Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2024-05-02, 9:18 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Подними глаза с места, на котором ты стоишь (2004)

Подними глаза с места, на котором ты стоишь. Часть 2.
2.

Про прыжки во времени

(про Билли Пилигрима, про Моше рабейну, про Хони Амеагеля, про Шимона бар Йохая и про Авраама на раскопках Ура Халдейского)

Про Билли Пилигрима, заблудившегося во времени.


...Билли Пилигрим говорит, что для существ с планеты Тральфамадор

Вселенная вовсе не похожа на множество сверкающих точечек. Эти существа

могут видеть, где каждая звезда была и куда она идет, так что для них небо

наполнено редкими светящимися макаронинами. И люди для тральфамадорцев вовсе не двуногие существа. Им люди представляются большими тысяченожками, "и детские ножки у них на одном конце, а ноги стариков - на другом". Так объясняет Билли Пилигрим.

Послушайте:

Билли Пилигрим отключился от времени.

Билли лег спать пожилым вдовцом, а проснулся в день свадьбы. Он вошел в дверь в 1955 году, а вышел из другой двери в 1941-м. Потом вернулся через ту же дверь и очутился в 1964 году. Он говорит, что много раз видел и свое рождение, и свою смерть, и то и дело попадал в разные другие события своей жизни между рождением и смертью.

Так говорил Билли.

Его перебрасывает во времени рывками, и он не властен над тем, куда сейчас попадет, да и не всегда это приятно. Он постоянно нервничает, как актер перед выступлением, потому что не знает, какую часть своей жизни ему сейчас придется сыграть.

Так говорит о Билли Пилигриме автор книги «Бойня номер пять» Курт Воннегут. О себе автор сообщает в этой же книге, что сам он «АМЕРИКАНЕЦ НЕМЕЦКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ЧЕТВЕРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ), КОТОРЫЙ СЕЙЧАС ЖИВЕТ В ПРЕКРАСНЫХ УСЛОВИЯХ НА МЫСЕ КОД (И СЛИШКОМ МНОГО КУРИТ), ОЧЕНЬ ДАВНО ОН БЫЛ АМЕРИКАНСКИМ ПЕХОТИНЦЕМ (НЕСТРОЕВОЙ СЛУЖБЫ) И, ПОПАВ В ПЛЕН, СТАЛ СВИДЕТЕЛЕМ БОМБАРДИРОВКИ НЕМЕЦКОГО ГОРОДА ДРЕЗДЕНА ("ФЛОРЕНЦИИ НА ЭЛЬБЕ") И МОЖЕТ ОБ ЭТОМ РАССКАЗАТЬ, ПОТОМУ ЧТО ВЫЖИЛ».

Нелля Шамес

Полуживу – полуиграю,

Бумагу пёрышком мараю,

Вожу неопытной рукой.

Вот это – лес. Вот это – речка.

Двуногий символ человечка.

И ночь. И звёзды над рекой.

Дыши, мой маленький уродец,

Бумажных стран первопроходец.

Молись развесистой звезде.

Тиха тропа твоя ночная,

Вода не движется речная

И лес в линованной воде.

Я сам под звёздами немею,

Полухочу-полуумею,

Прозрачный, маленький такой,

С тех пор, как неумелый кто-то

Меня на листике блокнота

Изобразил живой рукой.

Алексей Цветков

Про Моше в бейт-мидраше раби Акивы (Менахот, 29, б).

«Когда поднялся Моше горне, увидел Пресвятого, благословен Он, что увенчивал коронками буквы Торы. Спросил у него: «Владыка мира, для чего это нужно?» Ответил ему: «Есть человек по имени Акива бен Йосеф, который много поколений спустя выведет из каждого острия этих коронок множество законов». Попросил Его: «Покажи». Ответил ему: «Обернись». Пошел Моше, сел в конце восьми рядов учеников, не понял того, что они говорят и изнемог. Когда же зашла речь о понимании, дополняющем предыдущее (דבר אחר), спросили у р. Акивы ученики: «Откуда это?» Ответил им: «Это правило получил Моше на Синае».

Успокоился Моше, вернулся, предстал перед Всевышним и обратился к Нему: «Владыка мира, если есть у тебя такой человек, зачем же ты даруешь Тору через меня?» Ответил: «Молчи, так задумано Мной!».

