Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Пятница, 2018-11-16, 8:03 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Город, место, путешествие

Город-секрет, город-загадка, город-тайна./4/

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

Лягушка-песня.

1. Крепость Агронии

1а. "И рассказал Раба, сын бар Ханы "

И рассказал Раба, сын Бар Ханы: «Я видел лягушку величиной с крепость Агронии. Какой величины крепость Агронии? – шестьдесят домов. Лягушку эту проглотил змей, но прилетел ворон, проглотил змея и взлетел на дерево. Представь себе, сколь огромно было это дерево»! Сказал рав Папа, сын Шмуэля: «Если бы я сам там не был, то не поверил бы»!
(Вавилонский Талмуд, трактат Бава Батра, глава «Продающий корабль» 73б)
תלמוד בבלי מסכת בבא בתרא דף עג/ב
וְאָמַר רַבָּה בַר בַּר חַנָה, לְדִידִי חֲזִי לִי הַהוּא אַקְרוּקְתָּא דַּהֲוָה כִּי אַקְרָא דְּהַגְרוּנְיָא, וְאַקְרָא דְּהַגְרוּנְיָא כַּמָּה הַוֵי? שִׁיתִין בַּתִּי. אַתָא תַּנִּינָא בָלְעָהּ, אֲתָא פּוּשְׁקָנְצָא וּבַלְעָהּ לְתַנִּינָא, וּסְלִיק יָתִיב בְּאִילָנָא. תַּא חֲזִי כַּמָּה נָפִישׁ חֵילֵיהּ דְּאִילָנָא. אָמַר רַב פַּפָּא בַר שְׁמוּאֵל, אִי לָאו דַּהֲוַאי הָתָם לָא הֵמְנִי:

1б. "...видел я – вот, посреди земли дерево..."

ספר דניאל פרק ד
(ז) וְחֶזְוֵי רֵאשִׁי עַל מִשְׁכְּבִי חָזֵה הֲוֵית וַאֲלוּ אִילָן בְּגוֹא אַרְעָא וְרוּמֵהּ שַׂגִּיא:
(ח) רְבָה אִילָנָא וּתְקִף וְרוּמֵהּ יִמְטֵא לִשְׁמַיָּא וַחֲזוֹתֵהּ לְסוֹף כָּל אַרְעָא:
(ט) עֳפְיֵהּ שַׁפִּיר וְאִנְבֵּהּ שַׂגִּיא וּמָזוֹן לְכֹלָּא בֵהּ תְּחֹתוֹהִי תַּטְלֵל חֵיוַת בָּרָא וּבְעַנְפוֹהִי יְדֻרָון {יְדֻרָן} צִפֲּרֵי שְׁמַיָּא וּמִנֵּהּ יִתְּזִין כָּל בִּשְׂרָא:
Даниэль, 4
(7) Вот видение мне на ложе моем; видел я – вот, посреди земли дерево, а высоты оно огромной. (8) Дерево это разрослось и окрепло, и высота его достигла небес, и видно было оно до всех краев земли. (9) Листья его прекрасны, а плоды обильны, и пища на нем – для всех; в тени его укрывались звери полевые, в ветвях его жили птицы небесные, и от него питалось все живое.

По поводу крепости Агронии:

Рассказал Менахем Яглом:

Что же видел Раба бар Бар Хана, когда видел лягушку величиной с крепость Агронии? Многие комментаторы Талмуда считают, что почти то же, что и Яаков во сне о лестнице: великие империи, которые захватывают мир. Но время империй скоротечно, Египет, Ассирия, Вавилон, Рим – все они пожирают друг друга, как ворон змея, а змей лягушку, но дерево (одни говорят, что дерево – это Тора, а другие – что Авраам и его потомство) остается неизменным, и только ради него и существуют все эти чудовищные создания. Папа бар Шмуэль соглашается с тем, что все это – обычное дело, которое может увидеть каждый.

Однако Виленский Гаон видит это по другому: он говорит, что лягушка (на иврите цфардеа), на самом деле – птица знания (на иврите ципор деа), это то учение, которое для мудреца дороже всего. Но и на мудреца нападает злое начало – змей, который уговаривает его не заниматься всякими глупостями и наконец-то начать зарабатывать деньги. Мудрец не слушает его, он становится жестоким, как ворон и содержит впроголодь жену и детей. Зато он обретает Тору, называемую Древом Жизни, и столь велика эта Тора, что ради нее стоит выдержать любые страдания. Гаон не сомневается в том, что Папа бар Шмуэль "видел это своими глазами" – такая же история произошла с ним самим.

