Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2018-12-13, 10:37 AM
Главная » Статьи » Теория и опыт » Статьи

Про одесские лагеря 2004

За рекой Самбатион, в Городе дорог
или о том, для чего нам нужна Принцесса

Где-то далеко-далеко жили молодые талантливые люди, у каждого из них была своя дорога, по которой они шли, и однажды сошлись в одном месте. И выяснилось, что это произошло неслучайно, потому что у них на самом деле было очень много общего. Так и появился на свет образовательный проект для еврейских лагерей России, Украины и Израиля – результат коллективного творчества и усилий многих хороших людей, настроенных на то, чтобы изменять мир к лучшему, возвращая еврейским детям утраченную культуру своего народа и мудрость Торы.
Звучит, конечно, красиво, но как это сделать? Каким образом можно пробудить в ребенке, едва осознавшем, что быть евреем – это хорошо, ассимилированном и живущем в мире, достаточно жестком и далеко не романтичном, интерес к таким вещам и таким понятиям, которые и взрослый-то человек далеко не с первого раза может понять и почувствовать? Как и с помощью чего можно открыть потайные двери в их чистые души и задействовать тонкий, хрупкий механизм детского сознания? Конечно же, с помощью сказки! Но только такой сказки, которая мудра и добра, одухотворена и способна пробудить в нем фантазию, сочувствие, желание понять. Как, например, сказки раби Нахмана из Брацлава или иные хасидские притчи, с которых можно начинать постигать то, что называется еврейскими текстами, учится работать с ними и постепенно открывать для себя их глубинный смысл.

Создатели проекта так и поступили. Все они: Михаил Богомольный, Татьяна Туманова, Юлия Шурухт - руководитель детской творческой студии «Наяву» в Иерусалиме, Элиша Вогман и многие другие – дети и взрослые, принимавшие участие в принятии концепции и в реализации проекта в летних еврейских лагерях, отталкиваясь от этого материала, конструировали многослойные модели этих каждый раз новых, полных надежд и неожиданных открытий, маленьких миров… И все это продолжается уже пять лет. А в этом году в Иерусалиме вышла книга «Про долгую дорогу в город». Книга совершенно удивительная, которую невозможно пересказать, как не старайся, и которая, будучи вполне материальной, еще и виртуальна, интерактивна, поскольку воспринимается так, как будто вы сами участвуете в ее действии. Вы понимаете, что все ее герои – реальные люди, причем, очень талантливые, и вы словно знакомитесь с ними и постепенно вступаете в диалог. В ней все переплетено и связано – прошлое и настоящее, реальность и сказка, города и люди.

Как пишет в предисловии Таня Туманова, действие ее происходит между реальными (и нереальными) Иерусалимом, Тель Авивом, Акко, Одессой, Самбатионом и в дороге между ними. Часть происходящих в ней событий записана современными израильскими подростками, живущими в Иерусалиме, говорящими и читающими стихи на иврите немного легче, чем на русском, и ищущими ответы на волнующие их вопросы этой израильской жизни 2005 года.

Ключевые образы книги – Пропавшая Принцесса, Сказочник, Верхний и Нижний Иерусалим, Длинная-но-Короткая дорога – пришли из еврейских мидрашей, сказок, притч, и многозначность смыслов, стоящих за ними, их взаимосвязь, по мнению авторов, и составляют основу еврейской культуры. Но в книге, как и в проекте в целом, очень много современности – это стихи Введенского и Хармса, рисунки, фотографии, пластилиновые фигурки, которые сопровождают действие и иллюстрируют текст самой книги. Словом, прочитав книгу, можно получить представление о том, как и на чем построена концепция детского творческого еврейского лагеря.

Одна из ее составляющих, причем очень важная – это художественные мастерские. Как считает Юля Шурухт, «нам было абсолютно ясно, что никакое настоящее понимание невозможно без работы с материалом и через материал, особенно в детском лагере. Для настоящего художественного превращения нам был нужен художник, да не просто, а
а) не столько учитель, сколько человек и, соответственно, относящийся к детям как к людям,
б) не столько художник, сколько творец, готовый придумывать на ходу и не на ходу и меняться сам от своих придумок,
в) готовый к тому, чтобы ездить в самые разные места и работать день и ночь....
г) с крылышками и т.д...» И такой человек нашелся и присоединился к проекту.

Им оказался питерский художник Леонид Грольман, имя которого хорошо известно не только в художественных кругах Москвы и Петербурга – его живописные и графические работы имеются в частных коллекциях многих стран мира. Но одна из сторон его творчества представляется явлением уникальным и малоизвестным. Это его настенные «театрики» которые одновременно может смотреть лишь несколько человек, а потому и сам спектакль превращается в своего рода эзотерическое действо. Снимается колпак с занавеской, открываются дверки, раздвигаются шторки, извлекаются наружу странной формы предметы, по дорожкам то завораживающе медленно, то с пугающим грохотом катятся блестящие шарики. Тихий голос автора, иногда музыка, сосредоточенные взгляды зрителей. И, несмотря на столь малую форму и размер этого театра, неизменно возникает ощущение того, что касаешься чего-то значительного, хотя и неуловимого. Может быть это время, которое Леонид Грольман переносит из окружающего, наполненного суетой пространства за свои занавески, ведь каждый театрик строится без всякой спешки не один год.
И вот эта великолепная команда приехала в августе в Одессу и впервые работала в летних сохнутовских лагерях. И если для нее это был еще один шаг, еще один бейт мидраш, дающий повод для анализа и сравнений, то для нас это стало настоящим откровением и, своего рода, испытанием, когда ломаются существующие стереотипы и когда новое, неизвестное и поэтому настораживающее, отвоевывает позиции у привычного.Многое изменилось. Был отменен родительский день и вообще посещения в период смены, что естественно вызвало протест у некоторых, особо беспокойных, родителей. Для чего это было сделано? Для того, чтобы процесс погружения детей в атмосферу сказки, творчества, познания не был нарушен извне, поскольку сам по себе он очень сложен и многогранен. Увы, не все родители понимают это, ведь нередко мы озабочены не тем, чтобы воспитать личность в своем ребенке, а тем, чтобы не допустить в его жизни повторения собственных ошибок.

