Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Понедельник, 2024-04-29, 2:29 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Сказки р Нахмана

Сказки р Нахмана./12/2
Одни говорили, что главная цель в мире — стремиться к почету и уважению. Потому что мы видим: почет — главное в жизни человека. Ведь вот, если кому-то не оказали должного почета и уважения и говорят против его чести и достоинства, — человек чувствует, как будто его убивают, потому что у всех в мире главное в жизни — уважение и почет. И даже после смерти еще больше стараются и следят — уделить мертвецу почет (даже принято говорить и обещать ему: "Мы сделаем все, чтобы почтить твою память!") И даже несмотря на то, что после смерти уж не нуждается он ни в богатстве, ни в чем другом и прочем, и уж не жаждет и не требует ничего — все же именно почести продолжают отдавать ему.

Выходит, что почет — главная цель, к которой стремится человек. И потому нужно искать такого человека, чтоб сколько бы ни получал почета и уважения, еще больше стремился бы и добивался их. То есть, как бы он ни был уважаем и почитаем, никогда бы не удовлетворялся этим, а добивался еще и еще. А поскольку, как уже сказано, почет — главная цель человека в мире, выходит, такой человек преследует главную в мире цель, достигает ее и опять преследует — такой человек достоин того, чтобы быть царем.

И пошли искать такого человека. Пошли и увидели, как несут одного старика-нищего, и идут за ним толпой человек пятьсот, все цыгане, и сам старик — цыган. И этот нищий цыган был слепой и немой и весь исковерканный. А все цыгане, что шли за ним, — это была только его семья, потому что были там его сестры и братья, и все, порожденные его семени, которые смешались и перемешались, сплотились и переродились в одно общество. И все это общество шло за ним и несло его. А этот старик был очень придирчив ко всему, что касалось почтения к нему. И каждый раз приходил в гнев и ярость. И все время приказывал, чтобы его несли другие, и всегда был рассержен на них, и требовал еще большего почитания.

Выходит, что этот нищий цыган, сколько бы ни оказывали ему почета и уважения, всегда требует и добивается еще большего. И очень понравился им этот цыган нищий, и они взяли его царем...

А поскольку также и место, где живут люди, влияет: одна страна влияет больше на то, а другая — на это, стали искать такую страну, чтобы больше всего подходила для их цели: влияла чтобы и побуждала стремиться к почету и власти. И они нашли такую страну и поселились в ней.

Но были и другие, которые говорили, что вовсе не почет и уважение главное в этом мире: главная в мире цель и назна-

чение человека — убийство. Ведь мы видим, что все, что; существует в мире, предназначено к умиранию и уничтожению: и все растения, и животные, и люди, и все, что ни возьми, в мире непременно приходит к своему концу и уничтожению. Выходит, что главная и конечная цель существования — смерть и уничтожение. И потому пришли они сообща к согласию, что конечно же убийство — цель и назначение человека. И стали искать убийцу, чтобы убивал, ненавидел и уничтожал все вокруг, поскольку такой человек и ведет мир к его конечной и главной цели. И уж, конечно, такой действительно достоин того, чтобы быть царем.

Пошли его искать и услышали страшные крики. И спросили: "Откуда и что это за крики такие"? Отвечают им: "Да вот там один зарезал отца и мать". И решили: "Где еще найдешь такого человека, чтобы больше всего приблизился к цели?! Уж если он зарезал отца и мать, такой человек достиг цели и, конечно же достоин того, чтобы быть царем."

И были очень довольны, что так кстати нашли его и поставили над собой царем. И стали искать подходящую для них страну, чтобы влияла и побуждала к убийству. И выбрали себе такое место — среди гор и холмов, что обычно местность убийц. И пошли туда и поселились там со своим царем.

Но были и такие, которые говорили, что только тот может быть царем, у которого изобилие такой пищи, что никогда не ест обычной еды, какую все прочие люди едят, но ест всегда только пищу тонкую и деликатную (как например, молоко, чтобы не повредить низменной и грубой пищей тонкому, возвышенному уму). И только такой человек может быть царем. Но не так уж просто найти такого человека, чтобы совсем не питался той пищей, которой все люди кормятся. И выбрали себе, пока суд да дело, богатого человека, у которого изобилие всякой пищи, чтобы был у них временно царем, покуда не отыщут такого человека, что не питается той пищей, которой все люди питаются. И выбрали себе подходящую для того страну, пошли туда и поселились в ней.

