Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2018-12-13, 10:40 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский текст и закон

Сотворение пустого пространства.

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

Бейт-мидраш "Сотворение пустого пространства"

- ну ничего себе! - сказал я.
- надо же как! - сказала Л.
- чуднЫ дела твои, Господи! - сказало третье лицо.

(Из переписки с Элишой)

1. Сотворение пустого пространства.
(Создание дырки и места для человека)

1.1. "Как будто бы нет..."

Рабби Нахман из Брацлава, "Ликутей Могаран", 64:1

Ибо Г-дь Благословенный ради Милости Своей מֵחֲמַת רַחֲמָנוּתו)ֹ) создал мир: хотел Он открыть Свою Милость, а не будь мира - кому бы Он её показал? Оттого-то сотворил всё-всё (от светящейся первоточки до кончика запятой на дне материального мира), чтобы проявить Свою милость. А когда захотел Г-дь Благословенный сотворить мир, не было места для творения, поскольку всё было Им самим без конца и без края – вот и сжал Он Свой свет в разные стороны, и посредством этого сжатия в середине образовалось пустое пространство. А в этом пустом пространстве и сделалось творение мира.
А пустое это пространство, нельзя его ни постичь, ни понять, ведь можно сказать о нём две вещи: есть оно - и нет его. Ведь пустое это пространство, оно от сжатия, которым Г-дь Благословенный как будто бы выжал оттуда всю б-жественность, и как будто бы нет там б-жественности, ведь оно пустое – а иначе было бы всё без конца и без края и не было бы вовсе места для создания мира. Но если честно, так конечно есть там б-жественность, поскольку никак не может какая-то вещь быть лишена Его жизненной силы. Так что никак нельзя всего этого понять, вплоть до будущего века.

ליקוטי מוהר"ן קמא סד
א. כִּי הַשֵּׁם יִתְבָּרַךְ מֵחֲמַת רַחֲמָנוּתוֹ בָּרָא אֶת הָעוֹלָם, כִּי רָצָה לְגַלּוֹת רַחֲמָנוּתוֹ, וְאִם לא הָיָה בְּרִיאַת הָעוֹלָם עַל מִי הָיָה מַרְאֶה רַחֲמָנוּתוֹ וְעַל כֵּן בָּרָא אֶת כָּל הַבְּרִיאָה מִתְּחִלַּת הָאֲצִילוּת, עַד סוֹף נְקֻדַּת הַמֶּרְכָּז שֶׁל עוֹלָם הַגַּשְׁמִי, כְּדֵי לְהַרְאוֹת רַחֲמָנוּתוֹ וְכַאֲשֶׁר רָצָה הַשֵּׁם יִתְבָּרַךְ לִבְרא אֶת הָעוֹלָם, לא הָיָה מָקוֹם לְבָרְאוֹ מֵחֲמַת שֶׁהָיָה הַכּל אֵין סוֹף עַל- כֵּן צִמְצֵם אֶת הָאוֹר לִצְדָדִין, וְעַל יְדֵי הַצִּמְצוּם הַזֶּה נַעֲשָׂה חָלָל הַפָּנוּי וּבְתוֹךְ הֶחָלָל הַפָּנוּי הַזֶּה, נִתְהַוּוּ כָּל הַיָּמִים וְהַמִּדּוֹת, שֶׁהֵם בְּרִיאַת הָעוֹלָם (כְּמוֹ שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ-חַיִּים בִּתְחִלָּתוֹ)וְזֶה הֶחָלָל הַפָּנוּי, הָיָה מֻכְרָח לִבְרִיאַת הָעוֹלָם כִּי בִּלְתִּי הֶחָלָל הַפָּנוּי, לא הָיָה שׁוּם מָקוֹם לִבְרִיאַת הָעוֹלָם כַּנַּ"ל וְזֶה הַצִּמְצוּם שֶׁל הֶחָלָל הַפָּנוּי, אִי אֶפְשָׁר לְהָבִין וּלְהַשִּׂיג, כִּי אִם לֶעָתִיד לָבוֹא כִּי צָרִיךְ לוֹמַר בּוֹ שְׁנֵי הֲפָכִים, יֵשׁ וָאַיִן כִּי הֶחָלָל הַפָּנוּי הוּא עַל-יְדֵי הַצִּמְצוּם, שֶׁכִּבְיָכוֹל צִמְצֵם אֱלקוּתוֹ מִשָּׁם, וְאֵין שָׁם אֱלקוּת כִּבְיָכוֹל, כִּי אִם לא כֵן אֵינוֹ פָּנוּי, וְהַכּל אֵין סוֹף, וְאֵין מָקוֹם לִבְרִיאַת הָעוֹלָם כְּלָל אֲבָל בֶּאֱמֶת לַאֲמִתּוֹ, בְּוַדַּאי אַף-עַל-פִּי- כֵן יֵשׁ שָׁם גַּם כֵּן אֱלקוּת, כִּי בְּוַדַּאי אֵין שׁוּם דָּבָר בִּלְעֲדֵי חִיּוּתוֹ וְעַל-כֵּן אִי אֶפְשָׁר לְהַשִּׂיג כְּלָל בְּחִינַת חָלָל הַפָּנוּי, עַד לֶעָתִיד לָבוֹא:

