Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2024-04-30, 4:11 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейская/изр история

4. Еврейский мир в Средние Века./3/
Христиане и иудаизм


1. Ранние христиане

Перед осадой Иерусалима во время Великого восстания 68-72 годов город покинула небольшая группа евреев. Это были последователи Иисуса (Иешу) из Назарета, распятого римскими властями. Уверовавшие в него утверждали, что он воскрес и вознесся на небо. Сами того не зная, его ученики явились основателями новой религии.

Одно из основополагающих понятий иудаизма - "машиах" (мессия). С течением времени значение этого слова изменилось. Его буквальный перевод - "помазанник", то есть, царь. Этот титул был дан в библейские времена царям Иудеи из рода Давида, осененных милостью Всевышнего. В эпоху тяжких страданий, причиняемых еврейскому народу римскими наместниками, у этого слова появилось дополнительное значение. Мессия из рода царя Давида, по мнению прушим (фарисеев) должен был стать во главе еврейской армии, одержать победу, изгнать римлян и избавить свой народ от порабощения. Исходя из этих представлений, рабби Акива истолковал пасук Торы "Вышла звезда от Яакова" как относящийся к Бар Кохбе. ("Бар Кохба" - сын звезды). Секта ессеев, возникшая в конце периода Хасмонеев, как и все евреи, верила в мессию, но ставила акцент на индивидуальное избавление каждого еврея - избавление от грехов. Чтобы очистить душу и тело ессеи оставили общество и основали общины у Мертвого моря. Они ревностно соблюдали заповеди Торы, вели очень скромный образ жизни, предпочитая довольствоваться малым.

(рукописи Мертвого моря)

Иисус из Назарета, по-видимому, подвергся сильному влиянию ессеев. Он обращался к простому народу, к униженным и угнетенным. В отличие от других "мессий" он не призывал к антиримскому восстанию. Наоборот, он утешал людей, уговаривая их примириться со своей судьбой, очистить помыслы, дабы удостоиться Царствия небесного. Сердце его было отзывчиво к страданиям отдельных людей, но он не призывал к национальному освобождению. На его беду, его ученики привлекли к его личности слишком много внимания в Иерусалиме, да и его слова, в которых содержался намек на Божественное происхождение Иисуса, вызывали ненависть у многих. По-видимому, Санhедрин обвинил его в осквернении Божьего имени, а прокуратор - в подстрекательстве к бунту. (Об этом свидетельствует надпись на кресте: "Иисус Назареянин, царь иудейский"). Согласно преданию, в 33 году н.э. Иисус был казнен путем распятия на кресте.

Ученики Иисуса не смирились с тем, что их учителя больше нет. Они распространили свою веру среди евреев страны Израиля и других общин Востока. Последователи новой веры объединялись в тайные собрания вне рамок еврейской общины. Они, однако, продолжали соблюдать заповеди иудаизма и внешне ничем не отличались от других евреев.

В начале сороковых годов первого века в истории этой секты произошло событие, которое предопределилио судьбу народа Израиля среди других народов и изменило облик мира. Молодой еврей по имени Шауль (Савл) из города Тарсус в Малой Азии присоединился к последователям Иисуса. Изменив свое еврейское имя на римское имя Павел, он более чем открыто заявил о намерении вывести секту за пределы традиционной еврейской веры и еврейства вообще. Так было положено начало процессу освобождения христианства от еврейского содержания и превращения его в общечеловеческую религию.

Новая религия стала теперь приемлемой в первую очередь для неевреев. Павел пришел к выводу, что соблюдение кашрута (правил питания), обряд обрезания и представление о евреях как обособленном народе - серьезные препятствия к обращению новых верующих. Преодолев сопротивление любимого ученика Иисуса - Шимона-рыбака, принявшего имя Петр, Павел освободил секту от груза заповедей Торы. Чтобы удостоиться Царствия небесного, достаточно самой веры - так утверждал Павел. То обстоятельство, что многие жители римской империи пренебрежительно относились к пантеону языческих богов, способствовало распространению новой веры.

Наивная вера, которой требовал Павел, не могла удовлетворить образованных людей римской империи, воспитанных на традициях греческой философии. Первые отцы церкви должны были создать для своей религии морально-этические принципы, форму культа, установить праздники и обряды, свод законов. Она должна объяснить сущность Иисуса - в какой мере она является божественной, а в какой - человеческой. Кроме того, им нужно было определить отношения с евреями и иудаизмом. С иудаизмом, из которого выросла новая религия, и с евреями, которые не желали признать Иисуса ни в качестве бога, ни в качестве Мессии.

