Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2024-04-30, 11:58 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейская/изр история

1. Авраам -иври/3/
Различные мидраши

http://chassidus.ru/library/agada/avot.htm

ПРАОТЦЫ

I. АВРААМ

От Ноаха до Авраама десять поколений, и за все эти долгие годы Господь не говорил ни с кем из смертных, кроме Авраама.

Притча раби Нехемии:

— У царя во время путешествия выпала из короны жемчужина. Велел царь принести сито и просеять песок на том месте. Просеяли раз — не нашли, другой раз — не нашли, на третий раз нашлась жемчужина. И со вздохом облегчения пронеслось кругом:

"Царь отыскал свою жемчужину!"

Так и Господь говорил об Аврааме:

— "Какая надобность была бы перечислять родословную всех этих Шема, Арпахшада, Шелаха, Эвера, Пелега, Рэу, Серуга, Нахора,

Тераха, если не ради тебя, Авраам?" (Берейшит Раба 39).

В тот час, когда родился Авраам, на восточном склоне небес появилась звезда, поглотившая свет четырех звезд на четырех сторонах небосвода. Видя это, звездочеты сказали Нимроду:

— Сейчас у Тераха родился сын, будущий родоначальник племени, которому предопределено унаследовать и земной мир, и загробный. Прикажи весь дом Тераха засыпать серебром и золотом, только бы он дал умертвить новорожденного.

Послал Нимрод сказать, по совету звездочетов, Тераху: дай умертвить родившегося у тебя младенца, и царь наполнит твой дом серебром и золотом.

На это Терах ответил притчей:

— Одному коню сказали: "Дай отрежем тебе голову, а в награду за это дадим тебе полный амбар овса".

— Глупцы, — отвечал конь, — если отрежете мне голову, кто же есть будет овес?

— Отвечу и я: "Если вы умертвите моего сына, кто же унаследует серебро и золото?"

— Впрочем, — прибавил Терах, — у меня действительно родился сын, но он умер.

Пришлось Тераху прятать сына от Нимрода, и он укрыл его в пещере, где Авраам оставался три года. Для питания его Бог сделал в стенах пещеры два отверстия, из которых текли мед и елей.

Трех лет от рождения вышел Авраам из пещеры и, увидя мир Божий, стал размышлять о том, кем созданы земля и небо, и он сам. Очарованный величественным видом солнца, его светом и теплом, он весь день возносил молитвенную хвалу солнцу. Когда солнце зашло, а на небе появилась луна, окруженная мириадами звезд, Авраам подумал: "Вот это светило, очевидно, и есть божество, а маленькие светильники, его окружающие, это его вельможи, воины и слуги. Всю ночь он пел гимны луне. Но вот наступило утро; луна зашла на западе, а на востоке снова появилось солнце.

— Нет, — сказал Авраам, — есть Некто, который и над солнцем властен, и над луною. К Нему стану я возносить моления мои.

(Маасе Авраам, Бет гаМидраш)

Терах занимался изготовлением идолов, которыми торговал на базаре. Однажды он поручил продажу своего товара Аврааму. Подходит на базаре человек к Аврааму и спрашивает:

— Не найдется ли для меня подходящего бога?

— А тебе какого надо? — спрашивает Авраам.

— Видишь ли, — отвечает тот, — я богатырь и хотел бы приобрести себе бога-богатыря.

Авраам снял истукан, помещавшийся выше остальных уговорит:

— Вот этот самый для тебя подходящий.

— Но разве он богатырь?

— Глупец! — Отвечает Авраам. — Уж таков искони порядок среди идолов: который поставлен выше остальных, тот богатырем и слывет.

Когда этот человек собирался уходить со своей покупкой, Авраам остановил его вопросом:

— Скажи, сколько тебе лет?

— Семьдесят.

— И тебе, прожившему на свете семьдесят лет, не стыдно воздавать божеские почести идолу, сделанному день назад.

Покупатель с презрением бросает идол, берет обратно деньги и уходит.

Подошла женщина и передала Аврааму, в дар идолам, полную миску тонкопросеянной муки. Взял Авраам палку, разбил всех идолов, кроме одного, самого крупного, которому и вложил в руки палку. Приходит отец и спрашивает:

— Как это произошло? Кто это сделал?

— Расскажу, — отвечает Авраам, — ничего от тебя не скрывая. Дело было так: принесла женщина миску с мукою и просит принести в жертву идолам. Стал я совершать, как следует, жертвоприношение, а идолы и завели спор между собою, — один кричит: "я хочу поесть раньше", а другой: "нет, я раньше!" Но тут встал самый крупный идол и — видишь — разбил все.

