Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-04-28, 11:37 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский текст и закон

Сказки р Нахмана./00/ПРЕДИСЛОВИЕ РАБИ НАТАНА

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

ПРЕДИСЛОВИЕ РАБИ НАТАНА

"То, что было, уже названо своим именем, и известно, что это человек" (Коэлет, Экклезиаст 6:10). И вот перед нами учение святого человека, того, кто достоин дополнить образ человека, ибо в этом весь Человек. И не он ли это достославный и досточтимый господин и учитель наш, краса и слава и величие наше, незаменимый светильник чистоты и святости1, потомок и внук благословенной памяти праведника великого Бааль-Шем Това, раби Нахман. Да будет благословенна память праведника, чьими книгами, из тех, что уже вышли в свет, уже имели возможность насладиться сыны Израиля. Многие убеждаются и еще убедятся, а люди прямые, честные возрадуются, и правда в конце-концов восторжествует2.

И вот мы держим в руках чудесные и вызывающие трепет истории, которые удостоились слышать из его благочестивых уст, кои соразмерил и изрядно изучил, и исправил, и дополнил вельми, и одел, и сокрыл понятия самые сущные и великие в стародавние истории необычайным путем, непостижимым и чудесным. Ведь "это было прежде в Израиле при освобождении и выкупе"3, когда хотели говорить о тайнах, сокрытых Господом, говорили путем иносказаний и загадок, и одевали "Тайное учение царя" во множество разнообразных одежд, как объясняется после истории "О сыне царя и сыне рабыни, которых поменяли"4, в высказывании раби Нахмана, да будет благословенна память его, что в давние дни, когда хотели поведать друг другу каббалу, изъяснялись именно таким языком, поскольку до раби Шимона бар Йохая не говорили каббалу в открытую...5

Но в большинстве случаев после некоторых историй приоткрывалось чуть-чуть, может, чуть меньше капли в море, то, к чему сводится та или иная вещь, в каких источниках говорится о той или иной вещи.

И вот до сей поры вещи эти сокрыты у нас, и многие могут справедливо попрекнуть нас в том — многие из тех, что с нами, из наших друзей и единомышленников, которые жаждали и

'Светильником святости (Буциина кдоша-арам.) по традиции, исходящей из книги Зогар, принято называть ее автора — раби Шимона бар Йохая. Раби Натан этим эпитетом намекает на определенную духовную общность раби Нахмана, автора Ликутей Моаран, и "Истории с раби Шимоном бар И охаем".

2Раби Натан, по всей вероятности, имеет в виду период непонимания, отчужденности и враждебного отношения к раби Пах маку со стороны некоторых вождей хасидизма того времени.

3Книга Руфь (Рут), гл. 4, с. 7.

^История 11.

5См. конец ист. 11, с.

готовы были всегда всей душой воспринять боговдохновенные речения, исходившие из уст раби, и в особенности эти, рассказанные им истории, которые пока еще не попали к ним кроме как в переписанных от руки экземплярах с многочисленными ошибками и изменениями, искажающими замысел. И потому, почитая их жажду (читать книгу в неискаженном виде), владея уже деньгами, достаточными для того, чтобы, наконец, исполнить их чаяния, предоставляем их (истории) в печать. Ведь также и раби, да благословится память его, высказал свое мнение на этот счет, поскольку однажды сказал, что желает напечатать "Истории", и вот точно его слова, как это слышали несколько человек: «Мое намеренье напечатать "Истории"; и чтобы было наверху напечатано на святом языке, а внизу на прочем языке». И еще сказал: "Да и что может мир против этого сказать? Разве в любом случае эти истории не приятно рассказывать?!.." Подобные ясные и определенные высказывания слышали из его уст, и это то, что прежде всего побудило нас предоставить их в печать. И если все же мы знали и не упустили из внимания, что многие восставали на него, — так ведь правда сама за себя говорит — и мы обязаны выполнить его волю, а уж Господь добро содеет. "Слушающий — услышит, отказывающийся — откажется.'"6 И если до сих пор, слава Богу, пользовались благословенной Его милостью и поддержкой, поскольку распространились святые его7 сочинения среди святого народа, в любой общине и всем народе Израильском. И да будут речения его радовать и веселить душу им, и да будут им как мед на уста, и все вкусят и насладятся от благодати его. Как туком и елеем насытятся души их, и радостным гласом воспоют восхваления Творцу уста их8.

