Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2024-04-30, 9:30 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейская/изр история

Караимы Крыма: история, самосознание, современное состояние
Предлагаемая читателю статья, на наш взгляд, отражает наиболее взвешенную и адекватную оценку истории караимов, основанную прежде всего на анализе доступных автору письменных источников как караимского, так и некараимского происхождения. Особенно верно, на наш взгляд, отражена современная ситуция в крымской караимской общине, на настоящий момент разделенной на несколько несогласных друг с другом течений. К сожалению, большая часть лиц, именующих себя крымскими караимами, стоит на неоязыческих позициях С. Шапшала и его последователей, в то время как другие члены общины пытаются вернуться к частично утраченных духовным ценностям прошлого. Возможно, данная статья поможет хотя бы части караимской общины получить взвешенную современную информацию об истории караимского движения, появления и этногенеза караимов в Крыму и в Восточной Европе.
Михаил Чореф (Бахчисарай)

Караимы Крыма: история, самосознание, современное состояние
Евроазиатский еврейский ежегодник – 5765 (2004 – 2005). – Киев, 2005. – С. 158 - 174
Татьяна Щеголева (Симферополь)

По мнению многих исследователей, одной из наиболее интересных этноконфессиональных групп, проживавших на территории Крымского полуострова, являются крымские караимы.
Караимское движение возникает приблизительно в середине 8 века н. э. в Аббасидском халифате (на территории современного Ирака) в результате слияния ряда групп, оппозиционных раввинистическому иудаизму . Основателем караимского движения по традиции считается Анан бен Давид. О жизни и трудах Анана известно очень немного, за исключением недостоверных легенд более позднего времени, исходящих в основном от противников Анана. Согласно одной из таких легенд, Анан бен Давид претендовал на пост экзиларха – главы евреев в изгнании. Тем не менее, вместо него был избран его младший брат Анания. Не желая смириться с таким положением, Анан бен Давид становится основателем собственного религиозного движения, независимого от авторитета его брата и других ученых-талмудистов. До наших дней частично дошел его труд «Сефер а-мицвот» («Книга заповедей»), в котором Анан бен Давид излагает основные положения своего антиталмудического движения.
Первоначально сторонники Анана бен Давида назывались «ананитами», т. е. «последователями Анана». Термин «караимы» появляется значительно позже – в 9 веке в работах Биньямина бен Моше Нагавенди , назвавшего этим именем различные антиталмудические движения (в том числе и ананитов) . Термин «караим» (множественная форма от древнееврейского «карай») можно перевести как «чтецы» или «читающие». Само название движения отражает его основную характеристику – почитание Священного писания (ТаНаХа) как единственного источника религиозной истины. Вследствие отрицания авторитета Талмуда, караимы отличались от евреев-талмудистов в законах кашрута и ритуальной чистоты, обряде обрезания, брачном законодательстве, правилах ритуального забоя скота, религиозном календаре и др.
В конце 10 в. начинается так называемый «Золотой век» в истории развития караимского движения. В это время складывается духовный центр в Иерусалиме, где ананиты и другие анти-талмудические секты и течения в иудаизме во главе с Ананом II, правнуком Анана бен Давида, объединяются под общим названием «караимы». В этот период караимы активно занимаются распространением своей, неталмудической, версии иудаизма в еврейской диаспоре на Ближнем Востоке, Византии и Северной Африке. В результате тесных академических контактов с мусульманскими учеными, караимы были первыми еврейскими авторами, создавшими важные работы по грамматике иврита. Миссионерская деятельность караимов имела значительный успех – по разным оценкам до 30 – 40% еврейского населения того времени придерживались не-талмудического, т. е. караимского варианта иудаизма, распространившегося далеко за пределы Багдада и Персии. В это время караимские общины появляются в Египте, в Византии, на Кавказе. В 10 – 11 веках возникает небольшая караимская община в Испании, которая вскоре была изгнана кастильским правительством в результате конфликта, спровоцированного местной раббанитской общиной.
