Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2024-05-02, 1:26 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Подними глаза с места, на котором ты стоишь (2004)

Подними глаза с места, на котором ты стоишь. Часть 5.
5

Подними глаза свои с места, на котором ты стоишь

«Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево».

.....так важно увидеть место некоторое место,
а иное лучше не видеть никогда.
Место, куда можно придти, чтобы почувствовать что-то важное.
Место, в котором я хотел бы прочитать свои любимые стихи.
Место, где я хотел бы съесть свое любимое лакомство.
Место, которое я с удовольствием увидел бы во сне.
Место, в котором я закопал бы свой секрет....

Леонид Грольман

Сх рисуночек 2 (перекрёсток)

Карта Элки b015

Авраам вышел из Ур Касдима не один. С ним пошёл его отец, Терах, и Лот, его племянник. Так они дошли до Харана. Терах остался в Харане, а Авраам и Лот пошли дальше. Вместе они спускались в Египет и вместе вернулись. Но потом их пути разделились.

И у Лота, который ходил с Аврамом, тоже был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было велико, и они не могли жить вместе. И был спор между пастухами Аврама и пастухами Лота (…). И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы люди родственные. Ведь вся земля пред тобою. Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. (Берешит, 13:5-10)

Лот стоит на перекрёстке путей и решает, куда ему идти – направо или налево. Можно написать (и уже написаны) целые книжки о том, что происходит на перекрёстках.

Венедикт Ерофеев, автор поэмы «Москва- Петушки», говорит в такой ситуации самому себе:

"Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево. Если хочешь направо – иди направо. Всё равно тебе некуда идти. Так что уж лучше иди вперёд, куда глаза глядят."

Раби Зуся в таких случаях поступает ещё проще:

Как-то раз во время странствий раби Зуся, очутившись на перекрёстке, долго не мог выбрать, на какую дорогу ступить. Тогда он возвёл глаза к небу и увидел Божественное присутствие (Шехину), которое и указало ему дорогу.

(Мартин Бубер, «Хасидские предания»)

Лоту приходилось решать самому, куда идти. И Лот поселяется в Сдоме.

Что видит Лот, когда поднимает глаза.

Дождь идет,
Потоки льются.
Черный кот глядит на блюдце.
В блюдце нету молока,
Смотрит кот на облака:
"Хоть бы раз полил нарочно
С неба в блюдце дождь молочный!"

Александр Введенский (1904-1941)

И поднял Лот глаза свои, и увидел всю окрестность Ярдена, что вся она напоена; до истребления Господом Сдома и Аморы она была, как сад Господень, как земля Египетская... (Берешит, 13:10-13)

Лот видит долину, которая одновременно и как сад Господень, и как земля Египетская: «...та равнина деревьями своими была подобна саду Господнему, а своими посевами - земле Египта» (Берешит раба 41).

Долина, выбранная Лотом, орошалась рекой – Ярденом и его рукавами. Она не зависела от дождей, как та Земля, на поиски которой идёт Авраам.

И избрал себе Лот всю окрестность Ярдена; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам поселился в земле Канаанской; а Лот поселился в городах окрестности и раскинул шатры до Сдома. Люди же Сдома были злы и весьма грешны пред Господом.

Сейчас в том месте долины Иордана, где находился город Сдом – выжженная земля и Мёртвое море. Тора рассказывает, что город Сдом был перевернут, что люди, которые жили в Сдоме были богаты и испорчены, что самым страшным преступлением в Сдоме считалось гостеприимство и помощь нищим, и многое другое добавляют мидраши о порядках Сдома и Аморы.

И Господь пролил дождем на Сдом и на Амору серу и огонь от Господа, с неба. И перевернул города эти и всю окрестность, и всех жителей городов этих и растительность земли.

Описание этих городов можно прочесть у Иосифа Флавия в "Иудейской войне" (книга IV, глава VIII):

"К нему (то есть к Мёртвому морю или Асфальтовому озеру) примыкает область Содома, некогда богатая своим плодородием и благосостоянием городов, ныне же всецело выжженная. Она, как говорят, вследствие греховности её жителей была уничтожена молнией. Всё ещё существуют следы ниспосланного Богом огня и всё ещё можно видеть тени пяти городов. Каждый раз вновь появляется пепел в виде неизвестных плодов, которые по цвету кажутся съедобными, но как только ощупывают их рукой, они превращаются в прах и пепел. Таким образом, древние сказания о Содомской стране подтверждаются наглядно".

Во времена Иосифа Флавия (Иосиф Флавий жил во время падения Иерусалима, которое произошло в 70 г нашей эры), таким образом, «ещё видели тени пяти городов».