2. Размежевание двух религий

Эти два вопроса - установление правил и законов религии и отношение к евреям - были связаны друг с другом. Согласно священному писанию христиан Иисус родился в стране Израиля у еврейской матери. Он говорил на иврите и арамейском, учился у прушим, и обращался с проповедью исключительно к евреям. Невозможно было и отменить книги ТАНАХа (Библии), ибо в нем первые христиане искали намеки на будущее чудесное рождение Христа. Несмотря на тесную связь с иудаизмом, встал вопрос об устранении сходства между этими двумя религиями, чтобы потенциальные обращенные могли бы легко отличить одно от другого. Около десяти поколений отцов церкви трудились над осуществлением этой задачи. В конце концов была сформулирована логичная на первый взгляд идея: Бог отменил свой союз с евреями, которые не только требовали от римских властей казни Иисуса, но и отрицали его божественную природу после его воскресения. Поэтому после отмены "Ветхого завета" с евреями Бог, будто бы, заключил "Новый завет" со всем человечеством, уверовавшим в Иисуса. Суббота - эта уникальная черта еврейского образа жизни - была перенесена на воскресенье, то есть, на день воскресения Христа. Большинство праздников отменили, а трем храмовым праздникам - Песах, Шавуот и Суккот - придали другое значение, связанное с событиями из жизни Христа. Крест был установлен как важнейший символ религии. Все это было неприемлемо для евреев, но их гражданские права оставались в силе, пока Рим был языческим.

3. Официальная религия

Положение евреев изменилось в четвертом веке, когда христианство становится официальной религией Римской империи. Духовное руководство перешло к церкви, и под ее давлением рухнул, не оказав сопротивления, языческий мир. Институт церкви был настолько основателен и эффективен, что сумел противостоять волнам переселения варварских народов и их вторжениям в пределы империи. За короткое время варвары стали христианами. Жгучей обидой для церкви оставалось то, что евреи не утратили приверженности своей вере и не приняли новую религию в то время, когда весь западный мир стал христианским. Именно евреи - соплеменники Иисуса - отрицали и его самого и его мессианство.

Когда церковь смогла вплотную заняться "еврейским вопросом", ей не составило бы труда уничтожить этот упрямый народ. Но такая победа явилась бы лишь доказательством силы церкви, а не ее правоты. И церковь поступила иначе: следует позволить евреям пребывать в их "заблуждении", то есть, сохранять свое еврейство, но при этом сделать так, чтобы их униженный и преследуемый вид доказывал бы их вину за распятие Христа. Ужасная судьба евреев должна была служить двум целям: демонстрировать непокорным христианам, какая жизнь ожидает тех, кто идет наперекор церкви. С другой стороны, давление на евреев должно было сделать их существование нестерпимым и привести их в лоно церкви. Время от времени римские папы публиковали указы о том, как вести себя по отношению к евреям. Все эти указы преследовали одну цель: не позволить евреям подняться выше уровня преследуемых и угнетаемых париев общества. Но при этом не следовало уничтожать их физически, посягать на их имущество, и обращать их в христианство путем физического насилия. А также не разрешать им строительство новых синагог, но не разрушать старых.

4. Знак позора

В 13 веке по христианскому летоисчислению давление на евреев усилилось. Особенной злобностью отличался римский папа Иннокентий Третий. На четвертом Латеранском соборе церкви в 1215 году были приняты жесткие меры против евреев. По указанию папы евреи должны были отныне нашивать на одежду "знак позора" - желтую заплату, для того, чтобы общество с первого взгляда могло отличать, иудеев от христиан.

Одним из орудий давления была угроза бойкота. Евреев предупредили. что, если они осмелятся брать проценты выше дозволенного уровня, то христианам будет запрещено вступать с ними в какой-либо контакт. Это означало, что крестьяне не могли продавать евреям продукты, а евреи не могли заниматься финансовой деятельностью, которая служила им источником пропитания после того, как их вытеснили из сферы производительного труда. Однако короли, которые не могли игнорировать экономические нужды своих государств, боролись против этого указа церкви. Эти указы, хоть и были жестоки, не препятствовали существованию евреев и общинных учреждений в самой Италии, и особенно в Риме, где папы могли с близкого расстояния наблюдать за тем, что происходит в их государстве. Не так обстояло дело в странах, удаленных от Рима. Туда, особенно в небольшие города и деревни, не доходили папские охранные грамоты, а доходили лишь подстрекательские речи. Никто не мог определить, каким именно должно быть давление на еврея, которое заставило бы его принять христианство. Иногда королям и епископам было трудно защитить жизнь евреев, даже если они хотели этого.

