Часть первая. Укрощение змейки. Пишет третье лицо. Про Леню Ларнацкого было известно, что он высок ростом, строг и выражается умными словами. Когда он шел ночью по коридору, перешёптывания прекращались и в коридорах наступала почти полная тишина. Еще на этом лагере он отличился тем, что в первый день, при знакомстве с группой, объяснил, что он – то ли ведущий, то ли вожатый. Во время перерыва дети из его группы, подбегая к другим ведущим лагеря, немного стесняясь, спрашивали – «Скажите, а где наш вождь? Высокий такой...» Одним из реальных вождей, замеченных в лагере, был бронзовый Ленин чуть выше человеческого роста. Он стоял на высокой тумбе прямо напротив центрального входа в корпус. Вокруг него проводились танцы в любое время дня и что-то вроде зарядки по утрам. У Лени Ленин вызывал симпатию. Сейчас он шел по коридору (в смысле Леня, а не Ленин). Отбой только что объявили, так что можно было с полным правом постучаться в любую комнату и пожелать спокойной ночи, еще не боясь никого разбудить. – Пошли девчонок мучить! – услышал он громкий шепот из комнаты 34. – Во-первых, не девчонок, а девочек, а во-вторых, мучить зачем? – с порога спросил Ларнацкий. – Ну как? А что еще с ними делать? – двое мальчишек, в первый момент подскочившие от неожиданности на кроватях, не растерялись. Один, пониже ростом, засуетился, другой пытается сохранять более серьёзный вид. На голове у него намотана простыня. – Что это у тебя на голове? А на чем ты спишь? .. а ... ну понятно. Ты не спишь и не собираешься.. действительно, отчего бы тогда хоть голову не прикрыть от сквозняка... Девчонок мучить ... что еще с ними делать... господи, что же вы дикие, словно с гор за солью спустились... Ладно, об этом завтра. – Сгорзасолью – что?.. куда, куда спустились?.. Леня уже шёл дальше. – Пойду, спрошу у Фила, – Макс размотал простыню и выскользнул в коридор. *** В комнате Юры, Фила и Гоги свет уже был выключен: видно, Ларнацкий побывал и там. Фил читал книжку при свете фонарика, Гога прыгал на кровати и кидался всем, что попадалось под руку в Маринку, которая спряталась от него под кровать. Макс, оценив ситуацию, схватил подушку и запрыгнул с ногами на кровать к Гоге – начались вечерние подушечные бои. Маринка, пользуясь передышкой, выползла из-под кровати. Потом все, кроме Фила, сбегали в коридор, потом покидались подушками в Фила, и, наконец, решили вызывать манного гномика. Для этого, как они узнали от кого-то из мадрихов (так назвались ведущие, или вожатые, кто их разберет), нужно было зайти в ванную, закрыть дверь, кинуть в унитаз три конфеты, три раза смыть, а потом победить душ. Как это – победить душ – никто не знал, но начать решили с малого. Кинули конфеты... дернули три раза за ручку унитаза и включили душ. Трубы завыли по всему этажу, и ... ничего не произошло. Макс разочарованно вздохнул. – Все, ничего не получается... ничего у нас не выйдет... Как всегда. Гога тем временкем влез на трубу душа и стал крутить все, что попадалось. В трубах снова заныло, зашумело, Гога соскочил (как раз в тот момент, когда из душа хлынула вода!) – АААААААААААААААА! Пластмассовый душ вздыбился, выскочил из стены, и, раскачиваясь на шланге, стал рывками поливать все, что находилось в пределах ванной, включая, (разумеется), Гогу и Макса. Оказалось, что душ и правда надо победить... А еще оказалось, что он похож на огромную змею, которая танцует перед тобой и не знаешь, в какой момент и куда она прыгнет. «Эх, была бы дудочка... как в мидраше...» - на секунду пожалел Макс, представив, как змейка-душ, изгибаясь, послушно вытанцовывает под мелодию дудочки и прячется в кувшин.. Кто-то стучал в стену. В трубах тоже застучало, а заодно почему-то и в дверь. Бжжж… – Макса окатила новая волна. Нужно было что-то делать – вода уже доходила до щиколоток. Стало весело. Покатались на шланге верхом. Полили друг дружку. Спели в душ как в микрофон. Наконец, удалось выключить, и, мокрые, они вывалились наружу, в комнату. В комнате стоял Олег. Кажется, он уже собирался взламывать дверь. Олег