Вопрос о появлении караимов в Восточной Европе (Крым, Польша и Литва) вызывает дискуссии в научной литературе начиная с 19 века В этот период оформляется ряд теорий, объясняющих появление караимов в Крыму. Все эти теории развиваются в двух основных направлениях. Первое направление, доминирующее в современных научных кругах, считает караимов евреями, как в религиозном, так и в этническом отношении. Представители второго направления утверждают, что этнически караимы являются не евреями, а потомками хазар, половцев и других тюркских народов. По мнению сторонников данного направления, караимы имеют свою особую, основанную на древнетюркских верованиях, религию, имеющую только косвенное отношение к иудаизму . Важнейшим аспектом, который часто служит камнем преткновения, для представителей этих направлений является отношение авторов к деятельности А. С. Фирковича и его наследию (см. ниже).
В рамках этих двух направлений в течение 19 – 20 веков развивается ряд версий о происхождении крымских караимов. Оставляя в стороне академические дебаты прошлого, следует отметить, что наибольшего внимания заслуживает теория современных ученых Дана Шапира и Голды Ахиезер. По предположению Д. Шапира и Г. Ахиезер, караимы вместе с половцами-кыпчаками оказались в Золотой Орде, где переняли тюркский язык местного населения. В самом конце 14 века, на волне контактов Витольда с Золотой Ордой, караимы попадают в Литву (Троки), а также в Галицию и на Волынь . В Крым, вполне вероятно, караимы были привезены татарами вместе с другими ремесленниками и торговцами, которые были необходимы для поддержания экономического состояния Золотой Орды. В пользу данной гипотезы свидетельствуют следующие факты:
1. Первое письменное свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом и происходит не из византийских или итальянских колоний Крыма, а из Солхата – первой татарской столицы полуострова.
2. Около 1342 – 1346 годов начинается экспансия Золотой Орды в юго-западный Крым, где татары захватывают пещерный город Кырк-Ер (позднее Чуфут-Кале), и там сразу же появляется караимская община, о чем свидетельствуют мацевы на караимском кладбище в Иосафатовой долине. Самая ранняя из них датируется 60-ми годами 14 века, т. е. временем захвата города татарами.
3. Исследователи отмечают, что на ранних мацевах в Иосафатовой Долине присутствуют татарские имена, такие как Парлак, Мануш, Тохтамыш. Данное обстоятельство недвусмысленно указывает на то, что первые караимские поселенцы города были тюркоязычны.
4. Значимым, хотя и не бесспорным аргументом является ряд поздних караимских легенд 19 века, в которых сами караимы рассказывают о своем прибытии в Крым вместе с татарами.
5. Важным аргументом является язык крымских караимов (этнолект крымско-татарского языка ), который был перенят караимами от татар в качестве разговорного.
Тюркский разговорный язык караимов Литвы, Галиции и Волыни значительно отличался от языка крымских караимов. В современной науке этот язык называется караимским, или, точнее, караимо-кыпчакским языком. На данный момент этот язык является одним из самых древних разговорных тюркских языков. Сами караимы называют его «лешон кедар» (в данном контексте можно перевести как «язык кочевников»). Однако следует отметить, что священным языком и языком учености в караимской среде вплоть до конца 19 века был иврит, который использовался для ведения деловой переписки, создания научных трудов, эпитафий, литургии.
К сожалению, ранняя история караимских общин Крыма недостаточно хорошо освящена в источниках. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что самой древней караимской общиной Крыма была община Солхата (Эски Къырыма). Как было уже упомянуто выше, именно оттуда происходит самое первое свидетельство о существовании в Крыму караимской общины, которое датируется 1278 годом. В этом году в Солхате побывал византийский караим Аарон бен Иосиф а-Рофе (ок. 1250 – 1320). В своей книге «Сефер а-мивхар» («Книга избранных трудов») ученый сообщает, что в 1278 году между караимской и раббанитской общинами Солхата состоялся календарный спор . Не менее древней является караимская община Каффы (современная Феодосия): данные косвенных источников позволяют исследователям считать 1292 год годом основания караимской синагоги в Каффе .
