Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2024-04-30, 12:37 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейская/изр история

1. Авраам -иври/1/
ВОТ КОГДА ЭТО ПРОИЗОШЛО

ЯЗЫЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Языческая история

Еврейская история

Цивилизация Суз и Киша. Додинастический период в Египте.
4500 до н.э.


Цивилизация Шумера
3600


Первая династия в Египте
3500


Саргон объединяет Шумер и Аккад
2800


Среднее Царство в Египте
2400




Период странствий
2000 г. до н.э.— 1200 г. до н.э.

Хаммурапи создает Вавилонскую империю (Халдею). Расширение Египетской империи. Подъем Ассирии. Вторжение гиксосов в Египет.
2000 до 1200
Авраам и Сара покидают Ур в Халдее (Вавилония). Эпоха Патриархов. Странствия в Ханаане. Иосиф уводит евреев в Египет. Египетское рабство.

Египетскому могуществу брошен вызов. Восстания и гражданские войны в Египте.
1200 до 1100
Моисей выводит евреев из Египта. Странствия в Синайской пустыне. Евреи побеждают ханаанеян в Палестине.

Археология.

"События, о которых мы поведем наш рассказ, начались в Уре-Касдим, Уре Халдейском, в южной Месопотамии, На это указывают и Пятикнижие, и легенды, ставшие частью Устной традиции евреев, и некоторые другие источники. Ур, как известно, не только один из самых значительных, но и один из древнейших городов Двуречия, существовавший уже к середине
I V тысячелетия до н. э. ». Великий город Ур - один из центров мировой цивилизации первой трети второго тысячелетия до н. э. Сведения об этом городе с очень высоко развитой материальной культурой, наукой, астрологией, математикой, тайнописью пришли к нам из разных исторических источников и замечательных археологических открытий..(в 1923 году в местности неподалеку от холма Тель-Мукайар на территории современного Ирака..)"



Авраам – иври

Авраам – первый человек, который называется «иври», еврей (см. Бейт-мидраши № 2-3). Он ОДИН противостоит режиму Нимрода ( см. ниже). В Торе ничего не говорится о том, почему Всевышний обращается к Аврааму в то время как, например, про Ноаха это объясняется. Принципиально недостаточный текст письменный отсылает нас к мидрашам. Мидраши рассказывают разные истории про детство Авраама и его отношения с Нимродом. (см. файл «Авраам» в приложении №...) По одному из мидрашей Авраам увидел мир впервые в три года, случайно выйдя из пещеры, где его скрывали с рождения.

Другой мидраш говорит о том, что мир виделся Аврааму как «горящий замок»:

Сказал раби Ицхак: Притча об одном /человеке/, что ходил с места на место и увидел пылающий замок. Сказал он: Неужели замок этот без управителя? Выглянул к нему хозяин замка и сказал: Я есть хозяин замка! Также и Авраам отец наш сказал: Неужели этот мир без управителя? Выглянул к нему Святой, благословен Он, и сказал: Я есть хозяин мира! ( Мидраш Раба 39,1)

Все мидраши говорят о том, что Авраам первым вступает в диалог с Творцом, тем самым переворачивая картину, которая складывается при чтении книги Берешит: Авраам родился, женился, и к нему обращается Бог и говорит «Лех леха» - уйди их земли твоей, в Землю, которую Я тебе покажу.

Почему же мидрашам так важно подчеркнуть факт того, что Авраам первым обращается с вопросами?

Авраам - постоянный «выходец»: из географических границ (выход из Ур-Касдим) и затем из Харана; из границ духовных (из мира идолопоклонства); из законов природы (Ицхак родился когда Аврааму было 100 лет, а Саре 90, Всевышний выводит Авраама «наружу», по мидрашам – за звёзды, за астрологию, за законы, согласно которым живёт Вселенная) и из границ времени (он готов лишиться своего будущего – Ицхака).

