Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Понедельник, 2024-04-29, 2:11 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Сказки р Нахмана

Сказки р Нахмана./13/2
А утром опять молодая пара стала тосковать, вспоминая того нищего с кривой шеей.

И тотчас — он уже тут, появился и сказал:

— А вот и я! Тогда я благословил вас, чтобы были, как я, а вот теперь дарю это вам на свадьбу!

И вы считаете, что я кривошеий. Нет, шея у меня вовсе не кривая. Напротив, моя шея очень стройная, шея у меня просто прекрасная! Только вот покуда есть всяческая суета в мире, я | не хочу добавлять ерунды к мировой ерунде и поддувать в " суетный ветер мира (потому и представляется, что у него кривая шея, что он не хочет добавлять ерунды к мировой ерунде, поддувая в суетный ветер мира), но на самом деле шея у меня прекрасная, просто чудесная, и голос у меня чудесный. И все голоса, что есть в мире, именно чистые голоса, а не речь, — все я могу извлекать своим голосом. То есть мне на то подтверждение от той страны, все жители которой — большие знатоки музыки. И все очень искусны в игре на музыкальных инструментах, даже маленькие дети. До того, что самый заурядный житель этой страны был бы в другой стране самым выдающимся музыкантом. Ну, а самые искусные, включая царя, — они уже совсем выдающиеся в своем искусстве.

Однажды собрались самые искусные этой страны, и каждый похвалялся своим искусством. Этот похвалялся, что он умеет играть на таком-то инструменте, а тот — на таком-то. А этот — что он умеет на нескольких. А тот — что на всех музыкальных инструментах, какие есть в мире. А этот — что умеет своим голосом подражать такому-то инструменту. А тот — что бухает голосом в точности как барабан. А этот — как флейта, и, когда слушаешь, как будто вдыхаешь изумительный аромат.

Тут я вмешался и сказал:

— У меня голос лучше ваших. И вот докажите, если вы такие искусники в голосах и мелодиях, сумеете ли вы спасти такие-то две страны.

Эти две страны расположены друг от друга на расстоянии ста тысяч миль. И в обеих этих странах не может никто заснуть по ночам. Потому что как наступает ночь, начинают все в голос рыдать — дети, женщины и даже мужчины — все. До того протяжно, что даже камни прижимаются к земле. И все оттого, что в обеих странах слышится ночью такой протяжный крик,

что от него все сами начинают рыдать, а обе страны лежат друг от ДРУга на расстоянии ста тысяч миль. И если вы так искусны в голосах и мелодиях, попробуйте спасти эти две страны. Или, может, вы можете извлекать такой же голос такой же протяженности и направления?! И сказали они:

— Сможешь ты повести нас туда? Ответил я:

— Да, я поведу вас туда.

Тогда вызвались все пойти. А как прибыли на место (как видно, в одну из этих стран), и наступила ночь, услыхали такой протяжный крик, что зарыдали сами (и стало понятно, что, конечно же, не спасти им эти две страны).

Тогда сказал им (этот нищий с кривой шеей):

— Попробуйте хотя бы сказать: откуда все-таки исходит этот крик?

Спросили:

— А ты знаешь?

— Конечно же, я знаю. Есть две птицы. Самец и самка. Единственные в мире. И потерялась самка. И самец долго искал ее. И самка долго искала его. А как поняли, что не смогут найти друг друга, каждый свил себе гнездо. Самец — возле одной из этих стран. А самка — подле другой. И не то чтобы в самой стране, но на расстоянии птичьего голоса. И вот по ночам в каждой из этих стран слышат крик той птицы, которая подле свила себе гнездо. Потому что по ночам они кличут друг друга и так протяжно, что в обеих странах все рыдают в голос и спать не могут всю ночь.

Не захотели поверить этому и сказали:

— Веди нас туда!

— Как я могу повести вас туда, ведь не сможете вы вынести такой протяжный крик. Если вы даже тут не выносите этого крика и начинаете рыдать, то если попадете туда, не выдержать вам его нипочем. Ну, а если, положим, днем, так тоже нельзя идти туда и перенесть радости, потому что днем другие птицы собираются и прилетают утешать каждую из единственной пары и приносят радость такую буйную и говорят им слова утешения, мол, возможно, вы еще найдете друг друга, так что и днем невозможно, — не перенести этой радости.

