Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Пятница, 2018-11-16, 7:50 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский текст и закон

«По образу Бога создал человека»

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

3. «По образу Бога создал человека».
(сотворение несовершенного человека по образу Б-га)

Так сочинилась мной элегия
о том, как ехал на телеге я.
Александр Введенский.

СДЕЛКА

Как-то среди молитвы рабби Леви Ицхак произнес: «Владыка всего мира! Было время, когда Ты бродил повсюду со Своей Торой и стремился выгодно продать ее, подобно яблокам, чтобы они не испортились, но никто не захотел купить ее у Тебя. Никто даже не захотел взглянуть на Тебя! И тогда мы взяли Твою Тору! Поэтому я хочу предложить Тебе сделку. Мы богаты грехами и проступками, а Ты – полон милости и прощения. Так давай поменяемся! Но, возможно, Ты скажешь: "Менять можно только равное на равное”. Я же отвечу: "Если бы не было у нас грехов, что бы Ты делал со своей милостью? Так что Тебе для равной сделки еще следует давать нам жизнь, детей и пищу!”»

Мартин Бубер «Хасидские предания»

Тайны – зачем они нужны? Если вещь не спрятать, а раскрыть её суть, то эта раскрытая суть вещи, видимо, немедленно улетит к Создателю – в силу той самой тшуки, того самого желания, о котором пришет Ройтер – поэтому в этом и есть задача человека – прятать вещи, чтоб не улетели (вплоть до прихода Падающего?) Первый человек, например, вот тоже прячется... предварительно создав расстояниемежду собой и Творцом – тем, что не послушался...
А вот если бы послушался, где бы мы сейчас были?

לוּא הָיָה הָאָדָם חֲרוּזוֹ
......................................................................................................................................

ל ו א ה י ה ה א ד ם ח ר ו ז ו
התוצאה, מין הסתם, היתה כ ז ו :
איש
עם פרצוף של פיש
או - - - - - - - - קיש
ורץ חיש
לאיזה טיש
וחוטף מפטיש
אם הוא רגיש
ונגיש. .
ו ר ו כ ב על עכביש
- - - - - - - - בכביש . . .
. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .
. .

אוג. צד. רושם
אוג94רושם

Рифмовался бы с собой человек! –
Мог бы выйти любопытный итог:
Имярек
Бледный как снег
По национальности грек
Или ------ узбек
Жуёт чебурек
И вовек
Продолжает свой бег
По течению рек
....................
В сторону конца строк

Пересказ Миши-Элиши Вогмана

ספר בראשית פרק א
(כו) וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים נַעֲשֶׂה אָדָם בְּצַלְמֵנוּ כִּדְמוּתֵנוּ (...)
Берешит 1: 26
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...

ספר בראשית פרק ה
(א) זֶה סֵפֶר תּוֹלְדֹת אָדָם בְּיוֹם בְּרֹא אֱלֹהִים אָדָם בִּדְמוּת אֱלֹהִים עָשָׂה אֹתוֹ:
Бытие 5:1
Вот книга порождений человека. В день сотворения Богом человека, по подобию Бога сделал его.

Рабби Хаим Воложинер, Nefesh Ha-Hayim (в сокращении)

ספר תהילים פרק קב
(ז) דָּמִיתִי לִקְאַת מִדְבָּר הָיִיתִי כְּכוֹס חֳרָבוֹת: (ח)שָׁקַדְתִּי וָאֶהְיֶה כְּצִפּוֹר בּוֹדֵד עַל גָּג: '... Я уподобился пустынному пеликану, я стал как филин, живущий в развалинах. Я бодрствую, и стал как одинокая птица на крыше...' Псалом 102, 7-8

...Также написано: "по образу Бога создал человека" (Берешит 5:1).

(...)Слова "образ" и "подобие" в этом месте нельзя понимать буквально, ведь у пророка Ишайи написано: "...и какое подобие вы сможете найти для Него..." (Ис. 40.18). Они здесь обозначают подобие в некотором отдельном качестве. Пример такого значения можно видеть в псалме Давида: "я уподобился ('damiti') пеликану пустыни" (Пс. 102:6) – у него же не выросли крылья и клюв. Он стал подобен пустынному пеликану только образом своих действий, - тем, что стал скитальцем и бродягой, как эта птица, находящаяся в уединении и перелетающая с места на место.

