Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-05-05, 5:35 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский календарь

Маски еврейского карнавала (Пурим в контексте Бахтина и мидрашей) Часть 2
начало тут

   В  еврейской  традиции  Амалек  олицетворяет  все,  что  противостоит  духу,   морали  и  человеческому  достоинству.  Рав  Деслер  в  своем  знаменитом  этическом  трактате  «Михтав  ми-Элиягу»  определяет  Амалека  как   «полную  противоположность  духовности  и  святости…  Его  сила  -  это  сила   дерзкого  нахальства   и  бесстыжей  гордыни.   Это  единственная   в  мире   сущность,  которую  невозможно  исцелить  и  направить  на  благо».   Безумное  нахальство   Амалека  -  в  том,  что  он   не  признает   никаких  авторитетов,   никаких  высших  ценностей,   ничего  такого,  чего  он  не  мог  бы  попрать,   если  не  сейчас,  то  потом,  когда-нибудь,   при  благоприятном   стечении  обстоятельств.   Это  не  мешает  Амалеку  для   достижения  сиюминутного  успеха  предаваться  самому  низкопробному   лизоблюдству: Амалек  -  это   нечто  обратное   гордости  и  чести,  это  гордыня.   Мудрецы   идентифицируют  «лец»,  то есть насмешника  и  кощунника, с  Амалеком,  как  квинтэссенцией  и  олицетворением    цинизма    (Ялкут  Шимони),  а  также   со  Змием,   с  Сатаном,  со  злым    началом  в  человеческой  душе   и  с  ангелом  смерти  (Трактат  Сангедрин).  
 
         Традиционная  еврейская  техника  толкования,  как  мы  видим,   активно  использует  сопоставление  и   столкновение  текстов  из  разных  книг   Танаха.  Мудрецы  Талмуда  связывают     Амана  с  Амалеком, Эстер  с  Сарой ,  Мордехая  с  Биньямином.   В  книге  Эстер  о  Мордехае  сказано,  что  он  «иш  ямини»,   то  есть  принадлежит  к  колену   Биньямина. С  точки  зрения  мидраша,   гордое  достоинство  Мордехая  перед  лицом  мстительного  злодея  Амана   -  это  и  наследственная  черта,   и   новое  символическое  воплощение  тех  же  качеств,  которые  отличали  его  предка  Биньямина.  Интрига   в  «Мегилат   Эстер»   начинается  с  того,   что   Мордехай   отказывается   кланяться   всесильному   временщику   Аману.   Мидраш  ставит  этот  факт в  контекст  другого  факта:  когда   праотец   Яаков возвращался  из  Харрана  в  Эрец  Исраэль,  ему  пришлось встретиться  с   Эсавом   (имея   все   основания   опасаться  этой  встречи )   и  вместе   со  всем  своим   семейством   кланяться   ему.  Так  вот,   его  младший  сын  Биньямин   тогда   еще  не  родился   и  потому    не  участвовал  в  этом  унизительном   действии. Потому-то,   говорит  мидраш,   именно  в  уделе  Биньямина   будет  находиться  Храм.  Аман,  в  свою  очередь,   является   потомком  Амалека   (Мидраш  Эстер   Раба  7:8).. В  причудливой  логике    мидрашей   причинно-следственная   связь   (потомство,  род  и  т.д)   -   это   одновременно  тождество:   Аман  не  только  потомок  Амалека,  они  воплощают    одну  и  ту  же  духовную  сущность,   враждебную   Всевышнему   и  еврейскому  народу  как  Его  избраннику.  Так  строится  мидраш:  для   него   все  действующие  лица  -  маски,   под  них  нетрудно  подставить  другие  имена   и   лица.
 
 Является  ли  такая  толковательная  техника  игрой?  Скорее  всего  да.  Является  ли эта игра  циничной?  Боже   упаси.
 
