Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2018-12-13, 10:38 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский текст и закон

Про букву алеф и лестницы

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

lestnicy

Рассмотрим строение буквы алеф. Ее можно представить как состоящую из трех букв: диагонально расположенной буквы вав и двух букв йод, одна из которых вверху справа от вав, а другая – внизу слева, во взаимном зеркальном отображении. Вав (на иврите – соединительный союз «и») символизирует границу миров, линию, разделяющую Небесное и земное, и одновременно выражает связь между ними, напоминая своим наклоном в букве алеф лестницу, ведущую снизу вверх и сверху вниз, с земли на небо и с неба на землю.
http://www.judaicaru.org/tora/letters_1.html

Сказал ребе Аарон из Карлина:
"Нет пути прямее, чем кривая (другой перевод – винтовая) лестница; нет вещи цельнее, чем разбитое сердце; нет ярче света, чем тьма третей [субботней] трапезы (когда субботние свечи уже догорели)".

Сказал рабби Нахман из Браслава:
Жил-был однажды царь – великий астролог. Однажды он увидел по звездам, что, если не собрать урожай до определенного времени, он совсем испортится. А времени оставалось немного.
Решил он нанять сборщиков урожая, и дать им все, что только может понадобиться и все возможные удовольствия, чтобы они смогли сосрредоточиться и работать день и ночь. Тогда успеют все собрать в срок.
Но сборщики, вместо того, чтобы работать, предались наслаждениям и совсем забыли об урожае. Так и шло, пока срок не вышел и урожай не испортился. И не знали они, что бы такого сделать, чтобы царь на них не рассердился.
А один мудрец дал им совет. Этот царь очень любил неких птиц. Если они ему принесут такую птицу, он так обрадуется, что все простит. Но поймать эту птицу очень трудно, потому что она живет на большой высоте. А у них не было лестницы, и не оставалось времени.
Мудрец снова им дал совет. Их было много, один мог встать на плечи другому, и так могли сделать лестницу из людей.
Им эта идея понравилась, но все стали спорить, потому что каждый хотел стоять сверху. Так они потратили все время на споры, а птица взяла и улетела. И царь на них очень рассердился за то, что не собрали вовремя урожай.

Приложение 1. Об архитектуре лестниц.

Первые упоминания о технологии строительства лестниц обнаружены в египетских рукописях IV-I тысячелетий до н.э. Древние греки и римляни тоже не смогли обойтись без массивных степенчатых конструкций, сооружая многочисленные храмы и анфитеатры.

В средние века развитие "лестничного дела" стимулировалось строительством рыцарских замков с высокими стенами и оборонительными башнями - в городах появлялись гильдии мастеров, бережно передававших секреты мастерства из поколения в поколение. Постепенно осваивались различные методы обработки древесины и металлов, изменялись внешний вид и отделка лестниц, по которым стали судить о благосостоянии хозяев.
Во времена Ренессанса, а затем барокко лестницам придавали криволинейные, вычурные формы; их богато декорировали различными скульптурами и колоннами. Но со временем вкусы изменились - с утверждением абсолютизма в европейских странах вошли в моду прямые, четкие, симметричные линии. Поэтому "классические" лестницы "вытянуты по струнке" и обрамлены перилами с повторяющимися рядами балясин, задающими определенный ритм движения. В эпоху причудливого загадочного модерна стали популярны лестницы с коваными перилами, в отделке которых преобладали скульптурные и орнаментальные элементы - стилизованные изображения растений, цветов и человеческих лиц. Одновременно "вызревала" и альтернативная архитектура, один стиль тяготел к эклектике, второй, совпавший с широким применением железобетона, предшествовал конструктивизму. Свойственная конструктивизму аскетичность выразилась в применении недорогих материалов - бетона, стекла и металла, а эстетичность свелась к преобладанию угловатых форм. Этот стиль наложил отпечаток и на лестничную конструкцию, ставшую массивной, прочной, но лишенной изящества.