Рис. – коронки в торе

на буквах в книге Эстер

Получается, что, перепрыгнув через 35 поколений, Моше не узнает собственной Торы и не понимает того, что говорят его потомки... Но «сознание» возвращается к нему, то есть он успокаивается, как только понимает, что то, чему учат в бейт-мидраше раби Акивы, и есть та Тора, которую он, Моше, сам получил на горе Синай, и что Всевышний настолько согласен с таким поворотом дел, что рисует заранее коронки к буквам.

То есть Моше убеждается в том, что Книга, полученная им, – не раз и навсегда данная данность, а живая реальность, которая пишется и переписывается в каждом поколении, что Тора действительно «не небесах она», а отдана на землю.

Но конец у этой истории грустный: Моше просит показать, какая награда ждёт раби Акиву, и видит, что тот умирает мученической смертью от рук римлян. Моше не видит в мире справедливости и не согласен с тем, что в нем происходит. Мир, в котором живёт раби Акива – это уже новый, непонятный Моше мир – мир после разрушения Храма.

Моше жил в мире, в котором никого не удивляло, что Бог разговаривает с людьми. Связь неба и земли во времена Моше была явной. Поколение людей, вышедших из Египта, поколение пустыни, особенно остро чувствовало эту связь. Моше и его поколение питались маном, который выпадал по утрам на землю, как роса. Наказание следовало непосредственно за проступками и награда выдавалась за заслуги. Человек видел связь между своими поступками и тем, что с ним происходило. Так (или почти так, или во многом так) продолжалось и во времена царя Давида и царя Шломо, и дальше, вплоть до разрушения первого Храма.

Считается, что когда Храм был разрушен, настоящее пророчество прекратилось. Книга Эстер, которую читают в праздник Пурим, написанная в начале эпохи второго Храма, во времена персидского владычества, - первая книга, где не упомянут Бог. Само имя Эстер означает «сокрою». Мир, в котором происходят события Пурима, это мир «сокрытия», мир, в котором, как говорят еврейские книги, Бог отдаляется от людей и «скрывает» своё лицо. Об этом плачет пророк Иеремия в книге Эйха ("Плач") - «О том рыдаю я и глаза мои льют воду, что далек от меня утешитель» (Эйха 1:16).

Потом началась война с римлянами, которые разрушили и второй Храм и рассеяли еврейский народ по всему миру. (Третий Храм может быть построен только в конце времён, когда весь народ будет собран в Иерусалиме). Раби Акива жил во время римских гонений, то есть в самом начале этого нового мира, мира рассеянья. Моше, заглянув во времена раби Акивы, когда наказание и награда не следуют непосредственно за прегрешениями и добрыми делами, где всё выглядит перепутанным, не может принять такой мир.

Про сон Хони Амеагеля.

Стояла женщина

на камне на Кармеле

пришли зелёные деревья

Вокруг неё...

Она пришла и стала

на соседний камень

но и туда пришли деревья.

И села на скалу:

Пришли...

И вся гора вдруг стала

зелёной и лесистой

и я уже не вижу

ни что она ни где она стоит...

Аврамик

(дословный перевод Бори Топермана)

Сказал раби Йоханан: «Все свои дни этот праведник (Хони) сокрушался по поводу стиха (огорчался, что не может понять его): "Когда возвращал Господь пленных Сиона, мы были как во сне" (Теилим 126:1) (возвращение пленных Сиона, о котором здесь идёт речь – это возвращение евреев в землю Израиля после семидесяти лет вавилонского изгнания... годы этого изгнания сравниваются здесь со сном). Сказал (Хони): «Где это видано, чтобы кто-нибудь провёл семьдесят лет в сновидении?»

Однажды шел он (Хони) по дороге и увидел человека, который сажал рожковое дерево.

Сказал ему: «Это дерево – до каких лет вынашивает?» (то есть, в каком возрасте начинает плодоносить?) Сказал ему тот: «семидесяти лет» (то есть, может случиться так, что и до семидесяти лет оно не принесёт плодов).

Сказал ему Хони: «Ты уверен, что проживёшь семьдесят лет?»

Сказал ему тот человек: «Нашел я мир уже с рожковыми деревьями. Как сажали для меня отцы мои, так и я сажаю для сыновей своих.»

Сел Хони, поел хлеба, сморила его дрёма, заснул. Сомкнулась над ним скала, скрыла его от глаз и проспал он семьдесят лет. Когда проснулся, то увидел человека, который собирал с них (с посаженных рожковых деревьев) плоды.

