Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2024-05-02, 9:55 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Подними глаза с места, на котором ты стоишь (2004)

Подними глаза с места, на котором ты стоишь. Часть 4.
4

Про небо, землю, человека и дождь.

Заблудился я в небе, что делать

Те, кому оно близко, ответь...

Осип Мандельштам, март 1937

№ 32 Шуля «Заблудился я в небе»

Я должен жить, хотя я дважды умер,
А город от воды ополоумел:
Как от хорош, как весел, как скуласт,
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском провороте,
А небо, небо - твой Буонаротти...

Осип Мандельштам, апрель 1935

Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Господом Богом земли и неба. Никакого же кустарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла: ибо дождя не посылал Господь Бог на землю, и человека нет для возделывания земли; И пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И создал Господь Бог человека из Праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым. Берешит, 2:4-7

Из чего устроен человек?

Элиша говорит, что

в человеке голова

в голове слова

в словах челова

в челове головек

в головеке словек

в словеке человек

в человеке голова

Один поэт, Даниил Хармс, говорит, что

Картинки из мастерской оо7 Катя «Перепутанные дети» и оо9 Давид «Человек устроен из трёх частей»

Человек устроен из трёх частей

Из трёх частей

Из трёх частей

Хеу ля ля дрюм дрюм ту ту

Из трёх частей человек.

Борода и глаз и пятнадцать рук

Пятнадцать рук

Пятнадцать рук

Хеу ля ля дрюм дрюм ту ту

Пятнадцать рук и ребро.

А впрочем, не рук пятнадцать штук

Пятнадцать штук

Пятнадцать штук

Хеу ля ля дрюм дрюм ту ту

Пятнадцать штук, да не рук.

Другой поэт (Андрей Вознесенский) утверждает, что

Человек на 60% из химикалиев,
на 40 % из лжи и ржи...
Но на 1 % из Микеланджело –

Оля Лемперт, которая закончила школу и сдала только что экзамен по химии, утверждает со всей ответственностью, что человек на 60% состоит из воды, а на 40% - из человека (а медуза, - добавляет Оля - на 98-99% из воды, а на 1% - из медузы).

А средневековый комментатор раби Шломо Ицхаки (Раши) говорит, что человек устроен из неба и земли:

Сказано в книге Берешит (2:7):

«И создал Господь Бог человека из Праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым».

№50 Юля «и стал человек существом живым»

И комментирует Раши:

Он создал его из земного и небесного (буквально: из нижних и вышних): тело из земного, а душа из небесного. Поскольку в первый день (творения) были сотворены небо и земля; во второй сотворил Он свод для вышних, в третий день зримой стала суша для нижних; в четвертый день сотворил Он светила для вышних, в пятый день воскишели воды для нижних, - в шестой день надлежало создать нечто из вышних и из нижних. В противном же случае возникла бы зависть в мироздании (среди сотворенных), ибо одни превзошли бы других творением одного дня (Берешит раба 12).

И вот, чтобы не возникла зависть в мироздании, человек был устроен из земного и небесного, из земли и из неба.

А как смешать небо и землю, чтобы получился человек?

Как месят тесто для хлеба – добавив воды.

Ведь сказано в книге Берешит (2:6):

И пар поднимался с земли и орошал все лицо земли.

И комментирует Раши:

Слова «и пар поднимался» - Относятся к сотворению человека: повелел бездне подняться и пропитал облака (водой), чтобы увлажнить прах, и был сотворен человек. Подобно тому, как месильщик наливает воду, а затем месит тесто, так и здесь: "пропитал", а затем "слепил".

Элкина картинка про деланье хлеба (сфоторгафировыть)

А то, что раньше сказано в книге Берешит (2:5):

«Ибо дождя не посылал, и нет человека ...» - Какая связь между тем, что не было дождя и тем, что ещё не было человека?

Самая прямая связь, как пишет Раши:

А почему не посылал дождя? Потому что "человека не было, чтобы возделывать землю",

- то есть человек возделывает землю с помощью дождя.

Элка в стиле сх

Откуда же у человека берётся дождь, необходимый, чтобы обрабатывать землю? Именно об этом спорят мудрецы в Талмуде:

Откуда - сверху или снизу - идёт дождь, который поит Вселенную?