молчал, видно, подбирал слова. Гога с Максом тоже не издавали ни звука – да и что тут скажешь? Тишину прервал Фил: – Если вам по-прежнему интересно, «сгорзасолью», по моему предположению, – некий аналог тохувебоху, про которое написано в книжке про Принцессу. Принцесса тоже спустилась – а куда? Надо полагать, что раз она жила наверху, а тохувебоху было внизу, то туда она и спускалась… В нашем же случае, стало быть, это место называется «сгорзасолью». Олег вздохнул. – Вы что, под дождь попали? – Мы укрощали змейку! – выпалил Макс… *** Пишет Юра. Вначале было укрощение змейки. Ну, то есть, не в том начале, где были созданы небо и земля, а в начале истории. Укрощали Макс с Гогой в нашей ванной, а мы с Л. слышали всё из соседней комнаты. Л. стала стучать им в стенку. Она ещё днём говорила, что знает азбуку Морзе. Понятно, от её азбуки сразу пришёл Олег-ведущий и тоже стал стучать к ним в ванную, а Л. решила, что это они нам отвечают, и стучит в ответ. Олег, видно, подумал, это Гога с Максом стучат, что они выйти из ванной не могут. «Подождите, – говорит, – сейчас я вас открою». Ну, тут они сами вышли, мокрые до нитки. Мы с Л. не выдержали и тоже пошли к нам в 57-ую. Олег стоит, не знает, что делать, сам чуть со смеху не давится. Под кроватью сидит Маринка. Прибежала Оля: – Что у вас такое, в мадрихучке с потолка вода радио заливает. Ложитесь спать! Тут даже Фил развеселился: – А нам не спится! Я говорю – «Не спится, мы азбуку Морзе учим». Олег говорит: – Книжки получили сегодня, про Принцессу? Вот и читайте, раз не спится! А нам книжки дали, про Принцессу и про дорогу в какой-то город. – Мы не хотим про Принцессу, – говорит Макс. – Была бы библиотека, мы бы себе сами выбрали книжек… – говорит Гога. – Простите пожалуйста, а как пройти в библиотеку? – это я говорю, мне было почему-то очень смешно. А Оля говорит: – Вы вот смеётесь, а мы на самом деле Принцессу потеряли. Говорят, что она, может, в книжку ушла. Элиша, правда, не поверил и поехал за ней почему-то в Москву. Как это ушла в книжку? Какой-такой Элиша? *** пишет третье лицо Пчхи! – из-под кровати вылезла Маринка, вся в пыли. – А что, где гномик? Он появился? Гога с Максом переглянулись. Они и думать забыли про то, зачем укрощали душ. – Наверное, нет... мы бы заметили... а, Фил ? – полувопросительно протянули они. – Я бы заметил. Нет. Он не появлялся. Да и что может появится из столь несерьезной процедуры. Я так считаю: если уж делать, так по настоящему... – Ну, и как это? По-настоящему? – спросил Юра. Л. повернулась к Филу, остальные тоже уставились на него. Фил тут же напустил на себя чрезвычайно серьезный вид. – Во-первых должна быть нормальная цель. Ну, например – вызвать принцессу. Во-вторых, должно быть понятное место, откуда вызывать – например, книжка. В-третъих, нужно решить, как это сделать. – В-четвертых, должно быть весело! – встрял Гога, – иначе зачем это все нужно... – А в пятых, а в-пятых... – Макс еще не придумал, что сказать, – в общем... хорошо чтоб было! – И главное, это нужно сделать. А не только разговаривать, – добавила Маринка. *** Пишет четвертое лицо. – Четвертого лица не бывает! – Но ведь это кто-то другой пишет, не тот, который «третье лицо»... – Нет, это все равно третье лицо, только другое третье лицо... – Давай напишем: «Пишет второе третье лицо...» – М-да... – Ну, тогда напиши прямо, кто пишет. Пишет Ната, ведущая младшей группы... Про то, что происходит у девочек младшей группы… Пишет Ната, ведущая младшей группы – А мне интересно, куда же делась Принцесса, может, она и вправду в книжку ушла. Вот бы посмотреть на нее хоть одним глазком. Какой у нее был дворец, какая комната, какие наряды. Ты помнишь, нам Грин читал, как она из этого дворца убежала? Странно, кто ж от такого богатства бегает? Вот, если б я была Принцессой.., – и Саша замолчала. За окном уже было совсем темно. Из комнаты напротив доносился плеск воды, стуки и громкий шопот. Слов было не разобрать. – Так, так, так, завтра у нас важный прием, и мне нужно выглядеть