       Да,   Аман  -  двойник  Мордехая,  и  в   пуримском  карнавале,  среди  мелькающих  масок,   они   становятся  неразличимы.  Но  пуримское   переворачивание  противоположностей   -  не  самоцель,  и  пуримский   карнавал,   как   и  пуримское   пьянство    -  не  высшая  ценность,  но  путь.  Путь  к  чему? 
 
      Если   нам   известен   только  один  порядок,  то  мы относимся  к  нему  очень  серьезно.  Как   только  он  переворачивается  -   возникают  два  порядка,  по  крайней мере больше  чем  один.  Как  только   мы  обнаруживаем,  что   существует   больше  чем  один  порядок,  то  оказывается  что  ни  один  из  них  не  абсолютен  и  ни   к одному  из  них  не  стоит  относиться  с  абсолютной  серьезностью.  Мы  можем  их  сравнивать  и  судить,  но  для  этого  надо  занять  некоторую  дистанцию,  то  есть  отстраниться  и  от  того,  и  от  другого.  Если  мир  переворачивается  подряд  несколько  раз,  у  созерцателя  возникает  головокружение,  и  он  уже  не  знает,  какой  порядок   -  прямой,  а  какой-  обратный,   как  на  карточной  картинке.
 
        Заметим,  что  у  всех  действующих  лиц  Мегилы  есть  двойники  (Эстер-Вашти)   (Мордехай-Аман),   -  у  всех,  кроме  одного.  Это  именно   сам  царь  Ахашверош,  та  самая  ось,  вокруг  которой  вращается  вся  сюжетная  интрига.  Логика   карнавала  требует,  чтобы  при  царе  был  шут  и  чтобы  они  менялись  местами  -  и  однако  в  Свитке  Эстер  ничего  такого  нет.   Ахашверош  сам  -  и  царь,  и  шут,  сам,   весь  целиком,  -  пародия.   На  что?  Если   двор   Ахашвероша  -  перевернутый  мир,   то   надо    понять,  негативом  чего  он  является.  
 
       Двор  Ахашвероша  -   пародия  на  власть,  Ахашверош  -  комическая  маска  любой  власти.  Возможно,  в  контексте  еврейской  истории  это  покажется  странным,  но  мудрецы   упорно   утверждают,   что  царство  и  власть   у   народов  мира  только  кажущиеся,   не  настояшие.   А  вот  у  евреев    подлинная  власть  возможна   и  даже  была.   Как  пример  истинной  власти     Талмуд  приводит  царствование   Шломо  (Соломона),  про  которого  сказано,  что  он  сидел  на  троне  Всевышнего.   Настоящая   власть   на  земле   («малхут»  в  Талмуде   -  это  именно  «власть»)   -  только  та,  которая   является  проекцией ,  отражением  Власти  Всевышнего  (Мидраш  Эстер  Раба ).   Дело  не  в   национальной  принадлежности  властителя  (и,  можно  прибавить,  не  в  форме  правления),  а  в  его  самосознании:   сознает  ли  он  себя  как  проекцию  чего-то  высшего   или   считает  себя  последней  инстанцией,   выше  которой  никого   нет.  Загадочные  поступки   Ахашвероша ,  с  точки  зрения  мидрашей, -   не  что  иное  как  бунт.  Современному  читателю  это  может  показаться  странным:  неужели  эта  комическая  фигура    -    богоборец?  Но   в  мидраше  это  именно  так:   Ахашверош  стремится  низвести   еврейского  Бога  на  уровень  идола,  которого  он  может  победить.   Мидраш   рассказывает,  что  на  том  самом  пиру,  с   которого   все   началось,   Ахашверош   спрашивал    евреев:   «Может  ли  ваш  Бог  задать  вам  такой  же   пир  или  лучше?»   (Мидраш   Эстер  Раба  2:5)
 