Сказал ему Хони: «Это ты его посадил?»

Сказал ему тот: «Я сын сына его».

Сказал ему Хони: «Значит, я проспал семьдесят лет».

Увидел, что от осла его родилось множество осликов.

Пошёл к себе домой, сказал им: «Жив ли ещё сын Хони Амеагеля?»

Сказали ему: «Сына его уже нет, а есть сын сына его».

Сказал он им: «Я – Хони Амеагель».

Не поверили ему. Пошёл в дом учения, услышал, как мудрецы говорят: «Наши суждения столь же ясны, как те, что были в дни Хони Амеагеля. Ибо он, когда приходил в дом учения, разрешал любое сомнение, которое возникало у мудрецов. Сказал им Хони: «Он – это я».

Не поверили ему и не оказали того почёта, которого он заслуживал. Пал он духом, попросил Бога и умер.

Сказал Рава: «Как раз об этом говорит народ: «Или община, иль кончина» (Лучше человеку умереть, чем остаться без общества).

Картинка: рожковое дерево детские

Про Хони некоторые мидраши говорят, что он заснул в начале Вавилонского изгнания (которое продолжалось ровно 70 лет – как долгий сон в пещере) и проснулся после восстановления Храма. Эти годы Хони проводит в пещере (как Авраам в детстве), но, в отличие от Авраама, выходит из пещеры в мир, в котором не находит себе места.

Пещера раби Шимона бар Йохая

Вот что добавил Менахем Яглом, когда он читал эту книжку и дошёл до пещеры Хони Амеагеля:

Пещера – это особое место, не принадлежащее этому миру, в пещере можно спрятаться ото всех – врагов и друзей, и никто тебя не сможет найти. Чем же в таком особом месте можно заниматься? Авраам в своей пещере – рос, Хони Амеагель – спал; еще одно предание рассказывает о раби Шимоне бар Йохаи и его сыне Элиезере, которые в пещере изучали Тору.

В ПЕЩЕРЕ И ПО ВЫХОДЕ ОТТУДА

Сидели как-то р. Йегуда, р. Йосе и р. Шимон, и был с ними Йегуда Бен Герим.

Р. Йегуда начал говорить: «Сколь прекрасны дела римлян! Устроили рынки, возвели мосты, построили бани.»

Р. Йосе промолчал. Р. Шимон б. Йохай ответил: «Всё, что они сделали, сделали только для себя. Рынки – разводить там блудниц, бани – нежиться, мосты – взимать пошлину.»

Пошел Йегуда Бен Герим и разгласил эти слова, и стали они известны властям.

Сказали римляне: «Йегуда, который превозносил Рим, будет возвышен, Йосе, который молчал, будет изгнан в Циппори, Шимон, который поносил Рим, будет казнен.»

Бежали р. Шимон с сыном и спрятались в доме учения. Каждый день жена рабби приносила им лепешку и кувшин воды, и оба пили и ели. Когда же преследования ожесточились, сказал р. Шимон сыну: «Женщины легкомысленны. Если ее прижмут, она выдаст нас.»

Пошли они и спрятались в пещере. Чудо свершилось для них: сотворил Господь рожковое дерево и источник воды. Р. Шимон и его сын весь день учились, сняв одежду и сидя по горло в песке. К молитве они одевались и покрывались, а потом опять снимали одежду, чтобы та не истрепалась.

Так просидели они в пещере двенадцать лет. К концу этого срока пришел пророк Элиягу, встал у входа в пещеру и сказал: «Кто сообщит Бар Йохаю, что кесарь умер и указ отменен?»

Вышел Р. Шимон с сыном и увидели людей, пашущих и сеющих. Сказал р. Шимон: «Небрегут они вечной жизнью и предаются жизни мира сего и делами часа сего!»

Всякое место, куда р. Шимон и его сын бросали взгляд, обращалось в пепел.

Сошла с небес Бат Коль и сказала: «Уничтожить мой мир вы вышли? Возвращайтесь в пещеру!»

Повернулись те и пошли назад. Пробыли в пещере еще двенадцать месяцев. Сказали: «Даже суд наг грешниками в геенне длится всего двенадцать месяцев!»

Сошла с небес Бат Коль и сказала: «Выходите из пещеры!»

Если р. Эльазар, сын р. Шимона, испепелял взглядом – р. Шимон исцелял. Сказал: «Сын мой! Довольно этому миру меня и тебя (заботящихся о жизни в будущем мире).»