И все больше тех, что с нами, нежели с теми, кто оспаривает истинное и очевидное, толкуя по своему произволу якобы о праведнике, впавшем в высокомерие и заносчивость, о которых он и не помышлял. Да и стоит ли нам продолжать рассказывать о такой вещи, ибо это тайны Господни, ведь "сколько миров разрушено руками их", да и в наши дни от того, что умножились и усилились раздоры между мудрецами и праведниками. Но кто "сможет сделать после Царя сверх того, что уже сделано им!"9 Также следует знать, что в наше намерение входило напечатать эти истории только для наших друзей и единомышленников, находивших отраду в тени его святости,

"Иезекииль, гл. 3, с. 27 (перевод). Отказывающийся — т.е. отказывающийся внимать правде. 7Раби Нахмана.

8См. Псалом Давида 63, ст. 6 (в мееврейск. издан. 62). 'См. Экклезиаст, 2 ст. 12.

жаждущих и стремящихся всей душой услышать святые речи. И все ж речения, напечатанные в книге, будто сказаны в большом обществе. Но, с другой стороны, видели мы, что так или иначе уже начали они распространяться в многочисленных списках, а между переписанным от руки и напечатанным уж нет никакой разницы. И также, ведь НЕ с самого начала в тайне сказаны, поскольку всякий, у кого только есть очи, узрит, и всякий, у кого только есть сердце, поймет, "ибо это не что-либо пустое (отдаленное) от нас!"10 "А если пустое оно — от вас!"11 Ибо вещи эти стоят на высоте, высочайшей из высот. И мы ясно слышали из его святых уст, как сказал, что в каждое и каждое речение этих историй вложил особый смысл, и тот, кто изменит одно (только) речение этих историй из того, как оно было сказано, на свой лад, намного обеднит (всю) историю (целиком). И сказал, что эти истории — страшные и чудесные откровения, и есть в них пути (новые) и тайны сокровенные, и страшные глубины, и следовало бы их читать публично — выходить в синагоге и рассказывать одну их этих историй, потому что они — высочайшие и страшные откровения.

Также тот, кто чист сердцем и хорошо знает священные книги, и в особенности книги Зогар сочинения Гари12, сможет чуть-чуть понять и уразуметь намеки в некоторых историях, если только отнесется к ним вдумчиво и внимательно. Также есть в них побуждающее моралью чудесной и необычайной силой воздействия во многих местах, понятных и доступных образованному13, — ведь большинство людей, как и все, пробуждаются и сердцем тянутся к Богу — подлинно вернуться к Богу, к истинности Его, обратиться к учению Его и служению Ему всегда и навсегда, отворотиться от всяческого суетства мира, как непременно увидит видящий просвещенным взглядом своим, ежели только истинно присмотрится к ним.

Однако самый глубинный смысл этих историй очень далек от обыкновенного понимания людского, настолько невероятно глубок — кому из нас дано постигнуть его?! И невозможно переоценить и восхвалить великолепие историй этих, ведь выше понимания нашего, сколько ни пытайся преувеличить в славос-

10Второзаконие (Дварим) 32, с. 47; и дальше: "ибо это жизнь наша".

11Талмуд Иерусалимский, "Пиа", ч. 1.

12Раби Ицхак Лурия Ашкенази (Гаари) (1534—1572) — величайший каббалист, основатель новой системы в учении каббалы, принятой всеми последующими поколениями каббалистов на сегодняшний день; создатель так называемой "практической каббалы", прямо или косвенно оказавший влияние на всю последующую еврейскую историю.

13Раби Натан имеет в виду сторонников движения так называемого "Просвещения" , увлеченных достижениями европейской культуры и так или иначе порывающих в силу этого с еврейской традицией.

ловиях величие и глубину, все равно преуменьшишь. Также и все, что сказано нами, это только чтобы пробудить сердца наших друзей ради того, чтобы не упустили из виду чудесное великолепие их, ведь когда что-то смотрится на большом расстоянии, — кажется как бы затушеванным и неясным, да и в какой мере вещи доходят через те немногие намеки, которые являл нам после каждой рассказанной истории. И даже если все же записана какая-то толика этих намеков, слышанных из его святых уст, то любому образованному ясно, что нельзя сопоставить слышанное из уст самого мудреца и то же, но виденное в книге. Более того, обычно намеки вообще невозможно понять, если не видеть телодвижений (говорящего), покачивания головы, знаков, передаваемых глазами, протягиванием руки и подобных тому, через которые точно поймет тот, кто хоть чуть-чуть понимает и впечатлится виденным, и очи его издалека увидят величие Господа и величие святого учения Его, которое может быть одето в разнообразные одежды, как разъясняется во всех святых книгах.

Доселе доходят слова — немногочисленные, но содержащие очень многое. Сердца наши содрогнутся от ужаса: где писец! где взвешивающий14, откуда явится помощь нам?! Кто посочувствует нам?! Огонь пожирающий!15 Кто встанет на нашу сторону? — Вознесем сердца наши в молитве к Отцу Небесному16. Волей Его преисполнится наш дух! Тебе, Господи, вознесем души наши. Доселе милосердие Твое помогало нам. Помогало нам, поскольку лишь на Тебя полагались мы! "И да будет милость Господа Бога нашего на нас"17, покуда не явит нам Учителя Праведности и не построит Храм святости и великолепия нашего, "взгляни на Цион, город праздничных собраний наших!"18 Царя во (всей) красоте его увидят глаза твои19 — в ближайшее время, в наши дни! Амен!

