Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2018-05-22, 4:44 PM
Главная » Статьи » Бейт-мидраш » БМ собранные

2006, май, день 1. Про два царства и две Торы

День первый.
Бейт-мидраш "Про два царства и две Торы"

СДЕЛКА

Как-то среди молитвы рабби Леви Ицхак произнес: «Владыка всего мира! Было время, когда Ты бродил повсюду со Своей Торой и стремился выгодно продать ее, подобно яблокам, чтобы они не испортились, но никто не захотел купить ее у Тебя. Никто даже не захотел взглянуть на Тебя! И тогда мы взяли Твою Тору! Поэтому я хочу предложить Тебе сделку. Мы богаты грехами и проступками, а Ты – полон милости и прощения. Так давай поменяемся! Но, возможно, Ты скажешь: “Менять можно только равное на равное”. Я же отвечу: “Если бы не было у нас грехов, что бы Ты делал со своей милостью? Так что Тебе для равной сделки еще следует давать нам жизнь, детей и пищу!”»

Мартин Бубер «Хасидские истории»

1. Сокрытие и песня.

ספר דברים פרק לא

(יח) וְאָנֹכִי הַסְתֵּר אַסְתִּיר פָּנַי בַּיּוֹם הַהוּא עַל כָּל הָרָעָה אֲשֶׁר עָשָׂה כִּי פָנָה אֶל אֱלֹהִים אֲחֵרִים:
(יט) וְעַתָּה כִּתְבוּ לָכֶם אֶת הַשִּׁירָה הַזֹּאת וְלַמְּדָהּ אֶת בְּנֵי יִשְׂרָאֵל שִׂימָהּ בְּפִיהֶם לְמַעַן תִּהְיֶה לִּי הַשִּׁירָה הַזֹּאת לְעֵד בִּבְנֵי יִשְׂרָאֵל:
Дварим, 31, 18-19

(18) А Я сокрытием сокрою лицо Мое в тот день за все зло, которое он сделал, когда обратился к Богам иным. (19) Итак, напишите себе песнь эту, и научи ей сынов Исраэйля, вложи ее в уста их, чтобы была песнь эта Мне свидетельством о сынах Исраэйля.

ספר שיר השירים פרק ג

(א) עַל מִשְׁכָּבִי בַּלֵּילוֹת בִּקַּשְׁתִּי אֵת שֶׁאָהֲבָה נַפְשִׁי בִּקַּשְׁתִּיו וְלֹא מְצָאתִיו:
(ב) אָקוּמָה נָּא וַאֲסוֹבְבָה בָעִיר בַּשְּׁוָקִים וּבָרְחֹבוֹת אֲבַקְשָׁה אֵת שֶׁאָהֲבָה נַפְשִׁי בִּקַּשְׁתִּיו וְלֹא מְצָאתִיו:

Песнь Песней, 3: 1-2

(1) На ложе моем, по ночам, искала я того, кого любит душа моя, искала его, но не нашла. (2) Встану же я и обойду город и по улицам и по площадям, искать буду того, кого любит душа моя; искала я его, но его не нашла.