В середине 14 в. караимская община появляется в Кырк-Ере, которому затем суждено было стать на долгое время столицей караимов в Крыму. В 17 веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «еврейская крепость»). Первое письменное упоминание о караимской общины Чуфут-Кале относится к 1459 году: этим годом датируется ярлык хана Хаджи-Гирея, данный жителям Кырк-Ера, среди которых упоминаются и евреи (т. е. караимы) . Приблизительно к 17 веку исследователи относят также появление караимской общины в Карасубазаре (современный Белогорск) и Евпатории . Во второй половине 15 века караимы появляются и на Мангупе . Первые караимские поселенцы Мангупа были грекоязычными и, по-видимому, переселились в Крым из Византии незадолго до и сразу после 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками-османами. Об этом говорит наличие греческих имен на мангупском караимском кладбище. Ряд исследователей полагает, что на Мангупе проживала и небольшая община раббанитов, о чем свидетельствует крымчакская фамилия Мангупли, что означает «выходец из Мангупа». В 1792 – 1793 годах мангупская караимская община прекращает свое существование. О последних днях общины повествует поэма об оставлении Мангупа, написанная Симхой бен Моше Мангуби .
В 19 веке более мелкие караимские общины существовали и в других крымских городах, таких как Симферополь, Севастополь, Керчь , Бахчисарай, Перекоп и Армянский Базар, а также вне Крыма.
В 16 – 18 веках наиболее значимой и влиятельной караимской общиной в Крыму являлась община Чуфут-Кале. Соседство караимов было немаловажным фактором для поддержания экономического состояния Бахчисарая, столицы Крымского Ханства. Караимы были известны как искусные ремесленники (кожевники, ювелиры, седельщики и т. п.) и торговцы. В 17 – 18 веках, несмотря на то, что многие караимы имели магазины и мастерские в Бахчисарае, им не разрешалось оставаться на ночь в городе. Часть караимов занималась также садоводством и земледелием. Помимо экономического центра, Чуфут-Кале также являлся религиозным и культурным средоточием караимской жизни. Интересно, что печатное слово было принесено в Крым караимами. Караимская типография в Чуфут-Кале была основана около 1731 года на средства караимского лидера Исаака бен Моше Синан-Челеби. В 19 в. караимы начинают покидать Чуфут-Кале, и караимский центр переносится в Евпаторию (Гезлев) . Вскоре после смерти А. С. Фирковича в 1874 году караимы окончательно оставляют Чуфут-Кале.
В непосредственной близости от Чуфут-Кале (урочище Марьям-Дере), находится самый значительный караимский исторический памятник Крыма – кладбище в Иосафатовой долине, на котором насчитывается порядка семи тысяч надгробий. Последние захоронения на кладбище были произведены в 20 в. Приблизительной датой самых ранних памятников исследователи считают 60-е гг. 14 в., однако как датировка, так и введение этих памятников в научный оборот на данный момент являются затруднительными по ряду причин, одной из которых является деятельность А. С. Фирковича .

Авраам Самуилович Фиркович (1787 – 1874) был известнейшим коллекционером древних рукописей и одной из центральных фигур караимского движения 19 века Родился и получил образование в Луцке. В 1820-х годах он, по приглашению крупнейшего караимского купца Симхи Бабовича, переезжает в Евпаторию. В своих путешествиях по Крыму, Турции, Кавказу, Ближнему Востоку, Литве, Фиркович собрал уникальные рукописные коллекции, ныне хранящиеся в фондах Российской Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Деятельность Фирковича, связанная с изучением караимских кладбищ, началась в январе 1839 года, когда генерал-губернатор Новороссийского края граф Воронцов передал караимам официальный запрос о происхождении крымских караимов. В том же году А. С. Фиркович отправляется в свою первую археографическую поездку по Крыму.
Интерес российской администрации к караимам был вызван следующими соображениями. Дело в том, что в конце 18 – начале 19 веках караимская община Крыма переживает экономический подъем, в результате которого караимы становятся одной из богатейших и влиятельнейших в экономическом отношении этнических групп Российской Империи. После присоединения Крыма к России (1783 год) караимы пытаются приспособиться к жизни в новых условиях, следствием чего становится их постепенное отдаление от остальной еврейской общины. Репрессивные меры российского правительства относительно евреев («черта оседлости», двойное налогообложение, обязательная служба в армии), поначалу касались и караимов. Тем не менее, караимы отправляют ряд посольств к царю, целью которых было добиться отделения караимов от остальной части еврейского населения Российской Империи. В качестве основных аргументов представители караимской общины приводили факт непризнания караимами авторитета Талмуда (являвшегося, по мнению российских властей, главным врагом христианства), а так же привилегии, которыми наделяли караимов прежние властители (литовские князья и крымские ханы). В результате, по целому ряду политических и идеологических причин, российская администрация наделяет караимов рядом льгот, в отличие от евреев-раббанитов, к которым законы применялись со всей суровостью.
