Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-05-05, 7:51 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский текст и закон

Про буквы и списки рода человеческого

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

Александр Львов. Список рода человеческого.Когда современный человек пытается читать Библию, его ожидания, воспитанные европейской литературой, часто оказываются обманутыми. Хорошо знакомые сюжеты в оригинале выглядят скучно и сухо - ни одного лишнего слова, никаких живых красок, эмоций... Зато с непонятным сегодня упоением Библия перечисляет имена, страны, годы жизни - словом, все, что только можно перечислить. И не только мне, я думаю, но и Вам, может быть, когда Вы сталкивались с очередным длинным библейским родословием, приходил в голову вопрос: "Ну зачем я буду это читать?". Впрочем, подобные трудности испытывают не только читатели Библии. Вспомним хотя бы мандельштамовское: "Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины...". Вот так - только "до середины"! А дальше - никак...

Но чем же все-таки привлекали древних все эти списки и перечни? И есть ли что-нибудь в нашей сегодняшней культуре похожее на такое вот трепетное отношение к перечислению? Вспоминается анекдот, который рассказывают о Колмогорове. На вопрос "Что такое математика?" он ответил: "Математика - это то, чем занимаются Чебышев, Ляпунов, Стеклов и я". Эффектный ход! Вместо ожидаемого определения сущности математической науки, ее идеи, Колмогоров просто перечислил математиков. Каждый из них занимается, чем хочет, он не скован никаким наперед заданным определением своих интересов, но чем бы ни занимались эти люди, это все - математика. Чем-то похож на этот анекдот приведенный в мидраше Сифра спор, хотя речь в нем идет, конечно, не о математике, но о сущности Торы, о ее основных принципах: Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего как самого себя (Лев. 19:18). Рабби Акива сказал: это принцип великий в Торе. Бен Азай сказал: Вот родословная книга человека (Быт. 5:1) - принцип более великий. Вопрос о главном принципе, положенном в основу Учения, кажется нам вполне естественным, и рабби Акива, который считает любовь к ближнему таким вот основанием Торы, нам вполне понятен. Это именно то, чего бы мы ждали в ответ на вопрос "Что такое иудаизм?" или "В чем сущность Торы?" - словно мы заранее знаем откуда-то, что религия должна строиться на некой этической концепции. Однако Бен Азай называет более великим принципом Торы совсем иное. Тора для него - просто родословная книга, перечень людских поколений. Стих, который Бен Азай приводит в качестве главного принципа Торы - зе сефер толдот адам - можно перевести и так: "Эта книга (т.е. Тора) - родословие Адама". Эта Книга, содержащая еврейское Учение - не комплекс религиозных и этических идей, не мировоззрение, а просто - список разных, не похожих друг на друга людей, совсем по-разному, может быть, смотрящих на мир, объединенных лишь тем, что все они попали в эту Книгу, включены в один список. И тогда сущностью иудаизма и смыслом Торы оказывается все, что делают, говорят, думают эти разные люди. Все, что они уже сказали в прошлом, что говорят сейчас и скажут в будущем. Такой неожиданный и даже, можно сказать, максималистский взгляд уравновешивает и дополняет более привычный, высказанный рабби Акивой. Но максималистским он выглядит только в наших глазах. Два мнения о великом принципе Торы совершенно равноправны. Словно два далеких друг от друга полюса, они формируют пространство еврейской традиционной жизни. Впрочем, не только пространство, но и время - время еврейской истории. Сказал рабби Йоханан: Мессия не придет до тех пор, пока не станут все люди, задуманные Творцом, и это те, о которых сказано в книге Адама - первого человека: зе сефер толдот адам - это книга порождений человека (Кохелет Рабба 1:12). Вот что говорит этот мидраш: история начинается с Книги - с грубой, бессмысленной поначалу заготовки человечества. Буквы ее, словно семя нерожденных еще поколений, брошены в мир, чтобы стать живыми душами людей, стать именами живущих. И лишь когда завершится их список, когда исчерпается Книга и последняя буква ее обретет человеческую плоть и смысл - тогда придет мессия и закончится эта долгая история. Лишь тогда, с приходом мессии, еврейское Учение сможет стать полным и выразить согласное мнение всех евреев и всего человечества - по списку. Но пока мессия еще не пришел, разрыв меж двумя полюсами, двумя определениями иудаизма виден очень хорошо - может быть, даже слишком хорошо. Есть евреи, для которых Тора - это Учение, и оно велит им жить в общине, любить своих ближних, быть такими же, как они. Но есть и другие евреи, которые помимо своей воли попали в список, числятся евреями, сами не зная, почему, и