Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2024-04-30, 10:35 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейская/изр история

3. Афины и Иерусалим/1/
1.Афины и Иерусалим - истоки окружающей нас современной цивилизации


Для европейской культуры и современной цивилизации, внутри которой мы находимся сейчас, тема «греки и евреи», или Афины и Иерусалим - является символом двух истоков этой цивилизации, двух противоположных миров. Внутри же собственно еврейского мира эта тема (Афины и Иерусалим) символизирует напряжение между теми внутренними изменениями, которые произошли в еврейском мировосприятии как ответ на вызов греческой цивилизации и внешними влияниями мира, соблазном самой греческой цивилизации. Греческая цивилизация принесла в мир философию, выдвинула на первый план понятия разума, знаний, науки и красоты, появилась светская литература и новое понятие книги – то понятие, которое и есть у нас, живущих внутри европейского мира, до сих пор – понятие совершенно отличное от первоначального еврейского понятия книги. Все перечисленные понятия очень близки к тому, что занимает еврейскую мысль, разница в угле зрения и в отношении. Таким образом, одни и те же слова применительно к еврейскому и греческому подходам часто означают совсем разные вещи (книга, текст, театр, игра и т.п.). Чтобы как-то понимать дальше еврейскую историю, надо коснуться этой разницы в подходах.

Два мира – мир того, что «есть» и мир того, что «находится»

Илья Дворкин пишет, что «одним из центральных понятий греческой, а вслед за ней и европейской культуры, является понятие бытия. Проблема бытия — центральная для всех европейских философских систем, а изучение бытия — фундамент всех европейских логик. Наука занята изучением «сущего» (объектов)».

Если попробовать рассказать простыми словами, то получается примерно так: есть два разных мира (наверное, есть больше, но мы сейчас говорим про два) с совсем разными ценностями. Один мир – греческий, мусульманский, европейский, - построенный на понятии бытия, реальности, существующего, сущности, в этом мире ценность имеют вещи и мысли. Там мы видим мир предметов, персонажей, героев, существ и т.п (Ведь даже про искусство говорится «предмет искусства»). Этот мир построен на глаголе-связке «быть». Само слово «есть» (лат. esse, англ. to be, франц. être, нем. sein) играет совершенно особую роль, это глагол, определяющий все отношения в предложении («я есть что-то, кто-то»).

В иврите нет прямого соответствия слову «есть». Глагол – действие – следует непосредственно за местоимением. В мире еврейском ценны действия и отношения. В нем мы находим мир поступков, действий, отношений.

Реальность, сущее в греческом мире – существует, она «есть». Еврейский мыслитель Рамбам (Маймонид), чтобы описать слово «сущее», пользуется словом «мацуй», что дословно означает «найденное». Реальность в еврейском мире не существует, а находится, реальность – это отношения, а не объективная данность. Знание о мире, реальность – это не описание мира, а находка. Если не нашел, то её (реальности) и нет.

И то же мы видим в книгах. Европейская (греческая в основе) литература описывает предметы, людей, дает подробные описания со множеством деталей. Эрик Ауэрбах в книге «Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской культуре» приводит пример такого описания: в «Одиссее» Гомера на протяжении многих страниц описывается рубец на колене вернувшегося из странствия главного героя, повествование перебивается в самые напряженные моменты, все описания конкретны и чувственны. В Торе не найдется ни одного подробного описания героя – например, его внешности, это предельно лаконичный, принципиально не договаривающий мир поступков, даже не мыслей, а поступков и отношений. Греческая литература описывает, отражает реальность. Еврейский Текст за счет недоговоренности устанавливает с реальностью отношения и диалог.

Мир совершенный и мир несовершенный, мир покоя и мир движения.

