4 Про небо, землю, человека и дождь. Заблудился я в небе, что делать Те, кому оно близко, ответь... Осип Мандельштам, март 1937 № 32 Шуля «Заблудился я в небе» Я должен жить, хотя я дважды умер, А город от воды ополоумел: Как от хорош, как весел, как скуласт, Как на лемех приятен жирный пласт, Как степь лежит в апрельском провороте, А небо, небо - твой Буонаротти... Осип Мандельштам, апрель 1935 Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Господом Богом земли и неба. Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла: ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, и человека нет для возделывания земли; И пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И создал Господь Бог человека из Праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым. Берешит, 2:4-7 Из чего устроен человек? Элиша говорит, что в человеке голова в голове слова в словах челова в челове головек в головеке словек в словеке человек в человеке голова Один поэт, Даниил Хармс, говорит, что Картинки из мастерской оо7 Катя «Перепутанные дети» и оо9 Давид «Человек устроен из трёх частей» Человек устроен из трёх частей Из трёх частей Из трёх частей Хеу ля ля дрюм дрюм ту ту Из трёх частей человек. Борода и глаз и пятнадцать рук Пятнадцать рук Пятнадцать рук Хеу ля ля дрюм дрюм ту ту Пятнадцать рук и ребро. А впрочем, не рук пятнадцать штук Пятнадцать штук Пятнадцать штук Хеу ля ля дрюм дрюм ту ту Пятнадцать штук, да не рук. Другой поэт (Андрей Вознесенский) утверждает, что Человек на 60% из химикалиев, на 40 % из лжи и ржи... Но на 1 % из Микеланджело – Оля Лемперт, которая закончила школу и сдала только что экзамен по химии, утверждает со всей ответственностью, что человек на 60% состоит из воды, а на 40% - из человека (а медуза, - добавляет Оля - на 98-99% из воды, а на 1% - из медузы). А средневековый комментатор раби Шломо Ицхаки (Раши) говорит, что человек устроен из неба и земли: Сказано в книге Берешит (2:7): «И создал Господь Бог человека из Праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым». №50 Юля «и стал человек существом живым» И комментирует Раши: Он создал его из земного и небесного (буквально: из нижних и вышних): тело из земного, а душа из небесного. Поскольку в первый день (творения) были сотворены небо и земля; во второй сотворил Он свод для вышних, в третий день зримой стала суша для нижних; в четвертый день сотворил Он светила для вышних, в пятый день воскишели воды для нижних, - в шестой день надлежало создать нечто из вышних и из нижних. В противном же случае возникла бы зависть в мироздании (среди сотворенных), ибо одни превзошли бы других творением одного дня (Берешит раба 12). И вот, чтобы не возникла зависть в мироздании, человек был устроен из земного и небесного, из земли и из неба. А как смешать небо и землю, чтобы получился человек? Как месят тесто для хлеба – добавив воды. Ведь сказано в книге Берешит (2:6): И пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И комментирует Раши: Слова «и пар поднимался» - Относятся к сотворению человека: повелел бездне подняться и пропитал облака (водой), чтобы увлажнить прах, и был сотворен человек. Подобно тому, как месильщик наливает воду, а затем месит тесто, так и здесь: "пропитал", а затем "слепил". Элкина картинка про деланье хлеба (сфоторгафировыть) А то, что раньше сказано в книге Берешит (2:5): «Ибо дождя не посылал, и нет человека ...» - Какая связь между тем, что не было дождя и тем, что ещё не было человека? Самая прямая связь, как пишет Раши: А почему не посылал дождя? Потому что "человека не было, чтобы возделывать землю", - то есть человек возделывает землю с помощью дождя. Элка в стиле сх Откуда же у человека берётся дождь, необходимый, чтобы обрабатывать землю? Именно об этом спорят мудрецы в Талмуде: Откуда - сверху или снизу - идёт дождь, который поит Вселенную? Раби Элиэзер говорит: Вся Вселенная воду Океана пьёт, как сказано: “И туман (пар) поднимался от земли и орошал всю поверхность почвы”. Сказал ему раби Йехошуа: Но ведь вода в море солёная! Сказал ему: Становится сладкой в облаках. Раби Йехошуа говорит: Вся Вселенная вышние воды пьёт, как сказано: “От дождя небесного пьёт она воду” (Дварим 