Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Пятница, 2024-05-03, 12:46 PM
Главная » Статьи » Бейт-мидраш » БМ собранные

БМ - Наасе веНишма. Израиль 2008

БМ.Наасе венишма

Текст 1.
Исход. ГЛАВА 24

Перевод Текста Торы - по изданию "Сончино"

 /1/ А МОШЕ СКАЗАЛ ОН: "ВЗОЙДИ К БОГУ, ТЫ И АhАРОН, НАДАВ И АВИhУ, И СЕМЬДЕСЯТ СТАРЕЙШИН ИЗРАИЛЯ, И ПОКЛОНИТЕСЬ ИЗДАЛИ. /2/ И ПУСТЬ ПОДОЙДЕТ МОШЕ ОДИН К БОГУ, А ОНИ ПУСТЬ НЕ ПОДХОДЯТ, И НАРОД ПУСТЬ НЕ ВОСХОДИТ К НИМ". /3/ И ПРИШЕЛ МОШЕ, И ПЕРЕСКАЗАЛ НАРОДУ ВСЕ СЛОВА БОГА И ВСЕ ЗАКОНЫ; И ОТВЕЧАЛ ВЕСЬ НАРОД В ОДИН ГОЛОС, И СКАЗАЛИ: "ВСЕ, ЧТО СКАЗАЛ БОГ, ИСПОЛНИМ!". /4/ И НАПИСАЛ МОШЕ ВСЕ СЛОВА БОГА, И ВСТАЛ РАНО УТРОМ, И ПОСТРОИЛ ЖЕРТВЕННИК ПОД ГОРОЮ, И ДВЕНАДЦАТЬ ОБЕЛИСКОВ ВОЗДВИГ СООТВЕТСТВЕННО ДВЕНАДЦАТИ КОЛЕНАМ ИЗРАИЛЯ. /5/ И ПОСЛАЛ ЮНОШЕЙ ИЗ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, И ВОЗНЕСЛИ ОНИ ЖЕРТВУ ВСЕСОЖЖЕНИЯ, И ЗАРЕЗАЛИ БЫКОВ В МИРНУЮ ЖЕРТВУ БОГУ. /6/ И ВЗЯЛ МОШЕ ПОЛОВИНУ КРОВИ, И НАЛИЛ В ЧАШИ, А ДРУГОЙ ПОЛОВИНОЙ КРОВИ ОКРОПИЛ ЖЕРТВЕННИК. /7/ И ВЗЯЛ КНИГУ СОЮЗА, И ПРОЧИТАЛ ВСЛУХ НАРОДУ, И СКАЗАЛИ ОНИ: "ВСЕ, ЧТО ГОВОРИЛ БОГ, СДЕЛАЕМ И БУДЕМ СЛУШАТЬ ЕГО СЛОВА!". /8/ И ВЗЯЛ МОШЕ КРОВИ, И ОКРОПИЛ НАРОД, И СКАЗАЛ: "ВОТ КРОВЬ СОЮЗА, КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧИЛ С ВАМИ БОГ О СОБЛЮДЕНИИ ВСЕХ ЗАКОНОВ ЭТИХ". /9/ И ВЗОШЛИ МОШЕ И АhАРОН, НАДАВ И АВИhУ, И СЕМЬДЕСЯТ СТАРЕЙШИН ИЗРАИЛЯ. /10/ И УВИДЕЛИ ОНИ ВСЕСИЛЬНОГО БОГА ИЗРАИЛЯ; А ПОД НОГАМИ ЕГО - НЕЧТО ПОДОБНОЕ КИРПИЧУ ИЗ САПФИРА, ПРОЗРАЧНОГО, КАК НЕБЕСНАЯ ВЫСЬ. /11/ И НА ИЗБРАННИКОВ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ НЕ ПРОСТЕР ОН РУКИ СВОЕЙ, И ВИДЕЛИ ОНИ ВСЕСИЛЬНОГО, И ЕЛИ, И ПИЛИ. 