И голоса этих птиц днем, когда радуются, невозможно услышать на расстоянии, — только когда попадешь туда, на место, ну, а ночью, когда кличут друг друга, слышно очень далеко. Но в любом случае, как уже сказано, невозможно попасть туда.

И сказали:

— Ну, а ты можешь исправить это?

— Я могу исправить, потому что я способен извлекать и | направлять любые, какие есть голоса в мире. И также я могу | сделать, что не будет слышно моего голоса вблизи, а только на \ расстоянии. Таким образом я могу направить и передать голос ;' птицы, пока не достигнет того места, где находится ее дружок. И наоборот, направить голос ее дружка, пока не достигнет подружки. Так они призовут друг друга и соединятся через это.

Но кто поверит тому?

И пошел с ними в лес. И они слышали, как один открыл дверь, а потом возвратился и послышалось, как застонала щеколда, а потом грохнули ружейные стволы — и приказали собаке хватать, и пес шмякнулся и забарахтался, волоча себя в глубоком снегу. И все это они слышали — самые выдающиеся и искусные в музыке — и не видели ничего! И от него также не исходило голоса (только это именно он — нищий с кривой шеей — извлекал своим голосом эти звучания, и они были потом слышны с расстояния. И само по себе стало ясно, что умеет ~ извлекать все голоса и, действительно, направлять их и пере- < давать любые голоса. И таким образом, действительно, может поправить все, о чем рассказано выше).

А теперь вы узнали, что есть мне на то подтверждение от \
этой страны, где все искусны в музыке и в голосах, что мой ''<
голос — чудесный просто. И я могу извлекать все голоса, какие
только есть в мире. И вот сейчас я дарю вам на свадьбу в '
подарок, чтобы были, как я.

Тогда сделались там большая радость и много веселья.

На пятый день опять все веселились, и молодая пара вспомнила про того горбатого нищего. И начали очень тосковать: как взять его сюда, потому что будь и он здесь, была бы тогда настоящая радость.

Только вот и он! Появился и сказал:

— Вот и я! Прибыл к вам на свадьбу.

И обнял их за шеи, и поцеловал, и сказал:

— Тогда я благословил вас, чтобы были как я, а вот теперь дарю вам на свадьбу, чтоб быть вам, как я!

Я не горбун вовсе. Напротив! У меня такие плечи, что несмотря на малую величину, взваливаю многое. И есть мне на то подтверждение.

Так вот, однажды зашел разговор, как люди славятся посредством этого отношения. И над одним все посмеивались и подшучивали. А остальных, похвалявшихся в этом отношении, как посредством малого держат многое, одобрили и приняли все,

что они говорили. Только по возможности посредством малого держать огромное, присущей мне, — она-то намного значительней всех. Потому что один из них было похвалился, что он в относительно малом держит многое, потому что носит в своей голове тысячи и тысячи людей, и все их нужды и потребности, и все их бытие, и все их стремления и движения. Все в отношении всех он носит в своей голове. Так над ним посмеялись просто. И сказали:

— Люди сами по себе ничего не значат, да и ты сам по себе ничего не значишь.

И вызвался другой из них и сказал:

— Вот я видел, как малое наваливает этакое многое! Потому что раз видел одну гору, а на ней — столько мусора и нечистот, что было для меня внове уже одно то, что каким это образом попало на такую гору столько мусора и нечистот?! И был там человек, стоящий у той горы, который сказал:

— Все это от меня!

Потому что этот человек, бывало, сидел на той горе, и всегда мусорил и оправлялся после еды и питья, пока не скопилась огромная куча мусора и нечистот. Вот это действительно, что столь малое навалило столько!

Вот и выходит, что этот человек в таком малом содержит так много мусора и нечистот.

А еще один похвалился, что у него есть то, где относительно малого держится многое. Поскольку есть у него участок, что дает много фруктов. И когда собирают урожай, там не хватает даже места держать собранное.