Частые бедствия и катастрофы периода средневековья, эпидемии, года тяжелых засух, крестьянские восстания и войны не раз грозили гибелью всякому государственному и общественному порядку. В этих случаях было удобно обратить гнев озлобленных народных масс против евреев и предать забвению истинную причину бедствия.

В средние века не умевшие читать и писать христиане изучали историю своего Спасителя и своей веры из рассказов священников, которые зачастую тоже были полуграмотны. Другим источником информации служили церковные иконы и народные пьесы, представлявшие мучения Христа. Художники и актеры изображали Иисуса как христианина - своего соплеменника, а Иуду Искариота, предавшего Христа, одевали в наряд, характерный для европейских евреев. Неудивительно, что простому христианину еврей представлялся злодеем и предателем, над которым тяготеет проклятие Бога и человека. Убить еврея считалось благим делом. Стойкость евреев, не жалавших изменять своей вере, воспринималась не как духовное мужество, а как проявление дьявольской воли. В средневековом обществе, пребывающем во мраке суеверий, не проверялась истинность невесть откуда взявшихся ужасных слухов. Если ребенок тонул в реке или становился жертвой дикого зверя в лесу, евреев обвиняли в том, что они убили его в "ритуальных" целях. Эпидемии объяснялись тем, что евреи будто бы отравили колодцы. Если просфора (гостия) в церкви покрывалась красноватой плесенью, говорили, что это евреи проткнули ее, дабы причинить страдания Христу, ибо гостия - тело Христа. Случалось, что римский папа посылал письма с опровержением лживых слухов, но к этому времени уже были убиты тысячи ни в чем не повинных людей.

Рука церкви добиралась и до королевского двора. Папа гневно протестовал против назначения евреев на важные должности, хотя в молодых государствах Европы подчас только евреи разбирались в экономике и финансах, и их польза для королевской казны была очевидна.

5. Позднее средневековье и реформация

Все унижения, оскорбления и преследования не помогали. Евреи не в состоянии были принять основную доктрину христианства. Она заключается в следующем: человек рождается в грехе. Чтобы избавить его от первородного греха, святой дух, будто бы, сочетался с девственницей, и она, оставаясь непорочной, рождает Божьего сына. Бог послал своего сына на смерть, чтобы его кровь искупила грехи человечества. Этот сын, то есть, Иисус, воскресает и возносится на небо, и появится снова, когда будет на то Божья воля.

В 16 веке Библия, отпечатанная и переведенная с латыни на национальные языки Европы, отомстила деятелям церкви, искажавшим Святое писание. Возникли движения Реформации, сначала Лютера, потом - Кальвина. Они оспорили компетенцию пап на толкование Священного писания. Вслед за ними появились дерзкие исследователи Библии, которые заново открыли то, что праотец Авраам знал за тысячи лет до них: Бог един, не обладает человеческими чертами, следовательно - учение о Троице неверно. Так родилась унитаристское направление в христианстве, а в конце периода Реформации появляются секты христиан, почитающих субботу. Мартин Лютер, учение которого распространилось, главным образом, на севере Германии, был ярым ненавистником Израиля. Другим направлениям протестантизма это было свойственно в меньшей степени, ведь пуританская Англия и кальвинистская Голландия были готовы принять значительное число евреев, бежавших от инквизиции.

Ислам и евреи


1. Период Мохаммада и первых халифов

Не только на территории страны Израиля возникла новая религия. Диаспора также не была свободна от исканий. Но, в то время как мессия христиан был евреем по рождению, Мохаммад - пророк мусульман - был арабом, и только его учение возникло под влиянием его еврейского окружения, в основном - евреев-купцов. Обе религии хотели увлечь за собой евреев, чтобы иудаизм - источник обоих учений - исчез с лица земли. Еще одно сходство между двумя религиями заключалось в том, что ни та, ни другая не признавала за евреями права на страну Израиля, считая ее святым местом христианства и ислама, связанным с жизнью основателей этих религий. Когда они столкнулись с отказом евреев принять их "исправленные" варианты иудаизма, обе религии изменили свою практику и обряды, чтобы отмежеваться от веры евреев.