 /12/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ВЗОЙДИ КО МНЕ НА ГОРУ И БУДЬ ТАМ; И Я ДАМ ТЕБЕ СКРИЖАЛИ КАМЕННЫЕ, И ТОРУ, И ЗАПОВЕДЬ, КОТОРЫЕ Я НАПИСАЛ ДЛЯ НАСТАВЛЕНИЯ НАРОДА". /13/ И ВСТАЛИ МОШЕ И ЙЕhОШУА, СЛУЖИТЕЛЬ ЕГО, И ВЗОШЕЛ МОШЕ НА ГОРУ ВСЕСИЛЬНОГО. /14/ А СТАРЕЙШИНАМ СКАЗАЛ: "ЖДИТЕ НАС ЗДЕСЬ, ПОКА МЫ НЕ ВОЗВРАТИМСЯ К ВАМ, ВОТ АhАРОН И ХУР С ВАМИ: У КОГО ДЕЛО ЕСТЬ, ПУСТЬ ПРИХОДИТ К НИМ". /15/ И ВЗОШЕЛ МОШЕ НА ГОРУ, И ПОКРЫЛО ОБЛАКО ГОРУ. /16/ И ОСЕНИЛА СЛАВА БОГА ГОРУ СИНАЙ, И ПОКРЫВАЛО ЕЕ ОБЛАКО ШЕСТЬ ДНЕЙ, И ПОЗВАЛ ОН МОШЕ НА СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ИЗ ОБЛАКА. /17/ И ЯВИЛАСЬ СЛАВА БОГА В ВИДЕ ОГНЯ ПОЖИРАЮЩЕГО НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ НА ГЛАЗАХ У СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. /18/ И ВОШЕЛ МОШЕ В ОБЛАКО, И ВЗОШЕЛ НА ГОРУ. И БЫЛ МОШЕ НА ГОРЕ СОРОК ДНЕЙ И СОРОК НОЧЕЙ.

שמות פרק כד

א וְאֶל-מֹשֶׁה אָמַר עֲלֵה אֶל-יְהוָה, אַתָּה וְאַהֲרֹן נָדָב וַאֲבִיהוּא, וְשִׁבְעִים, מִזִּקְנֵי יִשְׂרָאֵל; וְהִשְׁתַּחֲוִיתֶם, מֵרָחֹק. ב וְנִגַּשׁ מֹשֶׁה לְבַדּוֹ אֶל-יְהוָה, וְהֵם לֹא יִגָּשׁוּ; וְהָעָם, לֹא יַעֲלוּ עִמּוֹ. ג וַיָּבֹא מֹשֶׁה, וַיְסַפֵּר לָעָם אֵת כָּל-דִּבְרֵי יְהוָה, וְאֵת, כָּל-הַמִּשְׁפָּטִים; וַיַּעַן כָּל-הָעָם קוֹל אֶחָד, וַיֹּאמְרוּ, כָּל-הַדְּבָרִים אֲשֶׁר-דִּבֶּר יְהוָה, נַעֲשֶׂה. ד וַיִּכְתֹּב מֹשֶׁה, אֵת כָּל-דִּבְרֵי יְהוָה, וַיַּשְׁכֵּם בַּבֹּקֶר, וַיִּבֶן מִזְבֵּחַ תַּחַת הָהָר; וּשְׁתֵּים עֶשְׂרֵה מַצֵּבָה, לִשְׁנֵים עָשָׂר שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל. ה וַיִּשְׁלַח, אֶת-נַעֲרֵי בְּנֵי יִשְׂרָאֵל, וַיַּעֲלוּ, עֹלֹת; וַיִּזְבְּחוּ זְבָחִים שְׁלָמִים, לַיהוָה--פָּרִים. ו וַיִּקַּח מֹשֶׁה חֲצִי הַדָּם, וַיָּשֶׂם בָּאַגָּנֹת; וַחֲצִי הַדָּם, זָרַק עַל-הַמִּזְבֵּחַ. ז וַיִּקַּח סֵפֶר הַבְּרִית, וַיִּקְרָא בְּאָזְנֵי הָעָם; וַיֹּאמְרוּ, כֹּל אֲשֶׁר-דִּבֶּר יְהוָה נַעֲשֶׂה וְנִשְׁמָע. ח וַיִּקַּח מֹשֶׁה אֶת-הַדָּם, וַיִּזְרֹק עַל-הָעָם; וַיֹּאמֶר, הִנֵּה דַם-הַבְּרִית אֲשֶׁר כָּרַת יְהוָה עִמָּכֶם, עַל כָּל-הַדְּבָרִים, הָאֵלֶּה. ט וַיַּעַל מֹשֶׁה, וְאַהֲרֹן--נָדָב, וַאֲבִיהוּא, וְשִׁבְעִים, מִזִּקְנֵי יִשְׂרָאֵל. י וַיִּרְאוּ, אֵת אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל; וְתַחַת רַגְלָיו, כְּמַעֲשֵׂה לִבְנַת הַסַּפִּיר, וּכְעֶצֶם הַשָּׁמַיִם, לָטֹהַר. יא וְאֶל-אֲצִילֵי בְּנֵי יִשְׂרָאֵל, לֹא שָׁלַח יָדוֹ; וַיֶּחֱזוּ, אֶת-הָאֱלֹהִים, וַיֹּאכְלוּ, וַיִּשְׁתּוּ. {ס}