1.2. Пустое пространство и расстояние между буквами

СКРЫТОЕ УЧЕНИЕ

Говорил рабби Леви Ицхак: «Сказано у Йишайи: "Ибо учение изойдет от меня”. Как это следует понимать? Ибо мы верим, что Тора, полученная Моисеем на Горе Синай, не может быть изменена и что взамен ее не может быть дано ничего другого. Тора незаменима, и нам запрещено спрашивать о целесообразности хотя бы одной из ее букв. Но реально символами учения в Торе являются не только буквы, но и пустые места между ними, только мы не способны их прочесть. Но наступит время, и Бог откроет нам смысл пустых мест между буквами Торы».
Мартин Бубер «Хасидские предания»
Попытки заглянуть в тайное:

...Учили мудрецы, что когда возвысился Святой, да будет Он благословен, в Своем желании творить, вымерил Он в Себе место, чтобы поместить туда миры, и сжал сияние света Своего, раздвинув его в стороны. И разверзлось пустое пространство, равно отстоящее от первоначальной точки, от которой отринул Он Себя к Себе. А точка эта озарилась вспышкой его Божественной созидательной воли. И когда сокращал Он Свой свет, отрывая его силой решения Своего, оставались от него следы – росчерки памяти о первоначальном сиянии Божественной полноты. Подобно тому, как некий человек пытается сдвинуть с места тяжелый груз и делает это рывками, так и пространство для будущих миров освобождалось силой и порывами. А следы, оставшиеся от этих рывков, напоминали точки, в тайне которых были сокрыты искры сияния. И когда ушел свет за пределы Бесконечности, точки эти стали сближаться между собой, как бы играя друг с другом, блестя и переливаясь россыпью своих искр. Так они обменивались воспоминаниями и познавали друг друга, пока не выстроились в форму буквы. Этой буквой была Алеф, которая сверкая и искрясь, таила в себе очертания и смыслы всех букв еврейского алфавита. Так из Алеф постепенно открылась Бет, а из Бет – Гимел, словно ветви прорастающие из единого корня. И воссияли буквы, и сложились в слова, а Всевышний играл и наслаждался ими, соединяя их друг с другом в разных сочетаниях. Пустое пространство, словно одеянием, было объято покровом светящихся букв, а Всевышний, открывая новый замысел, складывал и разворачивал его, всякий раз создавая новый текст из сияющих начертаний. Это была Божественная игра, в которой впервые появились правила, заложившие границы творения…
(Традиция комментарий учения р. Ицхака Лурии в русле школы
р. Исраэля Саруга – в изложении Наташи Заболотной).


ספר שקל הקדש - לרבי משה די ליאון ז"ל

...הוא יתברך המציא סוד מציאותו, והמציא זוהר אספקלריא שתמשיך מאורו ואעפ"כ לא היו יכולין כל העולמות לסבלו עד שברא אור לאורו וברא עולמות והאור ההוא נקרא לבוש, מלמד שהלביש אור באור ונכלל זה בזה ומתוך האספקלריא העליונה נמשכו שאר כל המאורות האחרות.

Р. Моше де Леон, "Шекель га-Кодеш" ("Святой сикль")

Господь, да благословится имя Его, сотворил тайну бытия Своего, а также сияющее зеркало, чтобы светило оно от Его света. Однако не все миры смогли вынести этот свет, и тогда создал Он еще свет для света и миры его, и зовется этот свет "облачением". Из этого мы учим, что одел Господь свет в свет, включив один в другой, а всем прочим светилам в мире заповедал притягивать сияние от Своего высшего зерцала.