Вечером, когда приблизилась суббота, увидели они старика, бегущего в сумрках двумя связками миртовых ветвей, и спросили его: «Зачем тебе это?»

Ответил тот: «в честь субботы.»

«А не хватит ли одной связки?»

«Одна связка – в честь “помни“, а другая – в честь “соблюдай“.»

сказал р. Шимон сыну: «Смотри, как дороги заповеди Господа сынам Израиля!

Утешились они оба.

Услышал р. Пинхас б.Яир, зять р. Шимона, о приходе тестя, выскочил ему на встречу, повел его в баню, стал помогать ему раздеваться. Увидел, что все тело его в язвах, и заплакал. Слезы лились у него из глаз (на раны р. Шимона), а р. Шимон стонал.

Сказал р. Пинхас: «Горе мне, что увидел тебя таким!»

Ответил ему р. Шимон: «Счастлив ты, что таким увидел меня, ибо иначе ты не нашел бы во мне столь многого.»

Ведь в прежние времена, когда р. Шимон ставил задачу, находил р. Пинхас двенадцать решений. Теперь же, когда р. Пинхас ставил задачу, р. Шимон находил двадцать четыре решения.

(…)

Вышел р. Шимон на рынок, увидел Йегуду Бен Герим. Спросил: «Этот еще жив?»

Бросил взгляд – и превратил его в кучу костей.

(Брахот 27 б)

Раби Шимон был младшим современником раби Акивы, он жил после разрушения Второго Храма и участвовал в Великом Восстании против римлян под предводительством Бар-Кохвы. Как и Авраам он прятался в пещере от врагов, но подобно Хони не смог вынести мира, в котором очутился, выйдя из нее. Правда, он не умер сам, но чуть было не уничтожил мир, который его не устраивал. Поэтому Бог повелел ему вернуться в пещерное никуда, чтобы научиться принимать мир, в котором уже нет ни Храма, ни пророчества, ни праведности.

В одиночестве не просто примирится с новым, непонятном миром. Но раби Шимон был не один, и вместе с сыном, раби Элиезером, они смогли обрести некоторую гармонию. Когда они снова вышли к людям, все, что сжигал один из них, оживлял другой. Огонь из губительного стал живительным и вернувшись в мир, раби Шимон смог во многом изменить его к лучшему, открыв людям тайны Торы. Особенно сильно он повлиял на будущее: согласно преданию, Шимон бар Йохаи создал мистическую книгу Зогар, которая была найдена спустя почти тысячу лет и очень быстро стала одной из главных книг еврейской традиции.

«Как страшно это место» - про сон Яакова

Таксомоторы внизу
и ангелы на высотах.
И те и другие нетерпеливо
и одновременно
зовут меня устрашающим голосом.

Я иду. Я
иду!
Я спускаюсь.
Я поднимаюсь.

ИЕГУДА АМИХАЙ (1924-2000)

(перевод Савелия Гронберга)

Ещё одна история про то, как человек заглядывал в будущее, связана с Яаковом.

И вышел Яаков из Беер-Шевы, и пошел в Харан. И пришел на одно место, и переночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И снилось ему: вот, лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы поднимаются и спускаются по ней. И вот, Господь стоит при нем и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе. И пробудился Яаков от сна своего, и сказал: истинно Господь присутствует на месте этом, а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно место это! Это не иное что, как дом Бога, а это врата небесные. (Бытие 28:10-17).

Что испугало Яакова в его сне? Казалось бы, наоборот, Бог обещает ему: "Я соxраню тебя везде, кyда бы ты ни пошел"?

Рассказывает мидраш:

Ангелы, поднимавшиеся и спускавшиеся по лестнице, - это ангелы-хранители великих империй, которые приведут к изгнаниям Израиля. Показал Всевышний во сне Яаковy ангела-xранителя Вавилона - поднялся тот по лестнице на 70 ступеней и спyстился. И Яаков понял, что придется его потомству пробыть в Вавилонском изгнании 70 лет. Затем поднялся ангел Персии на 52 ступени и сошел. Понял, что придется его детям быть столько лет под игом Персии. Поднялся ангел Греции на 180 ступеней и сошел. Яаков понял, что столько лет над его детьми будет господствовать Греция. Когда поднялся ангел, олицетворяющий Эдом – Рим, Яаков увидел, что он поднимается на 100 ступеней, затем на 200, и конца не видно. И тогда испугался Яаков, что невозможно выдержать такое длительное изгнание? Но и ангел Эдома в конце концов спустился. Увидел Яаков, что все ангелы поднимаются, а потом спускаются.

