Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-05-05, 2:34 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский календарь

Адар

Месяц силы


месяц Адар. Его название происходит от древнееврейского слова «адир» – «сила». Считается, что этот месяц приносит евреям удачу. «Его мазаль (удача) исполнен силы», — говорят наши мудрецы.

«Когда приходит адар, мы исполняемся радостью». Не случайно именно в это время отмечается праздник Пурим, который напоминает о том, как горе для евреев обратилось в радость. Поэтому Пурим символизирует наивысшую радость, это самый радостный день в году. Вообще, еврейский календарный год начинается с радости спасения в Песах (месяц нисан – первый месяц года) и завершается праздником радости – Пуримом. Так что, «ликованию нет предела».

Иногда адар называют также «беременным» месяцем. Дело в том, что семь из девятнадцати лет по еврейскому календарю – високосные, как бы «беременные» дополнительным месяцем адар (адаром вторым). Причем когда в году бывает два месяца адар, то Пурим празднуется во втором. Так поступают, чтобы связать спасение в Пурим со спасением в Песах. Ведь суть адара и Пурима состоит в том, что «конец заложен в начале». 

Символами месяца адар принято считать: букву – «куф», знак зодиака – Рыбы (дагим), колено Израиля – Нафтали, чувство – смех (цхок), орган – селезенку (тхол).

 

Буква «куф»


Буква «куф» символизирует обезьяну (коф), это символ радости месяца адар«Как обезьяна с лицом человека», «куф» также символизирует маскарад, который принято устраивать в праздник Пурим. Перед тем как явить чудо на Пурим Всевышний «утаил Свое лицо» от сынов Израиля (книга Эстер, в которой изложена история Пурима – единственная книга святого писания, где имя Всевышнего ни разу не упоминается). Когда человек прячет собственное лицо и притворяется другим, он раскрывает свою истинную сущность. В Пурим мы достигаем состояния «непостижимого». Зачастую человек не осознает сам себя. Но когда скрывается сама его сущность, она возрождается заново.

Слово «куф» также означает «игольное ушко». Наши мудрецы говорят, что даже в самом фантастическом сне мы не можем увидеть слона, пролезающего сквозь игольное ушко. Но в Пурим можно почувствовать то, что в Каббале и учении хасидизма символизирует бесконечную сущность непознаваемого света Всевышнего, который входит в конечный контекст материальной реальности и полностью раскрывается в еврейской душе.

 

Знак зодиака Рыбы (дагим)


Рыбы, как известно, обитают в море, которое относится к «скрытому миру». Душа Израиля также подобна рыбе, которая плавает в водах Торы. Истинная сущность и судьба Израиля скрыта в этом мире. Пурим раскрывает истинную сущность Израиля, открывает нам грядущий мир – чудо праздника знаменует воскрешение в грядущем мире.

Слово «даг» (единственное число слова «дагим») означает «тикун» (очищение) от «дааг» (волноваться). В Танахе слово «рыба» (даг) появляется всего один раз и пишется как «дааг». Во времена пророка Нехемии некоторые евреи осквернили священный день Шаббата тем, что продавали рыбу на иерусалимском рынке. Эта рыба стала источником постоянного беспокойства для нарушивших Закон торговцев и для их кошелька.

В Пурим же, напротив, рыба превратила все беспокойства и тревоги людей в радость спасения при возрождении новой сущности человека.

 

Колено Нафтали


В Каббале имя Нафтали состоит из двух слов: «нофет» + «ли», что значит «сладко мне». В праздник Пурим существует заповедь пить вино до достижения состояния «несознания». Это находит отражение в следующих словах мудрецов: «Каждый в Пурим должен напиться так, чтобы не видеть различий между словосочетаниями "да будет проклят Аман” и "благословен Мордехай”». Так выражается радость и смех на уровне Нафтали – «нофет ли».

Наш отец Яаков благословил своего сына Нафтали: «Нафтали – олень-посланник, говорящий красивыми словами». Эти «красивые слова» Нафтали рождают радость и смех у всех, кто их слышит. В конце Торы Моше благословляет Нафтали: «Воля Нафтали исполнена...» В учении хасидизма дается объяснение, что «выполненная воля» (сева рацон) относится к внутреннему «кетер», когда человек чувствует только абсолютный восторг и не желает ничего, что находится вне его.

