В этой ветке будут выкладываться материалы, относящиеся к курсу.
Тексты.
Фотографии разных работ, относящихся к теме.
Прописанная мастерская. Добавлено (2010-11-05, 9:38 PM)
---------------------------------------------
Вот текст, написанный известным коллекционером о кубках для Кидуш.
Киддуш и Киддушный стакан
Такой предмет декоративно-прикладного искусства, как киддушные стаканы, или бокалы, относится к иудаике – науке об истории, культуре и религии еврейского народа. Цена их на аукционах Сотби и Кристи довольно высока. Связано это с тем, что киддушные стаканы очень необычны и встречаются достаточно редко.
Для этого есть множество исторически сложившихся предпосылок.
Прежде всего, разберемся, что же такое «киддушный стакан» и какую роль он играет в еврейской культуре?
Искусство евреев испокон веков было тесно связано с религией. Все ритуалы, запреты и правила, предписанные Библией и Тамудом, тщательно соблюдались каждой еврейской семьей, и служили таким же признаком веры, как и молитва, знание святых текстов и богоугодные дела. Каждый важный жизненный этап, будь то рождение, обрезание, достижение общинной зрелости, свадьба или смерть, обязательно сопровождался ритуальными действиями и предметами, специально для таких действий предназначенными.
Одним из важнейших, тщательно соблюдаемых евреями ритуалов, был День Отдохновения (Шабат-Суббота). Согласно Библии, на седьмой день после шести дней труда над созданием мира, Творец отдыхал. Предаваться праздности предписывалось и всем верующим.
Праздник Субботы начинался в пятницу вечером и должен был быть торжественно освящен в момент наступления. Для этого зажигались субботние светильники, а затем хозяин дома нараспев произносил специальную молитву – киддуш, держа при этом в руках стакан или бокал с вином. Киддушные бокалы должны были обязательно присутствовать в каждом еврейском доме. Если празднование Субботы происходило в Синагоге, то киддуш произносился сразу после молитвы, и при этом благословлялись сосуды с вином и хала – особый субботний хлеб.
Помимо этого, киддуш был и частью свадебного ритуала. Жених и невеста пили вино из одного киддушного бокала, который имел более крупные размеры и невысокую ножку, напоминая по форме вазу.
Чаще всего киддушные стаканы были серебряными, иногда стеклянными или фарфоровыми, но обязательно с рисунком. Декор их определился еще в древности, но иногда под влиянием искусства тех стран, где проживали не имеющие собственной государственности евреи, мог незначительно изменяться. Нередко на стаканы наносилась резная надпись, подчеркивающая священное значение киддуша – «Помни День Субботы и держи его в Святости. Чти его благословением вина».
..................
Изготовленные в XVII веке в немецких городах Аугсбурге и Нюрнберге киддушные стаканчики – это восьмигранные чашечки с простым рисунком, чаще всего резным или чеканным орнаментом. Это самые простые, классические стаканы. На рисунке угадывалась пальметта, раковина, или веточка с побегом. В стояне была маленькая балясина, а поддон напоминал перевернутую чашу с рельефной резьбой. На таких стаканчиках обязательно была надпись на иврите, что и стало их основной отличительной чертой.
В начале XIX века в Европе появился другой киддушный стакан, по форме сильно напоминающий цилиндр с отогнутым венчиком. Иногда он был полностью покрыт надписями, которые несли в себе смысловую нагрузку, одновременно выполняя декоративную функцию. В религиозном еврейском искусстве интересен был подход к выбору декора. Нельзя было изображать людей и животных, не упоминающихся в текстах Священного писания. Зато широко использовались стилизованные изображения деревьев, побегов с листьями или вырастающего из сосуда цветка. Все эти рисунки символизировали «Древо жизни», земное бытие и вечную жизнь. Иногда включалась виноградная лоза – символ достатка, гроздь винограда – символ израильского народа, финиковая пальма – знак справедливости, и олицетворение мира – веточка оливы. Встречались и стаканчики, где в обрамлении растительных символов наносились геральдические узоры. Например, лев и единорог держащие фигурный щит. Щит в таком случае увенчан короной – символом власти.