И все согласились, и одобрили, что действительно, с точки зрения малого держится многое.

А следующий сказал, что есть замечательный очень сад. И в нем роскошные плоды и все прочее. И многие, и многие люди — простые и знатные — приезжают туда, потому что там очень приятно отдыхать. И особенно летом едут туда отдыхать простые люди и господа, так что в действительности нету в саду даже столько места — поместит^ так много народу, такое огромное количество людей. И выходит, что он относительно малым держит многое.

И одобрили также и его речь.

А другой сказал, что его речь содержит многое относительно малым. Ведь он владелец секретов самого царя (потому что он по профессии то, что называется секретарь). И проходят через него множество и множество людей. Этот пришел с просьбами, тот прибыл с восхвалениями, и все, что из этого следует. И конечно же, невозможно царю выслушать всех. Ну а он может собрать все, что они говорят, и соответственно изложить покороче и докладывать перед самим царем это все, включая все

восхваления и просьбы, и все, что они говорят, в форме этаких! коротких докладов. Вот и выходит, что его речь в малом содержит многое.

А один сказал, что его молчанье посредством малого сдерживает многое. Потому что есть много таких, которые его; обвиняют во всех смертных грехах, хулят и много клевещут на него. И на весь этот нескончаемый поток брани и клеветы он отвечает только молчанием. (Таким образом, он отвечает на все своим одиноким молчанием.) Вот и выходит, что молчание посредством малого сдерживает многое.

А один сказал, что он при посредстве малого поддерживает многое. Потому что есть один бедняга незрячий* — он бельмоок. И этот незрячий огромного роста. Ну а его спутник совсем невелик. И водит того — вот и выходит, что этот поводырь поддерживает большого, потому что может поскользнуться и упасть, и этот поддерживает его при ходьбе. И потому при посредстве малого поддерживает многое.

И я (нищий горбун) тоже был там. И сказал:

— По правде говоря, каждый из вас, действительно, посредством малого держит многое. И мне понятны намерения каждого здесь говорившего (и подлинный смысл ваших рассказов). Так вот — последний, похвалившийся, что он поводырь, он значит больше всех вас, — но я несоизмеримо выше. Потому что, похвалявшийся, что он поводырь слепого, который бельмоок и почти что великан, — смысл: что он проводит луну по небосводу, потому что она льет белый свет, и это не подлинно свет, как | известно, а только отражения и блики. А он, поводырь, проводящий луну, сам по себе мал, а луна — сама по себе величина, но благодаря ему существует мир, ведь мир нуждается в луне. Вот и выходит, что он посредством малого поддерживает великое. Однако по возможности посредством малого держать огромное, присущей мне, — это-то намного значительней всех. И вот доказательство.

Однажды была одна группа, изучившая, что у каждого животного есть своя особая тень. И каждое животное обязательно выбирает какую-либо тень, и только в этой тени оно именно селится — соответственно подходящей ему тени. И потому есть у всякой птицы своя особая ветка, и только на ней она хочет селиться. И так они изучили, что можно найти такое дерево, чтобы в его тени поселились все, какие есть, животные, потому что, если все животные выбирают себе тень, то могут они захотеть поселиться в тени одного дерева. А на его ветвях расселятся все птицы. И обнаружили, что и впрямь существует

* 11П] 1)$ сги нагор (арам.) — так очень тактично в особо изысканной речи называют слепого (букв. — достигший большого количества света).

такое дерево. И захотели пойти к нему, поскольку чудесное наслаждение, которое оно источает, не сравнится ни с какими другими, потому что есть там все птицы и все звери, и нету никому ущерба ни от какого животного. И все уживаются друг с ДРУГОМ- И конечно же, это чудесное наслаждение — пребывать там, подле того дерева.

И решали они, в какую сторону пойти. Так случилось, что разделились мнения. И не было перевеса ни той ни другой стороне, поскольку тот говорил, чтобы идти на запад, а тот — на восток. А были такие, что говорили и туда и сюда. И потому не могло быть перевеса, и не могли определить, в какую сторону идти. И явился им один мудрец, и сказал:

— Зачем вы спорите, в какую сторону идти к тому дереву? Изучите сначала, кто те люди, что способны пойти к нему. Потому что того дерева не всякий человек способен достичь. Только тот, чьи качества соответствуют тому дереву. И есть у того дерева три корня. Первый корень — вера. Второй — боязнь. Третий — скромность (простота). А правда — ствол дерева. И оттуда исходят ветви. Вот потому невозможно достичь его — только дано тому, у кого есть соответствующие качества.