Нужно заметить, что обе эти религии были и остаются враждебными по отношению к евреям, но нельзя сравнить силу преследований и частоту погромов в странах христианства и ислама: ислам отличался большей терпимостью.

Однако в последнее время, когда появился сионизм и государство Израиль, христианство не выступило как решительный противник Израиля. Однако ислам, который безраздельно властвует в большинстве арабских стран, самым отчаянным образом борется с еврейским государством.

Величие Мохаммада заключается в том, что он не только понял идею монотеизма, но посвятил ей всю жизнь, распространял эту идею, подчас рискуя собой. Самый тяжелый период своей жизни, когда он был вынужден бежать из Мекки - своего родного города (622 г. н.э. или год хиджры), Мохаммад провел в Медине, большинство населения которой составляли евреи. Он пользовался их покровительством и защитой. В те времена евреи Востока не отличались от своих соседей ни родом занятий, ни одеждой. Только образ жизни, предписанный религией, выделял их из нееврейского окружения. Когда Мохаммад овладел и Меккой, и Мединой, укрепив свое положение среди племен региона, он обратился к своим еврейским благодетелям с просьбой принять ислам. Когда же они отказались - он пошел на них войной. Еврейские общины были разъединены - и Мохаммад сумел одолеть их. Часть евреев бежала с Аравийского полуострова, другие были казнены.

Преемники Мохаммада - халифы - сумели за очень короткое время подчинить себе также Персию и колонии Византийской империи - Сирию, страну Израиля, Египет. Страна Израиля была завоевана халифом Омаром в битве при Ярмуке в 636 году. Халифы- завоеватели не были нетерпимы и фанатичны, как их пророк. Они не могли позволить себе этого, потому что жители завоеванных стран, в том числе христиане и евреи, поддерживали существование государства. Мусульмане были воинами и не платили налогов, а "неверное" население было обложено тяжелейшими налогами - подушными и поземельными. Взамен им было милостиво разрешено придерживаться своей веры. Христиане в империи мусульман со временем почти полностью перешли в ислам, поскольку не могли нести бремя поземельного налога, который исчислялся только из учета площади, но без учета качества земли. По той же причине евреи перебрались в города, где преуспели в торговле. Дискриминационные акты и унизительные указы не миновали их и там. Так, евреям было запрещено занимать должности, связанные с какой-либо властью над "правоверными". Свидетельство еврея не имело силы в тяжбе с мусульманином. Они были обязаны носить одежду, отличающую их от "правоверных". Однако зачастую эти указы так и оставались на бумаге и не применялись на практике. Одной из причин терпимости халифов по отношению к евреям была проявленная ими верность в войне с византиейцами - ненавистниками Израиля. В то же время христианские общины в завоеванных странах подозревались в симпатиях к этой державе.

2. Евреи в странах ислама

В течение седьмого века мусульмане овладели всей северной Африкой, и их полководец Тарик пересек Гибралтарский пролив и высадился в Испании. В 711 году, в битве у Рио-Барбате он нанес сокрушительное поражение вестготскому войску короля Родрика. Христиане отступили до предгорьев Пиренеев. Власть мусульман распространилась от Атлантического до Индийского океана. Возникла великая империя. Несмотря на то, что она делилась на несколько государств, с точки зрения торговли и культуры она представляла собой единое целое. Большая часть еврейского народа сконцентрировалась в этих странах и была вполне довольна высоким уровнем жизни в крупных городах: Багдаде, Басре, Дамаске, Газе, Каире, Кейруане, Кордове, Гранаде и других.

В период расцвета многих стран диаспоры евреиские общины также переживали экономический и культурный расцвет. Это же правило характерно и для стран ислама. Евреи были полностью включены в жизнь окружающего их общества, и, несмотря на то, что самым главным для них было занятие Торой, они не были оторваны от происходящего вокруг, и не находились в своем собственном замкнутом мире. На этом фоне появляется такой великий мыслитель, как РАМБАМ, лингвист рабби Давид Кимхи (РАДАК), поэты Ибн-Габироль и Иеhуда hа-Леви, политик Хасдай ибн-Шапрут и другие. Однако во время упадка стран диаспоры, евреи, как бы они ни старались сохранить достигнутое, падают с завоеванной ими высоты, и это правило характерно для всех стран рассеяния. Однако изучение Торы сохраняет народ, предохраняя его от духовного вырождения, невежества и варварства.

