Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2018-12-13, 10:36 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Город, место, путешествие

ПРО ДЕСЯТЬ ПОТЕРЯННЫХ КОЛЕН

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

1. ПРО ДЕСЯТЬ ПОТЕРЯННЫХ КОЛЕН

В Средние века отношения между евреями и христианским окружением (а до этого – Римской империей) однозначно трактовались как продолжение отношений Якова и Эсава, сыновей Ицхака.

Ривке было предсказано (Быт. 25:23):

"Два великих народа произойдут из утробы твоей, и один сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему"

Меньший – это Яков, он же Израиль, больший – это старший брат, Эсав, он же Эдом, прародитель Рима.

Тот же конфликт братьев повторяется и в следующем поколении между Йегудой и Йосефом (Иосифом). Царь Давид происходил из колена Йегуды. Мессия должен придти из рода Давида, однако у него будет предтеча из рода Йосефа – и только между ними решится, наконец, это противостояние.

В еврейской царстве этот конфликт отразился в противостоянии между Севером и Югом. Уже при Ровоаме, внуке Давида, произошло разделение царства на две половинки – Иудею со столицей в Иерусалиме и Израиль с менявшейся столицей в Самарии, Шхеме и др. Сукка Давида развалилась на две части.
Главное колено Юга – Иуда (Йегуда), в Израиле же ведущими оказываются колена Менаше и Эфраима, происходящие от Йосефа.

Исторические книги об этом периоде, вошедшие в Танах – книги Южные, Иерусалимские. Отсюда, возможно, и однозначная тенденциозность картины: Иудейские цари, как правило, благочестивы, а Израильские цари, напротив, постоянно впадают в язычество или другие грехи.

Однако в 722 году Ассирия захватывает Израильское царство и, по практиковавшемуся в те дни методу усмирения покорённых территорий, депортирует значительную часть населения в другие области Ассирийской империи. Так история о десяти коленах, составлявших Израильское царство, становится историей о десяти коленах пропавших без вести.

4Царств 17:6
В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских.

4Царств 17:22-29
И переселен Израиль из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня.

Место, куда ушли десять колен – предел Рассеянья, они ушли так далеко, что их невозможно найти.
Сказал р. Нахман: «В три изгнания увели их: одно по ту сторону реки Самбатион, второе — в Дафни, что в Антиохии (в Северной Сирии), а третье было скрыто тяжелым облаком. А когда они вернутся, то вернутся из всех трех изгнаний».
Сказал р. Акива: «У десяти колен нет удела в будущем мире, и они не вернутся… Так же, как день уходит без возврата, так и они ушли без возврата».
(Иерусалимский Талмуд, трактат «Санhедрин», 53б)

Однако как предельная точка Галута, рассеянье десяти колен это и его идеальная точка. Поэтому возникают предания о свободном еврейском царстве, где эти десять колен властвуют.
С их возвращением связываются мессианские ожидания. Существует точка зрения, что именно их военной силой будет установлено еврейское царство в конце времён. В любом случае, исправление мира как правило не мыслится без воссоединения всех двенадцати колен воедино.

Мнение рабби Акивы в данном случае осталось непризнанным – вера в десять колен сохраняется, несмотря ни на что – как внутренняя убеждённость рабби-нахмановского героя, что Золотая гора и Жемчужный замок всё же существуют.

То, что сионистское государство на Св. Земле получило название Израиль, несмотря на столицу в иудейском Иерусалиме, в первую очередь отсылает к чаяньям такого рода – Израиль должен стать государством, в котором все колена Израиля воссоединяться. Одновременно такое название продолжало конфликт Израильского царства с Иудейским – Израиль как принципиально новое по отношению к традициям галута строение, как дело "нового еврея", противопоставлялся многовековым установкам Йегуды. Впрочем, об этом пойдёт речь в специальном разделе.

Таким образом в еврейском мифо-географическом пространстве образовались две ключевые точки – Иерусалим, центр мира, и место десяти колен – самый край мира. Исправление мира, приход Мессии и восстановление Давидова царства неразрывно связаны с обеими точками – для того, чтобы восстановить Иерусалим, надо найти колена, ушедшие на край мира.