Раби Нахман из Браслава не спорил с Виленским Гаоном, но рассказал эту историю по своему. Лягушка – это, конечно же, птица знания, так по раби Нахману называется тот восторг, который охватывает человека, когда он постигает смыслы Учения. Восторг этот находит выражение в песне ("крепость Агронии" – акра де-агрония созвучно ивритскому выражению кра бе-гарон, "произнесенное", "озвученное"). Песня эта поначалу совершенно невнятна, и наполнить ее смыслом можно, только изучая "шестьдесят домов" (проглоченные лягушкой-песней) – шестьдесят трактатов Талмуда. Но изучая Талмуд, человек может забыть о цели учения и возгордиться собственной ученостью, и тогда он становится похожим на змея. Справиться с этим можно, занимаясь учением ночью, темной как ворон, когда никто этого не видит и не дает оснований гордиться. Тогда ученый приобщается к заслугам Авраама, о котором известно, что он сажал деревья, и песня его обретает истинный смысл.

НА ПРУДУ

После смерти магида его ученики собрались вместе и говорили о деяниях своего учителя. Когда дошла очередь рассказывать рабби Шнеуру Залману, он обратился ко всем с вопросом: «Знаете ли вы, зачем наш наставник ходил каждый день на заре на пруд и стоял там какое-то время, прежде чем вернуться домой?» Никто этого не знал. Рабби Залман продолжал: «Он учился песне, которой лягушки славят Бога. Выучиться этой песне было сложно, и это заняло у него много времени».
Мартин Бубер «Хасидские предания»
История про царя Давида и про жабу:
Славянская версия апокрифического "Сказания о царе Давиде"
Слово о Псалтыри, как написана была Давидом царем
Когда клялся Давид Господу, то обещал Богу Иакова, что если воцарится он, то постарается найти святилище Господу. И сел писать Псалтырь. И не ведал, откуда бралась мысль, как бы от ангела было то, что пишет.
Один вельможа по имени Виор хотел наедине говорить с царем, царь же велел ему: "Приди в ночь эту и поведай мне, что хотел сказать". Виор же пришел по слову царя ночью и увидел юношу, на ухо шепчущего царю. И не предстал Виор пред царем, и вышел вон из полаты царевой. А наутро, когда он пришел, спросил его царь: "Что не явился сказать мне свою тайну? Но приди снова вечером и расскажи мне". И вновь пришел Виор вечером и увидел юношу светлого, ярче солнца, на ухо царю говорящего. И снова удалился. И наутро пришел к царю. Царь же с гневом сказал ему: "Почему не пришел, как велел я тебе?" И Виор ответил: "Господин мой, царь, трижды приходил я и ни разу не застал тебя одного". И вновь царь расспрашивал его и приказал: "Приди вечером".
И когда пришел Виор вечером к царю, спросил его царь: "Здесь ли человек, которого видел ты раньше?" И ответил ему Виор: "Господин царь, вид лица его как огонь". И понял царь, что ангел Господень подсказывает ему мысль и лад для сочинения псалтырных стихов.
Есть близ дворца царева болотце, недалеко от тайной полаты царевой. И жабы испускали вопли, когда он писал. Повелел Давид слугам своим разогнать жаб горящей соломой, чтобы не кричали. И вдруг увидел Давид однажды ночью огромную жабу, распластавшуюся на писании его. Он же сбросил ее. И снова увидел ее во второй раз. И задумался он над своим писанием, и почудилось Давиду, что это великое дьявольское наваждение. Но и в третий раз нашел он ее на писании. И сказал Давид: "Истребляю тебя, дьявол, за то, что зло делаешь мне". Тогда сказала жаба: "Не дам я тебе Бога славить, как и ты мне не даешь".
Тогда повелел царь Давид отозвать слуг от болотца того, чтобы зла не делали жабам тем. И тотчас заголосили все жабы. Тогда Давид изрек: "Всякое дыхание да хвалит Господа".
Написал же псалмов Давид в Псалтыри всего 300 и 60 и 5. И потом царь Давид соорудил ларчик малый и Псалтырь, запечатав, вложил в ларчик и, залив оловом, бросил в море по своему замыслу и сказал: "Если истинно слово мое, и составление Псалтыри угодно Богу, то выйдет из мо-ря этот ларчик и писание, хранящееся в нем".
И пребывала Псалтырь в море 80 лет. И после смерти Давида забросил Соломон сеть в море и нашел в сети ларчик оловянный. И распечатал его Соломон и обрел в Псалтыри Давида, отца своего, записанными псалмов только 100 и 50 и 3. И те проповедал миру и положил их в соборной церкви, где теперь славят вышнего Бога.
Но через много лет из-за частого пленения Иерусалима растерялись псалмы и песни, Давидом сочиненные. И вновь Ездра пророк разыскал и собрал 150 псалмов, но расположил их не по порядку, не как при Давиде были написаны. И наполнился мир песнями Псалтыри.