«Как известно, - пишет Илья Дворкин[1], проблема движения занимает одно из главных мест в трудах античных и средневековых философов. Существует ли в действительности движение? Аристотель давал на это отрицательный ответ. Мир представлялся античным философам в принципе совершенным, и потому всякое движение в нем казалось признаком частичной неустроенности какого-либо аспекта бытия. В противоположность этому, еврейское мышление (а вслед за ним и современное европейское) рассматривает движение как основу мироздания. Любой разговор о вселенной упирается в проблему творения, развития, катастрофы, подъёма и т.д., то есть речь идет о процессах, этапах, о движении». Еврейский мир – мир изначально несовершенный, незавершенный, нуждающийся в доделывании, а потому движущийся и основанный на действии. (Можно ещё вернуться к нашим образам из бейт-мидраша «И весь мир – огромный Хельм», к небу и земле, которые соединяет в себе человек, и к человеку, который сам постоянно то поднимается, то опускается, как дождь (– я пользуюсь сейчас теми мыслями, которые прозвучали от одной из групп на бм), пытаясь соединить несоединимое. Тогда получается, что греческий подход пытается несоединимое объявить соединимым, и вместо движения между небом и землёй устанавливает, фиксирует «небо» на земле- в виде разума и красоты).

Простор Яфета и шатры Шема.

Истоки этих начал - "еврейского" и "греческого" – кроются в разделении путей двух из трех сыновей Ноаха: Шема, от правнука которого – Эвера - произошли евреи, и Яфета, предка греков. Благословляя своих детей, Ноах говорит: "Благословен Господь, Бог Шема; пусть даст Бог красоту и простор Яфету, и да обитает[2] он в шатрах Шема" (Берешит 9:26).

Культура Яфета – греческая - связана с простором: территории, ума, созидания - и с красотой. Это отражается в архитектуре. Архитектура греческой культуры – свободное пространство, пространство для беседы, портик и колонны, амфитеатры. Это пространство красоты, искусства, эстетики. У Шема «шатры» - закрытое пространство, мы это очень хорошо можем увидеть в том, как устроен еврейский Храм – коробочки в коробочках, или, как устроен, согласно еврейскому взгляду, мир:

« Есть среди стран страна, включающая все страны, а в этой стране есть один город, что заключает в себе все города страны, включающей все страны. В этом городе есть дом, что включает все дома города, заключающего все города страны, включающей все страны. И в этом доме есть человек, состоящий из всех людей дома, что включает все дома города, заключающего все города страны, включающей все страны. И есть там один, что создает все насмешки и все шутки страны[3].»

Но, как сказано, «и да обитает он в шатрах Шема» - и непонятно, кто должен обитать в шатрах Шема – Яфет или Всевышний. По первому пониманию, в шатрах Шема, то есть в еврейском мире, должен обитать (соседствовать) Яфет, и это означает соседство и контакт между двумя мирами – греческим и еврейским.

Из комментария Сончино:

«Слово йефет может также обозначать "красоту". Мудрецы всегда видели в красоте высокую духовную силу и испытывали желание, чтобы она служила раскрытию Присутствия. Многие из них мечтали о том, чтобы красота Греции, которая вобрала в себя благословение Йефета, стала бы красотой Храма и силой Торы».

Другой вариант понимания: соседом Шема по шатру будет Всевышний, и это тоже совсем иные отношения человека с Творцом – отношения соседства, диалога, взаимной свободы и присутствия одновременно.

2. Земля – Книга.

Внутри еврейского мира: перенос Земли в Текст. Создание Мишны и Талмуда. Мидраш.

После разрушения Храмов Евреи теряют Землю. И в то время как греческая цивилизация распространяется по земле, для евреев Текст должен стать заменой реальной физической земли. И еврейский мир создаёт такой Текст, в который в значительной степени переносится жизнь. И если жизнь – это прежде всего отношения, а не данности, движение, а не статичность, то и Текст создается такой, который удерживает в себе пространство отношений, диалога и движения. Записывается устная Тора: рождается Мишна и Гемара, составляющие Талмуд, с другой стороны – появляется новая литература мидраша и агады[4],

«Не на небесах она»

Во времена пророков, когда люди, задавая вопрос, имели шансы получить ответ непосредственно от Творца, когда диалог с Творцом и вообще диалог с Богом и даже спор воспринимались как нечто понятное, реальное, близкое, когда Бог «соседствовал» с людьми в шатрах Шема, устные понимания должны были рассказываться устно и записывать их было нельзя, чтобы не потерять живую и близкую связь.

Но наступают иные времена. Не получается жить на Земле так, как Земля того требует, и период расцвета (период царей Давида и Шломо) сменяется упадком, катастрофой и потерей Земли.