Картинки с сайта http://www.lipetsk.ru/~wyatt/sg_WAR_1.htm

картинка

Мёртвое море - это самое низкое место на земле, оно лежит на 400 м ниже уровня Мирового океана. Но в то время, когда Лот поднимал глаза, чтобы посмотреть, куда ему идти – направо или налево, он видел перед собой не впадину, наполненную очень солёной водой, а цветущую долину, питающуюся от реки.

* * *

Он был городом - холм
сам был город с хребтом перебитым
лабиринты
иссохли его потрохов
и в колодцы вползли трилобиты

и цветы стали солью
потом
известь выросла в белую злую траву
это холм на котором мой дом
где живу

дом стоит над долиной
которая - ниц
перед домом что стал высоко
так бы стать и следить из бойниц
за течением битвы

но окончилась демонов битва
в серебряном небе
ни птиц
и ни звезд и ни облаков
ни дождя ни молитвы

дом
стоит над долиной
в которой уже не встают инвалиды
только
жирные красные глины выползают из ям на разбитые плиты

ни души
хоть кричи петухом разрывая у клюва углы
это холм на котором мой дом
это холм
его травы остры и белы.
Михаил Генделев

«Подними глаза свои с места, на котором ты стоишь»

Леонид Грольман «Подними глаза свои с места, на котором ты стоишь» Groll

Авраам, видимо, очень любил Лота, и тяжело переживал расставание с ним.

В кумранской рукописи, где рассказ идёт от первого лица, это особенно чувствуется:

...После этого дня отделился Лот от меня из-за поведения пастухов наших, и ушел он, и поселился сам в долине Иордана и все стада его с ним. К тому же я весьма добавил к тому, что у него было, и он пас стада свои и достиг Содома, и купил ... себе в Содоме дом, и поселился в нем.

...А я обитал на горе Вефиль.... И огорчался я тому, что отделился Лот, сын брата моего, от меня....

Человек, сажающий сад
И человек Над.
Их тихие диалоги,
Медленный плеск реки,
Сорняки,
Растущие у дороги.

Человек, срывающий плод
И человек Под,
Их радости и печали,
Снег по дороге - льном,
Под окном
Листья с пятью лучами.

Ветер ловить - тщета,
Воду травить - тщета,
Землю творить - тщета,
Нет никакого "ради".
С дерева сорван плод,
На воду спущен плот,
Молча уходит Лот,
Рушится Город сзади.

Откуда?

Анарис

(г. Питер)

Когда Авраам остался один, к нему обратился Бог.

Берешит, 13

И Господь сказал Авраму после отделения Лота от него: подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты стоишь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки.

Лонид Грольман Человек и бычок по имени Лех-Леха4-06-02k

«Са-на эйнейха ме-а-маком ашер ато шам» -«Подними, пожалуйста, глаза свои с места, на котором ты стоишь», или - «на котором ты теперь», а если перевести дословно – «на котором ты там» - сказал Бог Аврааму. И слова эти задают движение, угол – линию-взмах (подними глаза) и линию внизу – на которой «ты» «стоишь». Получается угол зрения (в буквальном смысле слова), причем величина угла всякий раз разная – можно поднять глаза к небу (не собирается ли дождь), или к вершине дерева, или посмотреть на стоящего рядом человека.

Поднять глаза с места, на котором стоишь, то есть от ног, от земли, и тем самым рассмотреть травинку – это тоже называется «поднять глаза», если точка отсчета – земля, на которой ты стоишь.

А если место, на котором ты стоишь, понять не буквально – «стоишь»? Пусть это будет место, на котором ты «теперь» - место, где ты думаешь, где ты находишься, твое повседневное место с твоими привычными заботами, твой возраст – подними глаза, выйди за пределы своих мыслей, окажись вне рутины, посмотри по-новому... Авраам, подними глаза свои от своих мыслей, от той судьбы, где нет у тебя детей, и даже Лот тебя покинул – «нет судьбы у Израиля», подними глаза, выйди наружу, в другую реальность с другими законами. Тогда, вернувшись «на землю», можно увидеть, что «место, на котором ты стоишь» - не что-то постоянное, оно меняется от того, как и куда ты поднимаешь глаза.

Слева от Вефиля, или «Земля, на которой ты лежишь».

Но можно написанное понимать и буквально – как говорят некоторые комментарии, Авраам стоял на таком-то холме, в таком-то определенном месте, и оттуда открывался такой-то прекрасный вид на обещанную ему землю. Эту землю надо обойти ногами, прочувствовать и буквально осмотреть – что и делает Авраам.

В кумранской рукописи Авраам рассказывает об этом так:

...И явился мне Бог в ночном видении и сказал мне: "Поднимись на Рамат Хацор, что слева от Вефиля, места, где ты живешь, и подними глаза свои и посмотри на восток, и на запад, и на север, и на юг, и обозри всю землю эту, которую я даю тебе и семени твоему навечно...

