нисана – радостные дни. Первые двенадцать дней – это дни освящения Мишкана на втором году после исхода из Египта; 14 нисана, канун Песаха – день принесения пасхальной жертвы, а начиная с 15 нисана – семь дней праздника Песах. К этим семи дням следует добавить еще один: исру хаг, первый день после окончания праздника, который еще несет на себе отблеск прошедшего праздника. Получается, таким образом, что подавляющее большинство дней нисана – дни радости и веселья. Поэтому в этом месяце нельзя печалиться и скорбеть.

В наши дни вся первая половина нисана проходит под знаком подготовки к Песаху. Это – единственный из праздников года, который не ограничен своими узкими рамками, но охватывает время, предшествующее ему, и время, следующее за ним (так, «хамец», находившийся во владении еврея во время пасхальной недели, запрещено употреблять для каких бы то ни было целей навеки).

С начала месяца нисан начинается сбор средств в пользу нуждающихся, чтобы обеспечить им покупку всего необходимого для праздника. Пожертвования эти называются меот хитин («деньги на пшеницу») или -по-арамейски – кимха деписха («пасхальная мука»). Невозможно настоящее ощущение свободы, невозможно искренне произнести в начале седера слова: «Каждый, кто голоден, – пусть придет и ест, каждый, кто обязан праздновать, – пусть придет и празднует Песах!», если мы знаем, что есть евреи, которые не в состоянии отметить Песах так, как полагается, у которых нет средств для приобретения всего, что необходимо для праздника. С другой стороны, если мы не позаботимся о нуждах бедняков и все-таки произнесем эту фразу во время седера – разве это будет настоящим исполнением заповеди?

Уборка дома, кашерование посуды, продажа «хамеца», изготовление мацы, покупка всего, что нужно к празднику, изучение законов Песаха – вот чем мы начинаем заниматься в преддверии праздника Песах.

ШАБАТ ГАГАДОЛЬ

Суббота, предшествующая празднику Песах, называется Шабат гагадоль, «Великая суббота». В «Минху» этой субботы мы прекращаем чтение 104-й главы книги Тегилим («Благослови, душа моя, Г-спода»), а также пятнадцати гимнов «Песни ступеней» из той же книги. Взамен мы читаем часть пасхальной Гагады: от слов «рабами мы были» до «для искупления всех наших грехов».

Почему эта суббота называется Шабат гагадоль, что буквально означает «суббота великого»? Почему неШабат гагдола – в женском роде, что было бы более правильно с точки зрения грамматики?

Есть много ответов на эти вопросы. Приведем лишь некоторые из них:

1. Первый Песах, который евреи праздновали еще в Египте, пришелся на четверг. 10 нисана Вс-вышний повелел взять «по ягненку на род, по ягненку на дом» и приготовить его для жертвоприношения Б-гу, которое предстоит совершить через четыре дня, т. е. 14 нисана. И действительно, 14 нисана, в среду, в первый раз была принесена пасхальная жертва. День же, когда было исполнено приказание Вс-вышнего взять ягнят для жертвы, был субботой, и в этот день началась цепочка явных чудес, непосредственно связанных с исходом Израиля из Египта. Как известно, в Египте ягненок был священным животным – не случайно на предложение фараона «приносите жертвы Б-гу вашему здесь, в стране» Моше ответил: «Как, мы зарежем божество египтян у них на глазах – и они не побьют нас камнями?!» И вот в эту субботу евреи, уже в четвертом поколении рабы фараона, осмелились взять богов египтян и «привязать их к ножкам своих кроватей». Изумленные и возмущенные египтяне спрашивали, что это означает, и слышали в ответ: наш Б-г повелел принести Ему в жертву этих ягнят. И то, что египтяне не осмелились ничего предпринять против евреев, было великим чудом – потому-то эта суббота навеки получила название Шабат гагадоль, «суббота великого [чуда]».

2. В «гафтаре» этой субботы Вс-вышний обещает нам: «Вот, Я посылаю вам Элиягу-пророка перед приходом дня Г-спода – великого и грозного». Этот стих, с огромной силой выражающий надежду на избавление, и дал этой субботе ее имя. (По тому же принципу названы субботы Шабат хазон, Шабат наосаму, Шабат шува – все эти названия связаны с началом «гафтары», которую читают в субботу.)

3. Старинный обычай есть у народа Израиля: в эту субботу в синагоге раввин общины говорит о празднике Песах в Галахе и Агаде. Тем самым он начинает подготавливать всю общину к празднику. Поскольку раввин – это гадоль, «великий [человек]», глава общины, то в его честь и сама эта суббота называется Шабат гагадоль, то есть «суббота раввина».

Категория: Еврейский календарь | Добавил: Tania (2013-03-11)
Просмотров: 1354