Пробуждение зари (весенняя школа по иудаике-2006)
1. Про будильник царя Давида

Пс. 57
1. Руководителю. "Не погуби". Золотая песнь Давида. Когда он скрывался от Саула в пещере.
2. Пожалей меня, Боже, помилуй меня! К Тебе прибегает душа моя; в тени крыл Твоих укроюсь, пока не пройдет беда!
3. Призываю Бога Всевышнего, Бога, заботящегося обо мне!
4. Да пошлет Он с небес спасение мне, на позор врагу моему! Сэла! Пошлет Бог милость и правду Свою!
5. Среди львов я лежу, среди зверей, людей пожирающих, зубы которых - копья и стрелы, а язык - меч острый!
6. Вознесись в славе Своей, Боже, над небесами, над всей землею!
7. Сеть раскинули под ногами моими, чтобы захватить меня, яму выкопали - пусть сами в нее упадут! Сэла!
8. Твердо сердце мое, Боже; твердо сердце мое, - буду петь Тебе гимны и песни!
9. Проснись, сердце мое, проснитесь арфа и лира, разбужу утреннюю зарю!

Брахот, 3а
Разве Давид вставал в полночь? - Давид вставал вечером! Так и в Писании: «На заре я восклицаю...» А то, что это вечерняя заря, мы знаем из Писания: «На заре, на закате дня; в середине ночи, во тьме».
Рав Ошайа говорит, что рабби Аха говорил: это надо понимать так: «Я (Давид) никогда не спал в полночь».
Рабби Зера говорил: До полуночи он дремал как лошадь, а после полуночи был бодр, как лев.
Рав Аши говорит: До полуночи учил Тору, а после полуночи сочинял песнопения и славословия.
А разве заря это вечер? - Заря это утро! Так и в Писании: «Бил их Давид от зари до заката…» – Почему не «с утра до ночи», или «с вечера до вечера»? – Тогда надо было бы написать «от зари до зари» или «от заката до заката»! А Рава говорит: речь идёт о двух зорях: заря на исходе ночи, после которой наступает день, и заря на исходе дня, после которой наступает ночь.
А разве Давид знал, когда полночь? Ведь даже Моше не знал этого – написано «Около полуночи я появлюсь в Египте», и что значит «около полуночи»? Можно сказать, что так сказал ему Всевышний, – но неужели Он в чём-то сомневается? Нет, Всевышний сказал ему «в полночь», а тот передал это как «около полуночи», ибо не знал точно.
А Давид, стало быть, знал? – У Давида была примета; об этом говорил рав Аха бар Бизана от имени рабби Шимона Хасида: Над ложем Давида висела арфа. В полночь дул северный ветер, и она сама начинала играть. Тогда Давид вставал и учил Тору до рассвета.
На рассвете к нему приходили мудрецы Израиля и говорили: О царь, господин наш! Израиль, твой народ, нуждается в пропитании!
А он им: Так кормите же друг друга!
А они ему: Горсточкой не насытишь льва, яма не наполнится водою сверху. А он им: тогда за оружие.
Тогда они совещаются с Ахитофелем, советуются с Санедрином, спрашивают у урим и тумим…
(перевод Ильи Дворкина)
2. Про «волны морские, что вечно в колокол бьют»

Р. Хаим Виталь, "Врата предисловий" 4, 65б
Поучение о сущности песнопений, происходящей из Гвуры.

Сущность песнопений, возносить которые было предназначено левитам, как ты
уже знаешь, происходит со стороны Гвуры, а на ее тайну намекает стих: "Ты
властвуешь над гордыней моря; когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их" (Пс. 89:10), упоминающийся в Зогаре, глава Лех Леха. И, действительно,
когда внизу пробуждаются волны, чтобы взмыть в выси за добычею своей, разве Ты не укрощаешь их? Это называется Буцина де-кардинута, "черная свеча", корень всех судов и мер строгости, именно она кладет им пределы, говоря: "Сюда можно, а дальше - уже нельзя»: Ведь известно нам, что все меры
происходят из тайны черной свечи, и если природа милосердия - прибывать,
подобно водам, суды и строгость кладут пределы всему, как это подобает
каждому в отдельности. Так и волнам позволено вознестись каждой на свою
собственную ступень: одни восходят только раз, другие дважды, а третьи -
наоборот спускаются вниз, и еще ниже нисходят четвертые и т.д. Подобно этому происходит и с песнопениями, которые исполняли левиты, голос которых
восходил и нисходил по тоновой лестнице. В сущности, любая мелодия
отличается высотами и нисхождениями голоса, регулируемыми с помощью черной свечи, поэтому песнь - это проявление Гвуры. Знай, что когда вздымаются волны, доходят они до Высших волос на голове или в бороде (Долгого лика), и становятся эти волосы подобными струнам арфы, источающей мелодию. Тема эта объемна, но здесь мы больше не можем продолжать наших рассуждений.