יב וַיֹּאמֶר יְהוָה אֶל-מֹשֶׁה, עֲלֵה אֵלַי הָהָרָה--וֶהְיֵה-שָׁם; וְאֶתְּנָה לְךָ אֶת-לֻחֹת הָאֶבֶן, וְהַתּוֹרָה וְהַמִּצְוָה, אֲשֶׁר כָּתַבְתִּי, לְהוֹרֹתָם. יג וַיָּקָם מֹשֶׁה, וִיהוֹשֻׁעַ מְשָׁרְתוֹ; וַיַּעַל מֹשֶׁה, אֶל-הַר הָאֱלֹהִים. יד וְאֶל-הַזְּקֵנִים אָמַר שְׁבוּ-לָנוּ בָזֶה, עַד אֲשֶׁר-נָשׁוּב אֲלֵיכֶם; וְהִנֵּה אַהֲרֹן וְחוּר עִמָּכֶם, מִי-בַעַל דְּבָרִים יִגַּשׁ אֲלֵהֶם. טו וַיַּעַל מֹשֶׁה, אֶל-הָהָר; וַיְכַס הֶעָנָן, אֶת-הָהָר. טז וַיִּשְׁכֹּן כְּבוֹד-יְהוָה עַל-הַר סִינַי, וַיְכַסֵּהוּ הֶעָנָן שֵׁשֶׁת יָמִים; וַיִּקְרָא אֶל-מֹשֶׁה בַּיּוֹם הַשְּׁבִיעִי, מִתּוֹךְ הֶעָנָן. יז וּמַרְאֵה כְּבוֹד יְהוָה, כְּאֵשׁ אֹכֶלֶת בְּרֹאשׁ הָהָר, לְעֵינֵי, בְּנֵי יִשְׂרָאֵל. יח וַיָּבֹא מֹשֶׁה בְּתוֹךְ הֶעָנָן, וַיַּעַל אֶל-הָהָר; וַיְהִי מֹשֶׁה, בָּהָר, אַרְבָּעִים יוֹם, וְאַרְבָּעִים לָיְלָה. {פ}

Текст 2.

Перевод Текста Торы - по изданию "Сончино"
/7/ И ВЗЯЛ КНИГУ СОЮЗА, И ПРОЧИТАЛ ВСЛУХ НАРОДУ, И СКАЗАЛИ ОНИ: "ВСЕ, ЧТО ГОВОРИЛ БОГ, СДЕЛАЕМ И БУДЕМ СЛУШАТЬ ЕГО СЛОВА!"

Перевод Текста Торы - Цви Васерман("Швут Ами")
7. Он взял Книгу Завета и прочел ее народу. Они сказали: Все, что Б-г сказал, мы сделаем и услышим.

Перевод Текста Торы - Фримы Гурфинкель (Издательство "Гешер hа-Тшува")
7. И взял он книгу завета, и прочитал во услышание народа, и сказали они: Все, что изрек Господь исполним и будем слушать

Танах издательства "Мосад Рав Кук" - в переводе Давида Йосифона
(7) И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что говорил Господь, сделаем и будем послушны.

книгу завета - От "В начале" до дарования Торы, (включая) заповеди, которые были даны им в Мара (см. Раши к 24, 4)  (Комментарий Раши)

Комментарий "Сончино"
Книгу Союза - Раши придерживается мнения, что здесь имеется в виду книга Брейшит и часть книги Шмот, которые были известны Моше. 
и прочитал - Прежде, чем разбрызгать кровь, т. е. совершить действие, постредством которого заключается союз, Моше объяснил народу основные положения Торы, чтобы исключить возможность ошибок при вступлении в союз. 
народу - Не только старейшинам. Весь народ, включая простых людей, должен был принять на себя ответственность за соблюдение союза. 
сделаем и будем слушать - Иврит: наасэ венишма. Короткий искренний ответ, означающий готовность безоговорочно исполнять волю Всевышнего. Мудрецы рассматривают эти слова как выражение полного подчинения Всевышнему и готовности самоотверженно исполнять все Его заповеди, повеления и приказы, передаваемые через пророков.

http://www.machanaim.org/tanach/b-shemot/indb06_4.htm

Текст 3.
Псалом 119

121. Я творил суд и справедливость, - не отдавай меня притеснителям моим!

122. Стань добрым заступником раба Твоего, чтоб не притесняли меня злодеи!