Запрос графа Воронцова, содержащий ряд вопросов о прошлом караимов, по сути, требовал предъявления серьезных доказательств их особого, отличного от остальных евреев, статуса. Увы, исторических свидетельств относительно истории появления караимов в Крыму у общины практически не было. Поэтому караимская община поручает А. С. Фирковичу отыскать эти доказательства. Фиркович отправляется в поездку, результатом которой стали 58 копий, сделанных с надгробных камней на кладбищах Чуфут-Кале и Мангупа (древнейшее из надгробий Фиркович датировал 6 годом н. э.) В 1840 году он передает обнаруженные материалы в Одесское общество истории и древностей, и уже тогда возникают первые сомнения в подлинности находок Фирковича. В 1872 году он издает свой самый главный и известный труд – «Сефер Авне зиккарон ливней Исраель» («Книга памятных камней сынов Израиля»), которая включает в себя надгробные надписи с караимских кладбищ Чуфут-Кале, Мангупа, Евпатории, Старого Крыма, Феодосии и Трок, а также историческую концепцию самого автора относительно появления караимов в Крыму. Согласно концепции А. С. Фирковича, караимы являются потомками древних израильтян, которые отделились от остальных евреев задолго до рождения Христа (и, следовательно, не повинны в его распятии). После скитаний по Персии и Мидии, предки караимов попадают в Крым во времена персидского царя Камбиза II (6 век до н. э.). Около 750 года н. э. они, якобы, обращают хазар в иудаизм караимского толка, а в 986 году пытаются обратить в иудаизм князя Владимира. Результаты находок Фирковича вызвали бурную полемику в научных кругах, которая и на сегодняшний день по-прежнему далека от завершения. По мнению ряда исследователей, ни в коей мере не отрицающих важность обнаруженных Фирковичем материалов, он фальсифицировал датировки ранних надгробных надписей и ряд колофонов (приписок к рукописям), чтобы доказать древность происхождения крымских караимов . Однако, как упоминалось ранее, достоверных свидетельств пребывания караимов в Крыму ранее 13 – 14 веков не существует. Следует отметить также, что А. С. Фиркович никогда не говорил о караимах как о потомках хазар, а считал их абсолютно разными народами.
В 19 веке появляется так называемая «хазарская теория» происхождения крымских караимов. В 1840 – 60-х годах предположения о хазарском происхождении караимов впервые высказываются российскими учеными-востоковедами В. В. Григорьевым и В. Д. Смирновым, которые идут в своих выводах значительно дальше Фирковича, предположив, что караимы не только обращают хазар в иудаизм, но еще и сливаются с ними этнически. Таким образом, по предположению В. Д. Смирнова и В. В. Григорьева, караимы имеют тюркское происхождение с элементами семитской крови. Однако главную роль в формировании этой теории сыграл Серайя Маркович Шапшал (1873 – 1961), которого и следует считать основоположником «хазарской теории». С. М. Шапшал получил востоковедческое образование в Санкт-Петербурге, был известным ученым-филологом. Еще будучи студентом, он подхватывает теорию В. Д. Смирнова и В. В. Григорьева и значительно развивает ее. Хазарская теория окончательно утверждается в караимской литературе после вступления С. М. Шапшала в должность гахама восточноевропейских караимов в 1915 году. Тем не менее, источники, на которых С. М. Шапшал основывал доказательства своей теории, признаны современной наукой недостоверными.
После 1917 года караимы подвергаются преследованиям со стороны новой власти, многие из них были раскулачены и расстреляны. За годы советского режима крымская караимская община значительно сокращается , урон понесла караимская религия и культура. Национально-общественная жизнь караимской общины начинает постепенно угасать, а к 1940-м годам почти совсем прекращается . Это положение практически без особых перемен длилось вплоть до начала перестройки. С конца 1980-х годов и, особенно, после распада СССР, среди караимов Крыма наблюдается всплеск национальной активности, характерный не только для караимской общины, но и для других малочисленных этнических групп Крыма (крымчаки, крымские татары, греки, армяне и др.).
