Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Суббота, 2024-05-04, 11:21 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский календарь

Ав



Лев – месяц ав


Пророк Иехезкель описывает Б-жественную колесницу, в которую впряжены четыре существа: бык, орел, лев и человек. Иудаизм был первой в мире монотеистической религией, и Тора неоднократно предостерегает от «материализации» и «визуализации» Б-га и Б-жественного. Как же понимать эти приводимые пророком образы?!   Каббала говорит, что эти материальные образы передают смысл духовного, подобно тому, как притча передает мудрость под видом житейской ситуации. Сильный Лев символизирует сфируasteric.gif хесед, Безграничную Милость Г-спода. Созвездие Льва связано с месяцем авом, и, соответственно, ав должен быть месяцем милости…  


ДАТЫ МЕСЯЦА

 А про Девятое ава мы забыли!? Ведь самый строгий пост и самый траурный день в еврейском календаре приходятся именно на наидобрейший месяц!  

В этот день пришли посланные Моше-рабейну разведчики, и плакали о том, что никогда евреи не смогут завоевать Эрец Исраель… За это Всевышний вынес приговор: все вышедшее из Египта поколение умрет в пустыне.

Девятого ава был разрушен Первый храм.

Девятого ава был разрушен Второй храм.

Девятого ава пал Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохбы.

Девятого ава был разрушен Иерусалим, после чего римляне перепахали город и посыпали место солью — чтобы там уже ничего не выросло.

Пять траурных событий приходятся на Девятое ава, а там, где мы видим цифру 5, мы вспоминаем об имени Элоhим, состоящем (в иврите) из пяти букв и выражающем проявления гвуры — Суровости, Строгости Б-га.

  Я уже говорил, что евреи обладают способностью изменять своими действиями свойства того или иного месяца. Из этого следует, что если бы не «грех разведчиков»asteric.gif, то ав был бы целиком радостным месяцем. Косвенно это подтверждается тем, что во времена Храма самым радостным еврейским праздником было Пятнадцатое ава (по значимости Талмуд сравнивает с ним разве что Йом Кипур).asteric.gif   Пятнадцатое ава (а если вы помните, середина месяца, полнолуние, приходится на пик интенсивности действия знака зодиака) был всееврейским Днем любви. В этот день древние евреи занимались сватовством. Кроме того, считалось, что после 15 ава летняя жара идет на убыль, коhены (священники) прекращали заготовку дров для Храма и могли заняться учебой.  


ХАРАКТЕР МЕСЯЦА

 С одной стороны, планетой-управителем ава считается Солнце. А Солнце, излучающее свет, символизирует милость Б-га, или хесед.   С другой стороны, месяц ав связан со стихией огня, огонь же символизирует гвуру (суровость). В этом проявляется двойственная природа месяца, который имеет и тяжелый пост 9 ава, и праздник 15 ава.  


БУКВА МЕСЯЦА

«Сефер Иецира» связывает месяц ав с буквой тет. Как и сам месяц, эта буква имеет двойственное значение.   С одной стороны, эта буква — первая в слове тума (ритуальная нечистота). Это свойство буквы тет максимально проявилось в событиях Девятого ава. С другой стороны, буквой тет начинается слово тов (добро на иврите).   Упомянутую двойственность мы обнаруживаем и в гематрии, числовом значении буквы. Гематрия буквы тет — девять (девятое ава)! Однако если мы вычислим гематрию названия буквы тет, то получим: тет (=9) + йуд (=10) + тет (=9). Итого 28 — гематрия слова коах (на иврите — сила).   Недаром говорят мудрецы Талмуда, что Девятого ава родился Машиах. Эти слова означают, что Девятое ава — «нижняя точка» еврейской истории, после которой колесо пошло вверх. Существует, однако, и другая точка зрения, говорящая, что Машиах физически должен родиться Девятого ава. В свое время эта позиция была использована в качестве «аргумента» лжемессией Шабтаем Цви, родившимся девятого ава.  