Поэтому многие отправлялись на поиски потерянных колен. Одну из сказок про такого рода путешествия принцесса рассказывает Лёве (книга стр. 126, 3 часть, гл. 13 «Зима. Екатеринбург»):

...Завернулись в пледы – в квартире тоже было холодно – и стали играть в короля и королеву в изгнании. "Как называется наше королевство?" – спросил Лёва. "У нас не королевство, а царство. ВЕЛИКОЕ ЗАСАМБАТИОНСКОЕ ЦАРСТВО", – сказала принцесса.
– Расскажи, – попросил Лёва.
– Я расскажу, а ты нарисуй.

1.Жил был один мудрец.
2.И узнал он при помощи своей мудрости, что за тридевять земель, за рекой Самбатион, живут припеваючи в собственном государстве десять из колен Израиля, которых все считают пропавшими без вести.
3. И отправил туда гонца с письмом.
4. Вернулся гонец, и рассказал. Живут там эти люди, нет у них ни в чём недостатка, а есть свой Иерусалим, который они построили себе взамен того, который не нашли.
5. А река Самбатион день и ночь полыхает огнём, так что нельзя к ней даже приблизиться. А на Субботу она успокаивается, и тогда можно перейти на другой берег.
А эти люди вовсе не знают, где и когда они находятся, и никогда не выходят за эту огненную реку.
6. Услышал всё это мудрец, собрался и отправился в путь за тридевять земель, к реке Самбатион. Взял мешок зелёных яблок, и отправился.
7. Так и путешествует по сей день.

– А, может, они тоже специально потерялись? Как мы с тобой? – спросил Лёва принцессу.
– А разве мы специально потерялись?
– Река Самбатион впадает в Каспийское море...

2. ПРО ОГНЕННУЮ РЕКУ САМБАТИОН

Мидраш Берешит-Рабба. 73 § 6:
"десять колен ушли в изгнание внутрь (области) реки Саббатиона".

Итак, одна из локализаций десяти колен – за рекой Самбатион.
О том, где находилась эта река – остаётся лишь догадываться. По ряду представлений, она была где-то совсем к Святой земле. Самое древнее упоминание о ней содержится у Иосифа Флавия (конец первого века Н.Э.):

Иосиф Флавий Иудейская война 7:5:1
Как мы уже упомянули, Цезарь Тит некоторое время провел в Берите(совр. Бейрут). Отсюда он предпринял поездку в сирийские города и везде, куда ни прибывал, устраивал великолепные зрелища и предавал иудейских пленников, в знак их поражения, смерти. В эту поездку он осматривал также весьма замечательную по своей природе реку, протекающую посредине между Аркеей и Рафанеей и обладающую удивительным свойством. Водообильная и довольно быстро несущаяся во время течения, река ровно шесть дней в неделю иссякает от самого источника и представляет глазам зрителя сухое русло; в каждый же седьмой день воды ее снова текут, точно не было никакого перерыва. Такой порядок течения река сохраняет в точности, вследствие чего она и названа Субботней рекой по имени священного седьмого дня, празднуемого иудеями.

Другие гипотезы располагают её в Восточной Европе, в районе Днепра, третьи – глубже в Великую Степь – ближе к Уралу. Количество таких версий неисчерпаемо.

Анонимный путешественник 4 века, "пилигрим из Бордо", по всей видимости намекает на то, что Иерусалим и есть засамбатионье, когда пишет, что ритм пульсации источника Гихон (см. стр. 20 книги, 1 часть гл. 13 «Про мула, поднимающегося от источника Гихон») связан с Субботой.

3. ПРО ИСТОЧНИК ГИХОН

Название “Гихон” означает "прыгающий", "пульсирующий" и происходит из одной его интересной особенности. Воды этого источника текут внутри горы по различным расселинам и скапливаются в герметически закрытых пещерах. Вода, накапливаясь в пещере, постепенно сдавливает воздух, который сжимается до определенного момента и затем начинает с силой выталкивать воду наружу; получается эффект “прыгания” воды, и такие циклы происходят каждые 30-40 минут. По поводу этого “прыгания” пилигрим из Бордо в 333 году написал следующее:
“Источник этот течет в продолжение шести дней и ночей, на седьмой же день, который есть суббота, он вовсе не течет ни днем ни ночью”.