А одни сказали, что должна царствовать красавица. Потому что главная цель и задача человека — заселять мир. Ведь для того и мир создан. Красавица-женщина пробуждает страсть и желание, а это способствует заселению мира. И выбрали себе красавицу, чтобы царствовала над ними. И нашли себе страну и поселились в ней.

И были такие, что сказали: самое главное — речь. Потому что речь — единственное, что отличает человека от животного. И возвышает его над ним. И поскольку речь — главное преимущество человека, это и есть главная и единственная цель. И потому стали искать человека, чтобы был большой оратор,

чтобы владел речью, и, конечно, чтобы знал несколько языков, но самое главное, чтобы как можно больше говорил, потому что такой человек ближе к цели. Пошли и нашли одного сумасшедшего француза, который шел и говорил сам с собой. И спросили его, знает ли он языки. И выяснилось, что он знает несколько языков. Конечно, такой человек близок к цели, поскольку и речью своей владеет прекрасно и языки знает, а самое главное — без конца говорит. И были очень довольны, что нашли его — такого человека, и поставили его над собой царем. И выбрали себе такую страну, которая подходила бы для их цели. И поселились там со своим царем. И конечно, бесспорно, не вызывает сомнения, что уж он-то ведет их за собой прямым путем к заветной цели.

И были такие, что сказали: главное в жизни — веселье. Если рождается ребенок — люди веселятся, если справляют свадьбу — веселятся, если захватывают другую страну — веселятся. Выходит, что главная цель всего, что делает человек, — веселье. И потому стали искать такого человека, чтобы был всегда весел. Потому что такой человек ближе всего к цели, и уж конечно, достоин того, чтобы быть царем. И пошли искать такого человека. И увидели: идет мужик в одной разодранной и грязной рубашке и с фляжкой горилки в руке, а за ним еще идут мужики. И проследили за ним и увидели, что мужик этот всегда весел (потому что всегда беспробудно пьян), и все нипочем ему — никакое горе — не беда (потому что не протрезвляется никогда). И понравился он им очень, потому что прямо достиг всего того, ради чего все делается в мире, — веселья. И взяли его к себе царем. Уж он-то, конечно, прямиком доведет их до цели. И выбрали себе страну, подходящую для их дела, то есть место, где есть виноградники, чтобы делать вино, а из выжимок непременно чтобы гнать самогон, чтобы ничего не пропадало, потому что теперь у них главная цель — напиваться и не трезветь, чтобы всегда пребывать в весельи. Конечно, если разобраться на трезвую голову, нет у них никакой причины, ни повода к веселью, даже скорее наоборот, как говорится, нечему веселиться, только такая уж у них теперь главная цель — уметь веселиться без всякого на то повода.

И нашли себе такую страну, пошли и поселились в ней.

А еще были такие, которые предпочли ум. Отыскали большого мудреца и сделали его своим царем. И отыскали себе подходящую страну, что влияет на развитие ума. Ушли туда и поселились там.

А еще одни говорили: главное дело — следить за едой и питьем, наращивать мышцы, нагуливать тело. Уж это-то полноценная цель, потому что, чем толще ручища и ножища, чем шире в плечах, тем прочней и весомее человек в этом мире

(оттого, что занимает много места и много весит). И стали искать самого здоровенного человека, потому что такой человек близок к цели. И несомненно, достоин быть царем. Пошли искать и нашли огромного здоровяка-венгра. И сделали его царем. И отыскали себе такую страну, чтобы влияла на то... И поселились в ней.

Но были еще и другие. Такие, которые говорили, что это все не настоящая цель. Единственно настоящая цель и смысл жизни только в молитвах Господу, да благословится Имя Его, да в нижайшем смирении и исполнении Высокой Воли Его! И они нашли себе одного такого — Владеющего Молитвой — и поставили его своим царем...

Все это рассказал один из героев Владеющему Молитвой, когда тот подошел к их стану. А про себя сказал, что он из того общества здоровяков, которые считают, что главное следить за едой и питьем, наращивать мышцы, нагуливать тело. И вот однажды один из их станов двинулся в поход. И конечно же двигался ватагой, а за ним обоз с большими запасами еды и питья и всего такого, что необходимо для здоровья. Потому что уж им-то никак нельзя пренебрегать своим здоровьем, ведь они люди рослые и крепкие. Одним словом, герои. И конечно, кто ни попадался им на пути, сторонился и уступал им дорогу. И вот случилось: повстречался им на пути герой — встал против них и не уступил им дороги. И прошел сквозь их ватагу, раскидав их по сторонам. И перепугал всех в их стане до ужаса. И прошел к обозу и съел все, что там было. И это было самое небывалое чудо, которое они видели своими глазами. И тотчас все разом упали ему в ноги и взмолились:

— Будь нашим царем!

