Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2024-05-02, 11:28 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Подними глаза с места, на котором ты стоишь (2004)

Подними глаза с места, на котором ты стоишь. Часть 3.
3

«Эйн мазаль ле-Исраэль» -

Нет созвездия у Израиля...

Бейт Альфа

...мною двор идёт как вор

Ночь укуталась в задворки

Я от корки и до корки

рукава её протёр

И в удушье фонарей

мотыльково охмелённый

падал в мир

Элиша

Во времена Авраама люди были весьма сведущи в науке о звёздах. Именно звездочёты предсказали Нимроду, что от ребёнка, родившегося в доме Тераха произойдёт народ, который, по словам мидраша, «унаследует и земной мир, и небесный», - тогда Нимрод попытался убить младенца и избежать такого будущего, но не сумел. Авраам, как и всякий грамотный человек того времени, тоже разбирался в астрологии.

Но Авраам был, по всей вероятности, первым человеком, который «вышел за пределы звёзд».

Об этом говорится в Талмуде (Трактат Шабат 15а,б)

Ведь сказал раби Иегуда со слов Рава:

- Откуда известно, что нет созвездия для Израиля? Сказано (Берешит, 15:5): «И вывел его (Авраама) за пределы и сказал: Взгляни на звезды. Можешь ли сосчитать их? И сказал: Таково будет и твое потомство». Сказал Авраам перед Святым, Благословен Он: «Вот я бездетен, домоправитель мой- наследник мой» (там же, 15:3). «Нет, - ответил ему Господь, - прямой потомок твой станет твоим наследником» (там же, 15:4). «Владыка мира! – воскликнул Авраам. – Я изучил свой гороскоп и увидел, что мне не суждено иметь сына». Сказал Господь: «Выйди за пределы гороскопа, ибо нет созвездия для Израиля! Ты думаешь, что твой знак Юпитер стоит на западе? Вот я поверну Юпитер и помещу его на востоке!»

И от раби Акивы мы знаем, что нет созвездия для Израиля (Трактат Шабат 15):

Была у раби Акивы дочь. Предсказали ей халдеи (звездочёты):

- В день, когда она взойдёт под брачный балдахин, умрёт от укуса змеи.

Р. Акива был этим очень обеспокоен. В день свадьбы она взяла булавку и воткнула её в трещину стены. Случилось, что булавка попала змее в глаз. Наутро она вытащила булавку вместе со змеёй. Спросил её отец:

- Какое добро ты совершила?

Ответила она ему:

- Вчера на закате пришёл нищий, начал кричать у ворот, но все были заняты трапезой и не услышали. Встала я, взяла еду, что ты дал мне, и отдала нищему.

Сказал ей раби Акива:

- Ты сделала доброе дело.

Отсюда вывел раби Акива толкование : «Милостыня освобождает от смерти.» (Мишлей, 10:2) – И не только от безвременной смерти, но и от смерти вообще.

Про Элиэзера Липмана, отца Элимелеха и Зуси (со слов Эли Визеля):

Давным-давно в литовской деревушке жил да был человек по имени Элиэзер Липман, прославившийся щедростью и великодушием. Как-то по дороге в деревню увидел он нищего и, остановив повозку, пригласил его подняться.

Нищий отказался:

– За целый день я еще ничего не заработал.

– А сколько мог бы заработать?

– Да целую кучу денег. Может, аж двадцать пять дукатов.

– Я дам их тебе. Поехали.

– Нет, – ответил упрямый нищий, – не могу.

– Почему? Ведь ты ничего не теряешь.

– Верно, но деньги еще не все, я должен позаботиться о людях, которые постоянно, раз в неделю, открывают двери и подают милостыню. Если сегодня я не появлюсь, они будут беспокоиться.

– Не волнуйся, я все сделаю. Я пройду по домам и расскажу, что все в порядке. Да садись же – я не могу видеть, как ты бредешь в этакую даль.