С разрушением Храма мир меняется. Согласно агаде, после разрушения храма буквы Торы поднимаются на небо и Текст вновь спускаются на землю – измененным. Дом – Храм – приходится воздвигать не в физическом пространстве, а в текстуальном.

Из книги " Вымышленный Израиль" Жан-Кристоф Атиас, Эстер Бенбасса

"В раввинистической литературе есть рассказ, носящий одновременно и мифический, и красноречивый характер. В нем говорится о том , как Иоханан бен Заккай, предчувствую неминуемую гибель осажденного Иерусалима, покидает святой город ночью, спрятавшись в гробу. Его ученики ставят гроб перел Веспасианом. Из гроба восстает Иоханан и /предрекает Веспассиану, что тот станет императором. Затем он/ обращается к будующему императору с просьбой: "Я не прошу у тебя ничего, кроме города Явне, где я смог бы преподавать своим ученикам... Изобралив смерть при уходе из Иерусалима, воскреснув затем перед Веспасианом, Иоханан бен Заккай как бы воспроизводит путь представляемого им иудаизма. Одна форма иудаизма, основанная на существовании храма, исчезает, ее место занимает другая, основанная на учении, молитве и Законе."

Устной Торе, устной по определению, при рассеянии народа грозит опасность забывания, и она записывается.

Еврейский Текст (не Пятикнижие, а тот единый Текст, который является сочетанием письменной и устной традиции) предстояло переосмыслить и написать заново. Начинается новый мир – мир без пророков, мир сокрытия Всевышнего. В этом мире, где невозможно общаться с Богом непосредственно, Тору надо принять заново, и по мнению Талмуда, это и есть настоящее принятие Торы. Во времена горы Синай у народа не было выбора – говорит Талмуд. Настоящее принятие Торы происходит в Пурим, во времена Ахашвероша, оно описано в свитке «Эстер» - первой книге, в которой ничего не сказано о непосредственном вмешательстве Бога, настоящее принятие Торы – в мире сокрытия, это добровольное принятие[5].

Итак, мир изменился, близкое и далёкое перепутались, и непонятно, кто отвечает за Текст – первоначальный Автор или те, у кого Тора в руках?

ГДЕ ТОРА, МОШЕ? Шабат, 89а

И ещё сказал р. Йехошуа б. Леви:

- Когда спустился Моше от Святого, благословен Он, явился Сатана и сказал перед Ним: «Владыка мира, Тора – где она?» Ответил ему Господь: «Я передал её на землю». Пошел Сатана к Земле и спросил её: «Тора – где она?». Сказала ему Земля: «Бог понимает путь её и знает место её»(Иов 28:23). Пошел Сатана к морю, и сказало ему Море: «Не у меня». Пошел к Бездне, и сказала ему Бездна: «Не во мне». Ибо сказано: «Бездна говорит: “Не во мне”, - Море молвит: “Не у меня” (Иов, 28:14). «Недра и преисподняя говорят: “Ушей наших достиг лишь слух о ней” (Иов 28:22).

Снова предстал Сатана перед Святым, благословен Он, и сказал: «Владыка мира, искал я по всей земле и не нашёл её». Ответил ему Господь: «Ступай к сыну Амрама». Пошёл Сатана к Моше и спросил его: «Тора, которую вручил тебе Святой, благословен Он, - где она?». «Кто я такой, чтобы Святой, благословен Он, вручал мне Тору?» - ответил Моше. «Моше, да ты обманщик!» - воскликнул Бог. – «Владыка мира, известно, что сокровище спрятано у Тебя, и ты услаждаешься им каждый день. Как же я могу хвалиться тем, что оно у меня?» - «За то, что умалил ты себя, будет она называться твоим именем, как сказано: “Помните Тору Моше, раба Моего...” (Мал. 3:22)».

То есть по Талмуду Моше вроде бы старается избежать ответственности, говоря, что настоящая Тора – находится у Всевышнего. Но сами мудрецы Талмуда, живущие в другую эпоху, чем Моше, наоборот, принимают на себя всю ответственность за Текст.

Бава Меция, 59б

...В тот день ответил рабби Элиэзер на все вопросы в мире и не приняли его правоты. Сказал он им: Если галаха соответствует моему мнению, то это стручковое дерево подтверлит. Вырвлось дерево на локоть и проскакло четыреста локтей. Ответили ему: Не приводят доказательства от стручков!