Не так ли сказанное составил и переписал "евший досыта и одевавшийся изрядно"20 нижайший сказитель Натан, сын раби Нафтали Герца из Немирова.

14Ср. Исайя, 33, ст. 18. К сожалению, этот стих ни в одном из известных нам русских переводов Исайи не только не соответствует тому смыслу, который вкладывает раби Натан, но и диаметрально противоположен. Подобно раби Натану объясняет это пророчество Исайи (Йешаягу) замечательный комментатор Торы Мальбим.

15Ср. Исайя, 33, ст. 14; 51, ст. 19.

16 См. Иха.

1790 псалом Давида.

18Исайя, 33, ст. 20.

19Исайя, 33, ст. 17.

20Ср. Исайя, 23, ст. 18.

Прежде чем приступил к рассказу первой истории, что в этой книге, сказал: "Во всех историях и сказках, что рассказывают в мире, есть в них много сокрытого, много высокого и непостижимого, но много и испорчено в них, потому что также многого не достает в них. Кроме того, многое перепутали в них и не рассказывают в нужном порядке. Ведь что получается?! Начало рассказывают в конце или наоборот, конец сначала и все, что из этого следует. Только действительно в историях и сказках, что рассказывают в мире, скрыты вещи необычайно высокие. И Бааль-Шем Тов, да благословится память праведника, бывало, мог через рассказанную историю объединить обособившееся, когда видел, что не действуют каналы, ведущие наверх, и невозможно исправить их воздействием молитвы, бывало, исправлял и объединял через рассказанную историю."

И вот еще что сказал раби по этому поводу, прежде чем приступил к рассказу истории, которой открывается наша книга: "Дорогой рассказывал сказку, что всякий, кто ее слышал, задумывался в ответ".

И следует знать, что истории, которые рассказал раби, все до единой — это истории совершенно новые, никогда не слышанные в мире. Только он сам по себе рассказывал их из сердца своего и из своего святого знания в соответствии с вышним постижением, которого достиг вдохновленный святым вдохновением Его21. И он изливал его в форме такой сказки. И потому сама такая сказка есть потрясающее душу отражение этого вышнего постижения, которое постиг и видел там, где только он видел. И то же самое, когда рассказывал сказанную и пересказанную в мире историю, вкладывал в нее столько своего, менял и выправлял строй и порядок, пока не становилась она совсем другой, начисто отличной от той, которую рассказывают в мире. Тем не менее почти не приводятся такие истории в этой книге — разве что одна или две, а все остальные — совершенно новые, доселе не слышанные никем!

В то время, когда начал раби, да благословится память его! заниматься ими, однажды так прямо и сказал: "Ну вот, и я уже начал рассказывать истории".

Подспудный смысл этих его слов был такой, будто он сказал: "Поскольку вижу, что не действуют на вас слова святых учений

21В подлиннике ВТ1рП ПП букв, "святым духом Его". Тем не менее все возможные понятия, соответствующие этому словосочетанию на русском языке, уж очень далеки от ивритского значения и более уместно перевести так, как попытались мы.

и бесед и подобных вещей, не побуждают вас вернуться к Богу..." Он, который стремился непрестанными усилиями всей своей жизни возвратить нас воистину к Господу, да благословится Имя Его, и когда стало ясно, что недейственны все другие способы, обратился к этим историям. И к этому же времени относится сказанное им в предыдущей его книге22, начинающееся со слов:

«Так начал раби Шимон и сказал:23 "Время действовать ради Господа: они отвергли Ученье Твое!.."» И там же в конце этой главы сказано немного о значении рассказываемых историй, что от воздействия таких историй, если только рассказываются истинным праведником, пробуждаются ото сна люди, впавшие в душевную дремоту, и способные так проспать все дни своей жизни.

И смотри дальше от сказанного: "...Есть истории ближайших лет и есть истории древних времен..." И дальше "...Вчитайся внимательно, присмотрись и поймешь, в какие глубочайшие материи эти истории проникают, и с какой святой целью это рассказано им. Ведь воистину есть в этих историях пробуждение великое... И даже в соответствии с самым простым смыслом и пониманием их, не говоря уже о скрытом, поскольку почти сплошь самые сокровенные и страшные тайны и бездны... Есть в них сила великая пробуждения всего к Творцу Всесущему и Благословенному ".

Да будет так!

22Ликутей Моаран, гл. 60.