Или, обратный случай, – то место, где Яаков засыпает и видит лестницу во сне, один конец которой упирается в небо, - мы уже упоминали об этом. Тогда Яаков видел, как поднимаются и спускаются по лестнице ангелы, и боялся, и Бог сказал ему: «Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему» Что, Яаков и его дети получат только тот кусочек земли, на котором поместился спящий человек?

Слайд Элиша «Лестница в небо»

Да, - комментирует Раши, именно так, буквально - кусок земли под спящим и есть Земля Обетованная! Только вот Земля эта сложилась, и собралась под спящего – вся целиком.

Святой, Благословен Он, собрал под ним всю землю Израиля и тем самым дал ему знак, что его сыновья овладеют ею так же легко, как клочком земли в четыре локтя (амот), который (лежа) занимает человек (Трактат Хулин 91 б).

Мудрецы Талмуда говорили, что в этом Бог подобен человеку ­– после разрушения Храма у Него вместо его Земли остались только «четыре локтя» галахи (Торы, закона):

Раби Хия бар Ами от имени Улы говорит: «С того дня, как был разрушен Храм, у Святого благословен Он только и осталось, что четыре локтя Галахи....

(Трактат Брахот 8а)

И вот эта-то земля, умеющая проделывать такие штуки и складываться, раскладываться, прыгать и раскрываться, земля реагирующая и живая, обещана Яаакову.

карта

Где и когда мы стоим?

Лёнина картинка про Питер, которая оригинал у Иры – на сканировании

Но если мидраш понимает «место, на котором ты стоишь» то как угодно широко, то до абсурда буквально, может, и мы можем сделать то же самое?

Так вот... Место, на котором мы стоим: мы - это «мы», те, кто эту книжку сочиняют и те, кто эту книжку читают - и что же из этого следует?

Если понимать метафорически – где же мы находимся, на каких позициях, что

знаем, о чем думаем?

Если понимать буквально – где мы, конкретное место (что для нас «слева от Вефиля») - Иерусалим, Питер, пансионат «Дюны»? Какое время мы можем считать «нашим» - 21 век? (ну, скажем, и 20-ый тоже?)

Дождь в Земле и дождь в Петербурге.

Что мне снег, что мне зной,

что мне дождик проливной

- песенка кота Леопольда

Элкины 2 картинки – про дождь в Земле и дождь в Питере у Иры – на фотографировании и сканировании


Место, на котором стоял Авраам и место, на котором стоим мы летом 2004 года, различается не только тем, что и как мы видим. Отличие Земли от Питера летом особенно очевидно.

Авраам, поднимая глаза, видел перед собой Землю Обещанную, в которой главным благословением является дождь. И мы уже цитировали трактат Таанит, в котором сказано, что «день дождей столь же велик, как тот день, в которой были сотворены небо и земля».

Петербургское же лето ( а также весна и осень), по слухам, бывают дождливы и пасмурны. Об этом жалуется поэт питерского андеграунда 70-ых годов Леонид Аронзон:

Несчастно как-то в Петербурге.
Посмотришь в небо - где оно?
Лишь лета нежилой каркас
гостит в пустом моем лорнете.
Полулежу. Полулечу.
Кто там полулетит навстречу?
Друг другу в приоткрытый рот,
кивком раскланявшись, влетаем.
Нет, даже ангела пером
нельзя писать в такую пору:
"Деревья заперты на ключ,
но листьев, листьев шум откуда?"

Либо «41 епс» - Элкина с рыжими деревьями, либо 027 Аня «Мы выйдем с тобой погулять в лес /для рассмотрения ничтожных листьев»

Человек, приехавший из Израиля летом в Питер, и человек, живущий в Питере, смотрят на дождь совсем по-разному... «Переменная облачность, временами дождь» – мечта израильтянина летом – но для Питерского жителя просьбы о дожде, которыми наполнен трактат Таанит - не самая актуальная вещь...

Трактат Таанит сравнивает дождь с сотворением мира, с дарованием Торы, со светом, с воскрешением мёртвых, со схватками и родами, превращает дождь в нечто фантастическое, неочевидное, на грани чуда.

Но в Питере, в дождливый день, трудно понять восторг мудрецов по поводу дождя. А рассуждения типа того, что словом йорэ называется «ранний дождь, который вразумляет людей законопатить свои крыши» (Таанит,6а) могут вызвать некоторое недоумение – особенно если читать трактат Таанит по-русски...

Оля «Что смотришь, моя крыша?»

Про Хони А-Меагеля, нарисовавшего круг. (Таанит, 23а)

Картинки про Хони

Элка – нарисовать маленькую сх в круге Хоню

Историю про Хони Амеагеля, который заснул в одном мире, а проснулся совсем в другом, современный человек может понять, живя и в Питере, и в Израиле – Хони проснулся в начале мира, который больше похож на наш, чем тот мир, в котором он уснул. Его история касается не только Земли Израиля, но и всего еврейского мира.