Зогар, Лех-леха
"Ты властвуешь над гордыней моря; когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их" (Пс. 89:10). Все качества этой гордыни (ведь волны возносятся в гордыне) происходят из тайны волос на голове Долгого лика, которые, подобно
источникам и светящимся ручьям (Нилам, точнее), изливаются из моря сокрытой Мудрости - мозга Долгого лика. Поэтому они названы гордыней моря, ибо стяжаются и укрепляются в порыве вознесения из моря Мудрости (Хохмы), о котором упоминают, говоря о голове Долгого лика. Как известно, все они
происходят от аспекта судов (Гвурот). Эти волосы связаны с тайной струн
арфы, которые возносят мелодию песни, ибо каждая песнь исходит со стороны мощи и суда (Гвуры). Поэтому они названы волнами морскими, возносящими глас и слагающими песнь. Об этом сказано: "Ты властвуешь над гордыней моря", ибо "Ты" – это Мудрость в тайне: "Ведь Ты - отец наш, ибо Авраам не знает нас, и Исраэль не узнает нас, Ты, Господь, - отец наш, Избавитель наш - от века имя Твое" (Ис. 63:16). Мудрость, сокрытая в голове Долгого лика, называется "Ты", она властвует над этими волосами, названными "гордыней моря", как было сказано, ибо из нее изошли они.

3. Про мудрость сокрытого
Вавилонский Талмуд, трактат Йома 29а
Сказал р. Аси: "Почему сравнивают Эстер с утренней зарей?" Чтобы научить тебя, что подобно тому как рассвет – это окончание ночи, так и Эстер – окончание чудес".

Р. Цадок Коген из Люблина. "Сефер Цидкат га-Цадик", 256.
В этом заключается смысл союза Ахашвероша и Эстер, которая была великой праведницей и, как говорили наши мудрецы, удостоилась святого духа. Почему же на ее долю выпала такая порча? Эстер, как известно, намекает на общину Израиля, а в изгнании благо приходит к Израилю через другие народы. И в то же время образ Эстер говорит о необходимости построения Второго Храма, в котором прекратилось пророчество. Об этом многократно повествуют Трактаты о Чертогах, ибо основы тайн Торы были открыты именно во Втором Храме, - ведь Устную Тору мы учим из уст мудрецов Великого собрания. И воистину, мудрец выше пророка (о чем учит нам Рамбан), ибо мудрость проистекает из более высоких ступеней, нежели пророчество. Зогар говорит, что мудрость вечна. Только пророческую весть мы получаем ясно через откровение, в то время как мудрость постигается в сокрытии.
/…/
Поэтому Второй храм противостоял Первому, в котором было откровение. И только после того, как овладела она (Эстер) качеством скромности (сокрытия).., в котором заключалось единство народа, тогда открыто пришло избавление, как сказано "Увидели все края земли…" (Мегила 10а).
/…/
Ибо открылось тогда, что естественным образом также проявляется промысел Господень, да будет Он благословен. Ибо тогда избавление пришло естественным образом, и всем открылось, что и сие есть деяние Господне. Так - увидели все концы земли. Естество – это сокрытие, облачение, а не отверстое чудо. На самом деле, это откровение более высокого порядка, ибо все концы земли смогли постичь, что то, что кажется естественным – также происходит от Святого, да будет Он благословен. Поэтому и мудрость, которая тоже в сокрытии, есть постижение, более высокое, нежели пророчество.
/…/
Об этом же говорит и указ поклоняться образу, ибо они (евреи) намеренно служили Святому, да будет Он благословен, в тайне и сокрытии. Именно это и побудило Амана к его действиям, ведь Амалек противоположен сокрытию…Как сказано (Недарим) – "Страх – это стыд", а скромность – сродни стыду. Так говорится о Первом человеке до греха (Быт. 2:25): "И не стыдились". Это основное стремление неевреев, которые вовсе не хотят исправления греха Первого человека, но желают и после греха оставаться без стыда…
Поэтому указ был принят из-за скрытности Эстер, ведь если бы она сразу рассказала о том, кто такой Мордехай, Аман вряд ли замыслил что-либо против него. И так избавление пришло посредством ее воли, когда разоблачение стало против сокрытия, как говорит мидраш: "Разгневался на это Ахашверош" (Мидраш Тегилим). Святость и добро находились только в истине, сокрытии и интимности – именно в них били достигнуты основы искр святости. А воссоединиться с этими искрами можно только по собственной воле, а не вследствие насилия. Целью же этого сокрытия… было совершить злое деяние, под личиной которого пребывало намерение, исполненное высшей святости…