В конце концов, само слово "иври", "еврей", можно понимать как "человек из-за реки": (РАШИ).
Здесь происходит абсолютизация признака: за абсолютной рекой, на абсолютном краю света живут "абсолютные евреи"…

4. ПРОРОК АВДИЙ О ВОЗВРАЩЕНИИ ИЗГНАННЫХ ПЛЕМЁН В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ И О ВОССТАНОВЛЕНИИ ЦАРСТВА ДАВИДА
(Авд. 1)
1 Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: "вставайте, и выступим против него войною!" 2 Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.
3 Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: "кто низринет меня на землю?"
4 Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь.
5 Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?
6 Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его!
7 До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла!
8 Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?
9 Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством.
10 За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.
11 В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них.
12 Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия.
13 Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, 14 ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия.
15 Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою.
16 Ибо, как вы пили на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было.
17 А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое.
18 И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа -- пламенем, а дом Исавов -- соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это.
19 И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине, -- Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом.
20 И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные. 21 И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет Царство Господа.
5. ПРО ЭЛЬДАДА ИЗ КОЛЕНА ДАНА

В конце IX века появился путешественник, называвший себя Эльдад га-Дани, который произвел на европейские общины большое впечатление рассказами о евреях, живущих в далеких странах. По его утверждению, в центре Африки живут четыре из десяти колен Израиля, чьи следы затерялись со времен ассирийского изгнания: Дан, Нафтали, Гад и Ашер:
«И живут они в шатрах, и кочуют с места на место, и есть у них царь, и воюют они с царем Куша [Абиссинии]; есть у них Библия, и Талмуд их написан на чистейшем святом языке, и не упоминает мудрецов Мишны и Талмуда, но сказано в каждой галахе: «Так учили мы из уст Йегошуа, из уст Моше, из уст Всевышнего; и нет у них другого языка, кроме иврита».
Эльдад ha-Дани, по его утверждению, видел и остальные шесть колен в своих странствованиях по Персии, Мидии, Армении, Хазарии и Аравии.
Реувен, Эфраим и половина колена Менаше, по его словам, живут набегами, а Иссахар, Звулун, Шимон и другая половина колена Менаше занимаются земледелием.
Много лет странствовал Эльдад ha-Дани из страны в страну и повсюду поражал слушателей своими рассказами, в особенности о чудесной реке Самбатион и о бней-Моше, живущих за рекой.
О цели его странствий ничего достоверно не известно. Однажды он сказал, что Всевышний послал его ко всем евреям диаспоры, рассеянным по странам мира, чтобы поведать им эти утешительные вести. Это намерение посеять веру в то, что десять колен сохранились, и ободрить мессианские надежды в диаспоре и было, очевидно, скрытым мотивом и его странствий, и его рассказов.
Особо занимательно его сообщение о Талмуде на иврите. Талмуд, как и большая часть устной Торы, записывался на арамейском языке, разговорном для евреев той эпохи. Этим подчёркивался "устный" характер Устной Торы в противовес Святому языку, на котором написан Танах. Для "абсолютных" евреев, живущих на краю мира Устная Тора, таким образом, обладает статусом Торы письменной.

6. ПРО ХАСДАЯ ИБН-ШАФРУТА (10 век)
В книге Ицхака Акриша "Голос Благовестителя" (16в.) перечисляются различные слухи о Засамбатионском еврейском царстве. Почти все они признаются им ложными – но только для того, чтобы позволить перейти к изложению тех известий, которые получены самим Акришем.
Первое из них располагает потерянные колена на территории современной Эфиопии, второе – в районе Волги. Оба свидетельства имеют под собой историческое основание. (Полный текст предисловия Акриша – отдельным файлом).
В сказке про льва и эфиопского императора (стр. ) сказочник опирается на династическую легенду, возводящую императоров (негусов) Абиссинии (Эфиопии) к Менелику, сыну царя Шломо и царицы Савской. Согласно этой традиции, царица Савская правила над Эфиопией (на самом деле имеет смысл локализовывать Савею где-то на Юге Аравийского полуострова). Абиссинские императоры воспринимали себя как прямых наследников царства Давида и носили титул "Лев Колена Иудина".
По эфиопской версии царь Шломо среди прочих даров передал Менелику Ковчег Завета и скалу, из которой Моше извлекал воду в пустыне. В легенде о скале обыгрывается название Эвен-Штия, которое можно перевести как "Камень Основания", а можно как "Камень-Источник". Ковчег Завета вплоть до настоящего времени выставляется в Аддис-Абебе, столице Эфиопии.
Официальной религией Эфиопии была особая ветвь христианства, содержащая в себе много еврейских элементов. Так, на эфиопской неделе отмечаются два выходных дня – Иудейский Самбат (Шаббат) и Христианский Самбат (Воскресенье).
Расположение еврейского царства в районе Волги – указание на Хазарский каганат. Хазарский каганат был кочевым государством, в той или иной степени контролировавший территорию от современного Харькова до Уральских гор. Столица его, Итиль, располагалась в дельте Волги и до сих пор ищется археологами. В момент расцвета каганата его правящая верхушка приняла иудаизм в качестве официальной религии, которая должна была объединить между собой разнородные племена, покорённые хазарами (о хазарах и эфиопах – смотри в след. Разделе).
Основным источником по хазарам как иудейскому народу является "Еврейско-Хазарская переписка", недавно переизданная по-русски под редакцией Норманна Гольба. В ней испанский еврейский мудрец, приближенный кордовского халифа (об Испании – см. соотв. Раздел), Хасдай ибн-Шафрут (915 – 970), обратился к хазарскому царю с просьбой подтвердить или опровергнуть слухи о еврейском государстве, и в случае подтверждения – рассказать о его происхождении. До этого Хасдай долго опрашивал всех путников, но все отвечали ему, как великан – Наместнику из сказки про Пропавшую принцессу рабби Нахмана, что такого не бывает. Внезапно Хасдаю повезло. Письма неожиданным образом дошли, дошёл и обратный ответ хазарского царя, которого звали, разумеется, опять же Иосифом.