В этот период под эгидой Советского фонда культуры в Литве, Крыму и Москве начинают создаваться караимские общества. Первым караимским обществом в Крыму было общество «Бирлык» («Единство»), созданное 21 мая 1989 года при Крымском отделении Украинского фонда культуры и впоследствии перерегистрированное во Всекрымскую ассоциацию крымских караимов «Крымкарайлар». Общество объединяло всех караимов Крыма и просуществовало с 1989 по 1991 годы. Позднее появляются национально-культурные общества в Евпатории, Феодосии, Бахчисарае, Ялте, вскоре (16 августа 1996 года) объединенные во Всеукраинскую Ассоциацию крымских караимов, в которую вошли 10 караимских обществ Украины и Крыма. Председателем ассоциации стал бахчисарайский караим Ю. Б. Коген, позднее депутат Верховного Совета Украины.
Необходимо отметить, что, многие из караимских организаций Крыма, на самом деле, состоят всего лишь из двух-трех человек или вообще существуют лишь «на бумаге», и только некоторые из них реально действуют. Более того, подобное обилие малых караимских организаций и обществ можно также объяснить тем, что многие из них являются, если можно так выразиться, «семейными предприятиями»; зачастую это дробление на мелкие соперничающие организации объясняется также неприязненными отношениями между представителями различных караимских фракций и семейств.
За последние десятилетия 20-го и в начале 21 века в этническом самосознании крымских караимов происходит ряд глубоких изменений, основными из которых являются усиление внутренней деиудаизации (отрицание еврейского наследия в караимской истории и культуре) и абсолютизация тюркского влияния. В вышеуказанный период выходят в свет работы Ю. А. Полканова, Э. И. Лебедевой, С. И. Кушуль, М. С. Сарача, М. Э. Хафуза, М. Я. Чорефа, В. З. Тирияки и других лидеров и идеологов крымской караимской общины, преподносящие читателю различные варианты хазарской версии происхождения крымских караимов, более или менее исправленные и подогнанные под современные реалии. Эта версия на данный момент преобладает в современной караимской литературе, хотя даже в кругу караимских обществ существуют различные подходы к этому вопросу, что нередко, является причиной конфликтов и разногласий внутри караимской общины Крыма.
Так же, как и представление об этнических корнях караимов, представления о характере их верований серьезно переосмыслены в сравнении с традицией, которая была господствующей в караимской среде еще в начале 20 века. Нынешние караимские лидеры стараются представить религию караимов Крыма как эклектическую смесь из элементов христианства, ислама, иудаизма и шаманизма, с культом священных дубов и верой в тюркского языческого бога Тенгри. Именно по причине отрицания современными крымскими караимами своего еврейского происхождения, караимское национальное возрождение в Крыму не приобрело яркого религиозного характера. Однако множество изменений происходит и в этом направлении: в 1999 году отреставрирована и открыта вновь малая синагога-кенаса в Евпатории. Богослужение в малой кенасе Евпатории ведется на русском языке, с элементами литургии на караимском (или, точнее, караимском этнолекте крымско-татарского языка), проводится реставрация Большой и Малой кенас на Чуфут-Кале .
На сегодняшний день наиболее влиятельной караимской общиной Крыма является симферопольская. С 1996 года Симферопольским караимским обществом издается газета крымских караимов «Крымкарайлар». В начале 2004 года горсоветом Симферополя было принято решение о передаче здания симферопольской караимской синагоги-кенасы (где ныне находится радиокомитет) местному караимскому обществу. Предполагается, что скоро будут начаты реставрационные работы и восстановление здания, действительно пришедшего в аварийное состояние за годы советского режима.
Членами Симферопольского караимского общества являются такие известные караимские лидеры и идеологи как Ю. А. Полканов, Э. И. Лебедева, Г. В. Катык, В. Н. Лебедев. Немалое влияние в симферопольской караимской общине приобрел нынешний председатель Крымской Ассоциации караимов «Крымкарайлар» В. Ю. Ормели, внучатый племянник С. М. Шапшала. Вышеуказанные лидеры, несмотря на частые конфликты и разногласия, придерживаются однозначного понимания караимов как тюркского народа, родственного крымским татарам, осуждая любые попытки иного толкования истории караимов.