Раби Элиэзер говорит: Вся Вселенная воду Океана пьёт, как сказано: “И туман (пар) поднимался от земли и орошал всю поверхность почвы”. Сказал ему раби Йехошуа: Но ведь вода в море солёная! Сказал ему: Становится сладкой в облаках. Раби Йехошуа говорит: Вся Вселенная вышние воды пьёт, как сказано: “От дождя небесного пьёт она воду” (Дварим 11:11). Однако, как я истолкую: “И туман поднимался от земли”? (Берешит 2:6) Научает, что облака крепнут и поднимаются к небу, открывают, словно мехи, уста свои, и принимают воду дождя, как сказано: “Выливаются дождём в туман его” (Иов 36:27). Дырявые они, как решето, и рассеивают воду над землёй, как сказано: “Моросит вода туч небесных”(ШмуэльII 22:12). А одна капля от другой не дальше, чем на толщину волоса, дабы научить тебя, что день дождя столь же велик, как тот день, в который были сотворены небо и земля...

(Вавилонский Талмуд, трактат Таанит 10а)

№ 4-06-02а Леонид Грольман «Человек под зонтиком»

То есть, раби Элиэзер утверждает, что дождь рождается внизу, на земле, в Океане, солёная вода поднимается вверх в виде пара (тумана), наверху она становится «сладкой», образует облака и выпадает уже дождём обратно на землю. А раби Йехошуа говорит, что вовсе нет, туман действительно поднимается вверх, превращается в облака, облака становятся крепкими (но дырявыми) и открываются, чтобы принять в себя «вышние» воды – то есть, где-то наверху, над облаками, есть, по-видимому, некие водохранилища, из которых воды наливаются в облака, а потом через дыры в облаках проливаются дождём на землю...

Такие две картинки рисует Талмуд. О чем же спорят раби Элиэзер и раби Йехошуа? О законах природы? Или о том, что на что влияет – земля на небо или небо на землю? Вверху или внизу рождается дождь, необходимый человеку для того, чтобы возделывать землю? Для того, чтобы пошёл дождь, нужны и земля и небо – это ясно обоим спорщикам. Но кто – земля или небо - начинает разговор? Земля лишь готовит облако-сосуд, чтобы принять дождь-милость небес, или земля сама рождает пар-туман и посылает его наверх, чтобы потом получить его обратно в виде капель дождя?

И если вернуться к человеку, сотворенному, согласно Раши, из неба и земли с помощью пара-тумана – что в человеке определяет его мысли и поступки? Земля? Небо? Туман?

А если вернуться к дождю и к спору в Талмуде насчет того, откуда дождь берётся, то одно общее есть в обеих картинках – дождь своим движением связывает небо и землю, дождь – средство связи, разговора между небом и землёй.

Получается, что у человека и дождя очень много общего. Можно сказать, что человек – это дождь, вывернутый наизнанку – ведь человек соединяет небо и землю внутри себя, а дождь связывает их снаружи.

Элка – тётка с ведром на голове (отдана сканировать)

Спор в Талмуде можно понимать по-разному. Если согласиться с тем мнением, что дождь (то есть разговор) начинается снизу, то получается, что инициатива – в руках живущих на земле, то есть человека. Если согласиться со вторым мнением, получается, что от человека зависит только вовремя приготовить посуду и подставить её под льющуюся сверху воду. Если принять оба мнения (а так чаще всего поступает еврейская традиция), то получается живой разговор между небом и землёй – иногда начинает один, а иногда – другой.

Мидраши говорят, что это Авраам первым задаёт Богу вопросы об устройстве мира - этим переворачивается картинка, создающаяся из письменной Торы – мидраши превращают обращение Бога к Аврааму («Лех леха»... Иди в Землю, которую Я тебе укажу...) – в разговор, повеление - в диалог, указание – в ответ на вопрос.

А что за страна, которая обещана была Аврааму?

Страна, питающаяся от дождя

Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтоб овладеть ею, не как земля Египетская она, из которой вы вышли, где ты, посеяв семя твое, поливал с помощью ног твоих, как огород. Но земля, в которую вы переходите, чтоб завладеть ею, это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду. (Дварим, 11:10 –11)

Авраам отправляется на поиски страны, которая питается от дождя, то есть такой страны, где небо и земля зависят друг от друга и всё время находятся в диалоге, разговаривают с помощью дождя. Специальной страны, где человек обрабатывает землю дождём, как было задумано при создании первого человека.

Авраам, пускаясь в путь, не знает, что это за земля и куда он идёт. Бог говорит – «Иди в землю, которую Я тебе покажу». Авраам должен увидеть нужную ему землю, чтобы найти её, он идёт и смотрит.

Леонид Грольман «Тележка, везущая мыр» 0051 (вместо возвращения из Египта)

Категория: Подними глаза с места, на котором ты стоишь (2004) | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: Юля Шурухт, Tania E W
Просмотров: 925