Потому что поняли, что такой герой, только он должен, конечно, быть их царем, поскольку считалось у них, что главная цель — быть здоровяком, а он, вот уж действительно, что называется здоровяк. А того, их царя, конечно, по боку, потому что тому где уж тягаться с этим!

Вот так случилось, что стал этот герой их царем и теперь они идут с ним завоевывать мир. Только он, когда стал над ними царем, сказал, что он идет с ними завоевывать мир вовсе не для того, чтобы подчинить его себе, а совсем-совсем с другим намерением.

И спросил Владеющий Молитвой:

— А в чем все-таки геройство его — этого вашего царя? Отвечает ему:

— Выходит так: одна страна не захотела сдаваться под его власть. И взял этот Герой меч — есть у него такой меч, что у того меча есть три силы: одна сила, если поднять этот меч —

оставляют войска и бегут любые, какие ни на есть, полководцы и военачальники...

И как услыхал про то Владеющий Молитвой, понял, что это, конечно, тот самый Герой, что был вместе с ним у царя. И попросился, чтобы позволили ему повидать этого Героя — их царя. Сказали ему, что доложат Герою и испросят у него позволения. И пошли докладывать. И тот разрешил привести его.

И тотчас, как вошел Владеющий Молитвой к Герою, узнали они один другого и не было предела их радости, что удостоились счастья встретить друг друга. И плакали оба от великой радости и великой печали, потому что вспоминали Царя и его людей. Так радовались они и горевали и, проливая слезы горя и радости, рассказывали друг другу, какие превратности произошли с ними и как попали сюда. И рассказал Герой Владеющему Молитвой, что с той поры, как случилась буря-ураган, с той поры, как рассеялись все и потеряли друг друга, тогда, когда возвратился он с того места, куда поднимался, чтобы обновить силу, и когда вернулся, не нашел Царя и всех его людей, побрел он тогда, куда глаза глядят, и миновал всех тех людей, то есть понял, что был на том месте, где были все. Проходил мимо одного места, понимал, что именно это место Царя, и хоть и не мог искать его и найти, только точно знал, что там Царь, а в другом месте понял, что там Царица, хоть и не мог искать ее и найти. И так прошел мимо всех, и только мимо тебя не проходил.

Отвечал ему Владеющий Молитвой:

— И я также прошел мимо всех и мимо твоего места тоже. Потому что проходил мимо одного места, и видел, что стоит там Царский венец, и понял, что именно здесь и находится Царь, хоть не мог искать его и найти. Когда шел дальше, проходил мимо моря, и была в нем кровь вместо воды, и тогда понял я, что оно сделалось от слез Царицы, оплакивающей всех нас. И я точно знал, что Царица находится тут, хоть и невозможно было искать ее и найти.

И прошел мимо моря из молока, и понял: море это сделалось из молока Царской дочери, когда потерялся ее сын, и бил из нее избыток молока. И я точно знал, что и Царская дочь находится тут, хоть и не мог я искать ее и найти. И я шел дальше и видел золотые волосы младенца. И не взял ни одного волоска, только знал, что здесь ее сын, хоть и не мог отыскать и найти его. И шел дальше и прошел мимо моря, и было в нем вино, и знал, что это море сделалось из речений сказителя, потому что он говорит постоянно и слова утешения Царю и Царице, потом поворачивается лицом к Царской дочери, и также пытается утешить ее, и вот из этих его речей образовалось

море вина. Только его самого не отыскать мне. Пошел дальше и увидел: стоит камень и на нем высечено изображение руки со всеми линиями; и я понял, что здесь, несомненно, находится Мудрец (который был у царя) и это он высек эту руку на камне, только его невозможно было отыскать. И так пошел дальше и увидел, на горе стоят в целости и сохранности столы из золота с посудой из серебра, и все прочие сокровища Царя. И понял, что здесь Хранитель Царских Сокровищ, хоть и невозможно было отыскать его. И сказал ему герой:

— И я тоже прошел эти все места. И из золотых волос младенца взял я семь волосков, в которых заключены все цвета, какие есть. И храню их с тех пор, как зеницу ока, потому что не осталось у меня ничего, дороже их. И после остался я на том своем прежнем месте, и поддерживал в себе жизнь, чем мог: травами и кореньями, пока не осталось ничего, чем бы я мог оживлять себя. И тогда пошел, куда глаза глядят, и когда пошел с того места, забыл там свой лук...