Снова сказал он им: Если галаха соответствует моему мнению, то этот поток воды подтверлит. Потекла вода в обратном направлении. Ответили ему: Не приводят доказательства от потока воды!

Снова сказал он им: Если галаха соответствует моему мнению, то стены Бейт Мидраша подтвердят. Наклонились стены Бейт Мидраша и были готовы упасть. Прикрикнул на них рабби Иегошуа: Когда мудрецы спорят друг с другом по вопросам галахи - вы то что? Не упали [стены] из уважения к рабби Иегошуа, но и не выпрямились из уважения к рабби Элиэзеру, так до сих пор и стоят наклоненные.

Снова сказал он им: Если галаха соответствует моему мнению, то Небеса подтверлят. Раздался Бат Коль: "Что вам о рабби Элиэзере? Ведь галаха всегда соответствует его мнению!" Встал рабби Иегошуа на ноги свои и сказал: "Не на небесах она!" Что это значит, что не на небесах она? Сказал рабби Йермия: Уже дана Тора на горе Синай, и не опираемся мы на Бат Коль. Ведь уже написал Ты на Синае в Торе: "За большинством нужно следовать!"

После этого спросил рабби Натан у Элиягу: Что делал Пресвятой Благословен Он в этот час? Ответил: Он улыбнулся и сказал: "Победили меня дети мои, победили меня дети мои!"

Потерянная невеста.

С потерей реальной Эрец Исраэль Земля превращается с одной стороны, в мечту и обещание Земли (как это было при праотцах) (см. историю про раби Акиву и лис[6]), получает статус Земли – потерянной невесты, и начинается второй кружной путь к Земле (Галут). (первый кружной путь к Земле – скитания в течении 40 лет по пустыне после выхода из Египта).

Некоторые соображения, не претендующие на обязательную верность:

Пространством становится Текст (Галут кажется наказанием за несостоятельность народа как народа (потерю того качества «эхад» - «один», о котором мы говорили применительно к Аврааму?), имеет огромное положительное значение, если вспомнить обещание, данное Аврааму: «И благословятся тобой все племена земные» (Берешит, 12:3). Во времена Вавилонской башни и Египта человечество стремилось к объединению, к монументализму, попытке спрятаться от своего назначения (если под назначением человека понимать объединение на земле неба и земли) либо на Небо, либо под землю. И тогда Авраам сначала и народ потом выступали по отношению к человечеству «один на один» - как альтернатива попытке бегства, попытке спрятаться человечества в целом[7]. Греки приносят с собой идею демократии и равенства и мир распадается на множество народов. Задача объединения в человеке неба и земли на земле, согласно Торе, поставленная перед человечеством, несёт в себе элемент парадокса, невозможности и недостижимости, а потому предполагает постоянное творчество на грани чуда, выходящего за понятия разума[8]. Греческое восприятие мира с точки зрения логики (разума) и красоты («Красота спасет мир»), переведение искусства из категории «шира» - «песня» в категорию создания вещи, произведения искусства, артефакта (вся история искусств)[9], перевод Торы на греческий и превращение Текста в книгу – тоже своего рода попытки «спрятаться» – за разумное объяснение, за статую[10], попытки спрятаться от невозможности понять и вместить непостижимое и жить с этой невозможностью – за изображение, за разумную мысль, за науку, за логическое объяснение. Тогда рассеяние Израиля среди народов несёт в себе дополнительный смысл как противостояния этой попытке спрятаться человечества, рассеявшегося по земле – внутри народов оказывается некий не-народ как альтернатива любому из народов.

И тогда задача быть евреем и сохранить Землю (которой в реальности не владеет) еще более усложняется, каждый становится Авраамом, каждый несёт в себе смысл того, что он «один» («эхад»), каждый противостоит человечеству, а Земля переносится как тоска по Земле во все земли и путь к Земле постепенно становится «дерех эрец» - земным путём и образом жизни[11]. Общим для евреев Талмуд) и непрерывное творчество (Мидраш-текст становится также поступком, см. статью Александра Львова «мидраш как событие» в приложении), и это позволяет народу сохраниться как народ.