בית עולמים - דף קלב ע"א - ד"ה וע"ד

...וכמ"ש שיתף הקב"ה מדה"ר למדה"ד והכל מושרש למעלה בסוד הצמצום של א"ס והוא סוד עולם המלבוש שכ' האריז"ל שנעשה ע"י ניתוקי האורות שכל ניתוק הוא סוד צמצום וסילוק אור שלימותו הבלתי בעל תכלית ונשאר האור מועט שיוכלו העולמות להתנהג ע"י ויוכל הסיבה ראשונה להיות מושג ע"י פעולותיו להקרא רחום וחנון וז"ס אותיות של התורה שהאותיות הם מקום ניתוקי האורות שנשאר מעט כמבואר והוא שחרות האותיות וכל אות הוא נמדד ומשוער ע"י קוים ונקודות משא"כ שלימותו הבלתי בע"ת הוא סוד הקלף הסובב את האותיות והוא בין כל אות ואות ותוך כל אות ולית אתר פנוי מיני' וכמ"ש בתיקוני' .

Р. Давид Оппенгейм Бен Авраам, Бейт Оламим ("Обитель миров"), 132а

Сказано, что добавил Святой, да будет Он благословен, меру милосердия к мере суда, однако при этом все в мире происходит от высших корней в тайне сокращения Бесконечного (Эйн-соф). Это – мир облачения, созданный, когда отрывались света, о тайне которого писал Ари, да будет благословенна его память. Каждый такой отрыв происходил в тайне сокращения (цимцума) и вознесения света Его безграничной полноты. И осталось немного света – так, чтобы миры смогли существовать за счет его сияния, и так, чтобы Первопричина миров была постигнута деяниями их обитателей и звалась ими "милостивой и милосердной". А в том, что осталось – тайна букв Торы, ибо буквы появились как раз в тех метах, где свет, уходя, отрывался, и оставалась его малая часть. Поэтому буквы - черные, а каждая из них измерена и взвешена чертами и точками-огласовками. Из того, что мы сказали здесь, следует, что Его безграничная полнота - это тайна пергамента, окружающего буквы, а также промежутки между букв, и места внутри букв, как написано в "Тикуней Зогар": "Нет места, свободного от Него" (122б).

(оба перевода – Наташи Заболотной)

1.3. Про то, как сбросил истину на землю.

Из БМ – Фру (Бейт-мидраш на Фрунзенской набережной в Москве):

– ЭТО – ПОПЫТКА ВЫБОРКИ ТЕКСТА МИДРАША ПРЯМО ИЗ МАГАРАЛЯ С ВЫРЕЗАНИЕМ СЛОВ МАГАРАЛЯ, ПО ИСТОЧНИКАМ НЕ ПРОВЕРЕННАЯ (Элиша):

Написано: «И сбросил истину на Землю» (Дан., 8:12), - и написано также «Истина из земли прорастёт» (Пс. 84:12).
Сказало Милосердие:
- Пускай будет человек сотворён, потому что весь он исполнен милосердия!
Сказала Истина:
- Пускай не будет человек сотворён, потому что весь он исполнен врак (лжи).
Праведность сказала:
- Пускай будет человек сотворён, потому что весь он исполнен праведностей (благодеяний).
А Мир (shalom) говорил:
- «Пускай не будет человек сотворён, ибо нет в его теле совершенной полноты (shelimut) – и потому сказал Мир, что исполнен человек драк.

Что же сделал Святой, благословен Он? Сбросил Истину на Землю!
(То есть, пала истина в этом мире(
Сказали тогда ангелы служения Пресвятому, благословен Он: Владыка мира! Зачем же Ты унижаешь истину, величайшее украшение во Вселенной?! Ответил Он: Пусть поднимется (в будущем) истина с земли, как написано «Истина из земли прорастёт»!

Магараль из Праги об истине, сброшенной на землю.