никто не может им объяснить загадку их еврейства. Я имею в виду, конечно, русских евреев, многие из которых Тору в глаза не видели, и, возможно, даже не знают, что злополучная или благословенная запись в советском паспорте - "еврей" - есть ни что иное, как вошедшее в русский язык древнееврейское слово "иври", слово Торы, прочно связавшее их с этой Книгой, определившее их судьбу. Возможно, рабби Акива мог бы их упрекнуть в том, что они (русские евреи) не похожи на евреев традиционных общин, не всегда их любят и понимают, а своих общин не создают. Однако Бен Азай не делает различий между теми и другими - зе сефер толдот адам - все они на равных правах включены в один список, все несут на себе печать Торы, Б-жий образ. Итак, религия может быть задана не только учением, принципами веры, правилами общежития, но и списком. И то, и другое способно связать, объединить людей - т.е., быть религией в буквальном смысле этого латинского слова. И теперь мы можем сформулировать странное на первый взгляд определение: иудаизм - это список всех евреев. Чтобы увеличить странность, можно еще добавить: вне зависимости от их религиозных и прочих убеждений. Войти в этот список может каждый - было бы желание. А вот выйти из него гораздо сложнее. Впрочем, теоретически возможно и это, Тора говорит о таком: ...истребится душа его из народа своего. Но решение об отделении души от народа принимается, согласно Торе, не на земле... Такая религиозная общность ничем не отличалась бы от национальной, этнической - если бы не список. Список, который задает очень простую и естественную, и в то же время немного мистическую связь человека с Книгой, в которой запрятано, зашифровано его имя. 600 000 букв, согласно преданию, было в Торе, дарованной евреям на горе Синай, и 600 000 человек, стоявших под горой, получили каждый - по букве. И, значит, у каждого еврея есть в Торе "своя" буква, или слово, или стих. А великий каббалист рабби Ицхак Лурия мог прочитать, говорят, на лбу человека его собственный, присущий этому человеку стих - его истинное, хотя и неизвестное ему имя, его личную связь с Торой. Вера в существование такой связи и составляет сущность еврейской веры, еврейской религии в нашем альтернативном, неидеологическом определении иудаизма. Почему "неидеологическом"? Да потому, что эта связь устанавливается не по сходству с персонажами Библии, не по общим с ними воззрениям и представлениям о Боге, а в первую очередь по тому, что твое имя вписано древними буквами в эту загадочную Книгу, и не твои представления о себе, а ты сам оказался в ней, попал в этот неизвестно для какой цели составленный список, предписавший тебе особую судьбу. Есть что-то пугающе-притягательное в этой идее списка, и не только древние чувствовали ее образную силу. Знаменитый фильм Стивена Спилберга начинается списком имен, который печатает на машинке чья-то невидимая рука - "Список Шиндлера", список спасенных, получивших надежду на жизнь евреев. Список словно бы становится главным героем фильма, он повторяется на разные лады и разворачивается перед нами то видеорядом, то стопкой бумаги, то голосом диктора. Список покупают и продают, он приносит доход и разоряет, за место в списке торгуются. Но попавшие в список сохраняют свою личность, свое имя, свою человеческую значимость. Список, простой перечень еврейских имен обретает как бы магическую силу и оказывается вдруг единственным средством против тотального обезличивания, против бездушной машины уничтожения. Человек в этом списке поименован и, значит, не может быть заменен любым другим. "Мы – евреи Шиндлера!" - кричат героини фильма в минуту опасности, уповая на свою принадлежность к этому купленному и проданному списку, на свою неизменную избранность и незаменимость в этом списке, как некогда уповали евреи на свою незаменимость в Торе, на принадлежность к "списку порождений человека" - сефер толдот адам. Древняя метафора списка жива еще сегодня. Замечали ли Вы, что в периодически возобновляющихся слухах о готовящихся погромах, часто - слишком часто для простой случайности - упоминаются списки: адреса, имена тех, кого, якобы, будут громить? Кажется, что упоминание уже составленных списков придает этим слухам особую достоверность и убедительность. Может быть, потому, что каждый еврей знает в глубине души, что записан в каком-то списке, и только не знает - в каком, и потому ждет, и боится, что ему предъявят этот загадочный список, в котором он увидит свое имя, узнает себя. И потому множатся шарлатаны, составители фальшивых списков, "представители" Б-га на земле, наглядно объясняющие каждому его место в составленных ими списках. Поверить им легко. Гораздо сложнее самому отыскать свое подлинное имя в настоящем списке, в Книге порождений человека - сефер толдот адам.