2. Пустота

Рабби Нахман из Браслава, "Ликутей Могаран", 64:1
Ибо Г-дь Благословенный ради Милости Своей создал мир: хотел Он открыть Свою Милость, а не будь мира - кому бы Он её показал? Оттого-то сотворил всё-всё (от светящейся первоточки до кончика запятой на дне материального мира), чтобы проявить Свою милость. А когда захотел Г-дь Благословенный сотворить мир, не было места для творения, поскольку всё было Им самим без конца и без края – вот и сжал Он Свой свет в разные стороны, и посредством этого сжатия в середине образовалось пустое пространство. А в этом пустом пространстве и сделалось творение мира.
А пустое это пространство, нельзя его ни постичь, ни понять, ведь можно сказать о нём две вещи: есть оно - и нет его. Ведь пустое это пространство, оно от сжатия, которым Г-дь Благословенный как будто бы выжал оттуда всю б-жественность, и как будто бы нет там б-жественности, ведь оно пустое – а иначе было бы всё без конца и без края и не было бы вовсе места для создания мира. Но если честно, так конечно есть там б-жественность, поскольку никак не может какая-то вещь быть лишена Его жизненной силы. Так что никак нельзя всего этого понять, вплоть до будущих времен.
ליקוטי מוהר"ן קמא סד
כִּי הַשֵּׁם יִתְבָּרַךְ מֵחֲמַת רַחֲמָנוּתוֹ בָּרָא אֶת הָעוֹלָם, כִּי רָצָה לְגַלּוֹת רַחֲמָנוּתוֹ, וְאִם לא הָיָה בְּרִיאַת הָעוֹלָם עַל מִי הָיָה מַרְאֶה רַחֲמָנוּתוֹ וְעַל כֵּן בָּרָא אֶת כָּל הַבְּרִיאָה מִתְּחִלַּת הָאֲצִילוּת, עַד סוֹף נְקֻדַּת הַמֶּרְכָּז שֶׁל עוֹלָם הַגַּשְׁמִי, כְּדֵי לְהַרְאוֹת רַחֲמָנוּתוֹ וְכַאֲשֶׁר רָצָה הַשֵּׁם יִתְבָּרַךְ לִבְרא אֶת הָעוֹלָם, לא הָיָה מָקוֹם לְבָרְאוֹ מֵחֲמַת שֶׁהָיָה הַכּל אֵין סוֹף עַל- כֵּן צִמְצֵם אֶת הָאוֹר לִצְדָדִין, וְעַל יְדֵי הַצִּמְצוּם הַזֶּה נַעֲשָׂה חָלָל הַפָּנוּי וּבְתוֹךְ הֶחָלָל הַפָּנוּי הַזֶּה, נִתְהַוּוּ כָּל הַיָּמִים וְהַמִּדּוֹת, שֶׁהֵם בְּרִיאַת הָעוֹלָם (כְּמוֹ שֶׁכָּתוּב בְּעֵץ-חַיִּים בִּתְחִלָּתוֹ)וְזֶה הֶחָלָל הַפָּנוּי, הָיָה מֻכְרָח לִבְרִיאַת הָעוֹלָם כִּי בִּלְתִּי הֶחָלָל הַפָּנוּי, לא הָיָה שׁוּם מָקוֹם לִבְרִיאַת הָעוֹלָם כַּנַּ"ל וְזֶה הַצִּמְצוּם שֶׁל הֶחָלָל הַפָּנוּי, אִי אֶפְשָׁר לְהָבִין וּלְהַשִּׂיג, כִּי אִם לֶעָתִיד לָבוֹא כִּי צָרִיךְ לוֹמַר בּוֹ שְׁנֵי הֲפָכִים, יֵשׁ וָאַיִן כִּי הֶחָלָל הַפָּנוּי הוּא עַל-יְדֵי הַצִּמְצוּם, שֶׁכִּבְיָכוֹל צִמְצֵם אֱלקוּתוֹ מִשָּׁם, וְאֵין שָׁם אֱלקוּת כִּבְיָכוֹל, כִּי אִם לא כֵן אֵינוֹ פָּנוּי, וְהַכּל אֵין סוֹף, וְאֵין מָקוֹם לִבְרִיאַת הָעוֹלָם כְּלָל אֲבָל בֶּאֱמֶת לַאֲמִתּוֹ, בְּוַדַּאי אַף-עַל-פִּי- כֵן יֵשׁ שָׁם גַּם כֵּן אֱלקוּת, כִּי בְּוַדַּאי אֵין שׁוּם דָּבָר בִּלְעֲדֵי חִיּוּתוֹ וְעַל-כֵּן אִי אֶפְשָׁר לְהַשִּׂיג כְּלָל בְּחִינַת חָלָל הַפָּנוּי, עַד לֶעָתִיד לָבוֹא:

Р. Нахман из Браслава, Ликутей Могаран, 49

Когда Пресвятой хотел создать мир, был Его святой свет бесконечным, и не было места для сотворения мира. Тогда вынужден был сжать бесконечный свет в разные стороны, и образовалась пустота. И в этой пустоте создал миры.
..Главная цель создания миров – ради царства (малхут), то есть чтобы открыть Свое царство. А это невозможно иначе как с помощью миров, потому что нет царя без подданых. Об этом говорится в книге «Зогар» и в других писаниях.