И сказал ему Владеющий Молитвой:

— Видел я там твой лук. И хотя знал наверняка, что это твой лук, только не мог отыскать тебя и найти. И закончил Герой свой рассказ:

— А когда пошел оттуда, шел и шел, пока не натолкнулся на эту самую ватагу, и прошел в их стан, потому что уж очень изголодался и хотел есть. И тотчас, как попал в их стан, стали упрашивать меня, чтобы стал над ними царем. И я согласился, и вот теперь иду и завоевываю мир. Потому что надеюсь: может, смогу таким образом отыскать Царя и всех его людей.

И стал Владеющий Молитвой советоваться с Героем: что же делать с этими людьми, жителями страны, что попали в лапы своей жажды наживы и дошли уж до того, что владельцы больших состояний стали у них богами, и прочей всевозможной ерунды, которой они всерьез занимаются.

И ответил ему Герой, что еще от Царя он слышал: из-под власти любых страстей можно вырвать и спасти человека, но только не того, кто попал под власть страсти к наживе. И конечно же, ничего не подействует на них, потому что невозможно отвратить их от этого. Правда, еще слышал он от Царя, что только через тот самый путь к мечу, откуда получил он свое геройство и силу, — только этим можно вытащить и отвратить тех, кто погрузился в эту страсть к наживе и погряз в ней.

И так сидели Герой и Владеющий Молитвой какое-то время, а по делу жителей этой страны, для которых вышел Владеющий Молитвой к Герою, чтобы просить за них, решили продлить им срок, который Герой назначил. Потому что Владеющий Молитвой попросил Героя продлить им срок. И дал им Герой

отсрочку на какое-то время. И еще на прощанье Герой с Владеющим Молитвой обменялись такими приметами, чтобы могли потом знать друг о друге. И отправился Владеющий Молитвой в путь.

И когда шел Владеющий Молитвой своим путем, увидел, идут люди и молятся, и несут с собой молитвенные книги. И испугался сначала их, и они тоже испугались его. И он остановился и стал молиться. Но и они тоже стали молиться. И тогда спросил их: "Кто вы"?

Отвечают ему:

— Когда случилась буря-ураган, тогда разделились все люди по родам своим, эти выбрали то, а те предпочли это, тогда и мы сделали свой выбор: предпочли всегда молиться Господу, потому что Он — источник всего. И нашли себе человека, владеющего молитвами, и сделали его царем.

Как услышал все это Владеющий Молитвой, обрадовался очень, потому что ведь и он любил то же, что и они, и хотел того же. И стал беседовать с ними. И открыл им порядок его молитв и составленные им записи о том, и его размышления. И как услышали его, открылись у них на все глаза, и увидели ту высоту, на которую он поднялся, и тотчас сделали его своим царем, а прежний их царь отказался ради того от царства, потому что все они видели, что пред ними очень-очень великий муж.

И Владеющий Молитвой стал заниматься с ними, и узрели они свет, и сделал он из них настоящих праведников — великих мужей, ведь они и так были с самого начала праведники, поскольку искали света и молитвы, но с тех пор как Владеющий Молитвой пролил им свет в очи, стали они праведниками несравненными и великими. И послал Владеющий Молитвой письмо Герою, и сообщил ему, что удостоился и нашел таких людей себе под стать и сделался их царем.

А жители той страны богатств еще усердней занимались своими делами и обрядами. Ведь тот срок, что им дал Герой, уже подходил, и они боялись очень. И справляли все свои службы и обряды, и приносили обильные жертвы, как у них принято было, мелких животных (то есть людей с небольшим состоянием), воскуривали куренья свои и все время молились своим божествам. А потом решили, что нечего больше ждать — надо посылать в ту, другую страну несравненно больших богатств за помощью. Ведь жители той страны — сплошные боги, и уж конечно спасут их.

И послали туда своих посланцев. И вот случилось, что на пути туда, сбились посланцы с дороги, и набрели на какого-то человека, что шел с посохом в руке. И стоил этот посох, как видно, даже больше, чем если сложить все богатства их богов

со всем богатством той страны, куда они шли, где все сплошные' боги, — стоит этот посох больше, чем все богатства всех богов на свете. Да еще была на нем шляпа с тульей, вся усыпанная; драгоценными камнями, которая тоже, видно, стоила огромное! состояние. И как увидели все это, тотчас упали перед ним на колени с поклонами, потому что сразу признали, что этот бог... да он над всеми их богами бог, поскольку у него такое богатство...