И затруднительно понять, о чём написано «И сбросил истину на Землю» (Дан., 8:12), который связывают с Изгнанием Израиля, - а также «Истина из земли прорастёт» (Пс. 84:12), но ясное толкование этого вопроса давали мудрецы, потому что эти слова – слова великие.
Ведь есть две причины, по которым не должен был человек быть сотворён. Первая – что нет у человека полноты разума, а вторая – что и в других, не связанных с разумом областях, нет в человеке полноты. По этому поводу рассказывается:
Сказало Милосердие: Пускай будет человек сотворён, потому что весь он исполнен милосердия!
Мы уже сказали выше, что «милосердие» свойственно человеку, э то человеческое качество – то, что не установлено по Суду; таков и человек, который делает то, что не должен, и потому приговор выносится Богом, а не человеком, готовым к тому, что дела его не соответствуют должному. Вот поэтому и сказало Милосердие «пусть будет сотворён», что милосердие – это свойство человека.
Сказала Истина: Пускай не будет человек сотворён, потому что весь он исполнен врак (лжи).
Потому что человек не разумен. Ну а свободен от лжи только тот, кто разумен, , так как именно разумом постигает, что - так, а что – эдак, но человек неразумен, и потому исполнен лжи.
Праведность сказала: Пускай будет человек сотворён, потому что весь он исполнен праведностей (благодеяний).
Мы уже сказали, что человеку свойственно то, что не предписано заранее - ну а праведность и благодеяния тоже не совершаются по приказу, но лишь сверх предписаного. Поэтому она сказала «пускай будет сотворён».
А Мир (shalom) говорил «Пускай не будет человек сотворён, ибо нет в его теле совершенной полноты – и потому сказал Мир, что исполнен человек драк.
И про это мы тоже уже говорили, что не случайно «мир» (shalom) и «полнота» (shelimut) – от одного корня: мир зависит от полноты, потому что там, где полнота, там нет никакого спора и раздора. А в человеке есть недостача, (…), а если бы был он совершенен и не было в нём недостачи – не было бы никакого раздора, а только мир и покой. (…).
Что же сделал Святой, благословен Он? Сбросил Истину на Землю! (то есть, пала истина в этом мире)
А об рассказывали мудрецы по своей мудрости, что когда заповедал Он земле произрастить дерево-плод, она произвела лишь дерево, делающее плод, - чтобы ты знал и понимал, что на земле враки и непослушание. Об этом мы также говорили, что из всех творений именно в земле заложена измена (непослушание), потому что среди низших творений только земля достойна упоминания: «Небо – небо Господу, а землю дал Он сынам человеческим» (Пс. 113). По этой причине в земле измена и непослушание. Имеется в виду, что отменил Господь истину на земле, и лишь когда не стало в земле истины, как должно – сотворил человека. Пока властвует истина – не достоин человек творения, а как отменяется истина – создается человек. (...)
Сказали тогда ангелы служения Пресвятому, благословен Он: Зачем же Ты унижаешь истину, величайшее украшение во Вселенной?! Отвел Он: Пусть поднимется истина с земли! Хотя внизу истина отменилась, но отмена эта не абсолютна, лишь низших (миров) коснулась она. Иногда все же возвращается истина на свое место, и (полностью) это свершится в грядущие времена, как сказано: «Истина из земли прорастёт»