Но вот история про Хони Амеагеля, который рисовал круг, совсем иначе звучит в Израиле, где слова «первый дождь» значат больше, чем в каком-либо другом месте - «первый снег», потому что Израиль – страна, питающаяся от дождей...

Однажды прошла большая часть месяца Адар, и не выпали дожди. Послали к Хони Амеагелю: «Помолись, и пойдут дожди».

«Внесите со двора пасхальные очаги, чтобы они не размокли», — сказал Хони.

Помолился, а дожди не выпали. Нарисовал круг и встал в его середину. Обратился к Нему: «Творец вселенной! Дети Твои обратились ко мне, потому что я как бы один из домочадцев Твоих. Клянусь именем Твоим великим, что не сдвинусь отсюда до тех пор, пока Ты не сжалишься над сыновьями Своими».

Стало слегка накрапывать.

«Раби! Узрели мы тебя и не умрём — сказали Хони ученики, — (то есть, увидели мы, что ты чудотворец великий, и да не умрём, увидев своими глазами великие чудеса, то есть ты сдержал слово, и вызвал дождь, но) кажется нам, что дождь пошёл только для того, чтобы освободить тебя от клятвы (так как выпавшего дождика недостаточно, чтобы напоить землю вдоволь).

Сказал Хони, обращаясь к Всевышнему: «Не об этом я просил, а о дождях для ям, канав и пещер (то есть, о проливном дожде, который наполнит все резервуары).

Полило столь яростно, что каждая капля могла заполнить отверстие кувшина. И прикинули мудрецы, что ни одна капля не была меньше лога.

Сказали ему ученики: «Узрели мы тебя и не умрём, но кажется нам, что эти дожди пошли только для того, чтобы погубить Вселенную».

Обратился Хони к Всевышнему:

— Не об этом я просил, а о дождях благоволения, благословения и благодати». Пошёл дождь так, как полагается, покуда не взошёл весь народ на Храмовую Гору из-за дождей (то есть, дождь не был таким сильным, как раньше, и уже не наносил разрушений, но лил так долго, что залил нижние кварталы Иерусалима, и их жители были вынуждены подняться на Храмовую Гору.

Сказали ему (Хони) жители города: «Раби! Как ты молился, чтобы они сошли, так помолись, чтобы они миновали».

Сказал он им: «так я обучен, что не прибегают к молитвам из-за избытка блага. Тем не менее, приведите ко мне бычка для благодарственной жертвы.

Привели ему бычка для жертвы. Возложил Хони на того обе руки и обратился к Нему: «Владыка мира! Израиль, народ Твой, который Ты вывел из Египта, не в силах снести ни множество добра, ни множество бед. Ты разгневался на них – не могут вынести. Излил на них благо – не могут вынести. Пусть будет воля Твоя на то, что прекратятся дожди и Вселенная вздохнёт с облегчением».

В тот же миг подул ветер, рассеялись тучи и засияло солнце. Вышли люди в поле и собрали грибы и губины.

(А после этого) прислал к нему Шимон бен Шетах письмо: «Коли бы ты не был Хони, то я приговорил бы тебя к отлучению. Ведь если бы годы были годами пророка Элияу, когда в руке Элияу были ключи от дождя, разве не вышла бы хула на Божье имя? Но что я могу с тобой поделать, когда ты своевольничаешь перед лицом Вседержателя, а Тот выполняет все твои желания. Так сын капризничает перед отцом, а тот исполняет его прихоти. И говорит ему (сын отцу): «Отведи меня помыться в горячей воде, ополосни меня холодной, дай мне семечек, орехов, персиков и гранатов» - и даёт ему. О тебе сказало Писание: «Будет веселиться отец твой и мать твоя, порадуется родительница твоя (Мишлей, 23:25).

Аркашины или 14 - Белла

«Насмешка неба над землей»

Вода, река, дождь, небо, земля – всегда имели символическое прочтение. Но насколько по-разному они воспринимаются в разных культурах...

Выражение «дождь вразумляет людей законопатить свои крыши» никак не возможно применить к другому герою, который появляется в этой книжке при нашем вхождении в город Питер. Этот герой, вернувшись поздно из гостей, не мог уснуть, мечтал о своей невесте с другого берега реки, а за окном

Нева металась, как больной
В своей постели беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно,
И ветер дул, печально воя.

............................................

.................И грустно было
Ему в ту ночь, и он желал,
Чтоб ветер выл не так уныло
И чтобы дождь в окно стучал
Не так сердито...

Дальнейшая печальная история этого героя (будем называть его Евгений) известна многим. Наводнение, потоп, река взбунтовалась,

Слайд Юля «Я - трамвайная вишенка страшной поры И не знаю, зачем я живу»

Добужинский

И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало; всё вокруг
Вдруг опустело -- воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.

