Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2024-04-30, 3:22 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейская/изр история

2. Выход из Египта/1/
Египет - Выход из Египта – рождение народа - дарование Торы – вход в Землю.
Введение – от Авраама – к созданию народа.

... Может быть довольно понятно, в чем противостояние Авраама и мира вокруг него: человеком (сочетающим в себе не земле землю и небо, духовное и материальное, желание получать и желание отдавать и т.д.) быть трудно, мир вокруг (во всяком случае, согласно Торе) либо пытается опуститься до понятий животных (поколение потопа), то пытается возвеличиться до богов, объединиться и залезть на небо (Вавилонская башня). Авраам же пытается сохранить в себе единство мира, земли, неба, духовного и материального, тела и духовности. Он ходит по Земле, создавая своими передвижениями её будущие границы, он предчувствует историю будущего народа и повторяет её – спускается в Египет, выходит из него, покупает место в Земле (пещеру Махпела) и т.д. Но от Авраама должен произойти народ, сохраняющий то же виденье единства, что и Авраам. Народ уже не ОДИН человек, народ –совершенно новый этап.

Авраам – это одно из его главных качеств – что он один – «Эхад hая Авраам» - «Один был Авраам», как сказано в книге пророка Иехезкеля. В книге пророка Иехезкеля народ Израиля, давно живущий в Земле, находящийся на грани потери этой земли, уже перейдя на иные моральные нормы, убивая и служа идолам, выдвигает аргумент, по которому потомки Авраама должны владеть землёй – «если Авраам, будучи один, унаследовал Землю, - говорит народ, - то тем более она должна принадлежать нам – нас ведь много»[1].

В ответ говорится – тот, кто опирается на разврат, идолопоклонство и убийство, те, кто убивают и грабят друг друга, не наследуют Землю[2]. Чтобы унаследовать Землю, надо обладать качествами Авраама, который был ОДИН. То есть народ должен обладать теми же качествами, которыми обладал Авраам и при этом быть, как и Авраам – ОДИН. Что значит быть одному по отношению к отдельному человеку, можно себе представить[3].

Но что значит качество «ОДИН», необходимое, чтобы унаследовать землю, по отношению к народу? И как этого качества достичь?

В Египет спускаются 70 человек – семья Яакова. В Египте очень быстро благоденствие заканчивается, и потомки Авраама становятся рабами и занимаются унизительной и бессмысленной – это особенно подчеркивают мидраши – работой. «Сделав евреев рабами, фараон приказал им строить города запасов Питом и Раамсэс. При этом он специально велел строить эти города на болотах: болота постоянно разрушали дома, и города медленно тонули. Люди в этих городах не жили, а все дома там были и не дома вовсе, а хранилища сокровищ и запасов фараона. Потому и назывались Питом и Раамсэс городами запасов. И вот только-только отстроят евреи один город, как другой опять уже тонет и разваливается, и опять надсмотрщики заставляют евреев делать тяжелую и бессмысленную работу[4]».

Выходит из Египта народ Израиля. И только один раз в еврейской истории про народ говорится, что он был ЕДИН (один) – когда получали Тору у горы Синай. Между тем, как семья Яакова спустилась в Египет, и этим моментом единения народа лежит пора процветания в Египте, рабство, во время которого всё еврейское, кроме еврейских имен, было позабыто, выход из Египта, отказ идти в Землю близким путём через Землю Плиштим - «ки каров hу» - «потому что близок он (путь)» (об этом - дальше), переход через море, кружной путь в пустыню к горе Синай и дарование Торы в пустыне.

Зачем, чтобы стать единым народом, нужно пройти так много?

Почему, чтобы стать народом, способным унаследовать такую специальную землю, как Землю Израиля, надо спускаться в Египет, быть 400 лет в рабстве? Почему путь в Землю уже после выхода из Египта занимает 40 лет? И почему же Земля была потеряна? Каким должен быть народ, чтобы сохранить Землю? И т.д. ... – вот вопросы, а ответы – видимо, и есть предмет нашего исследования.