(...)Качества человека и Святого, благословен Он, различны: человек берёт уже созданное дерево, и упорядочивает его своими силами – но когда он отстраняется от своей постройки, она держится; зато Он, благословенно Его Имя, своей бесконечной энергией создал все миры из ничего, "есть" из "нет", - и с тех пор их существование зависит от того, что Он по своему желанию в каждый момент изливает на них новый поток энергии. И если Он отстранится от создания хоть на секунду, тотчас все миры обратятся в ничто!

(...)И по этому-то подобию сотворил Он человека - дал ему во владение бесчисленное количество энергий и миров, и передал их в его руки, чтобы человек повелевал и управлял ими посредством движения своих действий, слов и мыслей, и всего порядка своих действий, будь они к добру или наоборот.
(...) Посредством своих дел и их распорядка человек в каждую секунду воздействует на тысячи высших миров...

Мидраш Вайикра Рабба, 24
Сказал рав Шмуэль бар Нахман. В час, когда сотворил Пресвятой, благословен Он, человека, андрогинусом сотворил его, как написано «мужчиной и женщиной сотворил их».
Сказал рав Леси. В час, когда был сотворён, с двумя ликами сотворён был, и разделил Всевышний его, и сделал две спины – спину мужчине и спину женщине, как сказано «И обустроил Господь часть, взятую от Адама».
Сказали рав Берахия и рав Халбо и рав Шмуэль бар Нахман. В час сотворения Всевышним был Адам от края мира и до края мира, и наполнял собой весь мир.

Мидраш ха-гадоль, 34
Сотворил Святой, благословен Он, человека прежде всех творений, и был он от конца мира и до края. Но чтобы не давать повода говорящим, что был у Него соучастник в деле творения, спрятал человека до дня шестого. В шестой день спросили у него ангелы-служители: «Где же человек, которого Ты задумал в начале всего?» Ответил: «Сделаем человека по образу нашему и как подобие наше» - зашвырнул в человека душу – и тот уменьшился до трёхсот локтей.

Человек устроен из трех частей.

Человек устроен из трех частей,
из трех частей,
из трех частей.
Хеу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Из трех частей человек!
Борода и глаз, и пятнадцать рук,
и пятнадцать рук,
и пятнадцать рук.
Хеу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Пятнадцать рук и ребро.
А, впрочем, не рук пятнадцать штук,
пятнадцать штук,
пятнадцать штук.
Хеу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Пятнадцать штук, да не рук.

Даниил Хармс.

ВЕЧНЫЕ НАЧАЛА

Некий ученик спросил Бердичевского рабби: «Талмуд учит, что "совершенные праведники не могут достичь того места, которое достигают вновь обратившиеся к Богу”. Неужели, согласно этим словам, совершенный в праведности от юности своей следует за тем, кто много раз отступал от Бога, и не может достичь его степени?»
Цадик ответил: «Тот, кто каждый день видит новый свет, свет, не виденный им вчера, если он стремится к истинному служению, должен признать несовершенным свое вчерашнее служение, искупить его и начать все заново. А совершенный, уверенный в том, что он всегда совершает правильное служение, и ни на шаг не отступающий от своего мнения, не воспринимает света; поэтому он следует за тем, кто постоянно как бы заново обращается к Богу».

Мартин Бубер «Хасидские предания».

Мидраш Берешит Рабба на Быт. 5:1

«По подобию Бога сделал его». Не читай «сделал» - а читай «сделай», «в день сотворения Богом человека, подобием Бога сделай его!»

Мидраш (кажется, "Беэр Моше", Берешит, 6-7 -????):

«Всякий выполняющий Тору и истинно соблюдающий её – как будто бы сам установил её и даровал её на горе Синай.
И ещё сказал рабби Йегуда, что относится к нему написанное, как будто бы сделал он сам себя».

Вавилонский Талмуд, трактат Эрувин 13б

Учили наши наставники.
Два с половиной года спорил дом Шаммая с домом Гиллеля. Одни говорят: Для человека лучше, если бы он не был создан, чем быть созданным.
А другие говорят:
- Для человека лучше, что он создан, чем если бы он не был создан.
Посчитали голоса мудрецов и решили:
- Для человека лучше, если бы он не был создан, но раз уж создан – пусть оценит свои поступки.
А некоторые говорят:
- Пусть думает, как поступить.
(«Антология Аггады», т.1)

Комментарий Магараля на Эрувин, 13б.

«Лучше, если бы не был создан»… Плохо злодею, что он сотворён – но блажен праведник, сам себя сотворивший!