123. Глаза мои до изнеможения ждут спасения, Тобой ниспосланного, справедливых слов Твоих.

124. Поступи с рабом Твоим по милости Твоей, законам Твоим научи меня!

125. Я - раб Твой; даруй мне разум, чтобы понял я свидетельства Твои!

126. Время действовать ради Тебя, Господи, когда нарушают учение Твое!

127. Люблю я заповеди Твои больше золота, больше золота червонного.

128. Я признаю справедливыми все повеления Твои, ненавижу всякий путь лжи.


תהילים קי"ט
קכא עָשִׂיתִי, מִשְׁפָּט וָצֶדֶק; בַּל-תַּנִּיחֵנִי, לְעֹשְׁקָי.
קכב עֲרֹב עַבְדְּךָ לְטוֹב; אַל-יַעַשְׁקֻנִי זֵדִים.
קכג עֵינַי, כָּלוּ לִישׁוּעָתֶךָ; וּלְאִמְרַת צִדְקֶךָ.
קכד עֲשֵׂה עִם-עַבְדְּךָ כְחַסְדֶּךָ; וְחֻקֶּיךָ לַמְּדֵנִי.
קכה עַבְדְּךָ-אָנִי הֲבִינֵנִי; וְאֵדְעָה, עֵדֹתֶיךָ.
קכו עֵת, לַעֲשׂוֹת לַיהוָה-- הֵפֵרוּ, תּוֹרָתֶךָ.
קכז עַל-כֵּן, אָהַבְתִּי מִצְו‍ֹתֶיךָ-- מִזָּהָב וּמִפָּז.
קכח עַל-כֵּן, כָּל-פִּקּוּדֵי כֹל יִשָּׁרְתִּי; כָּל-אֹרַח שֶׁקֶר שָׂנֵאתִי

Текст 4.
Осип Мандельштам

* * *
Мне стало страшно жизнь отжить -
И с дерева, как лист, отпрянуть,
И ничего не полюбить,
И безымянным камнем кануть;
И в пустоте, как на кресте,
Живую душу распиная,
Как Моисей на пустоте,
Исчезнуть в облаке Синая.
И я слежу - со всем живым
Меня связующие нити,
И бытия узорный дым
На мраморной сличаю плите;
И содроганья теплых птиц
Улавливаю через сети,
И с истлевающих страниц
Притягиваю прах столетий. 

Текст 5.
ГОРА СИНАЙ - ИХ ПРЕКРАСНЕЙШИЙ ЧАС

Рав Йосеф Соловейчик
перевод Н. Родман

Воля высшая и низшая
...Ответ на эти вопросы можно попытаться найти у каббалистов, считающих, что исключительный дар, который выделяет человека из всех прочих творений, есть не рациональный разум, а рацон эльон — "высшая воля". Именно воля принимает решения, никак не согласуя эти решения с интеллектом. Она состав ^яeт стержень духовной личности и определяет индивидуальность человека. Прагматический разум человека — рацон тахтон — воля низшего порядка, "практическая воля", занимает среди составляющих личности подчиненное положение...
... Наш разум по природе своей осторожен и медлителен в расчетах типа: "что найдешь" — "что потеряешь". Принятие решения на уровне рассудка по сути своей сводится к уравновешиванию доходов и расходов, взвешиванию альтернатив и оценке последствий. Это трудоемкий и длительный анализ. А рацон эльон, напротив, интуитивен, активен, динамичен, страстен...
Таким образом, существует две воли: рацон эльон, ничем не мотивированная воля, возникающая из непознаваемых, идущих изнутри указаний, и рацон тахтон, воля, прагматически мотивированная разумом или практическими соображениями. И только во Всевышнем, говорят каббалисты, эти две воли сливаются в абсолютном единстве, только в Нем не существует никаких противоречий. Человеку же Бог дал их разделенными, одна — постижима для нас, другая — нет. Часто они оказываются в противоречии: они сталкиваются и противоборствуют, и человеку приходится выбирать ту из них, с которой он себя отождествляет. Остаться верным своему внутреннему свету или подчиниться практическим соображениям с учетом всех "за" и "против" — вот дилемма, с которой мы сталкиваемся ежедневно. В утилитарном, прагматическом мире человек живет, руководствуясь рацон эльон, для которого житейский успех, прогресс, денежные доходы и прочие подобные соображения несущественны. Здесь преобладают те идеалы, которые подчас кажутся непрактичными.