— Но ты издеваешься надо мною, — закричал отец, — разве способны эти...

— Да? Так вдумайся же сам, отец, в слова свои...

Повел Терах сына на суд к Нимроду.

— Это ты и есть Авраам, сын Тераха? — проговорил знаменитый зверолов, вперив в юношу грозный взор, — отвечай же мне: разве неизвестно тебе, что я господин над всем творением, и солнце, и луна, и звезды, и планеты, и люди — все движется волей моей. Как же ты дерзнул священные изображения уничтожить?

В эту минуту озарил Господь ум Авраама мудростью, и так отвечал он Нимроду:

— Позволь мне слово сказать не в укор, но в хвалу тебе.

— Говори, — сказал Нимрод.

— Исконный порядок в природе таков: солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Так вот, прикажи, чтобы завтра оно взошло на западе, а зашло на востоке, и тогда я признаю, что ты подлинно господин над всем творением. И еще вот что: для тебя не должно быть ничего сокровенного. Скажи мне сейчас: что у меня в мыслях и что я сделать намерен?

Нимрод задумался, важно поглаживая рукою свою бороду.

— Нет, — продолжал Авраам, — напрасно ты ищешь ответ. Не владыка вселенной ты, а сын Хуша. И если бы ты действительно был Богом, то отчего ты не спас отца своего от смерти? И так же, как ты отца своего не спас от смерти, ты и сам не спасешься от нее.

Тут Нимрод обратился к Тераху, говоря:

— Не заслуживает ли жестокой кары сын твой, отрицающий божественное всемогущество мое? Он должен быть сожжен! И, обращаясь к Аврааму, продолжал:

— Поклонись огню как божеству, и я пощажу тебя.

— Огню? — ответил Авраам. — Не правильнее ли поклоняться воде, которая тушит огонь?

— Хорошо, поклонись воде.

— Не поклониться ли лучше облаку, насыщенному водою?

— Я и на это согласен, — поклонись облаку.

— Но разве не сильнее ветер, разгоняющий облако?

— Поклонись же, наконец, ветру!

— Но разве человек не преодолевает и силу ветра?

— Довольно! — воскликнул Нимрод. — Я поклоняюсь огню и тебя заставлю ему поклоняться.

— Бросить его в огонь! — приказал он слугам. — И увидим, спасет ли его тот Бог, которому он поклоняется.

Повели Авраама к калильной печи, связали его, распростерли на каменном помосте, обложили дровами с четырех сторон, с каждой стороны на пять локтей в ширину и на пять локтей в вышину, и подожгли. Видя это, соседи Тераха и прочие сограждане его стали наступать на него с угрозами, говоря:

— Стыд и позор тебе! Не сам ли ты говорил, что сыну твоему суждено унаследовать и земной мир, и загробную жизнь, и ты же предал его Нимроду на казнь!

Но сам Всевышний сошел с неба и спас Авраама от смерти.

(Тана д'вей Элиягу; Берейшит Раба, 38)

В ту минуту, когда Авраам был брошен в печь, воззвал архангел Гавриэль к Господу:

— Владыка миров! Позволь мне сойти, остудить печь и спасти праведника.

— Нет, — ответил Господь, — Я Един в вышних, а он един на земле. Единому и подобает спасти единого. Но и тебя, Гавриэль, ждет подвиг: ты в свое время спасешь троих из потомков его[1](Псахим, 118).

И зазвучал Аврааму голос нагорный:

Я был с тобой, когда, во славу Божью, Бесстрашно в лютый пламень ты сошел И на земле к святыне веры чистой Народам путь свободный указал. Тебя избрал и возлюбил Я прежде, Чем первую денницу Я зажег, — И благодатна жизнь твоя для мира, Как благодатны росы для полей.

(Берейшит Раба, 39)

Авраам, оставаясь в Харране, подобен был сосуду, наполненному благовонным елеем, но закупоренному и лежащему без употребления, почему аромата его и не слышно. Откройте сосуд, дайте ему движение с места на место, — и тогда только обнаружится сила его благоухания. И Господь сказал:

— Авраам, много добрых дел, много подвигов веры и благочестия ты можешь совершить. Встань же, пойди из земли твоей, от родни твоей, из дома отца твоего, — и имя твое возвеличится в мире Моем.