А человек этот был Хранитель Царских Сокровищ. И сказал им этот человек:

— ...И только-то для вас в диковинку. Пойдемте, поведу, покажу вам действительные богатства!

И повел их на гору, и показал во всей сохранности и порядке Царские сокровища. И как увидели они сокровища, тотчас упали перед ним на колени с поклонами, поскольку признали, что этот бог над всеми их богами бог, как они поняли. Только жертвы ему не стали там приносить, потому что, когда их отправляли в дорогу, им строго-настрого наказывали, чтобы в пути никаких жертв не приносить, поскольку боялись, что если ' захотят те дорогой приносить жертвы, никого из них не останется: кто знает, может найдут дорогой какой клад, может пойдет кто из них в отхожее место, да и найдет там сокровища, и как начнут приносить себя в жертву ему, так от них ничего, не останется. И потому предупредили их, чтобы дорогой ни- • каких жертв не приносить. Потому не принесли ему в жертву ' посланцы никого из них, хоть и ясно им было, что этот бог над всеми богами бог, поскольку у него такие несметные и невообразимые богатства.

И задумались посланцы: зачем им теперь идти к тем бо-; гам, — то есть в ту страну великих богатств, где все, как один,; баснословные богачи, и оттого сплошные боги, ведь кто, как не] этот человек может помочь им и спасти, разве не он самое над^ всеми божествами божество и все остальные боги ему и в; подметки не годятся, поскольку у него такие несчетные богат-, ства. И потому стали просить этого человека, чтобы пошел с-ними в их страну. И он согласился и пошел с ними и пришел в.! их страну.

И очень обрадовались все в их стране, и возликовали, что1 нашли себе такого бога, потому что уверили все, что он спасет' их: как же иначе, поскольку у него такие богатства несметные*:; И повелел им этот человек, что до той поры, покуда не; установится исправный порядок в той стране, как положено, никаких жертв приказывает не приносить. (В действительности Хранитель Царских Сокровищ был большой праведник, ведь \ был он из людей царя, и конечно, презирал и ненавидел грязные | и безобразные обычаи и порядки этой страны, но покуда не мог'

отвратить их от этого пути, приказал пока хотя бы прекратить человеческие жертвы.)

И начали жители страны просить его по поводу Героя, который подступил к ним. И он тоже ответил, что, может быть, это тот самый герой (которого он знает). И пошел этот Хранитель и вышел к Герою. И попросил у людей Героя, можно ли повидать его. И сказали, что испросят на то позволения у Героя. И пошли спрашивать. И тот сказал, чтоб ввели его. И вошел Хранитель к Герою, и они узнали друг друга. И обрадовались оба несказанно. И плакали от радости и великой печали, вспоминая Царя и его людей. И сказал Герой Хранителю Царских Сокровищ:

— Так знай! Ведь наичистейший Владеющий Молитвой тоже здесь, и я также виделся с ним. И он уже стал царем.

И рассказал Хранитель Царских Сокровищ Герою, как он тоже прошел то место, и знал, что там Царь, и все места всех людей Царя. Только их двоих не проходил — Владеющего Молитвой и Героя.

И обсуждали они вдвоем, что же делать с этой страной, в которой глупое заблуждение насчет денег всех довело до такой ерунды, что уж дальше некуда. И ответил Герой Хранителю, как и Владеющему Молитвой, что еще от Царя слыхал, что тех, кого обуяла жажда наживы, уж ничем невозможно отвратить и вырвать из-под ее власти. И только через тот путь, что ведет к мечу, можно это сделать. И решили еще продлить им срок. Потому что Хранитель просил за них Героя, чтобы еще им дать срок. И обменялись Хранитель Царских Сокровищ с Героем на прощанье приметами, чтобы могли потом знать друг о друге. И возвратился Хранитель в ту страну богатств.

А когда вернулся, дал им совет, жителям страны. Дескать, он теперь знает силу Героя и откуда он берет эту силу. И рассказал им про этот меч. Что от того меча вся непобедимая сила этого Героя. И потому предлагает им теперь пойти с ним туда, к тому месту меча, и таким путем смогут они тогда устоять против Героя. Такая была у него цель, что если поведет их этим путем, смогут они избавиться от своего заблуждения и от всего, что опутало их.

И послушали они его. И пошел Хранитель Царских Сокровищ, и жители страны послали с ним самых видных своих людей, тех, что считались божествами у них. (И конечно же они пошли в дорогу, обвешенные золотыми и серебряными украшениями, потому что это было главным у них.) И пошли вместе в путь. Хранитель Царских Сокровищ известил Героя, что выходит он с ними в путь, искать то место меча, и его цель — отыскать, если удостоится в этом своем пути, Царя и Его людей.