Сказал Всевышний Яаковy: поднимайся теперь и ты! Именно в этот миг Яаковy стало совсем страшно, и он спросил: "Подобно томy, как они спyскаются (т.е. yxодят) из мира, - так и мне сyждено спyститься?" Сказал емy Всевышний: "Не бойся, Яаков, если ты поднимешься - не спyстишься никогда!"

И говорят мудрецы, что если бы не испугался Яаков и поднялся бы по лестнице, то не спустился бы уже никогда, и народ избежал бы многих бед и падений.

Мидраш упрекает Яакова, что тот во сне испугался подняться по лестнице и именно этим определил ход дальнейшей истории! То есть будущее, показанное Яакову во сне, было возможностью это будущее поменять? Возможностью, которую, согласно мидрашу, упустил Яаков?...

Самая первая история – про Адама и будущее.

Элкин Адам и сараевская агада, Адам Давида Шамеса

Показал Всевышний первому человеку (Адаму) все порождения, которые в будущем должны произойти от него. Он показал поколения и их руководителей, поколения и их пророков, поколения и их толкователей, поколения и их мудрецов, поколения и их кормильцев, поколения, и их судей, поколения и их героев, праведников разных поколений и злодеев разных поколений (Седер Олам, 30)

Самым первым заглянул в будущее Адам. У Адама не было прошлого, и, видимо, поэтому ему было несложно справиться со страхом перед будущим. Он был первым, кто вмешался в будущее и поменял в ход событий. Есть история о том, что, когда показаны были Адаму все души на свете, увидел Адам одну душу, которая ему очень понравилась, но которой суждено было прожить на свете всего один день... И Адам попросил подарить этой душе 70 лет от своей жизни – и потому родился и прожил 70 лет еврейский царь Давид....

Итак, Адаму будущее представляется в виде душ всех, кто будет жить на свете, Яаков страшится открывшейся ему картины, Моше не хочет соглашаться с миром, который ему открывается, Хони не находит себе в новом мире места и просит смерти. Только раби Шимон, примирившись с настоящим, смог повлиять и на будущее. Билли Пилигрим свободно перемещается во времени, но судьба в лице пришельцев с Трансфальмадора перебрасывает его через времена совершенно помимо его воли.

А что же Авраам?

Интересно, как увидел бы мир Авраам, оказавшись в собственном будущем – то есть, в нашем прошлом и в нашем настоящем – что из того, что он предвидел, сбылось, а что изменилось, что было бы ему понятно, а что - совсем нет, и сохранил бы он тот свой новый взгляд мальчика, вышедшего из пещеры, и сумел бы или нет принять наш мир...

Картинка: Авраам на раскопках

Картинка раскопок Ура 1923 года – из Элкиной книжки – с подписью

Про прошлое и настоящее Авраама.

«Aвраам был достоин быть сотворенным даже прежде Адама. Но сказал Всевышний: "Если Авраам, с его величием, разрyшит мир, то не найдется никого, кто смог бы исправить это после него. И потомy Я сотворю сначала Адама, но если Адам постyпит неправильно и принесет в мир разрyшение, - то Авраам сможет исправить содеянное», - говорит мидраш.

То есть, Авраам пришёл в мир после Адама, чтобы исправить начатое разрушение мира? Авраам, в отличие от Адама, уже имеет прошлое, и ему труднее не бояться. У Авраама в прошлом - поколение потопа, когда люди почти превратились в животных, и вся история человечества началась заново. До Авраама Ноах уже пытался исправить мир, и у него это не особо получилось… Мидраши упрекают Ноаха в том, что у него не было учеников, что Ноах так и остался единственным праведником среди людей своего поколения. У Авраама в прошлом – история человечества от Ноаха до Вавилонской башни.