Что такое «Египет»?
Египет – страна материальной культуры. До сих пор Древний Египет воспринимается как страна изобилия. Писатель и философ 20 века Розанов восхищается «жизненной энергией» египетской цивилизации[5]. В Египет спускаются за едой.

Египет – это преклонение перед конкретными формами, материей, силой. Крайний материализм вплоть до бальзамирования тела мёртвых – мумии - т.к. именно тело воспринимается как главная часть человека[6].


Природа земли Египетской

«как сад Божий, как земля Египетская» - так видит Лот долину Иордана (Берешит, 13) – см. бм «Горящий замок»

http://www.countries.ru/library/ancient/egpri.htm

«Конечно, нельзя сказать, что долина Нила представляла собой подобие первозданного рая: берега реки обрамляли непроходимые заросли папируса (нильского тростника) и акаций, а также обширные болота, над ними кружились тучи насекомых, с наслаждением набрасывающихся на любую жертву, рядом, в окрестных пустынях, зазевавшегося путника подстерегали ядовитые змеи и хищные звери, а в самой реке — крокодилы и бегемоты. Кроме этого, ежегодные разливы Нила, при которых река выходила из берегов на многие километры, а уровень воды в ней повышался на 8—14 метров, также требовали особых усилий для того, чтобы это событие, вначале воспринимавшееся как стихийное бедствие, превратилось в важнейший элемент производственного цикла. Тем не менее предсказуемость поведения реки, ежегодная повторяемость начала разлива придавали мироощущению древнего египтянина определенную устойчивость и стабильность, выступавшую как важный культурообразующий фактор».


Культ мёртвых[7]. Пирамида – Вавилонская башня наоборот.

Создаётся впечатление, что если Вавилон и Нимрод хотели объединиться и залезть на небо, то Египет хочет спрятаться под Землю.

На сайте синагоги горских евреев в Москве приводится интересная история:

http://talhum.ru/urok3.htm

«В 2003 году (1751 г.д.н.э.) был отстроен и заселен Египет. Двадцать лет спустя произошло событие, повлиявшее на всю последующую историю этой страны. Один бедный египтянин по имени Рэкион, хотел разбогатеть. Выдавая себя за царского посланника, он стал собирать необычный налог с мертвых. Еще при жизни, - требовал он, - человек должен заплатить налог за свою будущую смерть. Рэкион дурачил людей, вымогая у них деньги и драгоценности, пока молва о нем не дошла до самого царя. По приказу правителя его арестовали и доставили во дворец. На допросе Рэкион показал себя настолько смышленным и предприимчивым, что царь назначил его своим заместителем и дал имя Паро (Фараон), что значит пара мае мимэтим - взимал налог с мертвых. Так начиналась династия египетских фараонов».

Египетская книга называется «Книга мёртвых», она была уже сформирована в то время, когда еврей там жили[8]. (в противоположность Торе, которая называется «книгой жизни» и в которой всячески подчеркнуто, что она дана живым людям, живущим на земле[9].)


Куда же выходит народ из Египта?


Земля Египетская и Земля Израиля

Пинхас Полонский

http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/eikev00.htm

"От дождя небесного пьет она воду"

Перед входом в Страну Израиля Моисей объясняет евреям, почему им следует жить именно в ней: "Ибо страна, в которую вступаете вы, не как Страна Египетская она, из которой вы вышли, где, посеяв семена, ты поливал их, работая ногами. Но земля, в которую вы переходите, - это страна гор и долин [а не рек], от дождя небесного пьет она воду" (Дварим 11:8).

Живя в Стране Египетской, человек привыкает опираться на естественные аспекты бытия, преклоняться перед физической силой, дающей ему власть над ними, - ибо в Египте для орошения посевов он должен был, "работая ногами", выкопать канал от Нила, по которому во время разлива вода поступала на его поле; и урожай находился в прямой зависимости от сделанной им работы.