Примечание: По заказу радиостанции "Немецкая волна", 1999 г. Опубликовано в альманахе "Новая еврейская школа" № 6, 1999. Сайт А.Львова: http://www.cl.spb.ru/alvov/spisok.htm

http://www.plexus.org.il/texts/sholem_kabala.htm

Гершом Шолем, пер. К. Бурмистрова

......Занятия практической каббалой затрагивали ряд проблем, связанных с природой оккультных явлений. Некоторые из них попадали в категорию гилуй эйнаим, т. е., благодаря им человеку могло быть даровано видение чего-либо, что, вообще говоря, было позволено видеть лишь очень немногим мистикам. В них можно было увидеть отблеск окружающего всех людей «сапфирового эфира» (hа-авир hа-сапири), в котором как бы записаны все их движения, – «книгу, в которую точно занесены все деяния человека» (об этом говорится, в частности, в сочинениях Менахема Азарии ди Фано). В лурианских источниках с этим эфиром часто связывается идея целем, представление об ангельском «письме глаза» и об отражающих тайную природу мыслей и поступков человека незримых буквах, которые парят вокруг его головы и могут быть увидены посвященными. Иногда, особенно во время исполнения определенных заповедей, таких как обрезание, посвященному может быть также даровано видение Тетраграмматона в форме пылающих букв, «возникающих и исчезающих в мгновение ока». Если делающий обрезание моэль был также и каббалистом, он мог сказать по оттенку этого пламени, какова будет судьба новорожденного ребенка16. Агадическое предание о лучах света, исходивших изо лба Моше17, стало источником каббалистического представления об особом гало, окружающем голову любого праведного человека18. Это верование распространилось очень широко, хотя иногда считали, что гало появляется лишь незадолго до смерти цадика. По сходной модели истолковывались и видения ангелов: образ ангела запечатлен в некоем незримом эфире, который отличается от обычного воздуха, и его могут увидеть лишь немногие избранные – не потому, что они пророки, но поскольку Бог открыл им глаза в награду за то, что они очистили свои плотские тела19. С аналогичным феноменом сталкивались и колдуны, видевшие демонов. Многие каббалистические источники упоминают об автоматическом письме. Так, например, Йосеф б. Тодрос Абулафия сочинил один из своих каббалистических трактатов под влиянием «пишущего имени»20. Такие «имена», облегчающие процесс письма, упоминаются во многих рукописных текстах практической каббалы. Описывая дарованное ему «откровение», Йосеф Тайтацак говорит о «мистическом таинственном способе писать без помощи руки». В антологии Шошан содот21 упоминается практика автоматического письма, при котором «делаются знаки [хакика] пером», как метод получения ответа на особо насущные или сложные вопросы. В различных источниках упоминается также целый ряд иных спиритуалистических феноменов, вызываемых как спонтанно, так и умышленно; среди них называется «стол, парящий в воздухе», – феномен, чрезвычайно широко распространенный в Германии начиная с XVI века.
......

.....Третий текст, посвященный уже линиям руки, находится в Зоhаре 2:77а-78а и состоит из трех глав. Хотя Зоhар и проводит параллели между движением небесных тел и направлением линий руки, влияние астрологической хиромантии не столь очевидно в деталях толкования, построенного неким таинственным образом вокруг пяти букв еврейского алфавита (r p s h z , заин, hей, самех, пей и рейш). Буквы эти используются здесь в качестве мистических символов, по всей видимости, соответствующих определенным типам характера.

