Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Понедельник, 2024-04-29, 8:09 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Сказки р Нахмана

Сказки р Нахмана./04/
ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

О ЦАРЕ, ЧТО ПРЕСЛЕДОВАЛ ИНОВЕРЦЕВ1

Однажды был царь2, который разослал указ, чтобы преследовать иноверцев по всей стране и изгонять. А кто захочет остаться, пускай меняет веру. А кто не захочет менять веру, того изгонять. И вот получилось, что некоторые оставили и деньги, и имущество, и все, что у них было, на произвол судьбы и ушли голые-босые, лишь бы остаться в своей вере — в законе Израиля. А некоторые пожалели свое имущество и богатство, и остались3, и поневоле пришлось им сделать вид, что поменяли веру. Тайно они оставались в еврейской вере, а везде среди жителей той страны вели себя как и те, как будто действительно поменяли веру.

И умер царь, заступил на престол сын его4, и начал сын править страной смело и уверенно: захватил несколько стран и отличался большой мудростью. Но поскольку он крепкой рукой повелевал страной, возроптали министры и договорились между собой учинить заговор, чтобы свергнуть и уничтожить царя и истребить его семя.

Но был среди министров один министр из тех евреев, которых заставили подчиниться и с виду поменять веру. И задумался он:

— Не из того ли я подчинился и предал свою веру, чтобы сохранить богатство и имущество? А сейчас, если будет страна без царя, перегрызутся все люди между собой как волки в стае и ни в чем не будет порядка, потому что это невозможно, чтобы страна управлялась без царя.

И обдумал все, и решил пойти сообщить царю о заговоре. Выслушал царь его и решил расследовать, так ли дело обстоит. И увидел, что действительно так и обстоит: выставил стражу, и в намеченную ночь, как пытались напасть на него, так всех и схватили, и судили их, и разбирали вину каждого на суде, как положено.

И призвал царь того министра, чтобы отблагодарить, и спросил его:

— Не знаю, как отблагодарить тебя за то, что спас меня и моих детей. Назначить бы тебя министром — так ты и без того министр. Дать бы тебе богатства — так ты и без того богат. Как отблагодарить тебя, скажи.

— Только обещай мне, что сделаешь то, что я скажу, — говорит министр.

— Обещаю, что сделаю все, как ты скажешь! Клянусь своей короной и царством!5

— Ваше Высочество, позволь мне быть евреем открыто. Надевать талит6 и тфилин7, не таясь!

Досадно очень стало царю, потому что во всей стране запрещено было находиться евреям, только не было у него выхода, поскольку поклялся. Пошел утром министр — надел талит и тфилин, не таясь.

Потом умер царь и взошел на престол его сын8. И он гибко и осмотрительно начал управлять страной, потому что всегда помнил о том заговоре против его отца. Но также и он захватил много стран и отличался очень большой мудростью. И приказал созвать к нему всех звездочетов, чтобы сказали, из-за чего могут свергнуть его потомство и истребить его семя, чтобы предупредить и предостеречь. И сказали ему звездочеты, что потомство его не истребят, только надо остерегаться быка и овцы. И записали о том в памятной книге, и наказал он сыновьям, чтобы так же управляли страной гибко и осмотрительно, как и их отец. И умер.

Потом взошел на престол его сын и стал управлять страной крепкой рукой, как и его дед, и захватил много стран, только перемудрил в своей мудрости, за то и пропал. Так, приказал он оповестить по всей стране: в пределах его государства истребить всех быков и овец и не оставить ни одного из их породы, чтоб не свергли его потомство и не истребили бы царское семя. После того как это сделал, не боялся царь ничего-никого и оттого управлял страной крепкой рукой и повелевал, не боясь заговора.

И сделался большим мудрецом, и оттого запало ему одно — загорелся замыслом захватить весь мир без войны — только одним умом. Известно ему, что есть семь частей света, так как весь мир поделен на семь частей'. И есть семь планет10, и каждая планета освещает свою часть мира. И существует всего семь металлов11 — по одному на каждой из планет.

И пошел царь и собрал все семь видов металлов. И повелел доставить ему все портреты всех царей, что обычно делают из золота и ставят во дворцах, и приказал сделать из них человека, чтобы голова его была из золота, туловище — из серебра, и так каждая часть тела по порядку из другого металла, чтобы получилось изо всех семи металлов. И велел поставить его литого на высокую гору, чтобы лился на него свет всех семи планет. И если какой человек хотел получить совет, к примеру, заключать какую-то сделку или нет, бывало, становился против той, из соответствующего металла, части тела исполина, которая относилась к той части света, откуда человек прибыл, и думал о том, следует заключать эту сделку или нет. И если следовало заключать, начинала освещаться и мерцать эта часть исполинского тела, против которой человек стоял, а если нет, — оставалась затемненной.