ליקוטי מוהר"ן מהדורא קמא סימן מט אות ד
כשהשם יתברך רצה לברא את העולם היה אור הקדוש ברוך הוא אין סוף, ולא היה מקום לבריאת העולמות. והוצרך כביכול לצמצם אור האין סוף לצדדין, ונעשה חלל הפנוי. ובתוך החלל הפנוי הזה, ברא כל העולמות. וכל העולמות נבראו על ידי חכמה, כמו שכתוב: "כולם בחכמה עשית". ועקר תכלית בריאת העולמות היה בשביל המלכות, היינו כדי לגלות מלכותו. שזה אי אפשר כי אם על ידי העולמות, כי אין מלך בלא עם. ובשביל זה היה הצמצום של החלל הפנוי, כדי שיהיה מקום לבריאת העולמות, כדי שיתגלה מלכותו יתברך. כל זה מבאר בזהר ובכתבים:

3. Поставь над собою царя
(6) ספר דברים פרק יז
(יד) כִּי תָבֹא אֶל הָאָרֶץ אֲשֶׁר יְהֹוָה אֱלֹהֶיךָ נֹתֵן לָךְ וִירִשְׁתָּהּ וְיָשַׁבְתָּה בָּהּ וְאָמַרְתָּ אָשִׂימָה עָלַי מֶלֶךְ כְּכָל הַגּוֹיִם אֲשֶׁר סְבִיבֹתָי:
(טו) שׂוֹם תָּשִׂים עָלֶיךָ מֶלֶךְ אֲשֶׁר יִבְחַר יְהֹוָה אֱלֹהֶיךָ בּוֹ מִקֶּרֶב אַחֶיךָ תָּשִׂים עָלֶיךָ מֶלֶךְ לֹא תוּכַל לָתֵת עָלֶיךָ אִישׁ נָכְרִי אֲשֶׁר לֹא אָחִיךָ הוּא
...
(יח) וְהָיָה כְשִׁבְתּוֹ עַל כִּסֵּא מַמְלַכְתּוֹ וְכָתַב לוֹ אֶת מִשְׁנֵה הַתּוֹרָה הַזֹּאת עַל סֵפֶר מִלִּפְנֵי הַכֹּהֲנִים הַלְוִיִּם:
(יט) וְהָיְתָה עִמּוֹ וְקָרָא בוֹ כָּל יְמֵי חַיָּיו לְמַעַן יִלְמַד לְיִרְאָה אֶת יְהֹוָה אֱלֹהָיו לִשְׁמֹר אֶת כָּל דִּבְרֵי הַתּוֹרָה הַזֹּאת וְאֶת הַחֻקִּים הָאֵלֶּה לַעֲשׂתָם:
(כ) לְבִלְתִּי רוּם לְבָבוֹ מֵאֶחָיו וּלְבִלְתִּי סוּר מִן הַמִּצְוָה יָמִין וּשְׂמֹאול לְמַעַן יַאֲרִיךְ יָמִים עַל מַמְלַכְתּוֹ הוּא וּבָנָיו בְּקֶרֶב יִשְׂרָאֵל:

Дварим, 17:14-20
(14) Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя, подобно всем народам, которые вокруг меня", (15) То поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой: из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе. (16)... (18) И вот, как воссядет он на престол царства своего, пусть спишет себе повторение этой Торы (Мишне Тора га-зот) с книги, что у священников Левитов, (19) И пусть он будет у него, и пусть он читает его все дни жизни своей, дабы приучился он бояться Господа, Бога своего, чтобы блюсти все слова закона сего и уставы сии, чтобы исполнять их; (20) Чтоб не возносилось сердце его над братьями его и чтоб не отступал он от заповеди сей ни вправо, ни влево, дабы долгие дни пребывал он на царстве своем, он и сыновья его среди Исраэйля.

רמב"ם יד החזקה - הלכות תפילין מזוזה וספר תורה פרק ז
(א) מצות עשה על כל איש ואיש מישראל לכתוב ספר תורה לעצמו שנאמר ועתה כתבו לכם את השירה...