       Как  говорил  Юрий  Тынянов,  если  пародией  на  трагедию  является   комедия,  то  пародией  на  комедию  будет  трагедия.  Ахашверош  -  это  комедия  неподлинной  власти,  пародирующей  власть  Соломона,  но  и  власть  Соломона  -   только  проекция  Высшей  и  подлинной  власти.     Очевидно,  именно  так  следует  понимать  загадочное  утверждение  Талмуда,  что   в   тексте   Свитка  Эстер  всякое    употребление  слова   «царь»,  если  только  оно  не  выступает  непосредственно  как   дополнение  к  имени  Ахашвероша,   отсылает  нас   к  Царю  Царей,  Благословен   Он   (Трактат   Мегила,   15:2).   Одно   из  самых  употребительных  выражений  мидрашей,  комментирующих  книгу  Эстер  -  «ве-наафох  гу»,  «наоборот».   Все  в  Свитке   надо  понимать  с  точностью  до  наоборот.
 
 
3.    Срывание   всех  и  всяческих   масок
                                                                                                                                                   
                                                                                                                                
          Итак,    Свиток  Эстер  -  самая,  если  можно  так  выразиться,  «нерелигиозная»  книга  Танаха.  В    ней  ни  разу  не  упоминается  имя   Всевышнего,  зато  количество  персидских   имен,  выражений  и  обычаев   заставляет  задуматься,  еврейская  ли  она  по  духу,  и  т.д.  Эти  сомнения  посещают  не  только  современных  читателей.   Вопрос  о  том,  следует  ли  включать  эту  книгу  в  канон  Танаха,  в  свое  время   интенсивно  обсуждался  мудрецами   Талмуда  (Трактат   Мегила,  7:2)   Формально  сомнения   были  другие   -    например,  что  этот  текст  может  вызвать  ненависть  к  евреям  среди  других  народов.  Контрдовод  заключался  в  том,    что  события,  описанные  в   Свитке,   все  равно   уже   попали   в  персидские  и  мидийские  хроники.  Все  же опасения    оправдались:  враги  евреев  действительно  всегда  обвиняли  их  в  жестокости  и  кровожадности,  опираясь  именно  на  текст  Свитка  и  не  замечая,  что  принимают   маску  за  лицо.    
 
      В  конце  концов  Свиток   Эстер   не  только  вошел  в  канон,  но  и  удостоился  особого  к  себе  отношения:  являясь  последним,  наиболее  поздним  текстом  Танаха,  Свиток  как  бы  замыкает  круг,    возвращаясь  к  началу.  Сказанное  выше  позволяет  понять  поразительную  фразу  из   талмудического   трактата  «Эрувин»:  «Мегила  нидрешет  ке-амита   шель  Тора»  -  «Мегила  толкуется  ]по  тем  же  правилам[  что  и  истинный  смысл  Торы»  (Иерушалми,  трактат   Эрувин,  1:2)   Во  времена   грядущего  Избавления   все  книги  пророков  будут  упразднены,  ибо  народ  Израиля   уже   не   будет  нуждаться  в  их  упреках,  его  уже  не  надо  будет  призывать  вернуться  с  путей  порока  на  путь  Торы;  но  и  тогда  Свиток   Эстер  останется   в  каноне,  как  останется   в  нем  Пятикнижие.   Почему?  Потому   что   Избавление  -  это   победа   над  силами    зла,   олицетворенными  в  образе Амана-Амалека-Змия.  Одним  из  этапов  этой  победы  и  являются  события,   описанные  в  Мегилат  Эстер.   О  высочайшем   статусе  Свитка   Эстер  среди  других  книг  Танаха   свидетельствует   тот    герменевтический  принцип,   который,  по  мнению  мудрецов,    применим  к  этому  тексту:  из  него   следует  извлечь  максимум  смыслов,  как  из    самой  Торы.   Как  Тора  имеет  в  виду  все  свои  смыслы   (мидраши),  а  не  только  один  внешний,  который  обычно  называется  «пшат»  (и   переводится   как  «простой  смысл»,  хотя  какая  уж  тут  простота),   так  и  Мегила  обращена  к  читателю  всеми  своими  смыслами,  а  не  только  внешним.   Более  того,  в  отличие  от  Торы,  внешний  смысл  Мегилы  является  именно  маской,  но  маской,  призванной  не  скрыть,  а  приоткрыть  истину.  Маска  слишком  грубо  намалевана  и  потому  притягивает  взгляд:  что  под  ней?  Маска,  как  нам  хорошо  известно  из  недавнего  опыта  -  непременный   принцип  поэтики  текста   в  тоталитарном  пространстве.  И потому   Свиток   Эстер  -  это  галут  смысла,  как  и  место  действия  в  ней  -  галут  евреев,  как  описанный  в  ней  мрачно-карнавальный  тоталитарный  режим  -  галут  истинной  Власти.   Под  чужой,  неистинной  властью,  не  признающей  никого,  кроме  себя  самой,  чтобы  сохранить  сущность,  ее   надо  спрятать  -  спрятать,  но  не  похоронить.  
 