К чести евреев средневековой Испании нужно сказать, что несмотря на терпимость, проявленную по отношению к ним арабами в период с десятого по двенадцатый век, открытость и экономическое процветание не привели к отказу от веры. Они сохранили свои приверженность Торе и своим обычаям, сохранили и язык иврит.

3. В христианской Испании

Два взаимосвязанных между собой фактора привели к почти полной ликвидации еврейских общин в Андалузии. Халифат раскололся на несколько мелких княжеств, которые не замечали того, что испанские христианские государства пытаются распространить свою власть на всю территорию полуострова. Изнеженность народа и леность погрязших в излишествах правителей вели к военной слабости и непрерывному отступлению исламских княжеств перед фанатичными и воинственными христианскими королями. Мусульмане, прибывшие из Северной Африки, чтобы помочь своим собратьям в борьбе с христианами. возложили всю вину за поражения на андалузских князей. Эти княжества захлестнула волна исламского фанатизма, тяжелые преследования обрушились на христиан и евреев. Тогда евреи покинули Андалузию и попросили убежища у христианских королей Кастилии и Арагона. Те охотно приняли евреев, надеясь поправить свои финансовые дела в преддверии Реконкисты - войны за отвоевание Испании у мусульман. Евреи быстро устроились на новом месте . Их положение теперь было более высоким, чем в Андалузии, ибо в христианских государствах отсутствовал средний класс, а прослойка образованных людей была очень тонкой. Однако церковь делала все для того, чтобы заставить евреев сменить свою веру. Чтобы доказать правоту христианства, устраивались публичные религиозные диспуты. В самом известном из них, состоявшемся в 1263 году в Барселоне, принимал участие рабби Моше бен Нахман (Нахманид) - величайший из мудрецов своего поколения. Когда диспуты не помогали, церковь занималась подстрекательством и погромами.

4. Изгнание евреев из Испании

Летом 1391 года произошли погромы в Севилье, Толедо и Валенсии. Около 5 тысяч евреев были убиты, около 100 тысяч спаслись от верной смерти, приняв крещение. Чтобы вылавливать евреев, принявших крещение лишь формально и тайно соблюдающих заповеди Торы, в более позднее время была создана инквизиция (1481 год) во главе с Томасом Торквемадой. Чтобы "принужденные" (анусим или марраны) не могли получать поддержку от евреев, в 1492 году было решено изгнать евреев из Испании. В том же году Колумб открыл Америку, и в том же году была захвачена Гранада - последний оплот мусульман. Объединенная христианская Испания в течение ста лет была сильнейшей державой мира. Евреи помогли этой даржаве стать на ноги - и теперь больше не нужны были ей - сюжет, повторившийся множество раз в истории диаспоры. Еврейское население существовало на территории Иберийского полуострова еще в библейские времена. Эта колония окрепла во времена римлян и усилилась во времена исламского владычества. Теперь одним росчерком пера король Фердинанд расправился с цветущей еврейской общиной.

Не менее ужасающей трагедией, чем само изгнание, явился путь из Испании в страны, где можно было найти убежище. Богатые люди подались в соседнюю Португалию, но судьба настигла их и там. В 1498 году они были изгнаны оттуда, но перед этим власти отняли их имущество, а церковь отняла и крестила детей. Несколько тысяч потомков анусим сумели перебраться в Голландию и возвратиться к вере своих отцов. Большинство бедняков перебрались в Северную Африку. Несколько сот образованных людей, среди них семья Абарбанель, нашли убежище в Италии. Часть изгнанников перебрались в Турцию, которая владела в то время также Балканами, и в юго-восточную Европу.

5. Евреи в Османской империи

Турки-османы достигли могущества в начале 16 века, на сто лет позже изгнания евреев из Испании. Турецкий султан носил также титул халифа, то есть, заместителя Мохаммада, и был в этом качестве главой всех "правоверных". Турецкое население концентрировалось в Анатолии (нынешней Турции) и занималось, в основном, земледелием. Оно поставляло большинство всадников для армии, и из него происходили также государственные чиновники. Средний же класс - ремесленники и торговцы - состоял, главным образом, из греков, армян и евреев. Евреи считались более надежными подданными, чем христиане. Им приходилось платить тяжелые налоги, но они не испытывали давления со стороны властей в религиозном отношении. В Османской (Оттоманской) империи порабощенные народы сохраняли свою веру, за исключением жителей Боснии, принявших ислам.