Страна же Израиля "пьет воду от дождя небесного". Человек может копать, сеять, работать в поте лица, но после этого он все равно должен обращать свой взор к небу и ждать: будет дождь или нет[10]. В Стране Израиля физическая работа сама по себе не может служить залогом успеха, и человек должен научиться жить в надежде на Божественную поддержку его дел, - а эта поддержка дается тогда, когда человек живет правильно и достойно. Таким образом, опора на Божественную помощь является тем стержнем, который помогает человеку (и народу) вести достойную жизнь.

Земля Израиля учит надежде на чудо

...Еще один из первых сионистов (нерелигиозный) сказал: "В Земле Израиля тот, кто не верит в чудеса, - тот не реалист".


(Всё блуждание по пустыне наполнено чудесами. Почему уход из Египта и возникновение народа, а потом и вход в Землю должны сопровождаться чудесами? Рассечение моря – чудо, о котором нельзя говорить рационально, только петь[11] (что и делают Моше и Мирьям – «песня моря»). Некоторые комментаторы пишут, что смысл хождения по пустыне в том, чтобы своими глазами народ увидел чудеса и осознал изначальную иррациональность и невыразимость мира. В пустыне рождается еврейское искусство -Бецалель же, сын Ури, сын Хура, из колена Иегуды, строитель Скинии, – первый художник...Рождение еврейского народа не ограничивается тем, что евреев стало много, не ограничивается обретением независимости и формальной свободы, а превращается в наполненный необъяснимыми чудесами процесс-странствие, в диалог с Богом, миром, между собой и другими народами).

Дарование Торы[12] в пустыне. Кружной путь[13].

Для чего нужно кружить по пустыне, чтобы попасть в землю Израиля?

И более того, - почему Тора была дана в пустыне?

Ведь ещё до того, как были посланы в Землю разведчики, (до того, как народ стал плакать и не хотели входить в Землю, и после этого блуждали по пустыне 40 лет), до всего этого, а ещё когда только вышел народ из Египта, не пошли они в обещанную Землю прямым путём, а пошли «кружным путём через пустыню, и именно там, в пустыне, между странами[14], была дана Тора.


Шемот, 13, 17-18.

17. И было, когда Паро отпустил народ, не повел их Б-г по дороге земли Плиштим, ибо близка она; потому что Б-г сказал: чтобы не пожалел народ при виде войны и возвратился в Египет. 18. И повел Б-г народ кружной дорогой через пустыню [по направлению к] Тростниковому морю.

Получается, что именно то, что дорога эта является кратчайшим путем к желанной цели, то есть именно главное с точки зрения "здравого смысла" преимущество этой дороги, явилось причиной того, что Б-г не повел их по этой дороге. А движение по более длинному пути, которое воспринимается нами как задержка, промедление, недостаток, ущерб – это преимущество и достоинство?

Комментарий Раши

ибо близка она - И удобно по той же дороге вернуться в Египет.

Что же, получается, что надо было идти длинным путём, чтобы не возник соблазн вернуться? Почему могло возникнуть желание вернуться?

Зачем идти кружным путём?


Создание народа по отношению к земле Израиля.

....Выходит, что создание еврейского народа – сложный процесс, сопровождающийся непонятностями и чудесами, непредсказуемый, так как рождается из постоянного диалога, происходящий вне реальности, вне быта, вне страны, вне обещанной Земли.?[15]


Почему Тора должна быть дана в пустыне, что такое пустыня?


Пустыня.


Жан-Кристоф Атиас, Эстер Бенбасса "Вымышленный Израиль"

" ...пустыня не является только землей совершенного греха, наказания и скитаний. Пустыня, земля исхода, расположенная между двумя другими землями, предстает одновременно и местом проявленной неверности, и поднятого мятежа (золотой телец), и местом божественного откровения и подчинения Господу, тем местом, где сыны Израилевы, приобретя Закон, становятся свободным народом и святой нацией. Единственный участок земной поверхности, который Пятикнижие недвусмысленно называет "Святой землей", расположен "далеко в пустыне", у горы Хорев, там, где Моисей увидел горящий куст терновника. Когда он захотел получше рассмотреть необычное видение, Бог приказал остановиться и произнес следуюшие слова: "Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая".