       Мудрецы  Талмуда  спрашивают:  где  в  Торе   упоминается  Эстер?  
 
       О  чем,  собственно,   они  спрашивают?  Не  имеют  же  они  в  виду,  что  про  царицу  Эстер,   ее  пиры  и  благовония   должно  рассказываться  в  Пятикнижии?  Суть  вопроса  иная:  где   источник   фантасмагорической    реальности,  описанной   в  Свитке  Эстер,  как   возможна  она  в  мире,   созданном   и   руководимом  Всевышним?   В  ответ  приводится  цитата  из  того  места  в  книге   Дварим    [Второзаконие],  где   Всевышний,  разгневанный    грехами  сынов  Израиля,   предупреждает  их,  что  сокроет  Свой  Лик  под  маской  Собственного  Отсутствия:  «И  сокрою  Я  совершенно  лицо  Свое», «астер  астир  эт  панаи» (Дварим   31:18): Талмуд  играет  со  словами  «астир»  (сокрою)  и   «Эстер»  (имя  героини  Свитка). Эту  маску  мы  и  видим  в  Свитке  Эстер,   где   ни  разу  не  упоминается  Имя  Всевышнего;   герои  даже  в  самых  трудных  обстоятельствах  не  обращаются  к  Нему  в  молитве.  И  однако  же,  согласно  традиционным  комментариям,   Всевышний  -  самое  главное  и  постоянно  присутствующее   лицо  Свитка,  ибо  весь  Свиток  -  метафора,  иносказание   и  инобытие  Его  Лика.   Хайдеггер    (правда,  совершенно  по  другому  поводу)   выразился  в  том  смысле,  что  назначение   метафоры  -   и   скрывать,  и  приоткрывать  Истину.   Любопытно,  что     пародийные   комментарии  к   Свитку    Эстер   («пурим  тейре»)   строятся  на  буквальном  прочтении  всех  метафор  текста:  на  этом  пути  тоже  можно  прийти  к  Сокрытому  Смыслу.
 
       Где  спрятать    лист?  В  лесу.   Где  спрятать  песчинку?  На   морском  берегу.  Где  спрятано  Имя  Царя?  В  Свитке  Эстер.
 
          И  тут  мы  возврашаемся  к  проблеме,  о  которой  говорилось  выше.   Почему  именно  Свиток   Эстер  инсценируют  в  единственном  аутентичном  еврейском  театральном  действе?   Почему  не  стало  народной  традицией,  например,  инсценировать  события,  связанные  с  Ханукой    или   разыгрывать  пасхальные  мистерии?   Потому  что  театральность  заложена  в  самом  тексте  Мегилат  Эстер:   Мегила  и  есть  игра. 
 
    Настало  время  вспомнить  самый     загадочный   атрибут  Пурима  -  двойничество  Амана  и  Мордехая,   галахическое   требование   напиться  допьяна,  с  тем,  чтобы   уже  не  видеть  разницы   между  благословенным  Мордехаем  и  проклятым  Аманом. 
 