И тогда переодетый посланец небес (а был это именно он) скинул личину нищего и поздравил Элиэзера с тем, что тот выдержал испытание: “В награду за это ты можешь заглянуть в свое будущее. Видишь ли, жить тебе осталось всего год. А говорю я тебе это, чтобы ты сумел с пользой распорядиться оставшимся временем и навел кое-какой порядок в своей жизни”.

Элиэзер махнул рукой на свои дела и заботы и полностью посвятил себя служению Богу, да так, что ему была дана двадцатилетняя отсрочка. И пять сыновей в придачу, в том числе Зуся и Элимелех.

Рассказывают про раби Ханину бен Досу (Трактат Брахот 33а):

В одном месте появился аспид, причинявший много вреда людям. Сообщили о том раби Ханине бен Доса. Сказал он им: "Покажите мне его нору". Показали ему нору, и он своей пятой закрыл отверстие. Вышел (аспид) и ужалил его (раби Ханину бен Доса), и умер аспид. Положил он его себе на плечо и принес в дом учения. Сказал он (своим ученикам): "Смотрите, мои сыновья! Не аспид умерщвляет, а грех умерщвляет".

С тех пор стали говорить: "Беда человеку, если с ним повстречался аспид, и беда аспиду, если с ним повстречался раби Ханина бен Доса".

картинка аспида или букв в форме змей

картинки элкиных детей

Ещё одна история про раби Элимелеха и раби Зусю:

Однажды ночью (в ту пору их мало кто знал, они бедствовали и трудились без устали) братья оказались на деревенском постоялом дворе без гроша в кармане, в то время как там справляли свадьбу.

Пьяная и шумная компания негодяев, искавших новых развлечений, решила отвести душу на этих двух незнакомцах, затаившихся в темном углу за очагом. Схватили они почему-то именно Зусю. Его заставили вертеться и ковылять и, прежде чем отпустить, жестоко избили. Часом позже они взялись за него снова. Так продолжалось чуть ли не до ночи.

– Почему достается тебе, всегда тебе? – прошептал Элимелех.

– Такова Божья воля, – слабо простонал Зуся.

– Знаешь, что мне пришло в голову? Давай поменяемся местами. Они до того пьяны, что не заметят. Вот увидишь, в следующий раз они возьмутся за меня, а ты сможешь немного отдохнуть.

Он ошибся. Когда пришло время, один из пьяных воскликнул: “Глядите, да их там двое. А мы-то чествуем все одного и того же. Это же несправедливо! Ну-ка, возьмемся за его дружка...”

Потом Зуся сказал брату: “Понял? От нас ничего не зависит: мы бессильны. Все записано”.

Юля – 29 tif


Из книги Курта Воннигута - рассуждения тральфамадорца о свободе воли:

(В 1967 году Билли был похищен летающим блюдцем с планеты Тральфамадор и имел случай познакомиться со взглядами тральфамадорцев на время)

«Земляне - любители все объяснять, они объясняет, почему данное событие сложилось так, а не иначе, они даже рассказывают, как можно было бы отвратить или вызвать какое-нибудь событие. Но я - тральфамадорец и вижу время, как вы видите сразу единую горную цепь Скалистых гор. Время есть ВСЁ время... Оно неизменно. Его нельзя ни объяснить, ни предугадать. Оно просто есть. Рассмотрите его миг за мигом - и вы поймете, что мы просто насекомые в янтаре.

- По вашим словам выходит, что вы не верите в свободу воли, - сказал

Билли Пилигрим.

- Если бы я не потратил столько времени на изучение землян, - сказал

тральфамадорец, - я бы понятия не имел, что значит "свобода воли". Я посетил

тридцать одну обитаемую планету во Вселенной, и я изучил доклады еще о сотне планет. И только на Земле говорят о "свободе воли".»