....Опыт становления национального самосознания, накопленный во время скитания по пустыне, занимает в еврейской памяти не менее важное место, чем тот, который был получен в момент приобретения, а затем и утраты земли. Три главных, по своей сути сельскохозяйственных, паломнических праздника литургического календаря закрепляют за Иерусалимом главенствующее положение постоянного центра, притягиваюшего к себе трижды в год массу верующих. Но в то же время эти праздники непосредственно связаны с памятью о скитаниях народа Израилева по пустыне, и сам факт паломничества, накладывающий на них особый отпечаток, как бы оживляет в народной памяти этот опыт. В весенний праздник Песах отмечается исход евреев из Египта, в праздник Шавуот, спустя 50 дней , вспоминают Синайское откровение. Праздник Суккот, отмечаемый ранней осенью, служит напоминанием о тяготах жизни в путсыне, о разрыве с местом рабства и как бы символизирует отказ от отдыха: в течении 7 дней израильтяне, покинув свои каменные дома, живут в шалашах, подобно тому, как они жили в палатках, полученных от Всевышнего, когда он вывел из Египта....Если не как часть тверди земной, то, по крайней мере, как отрезок времени, пустыня несет в себе, несомненно, положительный заряд."

Из статьи Менахема Яглома "Поколение пустыни" – (см в приложении)

"Откровение, создающее новую реальность, может быть дано только пустыне, в пространстве совершенной новизны и непережитости. Оно достижимо лишь при условии предельной целостности, несовместимой с бытом, не терпящей суеты и рутины, но вне быта и повседневности не может быть осуществлено.

Исход уничтожает быт, дарование Торы разрушает оковы конечности и смертности. Люди “поколения пустыни” невообразимо свободны и потому предельно аскетичны, они ничем не обладают и не нуждаются в обладании. Абсолютная новизна ситуации не терпит ничего связанного с предыдущим опытом, потому “поколение пустыни” обречено на странствие, оно ничем не обладает и ничего не может приобрести, их жизненное пространство - пустыня - совершенно однородно, не имеет никаких отличительных признаков, причинно-следственные связи, которые определяют течение жизни, несущественны, смерть преодолена, а единственной реальностью является само Откровение. Их пища - ман - не может быть сохранен до следующего дня и всегда является чем-то новым. Ман обладает всеми вкусами, несвязанный ни с чем предыдущим, это чистый, ничем не ограниченный и потому всеобъемлющий потенциал."

Попытка входа в Землю. Разведчики.

Подойдя к Земле, Моше и народ послали 12 человек-разведчиков посмотреть, что это за земля, в которую они идут. 40 дней ходили разведчики по Земле, а вернувшись, показали огромные плоды, растущие в ней, которые они еле донесли, и сказали, что Земля эта течет молоком и мёдом, только при этом 10 из 12 разведчиков сказали, что это «земля, пожирающая своих обитателей», и что её не завоевать и не одолеть, а двое успокаивали народ, и говорили хорошее про Землю. И народ стал плакать и проситься обратно в Египет, и Бог хотел уничтожить народ, но Моше стал спорить с Ним, и решено было, что поколение людей, вышедших из Египта, не войдёт в Землю, а лишь дети их войдут...

История разведчиков и первой попытки входа в Землю ставит очень много острых вопросов – о свободе, о том, что не достаточно выйти из рабства, чтобы стать свободным человеком, о Земле и её свойствах, о пустыне и непрямых путях... В некотором смысле эта история ставит все вопросы, которые будут возникать потом, на всём протяжении еврейской истории (см. в приложении «мераглим – разведчики»).

