Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2018-12-13, 10:36 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Город, место, путешествие

Детали города/1/

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

91. Детали города

Стены в городе.
(Стоят наклоненные (потому что все спорят) – «не на небесах она»)

Трактат Бава Меция, 59б
....В тот день ответил рабби Элиэзер на все вопросы в мире и не приняли его
правоты. Сказал он им: Если галаха соответствует моему мнению, то это
стручковое дерево подтвердит. Вырвалось дерево на локоть и проскакало
четыреста локтей. Ответили ему: Не приводят доказательства от стручков!
Снова сказал он им: Если галаха соответствует моему мнению, то этот поток
воды подтвердит. Потекла вода в обратном направлении. Ответили ему: Не
приводят доказательства от потока воды!
Снова сказал он им: Если галаха соответствует моему мнению, то стены Бейт
Мидраша подтвердят. Наклонились стены Бейт Мидраша и были готовы упасть.
Прикрикнул на них рабби Иегошуа: Когда мудрецы спорят друг с другом по
вопросам галахи - вы то что? Не упали [стены] из уважения к рабби Иегошуа,
но и не выпрямились из уважения к рабби Элиэзеру, так до сих пор и стоят
наклоненные.
Снова сказал он им: Если галаха соответствует моему мнению, то Небеса
подтвердят. Раздался Бат Коль: "Что вам о рабби Элиэзере? Ведь галаха всегда соответствует его мнению!" Встал рабби Иегошуа на ноги свои и сказал: "Не на небесах она!" Что это значит, что не на небесах она? Сказал рабби Йермия: Уже дана Тора на горе Синай, и не опираемся мы на Бат Коль. Ведь уже написал Ты на Синае в Торе: "За большинством нужно следовать!"
После этого спросил рабби Натан у пророка Элиягу: Что делал Пресвятой Благословен Он в этот час? Ответил: Он улыбнулся и сказал: "Победили Меня дети Мои, победили Меня дети Мои!"
(перевод Ильи Дворкина)
ВНУТРИ СТЕН

Рассказывал некий цадик.
Однажды во сне я очутился в высшем раю*. Там я увидел стены вышнего Иерусалима, и они лежали в руинах. По этим руинам, разбросанным повсюду внутри стен рая, беспрерывно ходил какой-то человек. Я спросил: «Кто это?» Мне ответили: «Это рабби Исраэль Баал Шем Тов, который поклялся не уходить отсюда до тех пор, покуда не будет восстановлен Храм

Пол
ОСНОВАНИЕ МОЛИТВЫ
Рав однажды спросил своего сына: «На чем основана твоя молитва?» Сын понял смысл вопроса и ответил: «На словах: "Всякое создание поклонится Тебе”*». Затем спросил отца: «А что служит основанием твоей молитвы?» Рав сказал: «Пол и скамья».

Крыши (часть снесло? Часть – схах)
«Немедленно посмотрите на всё сквозь пальцы!» (Евгений Шварц) = схах в сукке

НА ЯРМАРКЕ
Бердичевский рабби был однажды на большой ярмарке, где наблюдал огромное скопление людей, каждый из которых думал только о том, как бы побольше нажить барышей. И тогда рабби забрался на крышу дома и громко воскликнул: «Вы, люди, забыли вы страх Божий!»

Скамейки

В ДОМЕ МАГИДА
Говорил рабби Шнеур Залман: «О пророчества! О чудеса! В доме моего учителя, святого магида, в ведрах лежал дух святости, а на скамьях чудеса. Только ни у кого не было времени поднять их.

Улицы
Светофор

Светофор был один
На весь город один
На весь город один светофор
Красный свет зажигал
На весь город один
И весь город стоял как один
Но зелёный огонь
Загорался один
И весь город спешил как один
И включал светофор
Желтый свет будто сон
И все спали тогда как один
А бывало, когда
Светофор засыпал
И все гасли огни как один
Все гудели ему
Все дудели ему
Все будили его как один
(пересказ стихотворения Аврамика)

Фонари
Фонарщик («патур миров орот»)
Гроль – притыча.

Арсений Тарковский

* * *
Был домик в три оконца
В такой окрашен цвет,
Что даже в спектре солнца
Такого цвета нет.

