www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com
«Пожиратели времени»
запись этюда
На окраине некого царства был дремучий лес. А в том лесу в глухих дебрях шуршали загадочные звери, которые питались временем.
Жители царства весьма страдали от этих зверей, пожиравших время: мало того, что они скушали старые добрые времена благородных рыцарей и многомудрых волшебников, они то и дело норовили откусить минут по пятнадцать где случится. Бродят себе, мохнатые, шуршат, да время с мятой собирают. Бывало, придет министр к царю с докладом, только рот откроет – а уже полчаса прошло; или того хуже: соберется суд над преступником, а тут раз – и ему уже голову рубят. Это и значит: пожиратели времени постарались.
И однажды позвал царь министра, и говорит ему:
- Как ты думаешь, что…
- …уже собрались! – отвечает ему министр.
Так отправились они на охоту за пожирателями времени. Поймали одного, связали и отнесли в город. Там распороли ему брюхо, и он изверг обратно все время, которое съел.
И тут смотрят люди вокруг – лес густой! Красота-то какая! Воздух! А подальше за ручьем - прекрасный замок стоит, и едут к нему всадники в доспехах! А над лесом седобородый колдун в черном лапсердаке летит…
Остаётся только отказаться от единства с другими, отказаться от этого времени, отказаться от рамок возможности и от целостности мира. Надо по новому взглянуть на брошенный нам вызов: "не отвязать неприкреплённой лодки" - это просто шутка, бессмыслица. И она и есть тот ответ, который требуется от нас. Выход - в абсурде, тотальном - но при этом индивидуальном, как если бы один сидел утром в кафе, а напротив него за столиком сидел человек, едущий вечером с работы домой в поезде. Люди отомкнуты друг от друга неперпендикулярностью их существований, каждый замкнут в своей шутке - и в этом мире можно выжить. |
«Параллельные миры»
Пьеса в одном действии
Действующие лица:
Человек
Другой человек
Спящий
Пьяные (двое)
Действие 1
Человек: (как бы про себя) Уже полшестого. (громко) Официант, кофе!
Входит официант с салфеткой через руку.
Официант: (смотрит на часы) Полшестого.
Человек: Нет, без четверти шесть.
Официант уходит. Входит Спящий.
Спящий: Полпервого.
Ложиться, засыпает.
Вваливаются, шатаясь, пьяные.
Пьяные: (поют хором) А нам всё равно,
А нам всё...
2-ой: Ик!
1-ый: ...равно
2-ой: Ой...
Пьяные проходят через стену.
Входит Другой Человек.
Другой Человек: (кричит Спящему и Человеку, размахивая руками) Что вы здесь стоите? Ну, хоть сядьте! Хоть спите!
Уходит топая ногами.
Человек: Хороший был кофе.
Занавес.
Всякий новый вызов в заабсурженном мире также предлагается считать шуткой: если нет мира и нет времени, то, разумеется, и смерть невозможна. Это подобно тому, как если бы человек при виде смерти смеялся на неё, как на страшную сказку, благодарил её за весёлую проделку и шёл дальше своей дорогой. |
«Шутка – смерть»
запись этюда
Случилась как-то со мной такая история: Шли мы, я, Мишка и Гришка, притом опаздывали. Тут Миша решил над нами подшутить: упал и мёртвым притворился, притом очень натурально: за сердце хватается и дёргается, а потом руки раскинул и глаза закатил. А мы повелись и кинулись к нему, стали пульс щупать и так далее. Тут он вскакивает и говорит, довольный такой: «Шутка, шутка, я пошутил!»
– Ничего себе, – говорим, – шутка, мы же опаздываем!
Но Мишка не унимался. И ста метров не прошли, как он снова падает. Гришка испугался, кричит: «Его змея укусила! Я слышал, тут в кустах шуршало что-то!»
– Шутка его укусила, а не змея. Надо его пощекотать.»
Тут Мишка вскакивает радостный: «Шутка!» – кричит.
– Твои шутки у нас всё время съели. Пошли быстрей!
Только мы пошли, а он опять упал.
– Да ну его, – говорит Гришка, – надоел. Пойдём, пускай догоняет.
Идём мы с Гришкой дальше, а Миши всё нет. Оглядываемся _ подходит к нему какая-то с косой в руке, и говорит: «Я – смерть твоя!» А Мишка стоит, глаза на неё вылупил, да как засмеётся: «Отличная шутка, класс! Пойдём быстрее ребят догонять!»
С третьей стороны, можно предложить искать корень неправильности в мире, корень страха. И корень этот именно в том, что Б-г спрятался. Что делать, если Б-г спрятался?* .Рабби Барух заплакал и сказал: так и я однажды** спрятался - а Он меня не искал. Это подобно тому, как в неком лживом государстве жил лживый царь, вообразивший себя героем. К нему пришёл мудрец, который был воистину героем, и сказал лживому царю, будто он, царь, и впрямь героичен и правдив. И тем исправил страну.
Такой "гомеопатический", шаббатианский подход можно понять как естественный процесс. Есть некое противоречие между строками "Не превозмочь в дремучей жизни страха" - и сопоставленным с ней "не услыхать в меха обутой тени". Ведь страх есть, а теней нет. Но это лишь указывает на развитие процесса, ибо где начинается со страха, там закончится ложью, а где ложь, там люди становятся как тени самих себя.
