"Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево. Если хочешь направо – иди направо.
Все равно тебе некуда идти. Так что уж лучше иди вперед, куда глаза глядят."
Текст 1. СОБИРАТЕЛЬ
Глава 1.
1. Речи Собирателя, сына Давида, царя в Йерушалаиме:
2. Суета сует, - сказал Собиратель, - суета сует, все суета.
3. Что пользы человеку от всего труда его, чем он утруждает себя под солнцем?
4. Поколенье уходит, и поколенье приходит, а земля вовеки стоит.
5. И восходит солнце, и заходит солнце, и к месту своему устремляется, где восходит оно.
6. Идет к югу и кружит к северу, кружит, кружит, идет ветер, и на круги свои возвращается ветер.
7. Все потоки идут к морю, а море не полно, к месту, куда потоки идут, туда они возвращаются, чтоб (снова) идти.
8. Все речения утомительны, не сумеет никто их изречь; не насытится глаз ви'дением, и не наполнится ухо слушанием.
9. Что было, то будет, и что делалось, то делаться будет, и нет ничего нового под солнцем.
10. Бывает такое, о чем (кто-либо) скажет: Смотри, это ново! Оно уже было в веках, которые были до нас.
11. Нет памяти о прежних, . и также о последующих, которые будут, не будет о них памяти у тех, которые будут впоследствии.
12. Я, Собиратель, был царем над Исраэлем в Йерушалаиме.
13. И я приложил мое сердце, чтоб исследовать и разведать мудростью все, что делается под небесами: это занятье худое дал Б-г сынам человеческим, заниматься им.
14. Я видел все дела, содеянные под солнцем, и вот все суета и сокрушение духа.
15. Искривленное невозможно выпрямить, и недостаток невозможно исчислить.
16. Я говорил с моим сердцем так: Я, вот я приумножил и прибавил мудрость превыше всех, кто был предо мной над Йерушалаимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
17. И я приложил мое сердце, чтоб познать мудрость, познать безумство и глупость, - я познал, что также и это сокрушение духа.
18. Ибо с умножением мудрости множится досада, и кто прибавляет знание, прибавляет боль.
Перевод книги Коhелет Фримы Гурфинкель
http://www.machanaim.org/tanach/qc-kohel/indqc01.htm
Текст 2. Ковельман.
139 псалом (в еврейской традиции считается написанным Адамом об Адаме)
1 Господи, ты испытал меня и знаешь
2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали;
3 иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны тебе;
...
11 скажу ли: Может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью?
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день (как тьма, так и свет);
13 ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя – потому что я дивно устроен; Дивны Дела Твои – и душа моя вполне сознает это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы;
16 зародыш мой видели Очи Твои; в Твоей Книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
Текст 3. Про внешнее и внутреннее.
...Написано в наших святых книгах, что есть в человеке внешнее, и есть внутреннее, есть открытое и есть тайное. И это тайное, сокрытое – ничто иное, как душа человеческая, которая каждую ночь покидает тело и странствует по мирам. И так каждый спящий подобен мертвому, ибо походит он на дом, покинутый своими обитателями. Душа же наша переходит границы, отведенные нам Творцом, и блуждает в Высях и зритангелов- служителей, и восходит к престолу Славы, и слышит пророческие вести. А на утро снова возвращается она в тело, открывает она разуму его то, что лицезрела в своих путешествиях.
Текст 4. Вавилонский Талмуд, Антология Агады (том1). Рош га-Шана, 16Б (стр. 218).
(параллельные источники: Иерусалимский Талмуд, Рош га- Шана 1:3, Авот де-р.Натан 24)
Сказал р. Круспедай со слов р. Йоханана:
- Три книги открываются на Рош га- Шана. Одна – книга законченных злодеев, вторая – книга совершенных праведников и третья – книга обычных людей. Совершенным праведникам немедленно даруется жизнь, законченные злодеи немедленно приговариваются к смерти, а обычным людям дается время от Рош га- Шана до Йом Кипура: заслужат – будет им дарована жизнь, не заслужат – будут приговорены к смерти...
תלמוד בבלי, ראש השנה, ט"ז ע"ב.
אמר רבי כרוספדאי אמר רבי יוחנן:
שלושה ספרים נפתחין בראש השנה: אחד של רשעים גמורין, ואחד של צדיקים גמורין, ואחד של בינוניים. צדיקים גמורין – נכתבין ונחתמין לאלתר לחיים, רשעים גמורין – נכתבין ונחתמין לאלתר למיתה, בינוניים – תלויין ועומדין מראש השנה ועד יום הכפורים. זכו- נכתבין לחיים, לא זכו – נכתבין למיתה.
Текст 5. Владимир Маяковский.
Я сразу смазал карту будней,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюдце студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?