"С исторической точки зрения не имеет значения, Авраам ли спроектировал свои желания на воображаемую фигуру Яхве (Б-га) или реальный Яхве предложил союз Аврааму. Существенно, что и поныне, спустя четыре тысячи лет, идея союза между евреями и Яхве продолжает существовать. Он ежедневно упоминается в молитвах евреев всего мира. За это время многие аспекты еврейства и иудаизма претерпели изменения, но идея союза с Богом осталась неизменной. Она, в свою очередь, породила стремление оставаться евреями. Это стремление стало движущей силой иудаизма. Без него не было бы ни иудаизма, ни евреев. Стоит этому стремлению исчезнуть, как исчезают все препятствия перед полной ассимиляцией евреев. В ходе истории изменялись методы, которыми это стремление поддерживалось, но цель оставалась неизменной. Еврейская история представляет собой последовательную смену идей, призванных обеспечить достижение этой цели.

Десять заповедей Моисея возникли не раньше, чем четыре столетия спустя. Книга Бытия пестрит упоминаниями об идолах, которые составляли неотъемлемую часть домашней утвари в шатрах еврейских патриархов. Три положения, однако, сохранили евреев в эти первые столетия их существования: идея единственности Бога, провозглашенная Авраамом (или, если угодно, провозглашенная Аврааму), обряд обрезания и отказ от человеческих жертвоприношений. Едва лишь евреи восприняли идею монотеизма (т.е. единственности Бога), они начали, сами о том не подозревая, вести себя особым образом. Эти изменения в родовом и индивидуальном поведении были вначале почти незаметны. Постепенно, однако, они становились все более и более ощутимы и все больше и больше отдаляли евреев от всех других. "

"Евреи, Бог, История" Даймонт http://www.il4u.org.il/tradition/daimont/

Авраам – Адам / Человек – Мир

Мидраш:

Авраам был достоин быть сотворенным даже прежде Адама. Но сказал Всевышний: "Если Авраам, с его величием, разрyшит мир, то не найдется никого, кто смог бы исправить это после него. И потомy Я сотворю сначала Адама, но если Адам постyпит неправильно и принесет в мир разрyшение, - то Авраам сможет исправить содеянное[1].

Что за странный мидраш?

Получается, что Авраам - это и есть Адам, только через много поколений людей, приносивших в мир разрушение, и его задача – это разрушение исправить?

Возвращаясь к терминологии «вызов» - «ответ», в чем состоит первый ответ "испортившемуся" человечеству?

Из нашего майского бейт-мидраша один из ответов получается примерно таким:

Как мы видели (БМ "И весь мир – огромный Хельм»), Раши в комментарии на Берешит 2:7

(И создал Господь Бог человека из Праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым.) пишет: "Он создал его из земного и небесного (букв.: из нижних и вышних): тело из земного, а душа из небесного".

Такое соединение земного и небесного на земле является тем самым сутью человека. Поколение вавилонской башни пытается тоже соединить землю и небо, но не на земле, а построив башню до небес и попав на небо.

Соединить на земле небо и землю, видно, не просто. Такое соединение предполагает соучастие в творении мира. Во время потопа люди не сумели остаться людьми и превратились в животных, не способных к диалогу с Творцом. Во времена Вавилонской башни люди, наоборот, хотят залезть на небо и сами стать богами.

Авраам, вступая в диалог с Творцом и с миром, освобождается от судьбы и выходит за рамки законов природы, и при этом, следуя определению Раши, всего-навсего остается человеком – Адамом, в том смысле, который выражает суть первого человека и человека вообще. То есть получается, что он пытается сохранить в неприкосновенности человеческую природу – сочетание земли и неба на земле и соучастие в творении..

А чтобы сочетать на земле небо и землю, ему необходима Земля.




Лех Леха

Берешит, 12

(1) И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. (2) И Я сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением. (3) И Я благословлю благословляющих тебя, а проклинающего тебя прокляну; и благословятся тобой все племена земные.

Комментарий Раши:

букв.: иди к себе, для себя

Тебе на пользу и тебе на благо. Там Я сделаю тебя великим народом, здесь же ты не удостоишься (иметь) сыновей. А кроме того Я сделаю известным в мире твое естество [Танхума].

Авраам спрашивает – «Кто хозяин замка?» - вступая в диалог со Всевышним, а Всевышний отвечает «Иди в Землю, которую Я тебе укажу».

Выход Авраама на поиски Земли начинается с того, что он идёт, не зная куда. Он идёт и смотрит, потому что Землю ему обещали «показать». Он должен её «увидеть». Он должен обойти её ногами, и тем самым очертить её границы, «создать». Земля эта, в отличие от земли, в которой поселяется Лот (см. БМ (бейт мидраш) «Подними глаза свои», часть 1 «Горящий замок») – «земля, питающаяся от дождей», то есть, в отличие от египетской (= вавилонской), земля, на которой соединяются небо и земля. Тем самым становится понятен комментарий Раши – «иди к себе», к человеческой природе (к Земле, которая соединяет небо и Землю на земле), и там ты не подчиняешься законам природы, поскольку сам меняешь мир.