И эта группа, про которую мы говорим, — было между ними очень большое единство, и не хотели разлучаться друг с другом: чтобы одни пошли, а другие остались. Поскольку не все были достойны пойти туда, потому что не было у них соответствующих качеств, а только у части. И потому решили все вместе подождать и потрудиться, чтобы у всех эти качества были. Так и сделали. И старались все. Даже и те, у кого не было этих качеств, чтобы удостоиться пойти и достичь дерева. И в конце концов достигли все этих качеств. А когда достигли, пришли все к одному мнению относительно пути, которым идти к дереву. И были согласны все пойти одним путем. И пошли все.

И шли некоторое время, пока не увидели издалека дерево. И присмотрелись, и увидели, что нет дерева на месте. Потому что у дерева нет места вообще. А поскольку нет места, невозможно достичь его.

И я (нищий горбун) был тоже там с ними. И сказал им:

— Я могу привести вас к дереву, потому что если нету у дерева места* вообще, — это значит, что оно выше всякого места (выше всего сущего) и посредством относительно малого удерживает многое, а относительно этого оно и сейчас, как и было всегда, на своем месте, потому что в любом случае ему мало места по сравнению с тем многим, что удерживается при посредстве такого малого. И относительно малое, держащее многое, что есть у меня, — оно абсолютный в этом отношении

—Можно читать "пространство", если кому так угодно (перев.).

предел места, так что оттуда, и как ни забирай выше, нету больше места вообще. И потому я могу вознести вас туда, на то дерево, которое вообще выше всякого места (поскольку оц горбатый нищий, находится относительно места, как на месте, так и абсолютно сверх места, поскольку он — наивысший в отношении малого, держащего многое, потому что от него и выше нету ни кусочка места (пространства). И относительно этого он вообще абсолютно сверх места, а потому он может и с того места, где они находятся, вознести их над местом и далее).

И я взял их, и вознес их на то дерево. А теперь убедились, что есть мне подтверждение, как выше сказано, тому, что относительно малого держу многое по самому большому счету. (Потому он на вид и горбун, что взвалил на себя так много.)

А теперь я дарю вам это в подарок, чтобы быть вам, как я.

Тогда сделались там большая радость и много веселья!

На шестой день опять веселились и также тосковали: как взять сюда того нищего, что был без рук?

Только заговорили — вот и он! Появился и сказал:

— Вот и я! Вот прибыл к вам на свадьбу.

И напомнил им про благословение, поцеловал их и сказал:

— Вы считаете, что я — калека безрукий? Вовсе я не калека. На самом деле большая сила в моих руках, только я не употребляю ее в этом мире, потому что она нужна мне для другого дела. И есть мне на то подтверждение и согласие ст водяного замка.

Однажды сидели вместе одни люд!т, и каждый похвалялся силой, заключенной в его руках. Этот похвалялся, что сила его рук богатырская просто, а тот — что такая-то и такая-то сила в его руках. И так каждый хвалился своей силой. А один похвалился, что у него такая сила в руках, что пущенную им стрелу способен удержать и возвратить на тетиву. Такая у него сила в руках!

Поскольку о том зашла речь, я спросил его:

— Какую стрелу ты можешь удержать? — Потому что есть десятки видов стрел. Так же, как есть десять сортов яда. И как обмакивают ее в этот яд, она наносит такой-то вред, а когда в следующий — она еще ядовитей. И так, один хуже другого. Таким образом, и получаются десять видов стрел, хотя сами по себе стрелы — одного вида. Только соответственно различью в ядах различают и называют эти десять видов стрел. Потому и спросил его: какую стрелу сможешь удержать? И еще спросил:

— Как способен возвратить — до того, как попала в того, в кого пущена, или даже и после того? Он ответил:

— Даже и после того, как попала в того, — могу возвратить.