Сундук Эфки

На стене в приемной у Билли висела в рамочке молитва, которая была ему

поддержкой, хотя он и относился к жизни довольно равнодушно. Многие

пациенты, видевшие молитву на стенке у Билли, потом говорили ему, что она и

их очень поддержала

Звучала молитва так,

ГОСПОДИ, ДАЙ МНЕ

ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ,

ЧТОБЫ ПРИНИМАТЬ

ТО, ЧЕГО Я НЕ МОГУ

ИЗМЕНИТЬ,

МУЖЕСТВО -

ИЗМЕНЯТЬ ТО, ЧТО МОГУ,

И МУДРОСТЬ -

ВСЕГДА ОТЛИЧАТЬ

ОДНО ОТ ДРУГОГО.

К тому, чего Билли изменить не мог, относилось прошлое, настоящее и

будущее.

Билли Пилигрим не боялся будущего, как Яаков. Из-за своих частых перескоков в разные времена он ничему не удивлялся. Он просто знал, что будет. Вот как Курт Воннегут описывает прибытие пленного американца Билли в Дрезден:

…Билли не замечал, что на него смотрят во все глаза, забавляясь его

видом. Он был восхищен архитектурой города. Веселые амурчики обвивали

гирляндами окна. Лукавые фавны и нагие нимфы глазели с разукрашенных

карнизов. Каменные мартышки резвились меж свитков, раковин и стеблей

бамбука.

Уже помня будущее, Билли знал, что город будет разбит вдребезги и

сожжен примерно дней через тридцать. Знал он и то, что большинство

смотревших на него людей скоро погибнет. Такие дела.

Про астролога и про половину каравая (Талмуд Иерушалми, Шабат 6б):

Два ученика раби Ханины пошли рубить деревья. Увидел их некий астролог и сказал: "Вот эти двое выйдут, но не вернутся". Когда они вышли, повстречался им какой-то старик. Сказал он им: "Обретите заслугу со мной (т.е. подайте мне милостыню)! Вот уже три дня как я ничего не ел". Был у них один каравай хлеба, они разрезали его пополам и дали ему. (Старик) поел и стал молиться о них и сказал им: "Как вы сохранили сегодня душу мою, так да будет сохранена сегодня ваша душа!" Пошли они с миром и вернулись с миром. И были там люди, слышавшие (астролога). Сказали они ему: "Не так ли ты говорил: "Вот эти двое выйдут, но не вернутся"? Сказали они: "Вот сидит лжец, и его астрология - ложь!" Но все же пошли и стали выяснять и нашли змею: половина ее в одной вязке дров, а вторая половина в другой. Сказали: "Что доброго содеяли вы сегодня?" Рассказали им о том случае. Сказал (астролог): "Что поделаешь, если Бога иудеев умиротворить можно половиной каравая!"

И от раби Нахмана бен Ицхака мы знаем что нет созвездия для Израиля (Трактат Шабат 15):

Предсказали халдеи матери раби Нахмана бен Ицхака:

- Сын твой будет вором.

Не позволяла она сыну ходить с непокрытой головой, говорила ему:

- Покрой голову, чтоб был в тебе трепет перед Небесами, и проси милости!

Он же не знал, почему она говорила это. Однажды сидел раби Нахман и учился под пальмой. Соскользнул с головы его талит. Поднял он глаза и посмотрел на пальму. Охватило его искушение, влез он на пальму и впился зубами в финиковую гроздь.


История про человека, судьба которого была стать вором:
(отрывок из сказки раби Нахмана из Брацлава)

История об одном бедняке, который все время сидел в синагоге и изучал Тору. Однажды в город приехал астролог, все к нему побежали, а бедняк не захотел. Пришла в синагогу его жена и увидела, что там кроме ее мужа никого нет, все ушли к астрологу. И принялась она кричать: «Лентяй, нищий несчастный! Почему к астрологу не пошел»?

Не хотел он идти, да жена так запилила, что выбора у него не осталось. Наконец, пришел к астрологу, а тот сказал, что суждено ему стать вором.

Вернулся бедняк в свою синагогу и стал дальше Тору изучать. Пришла его жена и спрашивает: «Ну, что он тебе сказал »?

«Сказал, что бедняк я, бедняком и останусь», – ответил муж.