Так начинается история «иври» - история пронесения через человечество человеческой сущности[2], попытка на земле соединить небо и землю и поиск Земли, которая специально для этого предназначена.

Если рассматривать так начало еврейской истории, понятно, что на первый план выходит ответственность за мир, которую чувствует Авраам (история с попыткой спасти Сдом и Гомору, например), этика – отношения между людьми (история про то, как Авраам прерывает разговор с Богом ради принятия трёх путников), понятно, что еврейство можно принять, поскольку это вопрос принятия на себя определенных ценностей, и многое другое...

После индивидуального пути Авраама перед его детьми стоит задача повторить этот путь, но уже как народ, и начинается история отношений евреев и Египта.

Авраам – Нимрод

История Авраама приходится на царствование Нимрода и историю строительства и разрушения Вавилонской башни и смешения языков. Противостояние одного Авраама миру Нимрода составляет суть противостояния евреев тем правилам, которые в разные эпохи устанавливают для себя различные режимы человечества.

Что же такое Вавилонская башня?

Почему мир постигают катаклизмы, что значит, что мир «портится»?

До Вавилонской башни был потоп[3] и создание человечества заново – почему праведник Ноах, единственный спасенный из всего поколения, не становится «иври» , в чем отличие Ноаха от Авраама[4], и что такое «иври»?

Таргум Йонатан переводит восьмой стих десятой главы книги Берешит следующим образом[5]. "И Куш родил Нимрода. Он начал быть героем в грехах и восставать против Всевышнего на земле". Следующий, девятый стих говорит: "Он был богатырем-ловцом перед Всевышним, и поэтому говорится: как Нимрод, богатырский ловец перед Всевышним". "Он был могучим бунтарем перед Всевышним, и посему говорится: с того дня, как сотворен свет, не было такого, как Нимрод, богатырь в ловле, который поднимал бунт против Всевышнего".

Т.е. слова "могучий ловец перед Всевышним" мидраш понимает как то, что он улавливает людей и поднимает их на бунт перед Богом. Слово "цаид" – охота - с одной стороны, это нормальное название для ловли зверей, охоты, а с другой стороны - это нередко в мидраше трактуется как ловля людей обманным способом, обман людей. По свидетельству мидрашей, Нимрод одержим желанием власти[6] и, чтобы добиться цели, «подменяет» историю – призывает построить башню,

чтобы заштопать дырку на небе, чтоб не случилось больше потопа, подменяя причину потопа – извращение поведения людей, вызвавшее потоп, заменяет на естественные причины. Отсюда – вседозволенность человека, не поведение человека определяет его историю. По мидрашам, только идолопоклонства, объявления себя Богом, нарушения отношений человек – Бог, недостаточно для того, чтобы произошли мировые катаклизмы – мир рушится только после того, как люди занялись грабежом, то есть утрачены нормы отношений человек-человек.

http://encyclopedia.astrologer.ru/

Выдержка из астрологической энциклопедии: (евр. Nimrod), Нимврод, Немврод в Ветхом Завете (Быт. 10: 8-10) - властелин большого государства в Месопотамии, основатель Ниневии и Калаха, богатырь и охотник (в Книге Бытия приводится поговорка: "сильный зверолов, как Н. перед Господом"). Имя его, вероятно, произведено от имени шумеро-аккадского бога Нинурты. У христианских авторов этимоном имени Н. считается древнееврейский глагол marad - "возмущаться". Н. - легендарный изобретатель астрологии (ср. Енох, Сет). Некоторые авторы отождествляли Н. с героем греческой мифологии Орионом.

Отсюда – интересная ветка: «Нет созвездия для Израиля»("Вавилонский Талмуд"), параллель с Авраамом – выход за пределы звёзд, не подчинение законам природы. Почему нельзя евреям гадать, а не-евреям можно?