Лестничная анатомия

К сожалению, большинство современных лестниц "общего пользования" нельзя назвать произведениями искусства - словно не было Ренессанса, классицизма и модерна. Впрочем, при обустройстве загородного дома или многоуровневой квартиры ситуацию можно исправить. Для того чтобы превратить передвижение по ступенькам в комфортное и безопасное мероприятие, необходимо усвоить несколько проверенных временем конструкторских истин.
Первое правило гласит: "Для каждой ступени нужно поддерживать точное соотношение ширины проступи и высоты подступенка". Проступь - это расстояние по горизонтали между передними краями соседних ступеней. Подступенок - вертикальный промежуток между их верхними плоскостями. Лестница считается удобной, если сумма ширины проступи и удвоенной высоты подступенка равна среднему шагу человека (приблизительно 620-640 мм). А значит, чем выше ступень, тем она должна быть уже. Бытует мнение, что чем шире ступени, тем комфортнее по ним передвигаться. На самом деле удобнее подниматься по ступеням, имеющим высоту от 140 до 200 мм и ширину от 280 до 300 мм. Иногда для увеличения ширины ступени и придания конструкции эстетичности проектируется углубленный подступенок, то есть каждая последующая ступень перекрывает предыдущую на 25-30 мм.
Непрерывные ряды ступеней складываются в марши, располагающиеся между лестничными площадками. Второе правило: "В каждом марше должно быть не менее трех и не более пятнадцати ступеней", иначе устанавливать лестницу не имеет смысла или же подъем по ней отнимет много сил. Чаще всего проектировщики ограничивают лестничный марш десятью-одиннадцатью ступенями. Если же конструкция слишком длинна, правильнее установить промежуточные площадки, на которых можно перевести дух. Их ширина должна равняться ширине лестничного марша или быть чуть больше, а размеры - кратны длине человеческого шага. Далее, исходя из планировки и расположения междуэтажного проема, определяется ширина лестницы. По СНиПу, для прохода одного человека достаточно 700-900 мм, в домах повышенной комфортности 1 200-1 500 мм.
При проектировании лестницы придется решить еще один немаловажный вопрос, а именно - угол наклона марша. Следуя третьему правилу, "не стоит делать его круче 40°", иначе придется спускаться задом наперед, придерживаясь за перила. Расстояние от плоскости ступеней до потолка в идеале "должно составлять не менее 2 000 мм", в противном случае нужно будет подниматься в каске.
В соответствии с четвертым правилом, "для лестниц, имеющих три и более ступеней, необходимо сделать перила высотой не менее 900 мм. Если ширина марша более 1 200 мм и в доме живут пожилые люди, перила нужно расположить по обеим сторонам лестницы". Обычно устанавливают балюстраду, состоящую из поручней и вертикальных стоек - балясин, расстояние между которыми не должно превышать 150 мм (если в доме есть дети). При этом на каждой ступени лучше устроить две вертикальные стойки.

Марш-бросок под потолок

Существует немало типов лестниц, различных как по назначению, так и по конструкции. Традиционными считаются маршевые. Самая простая конструкция одномаршевых - один ряд ступеней и площадка на каждом этаже. Однако из-за излишней крутизны они пригодны лишь для небольших дачных домиков. Поэтому сегодня чаще конструируют лестницы с двумя маршами и тремя площадками - две на этажах и одна промежуточная, они прекрасно "вписываются" в просторные квартиры и загородные коттеджи. Бывают трехмаршевые лестницы с двумя квадратными площадками и тремя маршами - нижний и верхний одинаковой длины, средний - намного короче. Благодаря внушительной конструкции они подходят и для квартир в элитарных домах, и для загородных усадеб.
Особого внимания заслуживают распашные лестницы с одной промежуточной площадкой и тремя маршами - одним нижним и двумя верхними, расходящимися в противоположные стороны. Под них отводят центральное место в холле, используют в качестве парадных в особняках. Когда же о просторной прихожей остается только мечтать, можно вмонтировать в угол помещения поворотную лестницу с углом поворота 90 или 180°. Чтобы конструкция вписалась в междуэтажный проем и лестничные марши получились не слишком крутыми, применяют разворот на 360° с веерным расположением ступеней. А вместо промежуточной площадки проектируют несколько скошенных ступеней, позволяющих изменить направление движения и набрать высоту подъема.
По конструкции различают лестницы с косоурами и/или с тетивами - наклонными несущими балками, проходящими по всей длине маршей. На косоурную балку, имеющую пилообразную форму, сверху укладывают ступени, с торца - подступенки. В тетивных лестницах ступени крепятся в широкие пазы, сделанные внутри толстых (более 60 мм) несущих балок. Когда свободного места немного, то в лестницах с косоурами и тетивами используют забежные ступени клиновидной формы - их внутренний край уже внешнего. Однако при этом придется отказаться от переноса крупногабаритных вещей (мебели, техники и т.п.). К тому же при подъеме по такой лестнице человек невольно отклоняется от средней линии марша, проходящей в 40-50 мм от пролета, поэтому в целях безопасности узкую часть забежной ступени делают не уже 100 мм, центральную - не менее 200 мм.
Следует отметить, что планировка помещений далеко не всегда позволяет прибегать к стандартным решениям. В некоторых случаях на помощь приходит изобретение немецких специалистов - консольные лестницы, проступи которых с одной стороны крепятся к тетиве или к стене (последнее надежнее), с другой - удерживаются за счет стоек ограждения. Такие конструкции "парят" в пространстве, а помещения кажутся более просторными и светлыми. Лестницы обладают повышенной прочностью - каждая ступень выдерживает не одну сотню килограммов.
Для нестандартных помещений, куда невозможно "вписать" обычную конструкцию, идеально подойдут и хребтовые лестницы, состоящие из последовательно закрепленных между собой элементов. Благодаря резьбовой конструкции и способности поворачиваться в разных направлениях форма косоура может быть какой угодно.