Во времена Храма есть место на Земле, олицетворяющее в себе единство мира, неба и земли и всего остального.

Когда разрушен Храм, это единство переносится на каждого человека и становится обязанностью каждого, жертвоприношение имеет свой отклик в любой человеческой трапезе, и человек-еврей, лишившись Храма снаружи, несёт его внутри, отправляясь в изгнание (В некоторых мотивах средневековой еврейской поэзии это прозвучит особенно явно)

Послесловие.

Александр Львов. Мидраш как ответ на вызов греческой цивилизации.

http://lvov.judaica.spb.ru/snh.shtml

«Эллинистический мир, возникший в результате завоеваний Александра Македонского, стал ареной столкновений греческой культуры с местными цивилизациями, и главным оружием культуры - победительницы в этой не всегда бескровной войне стала ее открытость, ее готовность признать в другом грека - если, конечно, он говорит, одевается и ведет себя как грек. Покоренным народам была предоставлена альтернатива: либо заявить о себе по-гречески, на языке власти, подпадая тем самым под власть этого языка, либо оставаться глухой провинцией, обреченной на вымирание культурной периферией, в самоубийственном порыве отделившей себя от кровеносных артерий нового мира. Избежать этого выбора не могли, естественно, и евреи.

В поверхностных слоях еврейской культуры происходят несомненные сдвиги. В III в. до н.э. Тора пероводится на греческий язык, и мудрецы Талмуда признают за этим переводом все права. Филон Александрийский дает философскую интерпретацию Пятикнижию, а Иосиф Флавий излагает еврейскую историю по-гречески. В более традиционной, нацеленной, казалось бы, на самоизоляцию арамейско - ивритской среде также происходят изменения. Согласно традиции, незадолго до завоевания Иудеи Александром, в начале эпохи Второго Храма прекращается пророчество и, следовательно, уже не могут быть написаны новые книги Танаха. В центре внимания оказывается не царь и не священник, но мудрец - председатель суда, руководитель народа (наси), знаток Торы, способный отстоять свою точку зрения в словесном, исключающем прямое вмешательство сверхъестественных сил поединке с другими мудрецами, а равно и с язычниками - римскими матронами, простолюдинами, императорами. Мудрецы говорят; их речь, в конечном счете ставшая записанным ивритскими буквами текстом, оказывается средоточием их власти и славы; чудеса и военные подвиги постепенно отходят на второй план, затмеваются блеском Слова. Отныне - и надолго впредь, до появления сионизма как политической силы, до образования государства Израиль - еврейская история осознается прежде всего как история текстов. Традицию, которая остается в Танахе по преимуществу анонимной, начинает всерьез волновать проблема авторства. Короткие высказывания мудрецов могут сопровождаться в Талмуде длинным перечнем имен - не только автор, но и вся цепочка его учеников, донесших его слова до момента записи; огромные интеллектуальные усилия затрачиваются мудрецами Талмуда на выяснение авторства и восстановление подлинного текста искаженных устной передачей изречений. Тексты Устной Торы, ставшие в III в. н.э. после записи Мишны узаконенной реальностью, при всем своем внешнем отличии от греческой литературы обнаруживают типологическое сходство с ней - значительно большее, нежели переведенные на греческий язык тексты Танаха - Библии.

Поистине революционный переход от Танаха к текстам Устной Торы занял более 500 лет. Это был период "молчания" письма, нарушаемого лишь непризнаными традицией апокрифами и псевдоэпиграфами, да еще нелегальными записями Устной Торы. Этот долгий переворот совпал по времени с эпохой владычества эллинизма. Был ли он ответом на греческий вызов?

Конечно, вопрос можно свести к разговору о влияниях. Евреи многое могли позаимствовать у греков: отстраненное отношение к тексту, позволяющее заметить его; идея авторства; рациональные толкования, доказательства и опровержения; свободная дискуссия, речь как инструмент власти. Но ведь усвоенными оказались не какие-то второстепенные детали, а самая суть греческих изобретений! Почему же это не привело к ассимиляции?»

Хронология
По книге Эфраима Гринберга "Евреи в странах мира"

928 - 720 годы до н.э.