23Раби Нахман приводит, комментирует и развивает цитату из книги Зогар, в которой раби Шимон бар Йохай анализирует стих 126 из псалма 119 Давида "Время действовать..."

"Да будет вам ведомо и открыто, что каждое слово, написанное в этой святой книге, — это Святая Святых, в соответствии с тайнами Торы. Не следует думать, что это простые истории. Ибо они были рассказаны великим цадиком раби Нахманом из Браслава, да будут его заслуги защитой нам. Он хотел научить нас, как служить Богу. И да будет так, и да поймем мы великие тайны и нравственное учение этих историй. И тогда станем достойными евреями, какими должны быть. И пусть Всемогущий пошлет нам Машиаха, скорее, в наши дни. Амен!"

ВТОРОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ1

Когда мы печатали эти истории в первый раз, слышен был шум протеста против их публикации. Излишне говорить об этом снова.

В нашем (первом) предисловии мы уже приводили слова Ребе, который говорил, что хочет, чтобы они были опубликованы. [Он сказал] "Чем тут могут быть недовольны? В конце концов, это только приятные истории. Бесчисленное множество всяких рассказов уже стало известно миру, и никто не открыл рта, чтобы на это пожаловаться".

Но большинство историй раби учат очень многому. Например, "О Владеющем Молитвой" и "О семи нищих". Когда человек углубляется в такие истории, даже не постигая их глубочайшего скрытого смысла, он находит там уроки мудрости и общения.

Более того, мы опубликовали примечания к этим историям, как и те чудесные и устрашающие намеки, которые раскрыл сам Раби, о чем мы уже говорили. Тем не менее мы решили добавить еще некоторые моменты, которые, согласно нашему скромному мнению, могут пролить свет на эти скрытые указания. А кто хочет, может добавить к этому еще.

Известно, что во всех книгах Зогара и Тикуней Зогар2, как и в сочинениях Ари3, "Царская дочь" указывает на (Шехину) Божественное Присутствие, и на (Клаль Исраэль) общину Израиля. И мы пользуемся этим аллегорическим языком с позволения наших великих учителей, чьи слова — наша жизнь.

Также и царь Давид и его сын Соломон пользовались этими выражениями. В этом смысле употребляется выражение "Царская дочь" в стихе "Вся слава Царской дочери — внутри" (Тегилим, 45:14). И есть еще много подобных выражений. Более того, вся Песнь Песней (Шир 'гаширим) — "святая святых, потому что весь мир недостоин ее" — на этом построена.

Во многих местах такое словоупотребление встречается и в писаниях Ари, и в книге Зогар. И вот поучение оттуда: "Тому,

кто убьет Змея, дана Царская дочь — и это молитва"4. А еще яснее это выражено в учении Старца в Зогаре, когда он говорит о "прекрасной девушке, у которой нет глаз". И есть много таких мест.

Подобно этому и в Йе'ги рацон ("Да будет на то Твоя воля1'), которое произносят перед чтением Псалмов, мы говорим: "...чтобы связать Жену Юности с ее Возлюбленным..." И так же в Лешем Ихуд ("Ради Единства"), в молитве, найденной в Шаарей Цион5, перед накладыванием тфилин говорят: "Жених должен обнимать невесту левой рукой под голову..." Смотри там всю эту молитву.

Из сочинений Ари ясно, что вся основа каббалы — это соединение идей Жениха и Невесты ...его писания объясняют, что все Божественные Имена и Эманации (Сфирот), как и вся связка Высших Миров изображаются в виде мужчины... И каждой части тела есть высшее соответствие. Обсуждаются в этих сочинениях также идеи единства, супружеской связи, беременности, рождения, вскармливания и воспитания мальчика и девочки, пока они не станут взрослыми... Все это очень подробно разбирается в Эц хаим и При эц хаим. И есть на это намеки в Идра раба, в разделах Насо и Таазину.

Это является главной темой и Песни Песней, где сказано обо всех частях тела Жениха, которого славит Невеста, и обо всех частях тела Невесты, которую славит Жених.

В Мидраше наши мудрецы тоже уподобляют дарование Торы свадьбе. Такой комментарий дают они на стих "В день Его свадьбы..." (Песнь Песней, 3:11), утверждая, что это намек на дарование Торы. А давая толкование стиху ["И вывел Моше народ из стана] чтобы приветствовать Бога" (Щмот, 19:17), наши мудрецы говорят: "Как выходит Невеста, чтобы приветствовать жениха".

И святая Суббота тоже называется невестой и королевой. [Поэтому мы встречаем субботу песней] "Леха доди ликрат кала" — "Иди, мой друг, встретить Невесту...", [а заканчиваем словами] "Приди, Невеста...".

Как уже ранее упоминалось, наши мудрецы сравнивают соединение Высших Миров с их Корнем, с соединением Жениха и его Невесты. "Ибо по образу Бога Он создал человека" (Брейшит, 9:6).