Таким образом царь прибрал весь мир к своим рукам12 и скопил огромный капитал. Только не было бы от того подобия человека никакого действа, если бы царь не принижал возвышенных13 и не возвышал приниженных. (Иными словами, не производила бы статуя должного эффекта, если бы царь не выполнял указанные выше условия.) Так, царь разослал указы на всех адмиралов и прочих министров, у кого только есть достоинства и привилегии, — собрал всех и унизил: лишил их всех званий и привилегий, даже и тех, что получили их от его отца и деда. И возвысил приниженных — поставил их над теми, что некогда возвышались.

И среди тех, что некогда возвышались, стоял тот министр-еврей. И спросил его царь, какие у того звания и привилегии.

Отвечал министр:

— Привилегии мои — позволено быть евреем, не таясь. Это за услугу, что я оказал вашему деду.

Отобрал царь у него эту привилегию и возвратил в прежнее состояние. Остался министр опять тайным евреем.

Вот однажды приснился царю сон, и увидел во сне на ясном небе все двенадцать знаков зодиака, и из этих знаков два — бык14 и овен15 — насмехаются над ним. И проснулся в гневе16 и ужасе, и очень встревожился. И приказал принести памятную книгу. И увидел, написано там, что чрез быка и овна уничтожится его потомство. И закрался ему страх под сердце. Пошел рассказал царице, и охватил и ее и царевичей жуткий страх. И

упал царь сильно духом, и призвал всех толкователей снов, только каждый из них толковал по-своему, и их слова даже не доходили до него. И охватил царя ужас.

Потом вдруг пришел к царю один мудрец и сказал, что есть у него одно провидение от отца. И по нему выходит, что есть триста шестьдесят пять путей, по которым движется солнце. И есть место, что все триста шестьдесят пять путей совмещаются и светят туда. И растет там металлический прут17, и, если в кого закрался страх, как попадет к тому пруту, избавляется от страха.

И понравилось это царю. И пошел с царицей и царевичами и их потомством на то место. И мудрец пошел также с ними. А как прошли полдороги, стоит ангел — повелитель гнева, но не гневом ли порождаем ангела уничтожения*, оттого этот ангел посреди пути повелевает еще всеми уничтожителями. И спрашивают у него дорогу18. Потому что есть пред человеком дорога прямая, а есть дорога в непролазной грязи, и есть дорога, исщербленная рытвинами да ухабами. И есть еще всякие другие пути. А еще есть дорога — пылает на ней огонь, и четыре версты тем огнем сожжены. Как раз по ней они пошли (видимо, как ангел им указал). И посматривал все время мудрец вперед, потому что наперед знал, что будет огонь — про огонь он тоже знал от отца. И увидели огонь и видят: проходят через огонь и пламя цари и евреи, закутанные в талит и тфилин19. Только цари были те, в чьих государствах находились евреи, потому и могли проходить через огонь20.

И сказал мудрец царю:

— Поскольку есть у меня о том провидение, что четыре версты пути сплошь в огне сожжены, нету у меня охоты идти дальше.

Отвечает царь:

— Вижу я, что все цари там проходят — путем огня, потому, видно, и я пройду! Говорит мудрец:

— Только есть мне провидение от отца, оттого не хочу я идти!

И пошел царь со своим потомством. Охватило их пламя, и истребились они в огне.

А мудрец возвратился домой. И узнали министры, и очень удивились: не он ли так оберегался быка и овна и принял все меры предосторожности, а вот, гляди-ка, истребился и он, и его потомство. Только сказал этот министр, которого принуждали менять веру:

*Ныне в русском языке принято говорить дух — "дух уничтожения" (перев.).

— За меня он уничтожен, потому что видели звездочеты, да не понимали, что видят, — затем, что из бычьей кожи21 делают тфилин, а из овечьей шерсти22 талит, от них и пришла его погибель, и истреблено его семя. Ведь те цари, что проходили в огне, — жили в их государствах евреи — разрешали они им, не таясь, одевать талит и тфилин, потому и дано им проходить в огне целыми и невредимыми. Только он не позволил евреям, что одевают талит и тфилин, находиться в его стране, оттого он и видел во сне, как бык и овен насмехаются над ним. Ведь и звездочеты видели, да не поняли. И уничтожился он и семя его!

Категория: Сказки р Нахмана | Добавил: Tania (2006-06-14)
Просмотров: 655