«От Ноаха до Авраама десять поколений, и за все эти долгие годы Господь не говорил ни с кем из смертных, кроме Авраама (Берейшит Раба 39)»

У Авраама в его настоящем – царь Нимрод и эта самая Вавилонская башня, и мир её строителей, про которых рассказывают, что они страшно расстраивались, когда у них падал из рук молоток, а если с башни падал человек, то говорили, что ничего страшного – придёт следующий... Царь Нимрод, добиваясь власти, говорил, что причина потопа вовсе не в людях, что потоп произошёл по естественным причинам: небо прохудилось, надо починить, заштопать дырку - и потопа больше не будет. Разрушение башни должно было восприниматься людьми времен Авраама как мировая катастрофа. Происходит разделение языков, люди, говорящие раньше на едином языке, перестают понимать друг друга. Авраам единственный всё время делает не то, что все. Он один сохраняет всеобщий, всечеловеческий язык, иврит, язык Адама. Люди Нимрода пытаются залезть на небо, а Авраам ходит по земле и воспитывает учеников, принимает гостей, и ради приёма путников прерывает беседы с Богом. Авраам не боится выступить в одиночку против всего мира, не боится бороться с могучим царем Нимродом, но пугается, когда ему приходится убивать на войне. Люди хотят воевать друг с другом, а Авраам, хоть и побеждает пятерых царей, освобождая из плена своего племянника Лота, но делает вид, что этого как будто и не было, не берёт себе ничего из военной добычи и переживает, что вообще участвовал в войне.

Брейгель

С прошлым Авраам таким образом спорит и порывает - в отличие от Адама, которому не с чем спорить. Авраам уходит из своей страны, из своей земли, из дома отца, переходит реку, отправляется в путь. (Впрочем, Адам все же спорит – с Богом. Он совершает грех, тем самым отделяя себя – от Него, и поэтому порывает со своим прошлым, Садом Эден, и отправляется в путь не добровольно, но принудительно)

С настоящим Авраама связывает земля. В этом он похож на Адама, который был слеплен из «адама» - земли. Авраам странствует по земле и чувствует землю. Мидраши рассказывают, что Авраам исполнял то, что написано в Торе, которая ещё вовсе не была дана – откуда же он её брал? Он извлекал её из самого себя, из своего тела – и наполнял землю всеми её смыслами, прошлыми, настоящими и будущими, и он ходил по земле, как другие пишут книгу.

Какие же отношения связывают его с будущим?

Изменения приходят медленно.

Составляются слова друг с другом,

одна и та же вещь – сама с собой,

и суть этих вещей и слов.

Но стены всех вещей и слов

по-прежнему стоят.

И когда дополняют стены,

или если они расшатываются,

слова и вещи всё ещё стоят.

Изменения приходят медленно,

так медленно, что вещи и слова

исчезают до того как измениться.

Иногда

мы тоже исчезаем

до того как измениться

Аврамик

(Дословный перевод Бори Топермана).

Авраам странствует по земле, иногда останавливается где-то и живёт там некоторое время. История его странствий и стоянок повторяется впоследствии историей его детей и внуков. Авраам ходил теми путями, которыми потом будут ходить его потомки, останавливался в тех местах, в которых в дальнейшем произойдут многие важные события еврейской истории, как радостные, так и печальные.

Своими странствиями он как будто прокладывает будущие пути, заодно пытаясь их заранее исправить..

Про то, как Авраам первым спускался в Египет

Авраам спускается в Египет, и предугадывает этим спуск в Египет своих потомков... Проходя будущий путь будущего народа, он тоже спускался в Египет в дни голода, за едой. У него было своё столкновение с Паро – фараоном...

Картинка – города Питом и Раамсес: Авраам на строительстве...

Описание спуска Авраама в Египет, написанное от первого лица – отрывки из рукописи, найденной в Кумране