Итак, все части тела мужчины и женщины — "по образу Бога". Как написано: "Бог сотворил человека по образу Своему, по образу Божьему Он сотворил их, мужчиной и женщиной Он сотворил их" (Брейшит, 1:27).

И также мы говорим в свадебных благословениях: " [Благословен Ты. Бог], Который сотворил человечество по образу

Своему, по образу сущности Своей, и через них создал сущность, которая будет существовать вовеки..."

Все это потому, что мужчина и женщина дополняют Божественное. Между мужем и женой [иш веиша ] буквы Четырехбуквенного Имени. Если достойны супруги, то пребывает среди них Божественное Присутствие, ибо от него исходит буква "иуд" из Этого [Четырехбуквенного] Имени Бога [Ташем], а от нее — буква "гэй".

Все это ведомо всем и очевидно. Все древние пользовались этим языком, чтобы уподобить близость Бога и Израиля близости Жениха и Невесты. В своем высшем Корне способ нашего служения Богу параллелен единению Жениха и Невесты или Святого, Благословен Он, и Его Божественного Присутствия (Шехины). Это обсуждают все книги Зогар и все сочинения Ари.

И также в Кинот (Плачах) Тиша Бе'ав в начальной элегии "И когда пошел Ирмея'гу...", когда мы оплакиваем изгнание Божественного Присутствия и общины Израиля, мы говорим: " [Ирмея'гу ] нашел прекрасную женщину, которая стала отвергнутой". И также Очищение Трех Страж, взятое из Зогар хадаш, тоже пользуется таким выражением: "И оплакивает она своего мужа...". Посмотри там, как это написано точно.

Из всего этого и многих подобных случаев очевидно, что изгнание Божественного Присутствия из общины Израиля сравнивается с исчезновением Царской дочери и ее удалением от возлюбленного...

В Бахире6, как и в Зогаре, говорится в комментарии к стиху: "Приди, возлюбленный мой, давай выйдем в поле..." (Песнь Песней, 7:12), что речь идет о Царе, Который живет в сокровеннейших хоромах... «Царь выдал замуж [свою дочь] и отдал ее как дар. От любви к ней он называл ее иногда "Сестра моя", ибо оба они происходили из одного места. А иногда называл ее "Дочь моя", потому что она его дочь; а иногда называл ее "Мать моя"».

А комментируя стих "корона, которую его мать дала ему" (Песнь Песней, 3:11), наши мудрецы говорили [о царе, у которого была дочь], которую он так любил, что называл ее "Мать моя" [мамочка ].

Во всей книге Мишлей (Притчи), вера и Тора называются "хорошей женой", "достойной женщиной". И наоборот, ложная вера и ересь называются дурной женщиной и блудницей. Это объясняет и раби, и наши мудрецы.

Есть также история, рассказанная Бааль-Шем Товом в самом конце Толдот Яаков Йосеф7, которая повествует о купце и его жене у моря... [Там] объясняется, что "Богобоязненная женщина" — это община Израиля. Благодаря тому, что Бог раскрыл все это нам через Своих пророков, святых и мудрецов, можно

изучать эти истории, стремясь постичь истину, понять их до глубины и раскрыть удивительные и потрясающие идеи. Однако с начала и до конца понять все в этих историях не удастся. Но если человек схватит хотя бы немногое, это усладит его душу.

Первая история о том, как пропала Царская дочь. Она повествует о мистерии изгнания Божественного Присутствия (Шехины). Это изгнание началось еще до Сотворения мира, это мистерия Разбитых Сосудов8. И это тайна стиха "Это цари, которые правили [в Эдоме до всех царей, что были в Израиле ]" (Брейшит, 36:31)'.

Сразу после Сотворения задачей Адама было исправить это. Он должен был привести все Высшие Миры обратно на их места. Итак, сразу после того как мир был сотворен, Божье Царство должно было быть раскрыто, как это будет в мессианскую эру. Но [Адам ] был неосторожен и съел от Древа Познания. В этой истории ему соответствует царский наместник, который не выдержал испытания и съел яблоко. И в результате [того, что он съел от Древа Познания, Адам] нанес миру страшный духовный ущерб. И тогда Божественное Присутствие сошло еще ниже, как известно, до Другой Стороны.

Потом это хотел исправить Ноах. Но не получилось у него, потому что "Он выпил вина и стал пьяным..." (Брейшит, 19:21). Объясняется в священных текстах эта идея: "Что человек, что становится пьяным?" И не выдержал Ноах испытания, потому что выпил вина, как прямо говорит об этом Тора.

С тех пор все святые каждого поколения пытались дополнить это исправление. И будет это продолжаться до прихода Ма-шиаха, когда совершится окончательное исправление.