http://www.machanaim.org/holidays/purim/5.htm

1. "Ходить" и "скакать" по Дому Учения (рав А.-И.Кук "Тикуней Зогар")
"Буквы Торы подобны огненным коням", - говорится в каббалистической книге "Тикуней Зогар". Комментируя этот стих, рав А.-И.Кук говорит: Обычно от еврея требуется "ходить" по Дому Учения, но иногда, "оседлав буквы Торы", следует "скакать" по нему. "Ходить" - означает изучать Тору с помощью разума. Это изучение рациональное, продвигающееся медленно, но зато основательно. Это споры и дискуссии, доводы и опровержения, анализ идей и сомнений. Совсем другое - "скакать". Это прыжок, интуиция, воображение. Это личная связь с текстом, когда можно многое почувствовать, даже если почти ничего не понятно. Это ситуация, когда человек молодой (либо, как все мы, не получивший в молодости достаточного религиозного образования) берется читать сложную книгу - и, хотя он почти не понимает глубокого смысла текста, терминов и аллегорий, он интуитивно чувствует "душу книги", буквы ее становятся "огненными конями".
2. Изучение текстов Торы по учению Магида из Межерича
Степенное хождение по Дому Учения - это стиль литвакский, "миснагидский". Литвакский "лимуд" (изучение Торы) основан прежде всего на изощренном анализе, четкой логике; его идеал - глубокий интеллектуал. Совсем другой стиль есть удел Дома Учения хасидского. Магид из Межерича (ученик и продолжатель Баал-Шем-Това) внес в изучение текстов Торы "двекут" - "эмоциональное горение", "чувство восторженности от прилепления к Творцу Вселенной". Посредством интуиции "двекут" дает нам возможность "перепрыгнуть" через пространства, не преодолимые логикой, прикоснуться к вещам, до которых с помощью рассудка не добраться, "перекачать" в себя жизненную энергию из источников, для жесткого рационалиста закрытых.
3. Что такое "двекут"
В литвакском Доме Учения "двекут" не приветствуется - ибо он мешает учебе; хасидская же учеба без него не мыслима. Хасиды говорили даже так: иногда нужно прервать "лимуд" (рациональную учебу), чтобы на некоторое время переключить себя на "двекут". Энергия "двекута" - это именно тот "девек" ("клей"), которым склеиваются построенные на рациональной учебе куски постижения Божественной истины; именно она и позволяет сделать буквы Торы "огненными конями".
4. Пурим и Песах как синтез рационального и над-рационального путей постижения Божественного мира
Синтез рационального и над-рационального путей постижения Божественного мира мы наблюдаем в соотношении праздников Пурим и Песах. Оба праздника названы в еврейской традиции "Праздниками Избавления". Пурим - это избавление от Амана-Амалека, Песах - избавление из Египта. Мудрецы наши в Талмуде (трактат Мегила) называют и Пурим, и Песах "временем будущего избавления" и требуют от еврея связать эти праздники друг с другом. В еврейском Законе эта связь выражается, в частности, в том, что в случае високосного года (когда есть два месяца Адар) Пурим празднуется во втором Адаре, ближе к Песаху, "чтобы присоединить одно Избавление к другому Избавлению".
5. "Должен еврей напиться в Пурим" - а зачем?
Традиция, однако, подчеркивает и различия в характере Избавления в Пурим и в Песах. В Песах Избавление приходит через "Агаду" - "рассказ об Исходе", через учебу, логику, память, интеллектуальный анализ. "Кто больше и содержательней расскажет об Исходе, тот более достоин похвалы" (Талмуд). Пурим же - праздник иного рода, и символ его Избавления - вино. Должен еврей напиться в Пурим - до такой степени, чтобы уже не различать между "проклят Аман" и "благословен Мордехай", - говорит Талмуд. Отбрасывая давящую на него рациональную схему жесткой расстановки благословений и проклятий, человек освобождает свою интуицию, распускает крылья воображению, получает возможность перескочить логически непреодолимую пропасть. Само по себе это, понятно, еще не дает решения проблем; и очень важно, проспавшись наутро, суметь переварить намеки решения, пойманные воображением и пьяной интуицией Пурима, в твердую интеллектуальную логику Песаха. Однако Песах идет после Пурима - и не иначе.
6. "Примерка" проектов решений на свою бессмертную душу
Чистый интуитивный взлет - это еще не решение, но и без него найти решение невозможно. Сначала надо найти метафизические параметры решения, а только затем - с помощью логики, традиции и анализа - перевести их в рациональные. На самом деле, только таким способом можно вообще продвигаться по жизни. В любом по-настоящему сложном вопросе (в каком месте поселиться, на кого учиться, на ком жениться, с кем заключать мир и как после этого выжить) всегда есть бесконечное количество параметров совершенно неизвестных, так что их "логическое решение" - чистый самообман. По счастью, однако, Бог снабдил наши души не только логическим, но и интуитивным аппаратом. С его помощью решения находятся не путем доводов и контрдоводов, а путем "примерки" проектов решений на свою бессмертную душу. Если проект решения хорошо, удобно сидит - начинаем искать рациональные обоснования, "прошивать для твердости" сгибы, петли и карманы. Если же проект плана "не сидит", ощущается как чужеродное - то следует выкинуть его без сожаления и пойти искать другую выкройку.
7. Чему учит нас Пурим ?
Чтобы выкидывать и искать новое, нужно иметь сильное воображение, нужно иногда освобождать себя от оков рациональности, прагматизма и логики. Пурим учит нас тому, как важно иногда быть пьяным. Слишком трезвый в этом мире не жилец. (Это касается как отдельных личностей, так и всего народа в целом.) Повышенный рационализм обязательно доведет до депрессии. А на нашем Ближнем Востоке с депрессией не выживают. Здесь без вариантов: хочешь жить - надо быть немножко выше рационализма.
Так пусть же, в соответствии с учением наших, благословенной памяти, Мудрецов, придет наше Избавление через вино праздника Пурим.
Лехаим!