Евреи, изгнанные из Испании, прибыли в Турцию, где им оказали радушный прием. Они создали большие общины непосредственно в Турции, но часть из них рассеялась в пределах всей империи, главным образом, в Египте и на Балканах. Тысячи изгнанников прибыли в румынские (валашские) княжества, несколько сотен - в Венгрию и Польшу. Турция и ее провинции не отличались высоким уровнем культуры. Изгнанники сохранили свой язык эспаньоль (ладино) и свою культуру. Эспаньоль, подобно идишу, воспринял заимствования из разных языков - помимо испанского и иврита, он впитал турецкие и славянские слова. Испанские изгнанники сохранили свои обычаи, свои имена и не смешались позже с ашкеназскими евреями. В более поздние времена они создали свои общины и в странах Запада. Преследования и изгнаниея не сломили силу их духа. Они занимались самыми различными профессиями. Мы знаем об отважных мореплавателях , торговцах алмазами, о наемных солдатах. В отличие от ашкеназских евреев, они не воздерживались от рискованных предприятий. Среди них были врачи, поэты, дипломаты, композиторы, драматурги. Сефардские (испанские) евреи создали в Турции оружейную промышленность и усовершенствовали книгопечатание.

6. Страна Израиля в Оттоманский период

С завоеванием страны Израиля султаном Сулейманом (Селимом) Первым в 1517 году начался новый период в ее истории - период расцвета, который продолжался в течение трех поколений. Многие из испанских изгнанников прибыли из Турции в страну Израиля. Приехали также и анусим (марраны), бежавшие из Португалии, каббалисты, стремившиеся очиститься от скверны "галута" (изгнания). Выросло еврейское население Иерусалима, но именно Цфат, лежащий на перекрестке дорог между Дамаском и прибрежными городами, превратился в важнейший еврейский центр страны как с экономической, так и с религиозной точки зрения. Один из цфатских раввинов, рабби Яаков Бирав, планировал восстановить здесь Санhедрин. Эта идея не получила развития, но его ученик - рабби Йосеф Каро (1488-1575) составил "Шульхан Арух" - компетентнейший свод законов и галахических постановлений в соответствии с Торой, сохранивший свое первостепенное значение до сегодняшнего дня. Рабби Йосеф Каро углубленно занимался также Каббалой, - тайным учением иудаизма. Вместе со своим другом, рабби Шломо Алькабецем, прибывшим в страну Израиля из Салоников и их учеником - рабби Моше Кордоверо они создали общество каббалистов в Цфате.

Вход в синагогу АРИ в Цфате

Своей славой святого города Цфат обязан рабби Ицхаку Лурия Ашкенази или святому АРИ. Он стал во главе кружка каббалистов, которые хотели приблизить Избавление путем изучения каббалы и высоконравственного образа жизни.

Также и город Тверия (Тивериада) возобновил свою жизнь, как в былые времена. Здесь появились многие из испанских изгнанников, они купили земли в его окрестностях и насадили цитрусовые плантации. Они пользовались поддержкой дона Йосефа hа-Наси, богатого купца из окружения султана Сулеймана Второго (1566 - 1574). Султан даровал ему остров Наксос и назначил советником по иностранным делам. Жители Тверии занимались, среди прочего, ткачеством и производством одежды. Дон Йосеф стремился развивать также шелковую промышленность, которая приносила занятым в ней высокие прибыли. Его план заключался в том, чтобы привезти итальянских евреев, пострадавших в период контрреформации, поселить их в городе и укрепить его как еврейскую метрополию. Но после сметри султана дон Йосеф утратил благоволение правителей, и его плану не суждено было осуществиться.

В конце 16 столетия закончился и золотой век евреев Турции. Империя, наводившая страх на всю Европу, стала демонстрировать признаки слабости. Власть запуталась во дворцовых ингригах. Высокопоставленные должности покупались за деньги, налоги не доходили до казны, а избалованное войско янычар грозило мятежом. Позже появились два государства, мечтавшие завладеть турецкими провинциями: Россия и Австрия. В 19 веке империя ослабла совершенно, и лишь западные страны защищали ее. В смутную эпоху главными виновниками бед были объявлены "неверные", в том числе, евреи. Против них издавались строгие указы, а то и устраивались погромы, хотя и в небольших масштабах и без ведома центральной власти. Прекратилась международная торговля, дороги считались опасными, власть разъедала коррупция, бремя налогов становилось все более тяжелым. В этих условиях не развивались культура и наука, и усилился религиозный фанатизм. Вместе со страной гибла и ее еврейская община.