«Диврей Моше» по книге «Язык хасидизма»:

Человек приходит в этот мир именно для того, чтобы очистить искры Святости, предназначенные его душе. Но бывает так, что искры, которые суждены ему, пребывают не там, где живет этот человек. И тогда Святой, да будет Он благословен, в милосердии Своем отправляет его в путь к тому месту, чтобы добравшись туда, освободил он свои искры из-под власти скорлуп. В этом-то и состоит миссия человека.
(из БМ-Мельтон-2005, подборка Наташи Заболотной)

Из переписки с Элишой.

Про то, что человек, найдя искру, должен её спрятать (чтоб не улетела)

Ю: - вроде как хасиды наоборот свобождают искры, а мы что, их прячем? Или находим и приоткрываем, и закрываем снова, чтобы в нужный момент открыть? когда придет Падающий?

Элиша: - я думаю, что мы как раз тоже освобождаем искры. Искры не освобождаются объяснением, искры не освобождаются их раскрытием - от раскрытия искры, разумеется, гаснут. Искры освобождаются песнями и прочими мистическими действиями. Объясняя, мы пытаемся забрать их самим себе, подчинить их своему уму. То есть, искру надо ещё не загасить, пока высвобождаешь, на этом, видимо, как раз обломался Адам...

Про передачу царства сыну
(начало «Сказки о семи нищих» рабби Нахмана из Браслава)

Я расскажу вам, как бывало веселились. Сказка: Жил-был царь, и был у него единственный сын, и решил царь передать царство сыну своему при жизни, и сделал большой пир, что называется «бал». И само собой, как делает царь бал – очень большое веселье, а уж тем паче, раз передаёт царство сыну своему при жизни – само собой, было очень большое веселье. И были там все царские министры, все герцога и князья, и веселились на том пиру. И в стране тоже наслаждались, что передаёт царство сыну своему при жизни, так как это - большая честь для царя. И было там очень большое веселье, и были там все виды веселья, «капельянсы» и «комедьянсы», и, стало быть, все виды веселья – всё было там на пиру.
И когда сделались очень веселы, встал царь и сказал сыну своему: Поскольку я звездочёт, вижу, что предстоит тебе сойти с престола. Потому смотри, чтобы не было у тебя уныния, когда потеряешь царство, а только веселись. И если ты будешь весел, то и я буду весел. Но также, если станешь унывать, - всё равно буду весел, весело мне будет, что ты больше не царь. Так как не годишься ты в цари, ежели не можешь сохранить веселье, теряя престол. Однако, если будешь ты весел, так и я буду весел оченно больше.

В ИЗГНАНИИ

Говорил магид из Межерича: «Теперь, в изгнании, дух святости нисходит на нас гораздо легче, чем во времена, когда стоял Храм.
Одного царя изгнали из его страны, и он был вынужден скитаться. Странствуя, он зашел в дом бедняков, где нашел скромную пищу и кров, но был принят по-царски. Поэтому сердце царя просияло и он сошелся с хозяином дома так тесно, как сходился при дворе лишь с самыми близкими к нему людьми.
Теперь, в изгнании, так же поступает и Бог».

Мартин Бубер «Хасидские предания».
...........................................
Мы так хотим, чтобы страх исчез
Друг друга зовём из тьмы
и каждое слово-как будто лес,
в котором блуждаем мы.
Вольны мы, но ветра любой порыв
нас теснит и влечёт,
и путь наш неровен и боязлив,
как зелени ранний всход.
Рильке
......................................

Рабби Симха-Буним их Пшисхи:
«Иногда мне кажется, что каждый человек – это одинокое дерево среди пустыни, и у Бога нет больше никого в целом мире, так же как у человека нет во всём мире никого, кроме Бога.»
Эли Визель, «Рассыпанные искры»

Рабби Симха-Буним их Пшисхи:
Желая наказать сына, царь ссылает того в дальние края. Царевич, изнемогая от голода и холода, ждёт указа о возвращении. Проходят годы, он теряет последние силы. Но вот в один прекрасный день государь отправляет к сыну гонца, готового исполнить любое желание царевича. Посланник ждёт указаний, а царевич... царевич просит у него всего кусок хлеба и теплую одежду. Он забыл, что он царевич и может вернуться в отцовский дворец.
Эли Визель, «Рассыпанные искры»

О. Мандельштам
Я должен жить хотя я дважды умер,
А город от воды ополоумел:
Как он хорош, как весел, как скуласт,
Как на лемех приятен жирный пласт,
Как степь лежит в апрельском повороте,
А небо, небо - твой Буонарроти...