После смерти Соломона Мудрого северные колена во главе с Иороваамом восстали против сына Соломона Ирохаваама. В результате евреи образовали два государства. 10 колен создали государство Исраэль, которое упоминается в истории под несколькими названиями: царство Эфраима (по имени самого большого колена), царство Самария, Северное Царство или Израэль. Столица - город Самария (Шомрон). В 720 году оно было завоевано ассирийцами. Изгнанники Израэля были поселены в Северной Месопотамии, в Мидии. В города Израэля были переселены арамеи и халдеи из Вавилона.

928 - 586 годы до н.э.

На юге образовалось Иудейское государство со столицей Иерусалимом с населением, состоящим из членов колен Иегуды, Беньямина, а также священников (коаним) и левитов. Управляли государством потомки династии Давида и Соломона. Большим влиянием пользовались в Иудее пророки, особенно Исай, а через 100 лет Иеремиягу и Хэзкиэль.

586 год до Н.Э., 9 ава

Царь Вавилона Навуходоносор овладел Иерусалимом, разрушил Божий Храм. Большинство жителей было изгнано. Началась первая диаспора евреев, не только в Вавилонском царстве, на и в Египте, Малой Азии, на Кавказе, в Крыму, где ими было основано поселение Мисхор.

539 год до н.э.

Персидский царь Кир овладел Вавилоном.

538 год до н.э.

Царь Кир разрешил евреям вернуться на родину и возвести Божий Храм в Иерусалиме. Декрет Кира вызвал всеобщее воодушевление, которое вылилось в народное движение "Возвращение в Сион" (Шиват-Цион) - беспримерное в истории того времени явление. Из всех народов, изгнанных Ассирией и Вавилонией, только евреи вернулись на родину. Уже в 538 году вернулись 42360 человека во главе с Шешбаццаром из рода Давида и Зоровавелем.

538 - 332 годы до н.э.

Иудея под господством Персии.

538 - 576 годы до н.э.

Строительство Второго Храма.

458 год до н.э.

Возвращение в Сион нескольких тысяч евреев во главе с ученым Эзрой, который учил народ законам Торы. Эзра заложил основу для написания и толкования священных книг ТАНАХа.

445 год до н.э.

Назначение Нехемии наместником Иудеи. Нехемия содействовал созданию в Иудее основ экономики и общественного строя, основанного на национально-религиозных нормах.

332 - 323 годы до н.э.

Иудея под властью Александра Македонского. Начало распространения греческой, эллинистической культуры.

323 - 301 годы до н.э.

Иудеей управляют наследники Александра Македонского, полководцы-диадохи.

301 - 190 годы до н.э.

Иудея под господством царей Египта греческого происхождения из династии Птолемеев. Евреи пользуются полной автономией в области религии.

190 - 140 годы до н.э.

Иудея под властью сирийских царей династии Селевкидов.

190 - 175 годы до н.э.

Иудея под господством Антиоха III. Евреи имеют автономные права в области вероисповедания.

175 - 164 годы до н.э.

Правление Антиоха IV Эпифана, который стремился силой распространять эллинизм среди иудеев. При нем иудейская религия была объявлена вне закона. Каждого еврея, у которого находили свиток Торы, казнили; матерей, обрезавших сыновей, и обрезанных младенцев предавали смерти, многих убивали за отказ осквернить себя запрещенной пищей, особенно свининой, других сжигали в пещерах, где собирались для соблюдения субботы. Святой Храм в Иерусалиме был осквернен и превращен в храм греческого бога Зевса Олимпийского.

168 - 140 годы до н.э.

Народное восстание под руководством рядового священника Маттитьягу бен Иоханан Хасмонея из города Модиин и его пяти сыновей: Ионатана, Шимона, Элиэзера, Иегуды, Иоханана. Руководил восстанием Иегуда Маккавей, который одержал четыре крупные победы над намного превосходящими силами греков. 25 кислева 165 года до н.э. были освобождены Иерусалим и Святой Храм. С тех пор этот день ежегодно отмечается как первый день восьмидневного праздника обновления Храма - Хануки. В 160 году до н.э. Иегуда погиб в бою.

160 - 142 годы до н.э.

Правление Ионатана Хасмонея. Был казнен греками.

140 год до н.э.

Великий Собор в Иерусалиме избрал Шимона Хасмонея первосвященником и главнокомандующим. Иудея получила полную независимость.