Три буквы, составляющие имя Аман, представляют шесть комбинаций. Аман («hей» – 5, «мем» – 40, «нун» – 50) равно 95; 95 умножить на 6 равняется 570 – «раша» («рейш» – 200, «шин» – 300, «айн» – 70), что значит «грешник», поэтому Амана называют «Амен раша». Но 570 равно также гематрии – числовому значению – слова Нафтали («нун» – 50, «фей» – 80, «тав» – 400, «ламед» – 30, «йод» – 10), который радуется и смеется, играя с шестью изменениями Амана. В Каббале сказано, что «красноречие» Нафтали отражает его мудрость и способность играть словами (а также исследовать гематрии). Выражение «Будь проклят Аман» равняется 502 и значит «барух Мордехай» (благословен будь Мордехай). И в этом состоит самая «радостная игра» (шаашуа) изучения Торы.

 

Чувство смеха (цхок)


Смех выражает свободу и радость, радость, подобную тому, когда человек видит, как свет пронзает тьму – это называется «возникновением света из тьмы» и напоминает чудо Пурима. В Торе это чувство выражается в имени Ицхака, которого родила Сара (его имя происходит от слова «цхок»): «Всевышний заставил меня смеяться, и кто слышит, смейтесь со мной». Сара родила Ицхака в 90 лет, а Аврааму было уже 100, причем до этого она была бесплодна, но увидела чудо и свет Всевышнего, исходящий из полной темноты. Слово «бесплодна» (хашуха) на иврите состоит из тез же букв (в том же порядке), что и слово «тьма» (хошех). Слово же Пурим образовано от «пру» – «плодитесь и размножайтесь». Для Ицхака смех выражен в Торе следующим образом: «страх Ицхака». Страх как источник благоговения перед Всевышним. Это также можно прочесть как «страх будет смеяться» – суть страха станет причиной смеха. Во время Пурима страх перед указом Амана переходит в бурный радостный смех.

 

Орган селезенка (тхол)


Наши мудрецы особо отмечают, что «селезенка смеется». На первый взгляд, это довольно странно, так как селезенка символизирует едкость – черный юмор, источник угнетенного состояния духа и отчаяния. Но, как мы говорили выше, все, что связано с месяцем адар и Пуримом, носит парадоксальный характер, ибо все происходящее исходит от «неосознанного» и представляет собой суть экзистенциальной трансформации. С точки зрения «методологии» в Торе это объясняется способностью к изменениям. Что же касается «черного юмора» (мара шехора), то при помощи тех же букв можно написать слова «хирхур самех» – «радостная мысль»! Вот уж поистине самая смешная шутка!



Рыбы - месяц Адар

Месяц Адар соответствует астрологическуму знаку Рыбы. Созвездие Рыб завершает астрологический цикл, начавшийся созвездием Овна в месяце Нисан

. Знак Рыб – представляет центральную колонну знаков стихии воды и управляется планетами Юпитер и Нептун.

Буквы месяца - Куф и Гимель.

Буквой Гимель была создана планета Юпитер.

Буквой Куф было создано созвездие Рыб. Отличительное свойство буквы Куф - она единственная буква еврейского алфавита, простирающаяся ниже линии письма. Каббала объясняет, что именно поэтому она способна отбирать Свет от "клипы", негативной стороны, снимая её контроль над нашими жизнями. Книга "Зоар"объясняет, что буква Куф находится в двух мирах - хорошем и плохом, в жизни и смерти.


Одно из значений буквы Куф - "обезьяна" ("коф"), символ смеха месяца Адар. В соответствии с высказыванием "как обезьяна перед лицом человека", буква Куф также символизирует маскарад - принятая традиция праздника Пурим.

Рыбы - последний знак Зодиака. Они закрывает кармический цикл "Тикуна", в чем должно быть конечное исправление. Говорят, что каждый человек, родившийся под этим знаком, имеет возможность при правильном сознании и поведении полностью закончить свой "Тикун" ("исправление") - не умереть и перевоплотиться, а обрести бессмертную жизнь. Книга Творения ("Сефер Йецира") гласит: "... Он воздвиг на трон букву Гимель и создал для нее корону и сотворил с нею Цедек в этом мире..."

Цедек, так называется на иврите планета Юпитер, правит знаками Рыб и Стрельца. Внутренняя энергия Юпитера - мудрость, мир, благоволение, справедливость, скромность и добрые дела. Люди знаков Рыб и Стрельца успешны в любом деле, в прибыли и богатстве, надежде, счастье, браке и многом другом... Книга Творения придает Юпитеру все позитивные черты, приносящие нам успех во всем, что мы делаем. Это объясняет, почему месяца, которыми правит Юпитер, открывают двери для чудес и восторга в нашей жизни.