Рамбам. Мишне Тора. Заповеди тфилина, мезузы и свитка Торы.
Заповедь действия для каждого израильтянина написать Книгу Торы для самого себя, как сказано: "А теперь, напишите себе песнь" (...)

Шмуэль,1, глава 8
(1) И было, когда состарился Шемуэйл, то поставил сыновей своих судьями над Исраэйлем. (2) Имя старшего сына его было Йоэйль, а имя второго Авийа; они были судьями в Беэйр-Шеве. (3) Но не ходили сыновья его по его пути, а склонились к корысти и брали взятки и кривили судом. (4) И собрались все старейшины Исраэйля, и пришли к Шемуэйлу в Раму. (5) И сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем; поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как (это) у всех народов. (6) И не понравилось слово это Шемуэйлу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы судить нас. И молился Шемуэйл Г-споду. (7) И сказал Г-сподь Шемуэйлу: послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними. (8) Как они поступали во всех делах со дня, когда вывел Я их из Египта, и до сего дня, и оставляли Меня, и служили иным божествам, так поступают они и с тобою. (9) А теперь послушай голоса их, но предостереги их и расскажи им об обычаях царя, который будет царствовать над ними. (10) И пересказал Шемуэйл все слова Г-спода народу, просившему у него царя, (11) И сказал: вот каковы будут обычаи царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и к всадникам своим, и будут они бегать пред колесницами его; (12) И поставит (одних) у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, а (другие) будут пахать пашни его, и жать жатву его, и делать ему воинское оружие и принадлежности для колесниц его. (13) А дочерей ваших возьмет в составительницы (благовоний), в стряпухи и булочницы. (14) А лучшие поля ваши и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим. (15) И от посевов ваших и виноградников ваших возьмет он десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим. (16) И рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и использует для своих работ. (17) Возьмет он десятую часть мелкого скота вашего; и сами вы будете ему рабами. (18) И возопиете вы в тот день из-за царя вашего, которого вы избрали себе, но не ответит вам Г-сподь в тот день. (19) Но не хотел народ внимать голосу Шемуэйла и сказал: нет, только царь пусть будет над нами, (20) Тогда будем и мы как все народы; и будет судить нас царь наш, и будет выходить пред нами и вести войны наши. (21) И выслушал Шемуэйл все слова народа, и пересказал их в слух Г-спода. (22) И сказал Г-сподь Шемуэйлу: послушай голоса их и поставь им царя. И сказал Шемуэйл Исраэйльтянам: ступайте каждый в город свой.

4. Две Торы

(2) ספר מאור ושמש - רמזי הושענא רבה ד"ה כי
כי תבא אל הארץ אשר ה' אלהיך נותן לך וירשתה וישבתה בה ואמרת אשימה עלי מלך ככל הגוים אשר סביבותי שום תשים עליך מלך וגו' והיה כשבתו על כסא ממלכתו וכתב לו את משנה התורה הזאת על ספר וגו'. ראוי לשים לב הלא התורה היא נצחית ואיך שייך מצוה זו עתה בגלות המר, ובפרט שהרמב"ם ז"ל חשב אותה בין התרי"ג מצות. גם קשה הלא כששאלו מלך בימי שאול הוכיחן שמואל על ששאלו שלא כהוגן, ואם כן איך אמר הכתוב ואמרת אשימה עלי מלך ככל הגוים אשר סביבותי, וכי תעלה על הדעת שהתורה תכתוב על ישראל לומר שישאלו שאלה בלתי הגונה. גם מה שאמר הכתוב וכתב לו את משנה התורה הזאת גם כן אינו מובן, מפני מה דוקא משנה תורה. וחז"ל דרשו מזה שהיה חיוב על המלך להיות לו שני תורות, קשה היה לו לכתוב וכתב לו שני תורות, מהו את משנה התורה הזאת. ונראה לרמוז בזה דהנה בימים הקדושים שעברו מראש השנה עד הושענא רבה הזמן הוא להעלות המלכות שמים שיתגלה מלכותו במהרה על כל העולמות, אשר עתה ניצוצי המלכות היא בהעלם מסובב בקליפות, וצריכים אנו לבנות קומת השכינה ולהעלות ניצוצי הקדושה עד שתתעלה המלכות שמים ויתגלה מלכותו על כל העולמות. ובימים האלו הוא הזמן לעלותה שאז הוא היקף השנה, וצריכים אנו להעלותה כמו שהיה בעת הבריאה.