Элкина картинка про Авраама и фараона

Про Сару в сундуке

... и сказал я: "Ты тот ...
...и я продолжал идти к югу ... пока не достиг Хеврона ... и Хеврон был построен, и я прожил два года, ... И был голод во всей этой земле и я услышал, что изобилие ... в Египте и отправился я ... в землю Египетскую ....которая ... и вот я достиг реки Кермон, одного из рукавов реки ... Тогда мы ... нашу землю, и я миновал семь рукавов той реки ...
... тогда мы пересекли нашу землю и вошли в землю сынов Хама, в страну Египет...
И увидел я, Авраам, сон в ночь моего прихода в землю Египетскую. И увидел я в своем сне... один кедр и пальму одну ... И люди пришли и намеревались срубить и вырвать с корнем кедр и оставить пальму в ее одиночестве.
И воскликнула пальма и сказала: "Не срубайте кедр, ибо проклят тот, кто погубит... " И кедр был оставлен благодаря пальме.
... И пробудился я ночью от своего сна и сказал Саре, жене моей: "Сон мне снился ... и боюсь я... этого сна". И она сказала мне: "Расскажи мне твой сон, чтобы мне знать". И я начал ей рассказывать этот сон.
(...)
...как прекрасен вид ее лица и как...
...тонки волосы ее головы, как прекрасны ее глаза, и как красив ее нос, и весь блеск ее лица... как хороша ее грудь и как восхитительна ее белизна. Руки ее как красивы, и кисти ее как совершенны и ... весь вид ее рук. Как изящны ее ладони. И как длинны и тонки все пальцы ее рук. Ноги ее как прекрасны и как совершенны ее голени. И все девицы и невесты, которые входят в брачный покой , не прекраснее ее, и над всеми женщинами красотой красуется она, и красота ее превосходит красоту их всех . И при всей ее красоте в ней также много мудрости. И все в ней красиво. И когда услышал царь слова Хирканоса и слова двух его товарищей (о красоте Сары), которые все трое говорили как один, он сильно возжелал ее и послал привести ее тотчас. И он увидел ее и изумился всей ее красоте, и взял ее себе в жены, а меня пытался убить. Но Сара сказала царю: "Он мой брат", чтобы мне было хорошо благодаря ей. И был спасен я, Авраам, благодаря ей, и не был убит. И заплакал я, Авраам, сильным плачем, я и Лот, сын брата моего, со мной этой ночью, когда Сара была уведена от меня силой.
Этой ночью я молился и просил, и умолял, и говорил горестно, обливаясь слезами: "Благословен ты, Бог Всевышний, господин мой на вечные времена , ибо Ты господин и властелин над всем, и над всеми царями земными Ты всевластен творить всем им суд. Ныне же подаю Тебе жалобу , Господь мой, против фараона Цоана, царя Египта, который взял жену мою от меня силой. Суди его за меня и яви свою могущественную руку на нем и всем доме его, и не сможет он этой ночью осквернить жену мою (отняв) от меня , и пусть узнают о Тебе, господь мой, что Ты повелитель всех царей земных". И заплакал я и умолк. Этой же ночью послал на него (фараона) Бог Всевышний духа болезни , чтобы поразить его и всех людей его дома, духа злого, и он поразил болезнью его и всех людей его дома. И не мог он (фараон) приблизиться к ней (Саре)...
... и дал ей царь... и много одежд виссоновых и пурпурных...
...перед ней, а также Агарь, и вручил ее мне и назначил мне людей, чтобы проводили ...
И отправился я, Авраам, с многочисленными стадами и с серебром и золотом, и вышел я из Египта и Лот, сын брата моего, со мной...

Коробка с ящерицами (короб со змеями)

Авраам был один, когда вышел из своей детской пещеры, описанной в мидраше. В Египет спустилась семья потомков Авраама – 70 человек. Вышел из Египта целый народ. Семья стала народом за время рабства и бессмысленной – это особенно подчёркивают мидраши – работы. Евреи строили в Египте города Питом и Раамсес - «города запасов» для сокровищ фараона, они строили эти города на болотах, пока строился один город, другой успевал затонуть наполовину, и приходилось всё начинать сначала, и так без конца, пока Всевышний и Моше не вывели народ из Египта. Выход из Египта сопровождался чудесами и знамениями.

Авраам тоже чудесным образом и вмешательством Всевышнего вызволил из рабства свою Сару и ушёл из Египта. Столкновение Авраама с Паро (фараоном) не было бессмысленным и унизительным рабством, в котором пребывали его потомки. Но Аврааму, чтобы не быть убитым, пришлось выдавать свою жену за сестру, а это было унизительно для героя и воина, каким он был.

Позже, в Талмуде напишут, что у еврейского царя обязательно должен быть за спиной «короб со змеями» - что-то, чего он стыдится, чтобы не возгордился царь и не потерял своих моральных качеств, и не стал считать себя выше и лучше всех...

Миниатюра с ящерицами

«Как же я ему позволил?»