соответствующе... Посмотрим-ка, посмотрим-ка, что тут у нас в шкафу... Ага, это красное бархатное платье я одевала на открытие бального сезона прошлого года, а в этом зеленом была в этом году. Этот костюм из черного шелка, вышитый золотом, я одевала на свой день рождения, эти туфли мне жмут, эти мне надоели... Какой ужас! Надеть совершенно нечего! Саша аж присела на кровати, завтра уже совсем скоро, а надеть ей совершенно нечего! Разве только спортивный костюм, который ей впихнула мама, мол возьми, на всякий случай... – А! Я могу надеть то платье, в котором приехала! Его наверняка уже никто не помнит. Саша скинула пижаму и натянула синее платье. – Чего-то мне тут не хватает, – завертела она носом перед зеркалом, – не хватает, не хватает... а! не хватает мне тут шарфика! Саша начала рыться в вещах в поисках белого шарфа в синюю полоску, но его нигде не было. Саша почти плакала. Она вспомнила, как в первый день, она, такая гордая, спускалась по ступенькам автобуса, такая вся из себя, в синем платье и белом шарфике в синюю полоску... Как смотрел на нее какой-то мальчишка, который потом оказался Максом, и захотелось от этого выпрямить спину и даже потянуть носок, опуская ногу на ступеньку, как учили на уроке танцев. Но тут подбежал какой-то задира, сорвал с нее шарфик и куда- то побежал с криками: "Тоже мне, Принцесса!" . Задира, естественно, оказался Гогой, Сашиным старшим братом. – Вспомнила! – вскрикнула Саша. – Я же так и не забрала этот шарфик! – все встало на свои места, плакать расхотелось, но появилось большое желание этот шарфик все-таки у Гоги забрать, а то потеряет еще. Саша подошла к двери и проскользнула в темный коридор. Там никого не было. Сашка вздохнула и быстро побежала в другой конец, где была комната Гоги, Юры и Фила. *** Всё вроде бы затихло, и свет погас. Принцесса подождала минуту и выглянула из левой створки буквы Ш: тишина. Она подождала ещё, а потом осторожно, на цыпочках перешла строчку… Но тут послышались чьи-то шаги, и она снова спряталась. *** Снова пишет третье лицо. Второй час ночи. Комната 34 не спит. – Вообще не факт, что Принцесса бывает! Ну, то есть, что она существует! Мало ли что нам сказали! В книжку убежала! Да кто в это поверит! – кричал Макс. – Вот-вот! Ну, как настоящая Принцесса могла влезть вот в такую маленькую книжечку? А? Вот как? Как конкретно, физически? – доказывал Гога. – Буковки вот такусенькие, ни окон, ни дверей у книжки нет… Лиля взяла в руки книгу и говорит – конечно, Юре: – Загадай страницу! – ... 244... – Еду еде на коне Страшно страшно страшно мне Я везу с собой окно А в окне моём темно – Вот это да! – говорит Маринка. – Вот вам и окно! – Окно-то окно, да в нем темно, – сказал Гога. – «Не темно, а кино», – прочитал дальше Юра. Фил вертел в руках книгу. Молчал. Светил в нее фонариком. Наконец, выдал: – Я думаю, – сказал Фил, – что в книжках есть и двери и окна... в другом смысле. Все, что непонятно – это окно. Ну вот непонятно же, почему в окне темно. Или что происходило между этим предложением и следующим. Теоретически, наверное, это и должно позволять людям входить в текст и путешествовать по нему и выходить из него. – Может, спать пойдем? – зевнул Гога. – …Вот, например, говорится, что у Принцессы был лев. А какой лев? И кто водил его гулять в сад, когда Принцесса убежала из дворца? – приходится додумывать. А если мы додумываем за книжку, то мы в каком-то смысле, как будто, попадаем в нее. – Ну, так это «как будто»... – А в книжках «как будто» и есть по-настоящему… – ... И если мы хотим попасть внутрь книжки, – продолжил Фил, – надо только найти такую дверь... или окно... и что-то сделать... – Ага ! Три раза подпрыгнуть на одном месте, спеть про старый город и станцевать, взывшись за руки! Хеу ля ля дрюм дрюм ту ту! – брякнул Макс и засмеялся. Фил не смутился. – Вот, к примеру, ещё одно окно – сказано, что Принцесса любила слушать сказки, а что за сказки, совсем не сказано. Так что мы можем это придумать и тем самым забраться в Текст. Маринка взяла книжку в руки. – Фил, погоди, ты раньше сказал