Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Пятница, 2024-05-03, 2:47 PM
Главная » Статьи » Бейт-мидраш » БМ собранные

Курс 2006 - 3. Иври

Иерусалим, февраль 2006

Бейт-мидраш "Иври"

Вдоль реки бежал Аким
Был Аким совсем сухим
Побежал он поперёк
Весь до ниточки промок

Олег Григорьев, поэт Питерского андеграунда.

 

1.

Аврам hа-Иври
Берешит 14
(12) И взяли Лота, племянника Аврама, и имущество его и ушли; а он жил в Сдоме. (13) И пришел спасшийся, и известил Аврама-Иври, а тот обитал в дубравах Мамрэй Эморийца, брата Эшкола и брата Анэйра, а они союзники Аврама.
ספר בראשית פרק יד
(יב) וַיִּקְחוּ אֶת לוֹט וְאֶת רְכֻשׁוֹ בֶּן אֲחִי אַבְרָם וַיֵּלֵכוּ וְהוּא ישֵׁב בִּסְדֹם:
(יג) וַיָּבֹא הַפָּלִיט וַיַּגֵּד לְאַבְרָם הָעִבְרִי וְהוּא שֹׁכֵן בְּאֵלֹנֵי מַמְרֵא הָאֱמֹרִי אֲחִי אֶשְׁכֹּל וַאֲחִי עָנֵר וְהֵם בַּעֲלֵי בְרִית אַבְרָם:

2.
«С другого берега»
Комментарий Раши.

иври - пришедший с другого берега ("эвер") реки (Пирата) [Берешит раба 42].
רש"י על בראשית פרק יד פסוק יג
(יג) העברי - שבא מעבר הנהר (ב"ר):

3.
«По другую сторону»
Берешит раба 42:8.

И известил Аврама-Иври – раби Йеhуда и раби Нехемья и рабанан: раби Йеhуда говорит: «Весь мир по одну сторону, а он по другую», раби Нехемья сказал, что он из сынов сыновей Эвера (сына Шема), рабанан сказали, что он с другой стороны реки и говорит на языке иврит.
מדרש רבה בראשית פרשה מב פסקה ח
ויגד לאברם העברי רבי יהודה ורבי נחמיה ורבנן רבי יהודה אומר כל העולם כולו מעבר אחד והוא מעבר אחד ר' נחמיה אמר שהוא מבני בניו של עבר ורבנן אמרי שהוא מעבר הנהר ושהוא משיח בלשון עברי

4.
"Иври"
Комментарий Сончино. Этимология слова «иври»
Авраму-еврею: Здесь это название встречается в первый раз. Вероятнее всего, что так называли сынов Израиля другие народы. Возможно, что так называли себя и сами сыны Израиля в разговоре с чужими. Выше отмечалось, что Тора обращается прежде всего к тому поколению, которое вышло из Египта; в тексте приведены названия мест и имена, которые появились позже описываемых здесь событий, ибо именно эти имена и названия (а не те, которыми пользовались несколько веков назад) были известны тому поколению. Поэтому Авраhам, праотец народа, называвшего себя сынами Израиля, в то время как другие народы часто называли его иврим - "евреи", также назван здесь иври - "еврей". После изгнания десяти колен, за 160 лет до разрушения Первого Храма, колено Йеhуды осталось основной ветвью еврейского народа. Начиная с этого периода, название йеhудим (от имени Йеhуда) прочно входит в обиход.
Но какова этимология самого слова иври? Существуют два объяснения: либо это слово происходит от "Эвер" (имени сына Шема, праведника, верующего во Всеобщего Бога от которого ведет свою родословную Авраhам), либо оно происходит от корня авар - "перейти". В последнем случае оно должно означать "перешедший через реку". Это хорошо согласуется со сказанным в книге Йеhошуа (24:3): "И Я взял вашего праотца Авраhама с другой стороны реки (Евфрат)"

הכתב והקבלה על בראשית פרק יד פסוק יג

לאברם העברי. בב"ר איתא שלשה דעות בטעם שם עברי, הא' שהוא שם משפחה להיותו מבני בניו של עבר, הב' שהוא שם מקומי להיותו מעבר הנהר ושהוא מדבר בלשון עברי (כי שאר האומות שינו את לשון העברי המוקדם בלשונות אחרות לדעת רבותינו וקבעו להם כל אחד לשון לעצמו ככתוב נפרדו איי הגוים בארצותם איש ללשונו אמנם אברהם החזיק בלשון זה), ודעה שלישית כל העולם כולו מעבר אחד והוא מעבר אחד. כי שם עבר ישמש גם על שני הפכים המתעצמים בדבר שלישי, כגון שני בעלי דינין המתעצמים בדין, הנה נושא המשפט שביניהם הוא דבר ממוצע אשר עליו תערובות טענותיהם, והם עצמם יקראו עבר אחד מזה ועבר אחד שכנגדו, או צדדים צד אחד מזה וצד א' שכנגדו, כבשמואל (א' י"ד) אתם תהיו לעבר אחד ואני ויונתן לעבר אחד, ואברהם להיותו חולק עם אנשי דורו אודות האמונה האמתית, וזה היה דבר הממוצע בין שני הצדדים, ואברם היה הצד שכנגד בכל דורו החולקים, על שם זה נקרא עברי (דער געגענזייטיגע), כי עבר ישמש ג"כ כמו מול ונגד, כביהושע (כ"ב י"א) על עבר בנ"י (ובמת"כ לא פי' כן), ואין ספק שדעה זו האחרונה להיותו כשם תואר לאברהם לעמוד יחידי בעולם בצד מתנגדת לכל אנשי דורו מכחישי אל, הוא יותר עיקרי אליו, משנאמר שהוא שם משפחה או מקומי לבד, גם לא יתכן לומר שעיקר טעם הנחת שם עברי יהיה לבד לשם משפחה, כי מדרך הכתובים לייחס את הבלתי נודע באיש המפורסם ממנו ביותר, כמו קיש אבי שאול, מייחס קיש הבלתי נודע בשאול המפורסם מאד, אמנם אברם להיותו המפורסם לנו בכתובים במעשיו הנכבדים יותר מעבר, אשר רק מצד הקבלה ידענוהו לנביא, איך ייחס אברם הנודע בעבר הבלתי נודע, וכן לא יתכן לומר שטעם העיקרי יהיה מצד מקומו, הלא גם שאר אומות רבות היה תושבי עבר הנהר (כבמלכים א' ה') מלכי עבר הנהר, וזה לעד כי לא באו רבותינו רק להודיע כי גם מצד המשפחה והמקומי מוסכם הנחת שם עברי לאברם, אבל עיקר הנחתו עליו הוא מצד תארו הנכבד:

Про три архетипа и телегу с картошкой – запись ночного разговора с Ильёй Дворкиным.

Юля: - Илья, скажи, пожалуйста, ты когда-то рассказывал, что есть три архетипа отношения к миру, три способа восприятия мира...

Илья: - Вот ты, Юля, говоришь, что есть три способа восприятия мира, а я говорю, что сама идея, что мир существует – это и есть первый способ...
Первый человек (человек этого первого способа) говорит примерно так: «Посмотрите, в каком прекрасном мире мы живём! Вот в этом мире есть земля, и звёзды, и планеты, и другие люди, существуют страны, города, весь наш мир – это прекрасный дворец». И этот человек создаёт мысленно такой дворец.

Второй человек говорит –«Нет, никакого мира вообще нет и быть не может, это всё иллюзия. Наш мир - лишь переход, переправа в настоящий, истинный мир. А у нашего мира, если и есть смысл, то только, как есть смысл у мостика через реку, который нужен, чтобы попасть на другой берег. Если и есть в нашем мире истина, то это истина пути...»

А ещё один человек, третий человек, говорит – «А я был на том, другом, берегу, и переправился сюда, и я знаю, как устроены дворцы и как устроена переправа, ведь я только что оттуда. А переправился я сюда, потому что я хочу жить в этом мире по законам другого берега...»
(И это и есть Авраам – «а-иври»....)

Впрочем, давай лучше я расскажу тебе историю про картошку, которую рассказала мне когда-то Голда Ахиезер: Некий человек отправился в далёкую страну, про которую он слышал, что эта страна так богата, что драгоценные камни валяются там прямо на улице. После долгого и трудного странствия и множества опасностей достиг тот человек эту страну. И действительно, повсюду там валялись драгоценные камни, и тот человек набрал их полную телегу и хотел отправиться домой, но надо было ему ещё запастись продовольствием на обратный путь... Пришел он на рынок и хотел купить себе еды, набрал того, другого, а ему говорят – «Замечательно! Это стоит сто картошек.» «Каких картошек? Вот у меня тут множество драгоценных камней!» «Это? Нет, у нас этих камней навалом, а вот что мы по-настоящему ценим – так это картошку!» «А как же купить картошку?» «Ну, картошка – это такая драгоценность... Можно, например, попробовать заработать...» Нанялся тот человек на работу и за целый день работы заработал одну картошку... Потом он понял, что телега ему нужна, чтобы зарабатывать больше и сгрузил с неё драгоценные камни. Прошли годы. Человек тяжело работал, и ему удалось накопить много картошек... Наконец он разбогател настолько, что смог купить продовольствие на обратный путь и у него осталась ещё целая телега картошки, и он тронулся с этим богатством в обратный путь. Приехал домой, а ему говорят – «Ну и где же драгоценные камни? Что ты привез? Телегу картошки?» Горько заплакал тот человек. Но когда он разгрузил свою телегу, то увидел, что в ней застряло несколько небольших жемчужин – взял он их, и жил с тех пор безбедно...

5.
Сказка о странствующих и путешествующих, рассказанная Менахемом Ягломом в ночь перед бейт-мидрашем.

Жил-был человек, который всё время находился в пути. И когда спрашивали его, куда он держит путь, он говорил, что едет к царю.
Он переезжал из деревни в деревню, из города в город, ехал, ехал, ехал, ехал, и всем, кто его встречал, говорил, что едет к царю.
И поначалу все ему верили, но вот незадача – он нередко оказывался в тех местах, где уже побывал, и всё равно по-прежнему утверждал, что едет к царю. И стали над ним смеяться и говорить ему – пустак ты, ничего ты не едешь к царю, а только морочишь нам голову, потому как кто ищет, тот находит, и всякий кто едет к царю по какой-то своей конкретной надобности, её в конце концов и получает...
А тот смеялся и отвечал, что такие ищущие, о которых вы говорите, никогда не добираются до царя, а только до своей конкретной надобности и добираются, а вот только я по-настоящему еду к царю.
И вот, по прошествии времени, у одного его дорожного знакомца случилась огромная надобность, которую не мог решить никто, кроме самого царя. И отправился он к царю за помощью, и проделал огромный путь, преодолел все препятствия, и предстал перед царём, который его надобность немедленно удовлетворил. И спросил, знает ли он про такого чудака-обманщика, который всем говорит, что едет к царю, а сам никак не доедет? «Ещё бы мне не знать! - сказал царь. - Неужели ты думаешь, что я бы здесь сидел, а ты получил бы от меня то, что хотел, если б он не ехал всё время ко мне и не вёз бы с собой царский дворец и меня самого?!»

Категория: БМ собранные | Добавил: Tania (2006-06-07)
Просмотров: 849