Раби Элимелех и раби Зуся были учениками Великого Маггида из Межирича. Братья были совершенно разными людьми. Элимелех был человеком ученым и всегда был первым учеником в доме учения, а его брат раби Зуся был единственным, кого не заставляли отвечать уроки. Едва Маггид начинал говорить, Зуся впадал в такой экстаз и так шумел, что приходилось выставлять его за дверь. Элимелех любил носить с собой часы и внимательнейшим образом наблюдал за ними, поскольку они “связывали его с временем и миром”. Зуся был слишком рассеян, чтобы привязываться к какому-нибудь предмету. Элимелех был требователен и суров, Зуся - мягок и терпим.

Спросил как-то раби Зуся своего брата, мудрого раби Элимелеха: “Дорогой брат, в Писании читаем, что души всех людей были заключены в душе Адама. Если так, то и мы должны были присутствовать, когда он ел плод Древа. Я не могу понять, как это я позволил ему есть? И как ты мог позволить ему есть?”

Элимелех ответил: “Мы были вынуждены, как и все. Если бы он не ел плод Древа, в нём навечно бы остался яд змия и он бы постоянно думал: “Стоит мне только съесть плод Древа, и я стану как Бог; стоит мне только съесть плод Древа, и я стану как Бог”. (Мартин Бубер, хасидские истории)

Картинка про адама и плод и яблочко с червяком

Колодцы, ман и прочие знаки

Элкины колодцы – двое лужа и фрагмент

Авраам не только прокладывал путь своим потомкам, но и, забегая вперёд, оставлял им в пути «секретики», как в пустынных или трудно проходимых местах путешественники оставляют в хижинах запасы еды для тех неизвестных, кто придёт следом. Брал же он эти «секретики» из прошлого, со времен сотворения мира.

Например, Авраам выкапывал колодцы, которые потом будут засыпаны, и их откопает его сын Ицхак, а в дальнейшем некий колодец будет сопровождать евреев в их скитаниях по пустыне. Мидраш рассказывает, что этот колодец произошёл от того колодца, «уста» которого были сотворены на закате Шестого дня творения, который потом был выкопан Авраамом. Колодец в пустыне вёл себя как живой; когда евреи «хорошо себя вели», он бегал и суетился, чтобы скорей всех напоить - потому что помнил, как побежал в своё время Авраам угощать пришедших к нему гостей... А когда евреи были в чем-то виноваты, то и колодец не торопился разнести всем воду, и опаздывал на час, на два, на три, на четыре часа и больше... (мидраш Пиркей де-раби Элиэзер, 35)

Или ещё – однажды к Аврааму пришли путники-ангелы, и Авраам поторопился отлично накормить их (хоть ангелы и не нуждаются в пище, но они делали вид, что они люди)... А потом, после выхода из Египта, в пустыне, народ питался «ангельской» едой – маном. Ман принимал все вкусы, которые человек хотел – в заслугу того, как Авраам кормил ангелов. И так далее – практически весь путь Авраама состоит из значимых для будущего его детей мелких и крупных событий.

Авраам специально задерживается в своих странствиях и ставит жертвенники

Богу в тех местах, где его потомки будут попадать в сложные ситуации. Кто-то подсчитал, что общая протяженность странствий Авраама, упомянутых
в книге Берешит, составила 2400 км (как будто он специально старался много ходить).

К тому же Авраам чувствовал настроения и мысли самой земли – он был гораздо ближе к ней, чем современные люди, - ведь от Адама, из земли сотворённого, его отделяло лишь 20 поколений. Впрочем, про уже упомянутых нами раби Зусю и раби Элимелеха, живших через 90 поколений после Авраама, Эли Визель рассказывает такую историю:

Дом – спят два человека и два ангела на крыше

Братья Зуся и Элимелех часто странствовали вместе, и, по хасидским легендам, место, где они останавливались хотя бы на ночь, делалось частью хасидского царства. Существует удивительное предание о том, как два брата наведались в маленькую деревушку около Кракова, чтобы в ней заночевать. Внезапно они почувствовали беспокойство, ими овладело неудержимое желание покинуть это место. Хотя спускались сумерки, они пустились в путь и провели ночь в дороге. Название этой безвестной деревушки – Освенцим.

И всё же, если предположить, что Аврааму было известно будущее, если будущее настолько определено, то как же он надеялся его изменить?

Тут надо, видно, снова начать всё с начала, с того времени, когда нас никого ещё на свете не было и быть не могло, поскольку у нашего праотца Авраама и его любимой жены Сары не было детей и, - по всем гороскопам, - не должно было быть.

Категория: Подними глаза с места, на котором ты стоишь (2004) | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: Tania E W
Просмотров: 994