4. Про равноденствие флейты

* * *
Флейты греческой тэта и йота –
Словно ей не хватало молвы –
Неизваянная, без отчета,
Зрела, маялась, шла через рвы.

И ее невозможно покинуть,
Стиснув зубы ее не унять,
И в слова языком не продвинуть,
И губами ее не размять.

А флейтист не узнает покоя –
Ему кажется, что он - один,
Что когда-то он море родное
Из сиреневых вылепил глин.

Звонким шепотом честолюбивым,
Вспоминающим шепотом губ
Он торопится быть бережливым,
Емлет звуки, опрятен и скуп.

Bслед за ним мы его не повторим,
Комья глины в ладонях моря,
И когда я наполнился морем,
Мором стала мне мера моя.

И свои-то мне губы не любы,
И убийство на том же корню.
И невольно на убыль, на убыль
Равноденствие флейты клоню.

Осип Мандельштам

К Гемаре про царя Давида и пропитание:
ТОРОПЛИВЫЙ
Однажды рабби Леви Ицхак увидел человека, быстро бегущего по улице и не оглядывающегося по сторонам. «Что ты так бежишь?» – спросил он его. «Ищу себе пропитание», – отвечал торопливый. «А откуда тебе известно, – снова спросил рабби, – что твое пропитание бежит впереди, так что тебе надо за ним гнаться? Может, оно у тебя сзади и тебе необходимо лишь остановиться и подождать. А ты убегаешь от него!»
Мартин Бубер «Хасидские истории»

День и ночь.

Полночь.

КОГДА СУББОТА БЛИЗКО
Ученики одного цадика, который в свою очередь был учеником Баал Шем Това, сидели как-то накануне субботы и рассказывали истории о чудесных деяниях Баал Шем Това. Цадик же находился в соседней комнате и все слышал. Неожиданно он распахнул дверь и сказал: «Что у вас за тяга к чудесам! Рассказывайте-ка лучше о страхе Божием, который всегда испытывал Баал Шем Тов! Например, каждую неделю накануне субботы, ближе к полуночи, его сердце начинало биться так сильно, что все, кто с ним был, могли это слышать».
Мартин Бубер «Хасидские истории»

О. М.

* * *

После полуночи сердце ворует
Прямо из рук запрешеную тишь.
Тихо живет – хорошо озорует,
Любишь – не любишь: ни с чем не сравнишь...

Любишь – не любишь, поймешь – не поймаешь.
Не потому ль, как подкидыш, молчишь,
Что до полуночи сердце пирует,
Взяв на прикус серебристую мышь?

Хасидские истории про мелодии и песни (из «Хасидских преданий» Бубера)

ТОПОР
Однажды Баал Шем Тов поручил своему ученику, рабби Вольфу Кицесу, выучить каванот* для трубления в шофар*, так чтобы на Новый год* он смог хорошо сыграть соответствующую мелодию. Рабби Вольф учил каванот со всей тщательностью, а для большей надежности отмечал все ошибки на листе бумаги, который держал за пазухой. Однако, когда все ошибки были отмечены, рабби Вольф потерял этот лист, но не заметил этого. Говорят, что лист пропал не без помощи Баал Шем Това. Когда же наступило время трубить в рог, рабби Вольф стал искать свой листок и не нашел его. Он пытался вспомнить каванот, но, как ни странно, забыл все. Тогда он стал плакать и рыдать и так создал нужную мелодию без всяких специальных каванот. Позднее Баал Шем Тов говорил ему: «Во дворце царя много залов, и к дверям от них – много ключей, но топор сильнее их всех, и ни один замок не устоит перед ним. Разве могут сравниться все каванот с одним подлинным плачем, идущим от сердца!»