— А какой вид?

— Такой-то вид!

— Не суметь тебе тогда вылечить царскую дочь, потому что не можешь ты удержать любую из всех десяти видов стрел, а лишь только одну, и потому не вылечить тебе царской дочери!

Еще один похвалялся, что есть у него такая сила в руках, как и у того, у кого он берет (и этим самым он им дает). И в любом случае он — благотворитель. И я спросил: благотворение твое в каких пожертвованиях выражается? (Поскольку есть десять видов пожертвования.) Он сказал, что дает маасаер*. Сказал я ему:

— Не суметь тебе вылечить царскую дочь, поскольку не проникнуть тебе туда дальше одной стены, и потому просто не добраться тебе до нее.

А еще один похвалялся, что у него есть такая сила в руках: поскольку есть люди, занимающие различные должности в мире, и каждый нуждается в мудрости, и вот у него в руках такая сила, что он способен придать им ума и через его ум они утверждаются. А я спросил его:

— Это какая мудрость в твоих руках? — Поскольку есть десять направлений мудрости. Тот ответил: такая-то.

— Если так — не сможешь и ты излечить царскую дочь, потому что не можешь знать биений ее сердца. Потому что есть десять видов биений сердца, а ты можешь знать разве что одно, поскольку у тебя лишь одно направление ума.

А один похвалялся, что когда дует ветер-ураган, он способен поймать его руками и придать ему руками вес, как и тому положено. Я спросил его:

— Который ветер ты можешь задержать руками? — Потому что есть десять видов ветров. Ответил: такой-то ветер. Сказал ему:

— Если так, не суметь тебе вылечить царскую дочь, потому что не проиграть тебе перед нею музыки. Музыка — вот лечение. И есть десять мелодий в музыке, а ты знаешь только одну!

Тотчас отозвались все хором и спросили меня:

— А сам-то ты что можешь?

— Я могу то, чего вы не можете. Точнее, эти самые недостающие девять частей во всяком вашем умении и деле. Значит, я могу все. И вот на то история.

Однажды один царь воспылал страстью к царской дочери. И прибегнул ко всяким уловкам, чтобы ее заполучить. Пока не удалось ему добиться ее. Вот однажды ночью приснился царю

* Букв, десятина — обязательное пожертвование определенной части священникам, не имеющим права на владение землей.

сон, что она стоит над ним и убивает его. И вошел ему этот сон, как заноза, в сердце. Тогда позвал царь всех разгадчиков снов. И разгадали ему сон очень просто. Что просто свершится все как во сне: и она убьет его. И не мог их совет придать царю твердости. Что сделать? Убить ее? Жаль ему ее. Отослать с глаз долой? Досадно ему. Кто другой возьмет ее? Ведь он потратил столько усилий, чтоб добиться ее, и теперь отослать, чтоб кто-то другой прибрал ее к рукам. И тогда уж точно осуществится сон: она ведь наверняка убьет его, если будет с другим. Оставить все как есть?

Крепко схватил сон царя за душу. И стал одолевать царя страх, но не знал, что предпринять. И тем временем стала понемногу уменьшаться любовь его к ней из-за этого сна. И с каждым днем уменьшалась все больше. И тогда и у нее с каждым разом стала уменьшаться любовь к нему, пока не сломалась совсем. И возненавидела она его. И сбежала от него.

И послал царь вдогонку людей просить ее вернуться. Но возвратились люди и сказали, что.она находится возле водяного замка.

Так вот, есть замок из воды. За десятью стенами. И они тоже из воды. И пол и потолок в замке из воды, и деревья вокруг замка и плоды из воды. А как прекрасен замок собой, нет нужды даже говорить, и конечно же, небывалое чудо это — такой замок сплошь из воды.