Он был еще спектральней,
Зеленый до того,
Что я в окошко спальни
Молился на него.

Я верил, что из рая,
Как самый лучший сон,
Оттенка не меняя,
Переместился он.

Поныне домик чудный,
Чудесный и чудной,
Зеленый, изумрудный,
Стоит передо мной.

И ставни затворяли,
Но иногда и днем
На чем-то в нем играли,
И что-то пели в нем,

А ночью на крылечке
Прощались и впотьмах
Затепливали свечки
В бумажных фонарях.

Лестница

1. Сон Яакова
1а. "И снилось ему: вот, лестница..."
ספר בראשית פרק כח
(יא) וַיִּפְגַּע בַּמָּקוֹם וַיָּלֶן שָׁם כִּי בָא הַשֶּׁמֶשׁ וַיִּקַּח מֵאַבְנֵי הַמָּקוֹם וַיָּשֶׂם מְרַאֲשׁתָיו וַיִּשְׁכַּב בַּמָּקוֹם הַהוּא:
(יב) וַיַּחֲלם וְהִנֵּה סֻלָּם מֻצָּב אַרְצָה וְראשׁוֹ מַגִּיעַ הַשָּׁמָיְמָה וְהִנֵּה מַלְאֲכֵי אֱלהִים עלִים וְירְדִים בּוֹ:
(יג) וְהִנֵּה יְהוָה נִצָּב עָלָיו וַיּאמַר אֲנִי יְהוָה אֱלהֵי אַבְרָהָם אָבִיךָ וֵאלהֵי יִצְחָק הָאָרֶץ אֲשֶׁר אַתָּה שׁכֵב עָלֶיהָ לְךָ אֶתְּנֶנָּה וּלְזַרְעֶךָ:
(יד) וְהָיָה זַרְעֲךָ כַּעֲפַר הָאָרֶץ וּפָרַצְתָּ יָמָּה וָקֵדְמָה וְצָפנָה וָנֶגְבָּה וְנִבְרְכוּ בְךָ כָּל מִשְׁפְּחת הָאֲדָמָה וּבְזַרְעֶךָ:
(טו) וְהִנֵּה אָנכִי עִמָּךְ וּשְׁמַרְתִּיךָ בְּכל אֲשֶׁר תֵּלֵךְ וַהֲשִׁבתִיךָ אֶל הָאֲדָמָה הַזּאת כִּי לא אֶעֱזָבְךָ עַד אֲשֶׁר אִם עָשִׂיתִי אֵת אֲשֶׁר דִּבַּרְתִּי לָךְ:
(טז) וַיִּיקַץ יַעֲקב מִשְּׁנָתוֹ וַיּאמֶר אָכֵן יֵשׁ יְהֹוָה בַּמָּקוֹם הַזֶּה וְאָנכִי לא יָדָעְתִּי:
(יז) וַיִּירָא וַיּאמַר מַה נּוֹרָא הַמָּקוֹם הַזֶּה אֵין זֶה כִּי אִם בֵּית אֱלהִים וְזֶה שַׁעַר הַשָּׁמָיִם:
(יח) וַיַּשְׁכֵּם יַעֲקֹב בַּבֹּקֶר וַיִּקַּח אֶת הָאֶבֶן אֲשֶׁר שָׂם מְרַאֲשֹׁתָיו וַיָּשֶׂם אֹתָהּ מַצֵּבָה וַיִּצֹק שֶׁמֶן עַל רֹאשָׁהּ:
(יט) וַיִּקְרָא אֶת שֵׁם הַמָּקוֹם הַהוּא בֵּית אֵל וְאוּלָם לוּז שֵׁם הָעִיר לָרִאשֹׁנָה:
(כ) וַיִּדַּר יַעֲקֹב נֶדֶר לֵאמֹר אִם יִהְיֶה אֱלֹהִים עִמָּדִי וּשְׁמָרַנִי בַּדֶּרֶךְ הַזֶּה אֲשֶׁר אָנֹכִי הוֹלֵךְ וְנָתַן לִי לֶחֶם לֶאֱכֹל וּבֶגֶד לִלְבֹּשׁ:
(כא) וְשַׁבְתִּי בְשָׁלוֹם אֶל בֵּית אָבִי וְהָיָה יְהֹוָה לִי לֵאלֹהִים:
(כב) וְהָאֶבֶן הַזֹּאת אֲשֶׁר שַׂמְתִּי מַצֵּבָה יִהְיֶה בֵּית אֱלֹהִים וְכֹל אֲשֶׁר תִּתֶּן לִי עַשֵּׂר אֲעַשְּׂרֶנּוּ לָךְ:
Берешит, 28
(10) И вышел Яаков из Быэйр-Шевы, и пошел в Харан. (11) И пришел на одно место, и переночевал там, потому что зашло солнце. И взял из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. (12) И снилось ему: вот, лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Божий восходят и нисходят по ней. (13) И вот, Господь стоит при нем и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. (14) И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные. (15) И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе. (16) И пробудился Яаков от сна своего, и сказал: истинно Господь присутствует на месте этом, а я не знал! (17) И убоялся, и сказал: как страшно место это! Это не иное что, как дом Божий, а это врата небесные. И пробудился Яаков от сна своего, и сказал: истинно Г-сподь присутствует на месте этом, а я не знал! (18) И встал Яаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником; и возлил елей на верх его. (19) И нарек имя месту тому Бэйт-Эйл; а первоначальное имя того города Луз. (20) И дал обет Яаков, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться, (21) И я возвращусь в мире в дом отца моего, и будет Господь мне Богом, (22) А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что дашь мне, я дам Тебе десятую часть.
1б. "А это врата небесные"
מדרש תהילים מזמור צא
ורבנן אמרי, אבנים שנים. והשכים יעקב ומצאן אחת, והיה בפחד גדול, ואמר, ביתו של הקב"ה במקום הזה ולא ידעתי שכינתו, שנאמר (שם, יז) ויירא ויאמר מה נורא המקום הזה אין זה כי אם בית אלהים וזה שער השמים. מכאן אמרו, כי כל מי שהוא מתפלל בירושלים כאילו מתפלל לפני כסא הכבוד, ששער השמים הוא שם ופתח פתוח לשמוע תפלה, שנאמר, וזה שער השמים. חזר יעקב ללקט את האבנים ומצאן אחת, לקח יעקב את האבן ושם אותה מצבה בתוך המקום, וירד לו שמן מן השמים ויצק עליה, שנאמר, ויצק שמן על ראשה... לפיכך נקראת אבן שתיה, ששם טבור הארץ ומשם נפתחה כל הארץ ועליה היכל ה', שנאמר (שם, כב) והאבן הזאת אשר שמתי מצבה יהיה בית אלהים.
Говорили мудрецы: «И взял из камней того места...» - разные камни. «И встал Яаков рано утром...», и нашел только один камень. Пребывая в страхе великом, воскликнул он: «Место это – дом Святого, да будет Он благословен, не ведал я о присутствии Его здесь», как сказано: «(17) И убоялся, и сказал: как страшно место это! Это не что иное, как дом Божий, а это врата небесные». Поэтому сказали мудрецы, что каждый, кто молится в Иерусалиме, как будто бы возносит молитву перед Престолом Славы, ибо там находятся врата Небес, т. е. двери, отверзтые перед молитвой, как сказано: «Врата небесные». Вернулся Яаков, чтобы собрать эти камни, и нашел только один. Взял его Яаков и поставил памятником в месте этом, и тогда излилось на него масло с небес... И поэтому зовется он Эвен штия, ибо там находится пуповина земли, и отверзается им земля, и стоит на нем Храм Господень, как сказано: «(22) А камень этот, который я поставил памятником, будет домом Божиим...».