.....................................

Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива...

...................................................
.................................................

.............. В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. ...

Покойный царь вышел на балкон и понял, что "С Божией стихией / Царям не совладеть", и начал эвакуацию города. Между тем в городе был страх и ужас, и разбушевавшаяся река сметала всё со своего пути и затопила город. И вот, на следующее утро,

............ на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. ..................

Он смотрел через бушующие воды на край залива: там его невеста,

............................его Параша,
Его мечта.... Или во сне
Он это видит? иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!

Итак, наш новый герой – Евгений, сидя на каменном льве, – поднимает взгляд, и неподвижно смотрит на «край один» - на реку, другого берега которой, где остался домик его невесты, не видно из-за потопа. А перед ним главный виновник его бед, такой же неподвижный, не на льве, а на коне, смотрит в ту же сторону, поверх волн, таким же неподвижным взглядом.

И обращен к нему спиною
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Нынешний (то есть времён Евгения, тот, который выходил на балкон) (а для автора – покойный) царь понимает, что "С Божией стихией / Царям не совладеть".

Но тот, который «стоит с простёртою рукою» на бронзовом коне, видно, скорее согласился бы с Нимродом, что надо было «заштопать дырку в небе». Но создатель Питера боролся не с небом, а с природой, и потому смотрел не вверх, а вдаль.

История Питера начинается со взгляда и реки:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася.................................

..........................................................

Город, выкованный в воздухе

И теперь об этом Пете

Пусть узнают все на свете

Александр Введенский «Кто?»

Из письма питерского художника Леонида Грольмана:

Еще о Питере. Он не зря здесь, в этой книжке. Ведь по замыслу Петра этот город и должен был быть для Руси "подними глаза свои". Нужно было увидеть и узнать тесно Европу, т.е. устроить ее в России. Питер был для Петра "художественной мастерской", бумажным театром, только все было и есть взаправду. Не случайно так много мистики, искусственного, не случайна его пограничная красота и эти дожди и холода .... Ведь вода у нас везде.

Земля в устье Невы была пронизана протоками и пропитана водами так, что невозможно было на нее встать. Уж тем более увидеть с нее что-либо вдаль. Но царь Петр I увидел, на то он и царь.

Город был построен на болотах... Представьте себе какую-нибудь реку, впадающую в мелкий залив с заболоченными берегами, низкими зарослями, мириадами комаров, долгими дождями из низких туч, реку, где -

По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

Всем, кто ехал на строительство нового города, указано было в подводах везти камни, которыми затем поднимали низкие берега.

Юрий Лотман говорит, ЧТО

есть легенда об основании Петербурга, которую рассказывают от лица старого финна:

«И стали строить город, но что положат камень, то всосет болото; много уже камней навалили, скалу на скалу, бревно на бревно, но болото все в себя принимает и наверху земли одна топь остается. Между тем царь состроил корабль, оглянулся: смотрит, нет еще его города. „Ничего вы не умеете делать", — сказал он своим людям и с этим словом начал поднимать скалу за скалою и ковать на воздухе. Так выстроил он целый город и опустил его на землю».

Картинка города, опускающегося на землю, сразу отправляет нас к другому городу, тоже построенному из камня, который то спускается с неба, то поднимается наверх.

05 тиф Саша «Питер, слитый воедино»

Картинка 01 тиф

Город, слитый воедино

Карта мозаичная05 псд

Так говорил раби Йоханан: «Сказал Святой, благословен Он: “Не войду в вышний Иерусалим до тех пор, пока не войду в нижний Иерусалим”. А разве существует вышний Иерусалим? Да, ибо написано (Теилим 122:3): “Иерусалим отстроенный – город слитый воедино ”. Таанит, 5а

То есть отстроенный Иерусалим – город, состоящий из двух городов, верхнего и нижнего. А когда же будет отстроен Иерусалим? И как же тот Иерусалим, который есть сейчас – это разве не прекрасный отстроенный город из белого камня, город, подобно которому больше нет городов? Чтобы город считался отстроенным, в нижний из этих двух городов должен «войти» Всевышний, то есть должен быть отстроен Храм. А какое условие для того, чтобы был отстроен Храм? Иерусалим будет только тогда отстроенным, -говорит мидраш, - когда в него вернутся все изгнанники, а поэтому (в том же 122 псалме) после слов “Иерусалим отстроенный – город слитый воедино ” – написано: “Просите мира Иерусалиму, покоя любящим тебя“.

“Мир для Иерусалима – это возвращение изгнанников, ибо до той поры не будет в нём мира, так как многие народы будут сражаться за него“ (Радак).

Только тогда два города сольются в один.