Вечером пришел домой съесть кусок хлеба, которым, в основном, и питался, а во время еды рассмеялся. Жена у него спрашивает: «Ты чего смеешься? Наверное, узнал что-то у астролога, а мне не говоришь».

«Нет, – ответил бедняк – ничего он мне не сказал. Я просто так смеюсь, потому что смешно».

Продолжил он есть, и вдруг опять рассмеялся. Жена снова спрашивает почему, а он ей отвечает, как прежде. И опять стал давиться от смеха. Тут она и говорит: «Ну, теперь не отпирайся: ты что-то знаешь». Он признался: «Да, ты права. Нагадал тот астролог, что судьба мне быть вором».

Жена говорит: «Не хочу, чтобы ты был вором. Лучше оставайся бедняком. Примем, что Бог пошлет. Не будь вором».

Наступил шабат, и было у них все, что нужно - хлеб. Сели есть, а у них, как водится, четыре или пять девочек, девочки весь хлеб и похватали, но всем все равно не хватило. Жена не выдержала и воскликнула: «Творец вселенной! Опротивело мне быть бедной»! Обратилась к мужу и говорит: «Лучше б ты стал вором, чем такое»! Пришлось бедняку подчиниться. Хотел он, не хотел, все равно пришлось пойти.

И пошел он воровать. Первой его жертвой стал самый большой Богач в городе. Он пришел и увидел: сторожа спят, никто ничего не спрашивает. Пришел в лавку, а замок открыт, такая уж у него судьба. Подошел к сейфу, и тот открыт. Взял он оттуда четыре или пять рублей, чтобы хватило продержаться до лучших времен, и принес жене.

«Сделал все, как ты просила, – сказал он. – Хватит, чтоб продержаться. Не хочу больше красть»!

«Совершенно с тобой согласна, – она отвечает. – И я больше не хочу, чтобы ты воровал. Нам пришлось это сделать только на этот раз, потому что дела больно плохи».

А потом опять сложилось так, что она закричала: «Нищий! Ничтожество! Растяпа никчемный! Ты же был в этой лавке! Почему не взял там, чтобы мне хватило на юбку»?

И снова пошел бедняк воровать. А когда пришел туда, увидел там другого вора.

«Ты кто?» – спросил он.

«Я вор. А ты кто»?

«И я вор, – ответил бедняк. – Давай станем товарищами. Это моя судьба, я знаю, что меня ждет успех».

На том и порешили. Но бедняк стал думать: «Если мы здесь украдем, станет этот Богач бедняком. Был бы я один, украл бы, только чтобы хватило жене на юбку. А вместе мы украдем столько, что останется наша жертва ни с чем».

«Зачем нам грабить еврея? – сказал он вору. – Лучше у не еврея украсть».

Подумали они и решили обокрасть царя (который жил в этом городе). Бедняк был уверен, что все получится, ведь такая у него судьба.

Вор предложил: «Лучше всего украсть у царя парадные облачения, которые он одевал на коронацию. Он столько стоит, что нам хватит на несколько поколений. Я знаю, где он хранит эти одежды».

И бедняк согласился. Он знал, что кража удастся, ведь это его судьба.

Пришли они во дворец, стали ходить из комнаты в комнату и, наконец, нашли драгоценные одеяния и забрали их.

А потом стали спорить. Там была одна часть большая, а другая – маленькая. Вор сказал, что большая часть полагается ему, потому что он один знал об этих одеждах. А бедняк сказал, что она, по праву, его, потому что только благодаря его судьбе воровство увенчалось успехом.

«Давай представим наш спор царю», – предложил бедняк.

«Как это можно сделать»? – спросил вор.

«Неважно, – сказал бедняк. – Я пойду и спрошу его».

«Если ты это сделаешь, – сказал вор, – и действительно спросишь царя, я тебе сам отдам большую часть».

И пошел с ним вор к царю. А рядом с царем обычно находился человек, который рассказывал ему перед сном всякие сказки. Эти двое взяли ложе со спящим царем и вынесли его другую комнату. А когда царь проснулся, подумал, что он на обычном месте.