Две "воли" в Галахе. 
В Галахе находит свое отражение представление о том, что человеческая личность объединяет в себе два уровня: с одной стороны, сущность человека, с другой ту его часть, которая руководствуется прагматическими соображениями Мы приведем здесь два примера, иллюстрирующие это. 
Существует галахический принцип hamapam-недарим, то есть освобождение от клятвы в тех случаях, когда выполнение ее оказывается связано с непреодолимыми трудностями. Тора отчетливо требует выполнения клятв, однако наши Мудрецы вывели из Торы также и практику освобождения от таких обязательств. Это освобождение дается Бейт-Дином (судом, состоящим из трех человек; члены суда могут и не иметь квалификации судей) или одним-единственным талмид-хахамом (квалифицированным, сведущим в Талмуде человеком) в тех случаях, когда исполнение клятвы или обета влечет за собой непредвиденные опасности или какие-либо другие трудности. На каком основании человек освобождается от клятвы, данной им без принуждения и по доброй воле? И как же мы практикуем hamapam-недарим, хотя эта практика не санкционируется в явном виде в самом Тексте. Чем это можно оправдать? 
В качестве другого галахического примера приведем принцип тшувы, согласно которому грешник, даже такой, который полностью отдавал себе отчет в своих поступках, действовал злонамеренно, тем не менее может прислушаться к велению Господа, призывающего к раскаянию, и получить прощение. Благодаря чему грешник заслуживает подобной заботы? Каким образом грех и преступление становятся как бы и не совершенными? Разве справедливый Бог не должен определять справедливое наказание? 
Оба этих галахических вопроса становятся понятными, если мы признаем, что действительное "я", истинный центр человеческой личности, рацон эльон ни в одном из описанных поступков не принимало участия. В спешке и неведении здесь действовал именно рацон тахтон, внешняя поверхностная личность, которая руководствуется выгодами и потерями, похотью, жадностью, гордыней и другими побуждениями. Во всех этих случаях не было и речи о полной отдаче себя; истинное "я" воздержалось от принятия обязательств и не может нести за них ответственность...
http://www.machanaim.org/philosof/in_solov.htm

Текст 6.
Телега в услужении р.Гершона.

Когда миновало семь лет, что пребывал он в одиночестве среди гор, и приблизилась пора открыться, поехал он с женою в город Броды к своему шурину р.Гершону. По их прибытии приветствовал тот свою сестру и вопросил о том, как им жилось былось. Ответила она ему: "Скитались мы из города в город, и много горя выпало на нашу долю". Исполнился он состраданием к сестре и поселил их неподалеку от себя, а БЕШТа взял к себе, чтобы тот прислуживал ему. Как- то раз поехали они куда- то, а его взяли кучером, и вовремя пути заснул р.Гершон, а лошади, погоняемые БЕШТом, заехали в большую лужу, полную грязи иглины, и крепко застряли там, ни туда, ни сюда. Проснулся шурин его р.Гершон и увидел, в каком они очутились бедственном положении. Если послать его в ближайшую деревню, чтобы позвать необрезанных вытаскивать лошадей, то он уйдет себе и не вернется. Ибо принимал его за недоумка. Показалось ему правильным самому поойти искать помощников. И принужден он был вылезти из повозки в грязь и глину, и пошел в какую-то деревню. А оттуда он вернулся с людьми, которых позвал вытаскивать лошадей. И на обратном пути увидел он, что тот едет ему на встречу, и спросил у него: "Кто помог тебе выбраться оттуда?" Ответил тот: "Хлестнул я лошадей, а они тут же выехали без труда". И подумал р.Гершон: "Даже такие вещи нельзя доверить ему, ибо никакое дело у него не ладится".


Корпаты, куты, косов.
Заветное место.

Как- то рассказал раби Шломо из Карлина: "Когда БЕШТ, возносясь душой в горние миры, прозревал, что грозит народу Израиля злой приговор,он отправлялся в лес, приходил на заветную поляну, разводил там огонь, говорил особую молитву, и всякий раз добивался отмены приговора. Дов Бер, великиу магид из Межерича, уже не знал слов той молитвы. Но когда над Израилем нависала опасность, он отправлялся на заветное место и разводил огонь – этого было достаточно для отмены приговора. Великий раби Аарон уже не знал, как разводить огонь, но он приходил на заветное место, сидел в молчаливой молитве и тем приносил спасение Израилю. Я – заключил раби Шломо – не знаю слов молитвы, не умею развести огонь, и даже то заветное место мне не известно. Но зато я могу рассказать эту историю и потому уповаю, что злой приговор будет отменен".
Записано Менахемом Ягломом по памяти из рассказов реб Симхи Гурвица.

Категория: БМ собранные | Добавил: natashkav (2008-06-02)
Просмотров: 994