Мы уже видели из трактата Таанит, что раби Йехошуа считал, что наверху есть резервуары с водой, из которых проливается эта верхняя вода - в облака (а облака дырявые, как решето, и вода проливается дождём на землю). А раби Элиэзер спорил с ним и говорил, что дождь рождается внизу, на земле, поднимается в небо в виде пара, становится облаками и тогда возвращается на землю.

Теперь у нас есть следующая картинка - получается, что есть наверху что-то типа запретной комнаты, в которой заперт вышний (верхний) Иерусалим. Это «комната», в которую Всевышний сам себе запретил входить (или обещал не входить), пока Он не войдёт в нижний Иерусалим – то есть пока не возвратятся в город люди – все пленники и изгнанники, и не отстроят город (построят Храм)

То есть можно представить себе, как внизу, на земле, вернувшиеся из изгнаний люди отстроят Город, отстроенный город поднимется наверх (как дождь по мнению раби Элиэзера), заберёт с собой верхний город, они опустятся вниз и сольются воедино. Либо, если следовать мнению раби Йехошуа, когда будет отстроен нижний город, то верхний город сам опустится сверху на отстроенный к тому времени нижний город и сольётся с ним.

Элияу сказал: «Я вижу, как с небес опускается огромный и прекрасный город, полностью отстроенный, ибо сказано: «Иерусалим отстроенный подобен городу, слитому воедино» (Теилим 122:3). Отстроенный и совершенный, жители его сидят в нём. А дома и ворота изукрашены перламутром, а пороги сделаны из драгоценных каменьев. (Нистарот Элияу, Бейт а-мидраш, 3)

Тем самым, город Иерусалим – это два города, оторванных друг от друга, разделенных, как разделены небо и земля и стремящихся соединиться. Ирушалаим – имя города на иврите имеет окончание двойственного числа, как слово жизнь – «хаим» , вода – «маим»...

Привидевшийся город. Фата-моргана.

ТУЧИ, КАК ВОЛОСЫ, ВСТАЛИ ДЫБОМ

НАД БЛЕДНОЙ ЗАСТЫВШЕЙ НЕВОЙ.

КТО ТЫ? О КТО ТЫ? КТО БЫ ТЫ НИ БЫЛ,

ГОРОД – ВЫМЫСЕЛ ТВОЙ!

Б. ПАСТЕРНАК, «ПЕТЕРБУРГ»

Город Петербург, согласно легенде, рассказанной старым финном, тоже спускается на землю (правда, на болото), но не с неба, а из воздуха. Петр I подвесил в воздухе скалу, выковал в воздухе город, и поставил его на землю.

Придумал город и населил город разными людьми, героями и не героями, персонажами той картины, которая разыгрывалась у него в воображении..

Как будто увидел мираж, фата-моргану и воплотил её в камне и металле. И заселил, и превратил в столицу.

Осуществленная иллюзия, видимость, внутри которой действуют герои... Во времена Петра проводились карнавалы, «потешные» бои, в садах стояли «обманки» - плоские люди, барышни, гуляющие парочки, издали выглядевшие как настоящие. В домах висели картины, на которых были изображены полки с книгами, создающие полную иллюзию объёма – хотелось вытащить книжку... На стенах - нарисованные окна с занавесками, которые хотелось отдернуть... Шуты, ненастоящие забавы, войны понарошку (но в которых гибли люди), ледяные дома, иллюзии всех видов... Фейерверки и театрализованные праздники были целой особой культурой.

ПОСЛЕДНИЙ ДОЖДЬ – УЖЕ ПОЧТИ НЕ ДОЖДЬ.

СМОТРИ, КАК ПРОСТО В НЁМ НАЙТИ ПОКОЙ.

И ЕСЛИ ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ЗАВТРА БУДЕТ НОВЫЙ ДЕНЬ –

ТОГДА СОВСЕМ ЛЕГКО.

АХ ТОЛЬКО Б НЕ КОНЧАЛАСЬ ЭТА НОЧЬ!..

Мне КАЖЕТСЯ, МОЙ ДОМ – УЖЕ НЕ ДОМ…

СМОТРИ, ИМ ТАК ЛЕГКО – ОНИ ИГРАЮТ В ЖИЗНЬ СВОЮ

НА СТЕНКЕ ЗА СТЕКЛОМ…

МНЕ КАЖЕТСЯ, Я УЗНАЮ СЕБЯ

В ТОМ МАЛЬЧИКЕ, ЧИТАЮЩЕМ СТИХИ:

ОН СТРЕЛКИ СЖАЛ РУКОЙ, ЧТОБ НЕ КОНЧАЛАСЬ ЭТА НОЧЬ –

И КРОВЬ ТЕЧЁТ С РУКИ…

НО КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭТО ЛИШЬ ИГРА

С ТОЙ СТОРОНЫ ЗЕРКАЛЬНОГО СТЕКЛА;

А ЗДЕСЬ РАССВЕТ, НО МЫ

НЕ ПОТЕРЯЛИ НИЧЕГО –

СЕГОДНЯ ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ЧТО БЫЛ ВЧЕРА.