Тогда стал бедняк рассказывать ему историю о двух ворах. Рассказал и спросил царя: «Кто заслуживает большее одеяние»?

Царь очень рассердился: «Почему ты мне задаешь такие простые вопросы? Ясно, бедняк, потому что благодаря его удаче вор достиг успеха. Теперь расскажи мне лучше еще какую-нибудь сказку»!

Бедняк рассказал, и царь заснул. А они отнесли его на ложе обратно в его комнату.

Утром, выяснилось, что царские одежды украли. И царь вспомнил, что тот, кто был с ним рядом рассказывал об этом и спрашивал, кому из воров полагается большая из одежд. Побили царского сказочника, но он ничего не знал. Долго его били и очень мучили, а он только повторял, что ничего о краже не знает.

Царь позвал архиепископа и спросил об этом странном происшествии, возможно ли, что сказочник не вор? Архиепископ сказал, что он может ничего о краже и не знать. И добавил, что царь сглупил, присудив большее одеяние бедняку. Очень рассердился царь на архиепископа и хотел его наказать, да не знал, как.

Тем временем, искали воров и не могли найти. Наконец, царь издал указ, что если признается вор, не сделают ему ничего плохого. Очень было ему любопытно, как же украли его одежды. А вокруг все только об этом и говорили.

В конце концов, бедняк стал расспрашивать людей, о чем они говорят. А когда ему рассказали, он ответил: «Зачем шуметь? Кто украл, тот и вернет».

Люди стали его ругать. А когда он спросил второй раз, они снова его отругали: «Нищий! Тебя убить мало! Говорят, ты и о воре знаешь ».

«Да, – сказал бедняк. – Я знаю, кто вор».

«Если знаешь, должен рассказать», – говорили они.

«А я и расскажу», – ответил он.

Пошел бедняк к царю и сказал ему: «Я знаю, кто вор».

«Я бы очень хотел его увидеть», – сказал царь.

«Это я»! – сказал бедняк.

Царь поцеловал его и спросил: «Как ты это сделал»?

И бедняк рассказал ему всю историю. Привели второго вора, и тому пришлось вернуть ту часть одежд, которая была у него...

И ещё история про раби Зусю:

Говорил раби Зусе его учитель, Маггид из Межерича: “Слушай, я не могу научить тебя десяти важнейшим правилам, тем, что определят поведение человека, жаждущего служить Создателю своему. Однако существуют три вещи, которым ты можешь научиться у ребенка, и семь – которым ты можешь научиться у вора. У ребенка научись смеяться, плакать и постоянно быть занятым. У вора? Во-первых: все, что он делает, – он делает втайне. Второе: чего он не добился сегодня – постарается добиться завтра. Третье: он верен сообщникам. Четвертое: он готов пожертвовать собой ради цели, даже в том случае, если другие не придают ей значения. Пятое: когда вожделенный предмет становится его собственностью, он теряет к нему интерес. Шестое: он не боится трудностей. Седьмое: ничто на свете не может заставить его свернуть с избранного пути – другими словами, он не хочет быть никем иным, кроме как самим собой”.

Перед смертью раби Зуся сказал:

“Когда я предстану перед небесным судом, никто не спросит меня: “Зуся, почему ты не был Авраамом, Яаковом или Моисеем?” Меня оглядят и спросят: “Зуся, почему ты не был Зусей?”

Страх и любовь раби Зуси

Авраам отгоняет коршунов – элка, картинка и рельеф
Слайд вороны-2

Авраам тоже, видно, понимал, что его не будут спрашивать – «Авраам, почему ты не был Зусей?» Он был Авраамом, и никем другим. Как и Зуся, он знал, что «всё предопределено». Как Билли Пилигрим, он «побывал в космосе», и не на летающем блюдце с Тральфамадора, а «за пределами звёзд». Судя по тому, как он принимал гостей, он, видно, хорошо знал, что «Бога иудеев можно удовлетворить половиной каравая». Видя мир вокруг себя и зная историю человечества до него, он понимает, что мир можно и испортить. Потом, в начале 19 века, его дальний правнук раби Нахман из Брацлава скажет, что «если веришь, что можно испортить, то придётся поверить, что можно исправить».

