Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2018-12-13, 10:37 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Город, место, путешествие

Архитектура и Верхний город

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

Архитектура и Верхний город.
Первый акт градостроительной композиции издревле заключается в конструктивном осмыслении территории и ее особенностей. Необходима немалая работа интеллекта, чтобы “вписать” образ будущего города в ландшафт, будь то берег реки или моря, холмистая равнина или долина среди гор, густые леса или полупустыня. Уже древнейшим градостроителям было понятно, что город нельзя просто расчертить по произвольному рисунку. Необходимо сориентировать рисунок плана по странам света. Это было важно с утилитарной точки зрения — в холодных странах всегда стремились “уловить” побольше солнечного света, в жарких — защититься от палящих солнечных лучей. Но наши предки видели в ориентации и нечто большее. Восток, где всходит солнце, был для них неравнозначен западу, где оно заходит, и, скажем, древнеегипетскому градостроителю в голову бы не пришло ставить город на западном берегу Нила. Город живых располагался на восточном берегу, тогда как на западном отводилось место для города мертвых — некрополя.
Город Пальма-Нуова, 1593

Город не рассматривался только как место обитания. Он был еще непременно и своего рода моделью мироустройства. Нам неизвестно, был ли у древнейшего градостроительного искусства какой-то общий центр или в разных местах возникали сходные идеи, но две формы упорно владели сознанием зодчего.
Одна — круг, идеально воспроизводивший представление о плоском диске Земли, о Круге Земном, который, как были уверены древние, со всех сторон был окружен рекой Океан. Форму идеального круга стремились придать своим городам зодчие древней Хеттской империи за двадцать веков до нашей эры. Форму идеального круга придали Багдаду зодчие калифа Аль-Мансура в 762 году нашей эры. Четверо ворот, прорезанных в сплошном кольце стен, вели в четыре провинции калифата, а день закладки стен был, разумеется, тщательно высчитан астрологами по взаимоположению планет.

Жак Перре (17в.). План идеального города.
Если избирался круг, то схема всей дальнейшей композиции была фактически уже предопределена. Естественно, дворец и главные мечети оказывались в самом центре, а главные улицы сходились к нему по радиальным направлениям. И так же естественно дальнейшая жизнь города и его рост в веках должны были сломать умозрительную схематизацию, так что в нынешнем Багдаде от нее не осталось и следа.
Другая схема — квадрат, стороны которого соответствовали странам света, а их число — четырем стихиям: небу, земле, воде и огню. И здесь крестовидное пересечение главных улиц и особая роль геометрического центра проявлялись как бы автоматически. Впрочем, древнеиндийские и древнекитайские градостроители шли еще дальше: они стремились к тому, чтобы разбить город на 64 квадратных квартала, придавая четверке “в кубе” особое магическое значение.
Нельзя сказать, что в долгую эпоху средневековья о композиции города вообще не задумывались. Напротив, о ней думали много, но, сообразно духу времени, очень специфически: композиция города должна была в максимальной мере соответствовать образу “града небесного". Композиционная деятельность архитектора сохранялась, но тоже в особом виде, поскольку прямой дорогой считалась такая улица, которая вела “прямо к цели” совершенно независимо от изломов или изгибов.
Независимо от того, сколь непрост мог быть рисунок уличной сети, сегодня воспринимаемый нами как лабиринт, если в символическом (не обязательно геометрическом) центре города были собор и площадь перед ним, если районы были распределены между цехами и гильдиями, то план города был “правильным”, какую бы конфигурацию ни имели его оборонительные стены.
Впрочем, средневековье — сложная эпоха, и, скажем, в Византии сохранялось и переосмыслялось античное наследие в ту пору, когда в Европе о нем знали мало. Это существенно для нас, потому что именно от Византии Русь получила композиционный принцип живописного построения городского плана. Любопытно, что в составе русского списка “Мерила праведного” конца Х века и в так называемых Кормчих книгах XII века мы находим точный перевод “Закона градского”, восходившего к греческим текстам V века. В параграфах 38-го раздела “Закона градского” можно обнаружить такие строки: “Когда два двора стоят один против другого, то подобает между ними быть 12 стопам и соблюдать это расстояние, и у основания и на любой его высоте... В этом богатом городе, в Царьграде, соблюдай расстояния в 12 стоп, не лишая вида соседа, чтобы он мог прямо смотреть на море, стоя на своем дворе или сидя в нем, и не приходилось бы ему поворачиваться в сторону, дабы видеть море. Если же между дворами расстояние будет превышать 12 стоп, то подобает не возбранять желающему строить, ибо это не загородит соседу вид на море”.
(Из книги В. Глазычев "Мир архитектуры: лицо города")

Категория: Город, место, путешествие | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: Юля Шурухт.Вогман.
Просмотров: 605