         Конечно,  разница  между  гордым  праведником  Мордехаем  и  низким  царедворцем  Аманом    выдвинута  на  первый  план  текста.  Аман  и  Мордехай  противопоставлены  друг  другу  во  всем.  Скажем,  Аман   помешан  на  внешних  почестях,  но  в  то  же  время  на  пути  к  цели  ему,  как  и  его  праотцу  Амалеку,  ничего  не  стоит  поступиться  честью,   что  превращает  его  в  комическую  фигуру.   Поэтому  и  возможна  такая  смена   сцен   и   декораций:   Мордехай  под  угрозой  смерти  отказывается  кланяться   Аману,  потомку   Амалека,  Аман  же   в  соответствуюшей  ситуации   ведет  его  коня  под  уздцы  и  подставляет   собственную   спину  под   ногу   Мордехая,  садящегося  в  седло.   Мудрецы  описывают  массу   других  унижений,  которые  Аман    оказался  способен   вытерпеть  в  связи  с   возввышением  Мордехая  (например,  его  собственная  дочь  по  ошибке    выливает   на  отца  содержимое  ночного  горшка,   полагая,  что  перед  ней  Мордехай,  и  т.д. (Трактат   Мегила,   16-1)
 
        Но  ведь  и  гордость  одного,  и  подлость   другого  приводят  к   одному  и  тому  же  результату.   Злодей  Аман    начинает  плести  свои  козни  против  еврейского  народа  вследствие  того,  что  Мордехай   отказывается  поклониться,   хотя,   как   рассказывает  мидраш,   Мордехая    предупреждали ,  что  это  может  поставить  под  удар  весь  еврейский  народ  (Трактат  Мегила   12-2;   Таргум   Ришон).   В  известном  смысле  можно  сказать,  что  весь  сюжет  Мегилы  -   и  опасность,  и  избавление  -  заведомо   спровоцирован   гордостью  и   упрямством Мордехая .    С  другой  стороны,  возвышение  Мордехая  начинается  именно  с  того,  что  Аман,  в  наивной  жажде  самоутверждения,   советует  царю   оказать  наивысшие  почести  человеку,  которому  царь  желает  выказать  признательность.  Аман  не  знает,  к  кому  будут  отнесены  эти   слова;   напротив,  Мордехай  знает,  что  его  действия  опасны.   Знание  и  незнание,  благородная  гордость  и  «бесстыжая  гордыня»,  возвышенное   и  низкое   меняются  местами ,  вплетаясь  в  общую  ткань  Божественного  Замысла.  Поэтому   на  глубинном  уровне  между  ними  нет  разницы  (Иерушалми,  Мегила 1)   Как  Аман  не  может  уничтожить  еврейский  народ,  так  и  Мордехай   не  может  принести  ему  окончательное  Избавление. И  опасность,  и  спасение  приходят  из  одного-единственного  источника   -  воли   Всевышнего.   Пока  нам  кажется,  что  спасение  коренится  в  мудрости  Мордехая,   что  опасность  кроется  в  замыслах  Амана,   -  мы   не  поняли   Книгу   Эстер.    Корень  всего   происходящего,   движущая  сила  событий  -   Царь.   Истинный   Царь,  а  не   комическая  марионетка,  пытающаяся  Его   подменить;   Ахашверош  -  это   только   маска,  скрывающая    и  приоткрывающая   присутствие   Царя.   К  этому  смыслу  и  призывают  нас  мудрецы,   предписывая  евреям  напиться,  пока  мы  не  перестанем  различать  разницу   между   благословенным  Мордехаем  и  проклятым  Аманом.  Для  того-то  и  нужен  маскарад  в  Пурим,   чтобы  человек,  напившись  и  нацепив  маску,  отстранился  от  себя,  перестал  относиться  к  себе  серьезно  и   попытался  догадаться,   кто  он   есть  на  самом  деле.
 
Хая  Бен-Шалом  -  преподаватель  Иерусалимского  колледжа  для  девушек  Баит  ва-Ган
Елена  Римон  (Константиновская)  -  преподаватель  университета  Бен-Гурион  (Беэр-Шева)
Категория: Еврейский календарь | Добавил: Tania (2013-02-18)
Просмотров: 747