МАЛЕНЬКАЯ СВИСТУЛЬКА
У одного поселянина, который многие годы в Дни Трепета* приходил в синагогу к Баал Шем Тову, был сын, столь скудоумный, что он не мог даже различать буквы и поэтому не понимал смысла священных слов. В Дни Трепета отец не брал его с собой в город, потому что сын все равно ничего не понимал. Но когда ему исполнилось тринадцать лет и он вошел в возраст Закона, отец взял его на праздник Йом-Кипур, опасаясь, что в его отсутствие сын в день поста будет есть, как в обычный день, потому что тот не ведал никаких правил.
У мальчика была маленькая свистулька, в которую он обычно свистел, когда сидел на лугу и пас овец и телят. Свистульку эту он всегда носил с собой в кармане рубашки; отец о ней ничего не знал. Во время праздника мальчик в течение многих часов стоял в синагоге и молчал. Но когда началась дополнительная молитва Мусаф*, он сказал отцу: «Отец, у меня есть маленькая свистулька. Я хочу в нее посвистеть». Отец заволновался и запретил ему это делать, и мальчик сдержался. Но когда началась послеполуденная служба Минха, сын снова стал просить: «Отец, можно мне посвистеть в свистульку?» Отец рассердился и сказал: «Где она у тебя?» Когда мальчик показал, отец засунул ему в карман свою руку, чтобы сын не смог достать свистульку. Однако, когда началась Завершающая молитва Неила, мальчик вырвал карман из-под руки отца, достал свистульку и тихо засвистел. Все были поражены и смущены. Но Баал Шем Тов невозмутимо продолжал произносить слова молитвы, причем гораздо бойчее и легче, чем обычно. Позднее он сказал: «Этот мальчик облегчил мне молитву».

ПОХВАЛА ПЕНИЮ

Рабби Пинхас всегда высоко отзывался о музыке и пении. Однажды он сказал: «О Владыка мира! Если бы я умел петь, я не дал бы Тебе обитать в Небесах. Своим пением я заставил бы Тебя сойти вниз и пребывать здесь, с нами».

ПЕНИЕ ВДВОЕМ

Говорил рабби Пинхас: «Бывает, что поющий не может петь громко; но вот подходит к нему другой, который поет громко. Тогда и первый начинает петь громче. В этом – тайна связи духа с духом».

ПО ТУ СТОРОНУ МУЗЫКИ

Однажды музыканты играли перед рабби Ури из Стрелиска, которого называли Сераф (Серафим). Когда музыка стихла, рабби сказал хасидам: «Говорят, в музыке соединены три начала: жизнь, разумная душа и дух (нефеш, руах и нешама). Но в игре этих музыкантов есть только первый из них – жизнь».
Немного погодя он продолжил: «Из всех дворцов небесных дворец музыки – наименьший и низший. Но тот, кто хочет приблизиться к Богу, должен в него войти. Впрочем, мой учитель, рабби Шломо из Карлина, в этом не нуждался»

ДУША МУЗЫКАНТА

Рассказывают.
Однажды в полночь в комнате магида раздался рыдающий голос: «Святой Исраэль, сжалься над несчастной душой, уже десять лет бесприютно блуждающей!» – «Кто ты, – спросил магид, – и чем занимался, когда жил на земле?» – «Был я музыкантом, – ответил голос, – играл на цимбалах и грешил, как все бродячие музыканты». – «А кто послал тебя ко мне?» Голос застонал: «Я играл на твоей свадьбе, и ты хвалил меня и хотел слушать снова и снова, и я играл, чтобы угодить тебе». – «А помнишь ли ты ту мелодию, что играл, когда меня подвели к свадебному балдахину?»
Голос напел ту мелодию.
«В грядущую субботу ты получишь свое искупление», – сказал магид.
Накануне субботы, стоя перед амвоном, магид запел «Иди, мой друг, к невесте» на мотив, которого никто не знал и певцы не сумели повторить.

Тайная мелодия города
Спрятанность, секрет, загадка. Тайна.

Сон

* * *
И это снилось мне, и это снится мне,
И это мне еще когда-нибудь приснится,
И повторится все, и все довоплотится,
И вам приснится все, что видел я во сне.

Там, в стороне от нас, от мира в стороне
Волна идет вослед волне о берег биться,
А на волне звезда, и человек, и птица,
И явь, и сны, и смерть - волна вослед волне.

Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду,
Жизнь - чудо из чудес, и на колени чуду
Один, как сирота, я сам себя кладу,
Один, среди зеркал - в ограде отражений
Морей и городов, лучащихся в чаду.
И мать в слезах берет ребенка на колени.
Арсений Тарковский. Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983. Про видение во тьме. Комментарий "Сфат Эмет" на книгу Берешит "Подниму глаза свои к небу, откуда придет мне помощь…" (Тегиллим, 121) "Не читай "откуда" (меайн), а читай "ми-эйн", из ничего: как весь мир возник из ничего, так и помощь мне придет ниоткуда!" (мидраш). "Когда возвращал Г-дь пленников Сиона, Были мы словно во сне" (Тегиллим, 126) Комментарий "Сфат Эмет" на книгу Берешит. В мидраше на стих псалма "Подниму глаза свои к небу, откуда придет мне помощь... " говорится, что Яаков оставил всё, что было ему в подмогу, когда он жил у отца. Заслуги отца и матери. И также святость места – Земли Израиля. И оказался на ступени, на которой никто, кроме как Б-г, не может помочь. И поэтому написали мудрецы, что он установил вечернюю молитву. Потому что, конечно же, не в силах того, кто сидит в темноте, достичь молитвы, как сказано "Не может заключенный спасти сам себя из тюрьмы". И в этом-то и заслуга Яакова, что он по собственной воле выбрал тьму, и тем установил вечернюю молитву. И истина в том, что и мы участвуем в том выборе Яакова – пожертвовать жизнью своей во имя Святого, благословен Он и вести войну во Имя Его в опасных местах. Потому для нас тоже есть тяжкая работа под бременем Изгнания и бременем Злого начала, что всегда гнетет нас. Написано в мидраше, что если бы поднялся Яаков по лестнице, не было бы Изгнания. А мы принимаем выбор отцов и следуем их пути, а потому нам надо полагаться на Господа, что не будет нам от этого вреда, не дай Бог. И заслужим выйти из тьмы к свету вскорости, в наши дни, амен. И в этом же суть видений во сне, ведь несомненно Яаков не нуждался в снах. (О таких праведниках, как Яаков, священные книги говорят, что они удостаиваются пророческих видений наяву). Но он добровольно оказался в таком месте, где мог смотреть только во сне на Сияющее Зерцало (то есть - во тьме изгнания или нисхождения, которое было суждено совершить Яакову, откровение могло явиться ему только под личиной сна. Оно должно было предстать перед ним в лучах Сияющего Зерцала, которое, как пишут мудрецы, обнажает свет из-под покрова тьмы) . И также все Изгнание кажется сном, как сказано: "Мы были как во сне". И в том, чтобы достичь видения во времена тьмы, что называется сном, заключена суть сна ( в галуте, в отрыве от Святости Эрец Исраэль и от связи с Божественным присутствием, сны восстанавливают наш контакт с Небесами и открывют путь к пророческим видениям). Это достижимо лишь за счет того, что весь день ты прилепляешься к Богу как сказано в мидраше на стих псалма: "Томится по Тебе плоть моя из земли сухой и враждебной, лишенной воды", оттого что иссохла душа его как скот, что жаждет воды, может он воспринять пророчество и ночью, во время сна и Изгнания, как сказано выше. И отсюда мы видим, сколь славен Яаков – он сподобился такого прекрасного сна, но затем сказано "и испугался", и сказал: Сколь грозно это место". И удивительно, что он испугался сна, которым надо было бы гордиться. И это знак истины, как сказано в книгах. Таково правило, что все, чему предшествует страх, осуществляется по-настоящему. И также всякое дело, которое происходит по-настоящему, оставляет чувство трепета. Страх и трепет – это начало всего и конец всего, как мы уже писали об этом выше. שפת אמת ספר בראשית - פרשת ויצא - שנת )תרל"ו( במדרש אשא עיני כו' כי יעקב אע"ה עזב כל הסיועות אשר הי' לו אצל אביו. זכות אב ואם. וגם קדושת המקום ארץ ישראל. והכניס עצמו במדריגה זו שלא יהי' לו עזר רק מהשי"ת. וזה שכתבו חז"ל שתיקן תפילת ערבית. כי בודאי אין בכח היושב בחושך לבוא לתפלה כמאמר אין חבוש מתיר עצמו. אך בזאת נאות ליעקב אע"ה. באשר הכניס עצמו למקום החושך הזה. בזה תיקן תפילת ערבית. והאמת כי גם לנו נשאר מקבלה זו אשר קיבל על עצמו למס"נ עבור קדושת