Юпитер управляет двумя знаками – Рыбами (месяц Адар) и Стрельцом (месяц Кислев). Эти два месяца – Адар и Кислев – характеризуются необыкновенными чудесами, которые имели место благодаря той энергии, которую Всевышний вложил в планету Юпитер. Кислев отмечен чудом Хануки. Адар примечателен праздником Пурим, праздником, установленным Мордехаем и Эстер, сплотившим весь евреский народ. Это объединение массового усилия и безусловное возвращения к Торе Всевышнего явилось причиной чуда, которое предотвратило полное уничтожение всех евреев, находящихся в странах подвластных царю Ахашверошу.


Юпитер – планета успеха, чудес, увеличения метафизической емкости и расширения наших духовных возможностей.

Вторая планета, управляющая созвездием Рыб, - Нептун, была открыта только в 19 веке. Эта планета управляет отвлеченными, абстрактными аспектами. Сама планета не имеет определенных границ, т.к. окружена газом. Нептун управляет интуицией, воображением, творчеством и искусством. Она обуславливает нашу возможность видеть и понимать больше, чем позволяют наши пять органов чувств.

Комбинация этих двух планет снабжает людей, родившихся под знаком Рыб, необыкновенными эмоциональными способностями. Они исключительно чувствительны и уязвимы, обладают огромной интуицией по сравнению со всеми другими знаками. Они очень серьезны во всем, будь то их мнение, их мысли или вдохновения. Рыбы обладают сверхъестественной чувствительностью по отношению к другим, потому что они действительно могут проникнуть в сердце и ум другого человека и ощущать боль и страдания других.

Они обладают метафизической способностью предсказывать будущее и часто бывают медиумами и ясновидящими. Многие Рыбы наделены талантами математиков, ученых, метафизиков (Альберт Эйнштейн, например, родился под знаком Рыб).

7-ой день Адара - дата рождения и смерти Моисея ("Моше рабейну"), великого лидера, выведшего еврейский народ из Египта и сорок лет ведшего их по пустыне. Моисей мог говорить лицом к лицу с Б-гом, наделившим мир знаменитыми Скрижалями, на которых были начертаны коды и законы нашей Вселенной. В этот день мы отмечаем его юбилей, изучая и читая Зоар, что помогает нам выше поднять наше сознание.


Тора описывает смерть Моисея, но рабби Шимон бар Йохай говорит в Зоаре, что Моисей не умер и присутствует с нами в каждом поколении. Душа Моисея - это душа Машиаха, того, кто принесет окончательное исправление.

Символ знака Рыб - это две рыбы, плывущие в противоположных направлениях, одна по течению, а другая против течения. Люди знака Рыб обычно очень тихи. Они чувствительны, уязвимы, очень интуитивны и прекрасные слушатели. Они впитывают проблемы других, как губки. По этой причине они имеют тенденцию к излишнему весу, легко усваивая принимаемую организмом воду. Рыбы обладают огромной способностью проникать в самые глубокие духовные искания. Физика, химия, философия и психология - вторая натура Рыб. Их способность понимать других, уступать и прощать, поддерживать без зависти, не быть вспыльчивыми, отдавать и любить без условий - то, к чему всем нам следует стремиться. Оборотная сторона монеты людей совездия Рыб - огромное чувство ущербности, ранимость и приверженность к пагубным привычкам. Слабый человек, родившийся под знаком Рыб, склонен к жалости к самому себе и, не дай Б-г, к самоубийству.

Человек родившийся под знаком Рыбы, плывущей против течения, может быть весьма мощным духовным лидером наподобие Моисея. Рыбы вполне способны стремиться к достижению лидерства со скромностью, заботой и любовью.

Рыбы артистичны по своей природе и любят музыку, искусство, театр и моду. Благодаря своей способности играть роли они также могут становиться незаурядными учеными, учителями и политиками. У них - врожденная любовь к воде и морю. Они обладают метафизическим даром предсказывать будущее и нередко могут становиться экстрасенсами и ясновидцами.


Месяц Адар известен веселым праздником Пурим. Согласно учению наших мудрецов, именно Пурим останется единственным праздником, который будут отмечать в мире после прихода Машиха. Известная еврейская пословица гласит: «Когда приходит месяц Адар, увеличивается радость». Это месяц счастья, чудес, удивлений, что дает нам возможность достичь образа мышления, выходящего за пределы материального мира, преодолеть сомнения и соединиться со Светом Всевышнего.

Адар – единственный месяц, повторяющийся дважды в году. Это объясняется разницей между Лунным и Солнечным календарями. С древности в еврейском календаре 7 раз в 19 лет к Лунному году добавляется один дополнительный месяц Адар, чтобы выровнять оба календаря. Два месяца Адара в году дают дополнительную порцию этой мощной энергии. Адар – последний месяц из женских месяцев и является шестым месяцем, начиная от знака Весов и еврейского Нового Года. Число «6» представляет сфиру Йесод, световая эманация которой передает энергию к сфире Малхут (соответствующей нашему физическому материальному миру). Таким образом, месяц Адар дает нам еще больше потенциальной энергии, чтобы мы смогли стать проводниками Света Всевышнего для всего мира.