Письмо Хасдая.- отдельным файлом.
Фрагмент ответа царя Иосифа.

Подробнее о переписке Хасдая ибн-Шафрута – статья Д. Соболева отдельным файлом.

7. ПРО ДАВИДА РЕУВЕНИ (16 век)

" В один из дней 1524 года по улицам Рима ехал страшный, смуглый и темноволосый человек на белом арабском скакуне. Как евреи, так и христиане с удивлением смотрели на него и бежали вслед за ним, пока он не вошел в папский дворец, где ему была дана аудиенция. Этот человек утверждал, что он принц из царского рода древнего израильского колена Реувен, и называл себя Давидом Реувени. На странном диалекте иврита, который римские евреи понимали с трудом, он рассказал о племени Реувен, обитающем где-то в глубинных районах Аравии. Многие, очарованные его необычной внешностью, поверили ему. Он предложил папе Клементу VII вооружить и снарядить армию, которую он, Реувени, поведет на Иерусалим. В дополнение к папским солдатам, он обещал созвать войнов колена Реувен."
"По тропам еврейской истории"

Помимо попыток достичь места обитания пропавших колен, были и обратные попытки. В 1524 году в Европе объявился некий человек, утверждавший, что он прибыл из государства, в котором живёт колено Рубена (отсюда его имя – Реувени), а сам он – брат еврейского царя Иосифа. Характерно употребление имени Иосиф, подчёркивающего мифологический ряд, связанный с противоборством Йосефа и Йегуды. Давид в Засамбатионском царстве оказывается младшим братом.
Реувени призывал христианские власти немедленно отвоевать Иерусалим у мусульман и возобновить там еврейское царство, и обещал военную помощь от своего брата, правившего коленом Рубена "за Индией".
Реувени добился аудиенции у римского папы, который поначалу поддержал его инициативу и отправил его к христианским правителям в качестве своего посла готовить новый крестовый поход. Первое время миссия Реувени вызвала у всех доверие. Португальский маран (о марранах – см. след. Раздел), принявший имя Шломо Молхо, отправился пропагандировать идеи Реувени в Святую Землю. Реувени он провозглашал Мессией.
Однако впоследствии затея провалилась, Молхо был арестован и казнён, а Давид Реувени скончался в тюрьме.

Другие, как Авраам Абулафия (13 век) пытались найти путь за Самбатион мистическим путём – путём перестановки букв Торы, о котором упоминалось выше. Он связал реку Самбатион с огненной рекой, текущей на небесах в видении пророка Даниэля:

Огненная река проходила перед Ним, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли перед Ним. (Дан. 7:10)


8. АВРААМ АБУЛАФИЯ В ПОИСКАХ ОГНЕННОЙ РЕКИ

Мессианские ожидания вспыхивали в самые разные времена и в самых разных местах (см. в приложении). Рабби Моше бен Нахман, автор комментария на Танах, однажды сказал:
«Когда наступит конец дней, Мессия по Б-жьему повелению явится к Папе Римскому и попросит его (как некогда Моше – фараона) освободить евреев и отпустить их – и тогда поверят, что он и правда Мессия». Дело было в 1263 году.