(Берейшит Раба, 39; Шир гаШирим Раба, 1)

"И я произведу от тебя великий народ".

И отчеканена была монета с изображением: на одной стороне — старика и старухи, а на другой — юноши и девушки (символ непрерывного возрождения и обновления жизни) (Берейшит Раба, 39).

"И взял Авраам с собою Сарру, жену свою" — "и всех людей, которые были приобретены им в Харране".

Дом Авраама служил гостеприимным приютом для всякого, и люди находили там не только радушный прием, но также и наставление в истинной вере. А приведение хотя одной души "под сень крыльев Шехины" (духа Божия) равносильно созданию ее и утверждению в жизни вечной (Шир гаШирим Раба).

Приближаясь вместе с Саррою к границам Египта и зная дурные нравы потомков Мицраима, Авраам спрятал Сарру в сундук. У заставы стали его допрашивать, что он везет в этом сундуке.

— Ячмень, — сказал Авраам.

— Не пшеницу ли? — спросили надсмотрщики.

— Возьмите пошлины как за пшеницу.

— Может быть — перец?

— Возьмите как за перец.

— А не находится ли в этом сундуке золото?

— Я готов заплатить как за золото.

— А вдруг там окажутся шелковые ткани?

— Считайте как за шелковые ткани.

— Но в сундуке может быть и жемчуг?

— Пусть по-вашему — заплачу как за жемчуг.

— Нет, — заявили они, — тут что-то неладное. В этом сундуке, должно быть, находится нечто необыкновенно ценное, и ты шагу не сделаешь прежде, чем сундук не будет открыт.

Пришлось подчиниться. И когда Сара вышла из сундука, от красоты ее разлилось сияние по всему Египту (Берейшит Раба, 40; Танхума).

Желая, со свойственным ему радушием, достойно принять трех странников (ангелов), посетивших его у дуба Мамврийского, Авраам поспешил в шатер к Сарре заказать лепешки, масла и молока, а затем побежал к стаду "выбрать теленка нежного и хорошего". Но теленок побежал в сторону от шатра и скрылся в пещере Махпела. Проникнув в эту пещеру, Авраам невольно остановился, пораженный чудным видением: озаренные пламенем светильников, в гробнице покоились Адам и Ева, и благоухание исходило от останков первородной четы. Эту пещеру Авраам и избрал местом вечного успокоения для себя и для Сары (Пиркей д'Раби Элиэзер).

Сказал раби Йонатан: "Гончар не проверяет плохие кувшины, по которым один раз ударишь - они разобьются. Какие проверяет он? Самые лучшие, что если и много раз ударишь по ним - не разобьются. Так и Всевышний, благословен Он, не испытывает злодеев, а испытывает праведников, как сказано: "Господь праведника испытает" (Теhилим,11:5).

http://www.machanaim.org/tanach/_nleybov/s087-092.htm

« Не бойся»

Раби Леви сказал два толкования, и одно - мудрецы. Раби Леви сказал:
Ибо праотец наш Авраhам страшился и говорил: "Вдруг среди тех, кого убил я, был один праведник, трепещущий перед Небом!" - Это подобно тому, как некто проходил мимо царского сада, увидел куст терниев, подошел и вырвал его. Выглянул царь и увидел - стал тот человек прятаться. Сказал ему царь: "Почему ты прячешься от меня? Ведь мне нужны были работники, чтобы выполоть это! Иди и получи свою плату". Так Всевышний, благословен Он, сказал Авраhаму: "Те, кого убил ты, были [как] тернии отсеченные!" Как сказано: "И будут народы [как] горящая известь, [как] тернии отсеченные" (Йешаяhу 33:12)
И еще другое сказал раби Леви:
Ибо праотец наш Авраhам страшился и говорил: Вдруг те цари, которых убил я, - сыновья их соберут войско, и придут, и учинят со мной войну! Сказал ему Всевышний, благословен Он: "Не страшись, Я щит тебе!" А что это за щит: даже если все мечи поднимутся против него - он выстоит; так и ты - даже если все народы мира соберутся и пойдут против тебя, Я буду биться с ними!"
Мудрецы сказали:
Ибо праотец наш Авраhам страшился и говорил: Спускался я в печь огненную - и спасся, ходил я войной на царей - и победил; вдруг получил я уже награду свою в этом мире и ничего не осталось мне для мира будущего? Сказал ему Всевышний, благословен Он: "Не страшись, Я щит тебе!". Все, что сделал Я для тебя в этом мире - сделал Я даром, а награда твоя сбережена для будущего мира, "награда твоя велика очень". И это то, что сказано в Писании: "Как велико благо Твое, которое сберегаешь Ты для боящихся Тебя!" (Теhилим 31:20).