Р. Моше Хаим Эфраим из Сидилкова
(10) И вышел Яаков из Беер-Шевы, и пошел в Харан. (11) И пришел на одно место... И взял из камней того места... (12) И снилось ему: вот, лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот ангелы Божьи восходят и нисходят по ней (Берешит 28). Сокрыта здесь тайна величия и умаления (в Священных книгах так говорится о способности принимать в себя дополнительный свет).., ибо невозможно все время пребывать на одном уровне, но только подниматься и спускаться. И нисхождение это возможно только ради того, чтобы потом снова взойти. Когда осознает человек и принимает близко к сердцу, что вот в таком именно умалении пребывает он, то вопиет он к Господу, как это написано: «И оттуда вы станете искать Бога и найдешь» (Дварим 29). «Оттуда» - это значит «из того места, в котором он находится»... И на это намекает стих: «И вышел Яаков из Беер-Шевы» - так случается, когда праведник падает со своей высокой ступеньки, теряя связь с источником блага и Божественным присутствием... В этом смысл стиха «и пошел в Харан», то есть впал в такое умаление, а когда осознал его, то «пришел на одно место» - т. е. вознес молитву Вездесущему, да будет Он благословен (на иврите слово «место» является также именем Бога, означающим, что Им наполнено все пространство). «И взял из камней того места» - того места, в котором он оказался, как сказано: «И оттуда вы станете искать Бога»... «И вот лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба» - так сказано о нисхождении, которое доходит до земли – всего лишь лестница, чтобы потом подняться по ней на ступеньку, которая будет выше прежней. Это и есть «спуск ради подъема», ведь «верх ее касается неба» - ибо потом поднимется он еще выше. «И вот ангелы Божьи» - чтобы убедился он, что все праведники проходят через это. «Восходят и нисходят по ней», ибо сначала должны они спуститься, чтобы потом подняться еще выше.

