Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2018-12-13, 10:37 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский текст и закон

Тексты-этюды с лагеря 2002 про Текст. Часть 2. Автор - Юля Шурухт.
www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com
«Пожиратели времени»

запись этюда

 

На окраине некого царства был дремучий лес. А в том лесу в глухих дебрях шуршали загадочные звери, которые  питались временем.

Жители царства весьма страдали от этих зверей, пожиравших время: мало того, что они скушали старые добрые времена благородных рыцарей и многомудрых волшебников, они то и дело норовили откусить минут по пятнадцать где случится. Бродят себе, мохнатые,  шуршат, да время с мятой собирают. Бывало, придет министр к царю с докладом, только рот откроет – а уже полчаса прошло; или того хуже: соберется суд над преступником, а тут раз – и ему уже голову рубят. Это и значит: пожиратели времени постарались.

И однажды позвал царь министра, и говорит ему:

-          Как ты думаешь, что…                              

-          …уже собрались! – отвечает ему министр.

Так отправились они на охоту за пожирателями времени. Поймали одного, связали и отнесли в город. Там  распороли ему брюхо, и он изверг обратно все время, которое съел.

И тут смотрят люди вокруг – лес густой! Красота-то какая! Воздух! А  подальше за ручьем  - прекрасный замок стоит, и едут к нему всадники в доспехах! А над лесом седобородый  колдун в черном лапсердаке летит…

 

Остаётся только отказаться от единства с другими, отказаться от этого времени, отказаться от рамок возможности и от целостности мира.  Надо по новому взглянуть на брошенный нам вызов: "не отвязать неприкреплённой лодки" - это просто шутка, бессмыслица. И она и есть тот ответ, который требуется от нас. Выход - в абсурде, тотальном - но при этом индивидуальном, как если бы один сидел утром в кафе, а напротив него за столиком сидел человек, едущий вечером с работы домой в поезде. Люди отомкнуты друг от друга неперпендикулярностью их существований, каждый замкнут в своей шутке - и в этом мире можно выжить.


 

«Параллельные миры»

Пьеса в одном действии

Действующие лица:

Человек

Другой человек

Спящий

Пьяные (двое)

Действие 1

Человек: (как бы про себя) Уже полшестого. (громко) Официант, кофе!

Входит официант с салфеткой через руку.

Официант: (смотрит на часы) Полшестого.

Человек: Нет, без четверти шесть.

Официант уходит. Входит Спящий.

Спящий: Полпервого.

Ложиться, засыпает.

Вваливаются, шатаясь, пьяные.

Пьяные: (поют хором) А нам всё равно,

                             А нам всё...

2-ой:                                       Ик!

1-ый:                          ...равно

2-ой:                   Ой...

Пьяные проходят через стену.

Входит Другой Человек.

Другой Человек: (кричит Спящему и Человеку, размахивая руками) Что вы здесь стоите? Ну, хоть сядьте! Хоть спите!

Уходит топая ногами.

Человек: Хороший был кофе.

Уходит

Занавес.

 

Всякий новый вызов в заабсурженном мире также предлагается считать шуткой: если нет мира и нет времени, то, разумеется, и смерть невозможна. Это подобно тому, как если бы человек при виде смерти смеялся на неё, как на страшную сказку, благодарил её за весёлую проделку и шёл дальше своей дорогой.

 


 «Шутка – смерть»

запись этюда

Случилась как-то со мной такая история:  Шли мы, я, Мишка и Гришка, притом опаздывали.  Тут Миша решил над нами подшутить:  упал и мёртвым притворился, притом очень натурально:  за сердце хватается и дёргается, а потом руки раскинул и глаза закатил.  А мы повелись и кинулись к нему, стали пульс щупать и так далее.  Тут он вскакивает и говорит, довольный такой:  «Шутка, шутка, я пошутил!»

        Ничего себе, – говорим, – шутка, мы же опаздываем!

Но Мишка не унимался.  И ста метров не прошли, как он снова падает.  Гришка испугался, кричит:  «Его змея укусила!  Я слышал, тут в кустах шуршало что-то!»

        Шутка его укусила, а не змея.  Надо его пощекотать.»

Тут Мишка вскакивает радостный:  «Шутка!» – кричит.

        Твои шутки у нас всё время съели.  Пошли быстрей!

Только мы пошли, а он опять упал.

        Да ну его, – говорит Гришка, – надоел.  Пойдём, пускай догоняет.

Идём мы с Гришкой дальше, а Миши всё нет.  Оглядываемся _ подходит к нему какая-то с косой в руке, и говорит:  «Я – смерть твоя!»  А Мишка стоит, глаза на неё вылупил, да как засмеётся:  «Отличная шутка, класс!  Пойдём быстрее ребят догонять!»

 

С третьей стороны, можно предложить искать корень неправильности в мире, корень страха. И корень этот именно в том, что Б-г спрятался. Что делать, если Б-г спрятался?* .Рабби Барух заплакал и сказал: так и я однажды**  спрятался - а Он меня не искал. Это подобно тому, как в неком лживом  государстве жил лживый царь, вообразивший себя героем. К нему пришёл мудрец, который был воистину героем, и сказал лживому царю, будто он, царь, и впрямь героичен и правдив. И тем исправил страну.

Такой "гомеопатический", шаббатианский подход можно понять как естественный процесс. Есть некое противоречие между строками "Не превозмочь в дремучей жизни страха" - и сопоставленным с ней "не услыхать в меха обутой тени".  Ведь страх есть, а теней нет. Но это лишь указывает на развитие процесса, ибо где начинается со страха, там закончится ложью, а где ложь, там люди становятся как тени самих себя.