Происхождение многих стаканчиков, датированных концом XVII- началом XIX века установить было практически невозможно, потому что мастера, изготовившие их, не наносили своих клейм. Это было связано с тем, что евреям запрещалось состоять в цехах по национальному признаку, ни в какие другие цеха их тоже не принимали. Соответственно, отсутствовал контроль качества изделий, и государственные законы в области клеймения тоже не соблюдались.
Но все же, никакие запреты и гонения не мешали развиваться и обогащаться еврейскому декоративно–прикладному искусству. Со временем киддушные стаканчики видоизменялись и становились все более оригинальными. В начале XIX века в Польше появились бокалы с чашами, по форме напоминающими яйцо. У них были необычные подставки – ножки в виде побега с крупными листьями, или в виде звериной лапы. Декор тулова стаканчика, как правило, имел простой ромбовидный узор. Что еще отличало их от большинства ранее созданных – это полное отсутствие каких-либо надписей. Со стороны мастеров это был очень нетрадиционный ход.
В середине XIX века положение евреев в России стало намного прочнее. Мастерам разрешили создавать цеха и мастерские, и в результате этого все изготовленные ими изделия проходили через окружные пробирные управления, в обязательном порядке на все предметы наносилось клеймо, по которому можно было установить время и место их создания. Все это положительно сказалось на количестве и качестве продукции.
Примерно тогда в России появился еще один оригинальный тип киддушного стаканчика, нигде ранее не встречавшийся. На его стенках вырезались архитектурные композиции. Это мог быть символизированный Дворец царя Давида, или вид Иерусалима, или условное изображение синагоги. Причем рядом с постройками исключительно еврейского религиозного культа могли соседствовать исконно русские пейзажи. Все это обрамлялось растительным орнаментом с пышными листьями.
В мастерской известного создателя культовой еврейской утвари И.Х.Лозинского в 1882-1908 годах делали стаканчики с изображением, имеющим глубину и объем, оно наносилось при тщательном соблюдением всех законов перспективы.
Характерным признаком работ того времени, выполненных на территории России и Украины, было сложное композиционное решение, множественное использование различных декоративных дополнений. Кроме изображения растительных символов, там появились разнообразные узоры из полос и лент. Роспись на таких стаканчиках разительно отличалась от схематической формы украшений на изделиях более раннего периода. Положительно повлияло и развитие технической базы – помимо резьбы и гравировки, стало применяться канфарение.
Добавлено (2010-11-05, 9:41 PM)
---------------------------------------------
________________________________________________________________________________________ _________________________________________
И все-таки самым популярным культовым предметом домашнего обихода является кубок или, вернее, кубки, ибо часто в доме есть отдельный бокал для "Киддуш", другой - для "Авдалы" и отдельный - для пасхального "Седера", есть,на-конец, и кубок для свадебных торжеств и для торжеств обрезания. В каждом доме есть бокал для "Киддуш" в праздники и Шаббат, мастера отделывают его с особой любовью.
Кубок для "Киддуш" изготовляли из разных материалов, чаще всего - из серебра или золоченного серебра, но ценился он так, как если бы был из чистого золота. Впрочем, встречаются бокалы для "Киддуш", изготовленные и из художественного стекла или из отшлифованной горной породы, так называемой "яри-медянки". Обычно такой кубок покрыт резьбой, украшен символическими рисунками, надписями или орнаментами. Старинные кубки чрезвычайно редки.
В качестве надписей используются либо библейские стихи (например "... И был вечер, и было утро - день шестой" или "И завершились небо и земля и все их воинство"), либо просто слово "Киддуш" или "Шаббат". Встречаются бокалы без ножки и бокалы на ножке, исполненные в различных стилях, иногда похожие на кубки, из которых пили на балах и торжественных трапезах. Порой форма их романская или готическая, но чаще всего выполнена в стиле барокко. Нередко встречаются кубки XVII в. с резьбой в виде цветов и плодов. Обычно на них выгравировано имя владельца или посвящение.