И откликнулся ему Герой и сказал: "Я тоже иду с тобой!"! И поменял Герой свою внешность, что не поняли люди, что пошли с Хранителем Царских Сокровищ, что это тот самый Герой идет с ними, и поэтому он поменял себя. И пошел он с Хранителем Царских Сокровищ. И решили они, что надо известить о том Владеющего Молитвой. И дали ему знать. И он тоже сказал, что пойдет с ними. И пошел с ними Владеющий Молитвой. И прежде чем отправиться в путь, наказал своим людям молиться за то, чтобы подсобил Господь в их пути найти Царя и Его людей. Ведь всегда-всегда Владеющий Молитвой молился за то, и еще прежде людям своим исправил и уточнил молитвы, чтобы всегда молились о том. А теперь завещал и наказал особо им, что идет к Хранителю Царских Сокровищ и к Герою искать с ними Царя и Его людей, и надо постоянно молиться о том, чтобы удостоиться найти их.

И встретился Владеющий Молитвой с Хранителем Царских Сокровищ и Героем и, конечно же, не было предела их радости, и плакали втроем от великой радости и глубокой печали, потому что вспоминали Царя и Его людей.

И пошли теперь втроем: Хранитель Царских Сокровищ, Герой и Владеющий Молитвой. И вместе с ними пошли те божества, то есть самые видные люди той страны — владельцы самых больших состояний. И так они шли — долго ли, коротко ли — подошли к одной стране. И была там стража вкруг страны. И спросили они стражников, что это за страна, и кто их царь. И ответили стражники, что с той поры, как случилась буря-ураган, разделились все люди по родам своим: эти выбрали то, а те предпочли это. Тогда и они — жители этой страны — определили себе, что главная цель — мудрость. И взяли себе в цари одного большого мудреца, а совсем недавно нашли мудреца уж совсем выдающегося по глубине его несравненной мудрости, и уступил их царь ему царство, и взяли к себе царем этого великого и несравненного мудреца; и теперь он у них царь, потому что для них самое главное — мудрость. И поскольку нашли такого выдающегося мудреца, конечно и несомненно взяли его к себе царем.

И сказали эти трое: "Похоже дело, что это наш мудрец". И спросили, можно ли повидать его, и попросили о том. И ответили им, что доложат ему и испросят его позволения. И пошли спрашивать. И дал он на то позволение. И ввели их к мудрецу, царю этой страны. И узнали они его, а он их, потому что был он тот самый Царский Мудрец. И не было предела радости их, и плакали от радости и печали: как удостоиться найти Царя и всех, кто был с ним! И спросили они мудреца, не известно ли ему что про ту руку, которая была у Царя. И ответил им, что рука у него, только с того времени, как от бури той урагана

рассеялись все, с той поры не хочет он больше смотреть на ту руку, потому что она принадлежит только самому Царю, но он все же переснял и высек слепок с той руки на камне, чтобы иногда немножко пользоваться ей, когда нужно ему для своих дел. Однако же на саму руку не смотрит он никогда.

И они расспрашивали Мудреца, какие превратности произошли с ним и как он попал сюда. И рассказал, что после того как случилась буря-ураган, пошел он куда глаза глядят (и когда шел, миновал все, что и они, только их троих — Владеющего Молитвой, Героя и Хранителя Царских Сокровищ — не проходил), пока не нашли его эти люди и не взяли его к себе в цари. И вот теперь до поры до времени он должен управлять ими по их обычаям и порядкам так, как у них заведено соответственно их уму и развитию, пока постепенно с течением времени не вернет их к правде.

И они заговорили с Мудрецом об этих несчастных жителях страны богатств, которых глупая жажда наживы довела до идолопоклонства. И сказали:

— Возможно, что все, что случилось с нами, не иначе как ради этой страны, чтобы вернуть их к добру. Потому что даже то, что были мы так рассеяны и разлучены, было бы оправдано, настолько ужасно заблуждались они. Если разобраться, ведь и другие все, каждое общество по-своему, тоже натворили достаточно глупостей и поныне каждое в своем заблуждении, и нужно исправлять и спасать, и возвращать всех к истинному смыслу всего, ведь даже те, что предпочли мудрость, не достигли никакой настоящей цели, и также нуждаются в исправлении и возвращении к истине, как и другие, потому что предпочли они только внешнюю сторону мудрости: ученость и вольнодумство, и все-таки их, конечно, значительно легче возвратить к правде и истине, чем всех остальных, но вот этих заблудших и впавших в идолопоклонство деньгам, уже невозможно спасти и оторвать их от этого.

