Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Четверг, 2018-12-13, 10:39 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Еврейский календарь

Обрывки про Шаббат

Обрывки про Шаббат:

Суббота – единственная принцесса, которая точно приходит. Её надо только встречать.
В Цфате навстречу Субботе выходили за город.

Красивые одежды, чтобы встречать принцессу.

"Рассказывающий сказки привлекает в мир свет Мессии, изгоняет множество бедствий и зол, а также получает красивые одежды"
р. Нахман из Браслава

Какие надо рассказывать сказки, чтобы получить субботние сказки?

Суббота – пробуждение от будничной недели.
"Когда человек впадает в сон, единственное что остаётся, это рассказывать ему сказки о прошедщих временах"
р. Нахман, предисловие к Сказкам.

Элиша:

Постоянная ограниченность пространства игры реальностью и реальным временем создаёт особый временной эффект. Игра изначально происходит в области "интересного", её время – на самом деле столь же особое, сколь и реальное: оно беременно событием, от него ожидается событие (относительно первобытной культуры это время называется "священным" или "сакральным"). Еврейский философ Магараль из Праги, который сделал голема, пишет, что есть два типа времени: первое – линейное, повседневное, когда за воскресеньем неминуемо следует понедельник, за понедельником вторник и так далее, так было всегда и так будет всегда. Но есть ещё и время, которое он называет "актуальным": оно связано с идеей прерывности, с началом и концом. По Магаралю, шаббат или праздники – дырка во времени, разрывание повседневного хода событий, они ориентированы на то, что у мира было начало и будет конец. Такое время обладает напряжением, актуальностью, и в этом смысле оно является аналогом времени внутри игры, за счёт которого какие-то действия (варка супа) выполняются совсем условно. Время, которое может закончиться, понятным образом, напряжённее, событийнее.

.................
...........

С точки зрения всяческой мудрости, человек вообще предопределён своим прошлым и ничего не может изменить. И по Магаралю это и есть свойство "потенциального" времени, того, где мы живём, и где за понедельником вторник, за пятницей суббота, за субботой воскресенье, за годом год, и так испокон веку и до бесконечности, если верить Вернадскому. Вот и сказано: стоит вчера сегодняшнего дня вокруг.
А магаралевское "актуальное" время - оно связано с преодолением такого, с преодолением "вчера" (отсюда рабби-нахмановские проповеди о пользе Забвения - чтобы уйти от вчера, которого нет с точки зрения актуального времени). Актуальное время - время, куда входит Св. благословен Он. Оно связано с концом, с началом, с разрывом цепи. Шаббат - "дырка" во времени, он не идёт "перед воскресеньем" - он вне недели, он есть "НИЧТО" недели, он есть остуствие дня, как Нищий-безногий. Йом-Киппур, Рош га-Шана - тоже дырки во времени, зановотворение мира. По некоторым цаддикам, мир вообще ежедневно творится, а то и ежеминутно. И это - аспект видения актуального времени. Я замечал, что когда есть какой-то ограничитель на носу, то всё видишь гораздо ярче и блаженней. Мир освящается идеей конца ("Я плачу о твоей красоте, что обратится в прах").
И вот, дворкинское вырывание на мгновение - это откровение вечности в миге, это выход из времени, забвение времени. И - тем самым - ВРЕМЯ ВОПРЕКИ. НАстоящее невозможно для науки, потому что оно предопределно прошлым. Но для рабби НАхмана - прошлое - чушь, и "старый царь" - злое начало. Для рабби Нахмана подлинное время - только "время вопреки", проживание в настоящем миге гораздо больше, чем он может нести. Так миг вырывается из сети и обаживается, приобщает свою искру в Господнему дню.
У Слепого мир "не стоИт ни секунды" - он каждую секунду творится заново, потому что Слепой каждую секунду воссоединяет его с его Творцом, вырывает его из цепи причинно-следственных связей. Поэтому он и сам всё время младенец.
А вообще времени "вопреки" посвящена сказка Заики о Сердце и Источнике, где Заика и есть собиратель времени "вопреки", и там хорошо видно, что оно - вопреки. Ведь день должен заончится и всё погибнет - но Праведник приносит ещё один день и присоединяет его обратно к предыдущему и всё начинается сначала (и этот день - "какой захочешь день", то есть шаббат, "день вопреки")...

Категория: Еврейский календарь | Добавил: Tania (2006-06-02) | Автор: Юля Шурухт.Элиша Вогман.
Просмотров: 528