По поводу лестницы Яакова:

Рассказывает мидраш:
Ангелы, поднимавшиеся и спускавшиеся по лестнице, - это ангелы-хранители великих империй, которые приведут к изгнаниям Израиля. Показал Всевышний во сне Яаковy ангела-xранителя Вавилона - поднялся тот по лестнице на 70 ступеней и спyстился. И Яаков понял, что придется его потомству пробыть в Вавилонском изгнании 70 лет. Затем поднялся ангел Персии на 52 ступени и сошел. Понял, что придется его детям быть столько лет под игом Персии. Поднялся ангел Греции на 180 ступеней и сошел. Яаков понял, что столько лет над его детьми будет господствовать Греция. Когда поднялся ангел, олицетворяющий Эдом – Рим, Яаков увидел, что он поднимается на 100 ступеней, затем на 200, и конца не видно. И тогда испугался Яаков, что невозможно выдержать такое длительное изгнание? Но и ангел Эдома в конце концов спустился. Увидел Яаков, что все ангелы поднимаются, а потом спускаются.
Сказал Всевышний Яаковy: поднимайся теперь и ты! Именно в этот миг Яаковy стало совсем страшно, и он спросил: "Подобно томy, как они спyскаются (т.е. yxодят) из мира, - так и мне сyждено спyститься?" Сказал емy Всевышний: "Не бойся, Яаков, если ты поднимешься - не спyстишься никогда!"

И говорят мудрецы, что если бы не испугался Яаков, а поднялся бы по лестнице, то не спустился бы уже никогда, и народ избежал бы многих бед и падений, и не было бы изгнания и рассеяния.

"Если бы знал, то не ложился бы..."
Комментарий Раши на Берешит, 28.
11. и лег на том месте ...на том месте он лег, но на протяжении четырнадцати лет, проведенных им в доме Эвера, не ложился спать по ночам, а занимался Учением.
12. восходят и нисходят Вначале поднимаются, а затем спускаются? Ангелы, сопровождавшие его на земле (Исраэля), не выходят за ее пределы, и (поэтому) они взошли на небо. (А вместо них) спустились (другие) ангелы, чтобы сопровождать его за пределами земли (Исраэля) [Берешит раба 68].
13. на которой лежишьСвятой, благословен Он, собрал под ним всю землю Исраэля и тем самым дал ему знак, что его сыновья овладеют ею так же легко, как клочком земли в четыре амот, который лежа занимает человек (Хулин 91 б).
16. а я не знал Ведь если бы я знал, то не лёг бы спать на таком святом месте.