МЕСЯЦ И ЧЕЛОВЕК

 Люди, рожденные в месяце аве, обычно обладают сильным характером и мощными страстями. Они стремятся к власти и свое положение могут использовать как во благо, так и во вред.   В мире ощущений месяцу аву соответствует слух, говорит «Сефер Иецира». Человек редко грешит слухомasteric.gif, к тому же изучение Торы, одна из наиболее значимых заповедей, исполняется именно при его помощи. Особую роль слух играл во времена написания «Сефер Иецира», когда Тора чаще преподавалась устно, нежели постигалась через изучение книг.  


КОЛЕНО МЕСЯЦА

 С месяцем авомв связано и колено Иссахара — оно отличалось упорством в изучении Торы, а во времена пророков иссахариты служили судьями и раввинами. Люди, родившееся в аве, отличаются упорством и педантичностью в изучении Торы. Правда, иногда свое упорство и страсть к учению они могут направить на совсем не стоящие того науки.  


МЕСЯЦ И ИМЯ Б-ГА

 Аризаль уподоблял двенадцати месяцам года буквы имени А-донаи, расписанные по названиям букв: алеф-далет-нун-йуд. В таком раскладе месяцу нисану соответствует буква алеф, ияруламед (что превосходно гармонирует с ним как с месяцем, благоприятным для изучения Каббалы). Месяцам тамузу и аву соответствуют буквы далет и ламед, вместе составляющие слово даль, «бедный». Конечно, бедняком быть плохо, и месяцы эти скудны на радости. Но хасидизм учит, что лишь сознающий себя «бедняком» в изучении Торы сможет достигнуть в этом высот. Если человек считает себя даль, бедным, значит, в нем еще достаточно места для восприятия новой мудрости.


http://www.jewish.ru/tradition/kabbalah/astrology/2005/09/news994224646.php





Месяц Ав


Рав Элияу Ки-Тов, из цикла «Книга нашего наследия»,


Законы и обычаи месяца Ав

Месяц Ав — пятый месяц года, если отсчитывать месяцы от Нисана, как требует еврейская традиция. Именно так — «пятым месяцем» — называет его Тора, где, например, сказано: «И взошел Агарон… на гору Гор… и умер там в сороковой год по выходе сынов Израиля из земли Египетской, в пятый месяц, в первый день месяца» (Бемидбар, 33,38). Название «Ав» — вавилонского происхождения (так же как и названия остальных месяцев). Этот месяц называют также Менахем-Ав («Утешитель Ав»), ибо именно в нем мы ждем утешения за горести, которые он нам принес — прежде всего, за гибель Первого и Второго Храмов. Существует мнение, что это название месяца связано с тем обстоятельством, что Книга Эйха, повествующая о гибели Храма, состоит из стихов, первые буквы которых выстраиваются в алфавитном порядке, и, таким образом, Всевышний дарует утешение всему еврейскому алфавиту (алеф-бету) в месяце Ав (это слово состоит из букв алеф и бет).

Некоторые истолковывают название «Ав» — ב"א (алеф-бет) — как аббревиатуру слов «Эдом, Бавель» (אדום, בבל — «Эдом, Вавилон») — названия двух держав, разрушивших оба наши Храма. Эти державы упоминаются в знаменитом Псалме «На реках вавилонских», оплакивающем Храм. Там сказано: «Дочь Вавилона, обреченная на разрушение» и «Вспомни, Г-сподь, сынам Эдома день Иерусалима» (Тегилим, 137).

Существует обычай, согласно которому тот, кто указывает дату на письме, написанном до 9-го Ава, называет месяц просто Авом, а тот, кто делает это после 9-го Ава, называет его Менахем-Ав.

Созвездие этого месяца — Лев.

В те времена, когда бейт-дин (еврейский суд) освящал начало нового месяца в соответствии с показаниями свидетелей, посланцы бейт-дина отправлялись в отдаленные общины, чтобы сообщить им, когда начинается Ав — дабы те знали, на какой день приходится пост.

Новомесячье Ава всегда продолжается один день, ибо предшествующий Аву месяц Тамуз является неполным (то есть продолжается 29 дней). Сам месяц Ав всегда является полным, то есть продолжается 30 дней — ведь он содержит день 9-го Ава, который в Книге Эйха назван моэд — праздником. Там сказано: «Назначил Он праздник» (Эйха, 1,15). Это значит, что в будущем Всевышний превратит день 9-го Ава в праздник — день радости и веселья.

