Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2018-05-22, 4:26 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский текст и закон

Разбивание сосудов

www.art-methods.coach, www.facebook.com/artmethods.coach, www.beit-midrash.com, www.web4small.com

ШВИРАТ-hА-КЕЛИМ И ПАДЕНИЕ.

Мир в наши дни лишен целостности - это касается также еврейского мира -
и ожидает Избавления. Оно равносильно падению завесы, скрывающей
Б-жественную реальность. Критические моменты швират-hа-келим (келим на
иврите - "сосуды", а глагол "лишбор" означает "разбить вдребезги"), с чего,
собственно, и начинается "сокрытие лика", - одна из центральных тем Кабалы.
Кабала углубляет и расширяет то, что сказано об этом в Танахе и в позднейшей
еврейской литературе. У этих критических моментов, несмотря на то, что они
разворачиваются в исторической последовательности, есть общее: все они
связаны с утратой относительного совершенства, падением с высоты. Однако это
падение не фатально, ибо сказано: "Семь раз падет праведник и восстанет". За
падением следует подъем, предпосылки для которого порой создает само
падение.
Большое внутреннее сходство послужило причиной того, что одними и теми
же символами обозначают не совсем тождественные критические моменты,
которых, в общей сложности, четыре. Первый кризис разразился при сотворении
мира. По сути, он и был инструментом сотворения того мира, в котором сокрыт
лик Всевышнего. Это кризис, о котором много говорится в лурианской кабале, и
он называется в ней швират-hа-келим, крушение мира как вместилища
Б-жественного света, ибо высшие силы "упали и разбились" перед его
сотворением. "Искры святости", разлетевшиеся при этой катастрофе, служат
строительным материалом для нашего мира - однако не все, а лишь часть их,
ибо некоторые пали так низко, что оказались в плену материального,
существование которого, включая даже зло, заключенное в нем, они
поддерживают. Освобождение, избавление этих искр из неволи - задача каждого
человека и всего Израиля. Вторая в ряду катастроф - грехопадение Адама. Это
катастрофа человека, утратившего цельность и совершенство, низвергнутого из
райского сада в мир неопределенности, относительности. Здесь он обречен на
колебания между добром и злом, не в силах провести четкое различие между
ними, ибо потерял ясность взгляда. Третья катастрофа - грех изготовления
золотого тельца. После невиданного подъема, связанного с дарованием Торы (в
определенном смысле оно равносильно возвращению в рай), народ Израиля теряет
свое предназначение, поклонившись литому идолу. Утратив дар совершенной
полноты, выделявший его из всего сотворенного, еврейский народ должен теперь
вновь отправиться на поиски Избавления - своего и мира. Четвертая катастрофа
- разрушение Храма и галут. Храм - это тоже своего рода рай, фокус
трансцендентности, пристанище Шхины, где она явлена миру. Грехи Израиля
навлекают на Шхину изгнание, подобное швират-hа-келим. Бесприютная святость
питает зло. Скиталица Шхина оказывается в плену у сил, паразитирующих на
ней, и эти силы рвутся к господству над миром. Они достигают его, а
святость, оставшаяся Израилю, скорбит, и лицо ее скрыто во мраке изгнания.
Шхина обречена изгнанием не только на неизвестность, забвение: "Ноги ее
нисходят к смерти, на преисподнюю опираются стопы ее" (15). Она вынуждена
питать мировое зло. А тем временем грехи всех народов и грехи Израиля делают
кромешную тьму вокруг Шхины еще более непроницаемой.
В сказках раби Нахмана такое положение иллюстрируют несколько
метафорических образов, особенно потерянная царская дочь - преследуемая и
израненная, изгнанная, падшая Шхина.
Поскольку сущность у всех падений одна, неудивительно, что вопреки
историческим различиям они соединяются в единой аллегории. В этой аллегории
звучат и многие другие мотивы, чья полифония взаимно обогащает их.

Категория: Еврейский текст и закон | Добавил: yu (2006-07-28)
Просмотров: 563