...В том же 1263 году.
Авраам Абулафия, в отличие от Иегуды Галеви, был никому неизвестным испанским еврейским пареньком, когда отправился в Землю Израиля. Он полагал, что река Самбатион должна находиться где-то на границах с Сирией. Однако ему не было дано добраться до огненной реки и потерянных колен – в Св. Земле шла ожесточённая борьба между рыцарями-крестоносцами и арабами. Абулафию не пустили дальше Акко («досюда дойдёшь – и не перейдёшь», см. книжку про принцессу), так что он продолжил своё путешествие уже в Европе, а затем вернулся домой.

Абулафия пишет:

«Я услышал голос, дважды позвавший меня: «Аврам!Аврам!» и я ответил: «Вот он я!». И голос наставил меня на истинный путь и вдохновил записать нечто новое».

Так Абулафия открыл тайное значение букв.

«Каждая буква скрывает в себе целый мир».

«Знай, что переставление букв можно сравнить со звучанием музыки. Ведь ухо воспринимает звуки в разных сочетаниях, в зависимости от мелодии и инструмента. Струны, которых касается правая и левая рука приходят в движение, и звук ласкает слух. Через ухо звук проникает в сердце, и внимание различным мелодиям доставляет всё новое наслаждение. То же касается и перестановки букв. Буквы, как струны, образуют различные сочетания – и тайны, выражаемые в этих комбинациях открываются и услаждают сердце».

«Само слово «буква» ((אות намекает на будущий мир, который по-арамейски называется עולם דאתי(непереводимая игра слов; арамейское «будущий» выглядит как «буквущий»).

«Нужно сливать все языки в святой язык, пока не окажется, что все слова, которые произносит говорящий, состоит из 22 согласных иврита».

«Каждая буква соответствует определённой части тела. Поэтому человек должен быть осторожен, чтобы не сдвинуть букву с её места. Ведь если он ошибётся при чтении одной из букв, эта часть тела может сменить своё место или переиначиться, так что человек станет калекой».

И, наконец,
«Тот, кто переставляет буквы, должен быть внимателен к чести Б-жьего имени, чтобы ненароком не расстаться с жизнью. Ведь он приближается к Тому, о Ком написано (Даниэль, 7:10): Перед Ним протекает огненная река».

С этого времени Абулафия называл себя Разиэлем (числовое значение имён «Авраам» и «Разиэль» одинаково, однако Разиэль – имя одного из ангелов).

И вот, в 1280 году Абулафия отправился в Рим к Римскому Папе Николаю Третьему, имея намерение говорить с ним от имени еврейского народа. Узнав об этом, Папа распорядился арестовать Абулафию на въезде в город и казнить. Однако в тот же день, когда Абулафия прибыл в Рим, Николай Третий умер, не подтвердив смертного приговора; просидев в тюрьме двадцать восемь дней, Абулафия был отпущен на свободу и продолжил свои странствия.

Он путешествовал по Италии, учил тайнам перестановки букв как евреев, так и христиан, и обещал в 1290 году наступление Мессианской эры.
О судьбе Абулафии после 1291 года ничего неизвестно.

Биография Абулафии изложена им самим в предисловии к трактату «Райское сокровище». Все сведения и цитаты из произведений приводятся по изданию
Гершом Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М., 2004, стр. 170-190.

См. также http://www.trivia-library.com/c/false-prophets-and-messiahs-abraham-ben-samuel-abulafia.htm


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Михаил Носоновский ПОИСК ДЕСЯТИ КОЛЕН В НОВОМ СВЕТЕ
Представление о том, что еврейский народ расселен по всему свету, включая самые экзотические страны, по-видимому, глубоко укоренено в христианской культуре. Христофор Колумб, отправляясь в 1492 г. "в Индию", о которой он имел смутное представление, захватил с собой переводчика с иврита и арамейского языков, надеясь, что это облегчит общение с местными жителями. Переводчиком был крещеный еврей Луис Торрес, который считается первым европейцем, ступившим на землю Нового Света (он был в составе первой группы, высадившейся на сушу для разведки).
Испанского епископа Лас Касаса (16 век) занимал вопрос о том, как следует относиться к американским индейцам, считать ли их полноценными человеческими существами. Лас Касас дал положительный ответ на этот вопрос и решил, что необходимо заниматься миссионерством среди коренных американцев (он же был автором идеи ввоза чернокожих рабов в Америку). Однако ему потребовалось соотнести индейцев с каким-то из упомянутых в Библии народов, и он пришел к выводу об их тождественности с потерянными израильскими коленами, начав собирать мнимые или реальные доказательства этого родства. У теории Лас Касаса появилось немало последователей, она была поддержана английским миссионером Томасом Тороугудом, издавшем в 1650 г. в Лондоне книгу "Jews in America or Probabilities that the Americans are of that Race".