Иногда для кубка изготовляли специальную подставочку-подносик, на которую наносили не только орнамент в виде плодов и цветов, но и рисунок: чтение "Киддуш или стол, накрытый к субботней трапезе. Бывало, что на этом подносике гравировали слова благословений, произносимых во время "Киддуш". Подобный кубок для пасхального "Седера", изготовленный в Анконе в 1616 году, находился в музее Берзона в Варшаве.
Добавлено (2010-11-05, 9:45 PM)
---------------------------------------------
________________________________________________________________________________________ _________________________________________________
"Бирхот а-неенин" (благословления на потребление).
В эту категорию входят благословения, которые произносятся при получении какой-либо пользы или какого-либо удовольствия от этого мира. В частности, это благословения, связанные с едой и питьем. Для каждого вида продуктов установлены соответствующие благословения – перед их потреблением и после. Однако два из них удостоились особой чести ввиду их исключительной важности для человека. Опираясь на сказанное в главе 104-й книги Тегилим ("...хлеб, подкрепляющий сердце человека"), мудрецы установили особое благословение над хлебом. Его произносят перед тем как едят любой вид хлебных изделий: обычный хлеб, мацу, халы, булки... Второй продукт, для которого установлено отдельное благословение, - вино, также упоминающееся в той же самой главе Тегилим: "...и вино, веселящее человеческое сердце". Прежде чем пить виноградное вино (а также виноградный сок) - произносят особое благословение.
Вавилонский Талмуд, трактат "Брахот", 35 А. "Учили мудрецы: запрещено человеку наслаждаться этим миром без благословения, и всякий, кто наслаждается этим миром без благословения, совершает кражу. Как избежать этого греха? Чтобы не совершать кражи, следует пойти к мудрецу, и он обучит благословениям".
В этом отрывке из Талмуда говорится о том, что весь мир принадлежит Всевышнему. Если человек насладился чем-либо, не благословив, он уподобился вору. Благословение дает человеку право пользоваться тем, что принадлежит Творцу. Следует обратиться к мудрецу и изучить законы благословений, чтобы не становиться вором каждый раз, когда прикасаешься к пище.
Есть в книге Тегилим два стиха, которые, на первый взгляд, противоречат один другому. В главе 24-й мы читаем:
"Г-споду принадлежит земля и всё, что на ней",
а в главе 115-й -
"а землю Он отдал сынам человека".
Возможно ли, чтобы и то и другое было верно? Отвечают мудрецы наши: да, первый стих подразумевает момент до произнесения благословения, а второй - после. То есть Всевышний, сотворивший землю и всё, что есть на ней, дарит нам право использовать всё это нам на благо - однако лишь после того, как мы выразим признание того факта, что это именно Он дает нам это благо. Значит, прежде чем получить какую-либо пользу или какое-либо удовольствие от этого мира, мы обязаны произнести благословение.
"Брахот", глава 6, мишна 1
"Как благословляют плоды?
Над плодами дерева следует сказать:
"Благословен, Творящий плод дерева",
За исключением вина,
Ибо над вином произносят:
"Благословен, Творящий плод виноградной лозы.
А над плодами земли следует сказать:
"Благословен, Творящий плод земли",
За исключением хлеба,
Ибо над хлебом произносят:
"Благословен, Выводящий хлеб из земли",
А над зеленью говорят:
"Благословен, Творящий плод земли",
Рабби Иегуда говорит:
"Благословен, Творящий различные травы".
Добавлено (2010-11-15, 11:40 PM)
---------------------------------------------
Сегодня ходили смотреть на то, как из плоского металла вытягиваются заготовки для разных бокаллов. Вообще, любое ремесленное действие, само по себе вызывает много восхищения... И у меня тоже... Просто всегда кажется, что металл - это что-то такое недоступное, сложное, непонятное... Твердый непокорный материал... И как сделать из него что-то -просто непонятно... И вдруг ты видишь с какой легкостью человек придает ему такие сложные формы... И это дает сил дествовать, брать его в руки и что-то делать... Или продолжать с той точки, где этот человек закончил...
Часть первая... Начало... От диска к форме...
Часть вторая.... Нагрев и отпуск металла....
Часть третья.... Конечное придание формы заготовке....