[Но кроме того, что повествует эта история о попытках космического исправления ], говорится в ней и о каждом человеке во всякое время. Каждый проходит почти те же стадии, что описаны в этой истории. Каждый еврей должен постоянно исправлять, поднимать Божественное Присутствие из изгнания, возвышать Его из пыли и праха, и вызволять Святое Царство из среды идолопоклонников и от [сил] Другой Стороны, в которую оно пало.

Это тайна всего — что мы должны служить Богу — это служение, добрые дела и изучение Торы, которым мы заняты в течение жизни. Все вращается вокруг этого, как описано в святых текстах.

И истинно это даже для самых простых людей среди толп, что не отличают правого от левого. Даже они могут удостоиться и пойти по прямому пути в соответствии с их уровнем, чтобы избежать зла и делать добро. Даже самый простой человек, если его глаза устремлены прямо вперед, знает, что запрещает Тора, и может отвернуться от зла и выбрать добро. И если он это

делает, тогда автоматически через него исправляются Высшие Миры, и удостаивается он поднять Божественное Присутствие с того места, куда оно упало. И все это зависит от того, как он может освящать и очищать себя.

Поэтому каждый еврей вовлечен в поиски пропавшей дочери Царя, чтобы вернуть ее Отцу такой, какой она была в девичестве. В этом тайна стиха "Пусть вернется в дом своего Отца, как в девичестве, и тогда сможет есть хлеб своего Отца" (Ваикра, 22:13).

Израиль как целое уподоблен наместнику, второму после Царя, поскольку они правят миром. Как [Бог ] оживляет мертвых и исцеляет больных, так и Израиль. [Комментируя стих "Скажи Циону: ты Мой народ" (Йешая'гу, 51:16), Зогар говорит]: «Не читай "ами" [Мой народ], а читай "ими" ["со Мной", тогда весь стих следует читать как "Ты со Мной"]. [Говорит Бог]: "Как Я сотворил землю и небо Моими словами, так можешь и ты"». И есть еще много подобных поучений.

Таким образом, в той мере, в какой каждый человек служит Богу, он, какой ни есть, ищет Божественное Присутствие и общину Израиля, чтобы вывести их из изгнания.

И наоборот, Божественное Присутствие раскрывает себя этому человеку. Из глубин изгнания, где оно таится и скрыто, оно тайно приходит к нему и раскрывает ему место своего пребывания и что он должен сделать, чтобы найти его.

Так и говорится в этой истории, где Царская дочь раскрывает наместнику, что он должен сделать, чтобы освободить ее. И как ему следует для этого поступать, объясняется здесь самым простым и ясным образом. (Таков способ изложения раби в большинстве историй: по ходу истории говорит он слова ободрения в соответствии с простым смыслом, как может видеть тот, кто читает эти истории.)

Итак, должен человек выбрать для себя место и сделать для себя обычными раскаяние и пост, постоянно стремясь и взывая к Богу, чтобы удостоиться понимания Его. Человек должен желать, чтобы Он раскрыл Свое Царство е мире: "И узнает всякая тварь, что Ты сотворил ее, и познает всякое создание, что Ты его создал, и всякий, в ком есть дыхание жизни..." и что "Царство Его правит всем".

Подъем Божественного Присутствия из изгнания главным образом заключается в том, чтобы приводить к познанию Царства Божьего в полной вере и истине. И тогда все, от мала до велика, будут познавать Бога, и Царство будет у Бога...

Человек начинает это делать и выбирает себе место для медитации и служения Богу, мечтая о Нем и стремясь к Нему. Иногда, со временем, он может быть очень близок к своей цели, так что [Божественное Присутствие] раскрывается ему, и он

ощущает раскрытие Царства Божьего согласно своему уровню. Но потом, в самый последний день, его испытывают согласно его уровню. И в этот день, когда все зависит от действий этого человека, Недобрый и все его приспешники мощью своей преодолевают его.

Они говорят с ним и убеждают его внять их совету, так что он видит, "что приятно это для глаз и желанно..." И берет плод, и откусывает от него, и терпит поражение в испытании, которое должен был преодолеть, чтобы быть очищенным.

А затем он сразу засыпает. Этот "сон" символизирует потерю истинного состояния сознания ("мохин"). И потом он теряет знание и мудрость, которые дали ему просветление, и это тайна Каина, когда "упало его лицо" (Брейшит, 4:5). Написано, [что Бог спросил Каина: ] "Почему упало твое лицо?" (Брейшит, 4:6).

В поучении, которое начинается словами: "Раби Шимон сказал..." (Ликутей Моаран, 60), говорится о духовной скверне, которая возникает в результате жадности к еде. Это вызывает у человека "потерю лица", то есть истинного состояния сознания, и тогда он впадает в "сон". Если ты посмотришь там, ты поймешь, потому что там есть серьезное обсуждение идеи этих историй, и как они могут пробудить человека от его "сна".