http://www.evrey.com/sitep/nedglav/arkhiv.php?zik=3&ned=8&glav=ki_tisa
ГЛАВА "КИ ТИСА”
Место в Торе: книга Шемот, гл. 30, ст. 11 — гл. 34, ст. 35.
Почему глава так называется?
По начальным словам: "Когда будешь подсчитывать сынов Израиля” (гл.30, ст. 12).
Когда будешь подсчитывать на иврите — ки тиса.
Обсуждение главы Ки Тиса

"И Творец говорил Моше: Когда будешь проводить всеобщий подсчет сынов Израиля для определения их числа, перед подсчетом пусть каждый принесет Всевышнему искупительный дар за душу свою, и они не будут поражены мором при их подсчете... Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля должен дать как приношение Творцу... И возьми этот выкуп, это серебро от сынов Израиля” (гл. 30 ст.11-16).
Эта цитата вызывает некое замешательство. Речь в ней идет о простейшем, казалось бы, практическом деле — переписи населения. Почему же данные в ней указания столь детальны и изобилуют повторами? Хотя, как нам известно, Тора не "бросает на ветер” лишних слов.
Имея опыт прошлых обзоров, мы вынуждены прийти к выводу, что перед нами раскрывается проблема не только "практическая”, но, главным образом — этическая, философская. О том же говорят в своих исследованиях и комментаторы, подчеркивая, что речь идет о соотношении коллектива и личности.
Однако неправильно было бы полагать, что практический аспект вообще не имеет здесь особого значения. В еврейской среде "перепись население” — задача действительно трудная. Ибо и в наши дни евреев не принято считать "по головам”. Даже в быту, созывая, скажем, гостей, посчитывают, например, количество стульев.
О том, что "поголовный” подсчет евреев таит в себе серьезные опасности, мы говорили в прошлом году (см. на сайте обзор недельной главы Ки Тиса, второй годовой цикл). Здесь же напомним основную идею: "прямой” подсчет (по "головам”), как бы выделяя человека из общности, привлекает к нему внимание Небес, и он становится объектом Высшего Суда. А этого, по вполне понятным причинам, люди стараются избегать.
И все равно, даже "косвенная перепись”, видимо, таит в себе некую угрозу. Впрочем, в нашей цитате Тора, определяя способ подсчета и заведомо предусматривая искупление ошибок, говорит об этом прямо: "...искупительный дар за душу свою, и они не будут поражены мором при подсчете”. Шекель (до сих пор — денежная единица в Израиле, а в древние времена была мерой веса) в данном случае — не просто замена "головы”, но и — искупительное приношение.
В чем же проблема выделения человека из общества, почему для искупления нужно особое приношение?
Казалось бы, судьба человека зависит от его личной праведности, от его поведения, от того, исполняет он волю Творца или нет. А если он оступился, совершает ли он тшуву — раскаивается ли, старается ли вернуться на правильную дорогу.
И все же рассчитывать в этом лишь на свои собственные силы и достижения — самонадеянно. Заслуги наших праотцев и современников, всего нашего народа в его исторической целостности, помогают нам снискать милосердие Небес.
Что касается практического аспекта проблемы, проведенный Моше подсчет обнаружил, в общем, чудесное явление — к моменту, который описывается в нашей главе, еврейский народ насчитывал около шестисот тысяч взрослых мужчин старше двадцати лет.
Что же тут "чудесного”?
Судите сами: когда Яаков с семьей пришел Египет, еврейская "популяция” состояла из семидесяти человек. Такой многочисленности (600.000 взрослых мужчин, годных для несения воинской службы) еврейский народ достиг всего за двести десять лет. И это тем более удивительно, если учесть, что за годы рабства египетский фараон издавал указы, предусматривающие сокращение численности евреев. Потом — сорок лет в пустыне. А это — тяжелые, утомительные переходы, эпидемии, войны, наконец...
Автор текста Гедалия Спинадель