Изменилось и внутреннее пространство среды обитания, оставаясь общим, оно, в то же время, открывало каждому ребенку индивидуальную нишу для самовыражения в творческом процессе. Вокруг бейт мидраша этого лагеря было много размышлений и споров среди детей и вожатых. Не слишком ли сложным и перегруженным оказался материал? Что и в каких пропорциях надо объяснять, не боясь простых слов и не умаляя множественность смыслов? Как давать ориентиры, чтобы дети, попадая в незнакомый мир еврейского текста, не пропали, не потерялись с ходу и при этом не создавать видимость ответов, а попробовать привести к рождению вопросов…

Все дети, поделенные на группы и ставшие на неделю жителями «Города дорог», отправились в путешествие по одной из них, чтобы к концу его сойтись снова и рассказать друг другу о своих открытиях. Уже упомянутая символика «Историй о необычном» раби Нахмана, его сказок, с успехом использовалась и в нашем лагере. И здесь снова пришлось сначала столкнуться с ломкой стереотипов, с изменением представлений. Что такое Принцесса или Царская дочь, которая по замыслу авторов проекта, сопровождала ребят в их поиске? Конечно, это не белокурая девочка в короне и кринолине из сказок Андерсена, а нечто совершенно иное. У раби Нахмана этот образ наделен устойчивым символическим значением: это Шхина - Б-жественное присутствие в мире. Смысл, вкладываемый в понятие "Шхина", служит одной из центральных тем в кабалистической литературе. В наиболее общем виде Шхина есть Б-жественная сила, пребывающая в мироздании и оживляющая его. Шхина - Б-жественная эманация, излучаемая в мир, она, по сути, - живая душа этого мира.

И поскольку в ней сконцентрирована вся жизненность сотворенного, понятно, что Шхина носит множество названий и имен, обнаруживается во множестве проявлений. Любой феномен этого мира можно рассматривать как одно из проявлений Шхины.
Для всех детей, участвовавших в проекте, поиск Принцессы в конечном итоге, оказывался поиском своего понимания этого мира и попыткой позицирования себя в нем.

Жители «Города дорог» действительно много трудились в пути. В творческих мастерских с утра до вечера обретал материальное выражение поток детской фантазии. Уже потом, во время итогового «парада мастерских», Леонид Грольман рассказывал, как постепенно – от простого к сложному - материализовывались объекты в его мастерской «Бумажный театр» - простые аппликации, объем, заселение его персонажами сказки, спонтанное появление новых. Уж кому, а Леониду это хорошо знакомо. Маленькие творцы показывали свои произведения и делились с остальными жителями «Города дорог» их тайнами, а он – художник «с крылышками», смотрел на них и тихо радовался тому, что смог передать им часть себя самого. и что у его «театриков» есть теперь «дети» в Одессе.
Потом «Бродячий театр» показывал свое представление – этюды, по историям, написанным самими детьми. И никого не смущало то, что сказочный фон здесь нередко сменялся вполне бытовым – принцесса покупала на базаре шаурму, а царский наместник устраивался на работу, чтобы купить ей подарок – ведь это реалии жизни наших детей.

И все-таки Сказка побеждала. Принцесса проявляла себя в детях и помогала создавать маленькие чудеса, такие, как клип, снятый в «Мастерской кинопроектов», видеофильм, показанный «Мастерской живых картин», и слайд-фильм «о дорогах этого города». Рисунки наших детей просто поражали своей экспрессией и колоритом, а куклы, сделанные из разного подручного материала, условные, смешные, даже нелепые, были настолько обаятельны и динамичны, что действительно казались живыми.
Очень интересно было наблюдать за лицами детей во время этого заключительного представления. С каким неподдельным интересом они смотрели и слушали друг друга, как радовались всему, что видели и с каким желанием делись своими творениями!
Никто, конечно, не может знать о том, что они рассказали потом своим родителям, но то, что за эту неделю в творческом лагере дети ступили на дорогу, ведущую к основам культуры и мудрости своего народа, и прошли по ней пусть несколько шагов, уже не так мало. И когда они отпускали в вечернее небо воздушные шарики, несущие их послания в Небесный Иерусалим, часть их души отправилась вслед за ними навсегда, а часть их сознания впустила в себя сам этот образ, от чего мир вокруг них изменился, и Принцесса улыбнулась.
О том, что происходило в лагере, можно было бы рассказывать еще очень долго и даже написать об этом еще одну книгу. Может быть, так оно и будет когда-нибудь… Но нельзя не сказать о том, что проект осуществился в одесских сохнутовских лагерях благодаря посланнику по образованию Алону Лембрицкому, его пониманию задач детского еврейского образования и личной дружбе с создателями проекта.
Полина Галина

Категория: Статьи | Добавил: Tania (2006-06-04) | Автор: Полина Галина
Просмотров: 533