Мордехай Мануэль Ноах
В это же время в Амстердаме вышла книга р. Менаше Бен-Исраэля "Микве Исраэль" ("Надежда Израиля"), в которой приводились свидетельства крещеного еврея Аарона Леви (Антонио де Монтесиноса) о том, что индейцы Эквадора, Перу и Бразилии являются потомками колен Реувена и Леви и что он даже встречал индейцев, способных прочитать молитву "Шма Исраэль". Р. Манассия упоминал в своей книге и другие потерянные колена, в частности, в Эфиопии и Кочине (Индия) и видел в обнаружении этих колен признак приближения мессианских времен. Он обратился к Оливеру Кромвелю с просьбой разрешить евреям въезд в Англию для осуществления древнего пророчества.
Мормонский пророк Джозеф Смит также считал, что коренные американцы являются потомками израильтян. Сторонником этой версии был и еврейский журналист и общественный деятель Мордехай Мануэль Ноах (1785-1851), выдвигавший в середине 19 века идею создания еврейского штата "Арарат" в районе Баффало на реке Ниагара. Сохранилась рукопись иврито-дакотского (Дакота – индейское племя) словаря, составленного в 1842 г. миссионером Самуэлем Пондом, который пытался обнаружить сходство между этими столь далекими языками.
ДЕСЯТЬ КОЛЕН В АЗИИ, АФРИКЕ И ЕВРОПЕ
Самые разные еврейские общины выдвигались кандидатами в потомки десяти колен. Можно было бы подробно рассказать о каждой из этих групп, но в рамках краткой статьи остается лишь перечислить их: эфиопские фалаша, хазары и горские евреи Кавказа, персидские, афганские и бухарские евреи, евреи Грузии, караимы в Крыму, индийские "Сыны Израиля" и евреи в Кочине, китайские евреи из Кайфына.
Гораздо более длинным будет список народов, которые в то или иное время предлагались в качестве потомков Десяти колен. Пожалуй, нет страны, где бы их не искали: жители Кашмира, полинезийцы, пуштуны, татары, австралийские аборигены, японцы, новозеландские маори, алеуты, эскимосы - вот далеко не полный перечень. За каждой из этих теорий стоит своя оригинальная аргументация.
Наиболее интересны, конечно, те группы, которые сами считают себя потомками израильтян. Как правило, это происходит после знакомства с Ветхим Заветом через христианских миссионеров. Среди этих групп есть те, кто заинтересован в сближении с иудаизмом, другие же, напротив, настроены конфронтационно, считая, что именно они являются истинными израильтянами.
Наибольший интерес к иудаизму проявляют народности в восточной Индии и Бирме, считающие себя потомками Менаше, поскольку это (или похожее) имя часто упоминается в их преданиях. Они восходят к группе племен, именуемых Шинлунь (Shinlung) из китайской провинции Сечуань. Оттуда они мигрировали в Бирму и Индию, где в конце 19 века были обращены в христианство. В 20 веке среди них распространилось мнение, что они являются потомками израильтян. Сюда относятся группы из города Тиддим в Бирме (Мьянме) и народность мизо в штатах Мизорам и Манипур (Индия).
В Африке имеются тысячи сионистских церквей, конгрегаций и групп, многие из которых считают себя потомками Десяти колен. В Западной Африке, где бытовали легенды о еврейских царствах Ламлам и Ганата, и где на побережье вели торговлю еврейские купцы, некоторые еврейские обычаи соблюдают племена Ибос в Биафе, группа "сыны Эфраима" в Нигерии, мандиного в Сенегале, в Гане. На юге Африке племя лемба (Зимбабве) считает себя потомками эфиопских фалаша. В Уганде живет несколько сот последователей секты Аба-Йудая, соблюдающих иудейские обряды.