רש"י על בראשית פרק כח פסוק יא
(יא) (...) וישכב במקום ההוא - לשון מיעוט באותו מקום שכב אבל י"ד שנים ששמש בבית עבר לא שכב בלילה שהיה עוסק בתורה:
רש"י על בראשית פרק כח פסוק יב
(יב) עולים ויורדים - עולים תחלה ואח"כ יורדים. מלאכים שליווהו בארץ אין יוצאים חוצה לארץ ועלו לרקיע וירדו מלאכי חוצה לארץ ללוותו:
רש"י על בראשית פרק כח פסוק יג
(יג) (...) שוכב עליה - (חולין שם) קיפל הקב"ה כל ארץ ישראל תחתיו רמז לו שתהא נוחה ליכבש לבניו (כד' אמות שזה מקומו של אדם):
רש"י על בראשית פרק כח פסוק טז
(טז) ואנכי לא ידעתי - שאם ידעתי לא ישנתי במקום קדוש כזה:
«Мидраш Рабба», раздел «Вначале» (Берешит), гл. 68, §12
Ему снилось: лестница... Рабби Абау говорит: То, что снится, ничего не прибавляет и не убавляет (ничего не меняет). Пошёл один как-то к рабби Йоси бар-Халафта, говорит ему: «Я видел сон, будто говорят мне: пойди в Капудакию, забери то, что нажил твой отец». – «А твой отец бывал в Капудакии?» – спросил его рабби Йоси бар-Халафта. – «Нет». – «Тогда пойди домой и отсчитай там 20 балок – и найдёшь». – «Но там не будет двадцати балок...» – «А если не будет двадцати, отсчитывай от начала к концу, потом от конца обратно к началу – и найдёшь». Пошёл он, отсчитал – и нашёл! А откуда рабби Йоси бар-Халафта взял это? – Из слова «Капудакия» (численное значение κάππα = 20, δοκός = балка).
מדרש רבה בראשית פרשה סח פסקה יב
ויחלום והנה סולם אמר ר' אבהו דברי חלומות לא מעלין ולא מורידין חד בר נש אזל לגבי רבי יוסי בר חלפתא אמר ליה חמית בחלמי אמרין לי אזל סב פועליא דאבוך מן קפודקיא א"ל ואזל אבוך לקפודקיא מן יומיה א"ל לא א"ל זיל מני כ' שריין בכרסא דביתך את משכח ליה א"ל לית בהון כ' א"ל ואי לית בהון כ' מני מן ראשיהון לסופיהון ומן סופיהון לראשיהון ואת משכח אזל מנא ואשכח כן ומנין יליף לה ר' יוסי בר חלפתא מן קפודקיא

Мидраш Берешит Раба 68:12
"поднимаются и спускаются по нему (בו)"
Поспорили раби Хия и раби Яннай. Первый сказал: "ангелы поднимаются и спускаются по лестнице (בסולם)", а второй – "поднимаются и спускаются по Яакову (ביעקוב)!" Подымаются и спускаются по лестнице – еще куда ни шло, а по Яакову? Спускают и поднимают в нем, пляшут на нем, насмехаются над ним, как написано: "...Израиль, в котором Я буду выглядеть великолепным..." (Исаiя 49.3) - ты тот, чей образ высечен наверху; поднимаемся наверх и видим твой образ. Но мы спускаемся вниз, и видим, что ты спишь! Это подобно царю, который сидит и вершит суд; поднимаемся на вершину башни и видим, что он вершит суд; спускаемся вниз, и видим, что он спит.

מדרש רבה בראשית פרשה סח פסקה יב
ר' חייא ורבי ינאי חד אמר עולים ויורדין בסולם וחד אמר עולים ויורדים ביעקב מאן דאמר עולים ויורדים בסולם ניחא ומאן דאמר עולים ויורדים ביעקב מעלים ומורידים בו אפזים בו קפזים בו שונטים בו שנאמר (ישעיה מט) ישראל אשר בך אתפאר את הוא שאיקונין שלך חקוקה למעלה עולים למעלה ורואים איקונין שלו ויורדים למטה ומוצאים אותו ישן משל למלך שהיה יושב ודן עולים לבסילקי ומוצאים אותו דן ויוצאין בפרווד ומוצאים אותו ישן

Двери.
Не открыть, а приоткрыть
Лазейки миров Чертков

Небольшая погрешность Друскин

Не открытая, а слегка приоткрытая дверь

Окна
Форточка в мир где пространства быть может

Марина Цветаева

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто - рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч -
Ты, окно в ночи!
Может - сотни свеч,
Может - три свечи...
Нет и нет уму
Моему покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

Категория: Город, место, путешествие | Добавил: Tania (2006-06-06) | Автор: yu
Просмотров: 522