В период этой спячки с человеком могут происходить самые разные неприятности. В этой истории намеком на это служат все солдаты, которые проходят мимо наместника, пока он спит.

А когда наместник проснулся, он понял, что спал и вернулся туда, где была Царская дочь. И она рассказала ему, как несчастны они оба из-за этого одного дня, когда он потерял все. Теперь она была снисходительнее в своих требованиях и сказала, что на этот раз он может держать не полный пост, но должен, по крайней мере воздержаться от вина, чтобы не заснуть.

Долгое время он прилагал усилия и служил Богу, чтобы освободить Царскую дочь, но снова в последний день он не выдержал испытания, хотя это было относительно легко. Он увидел источник с вином и сам себя одурачил, так что начало его к нему тянуть. Он сказал слуге: "Разве ты не видишь этот источник? Как это в нем может быть вино?" И он взял немного вина, и попробовал чуть-чуть, и тут же заснул. И спал долгое время.

И таков путь Недоброго и его искусителей. Когда решат они лишить разума достойного, который хочет избежать искушения, то вселяют в него глупость мало-помалу. Они заставят его интересоваться тем, что он хочет, и проявить к этому любопытство. А потом, когда желание овладеет уже его сознанием, Недобрый преодолевает его и заставляет совершить грех.

Тора показывает эту последовательность по отношению к Древу Познания. Сначала змей вовлекает женщину в беседу и говорит ей: "Разве не сказал тогда Бог [что нельзя есть ни от какого дерева в саду]" (Брейшит, 3:1). [Змей хотел, чтобы женщина начала думать об этом дереве и проявила к нему любопытство. И поэтому написано] "И увидела женщина, что хорошо дерево для еды и вожделенно для глаз" (Брейшит, 3:6). Смотри внимательно и поймешь.

Таков путь всех желаний и испытаний. Если у человека истинное сознание, и он поистине заинтересован в том, чтобы душа его избегла разрушения, он захочет выстоять в испытании. А чтобы добиться этого, он должен направить свой ум прямо прочь от объекта своего желания. Он совсем не должен ни бороться со своим желанием, ни говорить о нем, ни думать, ни любопытствовать. Пусть не даст он своим мыслям вводить себя в заблуждение.

Так и записано в "Алфавите"10: "Не вступай в спор с тем, кто хочет тебя искусить". (Посмотри то, что там написано.)

Итак, человек должен совершенно отстраниться от объекта своего желания. Ему следует открыть свое сознание Торе или даже обсуждать, как вести свои дела или что-то другое, только бы спастись от искушения. А когда такие идеи снова вернутся, он опять обязан преодолевать их и не думать об этом. И так снова и снова быть упорным, пока не победит в этой битве.

А наместник в нашей истории потерпел поражение и во второй раз, и снова заснул на долгое время. На этот раз он проспал семьдесят лет.

Идея семидесятилетнего сна обсуждается в поучении, которое начинается словами: "Раби Шимон сказал..." (Ликутей Моаран, 60). Некоторые до такой степени погружаются в сон [что не сознают обо ] всех "семидесяти ликах Торы", на которые намекают семьдесят лет. В таком случае можно пробудить их, только рассказывая истории о прежних временах... Посмотри внимательно, что там написано.

Когда Царская дочь, которая является Корнем души человека, приходит и видит, что человек спит уже много лет, она принимается его оплакивать. И он, и она тогда очень несчастны. И она рассказывает ему, что теперь она уже не там, где была прежде, а в другом месте, на Златой горе.

Параллель ясна. Неважно, что он делал, как глубоко пал за это время, все равно Божественное Присутствие снова и снова пытается его пробудить. И каждый раз она дает ему новый совет, как найти Ее и свой святой Корень, которых представляет Царская дочь.

Итак, наместник уже дважды потерпел поражение и погрузился в очень долгий сон. Столько терпел он и страдал, чтобы

найти Царскую дочь, и теперь, в последний день, все потерял. И хотя, как мы знаем, дважды повторялось одно и то же, он не потерял надежду. А пошел он искать и найти Златую гору и Замок.

После невероятных усилий и тягот блужданий в поисках горы и замка он пришел наконец к великану, который тащил огромное дерево... И великан ответил ему: "Точно, нет ни такой горы, ни замка". Великан пытается отговорить его от этой затеи и побудить вернуться домой.

Но наместник не поддается на уговоры, он упорствует и не теряет ни мужества, ни надежды. Он говорит: "Я уверен, что гора и замок существуют!" Наконец, уступая ему, великан созывает всех животных мира, но и они подтверждают, что гора и замок не существуют. И тогда великан говорит наместнику: "Ты же видишь собственными глазами, что они не существуют. Почему ты так упорно стремишься к тому, чего нет? Послушай моего совета, возвращайся обратно!"