140 - 134 годы до н.э.

Правление Шимона Хасмонея.

134 - 103 годы до н.э


Правление Иоханана Гиркана, сына Шимона. Границы Иудеи расширились. Начало процесса превращения Иудеи в страну Израиль.

103 - 76 годы до н.э.

Правление Яная, сына Иоханана. При нем были восстановлены границы еврейского государства времен царей Давида и Соломона.

76 - 67 годы до н.э.

Правление его жены Саломеи-Александры, которая заботилась об укреплении армии.

67 - 65 годы до н.э.

Междоусобная война наследников Яная за престол.

65 год до н.э.

Римский полководец Помпей подчинил Иудею Римской империи.

37 - 4 годы до н.э.

Годы царствования ставленника Рима - идумея Ирода, который сохранил в основном верность иудаизму. Верность заповедям Торы превращается для евреев в фактор первостепенной важности.

4 год до н.э. - 66 г. н.э.

Иудеей управляют наместники римского императора - префекты и прокураторы.

66 - 73 гг.

Великое восстание - Иудейская война против Римской империи. Накануне восстания усилились противоречия между еврейским монотеизмом и римским политеизмом - идолопоклонничеством. Иудея была охвачена и экономическим кризисом. Прокуратор Флор установил в Иудее жестокий режим, направленный против евреев. Римские легионеры были на стороне местного греко-сирийского населения - идолопоклонников. Восстание было жестоко подавлено полководцем Титом - сыном императора Веспасиана. Одной из главных причин поражения восстания было отсутствие единства среди руководителей восставших в Иерусалиме даже во время осады города. Шимон бар Гиора, Иоханан Гискальский и их сторонники воевали между собой за власть над городом, уничтожали запасы продовольствия.

9 ава 70 г.

Второй Храм и город Иерусалим были разрушены.

73 г.

Падение последнего оплота восставших - крепости Масада. Иудея превращена в провинцию Римской империи.

70 - 132 гг.

Эпоха мудрецов Явне. По разрешению императора Веспасиана мудрец Иоханан Бен-Заккай создал в Явне центр иудаизма. Был восстановлен Синедрион - высший религиозный, судебный и административный орган евреев Иудеи и диаспоры. Синедрион установил даты начала месяцев (рош ходеш), праздников, тексты молитв и порядок их чтения в синагогах, заменил жертвоприношения в Храме Божьем молитвами.

96 - 115 гг.

Во главе Синедриона - Шимон Бен-Гамлиэль. Римские властители присвоили ему звание "ха-Наси", т.е. президент. Он пользовался большой популярностью среди евреев Эрец Исраэль и диаспоры. При нем мудрецы Явны, в том числе рабби Акива, рабби Шмуэль, рабби Тарфон и другие посещали еврейские общины диаспоры, содействовали их организации и распространению иудаизма. Под руководством Гамлиэля были созданы в Эрец Исраэль и диаспоре много синагог, батей-мидраш, новые центры Торы в Бней-Браке, Лоде и Гаимзо; был канонизирован текст ТАНАХа, т.е. Пятикнижия (Тора, Пророки (Невиим) и Агиограф (Ктувим)). Среди законов Синедриона при Гамлиэле большое значение имели правила молитвы в синагогах три раза в день, особенно "Шмоне эсрей" (18 благословений Творцу), порядок соблюдения постов, проведения трапезы (седер) в Песах и т.п.

Приложения:

Возможные приложения – позже..


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Илья Дворкин «Катастрофа и возрождение» Этюды по еврейской истории, журнал Еврейское образование. 2001, №1

[2] "обитает" - сказано словом «вайишкон» (корень «шин-каф-нун»). От этого же корня идёт понятие «шхина» - присутствие Бога на Земле. "Вайишкон" - означает кроме обитания еще и соседство. В еврейском мире - в идеале - нет разницы между этими понятиями, выбирая, где жить, человек должен оставить место соседу, главное – не существование, а отношения, «нахождение» друг друга..

[3] «Сказка о скромном царе» раби Нахмана из Браслава

[4] Талмуд можно сравнить с неким виртуальным домом, обладающем фундаментом, стенами, балками, торчащими иногда в разные стороны, перекрытиями между ними, крышей. Все это создает пространство для существования противоположных мнений, возможности спора. Агада и мидраши, которые вплетаются в Талмуд, раздвигают границы этого здания, наподобие сада.