11:11). Однако, как я истолкую: “И туман поднимался от земли”? (Берешит 2:6) Научает, что облака крепнут и поднимаются к небу, открывают, словно мехи, уста свои, и принимают воду дождя, как сказано: “Выливаются дождём в туман его” (Иов 36:27). Дырявые они, как решето, и рассеивают воду над землёй, как сказано: “Моросит вода туч небесных”(ШмуэльII 22:12). А одна капля от другой не дальше, чем на толщину волоса, дабы научить тебя, что день дождя столь же велик, как тот день, в который были сотворены небо и земля... (Вавилонский Талмуд, трактат Таанит 10а) № 4-06-02а Леонид Грольман «Человек под зонтиком» То есть, раби Элиэзер утверждает, что дождь рождается внизу, на земле, в Океане, солёная вода поднимается вверх в виде пара (тумана), наверху она становится «сладкой», образует облака и выпадает уже дождём обратно на землю. А раби Йехошуа говорит, что вовсе нет, туман действительно поднимается вверх, превращается в облака, облака становятся крепкими (но дырявыми) и открываются, чтобы принять в себя «вышние» воды – то есть, где-то наверху, над облаками, есть, по-видимому, некие водохранилища, из которых воды наливаются в облака, а потом через дыры в облаках проливаются дождём на землю... Такие две картинки рисует Талмуд. О чем же спорят раби Элиэзер и раби Йехошуа? О законах природы? Или о том, что на что влияет – земля на небо или небо на землю? Вверху или внизу рождается дождь, необходимый человеку для того, чтобы возделывать землю? Для того, чтобы пошёл дождь, нужны и земля и небо – это ясно обоим спорщикам. Но кто – земля или небо - начинает разговор? Земля лишь готовит облако-сосуд, чтобы принять дождь-милость небес, или земля сама рождает пар-туман и посылает его наверх, чтобы потом получить его обратно в виде капель дождя? И если вернуться к человеку, сотворенному, согласно Раши, из неба и земли с помощью пара-тумана – что в человеке определяет его мысли и поступки? Земля? Небо? Туман? А если вернуться к дождю и к спору в Талмуде насчет того, откуда дождь берётся, то одно общее есть в обеих картинках – дождь своим движением связывает небо и землю, дождь – средство связи, разговора между небом и землёй. Получается, что у человека и дождя очень много общего. Можно сказать, что человек – это дождь, вывернутый наизнанку – ведь человек соединяет небо и землю внутри себя, а дождь связывает их снаружи. Элка – тётка с ведром на голове (отдана сканировать) Спор в Талмуде можно понимать по-разному. Если согласиться с тем мнением, что дождь (то есть разговор) начинается снизу, то получается, что инициатива – в руках живущих на земле, то есть человека. Если согласиться со вторым мнением, получается, что от человека зависит только вовремя приготовить посуду и подставить её под льющуюся сверху воду. Если принять оба мнения (а так чаще всего поступает еврейская традиция), то получается живой разговор между небом и землёй – иногда начинает один, а иногда – другой. Мидраши говорят, что это Авраам первым задаёт Богу вопросы об устройстве мира - этим переворачивается картинка, создающаяся из письменной Торы – мидраши превращают обращение Бога к Аврааму («Лех леха»... Иди в Землю, которую Я тебе укажу...) – в разговор, повеление - в диалог, указание – в ответ на вопрос. А что за страна, которая обещана была Аврааму? Страна, питающаяся от дождя Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтоб овладеть ею, не как земля Египетская она, из которой вы вышли, где ты, посеяв семя твое, поливал с помощью ног твоих, как огород. Но земля, в которую вы переходите, чтоб завладеть ею, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду. (Дварим, 11:10 –11) Авраам отправляется на поиски страны, которая питается от дождя, то есть такой страны, где небо и земля зависят друг от друга и всё время находятся в диалоге, разговаривают с помощью дождя. Специальной страны, где человек обрабатывает землю дождём, как было задумано при создании первого человека. Авраам, пускаясь в путь, не знает, что это за земля и куда он идёт. Бог говорит – «Иди в землю, которую Я тебе покажу». Авраам должен увидеть нужную ему землю, чтобы найти её, он идёт и смотрит. Леонид Грольман «Тележка, везущая мыр» 0051 (вместо возвращения из Египта)
|