наоборот, надо не залезть в книжку, а вызвать оттуда Принцессу! Давайте лучше ее к нам выманим – нашими сказками, если она так любит их слушать. А? В трубах снова что-то застучало. Сказка по этюду «Потерянный» Действующие лица: автор – Гарри, царь – Сабина, сын – Герман, автор стихотворения – поэт Алексей Цветков. Был царь. У царя было все, и однажды он потерял себя. А так как терять себя тяжело и больно, он отправился в путешествие на поиски себя. Сложная была дорога, царь ходил кругами, и так и не нашел себя. И в это время сын искал его, и однажды их дороги пересеклись. И сын хотел его пробудить, но простыми словами. Этого нельзя было сделать, а только стихом, и он придумал стих, который описывал его блуждания и его самого. Полуживу – полуиграю, Бумагу перышком мараю, Вожу неопытной рукой. Вот это – лес. Вот это – речка. Двуногий символ человечка. И ночь. И звезды над рекой. Дыши, мой маленький уродец, Бумажных стран первопроходец. Молись развесистой звезде. Тиха тропа твоя ночная, Вода не движется речная И лес в линованной воде. Я сам под звездами немею, Полухочу – полуумею, Прозрачный, маленький такой, С тех пор, как неумелый кто – то Меня на листике блокнота Изобразил живой рукой. …И пробудился царь!!! Сказка по этюду «Полуживу – полуиграю» Действующие лица: Сережа – царь, Гриша – голос царя, Леша – мудрец, Филипп – дорожный знакомый Жил-был царь на свете, и было очень одиноко ему в своем дворце. Никто не приходил к нему. Никто не приглашал в гости. Он думал: «Полуживу – полуиграю, Бумагу перышком мараю, Вожу неопытной рукой. Вот это – лес. Вот это – речка. Двуногий символ человечка. И ночь. И звезды над рекой…» И решил попросить он совета у мудреца, как избавиться от этого одиночества. И мудрец дал ему совет. По плану мудреца, царь каждый день отправлялся в путешествие, переодевшись простым путником, и каждому, кого он встречал на своем пути, и кто спрашивал, куда тот держит путь, он рассказывал, что на свете есть царь, к которому можно прийти за помощью в любой момент, и что именно к нему-то он и идет. Так одинокий царь не давал людям забыть о себе. И с тех пор у него всегда во дворце было много людей, которые приходили к нему за советом или помощью. Сказка по этюду «Король и шут» Действующие лица: Саша В. – человечек, Вася – случайный прохожий, Катя – случайная прохожая, ищущая царя, другая Катя – случайная прохожая, третья Катя – идейница, Саша – царь, Самир – автор. Царь создал себе человека, чтобы он носил его на себе. Но человечек хотел сильно увидеть своего творца. И поэтому он отправился искать царя. И где бы он ни появлялся, его все спрашивали: «Куда ты идешь?». Человечек всегда отвечал, что он ищет царя и идет к нему. Однажды он пришел в один город, в котором люди тоже искали царя. И когда он проходил мимо, его все спрашивали, не видел ли он царя. И уставши от этих вопросов, человечек уронил царя с его дворцом. И человечек наконец увидел своего творца. И все жители, которые тоже искали царя, смогли прийти к царю. И все жители города благодарили человечка за то, что он привел их к царю, и больше человечек не чувствовал себя полуживым – полуиграющим, а царь больше не водил неопытной рукой. – А вообще, – раздался вдруг голос откуда-то с потолка, – Прнцсс длжн жть гд-т мжд срдцм и стчнкм. Все бросились по кроватям. Маринка забилась в шкаф, Лиля прыгнула следом, Макс спрятался под кровать.... – Наверное, это радио... – пробормотал, выглядывая из-под одеяла, Гога. – Какое радио в три ночи! – фыркнула из-за дверок шкафа Маринка. – Про это есть целая история – неожиданно ясно ответил голос. – Про что? – пискнула Лиля. – Про сердце и источник. – Голос вздохнул. – Вот слушайте: И сть гр, а н гр стт кмнь, и из кмня тчт стчник. И кк у вск вщ сть срдц, тк всй вслннй, вклчщй вс, сть св срдц. И т срдц мр — цл глб с лцм, ркм и нгм и всем прочим. .......Истекая тоской… кричит…. Солнце палит его… прилетает бльш птиц…… Тут голос как-то зафыркал, зашуршал и исчез. Маринка вылезла из шкафа: – Уффф.... – Всё, дальше пусть Юрка пишет!
|