Численность евреев — около 600.000 сохранялась во всех переписях в пустыне.
Одно из возможных объяснений этого факта заключается в том, что еврейский народ раскрывает Имя, Присутствие Творца на земле.
Откуда нам это известно?
Некоторые комментаторы Торы произвели сложное вычисление, представив число "600 тысяч” как "раскрытие” буквы алеф, гематрия (числовое значение) которой — один (эта цифра — символ Единого Творца).
Буква алеф в графическом начертании (в свитке Торы) как будто бы состоит из двух букв йуд, сверху и снизу, разделенных наклонной палочкой — буквой вав. Числовое значение буквы йуд — 10, буквы вав — 6. Если 10 умножить на 10, затем — на 6, получится 600. Так как в иврите нет гласных букву алеф можно прочитать как элеф, что в переводе означает — "тысяча”. Множим тысячу на шестьсот, и получается — 600 000, та самая цифра, которой исчислялось количество евреев.
Но вернемся к приведенной в начале обзора цитате. В ней точно обговаривается величина "замены”, то есть — приношения: "...каждый проходящий подсчет — половину шекеля, святого шекеля, в котором двадцать монет гера, половину шекеля – приношение Творцу...” (гл. 30, ст.11-15).
Итак, Всевышний через Моше передает повеление — чтобы все принесли по половине серебряного шекеля, как видно из слов: "И возьми этот выкуп, это серебро от сынов Израиля” (гл. 30 ст.16).
Здесь возникает вопрос: почему речь идет именно о серебряном шекеле? Почему, нельзя было, например, принести золотые монеты?
Одна из причин в том, что каждый, как сказано, должен был принести "не меньше и не больше”, а золото, в отличие от серебра, стоит дорого.
Но главное все-таки — в другом. Мы не раз уже говорили, что каждая вещь, каждый цвет, любой материал и т.д. имеет свой символический смысл, свое, особое предназначение.
Золото в нашей традиции олицетворяет — Суд (недаром телец, созданный, когда Моше находился на горе Синай, был изготовлен из золота). Шекель же (из серебра) предназначался, как отмечает наша недельная глава, не только для подсчета, но и для искупления человеческих проступков. Тем более что серебро для нас — символ милосердия, прощения.
Позднее из собранных половин шекелей были сделаны подножия столбов, на которых держалась вся конструкция шатра Мишкана (переносного Храма). И это стало символом единства еврейского народа...
Автор текста Гедалия Спинадель