Апрель 1935.

Давид

122 псалом.
Радовался я, когда говорили мне: «Пойдем в дом Господа».

ספר תהילים פרק קכב
(א) שִׁיר הַמַּעֲלוֹת לְדָוִד שָׂמַחְתִּי בְּאֹמְרִים לִי בֵּית יְהֹוָה נֵלֵךְ:

Вавилонский Талмуд, Макот 10а:
Сказал Раби Йегошуа сын Леви: Сказал Давид перед Господом: Владыка Вселенной, слышал я, как люди говорят: «Когда умрёт этот старик, и придет его сын Шломо, и построим Храм, и войдем в него», - и я обрадовался. Сказал ему Господь: Мне дороже один день твоих занятий Торой, чем тысяча всесожжений, которые в будущем твой сын Шломо возложит передо мной на жертвенник.

תלמוד בבלי מסכת מכות דף י/א
וא"ר יהושע בן לוי מאי דכתיב שיר המעלות לדוד שמחתי באומרים לי בית ה' נלך אמר דוד לפני הקדוש ברוך הוא רבש"ע שמעתי בני אדם שהיו אומרים מתי ימות זקן זה ויבא שלמה בנו ויבנה בית הבחירה ונעלה לרגל ושמחתי אמר לו הקב"ה כי טוב יום בחצריך מאלף טוב לי יום אחד שאתה עוסק בתורה לפני מאלף עולות שעתיד שלמה בנך להקריב לפני על גבי המזבח:

Шломо.
ספר קהלת פרק א
(יב) אֲנִי קֹהֶלֶת הָיִיתִי מֶלֶךְ עַל יִשְׂרָאֵל בִּירוּשָׁלִָם:

Коэлет, 1:12
Я, Коэлет, был царем над Исраэлем в Иерушалаиме.

רש"י קהלת פרק א פסוק יב
(יב) אני קהלת הייתי מלך - על כל העולם ולבסוף על ישראל ולבסוף על ירושלם לבדה ולבסוף על מקלי שהרי נאמר הייתי מלך בירושלם אבל עכשיו אינו מלך:
Раши: я, Коэлет, был царем...
Был царем над всем миром, затем над одним Исраэлем, затем над одним лишь Иерушалаимом, и, наконец, только над собственным посохом, ибо сказано: "был царем... в Иерушалаиме", однако теперь я не царь.

Шломо и Ашмедай.
Когда Шломо строил Храм, то строил его из цельных камней (Шемуэль А, 6:7). Спросил мудрецов: как сделаю? Сказали: есть Шамир, которым Моше резал камни эфода. Сказал им: Как найти его? Сказали: мы не знаем, но Ашмидай, царь демонов, может быть, знает. Сказал им: где он? Сказали: он на вершине некой горы, наполняет яму водой, накрывает скалой и запечатывает печатью.
Возвращается (Ашмидай) из небесной академии, проверяет печать, открывает, пьёт и закрывает. Послал Шломо Бенаяу бен-Иегояда, главу Санхедрина, дал ему кольцо, на котором выбито Имя, и цепь, на которой выбито Имя, и мехи с вином. Пошёл, выкопал яму над ямой Ашмедая, и наполнил вином, выкопал яму внизу и вода пролилась. Закрыл ямы шерстью и сел на дерево.
Пришёл Ашмидай, проверил печать, открыл и нашёл вино. Сказал: написано "Вино глумливо, сикера буйна, и всякий увлекающийся ими неразумен" (Притч., 20:1). Не пил, но томимый жаждой сказал: написано же "Вино, веселящее сердце человека!" (Тегилим, 104:15), выпил, и опьянел, и заснул. Пришёл Бенаяу и набросил на него цепь. Проснулся, и стал вырываться. Сказал ему Бенаяу: Имя Господина твоего на тебе, - и взял его.
...Предстал Ашмидай перед царём. Отмерил четыре локтя, бросил перед ним и сказал: Когда умрёт человек, не будет у него ничего, а только четыре локтя (земли). Ты захватил весь мир и не удовлетворился, пока не захватил меня.
Сказал ему Шеломо: Написано "быстрота единорога у него" (Бемидбар 24:8) и говорят, будто быстрота - это ангелы, единорог - это демоны. Чем же они превосходят нас? Сказал Ашмедай: сними с меня цепь и отдай твоё кольцо. Снял Шеломо цепь, и дал ему кольцо. Проглотил кольцо Ашмедай и забросил Шеломо на четыремта фарсангов, и занял его место.
Шеломо скитался и говорил: "Я, Когэлет, был царём над Израилем!" И люди смеялись над ним.
(Мидраш Тегилим)

Про плач и смех.