По последней переписи населения Украины (2002 год), в Крыму насчитывается 671 караим (0,03% населения автономии), а всего по Украине 834 человека. На сегодняшний день по приблизительным оценкам Евпаторийская караимская община насчитывает около 260 человек, примерно столько же караимов живет в Симферополе, еще около 100 человек – в Феодосии, приблизительно 50 – в Севастополе, 30 – в Ялте, 50 – в Бахчисарае.
В заключение хочется отметить, что на настоящий момент караимы Крыма, России и Восточной Европы в целом находится перед выбором, размышляя о том, каким же будет будущее неуклонно уменьшающейся караимской общины. Пока, тем не менее, все указывает на то, что подавляющее большинство из оставшихся в этом регионе караимов будет придерживаться тюрко-хазарской, а не еврейской ориентации.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ankori Z. Karaites in Byzantium: the Formative Years, 970-1100. - New York-Jerusalem: Columbia University Press, 1959. – 546p.
2. Mann J. Texts and Studies in Jewish History and Literature. Vol.2: Karaitica.– Philadelphia: Jewish Publication Society, 1935. – 1600p.
3. Miller Ph. A Speculation on External Factors in the Formation of the Crimean Karaite (National) Identity // Judaism and Islam. Boundaries, Commuication and Interaction. - Leiden-Boston: Brill, 2000. - P.335-342.
4. Miller Ph. Karaite Separatism in Nineteenth-Century Russia: Joseph Solomon Lutski’s Epistle of Israel’s Deliverance. - Cincinnatti: Hebrew Union College, 1993. – 252p.
5. Miller Ph. Spiritual and Political Leadership among Nineteenth-Century Crimean Karaites // Proceedings of the Eleventh World Congress of Jewish Studies. - Jerusalem: World Union of Jewish Studies, 1994. - Div.B. - Vol.III. - P.1-8.
6. Schur N. The History of the Karaites. – Wien: Peter Lang, 1992. 210p.
7. Schur N. The Karaite Encyclopedia. - Wien: Peter Lang,1995. 300p.
8. Shapira D. A Karaim Poem in Crimean-Tatar from Mangup (Judeo-Turcica III) // Turkish-Jewish Encounters Ed.M.Tutuncu. Haarlem, 2001. – P.79-98.
9. Shapira D. Avraham Firkowicz in Istanbul (1830-1832): Paving the Way for Turkic Nationalism. Ankara,2003. 120p.
10. Shapira D. Some New Data on the Karaites in Wolhynia and Galicia in the 18th Century // Караiми Галича: iсторiя та культура/The Halych Karaims: History and Culture. Львiв-Галич, 2002. С.24-37.
11. Белая И.Н., Белый О.Б. К вопросу о названии и самоназвании восточноевропейских караимов в XIII – начале XIX века // МАИЭТ. - 1996. – Вып.5. – С.271-278.
12. Белая И.Н., Белый О.Б. Формирование этнического самосознания восточноевропейских караимов // Еврейское население Юга Украины. – Харьков-Запорожье: Еврейский мир, 1998. – С.154-174.
13. Белый О.Б. Из истории караимской общины Бахчисарая // Nomos (Kwartalnik Religioznawczy). - №28/29. – 1999/2000. – S.153-165.
14. Белый О.Б. Из истории караимской общины г.Бахчисарая начала XX в. // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып.2. Симферополь: Таврия-Плюс, 2001. – С.376-397.
15. Белый О.Б. Из истории караимской общины Крыма в конце XVIII – начале XIX вв. // Крымский Музей. – 1994. №1. – C.30-35.
16. Белый О.Б. Из истории керченской караимской общины (Обзор по данным архивных документов) // IV Дмитриевские Чтения. – Ялта, 2000г. – С.56-60.
17. Белый О.Б. Караимская община Чуфут-Кале (обзор источников и историографии) // Проблемы истории пещерных городов в Крыму. -Симферополь: Таврия, 1992. – С.151-163.
18. Белый О.Б. Обзор архивных документов по истории караимской общины Крыма в первой половине XIX века // Крымский Музей. – 1995/1996. – С.105-117.