И Мудрец также ответил им, что слышал от Царя, что из-под власти любых страстей можно вырвать и спасти, но только не того, кто погрузился в эту страсть наживы и погряз в ней, и извлечь и отвратить их от этого можно только этим путем к мечу.

И сказал Мудрец, что он тоже пойдет с ними. И пошли они теперь вчетвером. И также эти дурацкие божества пошли с ними.

И подошли к одной стране. И спросили стражу, как и в предыдущий раз, что это за страна, и чем в ней занимаются, и кто у них царь. И ответили им стражники, что с той поры, как случилась буря-ураган, так они — жители этой страны — определили себе, что самое главное — речь. И взяли одного

речистого оратора, владеющего языком, к себе в цари. А потом ] нашли одного человека, что и языком владеет волшебно, и I оратор необыкновенный и выдающийся, и сказитель чудесный, просто такой, что заслушаешься, и конечно, уступил их прежний царь ему царство, потому что более выдающегося оратора не сыскать. И поняли эти четверо, что, конечно, это он — их Сказитель. И опять они спросили, можно ли им повидать царя, и попросили о том. И ответили им, что доложат царю и испросят его позволения. И пошли спрашивать. И позволил им. И прошли они к царю этой страны, и это был тот самый Сказитель их Царя. И он сразу узнал их, а они его. И опять не было предела их радости, и опять плакали от радости и печали... И теперь опять прибавилось их, потому что и Сказитель тоже пошел с ними, и прибавилось им надежды — может, найдут и остальных: Царя, и всех, кто прежде был с ними, потому что увидели, что Господь пособляет им в пути, и они с каждым разом находят друг друга. И решили, что это все за счет Владеющего Молитвой, и оттого, что он идет с ними, находят друг друга и сплачиваются, ведь он всегда-всегда молился за то, и благодаря молитвам Его удостоились они отыскать друг друга.

И пошли они еще в надежде, что удостоятся найти также и остальных. И подошли к одной стране, и также спросили, что это за страна и кто у них царь. Ответили им, что это те, которые предпочли веселье и питье. Что это — главная цель. И взяли одного пропойцу, который всегда весел, чтобы у них был царем. А потом нашли одного человека, который сидел в море вина, и понравилось им это очень, потому что, нет сомнения, этот пропойца — самый великий на свете. И взяли его к себе царем. И они попросили также и здесь позволения увидеться с ним. Доложили о них, и получили они позволение. И вошли впятером к этому царю. И это был тот самый Любимый Приближенный ; Царя. Это он сидел в море вина, которое образовалось из утешительных речей Сказителя. И он сразу узнал их, и они его. , И опять не было предела их радости, и опять плакали от радости ; и печали... И пошел Любимый Приближенный Царя тоже с ними.

И пошли дальше. И подошли к одной стране и спросили стражников, кто у них царь. Ответили те, что их царь — распрекрасная красавица, поскольку она ведет их к главной цели, потому что главная в мире цель — заселение мира. И была у них сначала царицей одна красавица, а потом нашли красавицу во сто крат красивее, просто несказанной красоты, и ззяли ее царицей. И они (эти шестеро друзей) догадались, что, <онечно же, это Царская Дочь, и попросили, как уж повелось \ у них, позволения повидаться с ней. И доложили о них и : получили позволение. И вошли к царице и узнали в ней

Царскую Дочь. И конечно, радости их не было предела. И стали спрашивать ее, как попала она сюда. И она рассказала, что с той поры, как была буря-ураган, и унесла прямо из колыбели такое драгоценное дитя, она в общей панике выскочила вослед и не нашла его, и тогда стало бить из нее молоко и сделалось целое море из этого молока, а потом нашли ее люди этой страны и поставили ее над собой царицей. И была там радость неописуемая, и конечно, также и плакали и горевали о том Младенце, наидрагоценном детище, что пропал у них, и об его отце и матери, ведь он, верно, и не знает — не ведает о них. И вот так получилось: прибыл теперь супруг к этой царице — ведь Герой — это ее (Царской Дочери) муж — вот и выходит, что есть теперь в этой стране царь.