О.М.

* * *
Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем!
Я нынче славным бесом обуян,
Как будто в корень голову шампунем
Мне вымыл парикмахер Франсуа.

Держу пари, что я еще не умер,
И, как жокей, ручаюсь головой,
Что я еще могу набедокурить
На рысистой дорожке беговой.

Держу в уме, что нынче тридцать первый
Прекрасный год в черемухах цветет,
Что возмужали дождевые черви
И вся Москва на яликах плывет.

Не волноваться. Нетерпенье - роскошь,
Я постепенно скорость разовью -
Холодным шагом выйдем на дорожку -
Я сохранил дистанцию мою.

7 июня 1931

Таанит, 22а

Раби Брока Хазаа наведывался на рынок Белапата, где ему часто являлся пророк Элияу. Однажды он спросил его: «Есть ли кто-нибудь на рынке, достойный доли в мире грядущем?» Он (Элияу) ответил: «Нет». Во время их разговора мимо них прошли два человека, и он сказал: «Эти двое достойны своей доли в мире грядущем». Раби Брока подошёл к ним и спросил, чем они занимаются. Ответили: «Мы – бадхены. Если мы видим людей в печали, мы веселим их, если мы видим, что двое ссорятся, мы стараемся примирить их».

Про разбитое сердце, грусть и веселье.
ספר שיחות מוהר"ן אות - מא
לב נשבר ועצבות אינו ענין אחד כלל. כי לב נשבר הוא בלב, אבל עצבות הוא בא מן הטחול (פ). ועצבות שהוא מהטחול היא סטרא אחרא והקדוש ברוך הוא שונא אותה. אבל לב נשבר היא חביב לפני השם יתברך, כי לב נשבר יקר מאד מאד בעיניו יתברך (פא). והיה טוב שיהיה לו לב נשבר כל היום, אך אנשים כערככם יכולין לבוא מלב נשבר לעצבות. על כן צריכין ליחד איזה שעה ביום שיהיה לו לב נשבר דהינו להתבודד ולשבר לבו לפניו יתברך כמבאר במקום אחר (פב) אבל שאר כל היום כולו יהיה רק בשמחה (פג). ועל זה הזהיר אותנו כמה פעמים. להתאמץ ולהתגבר שלא יהיה לנו לב נשבר רק איזה שעה ביום, ועצבות כלל לא. ושאר כל היום יהיה בשמחה:

ספר שיחות מוהר"ן אות - כ
כשהאדם כל היום בשמחה אזי בנקל לו ליחד לו שעה ביום לשבר את לבו ולהשיח את אשר עם לבבו לפני השם יתברך כמבאר אצלנו כמה פעמים, אבל כשיש לו עצבות חס ושלום קשה לו להתבודד ולפרש שיחתו. ועין במקום אחר (לקמן ע"ד) כמה האדם צריך להתחזק להיות שמח תמיד וביותר בשעת התפלה, ושצריכין להכריח עצמו בכל כחותיו לזכות לשמחה. ואמר כי לזכות לשמחה זה קשה וכבד להאדם לזכות לזה יותר משאר כל העבודות. ענה ואמר: כפי הנראה שאי אפשר לבוא לשמחה כי אם על ידי עניני שטות, לעשות עצמו כשוטה ולעשות עניני צחוק ושטות וכו' כמבאר במקום אחר (לח) ורק על ידי זה באין לשמחה. כשהאדם זוכה לשמחה אזי השם יתברך בעצמו שומר אותו ומציל אותו מפגם הברית (לט):