Яаков: "Мал я против милостей и всей истины, что содеял ты с рабом твоим" (Брейшит, 32:11)

Раши: "После этих событий" - после того, как с ним произошло чудо и он [в сражении] убил царей, он стал тревожиться, говоря [себе]: может быть, я получил вознаграждение за все мои добрые дела?" Поэтому Вездесущий сказал ему: "Не страшись, Авраhам, Я щит тебе" от кары, чтобы не понести тебе наказания за всех тех людей, которых ты убил. Что же до твоей тревоги о полученной награде, то [знай, что] "награда твоя велика очень".

Давид своему сыну Шломо: "Было у меня на сердце выстроить дом для имени Господа Бога моего. И было ко мне слово Господне: много крови пролил ты и войны большие вел ты - не должен ты строить дом имени моему, ибо много крови пролил ты на землю передо мной" (Диврей hаямим 22:7, 8).
И там же: "Не строй дома для имени Моего, ибо человек воинственный ты и кровь проливал ты" (Диврей hаямим 28:3).

"Как я узнаю?" (Бытие гл. 15)

http://www.machanaim.org/tanach/_nleybov/s093-105.htm

Адам и Авраам

http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/lechf0.htm

Мидраш объясняет: Авраам был достоин быть сотворенным даже прежде Адама. Но сказал Всевышний: "Если Авраам, с его величием, разрyшит мир, то не найдется никого, кто смог бы исправить это после него. И потомy Я сотворю сначала Адама, но если Адам постyпит неправильно и принесет в мир разрyшение, - то Авраам сможет исправить содеянное.

В самом начале он назван "Авраам hа-иври" ("Авраам еврей, Бытие 14:13), а слово "иври" бyквально означает "перешедший", "с дрyгого берега", "иной", "посторонний". И поэтомy Мидраш говорит: "Весь мир наxодится по однy стороны, а Авраам - по дрyгyю".

Бог говорит Авраамy (Бытие 26:5): "Благословятся в потомстве твоем все народы земли за то, что xранил ты завещанное Мной, заповеди Мои, законы Мои и Торy Мою".

Мидраш объясняет: Отец его не обучал, и наставника у него не было, но дал ему Всевышний "мyдрость внyтренностей" (бyквально: "мyдрость сердца и почек" т. е. тонкyю интyицию и способность глyбокого понимания), и они, подобно двyм yчителям, непрерывно обyчали его Торе и Мyдрости.

Значение Авраама Мидраш описывает в следующих словах: "Если в доме есть главная потолочная балка, то где ее помещают? Не в середине ли здания, чтобы на нее могли опираться доски, как с одной, так и с дрyгой стороны. Итак, почемy сотворил Всевышний Авраама в середине поколений? - Чтобы он был опорой как поколениям, предшествовавшим емy, так и поколениям, следyющим за ним".

Стих Торы (Бытие 2:4): "Вот история Небес и Земли по сотворении иx" - Мидраш толкyет: "Не читай "беhибарам" (по сотворении иx), но читай "беавраhам" (из-за Авраама, за заслyги Авраама)", как бyдто бы Тора здесь говорила нам: "Вот история Небес и Земли - за заслyги Авраама".

"Благословен Авраам перед Богом Всевышним, Приобретающим Небо и Землю" (Бытие 14:19). Мидраш спрашивает об этом стиxе: "У кого же Бог приобрел Небо и Землю?" И отвечает: Бог приобрел их у Авраама. Мы знаем, что Авраам постоянно принимал у себя путников, кормил и поил их, а когда они кончали есть и пить, то он говорил им: "Благословите!" Они спрашивали его: "Кого же благословлять нам?" И он объяснял им: "Благословите Бога Вечного, Которомy принадлежит то, что мы ели". [Иными словами, в каком-то смысле благодаря Авраамy Бог стал (т.е. был признан) Владельцем не только Неба но и Земли.] И было сказано Авраамy Всевышним: Имя Мое неизвестно было людям, а ты сделал Его известным им. И потомy Я засчитываю тебе это в заслyгy, как если бы ты соyчаствовал со Мною в Сотворении мира. Благодаря тебе приобрел Я Небо и Землю".

Категория: Еврейская/изр история | Добавил: Tania (2006-06-21)
Просмотров: 655