Приложения:

1. Ссылка на книгу Моше Столяра "И расскажи сыну своему" http://www.machanaim.org/tanach/_irassk/ir0.htm#6

(для младших лет);

2. мидраши про Авраама, собранные в отдельный файл;

3. мидраши и рассказы про Нимрода, собранные в отдельный файл;

4. Бейт-мидраш № 1 «Горящий замок» («Подними глаза» - что видит Авраам и что видит Лот);

5. Бейт-мидраши № 2-3 «И весь мир – огромный Хельм» и «Бегущие поперёк» (кто такой «иври»);

6. «Авраам в Уре» - Отрывок из книги Леонида Гомберга «От Эдена до Вавилона», посвященной библейской истории от «Каинианы» до Вавилонского столпотворения;

7. «Агата Кристи и Ур Касдим»;

10. Вавилон и израильское искусство (Данцигер);


--------------------------------------------------------------------------------

http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/lechf0.htm2

[2] «Вовлеченность в ход истории, причастность к глобальным переменам, историзм составляют основу еврейского национального бытия.(...) Недаром первыми событиями еврейской истории, о которых повествует книга Берешит, стали сотворение мира и человека, возникновение народов. Рождение народа Израиля явилось следствием великих исторических катаклизмов, потрясших человечество на заре его существования – Всемирного потопа, Вавилонского смешения языков. Еврейская традиция хранит убежденность в том, что евреи сохранили в неприкосновенности человеческую природу Адама, самого первого человека.

Экзистенциальный конфликт человеческого существования и порождённые им проблемы – таков глубинный смысл еврейской истории. Эта история в своей преемственности и вечном становлении тянется издалека. Каждый из этапов еврейской истории одновременно является этапом формирования человеческой общности как таковой. (...) Биография еврейского народа стала духовной биографией человечества.»

[3] «Именно потоп научил людей быть членами общества, а не пауками в банке, беспощадно пожирающими друг друга. Но, как и все первое, первоначальный общественный опыт тоже оказался неудачным. Люди отказались от определенной доли личного эгоизма и гордыни во имя тех же качеств, но выраженных на коллективном уровне. Такова Вавилонская башня, таковы её тоталитарные адепты, “украсившие” своими режимами ХХ век, таковы все их лозунги типа “человек человеку друг, товарищ и брат” вместе с тем ужасом, который за ними скрывался. Всегда находились миллионы или даже десятки миллионов, которые оказывались за бортом “единства”, т.е. вне закона. Общество превратилось в волчью стаю, готовую растерзать всякого, кто вышел или был выведен за его жесткие, непримиримые рамки. Без признания человека образом и подобием Б-га это двуногое существо теряло всякую ценность, превращалось в бесправный и утилитарный винтик общественной машины, а сама эта машина обожествлялась".- из статьи Арье Вудка «Революция Авраама», http://www.sedmoykanal.com/article.php3?id=2338

[4] В чем разница между Ноахом и Авраамом?

«Hoax достиг вершин праведности в сфере отношений человека с Б-гом. По сравнению с Авраамом ему не хватало озабоченности судьбой Б-жественной инвестиции, а именно — человечеством; он не мог сравниться с Авраамом в области отношений между людьми. Эта разница особенно видна, если разобраться, как каждый из них противостоял своему времени. Во времена Ноаха Энош принуждал людей своего поколения вообще отказаться от Б-га. Несмотря на давление. Hoax устоял в своей праведности, но не сумел привлечь оппозицию на свою сторону, на сторону Б-га. В результате мир был разрушен.

Во времена Авраама к власти пришел Нимрод. Нимрод призывал весь мир объединиться и прийти в Вавилон (современный Ирак), чтобы бросить вызов Б-гу строительством гигантской башни. И он в этом преуспел. Нимрод объявил себя богом, и все человечество, в том числе отец Авраама, в удивительном согласии объединилось под его правлением». – Из книги «Мировая история в кратком изложении», И. Таубер, http://www.istok.ru/jews-n-world/

[5] Подробнее см. лекции Зеева Дашевского «Герои Танаха в мидрашах мудрецов» на сайте http://www.machanaim.org/index.htm Маханаим

[6] «Hимpод дал начало тому "суевеpию власти" в душе, котоpое обличал Лев Толстой». – Из статьи И. Мардова «Вавилонское грехопадение» http://www.esoserver.narod.ru/articles/babilon.htm

Категория: Еврейская/изр история | Добавил: Tania (2006-06-21)
Просмотров: 1110