Про плач и смех из одного корня (рабби Нахман из Браслава)
Рассказал он во дни месяца элул, что приснился ему сон. Во сне хотелось ему проникнуть в дом, чтобы послушать звуки шофара. Проходя мимо дома, он услышал, что там поют, прихлопывают в ладоши и пляшут изо всех сил – раздольное веселье, когда люди скачут и несутся в хороводах и смеются, переполненные радостью. И он сказал себе: "Хорошо бы заглянуть сюда, послушать звуки шофара"...
И откликнулся один (из присутствующих) и заметил, что и в книге (раби Нахмана) содержится намек, указывающий на то, что заповеданное нам трубление в шофар – это как бы рукоплескание и танец.
И наш учитель кивнул утвердительно и сказал: "Уже впоследствии открыл Г-сподь моему сердцу тот намек, что содержите в стихе псалма: шофар – источник радости и веселья. Это стих: "Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш весельем". Слово шофар – аббревиатура, составленная из первых букв четырех слов этого стиха: "... схок пину у-лешонэйну рина" ("уста наши пением и язык наш – весельем"). И поэтому после стиха: "Счастлив народ, которому ведомо трубление..." – следуют слова: "Имени Твоему будут радоваться весь день".
Вникни также и в другое место поучения, где сказано: "По сути плач должен корениться в смехе, потому что слово бэхия ("плач") является аббревиатурой слов "бэ-шимха йегилун коль ха-йом" ("Имени Твоему будут радоваться весь день").

БЕЗ РАДОСТИ

Говорил рабби Шломо из Карлина: «Когда тот, кто исполнял все заповеди Торы, но не чувствовал при этом священной радости, приходит в иной мир, то перед ним открываются врата рая, но так как он в этом мире не испытал истинной радости, то и в раю не чувствует ее. Если он глуп, то ворчит и ругается: "И чего так хвалят этот рай?” – и тотчас низвергается оттуда. Но если он умен, то сам оставляет рай и идет к цадику, и тот учит этого беднягу чувствовать истинную радость».
Мартин Бубер «Хасидские предания»

История про Дворец и про то, как в Хельм вернулся Царь.

Были времена, когда люди ещё помнили, что город Хельм когда-то назывался Мълех и правил им царь Млех XV. Но царь спустился в обыкновенный мир путешествовать и куда-то пропал, царский дворец быстро пришёл в запустение и зарос травой и цветами, а Мълех стал Хельмом. Так вот тогда уже люди в память об ушедшем царе и в надежде вновь дождаться его придумали таскать за собой повсюду телегу с небольшой моделью дворца на ней. Хельм с утра до вечера наполнялся грохотом тележек с дворцами и звоном колокольчиков, которыми некоторые жители украшали свои дворцы.
Однако Хельм есть Хельм, и нашлись такие, что стали придумывать дворцы без колёсиков, особенно те, кому нужно было быстро передвигаться по городу. Появились дворцы-заплечные-мешки, дворцы-шляпы, и даже одежда в виде дворца. Её изобрёл один человек, который придумал сам передвигаться по городу на колёсиках, прикрученных к башмакам. Он всё время совершенствовал и колёсики, и одежду-дворец, пока люди не стали думать, что по городу сам собой катится царский дворец. Они кричали ему: «Привет, Дворец! Дворец едет! Смотрите, Дворец вернулся!» - и показывали на него своим детям. Изобретатель так привык к своему облику, что почувствовал себя настоящим Дворцом. И, здороваясь, так и говорил: «Здравствуйте! Я – Дворец». А поскольку хельмучи ежегодно праздновали День Дворца и устраивали грандиозное гуляние у его руин, то сочли весьма подходящим нанять Человека-Дворца весь день стоять дворцом на руинах. Вошло даже в обычай подходить к нему с вопросом: «Не вернулся ли царь?» - на что он должен был коротко ответить: «Ещё нет». Так и спрашивали друг у друга: «Ты уже был у Дворца? Ты уже ходил ко Дворцу?»
Мало- помалу традиция ходить ко дворцу вышла за стены Хельма, и даже появились паломники, желавшие попасть в Хельм и спросить у Дворца о царе. От них-то, наверное, и прослышал настоящий царь, что в Хельме отстроен для него новый дворец и что его там ждут.
Вернулся он в Хельм как раз в тот самый праздник и пришёл ко дворцу, где, конечно же, никакого дворца не увидел, а только человека в шутовской одежде, окружённого толпой людей.
Царь пробился к нему и спросил: «Кто ты?»
«Я – Дворец, - удивился Человек- Дворец, - а ты кто?»
«Я – Царь», - ответил царь, и все вокруг засмеялись. И так понравилась эта шутка жителям Хельма, что они уговорили того, кто назвался царём, приходить раз в год ко Дворцу и объявлять, что он и есть Царь…
Говорят, что в Хельме эта традиция сохраняется и сейчас.

Лёня Грольман «Хельм»

Категория: Еврейский текст и закон | Добавил: Tania (2006-06-06) | Автор: yu
Просмотров: 807