[5] «И предстали у подножия горы» (Шмот, 17:19) Сказал р. Авдими бар Хама бар Хаса: учит этот стих, что покрыл их Пресвятой, благословен Он, горой, как корытом, и сказал им: если вы принимаете Тору - хорошо, а если нет - здесь будет ваша могила».
Заметил р. Аха бар Яаков: Это сильный довод, чтобы опротестовать законы Торы!
Рава возразил: Если и так, сыны Израиля вновь приняли Тору во дни Ахашвероша, ведь написано: «подтвердили евреи и приняли на себя и на потомков своих, и на всех, присоединившихся к ним…» (Эстер 9:27). То есть подтвердили то, что уже приняли.

[6] Талмуд рассказывает (Макот, 246): Шли однажды рабан Гамлиэль, раби Эльазар бен Азарья, раби ЙеРошуа и раби Акива в Иерусалим. Дойдя до горы Гацофим, порвали они на себе рубахи в знак траура, а дойдя до Храмовой горы, увидели лисицу на том месте, где прежде была Святая Святых. Трое мудрецов разрыдались, а раби Акива засмеялся.

— Что вызвало твой смех? — спросили его остальные.

— А почему вы плачете? — ответил тот вопросом на вопрос.

— Перед нами — то место, о котором сказано: "...постороннего, который приблизится, ожидает смерть'' [Бемидбар, 1:51], а теперь лисицы гуляют здесь. Можем ли мы не плакать?

Сказал им раби Акива:

— Потому-то я и радуюсь, ибо сказано: "И взял я себе надежных свидетелей: Урию, священнослужителя, и Зхарью, сына Йеверехъягу" [Йешаягу, 8:2]. Какая связь, спрашивается, между Урией и Зхарьей? Ведь свидетели должны давать свои показания одновременно, но Урия жил во время Первого Храма, а Зхарья — во время Второго Храма... Дело в том, что Йешаягу связал пророчества Урии и Зхарьи воедино. Урия предрекает то же, что предсказывал до него Миха: "...из-за вас, словно поле, вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины, а Храмовая гора станет лесистым холмом" [Миха, 3:12], а Зхарья говорит [о более позднем будущем] : "...еще будут сидеть на площадях Иерусалима старики и старухи... и наполнятся улицы города мальчиками и девочками, играющими [там]..." [Зхарья, 8:4,5]. Пока не сбылось пророчество Урии, боялся я, что и пророчество Зхарьи не исполнится. Теперь же, когда слова Урии сбылись, нет сомнения в том, что исполнится и предсказание Зхарьи.

Ответили ему товарищи:

— Акива, ты нас утешил!

[7] Авраам первый, кто на вопрос Бога, обращенный к человеку «Айека?» - «Где ты?» - отвечает «hинени» - «Вот я»

[8] Моше после перехода через море обращается не к разумным словам, а к песне. («шират- hям»)

[9] Интересно посмотреть с этой точки зреня еврейское искусство эллинистического переиода, например, фрески Дура Европос, которые несут в себе очень много влияний окружающего мира и остаются при этом насквозь символмичными, изображающими не вещь, а знак вещи...

Можно посмотреть статью Миши Яхилевича и Меира Левинова «Изобразительно искусство и еврейский мир» http://www.judaicaru.org/mekorhaim/tema_36.html , но вообще тема еврейского искусства, влияний и т.д. – тема специальная. Если кто заинтересуется для своего проекта, пишите, пожалуйста, Юле, попробуем подобрать материал.

[10] «Три человека бегали по комнате. Они разговаривали. Они двигались.

П е р в ы й. Комната никуда не убегает, а я бегу.

В т о р о й. Вокруг статуй, вокруг статуй, вокруг статуй.» (...и т.д.) – Александр Введенский «Некоторое количество разговоров» http://vvedensky.by.ru/poetry/nekotor.htm

[11] Об этом пишет Раби Нахман из Браслава – см. материалы, прилагающиеся к дню 8...

Категория: Еврейская/изр история | Добавил: Tania (2006-06-21)
Просмотров: 885