Р. Калонимус Кальман Эпштейн, книга «Маор ве-шемеш»

«Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: "поставлю я над собою царя» и т.д. , «И вот, как воссядет он на престол царства своего, пусть напишет себе повторение этой Торы (мишне га-тора га-зот». Нужно обратить внимание: разве Тора не вечна? Как же эта заповедь относится к нашему времени, горькому изгнанию, да еще и относит ее Рамбам к числу шестьсот тринадцати заповедей? Еще одна трудность: разве, когда просили о царе во дни Шауля, не возразил на эту просьбу Шмуэль, что неразумна она? А если так, как же написано “и скажешь: «поставлю я над собою царя, как у всех народов, которые вокруг меня»”? Тогда получается, что Тора пишет о народе Израиля, будто у того глупые просьбы. И то, что сказано в Писании: «пусть напишет себе повторение этой Торы», тоже непонятно, зачем вдруг повторение Торы.
Толковали это мудрецы так: должно было у царя быть две Торы, но затруднялся он из-за сказанного «и напиши себе повторение Торы этой»: что это за повторение Торы?
Кажется, это намек на то, что в святые дни между Рош-га-Шана и Гошана Раба наступает время поднимать царство небесное, чтобы раскрылось оно вскоре во всех мирах. Ведь сейчас искорки царства - в нашем мире, окруженные скорлупками, и должны мы устроить возвращение Шехины, и поднимать искорки святости, покуда не восстанет царство небесное, и не раскроется царство Его во всех мирах, как было во время Творения.

ЧАСТЬ ТРИНАДЦАТАЯ. ППП ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ..
Ужасно жарко. Вентиляторы не спасают. Они обложились инструментами – пустоты, принцессоискателями и сидели в пустом пространстве. На мастерской. Фил гремел принцессоискателем.
– Ну так, Фил, а что , ты говорил, с Принцессой случилось?
– Ушла в неописуемое. А людям осталось только песни петь. И друг друга веселить.
– И не только петь, но сначала эту песню надо написать...
– Интересно, как это каждый должен написать ЭТУ песню? А вдруг он напишет не ЭТУ песню, а ТУ? То есть, НЕ ТУ?
– Дрюм-дрюм ТУ-ТУ...
– Вот именно.
Фил продолжил греметь. Гога взял башмак и стал отстукивать в такт .
– Книга, книга, книга.... книга-книга-книииигаааа.... – начал напевать Макс. Маринка смотрела в стенку, Фил в окно. Юра сидел с закрытыми глазами и было непонятно, спит он или нет. Лиля не выдержала..
– Ты что, песню уже сочиняешь? – это она Максу. Пауза..
– нет... наконец очень медленно произнес он... книга-книга-книга... нет-нет-неееет.... я думаю, зачем книга нужна... Вот я раньше думал, что книжка не так и нужны... а если представить сейчас, что мы книжке, а она никому не нужна... это же как страшно становится...
Вот стоит книжка на полке, ждет читателя,который ее раскроет, герои там такие все интересные, а никто ее не читает. Жалко их.
– Ага. А герои только и ждут, чтобы их прочитали..ничем не занимаются. Сели у окошка, и думают: «Где же где же наш читатель... где же где же наш дорогой»... – передразнил его проснувшийся Юра.
– Ну да. а что им еще делать... бедным.. – Макс не почуствовал подвоха, вздохнул.
Юра вскочил:
– Ну а мы что, тоже сидим и ждем , пока нас прочитают??? Нам что, делать больше нечего?? Сели тут! Грустим!! Мы же живые!!! Мы можем сами решать и сами что-то делать!! Мы можем даже сами книжку написать, если захотим!!
– Правильно!! Да! – тут и Маринка завертелась как волчок. – Хватит сидеть! У окошка!! Как герои!! Романтические!!! Давайте писать!!!
– Что? Где? Что мы будем писать и для кого? – это Фил. – Мы же еще не придумали... мы не поняли до конца...
– Как это для кого! Для себя! Чтобы из героев превратиться в авторов!
– А из авторов в читателей!
– А из читателей – в героев!
– О каких читателях вы говорите? – попыталась перекричать всех Маринка.
– О наших!
– Каких наших?
– Ну, тех, которые про нас читают!
– И как вы превратите их в героев? А если они не захотят?
– Да пусть сами решают.. Мы для них место пустое оставим.. вон там, ниже..
– Но о чем же писать, так-таки до конца и не понятно..
– А до конца только в самом конце бывает понятно… А у нас еще середина.