 **:  "Игра в прятки" в пересказе одного из детей

 

 

«Призрачное государство»

запись этюда

В одной далёкой стране правил царь. Но его никто никогда не видел, ибо весь он был скрыт от подданных занавесью. В народе ходили легенды о том, что на троне сидит вовсе не царь, а страшный зверь. Другие говорили, что он столь страшен лицом, что увидевший его умер бы со страху. Поэтому люди не могли пройти мимо его дворца без содрогания, и даже сидя в парке или прогуливаясь в лодке по озеру, спрашивали друг друга шёпотом:

– А вы знаете, что наш царь – может и не царь вовсе... а страшный дракон...

– Или мертвец... Или ушелец какой...

И тысячи догадок терзали жителей той страны.

В конце концов страх настолько терзал их, что чуть не до  смерти доводил. А они так хотели, чтобы страх исчез... И они гнали его от себя шутками:

– У тебя вся спина белая...

Или:

– Тебе паук за шиворот залез...

Но постепенно грубее и грубее становились их шутки, и уже нередко можно было услышать:

– Скажи «я».

– Я...

– Свинья!

И подножки ставили друг другу.

Или говорили кому-нибудь:

– Ой, птичка летит!

А сами в это время вытаскивали из его кармана кошелёк.

Но чем более шутки их походили на ложь, тем сами они становились обманчивее и прозрачнее, пока не стали совсем тенями.

Вокруг стало непривычно тихо. Царь высунул ухо из за полога, но и тогда ничего не услышал. И откинул царь полог, и все увидели, что нет в нём ничего страшного. Перестали бояться, и лгать перестали. И снова в людей обратились.

 

 

Лудильщик на дороге (переложение этюда в стихи)

 

В пыли в густом тумане

Седой старик сидел,

Как будто не у дел

И без гроша в кармане.

 

Прошёл дорогой той

Солдат в мундире новом

Красивый и здоровый

С котомкой за спиной.

 

И молодой крестьянин

Шёл со своих полей

С котомкою своей

И с кошельком в кармане.

 

Спросил его

«Который час?» - и замер.

«Час дня.» - сказал крестьянин

и головой поник.

 

«Без четверти двенадцать!» -

Сказал лихой солдат –

И стал вдруг бородат

И стал к земле КЛО

И дальше побрели,

Трясясь и спотыкаясь,

На палки опираясь,

Согнувшись до земли.

 

За ними шёл другой

Со шляпою и тростью;

И бородой оброс он

И с лысиной большой.

 

«Который час на свете?»

Спросил его старик.

Тот, почесав парик,

Немедленно ответил:

 

«Часок уж видно третий!» -

И грудь руками сжал,

И вниз лицом упал,

Раскинув руки-плети...

 

Как будто не у дел

И без гроша в кармане

В пыли густом тумане

Седой старик сидел.

 

«Дварим» - последняя из книг Торы, записанных Моше на Синае, получившая такое заглавие по первому слову книги, «дварим» («слова»).

       «Дварим» («слова», от «давар», «слово»), в иврите также означает понятия «вещь», «дело», «речь».  От того же корня образуются слова «разговор» («дибур»), «говорить» («дибер»), «пустыня» («ми-дбар»), а также «ПЧЕЛА» («двора»).

                                                Краткая Еврейская Энциклопедия, том 2, стр. 57.

 

  

 

Этюды, превращенные в стихи и рассказы.

 

Аня Бурдо

Дремучий спор

(запись этюда.  Записано за работой в художественной мастерской.)

 

1.  Однажды Вика, Саша и Петя затеяли спор.  Они бы спорили долго и громко, но...

2.  Вдруг Вика превратилась в дерево берёзу.  Спор продолжали Саша и Петя.

3.  И тут Петя стал дубом.

4.  За этим спором наблюдало солнце.  Саша стал спорить с солнцем.

5.  И тогда солнце превратилось в тучу, и пошёл дождь.

 

 Серёжа Соколов

Ночь

Пришло лето и все стали радоваться, и солнце тоже.

Все ушли домой, когда солнце стало садиться, чтобы спать.

Потом наступило утро и все катались на горках.

Опять наступил вечер.

С утра пошёл дождик и лил до самой ночи.

Потом настала зима.  Дети слепили снеговика, и он ожил.

Снеговику пришло письмо.

Он пошёл поднимать письмо, которое ещё падает в снег.

Ночь.

  

Боря Фридман

Ищущие

 

1.  Люди ходят, но не замечают друг друга.

2.  Двое встретились, а остальные всё ещё не замечают друг друга.

3.  Некоторые вдвоём, а некоторые втроём, и у каждого есть та вещица, которая нужна другому.

4.  Уже все пятеро встретились, нашли друг друга.

 

 

 

Настя Фегина

Счастье

Встречает малыш мальчика и говорит ему:  «Привет, я хочу с тобой дружить»

А тот ему отвечает:  «Я хочу счастья!»

Встречает девочку и говорит:  «Я хочу с тобой дружить»

«А я хочу счастья»

Встречает он опять девочку, она говорит:  «Я тебя люблю»

А он отвечает:  «А я хочу счастья»

Подходит к нему дама и говорит:  «Я твоя мама»

А он отвечает:  «А я хочу счастья»

Встречает он господина: «Я твой папа»...

«А я хочу счастья»..

Потом он встречает кого-то и говорит ему:  «Давай жить!»

А тот показал ему язык.

Подошёл он к дереву...

И остался он с деревом.

 

Женя Фридман

 Пыльный человек

Человек ходит и ладошкой собирает пыль.  Набрав пыли, лепит из неё человека.  Дует на человека.  Человек рассыпается в пыль. Пыль летит по всей комнате.  Говорит:  «Человек создан из пыли, и в пыль возвратится»

 

 

Категория: Еврейский текст и закон | Добавил: Tania (2013-02-17) | Автор: yu
Просмотров: 385