Любопытно, что совсем не обязательно отправляться в экзотические страны, чтобы обнаружить тех, кто считает себя потомками Десяти колен. В Англии действует христианская группа "Британских Израильтян", считающая, что англо-саксы и кельты являются потомками Десяти колен, как и юты и норманны. По их мнению, родословная английских королей восходит к царю Давиду через королей Джеймса VI шотландского и Фергуса Великого ирландского, а хранящийся в Вестминстерском аббатстве коронационный камень - не что иное, как камень, служивший подушкой Яакову в Бейт-Эле, унесенный затем в Египет, перенесенный израильтянами через пустыню и доставленный пророком Йеремией в Антрем в Ирландии, где он находился тысячу лет. Затем камень был перенесен в Скон в Шотландии, где использовался для коронации шотландских царей, и, наконец, в 1291 году был доставлен в Лондон королем Эдвардом I. Само слово "British" они переводят как "брит иш", т.е. "человек завета" на иврите. "Британские израильтяне" придерживаются, как правило, ультраконсервативных взглядов, они играют определенную роль в конфликте в Ольстре и поддерживают контакты с фундаменталистскими христианами и ультраправыми группами в США, многие из которых являются расистскими или антисемитскими. Распространенная в США негритянская секта "черных Израильтян" тоже является антиеврейской.
(Приводится по журналу Вестник, 2002 год)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕИР ЛЕВИНОВ О ЛЖЕМЕССИЯХ (из материалов сайта www.machanaim.org)
Дата прихода Мессии
С точки зрения догматики, Мессию надо ждать. Но при этом как должен выглядеть Мессия, что при этом должно происходить, и т.д. догматика не фиксирует, и каждый имеет право представлять это как ему заблагорассудится. Согласно основному мнению, вычислять дату прихода Мессии запрещено - когда придет, тогда и хорошо. Тем не менее, число нарушений этого положения огромно. Вычислением даты прихода Мессии занимались крайне уважаемые авторитеты. Назывались разные даты, например 1290 (Саадия-гаон), 1216 (намек у Рамбама), 1532 г (Италия и прилежащие к ней регионы, в соответствии с предсказанием р. Давида Молко), 1648 г. (Шаббатианское движение) и ряд других. Как правило, такие вычисления базируются на подсчете числовых значений слов в книгах Пророков. В большинстве случаев ожидание Мессии в подсчитанные даты имеет региональный характер. Например, в 1532 году Мессию ждали в основном, в Италии и Турции, в 1648 г. - в восточных общинах и в Польше.
Лже-Мессии
С еврейской точки зрения, самым знаменитым лже-Мессией был Иисус из Назарета. Так как в описанный период Римского владычества над землей Израиля почти всякое восстание шло под знаменем того или иного Мессии (например, восстание Иуды Гавлонита в Галилее в 4 г. до н.э. см. Иосиф Флавий "Иудейские Древности" 19:8:6 и Иудейская Война 2:13:6), то деятельность Иисуса из Назарета воспринимается как объявление такого восстания (именно так понимаются слова Понтия Пилата: "Се есть царь Иудейский" - то есть Иисус объявил себя царем-помазанником, который собирался восстановить независимость Иудеи. см. работы Элиягу Макоби и Флоссера и прочих историков израильской школы). Так как все дело кончилось провалом и Иисуса казнили, то в еврейском мире было сочтено, что Иисус - не является истинным Мессией. Исключение составила небольшая группа его горячих приверженцев, которые не верили в его гибель или же сочли, что Иисус воскреснет для того, чтобы победить. Из этой небольшой группы, как принято думать, образовалось Христианство. (Вопрос насколько это верно, слишком сложен для разбора в рамках данной работы).
Вторым грандиозным лже-Мессией был Бар-Кохба (О признании Бар-Кохбы Машиахом см. Вавилонский Талмуд трактат Сангедрин 93б и трактат Ябамот 72б). Вера в то, что он истинный Мессия породила самое большое восстание за все время Римского владычества над Иудеей (132-135 гг. н.э. см. Гедалья Алон, "История евреев в земле Израиля в эпоху Мишны и Талмуда", а так же работы Игаля Ядина). Восставшие захватили Иерусалим и удерживали его три года. Ценой огромного военного напряжения, собрав легионы со всей Империи, Риму удалось победить восставших. Бар-Кохба укрылся в Иудейской пустыне и еще долго вел оттуда партизанскую войну, однако, так как восстание потерпело поражение, Мессией его уже больше никто не считал.
В 8 в. в Персии объявился Мессия по имени Абу Иса аль Аспагани. Он собрал армию численностью в 10300 душ и начал войну с властями. Армия была разбита, Абу Иса погиб. Его приверженцы и после этого утверждали, что он жив и прячется в пещере, чтобы прийти, когда наступит предназначенный тому Свыше момент.