שמו ית' ולהלחם מלחמות ה' במקומות המסוכנים. לכן יש לנו ג"כ עבודות הקשות מעול גלות ועול היצה"ר הגובר עלינו תמיד וכן איתא במדרש כי אם הי' עולה על הסולם לא הי' הגלות ע"ש. ואנחנו מקבלים קבלת אבינו ובוחרים בדרכיהם לכן יש לנו לבטוח בהקב"ה שלא יבוא לנו היזק מזה ח"ו. ונזכה לצאת מהחשיכה לאורה ב"ב אמן: וכן ענין מראות החלום אף כי בודאי יעקב אע"ה לא הי' צריך לחלומות. רק כי הכניס עצמו במקום זה אשר לא הי' יכול להסתכל באספקלריא המאירה רק בחלום. וכן נדמה כל הגלות לחלום כמ"ש היינו כחולמים. ולהשיג מראה בעת החושך שמכונה בשינה. הוא ענין החלום. שזה בא רק ע"י רב התדבקות כל היום בעבודת הבורא כמ"ש במדרש הפ' כמה לך בשרי כו'. שע"י שכלתה נפשו ממש ככמהיות הללו שצמאים למים. עי"ז יכול לקבל נבואה גם בלילה וזמן שינה וגלות כנ"ל. ומפרשה זו נלמד שבחו של יעקב אע"ה במה שהשיג חלום נפלא כזה ונאמר אח"כ ויירא ויאמר מה נורא כו'. והוא פלא שמחלום כזה שיש להתגאות בו. קיבל הוא ממנו יראה והוא סימן אמת כמ"ש בספרים. וכלל הדברים שכל מעשה שמקדמין לה היראה היא מתקיימת באמת. וכן כל מעשה שנעשית באמת נשאר ממנה יראה לאדם. והיראה היא ראשית הכל ואחרית הכל וכבר כתבנו מזה במ"א: Человек-тайна Арсений Тарковский. КНИГА ТРАВЫ О нет, я не город с кремлем над рекой, Я разве что герб городской. Не герб городской, а звезда над щитком На этом гербе городском. Не гостья небесная в черни воды, Я разве что имя звезды. Не голос, не платье на том берегу, Я только светиться могу. Не луч световой у тебя за спиной, Я — дом, разоренный войной. Не дом на высоком валу крепостном, Я — память о доме твоем. Не друг твой, судьбою ниспосланный друг, Я — выстрела дальнего звук. В приморскую степь я тебя уведу, На влажную землю паду, И стану я книгой младенческих трав, К родимому лону припав. Переворачивание Арсений Тарковский МАЛЮТКА-ЖИЗНЬ Я жизнь люблю и умереть боюсь. Взглянули бы, как я под током бьюсь И гнусь, как язь в руках у рыболова, Когда я перевоплощаюсь в слово. Но я не рыба и не рыболов. И я из обитателей углов, Похожий на Раскольникова с виду. Как скрипку, я держу свою обиду. Терзай меня - не изменюсь в лице. Жизнь хороша, особенно в конце, Хоть под дождем и без гроша в кармане, Хоть в Судный день - с иголкою в гортани. А! этот сон! Малютка жизнь, дыши, Возьми мои последние гроши, Не отпускай меня вниз головою В пространство мировое, шаровое! Смех. ............. ............. Шутка как явление культуры – сама по себе создаёт игровое пространство, она выводит за рамки причинно-следственных связей, поскольку никак не просчитывается, не вытекает с необходимостью из повседневного хода событий, нарушает его, преображает. В одном детском фильме герои нашли способ бороться с роботами, захватившими власть над миром: они спрашивали у роботов "А и Б сидели на трубе А упало Б пропало кто остался на трубе" – у запрограммированных роботов, в существование которых не была заложена возможность шутки, от попытки решить всерьёз понарошечную задачу (шутку) шёл дым из голов и они падали. (Элиша Вогман) СТУК В ОКНО Случилось как-то во дни юности Баал Шем Това, что в пятницу у него в доме не нашлось ничего для того, чтобы можно было приготовиться к встрече субботы: ни гроша, ни крошки хлеба. Поэтому он пошел, постучался в окно к богачу и сказал: «У меня нет ничего, чтобы встретить субботу». И быстро побежал прочь от того места. Богач, не знавший Баал Шем Това, догнал его и спросил: «Если тебе нужна помощь, то почему ты убегаешь?» Баал Шем Тов улыбнулся и ответил: «Из Гемары* мы знаем, что каждый человек рождается со своим запасом жизненных сил, который уменьшается из-за грехов. Поэтому чем тяжелее бремя грехов, тем большее усилие необходимо приложить, чтобы раздобыть необходимые средства к существованию. Сегодня я почувствовал какую-то тяжесть в ногах. Так было до тех пор, покуда ты не дал мне возможность немного пробежаться – именно это я сейчас и делаю. Оказывается, я нуждался только в этом». (Бубер) Игра Детская игра в городки – когда ведущий отворачивается, «город» перебегает на другое место. «Оптика пешехода»

Категория: Город, место, путешествие | Добавил: Tania (2006-06-06) | Автор: yu
Просмотров: 566