Вот Авраам, проходя по земле и предчувствуя будущее, и пытается заранее это будущее защитить и «исправить». Его отношения с Богом строятся на доверии и договоре, Авраам и Бог скорее союзники:

«И вывел Он его наружу, и сказал: посмотри-ка не небо и сосчитай звёзды; ты сумеешь счесть их? И сказал Он ему: таково будет потомство твоё. И поверил он Господу, и Он засчитал ему это в праведность». (Берешит, 15:5-6)

«И поверил он Богу» - Авраам верит не в Бога, а Богу – как доверяют другу. А

Бог доверяет Аврааму и заключает с ним союз. Его союз с Богом («союз между частями», 15 глава книги Берешит) описывается как мистическое действие.

И сказал ему: Я Господь, который вывел тебя из Ур-Касдима, чтобы дать тебе землю эту в наследие. И он сказал: Господи Боже! по чему узнаю я, что буду наследовать ее? И Он сказал ему: возьми Мне трех телок и трех коз, и трех баранов, и горлицу, и молодого голубя. И он взял Ему всех их и рассек их пополам, и положил часть каждого против другой; а птиц не рассек.

И спустились коршуны на туши, но прогнал их Аврам.

(Берешит, 15:7-11)

Мидраши говорят, что под видом животных Аврааму, как позже – Яакову, тоже были символически показаны будущие четыре изгнания еврейского народа. Но Авраам, в отличие от Яакова, действует, вмешивается в видение – он отгоняет хищных птиц и этим спасает своих потомков от полного уничтожения врагами.

Поначалу не видно, что Авраам боится показанной ему картины, он не спорит с Богом про будущее изгнание, как спорил он, когда шла речь о судьбе Сдома. Видимо, он понимает смысл своего видения - или просто доверяет Богу… Кроме того, у него есть возможность вмешаться в происходящее – он отгоняет птиц.

Но потом на Авраама нападает ужас и тьма:

И солнце было к заходу, как крепкий сон напал на Аврама; и вот ужас, тьма великая нападают на него.

И в этой «тьме» заключен союз между Богом и Авраамом.

И сказал Он Авраму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире, будешь погребен в старости доброй. Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо доселе еще не полна вина Эморийца. И когда зашло солнце и наступила тьма, и вот, печь дымящаяся и пламя огня, который прошел промеж тех половин. В этот день заключил Господь с Аврамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки великой, реки Прат. (Берешит, 15:9-18)

Некоторые комментаторы считают, что именно этот союз межу частями животных был началом истории отношений Авраама с Богом, что всё описанное выше произошло до того, как Бог сказал Аврааму – «Лех леха», «уйди из своей земли...»

Ужас Авраама – скорее не страх перед будущим, как страх Яакова, а ужас перед тьмой из самого начала времён, перед «тьмой над бездной» Первого дня Творения.

Его страх больше напоминает страх раби Зуси:

Однажды Зуся такими словами молился богу: «Господи, я люблю Тебя очень сильно, но я не достаточно страшусь тебя! Господи, я люблю Тебя очень сильно, но я недостаточно страшусь тебя! Позволь мне стоять перед Тобой в страхе, подобно Твоим ангелам, которые трепещут от Твоего грозного Имени». Бог услышал его молитву, И Имя Его вошло в тайники сердце Зуси, как это свойственно одним лишь ангелам. Но после этого, Зуся, словно маленькая собачонка, сразу забился под кровать и затрясся там от страха. Еле выговаривая слова, он произнес: «Господи, позволь мне снова возлюбить Тебя, как любил Тебя Зуся!» И Бог снова услышал его.

Мартин Бубер, «Хасидские истории»

Раз уж мы дошли до тьмы над бездной и начала времён, то стоит начать в очередной раз сначала.

Категория: Подними глаза с места, на котором ты стоишь (2004) | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: Tania E W
Просмотров: 894