Проникнуть в замок невозможно — просто любой потонет, кто проникнет туда, поскольку все из воды. И вот эта царская дочь сбежала и пошла к тому замку. И ходила вокруг того замка. И сказали царю, что она кружит подле того замка. И царь со свитой отправился схватить ее. А как увидела это дочь царя, решила бежать внутрь замка; лучше утопиться, чем быть схваченной царем, но авось, все-таки не погибну. И как увидел царь, что она бросается к воде, приказал стрелять в нее. И если умрет — умрет! И выстрелили в нее, .и попали в нее десять видов стрел, обмокнутых в десять сортов яда. И все-таки она бежала внутрь замка. И прошла воротами водяных стен, потому что есть там ворота в этих стенах из воды. И проникла за десять водяных стен водяного замка. Пока не попала внутрь. И упала там без сил.

И вот я (безрукий нищий) лечу ее. Потому что тот, в чьих руках нету десяти видов пожертвования, не может проникнуть за десять стен замка, поскольку потонет там. Вот и царь со свитой преследовали ее и потонули. Но я могу проникнуть за десять водяных стен. А стены эти — они волны морские, что вздымаются стеной, а ветры — они воздвигают волны морские и порождают их. И эти волны — они десять стен — они стоят там всегда, только ветры воздвигают их. И я могу пройти за

десять этих стен. И могу возвратиться и извлечь из царской дочери те десять стрел. И я знаю десять биений крови в десяти пальцах. И на каждом пальце из десяти я знаю его особое, только его, биение. И я могу излечить ее всеми десятью музыкальными мелодиями. И тем лечу ее!

А теперь убедились, какая у меня сила в руках? Я дарю ее вам!

Тогда сделались там большая радость и много веселья!

Эту историю мне* рассказывать очень тяжело было. Однако поскольку начал, обязан я ее закончить. И нету тут ни одного слова, чтоб не было в нем умысла. А кто толк в книгах знает, всяк намек понимает! И вот в отношении тех самых стрел, что есть у него сила в руках возвращать те стрелы, это относительно "... и возьмется за суд рука Моя"**, что в комментарии Ра-ши:*** "Плоть и кровь выпускает стрелы и не может ее вернуть, но благословен Всевышний, выпускающий свои стрелы и рукой своей же возвращающий их". А в отношении того пожертвования, что как бы противостоит стенам вздымающихся волн моря — это относительно "...и справедливость**** твоя как волны морские"*****. А тот ветер, что могут удержать в руках — это относительно "кто собрал ветер в пригоршни свои?"****** И это в отношении мелодии проявляется в другом источнике*******. И десять различных мелодий и десять биений — это тоже проясняется.

Все это слышали в объяснение. Однако кто и что в действительности — это глубоко-глубоко, то есть основа истории, кто на самом деле приведенные в ют, — это глубже, чем можно достать.

Конец истории, то есть то, что было на седьмой день, — про безногого нищего и окончание начала истории про сына царя — не удостоились услышать. И сказал, что не расскажет дальше. Это большая потеря, поскольку уж не удостоимся услышать до прихода Машияха, да ускорится это до наших дней! Амен!

Еще говорю: если б не знал ничего, только бы эту историю, все равно была бы она выдающимся открытием! Повторяю:

'Заключил так историю "О семи нищих" — последнюю свою историю — раби Нахман.

"Второзаконие, 32, с. 41.

***Раби Соломон Ицхаки — автор важнейшего и популярнейшего комментария к Пятикнижию.

****

*****

*Ивр. — справедливость на иврите означает также и пожертвование.

**Исаия, 48, с. 18

***Книга Притчей Соломоновых, 30, стр. 4. *******См. Ликутей Танина раби Нахмана, лист 32, с. 1.

открытием чудесным! И есть в ней великая мораль и глубокое наше учение. И не счесть в ней мудрого и поучительного. Кроме того, в ней рассказывается о многих первых праведниках; от поколения царя Давида, мир ему! Ведь царь Давид — это он стоит на краю земли и взывает к источнику, истекающему от камня на горе, как сказано: "От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего! Возведи меня на скалу, для меня не досягаемую!"

Это прямо слыхали из его уст, и как исходит из его слов: царь Давид — это то сердце мира, что взывает к источнику...

А много еще в этой истории сокрытого.

И благословен тот, кто удостоится приоткрыть сокрытое в ней!

Категория: Сказки р Нахмана | Добавил: Tania (2006-06-14)
Просмотров: 693