Борис Гребенщиков

Театральность, декорация, «потеха» остались в характере города и после Петра. город поделён на сцену и кулисы. Сцены – это фасады, дворцы, площади, Невский проспект (и вся парадная «дворцовая» часть Петербурга) – и кулисы: Коломна, Васильевский остров, окраины... У всякой сцены есть свои мифы, анекдоты, истории.

«Я изумлялся на каждом шагу, видя непрекращающееся смешение двух столь раз­личных искусств: архитектуры и декорации: Петр Великий и его преемники воспри­нимали свою столицу как театр» - французский путешественник Маркиз де Кюстин в 1839

И всегда есть зритель, некий «взгляд из Европы» или «взгляд из России»

(= «взгляд из Москвы»). Одновременно смотрят «из Петербурга» на Европу или на Россию (= Москву). Петербург воспринимается то как «Азия в Европе», то как «Европа в России». Как бы то ни было, город становится то сценой, то зрительным залом.

Центр мира

Иерусалим всегда воспринимался как город на холмах, город в центре мира.

Карта

В Иерусалиме, согласно мидрашам, находится краеугольный камень мира, к которому сходятся «линии земли» - царь Шломо, например, видел эти линии и потому мог сажать в Иерусалиме любые растения, даже самые северные, так как знал, на какую «линию», идущую с севера (и откуда угодно), их сажать.

На краю мира

(из письма Лёни Грольмана)

Странную столицу придумал Петр I - не в центре своего государства, а на самой окраине, у моря, где должны были начаться пути в Европу, в Голландию, Германию, Англию, Францию.

Петербург расположен «на краю»: на берегу моря, на равнине, в устье реки.

Это город, созданный вопреки при­роде и находящийся в борьбе с ней – с одной стороны, разум побеждает стихии, а с другой стороны – нарушается порядок вещей, ничему нельзя верить, потому что всё не такое, каким задумано от природы.

Поэтому многие мифы Питера страшные, с предсказаниями гибели,

потопа, погружения на дно моря.

У Пушкина город, родившийся из взгляда, опускается на дно – и все люди, похоже, живут под водой, по воле того,

Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался.... -

- не "ниже уровня моря", а именно ПОД морем, на дне; город, которым и после Петра правит, как видно из поэмы, "покойный царь", да еще с "полнощной царицей"...

У Даниила Хармса в "Комедии города Петербурга" Петербург-Ленинград сплавляется в единый "Летербург", призрачный город, где вместо Невы течет Лета:

Летит волна, за ней другая

царицу куклой кувыркая

козлиный комкая платок

царя бросая в потолок.

Пётр борется против против воды, против стихии реки, впадающей в море. Месть стреноженной реки - наводнение: река повернула обратно и бросилась на город. Река хочет повернуть жизнь обратно, вернуться к истоку.

Питерский поэт Александр Введенский говорит: "я вижу лес шагающий обратно" – лес, природа хочет обратно, и человек у Введенского тоже так думает:

"чтобы было все понятно

надо жить начать обратно"

В «Медном всаднике» в то самое ОКНО, которое Пётр хотел прорубить в Европу, во время наводнения бьются лодки, как будто нападают на город...

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.

По поводу окна, коня и всадника у Александра Введенского есть такие строчки:

Еде еду на коне

Страшно страшно страшно мне

Я везу с собой окно

А в окне моём темно

Леонид Грольман говорит, что

Питер - придуманный город, а потому имеет не только реальную историю, записанную в документах, но и свою фантастическую мифологию, придуманную, приснившуюся, привидевшуюся. Медный всадник часть этой фантастической истории.

Между тем в народе живут многочисленные легенды, по своему объясняющие выбор места для монумента. Согласно одной из них, памятник установлен там, откуда Пётр однажды, будучи в весёлом расположении духа, решил перескочить Неву на своём любимом персидском скакуне Лизетте. "Всё Божье и моё!" - воскликнул царь, пришпорил коня и мигом оказался на том берегу. Понравилось это очень Петру. Ещё раз крикнул: "Всё Божье и моё! и вновь перескочил Неву. И в третий раз решил царь испытать судьбу. "Всё мое и божье!" - радостно, даже не заметив того, оговорился он. И окаменел на своём скакуне и превратился в статую. Потом уже народ назвал это памятником.

(Н. А. Синдаловский, «Петербург. От дома к дому... от легенды к легенде»)

Насмешки и шутки страны.