http://www.chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/23.htmСделаем и будем послушны
Рав Симай учил: "Когда евреи произнесли "Сделаем и будем послушны" (сначала "сделаем", а лишь затем "будем послушны"), раздался голос с Небес, произнесший: "Кто открыл моим сыновьям тайну, принадлежащую ангелам служения?" Ведь в Псалмах сказано: "Благословите Г-спода, ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинующиеся голосу слова Его!" (Тегилим, 103, 20)". Здесь также исполнение предшествует повиновению (и в оригинале используются те же слова, что и в тексте Торы), однако это относится не к людям, а к ангелам!
В ту секунду, когда евреи произнесли сначала "сделаем", а лишь затем "будем послушны", с Небес спустились 600 тысяч ангелов (в соответствии с числом евреев) и надели на голову каждого еврея две короны — первая корона соответствовала обещанию "сделаем", а вторая — обещанию "будем послушны". После того, как евреи согрешили (в истории с золотым тельцом), с Небес спустились миллион двести тысяч ангелов и отняли у Израиля эти короны.
В Торе сказано: "И стали у подошвы горы" (Шмот, 19,17). Рабби Авдими бар Хама сказал: "Из этих слов мы учим, что Всевышний занес над головой у евреев гору как крышку от котла и сказал им: "Если вы примете Тору, Я помилую вас, если нет — все вы погибнете здесь"".
(Естественно спросить: как могло это произойти уже после того, как евреи сказали "Сделаем и будем послушны"? Ведь произнеся эти слова, они уже не могли взять их обратно).
Десять заповедей, данных на горе Синай, включают в себя всю Тору. Все 613 мицвот Торы содержатся в 613 буквах, которыми записаны Десять заповедей. Между заповедями на скрижалях были записаны все детали и подробности законов Торы, как сказано: "Испещрены хризолитами" (Шир га-ширим, 5,14). "Хризолит" — на иврите таршиш (תרשיש), слово, являющееся символом моря, поэтому Тора сравнивается с морем: как в море между большими волнами приходят малые волны, так между заповедями были записаны подробности ее законов.
[Десять заповедей действительно содержат 613 букв, если не считать двух последних слов: לרעך אשר (ашер лереэха — "что у ближнего твоего"). Эти два слова, содержащие семь букв, указывают на семь заповедей, данных всем потомкам Ноаха].
Десять заповедей соответствуют десяти утверждениям-императивам, при помощи которых Всевышний сотворил мир.
"Я — Г-сподь, Б-г твой" соответствует императиву "И сказал Б-г: "Да будет свет" (Берешит, 1,3)", как сказано в Писании: "И будет тебе Г-сподь вечным светом" (Йешаягу, 60,19).
"Да не будет у тебя других богов" соответствует императиву "И сказал Б-г: "Да будет свод внутри воды, и да отделит он воду от воды" (Берешит, 1,6)". Всевышний сказал: "Пусть преграда стоит между Мной и служением идолам, которые названы "водой, заключенной в сосуде" (в отличие от живой воды источника, с которой сравнивается Тора): "Меня, источник живой воды, оставили они и высекли себе водоемы, водоемы пробитые, которые не держат воды" (Йирмеягу, 2,13)".
"Не произноси Имени Г-спода попусту" соответствует "И сказал Б-г: "Д соберется вода, которая под небом, и да явится суша" (Берешит, 1,9)". Всевышний сказал: "Воды почтили Меня, собрались по Моему слову и очистили часть мира — а вы оскорбите Меня ложной клятвой Моим Именем?"
"Помни день субботний" соответствует "И сказал Б-г: "Да произрастит земля зелень" (Берешит, 1,11)". Всевышний сказал: "Все то, что ты ешь в субботу, — поставь Мне в счет. Ибо мир был создан для того, чтобы в нем не было греха, чтобы Мои творения жили вечно и ели растительную пищу".
"Чти отца твоего и мать твою" соответствует "И сказал Б-г: "Да будут светила на небосводе" (Берешит, 1,14)". Всевышний сказал: "Я создал для тебя два светила — отца твоего и мать твою. Чти их!"
"Не убивай" соответствует "И сказал Б-г: "Да воскишит вода кишеньем живых существ" (Берешит, 1,20)". Всевышний сказал: "Не уподобляйтесь миру рыб, где большие проглатывают маленьких".
"Не прелюбодействуй" соответствует "И сказал Б-г: "Да произведет земля живые существа по роду их" (Берешит, 1,24)". Всевышний сказал: "Я создал для тебя пару. Каждый должен прилепиться к своей паре — каждое существо в соответствии со своим видом".
"Не укради" соответствует "И сказал Б-г: "Вот, Я дал вам всякую траву семяносную" (Берешит, 1,29)". Всевышний сказал: "Пусть никто из вас не посягает на чужое имущество, но пользуется всеми этими растениями, которые никому не принадлежат".
"Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством" соответствует "И сказал Б-г: "Сотворим человека по образу Нашему" (Берешит, 1,26)". Всевышний сказал: "Я создал ближнего твоего по Моему образу, так же как и ты был создан по Моему образу и подобию. Поэтому не лжесвидетельствуй о ближнем своем".
"Не домогайся" соответствует "И сказал Г-сподь Б-г: "Нехорошо человеку быть одному" (Берешит, 2,18)". Всевышний сказал: "Я создал тебе пару. Каждый человек должен прилепиться к своей паре, и да не станет он домогаться жены ближнего своего".

Любавический ребе, Менахем Мендл Шнеерсон, "120 дней как история человечества".

(...) Мудрецы указывают, что стих, открывающий Тору, и повествование о Творении, «Брейшис боро Элоким...» («В начале сотворения Всесильным неба и земли...»), начинается с буквы бейс – второй буквы еврейского алфавита. Это учит нас пониманию одной из существенных деталей мироустройства: как буква алеф предшествует букве бейс, так же точно есть и то, что предшествует тварному существованию.
И точно так же – творение не является самоцелью. Оно вызвано из небытия для того, чтобы служить Началу, предшествующему ему. Служить – и в том, что касается порядка явленного бытия. Служить – и в том, что касается существования субстанции.
Этот алеф, предшествующий сотворенному миру, – тот самый алеф в высказывании «Анохи Ашем Элойкехо...» («Я Б-г, Всесильный твой...»), которым начинаются Десять Заповедей. Тора – это помышление Б-га о том, какова должна быть жизнь на земле. Тора – помышление Творца, предшествующее сотворению этой жизни.
А основа и смысл существования всего творения в том, что мы призваны совершенствоваться и совершенствовать все, что окружает нас, во имя достижения этого идеала, высказанного в Торе.
Б-г хотел большего. Большего, чем осуществление Его изначального замысла творения. Большего, чем механическая реализация плана, когда все и вся займут строго отведенные им места. Большего, чем мир Первых Скрижалей, которые были начертаны «перстом Всесильного».

http://www.chabadofbuffalo.com/RusDir/YomYom.htm
Ѓайом-Йом. Часть вторая.
Заметки, найденные среди рукописей Ребе и предназначавшиеся для издания Ѓайом-Йом на следующий год.
Источники:
Игрот Кодеш – письма Предыдущего Ребе.
Сефер Ѓасихот – сборник бесед Предыдущего Ребе.