Окружным путем к цели

В тесных помещениях, где каждый квадратный метр на счету, об удобстве забывают и устанавливают винтовые лестницы, состоящие из забежных ступеней. Именно за счет этого зачастую удается создать оригинальный интерьер. Причем "винтовые красавицы" могут располагаться не только у несущей стены, но и в центре комнаты.
Такие лестницы состоят из металлического стержня, вокруг которого по спирали, через интервалы в 180-200 мм, закреплены образующие единый марш клиновидные проступи длиной от 700 мм. Подступенок, как правило, отсутствует - широким торцом ступень крепится к стойке перил. Чтобы нога комфортно "чувствовала себя" на ступени, центральная ширина проступи должна составлять не менее 200-250 мм, в самой широкой части - не более 400 мм.
Винтовые лестницы выполняют как с центральной несущей стойкой, так и без нее. Если проем в междуэтажном перекрытии невелик, лучше использовать первый вариант. Классическая модель - лестница без тетивы: ступени узким концом крепятся к металлической стойке диаметром 50 мм, а широким - к стене. Менее популярны тетивные винтовые конструкции, состоящие из спиральных несущих балок и ступеней, узкий конец которых лежит на опоре. Второй вариант "для бега по кругу" - без опорного внутреннего столба. Подобные лестницы желательно устанавливать у несущей криволинейной стены, заделывая в нее ступени. Если же монтировать конструкцию в центре помещения, то ступени придется с обеих сторон закреплять стойками перил, при этом внутри лестницы образуется шахта; ее созерцание вряд ли взбодрит перед подъемом или спуском.

Дорога к крыше

При строительстве деревенского домика или загородного коттеджа в числе прочих возникает вопрос: как попасть на чердак? Установка одномаршевой или винтовой лестницы невозможна из-за малых размеров потолочного проема, и в этом случае на помощь "спешит" целое семейство компактных лестниц. Наиболее известны деревянные или алюминиевые стремянки высотой до 5 000 мм со ступенями шириной до 100 мм. Существуют также приставные одномаршевые лестницы - "утиный шаг". Их проступи делятся на левые и правые, имеющие переменную ширину (в узкой части 120-150 мм, в широкой - 300 мм). Движение по таким ступеням приходится начинать с одной ноги, к чему довольно сложно привыкнуть. Другое дело - складные лестницы с углом наклона 64-68°: марши шарнирно соединены между собой и легко складываются в компактный блок, который можно спрятать за крышкой люка. А чтобы "расстелить" ступени, нужно потянуть крючком за крышку блока. Последний тип чердачных лестниц - выдвижные. В их тетивах предусмотрены направляющие пазы, позволяющие вытягивать лестницы наподобие телескопа, регулировать высоту и наклон ступеней.

Материальный залог успеха

"Вписать" лестницу в интерьер квартиры или дома помогает отделка. У проектировщиков "в почете" конструкции из древесины - теплого, живого, экологически чистого материала. Поскольку в первую очередь учитывается стоимость сырья, то предпочтение отдается хвойным породам деревьев - ели, пихте, сосне, лиственнице и кедру. Цены на хвойную древесину варьируются в диапазоне 100-200 $/м3, более прочные и долговечные дубовые доски стоят 600-1 000 $/м3. Понятно, что лестница из дуба обойдется как минимум в три-четыре раза дороже сосновой. Нередко в качестве "дубовой" альтернативы применяют более дешевый бук, светло-розоватый оттенок которого идеально сочетается с модными ныне металлическими элементами отделки. Бук практически не уступает дубу по прочности и долговечности, но, к сожалению, совершенно не пригоден для помещений с повышенной влажностью. Из хвойных пород чаще всего используется лиственница, имеющая красно-бурый цвет. При невысокой стоимости ее древесина выдерживает большие нагрузки и отличается продолжительным сроком службы. Кроме того, в отличие от своих "хвойных подруг", лиственница практически не подвержена гниению.
Однако из-за недостатков деревянных лестниц (излишней скрипучести, повышенной горючести, чувствительности к перепадам температур и влажности) потребители зачастую останавливают выбор на других материалах - бетоне, камне, металле и пр. Из надежного, долговечного металла изготавливают и примитивные пожарные лестницы, и изысканные винтовые конструкции. Нередко применяют сборные модели, состоящие из одной-двух несущих металлических балок и набора бетонных ступеней. Цельнобетонные входные лестницы, отделанные натуральным камнем или керамической плиткой, идеально подходят для загородных особняков. Лестницы из мрамора, гранита и т.п. камня красивы, дороги и тоже долговечны. Правда, срок их службы зависит от происхождения материала: каменные блоки должны быть выпиленными, если использовать камень, полученный взрывным способом, со временем на нем появятся трещины.
Оптимальный вариант - комбинирование нескольких материалов, например, металлические лестницы обшивают деревом, бетонные ступени отделывают керамической плиткой. Сегодня классические деревянные лестницы постепенно вытесняются конструкциями в стиле хай-тек - пластиками, легкими сплавами, композиционными материалами. Возможность комбинировать их цветные, блестящие, матовые и прозрачные поверхности открывает перед дизайнерами небывалые перспективы.

Категория: Еврейский текст и закон | Добавил: Tania (2006-06-03) | Автор: Юля Шурухт.Вогман.
Просмотров: 684