מהר"ל, ספר נתיבות עולם, א (נתיב האמת), פרק ג
אבל קשיא דמאי ענין הכתוב שאמר ותשלך אמת ארצה שאותו פסוק נאמר על גלות ישראל וכן אמת מארץ תצמח מה ענינו לכאן, אבל הפירוש שהוא ברור בענין זה, כי ביארו לך חכמי' בדברים אלו דברים גדולים מאוד, כי האדם יש בו שתי בחינות שאין ראוי שיהיה נברא, האחת שאין אל האדם שלימות השכלי, השני שגם שלא מצד השכלי אין האדם בשלימות. וזה שאמר כי חסד אמר יברא שכולו מלא חסדים וכבר אמרנו זה למעלה כי החסד הוא מדת האדם שהחסד הוא מה שאין הדין מחייב, וזהו ענין האדם שמעשיו אינם בדין, ולכך המשפט לאלהים אבל לא לאדם, כי האדם מסוגל ומוכן שאין מעשיו על פי הדין הגמור, ולכך החסד אמר יברא שכולו מלא חסדים שזה מדתו. והאמת אמר לא יברא שכולו מלא שקרים, כי האדם אינו שכלי, וכל אשר הוא שכלי בודאי אין נמצא בו השקר כי זהו ענין השכלי שהוא יודע בשכלו שהוא כך וכך, אבל האדם אינו שכלי ומפני כך הוא כולו מלא שקרים מצד שאין האדם שכלי. צדק אמר יברא שהוא כולו מלא צדקות, כבר בארנו כי כל מדה שאינה בדין הוא מדת האדם והצדקה גם כן אינה בדין הוא מדת האדם שהוא עושה לפנים משורת הדין, ולכך אמר הצדק יברא שכולו מלא צדקות. ושלום היה אומר לא יברא כי האדם מצד גופו אינו בשלימות הגמור ולכך אמר השלום שהוא מלא קטטות, וכבר בארנו זה כי לכך השלום ושלם הוא לשון אחד כי השלום תלוי בשלימות שכאשר הדבר שלם אין כאן מחלוקת, אבל כאשר האדם חסר ולכך רוצה לבלעות את רעהו שכך אמרו (אבות פ"ג) אלמלא מורא מלכות איש את רעהו חיים בלעו, וכל זה מפני שהאדם הוא חסר ואם היה בשלימות ולא היה חסר לא היה מחלוקת רק הכל בשלום. מה עשה הקב"ה השליך האמת ארצה, ור"ל כי האמת יש לה נפילה בעוה"ז, ודבר זה ביארו החכמים בחכמתם במה שאמרו (ב"ר פ"ה) שהשם ית' צוה אל הארץ להוציא עץ פרי והיא לא עשתה רק הוציאה עץ עושה פרי, שתדע ותבין מזה כי השנוי והשקר הוא בארץ, ודבר זה בארנו במקום אחר כי הארץ יש בה השנוי מכל הנבראים שהיא לבד נחשבת מן התחתונים וכדכתיב השמים שמים לה' והארץ נתן לבני אדם ובשביל כך נמצא השנוי בה גם כן. והכתוב שמביא לראיה ותשלך אמת ארצה כי השלכה לארץ שייך כאשר מבטל הדבר, רצה לומר כי הוא ית' היה מבטל האמת בארץ ואין האמת בארץ כאשר ראוי ואז נברא האדם, כי כל זמן שהאמת שולט אין ראוי לאדם הבריאה וכאשר האמת בטל אז הבריאה לאדם. כי מה שהיה מקטרג ג"כ השלום שהוא כולו מלא קטטות ולכך אין לו הבריאה וזהו בודאי מצד האמת שאמר השלום כי מצד האמת אין ראוי לאדם הבריאה לפי שאין בו השלום, וכאשר יש בארץ יציאה מן האמת והאמת הוא בטל בארץ אז אין שאלה למה יהיה נברא האדם שהוא כולו מלא קטטות, שאין הענין נוהג בארץ לפי האמת. ואז אמרו מלאכי השרת לפני הקב"ה למה אתה מבזה האמת שהוא תכשיט גדול בעולם, ואז אמר תעלה האמת מן הארץ, וזה כי אף שיש לאמת ביטול בתחתונים אין בזה ביטול מכל וכל כי כן הוא ענין התחתונים שמקבלים העדר וחוזרים אל הוייתם, שאף כי האמת בטל מהם לזמן אין זה נוהג לעולם אבל אפשר שיהיה לפי שעה וחוזר האמת אל מקומו כמו שיהיה לעתיד, אף שנא' ותשלך אמת ארצה וזהו בטול האמת מ"מ יחזור האמת אל מקומו כמו שנא' אמת מארץ תצמח, ומ"מ נברא האדם שהוא מלא שקרים מצד שיש בעולם בטול האמת:

Кдушат Леви (про истину из земли)

НА ЗЕМЛЕ

Пришел к рабби Леви Ицхаку некий человек и стал жаловаться: «Рабби, что мне делать с ложью, сковавшей мое сердце?» Внезапно он остановился и заплакал: «О, даже сейчас мои слова не полны истиной! О, я никогда не обрету истину!» И в отчаянии упал на землю.
«С каким рвением этот человек стремится к истине!» – произнес рабби.
С большой нежностью поднял он этого человека с земли и сказал ему: «Сказано: "Истина возникнет из земли”».
Мартин Бубер «Хасидские предания»

Категория: Еврейский текст и закон | Добавил: Tania (2006-06-06) | Автор: yu
Просмотров: 1130