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Иехезкель, 33 (24)Сын человеческий! Обитатели развалин этих на земле Йисраэйля изрекают, говоря: Авраам был один и унаследовал эту землю, а нас много, нам отдана земля эта в наследие.

[2] Иехезкель, 33 (25) Посему скажи им: так сказал Г-сподь Б-г: с кровью будете есть, и глаза свои поднимете к идолам своим, и кровь прольете – и землю унаследуете?! (26) Опирались вы на меч свой, творили гнусности, и любой жену ближнего своего осквернял – и землю унаследуете?!

[3] Раби Нахман из Браслава предлагает такой ответ: «Один был Авраам» (Иехезкель, 33) – «Авраам служил Всевышнему только посредством того, что он был один, что он думал, что он один-единственный в мире, и не смотрел вовсе на других людей(...), и не на отца(который торговал идолами), а лишь, как будто он один на свете, и это то, что сказано «Один был Авраам». И так всякий, кто хочет приблизиться к служению Всевышнему, ему это удастся только лишь если он будет думать, что он один на свете....»

Раби Нахман из Браслава, Ликутей Моhаран.

4 (из книжки Моше Столяра «И расскажи сыну своему», см. файл "Моше Столяр" в приложении

[5] См. файл "Египет - история"

[6] Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч.1. История древнего мира. - М.: Добросвет, 2000: http://www.countries.ru/library/ancient/egtelo.htm

Действительно, что может быть элементарнее и дальше от культурного контекста, чем человеческое тело, состоящее из рук, ног, туловища и головы, и можно ли воспринимать его как-либо по-другому? Оказывается, можно.

Тело в древнеегипетской культуре воспринималось как орудие, принадлежащее его владельцу, полностью подчиненное его воле, направляемое и движимое им. Оптимальным образом такое представление в современном языке выражает, видимо, понятие собственности. Понятно, что подобной собственностью могло являться как тело человека, так и его имущество, в частности, другие люди, полностью подчиненные ему и служившие орудием его воли. Некоторые тексты дают основание предположить, что все громадное древнеегипетское государство воспринималось как «плоть» фараона, одна из составляющих его тела. При таком понимании черты образа царя как воплощения единства страны, личности, связывающей Верхний и Нижний Египет в одно целое, отмеченные при анализе титулатуры фараона, становятся более понятными и получают особый смысл.

[7] В июне 2002 года проходила выставка в Пушкинском музее, посвященная культу мёртвых. (наверняка можно поискать каталог, материалы...)

http://www.newsru.com/cinema/03jun2002/kult.html

...Интересно заглянуть на сайт http://www.peter-club.spb.ru/library/Lebedev8.html где обсуждается, что хорошо развитый культ мёртвых – гарантия жизненности цивилизации и условие свободы духа....

http://www.requiem.ru/rituals/egypt/print.phtml[8]

[9] Дварим, 26

(12) Когда окончишь отделение всех десятин от плодов твоих в третий год, год десятин, и отдашь Лейвиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб ели они во вратах твоих и насыщались, (13) Тогда скажи пред Господом, Богом твоим: "убрал я священное из дома и уже отдал я это Лейвиту и пришельцу, сироте и вдове, вполне по повелению Твоему, которое Ты заповедал мне; не отступил я от заповедей Твоих и не забыл. (14) Не ел я в скорби моей от него и не убирал его в нечистоте, и не давал из него для мертвеца; я слушал голоса Господа, Бога моего, поступил вполне, как Ты заповедал мне. (15) Воззри же из святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Исраэйля, и землю, которую Ты дал нам, как клялся Ты отцам нашим, землю, текущую молоком и медом".

Комментарий Сончино:

и не давал из него для мертвеца Не продал плодов, отделенных от урожая, даже для исполнения заповеди оказать уважение умершему и похоронить его с достоинством (Сифри). Некоторые комментаторы объясняют, что эта фраза указывает на древний обычай египтян ставить в гробницах пищу, которая, по их представлениям, необходима умершему. Они рассматривали это приношение как жертву и обращались к мертвым с мольбой о помощи и защите. Культ мертвых отрицается Торой (см. Дварим, 18:11; Теhилим, 106:28).