В 12 в. в горах Курдистана объявился Мессия по имени Менахем Альрои. У него нашлось много приверженцев в Багдаде. При попытке захватить город он был убит. Его приверженцы долго считали, что он обязательно воскреснет, чтобы спасти народ Израиля.
В 16 в. Мессианское движение охватило евреев Италии, Германии и Испании. В основном оно связано с именем Давида Реувени. Он не объявлял себя Мессией, но рассказывал о себе, что он является братом и послом Йосефа - царя десяти пропавших колен Израиля, который правит далеко за горами в районе Индии (Индия здесь следует понимать фигурально - "в краях неведомых"). Так как существовало поверье, что с приходом Мессии найдутся десять пропавших колен Израиля, то появления посла царя этих колен сочли признаком приближения Мессии. В конце концов, его арестовали, и он умер в тюрьме.
В 17 веке объявил себя Мессией турецкий еврей Шаббатай Цви. В этом случае мессианское движение захватило все еврейские общины. 1666 году слухи о нем дошли до султана и под угрозой смертной казни (за попытку бунта - так расценили его деятельность власти) он принял ислам. Многие его сторонники последовали за ним, приводя мистические обоснования такого рода поступку. Даже после его смерти некоторые его приверженцы продолжали верить в будущее воскрешение Шаббатая Цви. Те, кто приняли ислам, образовали отдельную секту внутри ислама, и она продолжала ожидать воскрешения Шаббатая Цви вплоть до середины 20 века.
В 18 веке в Польше дело Шаббатая Цви продолжил Яаков Франк. Он продержался недолго и вслед за своим духовным учителем Шаббатаем Цви изменил вере. Правда, он перешел не в ислам, а принял католичество. Этот, кажется, был просто мошенником. По крайней мере, его не долго использовали в пропагандистских целях, а потом за ряд неблаговидных поступков заключили в дальний монастырь, где он и умер.
В конце 18 века в Польше, Галиции и по всей Восточной Европе возникло новое движение - хасидизм. Его сторонники были убеждены в скором приходе Мессии, правда, ни о ком конкретно они не говорили, по крайней мере, открытым текстом. Есть достаточно намеков на то, что последователи цадика р. Исраэля из Черткова считали его потенциальным Мессией. Кажется, в этом они не были одиноки, но это говорили про разных цадиков.
В начале 90-х годов нынешнего века члены хасидского движения ХАБАД объявили, что глава их движения девяностолетний рабби Менахем Мендель Шнеерсон долгожданный Мессия. Сам рабби не мог ни отрицать, ни подтвердить это мнение, так как он к тому времени после инсульта потерял речь и был почти полностью парализован. Через несколько месяцев после того, как его провозгласили Мессией, престарелый рабби умер. Его последователи, распространённые по всему миру, развешивают повсюду плакаты с его портретом и подписью "Жив царь-мессия!"

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Константинос Кавафис
Город
Ты твердишь: "Я уеду в другую страну, за другие моря.
После этой дыры что угодно покажется раем.
Как ни бьюсь, здесь я вечно судьбой обираем.
Похоронено сердце мое в этом месте пустом.
Сколько можно глушить свой рассудок, откладывать жизнь на
потом!
Здесь куда ни посмотришь – видишь мертвые вещи,
чувств развалины, тлеющих дней головешки.
Сколько сил тут потрачено, пущено по ветру зря".

Не видать тебе новых земель – это бредни и ложь.
За тобой этот город повсюду последует в шлепанцах старых.
И состаришься ты в этих тусклых кварталах,
в этих стенах пожухших виски побелеют твои.
Город вечно пребудет с тобой, как судьбу ни крои.
Нет отсюда железной дороги, не плывут пароходы отсюда.
Протрубив свою жизнь в этом мертвом углу,
не надейся на чудо:
уходя из него, на земле никуда не уйдешь.
Пер. В. Шмакова под редакцией И. Бродского

Категория: Город, место, путешествие | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: Юля Шурухт.Вогман.
Просмотров: 1307