Но наместник не обращает внимания на его слова и отвечает: "Я уверен, что они существуют!" И тогда великан говорит, что ему нужно пойти к его брату, у которого под началом все птицы. И снова наместник прикладывает потрясающие усилия, чтобы добраться до его брата, но и этот великан говорит ему, что гора и замок не существуют, и советует ему вернуться домой. Великан утверждает: "Я знаю, что гора и замок не существуют!"

Но наместник не принимает его уговоров и не теряет решимости. И тогда второй великан созывает всех птиц, и они подтверждают, что гора и замок не существуют. И говорит ему второй великан: "Ты же видишь своими глазами, что стремишься к несуществующему. Возвращайся!" Но наместник не обращает внимания и на слова второго великана, утверждая свою абсолютную веру в существование горы и замка.

И тогда второй великан советует ему пойти к их третьему брату, властелину ветров. И третий великан разочаровывает его, он собирает все ветра со всех концов света, и те подтверждают, что нигде нет ни горы такой, ни замка. И третий великан говорит ему: "Видишь! Ты должен понять, что все твои усилия были напрасны. Очевидно, что их не существует! Возвращайся домой!"

Но наместник понимает, что пришел уже к концу и некуда ему возвращаться. И все же внутри он силен своей верой, и уверен, что есть гора, и есть замок, и там Царская дочь. И от страдания великого и от горечи в сердце он начинает рыдать.

Тогда сжалился над ним Бог, появился последний ветер и сказал, что отнес он Царскую дочь в замок на горе. И дал ему [великан ] кошелек, откуда он мог брать любые деньги, сколько потребуется, чтобы не было отсутствие денег для него пре-

пятствием. И пошел туда наместник, и трудами такими добился того, что нашел Царскую дочь. Счастлив он.

Если посмотрит на это человек честно, то поймет, каким сильным должен быть человек в служении Богу, и упорным должен быть в служении Богу без границы и меры. И относится это ко всякому человеку согласно его уровню, независимо от того, высок он или низок, и что случается с ним.

И потом, по этой истории человек может понять, через какую борьбу и какие трудности пришлось пройти наместнику, и лишь дважды пал он в испытаниях, и заснул долгим сном. Но все же не потерял надежду, продолжал стремиться, не обращал внимания ни на какие препятствия и разочарования, которые стояли на пути обретения его цели.

Он не обращал внимания на попытки лишить его уверенности и убежденности и крепился, пока не переменили великаны свое мнение и не решили ему помочь. Они собирали к себе животных, птиц и ветры, а те только еще больше разубеждали его, говоря, что не могут найти нигде того, что он ищет. Но не обращал он внимания на их попытки лишить его мужества, и тогда каждый говорил ему о своем брате, пока не пришел он к повелителю ветров и смог тогда достичь своей цели.

Но и последний великан разубеждал его, однако остался он крепок в своем сознании, что бы ни происходило. И вдруг все перевернулось, все препятствия и трудности стали способами ему помочь. Все отрицательные влияния стали положительными влияниями и средствами к достижению его цели. А в конце появился последний ветер и сказал, что он и доставил Царскую дочь в этот замок на горе и отнес туда и наместника.

Взгляни, пойми и увидь. В каждой частности этой истории ты найдешь намеки и удивительное ободрение о том, насколько может усилить себя человек, чтобы определить, искать и найти путь к Богу во все времена. И это следует из стиха: "Ищи Его присутствие во все времена..." (Псалмы, 105:4).

Может быть, эта история и выше нашего понимания. Мы не имеем понятия, что такое Златая гора, что такое Жемчужный замок и многое еще в этой истории. Тем не менее все эти намеки складываются в определенную картину и могут быть поняты в рамках этой истории. Человек сам может истолковать это как он хочет и найти в этом великое ободрение. Мудрый услышит и продолжит это поучение.

И то же касается всех историй.

Идеи Золотой горы и Жемчужного замка — это намек на великие богатства, обретаемые путем святости и необходимые для истинного понимания... Это обсуждается в поучении "Раби Шимон сказал..." (глава 60 первой части Ликутей Моаран).

Вглядись в это внимательно и ты поймешь, ибо это урок и комментарий к этой истории, как мы поняли от самого раби.

Человек может перейти от одной идеи к другой и углубиться ъ историю "Об умном и простаке". До определенной степени очевиден главный урок этой истории, что следует жить в простоте и не вдаваться в умствования. Но если вглядится человек в эту историю, то увидит в каждом слове удивительные намеки,

Категория: Еврейский текст и закон | Добавил: Tania (2006-06-14)
Просмотров: 945