[10] Авраам Шталь, цитируя мидраш,выражается ещё более категорично:

http://www.ort.spb.ru/nesh/ekev.htm

Земля Израиля и Египет.

"Ибо земля, в которую ты идёшь, чтобы завладеть ею, не как земля египетская она" (Дварим, 11.10), "но лучше неё" (Раши). "Не как земля египетская она – Египет питают собственные воды (воды Нила, так как в Египте нет дождей), а Земля Израиля питается дождями. Низменные части Египта (в которые попадает вода из каналов) получает воду, а возвышенности воду не получают, в Земле Израиля воду получают и низменности, и возвышенности. Земля Египетская получает воду не постоянно (а лишь в определённые периоды, когда воды Нила поднимаются и выходят из берегов), а Земля Израиля постоянно (или дождь, или росу). Земля Египетская, если не прилагать для её обработки усилий при помощи молота и топора, подолгу не смыкая глаз (бодрствуя по ночам из-за большого объёма работы по прокладыванию каналов, по которым подаётся вода из Нила), не даст ничего, Земля Израиля не такова – они спят в своих постелях, а Всевышний проливает для них дождь.

Подобно царю, который находился в дороге и увидел достойного человека, и отправил к нему своего раба, чтобы прислуживал ему. Затем увидел ещё одного достойного человека, благородного и изнеженного, занятого работой, и знаком он был с его предками. Сказал: постановляю, чтобы ты не работал своими руками, а я буду обеспечивать тебя. Так всем землям даны слуги в помощь: Египет питается от Нила, Вавилон от рек, но Земля Израиля не такова. Они спят в своих постелях, а Всевышний проливает для них дождь" (Сифрей).

[11] Отравлен хлеб, и воздух выпит:

Как трудно раны врачевать!

Иосиф, проданный в Египет,

Не мог сильнее тосковать.

Под звездным небом бедуины,

Закрыв глаза и на коне,

Слагают вольные былины

О смутно пережитом дне.

Немного нужно для наитий:

Кто потерял в песке колчан,

Кто выменял коня, - событий

Рассеивается туман.

И, если подлинно поется

И полной грудью, наконец,

Все исчезает - остается

Пространство, звезды и певец!

Осип Мандельштам

1913

[12] Мы не рассматриваем сейчас само дарование Торы, стояние под горой Синай, соблюдение Торы до её дарования праотцами.... Так или иначе, вопросы, связанные с еврейской Книгой, будут возникать всё время, и создадут некоторое пространство отношения к Тексту и понятий о Тексте... Здесь хотелось подчеркнуть только то, что этот Текст был получен не в Земле и не на прямом пути в Землю, а в стороне от всего, в пустыне.

[13] Вопросами прямых и кружных путей занимался бм "Длинная короткая дорога" на весенней школе по иудаике в Москве - некоторые тексты оттуда вынесены в приложение, а к обсуждению их можно подключиться на форуме сайта

http://germenet.beitmidrash.ru/

[14] Может, уместно вспомнить наш бейт-мидраш про "иври", находящегося между берегами...

[15] Рав Соловейчик говорит, что вступление евреев в Землю Израиля не является просто одним из фактов событий в этом мире. Это история совершенно необычная и в своем роде уникальная. Евреи родились, как не рождался ни один народ в истории (не даром по теории Сталина евреи не считались народом, национальностью, так как не имели ни общности языка, ни общности территории и т.д.), они родились "в стороне", а потом шли в ту Землю, которая была для них создана. Поэтому, прирожденность евреев Земле Израиля связана не с сантиментами юности или предыдущих поколений, а связана с тем, что эта Земля предназначена для этого народа и народ предназначен для этой Земли.

Категория: Еврейская/изр история | Добавил: Tania (2006-06-21)
Просмотров: 947