Рош Ходеш Ав

Рош Ходеш Ава — день «поста праведников» (Таанит цадиким). Хотя, вообще говоря, в Рош Ходеш не принято устраивать посты, для Рош Ходеш Ава сделали исключение, ибо именно в этот день умер первосвященник Агарон. Даже те, кто не постится в этот день, обязаны привносить в него определенный элемент траура — в память об Агароне.

С наступлением Ава

С наступлением Ава еще более умеряются проявления радости (хотя мы начинаем умерять их уже после 17-го Тамуза) — ибо в эти дни Израилю не до веселья. Этот месяц не приносит Израилю счастья, так что тот, кто судится с неевреем, должен стараться избежать принятия судебного решения в Аве вплоть до конца месяца. В случае, если невозможно отложить вынесение приговора до конца месяца, следует оттянуть его хотя бы до исхода 9-го Ава. Точно так же, как запрещается веселиться в эти дни, запрещается и способствовать тому, чтобы веселились другие, или совершать поступки, способствующие проявлению радости. В эти дни мы не строим здания, предназначенные для веселья, например, залы бракосочетаний, не украшаем и даже не ремонтируем наши квартиры, не сажаем деревья, доставляющие нам удовольствие, например, дающие тень или приятный запах. Вообще, запрещаются строительные работы, если цель их — расширение принадлежащего нам дома. Однако тому, у кого нет своего дома, разрешается заниматься его строительством.

Аналогично запрещается покупать, шить, вязать или вышивать новую одежду, даже если надеть ее мы намереваемся лишь после 9-го Ава. Покупать запрещается даже подержанную одежду, если она приглянулась нам своей красотой. Запрет на покупку одежды является даже более суровым, нежели запрет на ее использование.

Следует помнить, что все эти запреты не распространяются на действия, имеющие своей целью исполнение заповеди. Например, разрешается построить зал для бракосочетания человека, у которого еще нет детей (то есть еще не выполнившего заповедь «плодитесь и размножайтесь»), или покупать для него одежду.

Если существует опасение, что необходимая человеку одежда после 9-го Ава подорожает, он может ее приобрести — разумеется, с тем, чтобы надеть только после 9-го Ава.

С наступлением Ава запрещается стирать белье и одежду — даже если мы намереваемся пользоваться ими после 9-го Ава. Однако тому, у кого есть только одна смена одежды, мудрецы разрешили стирать ее даже после Рош Ходеш Ава, но только до начала недели, на которую приходится 9-е Ава. В ходе этой недели стирать в любом случае запрещено.

Человек, которому необходимо менять рубашку ежедневно (например, из-за повышенной потливости), должен заготовить себе необходимое количество рубашек заранее — до наступления субботы, предваряющей эту неделю.

Взрослым запрещается стричь детей начиная с 17-го Тамуза, а с наступлением Ава запрещается и стирать их белье и одежду. Этот запрет не относится к одежде и белью младенцев, которые разрешается стирать даже в ходе недели, на которую приходится 9-е Ава. Однако следует, по возможности, стирать их малыми порциями и не публично.

Запрещается также надевать новую обувь, однако специальную обувь, предназначенную для 9-го Ава (сделанную из пластика или иного материала), разрешается надевать в этот день, даже если она совершенно новая.

В эти дни разрешается обручать жениха и невесту, однако запрещается устраивать праздничную трапезу по этому поводу.

С наступлением Ава и до 9-го Ава запрещается есть мясо и пить вино в память о прекращении жертвоприношений и возлияний в Храме. Уже давно укоренился обычай не есть даже похлебку, в которой варилось мясо. Однако в ходе трапез, предписываемых заповедями, например, по случаю обрезания, выкупа первенца, завершения изучения Трактата Талмуда, совершеннолетия ребенка и т.д. разрешается пить вино и есть мясо.









Категория: Еврейский календарь | Добавил: Diana_Ashurov (2013-04-03)
Просмотров: 3690