19. Бурмистров К., Кизилов М., Щеголева Т., Шапира Д. Библиография литературы о караимах на русском языке (1823-2003) // Параллели: Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах.– М.,2003.– С.389-398.
20. Вихнович В.Л. Караим Авраам Фиркович. - СПб, 1997.
21. Герцен А.Г. Археологические исследования караимских памятников в Крыму // МАИЭТ. – 1998. – Вып.6. – С.744-751.
22. Герцен А.Г. Археологический аспект истории иудейской общины Мангупа // Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Тезисы. - Москва, 2000. – С.58-61.
23. Герцен А.Г. Мангупская синагога-кенасса // Материалы Седьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. – Часть 1. - Москва, 2000. – С.20-27.
24. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Чуфут-Кале. Кырк-Ор. Симферополь: Таврия, 1993.– 128c.
25. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Чуфут-Кале – иудейская крепость // Евреи Крыма. – Симферополь-Иерусалим: Мосты, 1997. – С.23-32.
26. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Этническая история Чуфут-Кале // Исторический опыт межнационального и межконфессионального согласия в Крыму. – Симферополь, 1999. – С.48-52.
27. Капланов Р.М. К истории караимского литературного языка // Малые и дисперсные этнические группы в европейской части СССР. – М., 1985. - С.95-106.
28. Кизилов М. Б. Караимская община г. Гезлева (Евпатория) в XVIII – XIX вв. по свидетельствам очевидцев // Тирош. Труды по иудаике. Вып.5. – М., 2001. – С.245-256.
29. Кизилов М. Б. Свидетельства путешественников XVIII – XIX вв. как источник сведений о формировании национальной самоидентификации и становлении концепций этнической истории у крымских караимов // Материалы Седьмой Ежегодной Междисциплинарной конференции по иудаике. – Часть 1. – М., 2000. – С.306-315.
30. Кизилов М. Б. Свидетельства путешественников как источник сведений по изучению этнической истории, традиционной культуры и быта крымских караимов в XVIII – XIX вв. // Материалы Седьмой Ежегодной Междисциплинарной конференции по иудаике. – М., 2000. – С.172-174.
31. Кизилов М. К истории малоизвестных караимских общин Крымского полуострова // Тирош: Труды по иудаике.– Вып. 6.– М., 2003.– С.123-140.
32. Кизилов М., Щеголева Т. Осень караимского патриарха. Авраам Фиркович по описаниям современников // Параллели: Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах.– М., 2003.– С.319-362.
33. Кизилов М. Б. Караимские некрополи Чуфут-Кале и Мангупа по описаниям путешественников и ученых XVIII – XIX вв. // Материалы Восьмой Ежегодной Междисциплинарной конференции по иудаике. – Часть 1. – М., 2000. – С.191-205.
34. Кизилов М. Б. Караимы // От Киммерийцев до крымчаков: Народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.– Симферополь, 2004.– С.254-269.
35. Федорчук А. М. Полемика о происхождении караимов (в середине XIX – начале XX вв.) // Материалы Первой молодежной конференции СНГ по иудаике. М., 1997. – С. 47-52.
36. Федорчук А. М. Новые данные о собирательской деятельности А. С. Фирковича // Материалы Шестой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. – Ч. 2: История еврейского народа. – М., 1999. – С.43-55.
37. Шапира Д. «Песнь о Мангупе» 1793 года: неизвестный источник по истории караимов Крыма // Вестник Еврейского университета.– 2002.–№7(25).– С.283-294.
38. Шапира Д. Йицхак Сангари, Сангарит, Бецалель Штерн и Авраам Фиркович: история двух поддельных надписей // Параллели: Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах.– М., 2003. – С. 363-388.
39. Щеголева Т. Основные этнокультурные аспекты караимской публицистики и состояние крымской караимской общины в конце XX – начале XXI вв. // Тирош: Труды по иудаике.– Вып.6.– М.,2003.– С.218-235.
40. Юрченко І., Кефелі О., Юрченко Н., Береговський О. Караїмське кладовище біля Галича. - Львів-Галич, 2000.

Категория: Еврейская/изр история | Добавил: natashkav (2006-06-08) | Автор: Татьяна Щеголева
Просмотров: 3837