Наверх / Оглавление / Учебные программы/ Главная

Преследования и изгнания евреев
в средние века


1. Реакция евреев на преследования

Старинная притча повествует о ветре и солнце, которые поспорили, кто из них сумеет снять плащ с прохожего. Поднялся ветер и с силой обрушил холодные резкие порывы на странника. Тот, дрожа от холода, все сильнее кутался в плащ. Тогда взошло солнце и согрело мир теплом своих лучей. Путнику стало жарко, и он снял плащ. Так и евреи. Как ни тяжело им в годы преследований, они все сильнее погружаются в свое еврейство, обособляяь от ненависти внешнего мира. Но стоит народам мира проявить по отношению к евреям благосклонность, как те отбрасывают покровы традиции.

Напрасно думали отцы церкви, что преследовния сломят евреев и отторгнут их сердца от Бога и веры их предков. Этого, к счастью, не произошло. Слишком сильны еврейские корни, чтобы холодный ветер преследований мог вырвать их. Сама мысль о переходе в другую веру была настолько невозможна для евреев, что они предпочитали самоубийство измене.

2. Положение евреев в средние века

Когда Рим принял христианство, равноправию евреев был положен конец. С ними поступили согласно христианской доктрине. Это положение сохранилось и тогда, когда империя раскололась на Восточную (Византия) и Западную со столицей в Риме. Церковь распространила свое господство и на переселившиеся в Европу варварские народы. У национальных государств, возникших на развалинах Римской империи, не было причин отменять указания церкви в отношении евреев. На их долю выпали презрение и унижение, и ущемление в правах, разного рода ограничительные указы. То тут, то там возникали попытки насильственного обращения в христианство, однако, как правило, сама жизнь евреев была вне опасности. Еврейские общины, основанные еще во времена Рима в целом ряде его провинций, укрепились и расширились. Крестовые походы, разжигание религиозных страстей и бедность стали причиной ужасных погромов в Германии и стране Израиля в одиннадцатом веке. Массовые грабежи и убийства в отсутствие власти, спобосной навести порядок, поставили евреев в положение людей, брошенных на произвол судьбы. Кроме того, фанатичные папы издавали против них один указ за другим. Им был закрыт доступ ко всем достойным и уважаемым профессиям. Они не могли заниматься сельским хозяйством, поскольку не являлись частью феодальной лестницы (иерархии), на верхней ступени которой стоял король, а на нижней - вассал. Клятва Иисусу скрепляла разные уровни этой лестницы в единое целое. Горожане не позволяли евреям вступать в гильдии, а лишь члены этих гильдий могли заниматься торговлей и ремеслами. Доступ к государственным должностям был закрыт еще с давних времен. Не оставалось ничего другого, как заниматься торговлей с лотка в деревнях, зарабатывая этим жалкий доход. Более состоятельные члены общины давали деньги в рост под проценты. Ростовщичество было презренной профессией, и церковь запрещала христианам заниматься ею.

3. Рабы казны

На протяжении многих поколений евреи жили, ссужая деньги под проценты, и поддерживали таким образом королей и феодалов, которые вели бесконечные войны. Серебро и золото были большой редкостью в средние века. Когда долги накапливались, и феодал не мог погасить даже проценты, он всегда находил способ избавиться от еврея несмотря на риск, что в будущем году не у кого будет взять ссуду. Когда правитель неожиданно становился банкротом, или феодалы, увязшие в долгах, оказывали на него давление, король объявлял об отмене долгов. Он просто рвал в клочья долговые обязательства. Феоделы вздыхали с облегчением, а евреи разорялись. Когда же в них не было никакого прока, их попросту изгоняли из страны. На исходе средних веков на финансовом рынке появился кредитор нового типа - христианин-ломбардец. Он одалживал деньги под залог, который оценивал намного выше его реальной стоимости. Когда должник не мог выплатить в срок стоимость залога, залог переходил в собственность ломбардца. Риск был невелик, поскольку большинство должников не возвращали деньги в срок. Эти новые кредиторы, большинство из которых были выходцами из Ломбардии (Северная Италия), представляли собой серьезную угрозу для евреев. Несмотря на коварство королей, у евреев не оставалось другого выбора, кроме обращения к ним, чтобы те оказали им покровительство, ибо король считался защитником всех жителей государства. Эти короли видели себя преемниками императора Веспасиана, который после разрушения Храма, вменил евреям в обязанность уплату особого налога. Так евреи стали "рабами казны" - "каммеркнехтами". Правители толковали это особым образом - евреи будто бы были их личным имуществом. Они вымогали у них налоги, какие только приходили им в голову, представляли их в качестве залога крупным кредиторам, дарили их другим правителям на определенное время.