32.
Если в свитке Торы [хотя бы] в одной букве есть разрыв1, то такой свиток [уже] не [годен] для чтения, потому что среди евреев должно быть единство2.
Если возникает вопрос, следует спросить не слишком умного и не слишком глупого ребёнка3. Так же как глупый [тут] не поможет, так и умный. Чересчур умный не годится. Должна присутствовать серьёзность, потому что она – сосуд для Торы.

В приезд Предыдущего Ребе в Лэйквуд. Сефер Ѓасихот Лето 5700, стр. 25.

1 Если, например, от буквы отвалились кусочки туши, так что в какой-либо из линий, составляющих букву, появляется разрыв.
2 600 000 знаков, из которых состоит Письменная Тора, соответствуют 600 000 взрослых евреев мужчин, вышедших из Египта. Души этих 600 000 человек включают в себя души всех евреев всех поколений вплоть до прихода Мошиаха.
3 Иногда для выяснения, пригоден ли свиток Торы для чтения, зовут ребёнка, чтобы он попытался прочитать. Если он читает правильно, свиток пригоден, если неправильно – непригоден.
33.
Алтер Ребе рассказал своему сыну рабби Моше: Я слышал от моего Ребе (Межеричского Магида), что любая вещь требует предисловия. Предисловие к письменной Торе – белизна размером четыре строки* (4 строки, которые оставляются пустыми), и это – скрытый сущностный свет, который не может раскрыться в буквах.

*[Это утверждение] требует изучения, так как 4 строки оставляются пустыми между [любыми] двумя хумашами1, но вся Тора[, то-есть самый первый хумаш, начинается с первой строки, так что 4 пустых строки в начале всей Торы не оставляются]. Возможно, что тут должно стоять «незаполненные места в начале и конце [каждого] столбца» (Примечание Ребе Шлит”а).
Пурим, 5704. Сефер Ѓасихот 5704, стр. 66.
1 Хумаш (букв. «одна пятая») – в основном имеет два значения: 1). Пятикнижие Моисеево и 2). Любая из 5-и книг, составляющих Пятикнижие.

http://www.chassidus.ru/likutey_sichoys/bereyshis/1/chayey_soro.htm#_ftn83
Глава «Хайей Сара» - про смерть Сары и покупку Авраамом пещеры Махпела

Буквы Торы. Буквы написанные (на пергаменте) и буквы высеченные (на скрижалях)Письменная Тора вообще складывается из написанных букв – чернилами на пергаменте. Это значит, что буквы являются чем-то одним, а чем-то другим – пергамент, Письменная Тора – это соединение двух отдельных вещей. В Устной Торе также есть два аспекта: то, что говорит Тора, и человек, ее изучающий, а человек, несомненно, является чем-то отдельным. Буквы Десяти заповедей на скрижалях были высечены. Это означает, что скрижали не были чем-то отдельным по отношению к Десяти заповедям, буквы были высечены в камне самих скрижалей, то есть состояли из того же камня.

В книге «Паанеах раза», автором которой был один из первых кодификаторов, сказано, что с покупкой Аврагамом земли за четыреста серебряных шекелей каждый еврей получил свой надел в Стране Израиля. Согласно подсчету, приведенному в этой книге, в стихе «за посев хомера ячменя пятьдесят серебряных шекелей»[83] – за сто шекелей каждый из шестисот тысяч евреев получил надел земли размером в один квадратный локоть[84].
[83] Ваикра, 27:16.
[84]Хомер ячменя равен кору, который в свою очередь равен 30 сеа. Согласно тому, что сказано в Эйрувин, 236, площадь, которую можно было засеять 2 сеа, равна 100 помноженному на 50 – 5 000 квадратных локтей. Это означает, что для того, чтобы посеять один хомер ячменя, нужно пятьдесят серебряных шекелей для его избавления. Таким образом, площадь земли, оцениваемая в четыреста серебряных шекелей, равна 8 помноженному на 75 000, то есть 600 000 квадратных локтей. Следовательно цена пещеры Махпела достаточна для избавления 600 000 квадратных локтей. Каждый такой локоть соответствует одной из 600 000 общих душ Израиля (количество человек, вышедших из Египта и получивших Тору на Синае).

Категория: Еврейский текст и закон | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: сборная
Просмотров: 1131