Шатер откровения


Что сделали евреи в день 23 адара? Почему этот день исторический? 23 адара 1311 года до н. э. был впервые собран Мишкан, или Скиния Завета. После этой даты в течение семи дней до 1-го нисана Мишкан собирали утром и разбирали вечером. С 1-го нисана Мишкан стал неотъемлемой частью службы Всевышнему.

Мишкан, или, как его еще называют, «Шатер откровения», «Скиния собрания» или (более прозаично) «Временный Храм», есть довольно простая грамматическая форма от глагола, который на языке Торы и ее Творца значит «обитать», в смысле «проживать, обитать где-либо»: лиШоКоН. Так и на иврите - языке, на котором Всевышний творил мир, - корень Ш - Х/К - Н с идеей местопребывания, местожительства, «прописки», если использовать термин из советских паспортов. Отсюда и весьма важное для еврейского миропонимания слово «Шхина» (б-жественное присутствие) и само название «Мишкан» – то место, где это присутствие фокусируется и достигает наибольшей полноты. С той только разницей (весьма, впрочем, существенной!), что Всевышнего никто и нигде «прописать» не может. Это Его идея, инициатива, воля – иметь для совершенно бесконечной, сверхъестественной и непостижимой сущности Творца совершенно определенное местопребывание, шатер, который Его народ построит по Его указаниям и предначертаниям.

Таким образом, была закончена постройка уникального сооружения, которое нельзя назвать просто «шедевром архитектуры», хотя бы потому, что оно теперь не существует в своем первозданном виде. Сооружение, которое, пожалуй, точнее всего можно назвать вместилищем и обиталищем невидимого, неизмеримого и вездесущего начала и одновременно моделью человеческого существа, еще одним, более совершенным и наглядным отпечатком изначальной идеи Храма, как Ворот в Вечность.

Мишкан представлял собой большой двор, огороженный льняными занавесями, в западной части его стояло здание, стены которого состояли из деревянных брусьев, на них был раскинут тройной шатер: нижняя крыша образовывалась из полотнищ, сотканных из разноцветной шерсти и льна, вторая - из козьего пуха, и третья, верхняя, - из выделанных шкур. Перед этим зданием во дворе стоял медный жертвенник, на котором непрерывно горел огонь, павший с неба при освящении Мишкана, и возносились жертвоприношения. Внутри здания, в его внешней части, стояли три священных предмета: "золотой жертвенник" для воскурения благовоний, стол для особых хлебов и "менора" - семисвечный светильник. Входы во двор и в собственно здание Мишкана закрывали огромные занавеси, и внутри самого здания особый занавес отделял внешнюю часть его, "кодеш", от Святой Святых, "кодеш-кодашим". В Святой Святых стоял Ковчег Завета, в котором находились Скрижали, а позже - еще и сосуд с ''маном", которым евреи питались 40 лет в пустыне, и свиток Торы, написанный рукою Моше. Когда евреи трогались в путь, левиты разбирали Мишкан и грузили на повозки, самые же священные предметы несли на плечах коэны; при остановке Мишкан собирался вновь, и так он сопровождал евреев 39 лет их странствования в пустыне.

Перед смертью Моше спрятал в тайнике те части Мишкана, из которых составлялся двор и стены здания, и после перехода через Иордан Мишкан принял новую форму: стены его уже строились из камней, на них раскидывалась все та же крыша, что и раньше. 14 лет завоевания и раздела Земли Израиля Мишкан стоял в Гильгале, недалеко от Иерихона, затем - в Шило 369 лет, оттуда он перешел в Нов, где простоял почти 12 лет до смерти пророка Шемуэля, оттуда - в Гивон на 45 лет. Затем был построен Иерусалимский Храм и с того момента вступил в силу запрет строить Храм и приносить жертвы, где бы то ни было, кроме Храмовой горы в Иерусалиме. 



Следует помнить, что основная доля удачи, связанной с месяцем Адар, передана прямым потомкам нашей праматери Рахели — Эфраиму, Менаше и Биньямину, составляющим один лагерь и удостоившихся общего благословения нашего праотца Яакова: «И расплодятся они, как рыбы, во множестве, среди земли» (Берейшит, 48). Поэтому избавление и пришло к Израилю во времена Мордехая и Эстер от потомства Рахели — ведь, как известно, Мордехай был потомком Биньямина.


Категория: Еврейский календарь | Добавил: Tania (2013-02-18)
Просмотров: 1346