Евреи жили в постоянном страхе. Мало того, что короли и бароны издевались над ними, имущество принадлежало им лишь условно, оно всегда могло быть отнято у них. Кроме того, они были объектом ненависти со стороны общества. Церковь не уставала настраивать свою паству против них. Само появление еврея на улице города - в особом одеянии, в смешной остроконечной шапке, с желтой нашивкой (все это - по указанию церкви) - вызывало насмешки, презрение и ненависть со стороны христиан. Участвуя в тяжбе с христианином, еврей должен был произнести в суде клятву, содержащую неимоверное количество проклятий в свой адрес. И что хуже всего - постоянный страх превратил еврея в униженное и жалкое существо. Сбылись слова Торы: "И будешь бояться ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей.. ... утром будешь говорить: кто дает вечер, а вечером - кто дает утро, в страхе сердца твоего".

На исходе средних веков усилилась тенденция насильственного крещения. Средством служила угроза изгнания из страны. Участие евреев в экономике государства не было уже столь важно, как в прежние века. Развивались города, бюргеры - городская буржуазия - вытесняли евреев из экономики и финансов. Евреев издавна терпели лишь потому, что они были удобны и приносили выгоду. Теперь же, когда банкиры и держатели ломбардов стали захватывать ключевые позиции на рынке - евреи стали лишними. Церковь не давала зародиться даже тени угрызения совести у королей. Церковники заявляли, что евреи, подобно Каину, убившему своего брата, обречены быть скитальцами на земле.

4. Изгнание евреев Англии

Евреи Англии были первыми, кому пришлось пройти через это страшное испытание. Их предки прибыли в Британию вслед за римлянами-завоевателями. Их численность была невелика, и они никогда не вносили заметного вклада в еврейскую культуру. После крестовых походов к общинам в Лондоне и Оксфорде добавились также общины Норвича и Йорка. Генрих Второй (1154-1180 г.г.) даровал им грамоту, в которой разрешал торговать во всех своих владениях и взимать проценты без ограничений. Ведь он сам получил значительную часть прибылей от этих сделок. Первые погромы произошли в Лондоне в день коронации Ричарда Львиное Сердце (1189 г.) Когда он отправился в Третий крестовый поход, чернь напала на дома богатых евреев в Йорке. Последние защищались в своих укрепленных домах, но видя, что не смогут удержаться, решили покончить с собой, чтобы не принимать крещение. Ричард, вернувшись в Англию, принял евреев под свое покровительство и создал учреждение под названием "Еврейское казначейство". Это учреждение должно было наблюдать за торговыми операциями евреев и в случае необходимости улаживать конфликты. Поддержка Ричардом евреев вызвала ярость у мятежных баронов, ненавидевших их из-за невыплаченных долгов.

Драконовские указы папы Иннокентия Третьего (1215) придали моральную легитимацию погромам и бесчинствам. Но, когда евреи обратились с просьбой разрешить им покинуть страну, король Генрих Третий отверг их просьбу, поскольку не хотел отказываться от взимаемых с них налогов.

Король Эдуард Первый хотел отменить в своей стране выдачу ссуд под проценты, и для этого вынудить евреев заняться ремеслами и торговлей. Однако они не могли перейти к этим занятиям из-за сопротивления городского населения, и вынуждены были продолжать тайно давать ссуды в рост. Кое-кому пришлось перейти к "обрезке" монет, то есть, к уменьшению их золотого содержания. Последствия были ужасными. Триста человек были казнены. Когда выяснилось, что евреи уже ничего не могуть дать казне, их изгнали из страны. Это произошло в 1230 году. Шестнадцать тясяч изгнанников вернулись во Францию, откуда их отцы прибыли в Англию сотни лет назад. Еврейская община в Англии возродится лишь через триста лет.

5. Евреи Франции: игрушка в руках короля

Спустя сто лет после изгнания евреев Англии настал черед евреев Франциии. В этой стране евреи также жили со времен римского завоевания. Их жизнь зависела от прихотей королей и их вечной погони за день

Категория: Еврейская/изр история | Добавил: Tania (2006-06-21)
Просмотров: 819