– А для меня? А для меня оставите место? – закричала Принцесса

Пустой лист


Между первым и вторым днем.
Падающая сукка Давида.
ספר עמוס פרק ט
בַּיּוֹם הַהוּא אָקִים אֶת סֻכַּת דָּוִיד הַנֹּפֶלֶת וְגָדַרְתִּי אֶת פִּרְצֵיהֶן וַהֲרִסֹתָיו אָקִים וּבְנִיתִיהָ כִּימֵי עוֹלָם:
Амос, 9:11
В тот день Я восставлю падающую кущу Давидову, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние.

עין יעקב על מסכת סנהדרין אות (קסה)
(קסה) שם אָמַר לֵיהּ רַב נַחְמָן לְרַב [יִצְחָק], מִי שְׁמִיעַ לָךְ אֵימַת אַתִּי בַּר - נַפְלֵי? אָמַר לֵיהּ, מַאן בַּר - נַפְלֵי? אָמַר לֵיהּ, מָשִׁיחַ. וּמָשִׁיחַ - בַּר - נַפְלֵי קָרִית לֵיהּ? אָמַר לֵיהּ, אִין, דִּכְתִיב, (עמוס ט) "בַּיּוֹם הַהוּא אָקִים [דף צז] אֶת סֻכַּת דָּוִד הַנֹּפֶלֶת".

Вавилонский талмуд, трактат Сангедрин, 86б
Сказал рав Нахман раву Ицхаку: Как ты слышал, когда придёт Падающий?
Спросил тот: Что за Падающий?
Ответил ему: Это Машиах.
- Разве Машиаха зовут Падающий?
- Написано же: «В тот день восставлю падающую кущу Давидову» (Амос, 9:11)

Магараль из Праги, «Нецах-Исраэль», глава 35
...И в свете этого (отрывка из трактата Сангедрин) знай, что царства называются «правящими домами», потому что явления, отличающиеся прочностью часто называют «дом» - ведь дом это прочное строение. И об этом, как толковали мудрецы, благословенна их память, написано «и устроял Он дома их» (Исх. 1:22) – царство и священство.
Царство за свою мощь и прочность называется домом, как и священство называется домом за то, что никогда не отменится.
Потому-то и называется царство Давида «кущей», что оно царство б-жественное, не как все прочие царства, в которых нет святости. Поэтому не называется оно «домом», то есть, прочным зданием - ведь только природные вещи в этом мире прочны. А б-жественные вещи в этом мире не прочные, а исключительно врЕменные, подобно куще, которая жилище временное. А проживание в кущах – б-жественная заповедь, которая и должна быть временной, а не прочной. И сказано «В тот день восставлю падающую кущу Давидову».
И вот ещё что. Если дом рухнул, то он считается уничтоженным, и если его отстроят, это будет уже новый дом. И не говорят про дом «восставлю», потому что он уже уничтожен и его как бы строят с самого начала заново. А вот куща, незавершённая и непрочная, в отличие от дома, если упала, легко восстанавливается в прежнем состоянии и вполне подлежит восстановлению. Потому и царство Давида называется кущей и считается подлежащей восстановлению. Даже когда оно упало, оно всё равно называется кущей, потому что быстро и просто восстановить его.

Категория: БМ собранные | Добавил: Tania (2006-06-07)
Просмотров: 644