**: "Игра в прятки" в пересказе одного из детей
|
«Призрачное государство»
запись этюда
В одной далёкой стране правил царь. Но его никто никогда не видел, ибо весь он был скрыт от подданных занавесью. В народе ходили легенды о том, что на троне сидит вовсе не царь, а страшный зверь. Другие говорили, что он столь страшен лицом, что увидевший его умер бы со страху. Поэтому люди не могли пройти мимо его дворца без содрогания, и даже сидя в парке или прогуливаясь в лодке по озеру, спрашивали друг друга шёпотом:
– А вы знаете, что наш царь – может и не царь вовсе... а страшный дракон...
– Или мертвец... Или ушелец какой...
И тысячи догадок терзали жителей той страны.
В конце концов страх настолько терзал их, что чуть не до смерти доводил. А они так хотели, чтобы страх исчез... И они гнали его от себя шутками:
– У тебя вся спина белая...
Или:
– Тебе паук за шиворот залез...
Но постепенно грубее и грубее становились их шутки, и уже нередко можно было услышать:
– Скажи «я».
– Я...
– Свинья!
И подножки ставили друг другу.
Или говорили кому-нибудь:
– Ой, птичка летит!
А сами в это время вытаскивали из его кармана кошелёк.
Но чем более шутки их походили на ложь, тем сами они становились обманчивее и прозрачнее, пока не стали совсем тенями.
Вокруг стало непривычно тихо. Царь высунул ухо из за полога, но и тогда ничего не услышал. И откинул царь полог, и все увидели, что нет в нём ничего страшного. Перестали бояться, и лгать перестали. И снова в людей обратились.
Лудильщик на дороге (переложение этюда в стихи)
В пыли в густом тумане
Седой старик сидел,
Как будто не у дел
И без гроша в кармане.
Прошёл дорогой той
Солдат в мундире новом
Красивый и здоровый
С котомкой за спиной.
И молодой крестьянин
Шёл со своих полей
С котомкою своей
И с кошельком в кармане.
Спросил его
«Который час?» - и замер.
«Час дня.» - сказал крестьянин
и головой поник.
«Без четверти двенадцать!» -
Сказал лихой солдат –
И стал вдруг бородат
И стал к земле КЛО
|
И дальше побрели,
Трясясь и спотыкаясь,
На палки опираясь,
Согнувшись до земли.
За ними шёл другой
Со шляпою и тростью;
И бородой оброс он
И с лысиной большой.
«Который час на свете?»
Спросил его старик.
Тот, почесав парик,
Немедленно ответил:
«Часок уж видно третий!» -
И грудь руками сжал,
И вниз лицом упал,
Раскинув руки-плети...
Как будто не у дел
И без гроша в кармане
В пыли густом тумане
Седой старик сидел.
|
«Дварим» - последняя из книг Торы, записанных Моше на Синае, получившая такое заглавие по первому слову книги, «дварим» («слова»).
«Дварим» («слова», от «давар», «слово»), в иврите также означает понятия «вещь», «дело», «речь». От того же корня образуются слова «разговор» («дибур»), «говорить» («дибер»), «пустыня» («ми-дбар»), а также «ПЧЕЛА» («двора»).
Краткая Еврейская Энциклопедия, том 2, стр. 57.
|
Этюды, превращенные в стихи и рассказы.
Аня Бурдо
Дремучий спор
(запись этюда. Записано за работой в художественной мастерской.)
1. Однажды Вика, Саша и Петя затеяли спор. Они бы спорили долго и громко, но...
2. Вдруг Вика превратилась в дерево берёзу. Спор продолжали Саша и Петя.
3. И тут Петя стал дубом.
4. За этим спором наблюдало солнце. Саша стал спорить с солнцем.
5. И тогда солнце превратилось в тучу, и пошёл дождь.
Серёжа Соколов
Ночь
Пришло лето и все стали радоваться, и солнце тоже.
Все ушли домой, когда солнце стало садиться, чтобы спать.
Потом наступило утро и все катались на горках.
Опять наступил вечер.
С утра пошёл дождик и лил до самой ночи.
Потом настала зима. Дети слепили снеговика, и он ожил.
Снеговику пришло письмо.
Он пошёл поднимать письмо, которое ещё падает в снег.
Ночь.
Боря Фридман
Ищущие
1. Люди ходят, но не замечают друг друга.
2. Двое встретились, а остальные всё ещё не замечают друг друга.
3. Некоторые вдвоём, а некоторые втроём, и у каждого есть та вещица, которая нужна другому.
4. Уже все пятеро встретились, нашли друг друга.
Настя Фегина
Счастье
Встречает малыш мальчика и говорит ему: «Привет, я хочу с тобой дружить»
А тот ему отвечает: «Я хочу счастья!»
Встречает девочку и говорит: «Я хочу с тобой дружить»
«А я хочу счастья»
Встречает он опять девочку, она говорит: «Я тебя люблю»
А он отвечает: «А я хочу счастья»
Подходит к нему дама и говорит: «Я твоя мама»
А он отвечает: «А я хочу счастья»
Встречает он господина: «Я твой папа»...
«А я хочу счастья»..
Потом он встречает кого-то и говорит ему: «Давай жить!»
А тот показал ему язык.
Подошёл он к дереву...
И остался он с деревом.
Женя Фридман
Пыльный человек
Человек ходит и ладошкой собирает пыль. Набрав пыли, лепит из неё человека. Дует на человека. Человек рассыпается в пыль. Пыль летит по всей комнате. Говорит: «Человек создан из пыли, и в пыль возвратится»
|