А как узнать суть страны? – через ее шутки, ведь чтобы узнать суть чего-то, нужно узнать шутку этого. Есть разные виды шуток. Один хочет и вправду навредить приятелю, а когда тот возмущается, говорит «Я только пошутил», как написано: «Так человек, что коварно вредит ближнему, говорит потом «Я пошутил» (Мишлей, 26-19). Другой вправду хочет пошутить, но приятель страдает от его слов. Есть разные шутки.

(Из «Сказки о скромном царе раби» Нахмана из Брацлава)

Племянник Авраама Лот, когда узнал о том, что город Сдом, в котором он поселился, будет перевёрнут и уничтожен, пошёл к своим зятьям и сказал им: «Встаньте и выйдите из этого места, ибо Господь уничтожает сей город. Но он показался шутящим в глазах зятьев его» (Берешит, 19:14).

Зятья Лота были настоящими жителями Сдома. Они привыкли жестоко «шутить» друг над другом. Лот кажется "шутящим" в глазах жителей Сдома ("кимецахек"), когда он говорит совершенно серьёзно ужасные вещи. Наверное, есть разница между мецахек - насмехается и цохек - смеётся, как в шутках из сказки о скромном царя, про которые написано выше... Лот заговорил на языке жителей Сдома (убийственные шуточки), но поскольку те так обычно шутили, то и его слова приняли за шутку. То, что в их глазах звучит как шутка, на самом деле ужас и перевернутый город - если можно принять это за шутку, то город перевернется.

Из письма Леонида Грольмана:

Что до шуток и шутов города Питера, то известна история о ледяном дворце среди ледяной невской пустыни в самом ее широком месте, который был построен для новобрачных - шута и шутихи на потеху публике, где их и соединили узами брака и поселили на некоторое время для близкого знакомства друг с другом и где был ледяной холод и все убранство изготовлено изо льда.
Потешные войска, т.е. игрушечные, но из настоящих людей, были и у
Петра и у Павла. Из них выросла новая армия.
Петр сбривал бороды боярам, вводил камзолы, чулки, что для
них было унизительным шутовством, как и первые увеселительные
ассамблеи, где по высочайшему велению НУЖНО было веселиться,
танцевать, пить, есть и участвовать в петровских затеях, в т.ч. напиваться до положения риз. Думаю, что шутки были жестокими, что отразилось в современных анекдотах. Например: спрашивают Раскольникова – «Зачем ты убил старушку? И взял-то всего 20 копеек...» А Раскольников отвечает: «Ну как же... Пять бабушек – рупь!» Иностранцы удивляются и сейчас, почему мы над этим смеемся. А Хармс! Ведь Машкин, таки, убил Кошкина...

Товарищ Кошкин танцевал вокруг товарища Машкина.

Товарищ Машкин следил глазами за товарищем Кошкиным.

Товарищ Кошкин оскорбительно махал руками и противно выворачивал ноги.

Товарищ Машкин нахмурился.

Товарищ Кошкин пошевелил животом и притопнул правой ногой.

Товарищ Машкин вскрикнул и кинулся на товарища Кошкина.

Товариш Кошкин попробовал убежать, но споткнулся и был настигнут товарищем Машкиным.

Товарищ Машкин ударил кулаком по голове товарища Кошкина.

Товариш Кошкин вскрикнул и упал на четвереньки.

Товарищ Машкин двинул товарища Кошкина ногой под живот и еще раз ударил его кулаком по затылку.

Товарищ Кошкин растянулся на полу и умер.

Машкин убил Кошкина.

О стране можно узнать по её шуткам.

Составляя брачный контракт сына раби Леви-Ицхака, писец указал, что свадьба будет отпразднована тогда-то и тогда-то в Бердичеве. Леви-Ицхак яростно изорвал контракт в клочки: “В Бердичеве? Да с какой стати! Вот что ты должен написать: свадьба состоится такого-то дня в Иерусалиме, если же Мессия до тех пор не явится, бракосочетание переносится в Бердичев”.

И, хотя Бердичев формально не является Иерусалимом, но Иерусалим его жители постоянно носили с собой, а потому по «шуткам» Бердичева можно судить о шутках Страны . А если всё-таки Бердичев - недостаточно Иерусалим, то можно привести другую историю:

В 1948 году, во время войны за независимость, Цфат был осаждён Арабским Легионом. Издали шёл к Цфату на помощь Пальмах. В самом Цфате были совсем небольшие еврейские военные силы. И один старец сказал командиру пальмаховцев: «Нечего боятся, Цфат, конечно, будет спасен. Это может произойти либо естественным образом, либо с помощью чуда. Чудо произойдёт, если Пальмах подоспеет на выручку вовремя. А естественным образом город будет спасён благодаря помощи свыше...»

А вот современный израильский а

Категория: Подними глаза с места, на котором ты стоишь (2004) | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: Юля Шурухт. Таня Туманова
Просмотров: 1183