И попросила Царская Дочь Владеющего Молитвой, чтобы походил по ее стране и очистил ее, сколько возможно, от великой грязи ее, ведь поскольку единственным смыслом и целью всего считалось у них это дело, связанное с красавицей, конечно же были очень-очень грязными в страсти этой. И уж дошло до того, что сделали они это своей верой. Вот поэтому попросила Она Владеющего Молитвой, пока суд да дело, очистить их хоть немного, чтобы хотя бы не уподоблялись скоту в такой степени, потому что помимо того, что чудовищно управляло ими это влечение, они еще свято верили, что только это и есть на самом деле настоящая цель и смысл всего (как впрочем и все остальные толки). И оттого, конечно, старались как можно больше преуспеть в этом. Вот потому и попросила его чуть-чуть очистить их, чтобы хоть так те продержались до поры до времени.

Потом пошли все вместе на поиски остальных. И прибыли в одну страну и опять спросили, кто у них там царь. И ответили им, что здесь у них годовалый царь. Потому что они те самые, которые решили, что тот, у кого есть изобилие продуктов и кто никогда не питался грубой пищей, той, которую все прочие люди едят, только тот и достоин быть царем. И поставили временно одного богача царем, а потом нашли человека, что сидел в море молока. И понравилось это им, потому что это как раз человек, который всю свою жизнь питался только молоком и никогда не питался никакой прочей земной пищей. За это и сделали они его своим царем, и потому называют его годовалым, что питается только одним молоком, как годовалый младенец.

И поняли они, что, конечно, это их младенец. И попросили они позволения увидеться с ним. И доложили о них и получили позволения. И вошли, и узнали они его, и он их узнал, хоть и был младенцем, когда потерялся, но ведь был он с самого рождения самым что ни на есть настоящим и законченным мудрецом, потому что родился так — с самой, что ни на есть

полной и законченной мудростью. И конечно же, они узнали^ его, а он их! И конечно же, радость такая была, какой еще не? было, но все же также и плакали — о том, что еще ничего не знают о Царе и Царице. И стали спрашивать его: "Как же ты попал сюда"? И рассказал им, что когда буря-ураган похитила его и унесла, куда унесла, и он находился там, куда его и унесло, поддерживая свою жизнь чем мог, — тем, что находил там, на том месте. Пока не набрел на море из молока. И понял он и точно знал, что море это образовалось из молока его матери,' когда било из ее груди. И стал жить там, на том море из молока, и питался этим молоком, покуда не появились жители этой страны и не взяли его к себе в цари.

И тронулись опять в путь, и прибыли в одну страну, и спросили: кто у них в этой стране царь. И ответили им, что это те, которые определили, что убийство — конечная цель всего, и взяли себе в цари одного убийцу. А потом нашли одну женщину, что сидела в море крови. И взяли ее в цари, потому < что увидели, что, конечно же, она самая великая и кровожадная ' из убийц, поскольку сидит в море крови.

И они попросили, как обычно, чтобы дозволили им увидеться с ней. И те доложили и получили дозволение. И это была ; Царица, которая с тех пор как разлучились все, плакала безутешно. И вот из этих слез образовалось это море крови. И узнали они ее, и она их, и была, конечно же, великая-пре-; великая радость, и все же опять плакали они: что все еще не знают ничего о Царе.

И пошли дальше, и прибыли в одну страну, и спросили: кто у них царь. И ответили им, что это те, которые выбрали себе в ; цари одного весьма уважаемого мужа, потому что самым главным у них считаются почет и уважение, а потом повстречали в поле живущего одного старца и была корона на его голове, и понравилось им это чрезвычайно, потому что видно уж очень ! почитаем он, если, даже живя в поле, увенчан короной, и взяли ; его в цари. И поняли они, что конечно же, это Он — их Царь. И они попросили, как обычно, чтобы дозволили им увидеться с ' ним. И те пошли докладывать и получили на то дозволение. И вошли они к нему. И узнали: ведь это Он! Он — сам Царь! И была такая радость, что невозможно ни постигнуть, ни передать! И эти дурацкие боги были там с ними, и никак не могли понять и постигнуть своими мозгами, что это за радость такая ни за что, ни про что.

И вот теперь, когда снова собралась вся святая дружина вместе, решили послать они Владеющего Молитвой во все эти страны — исправить их и очистить от скверны, и отвратить их от тех глупостей и заблуждений, которые они принимали за свет и истину, — каждую страну от ее глупости и ее заблуж-

дения, ведь все они заблуждались и пребывали во тьме, только каждая по-своему. И теперь, конечно, были у Владеющего Молитвой такая сила и возможность, чтобы идти к ним и исправить все, потому что получил силу, поддержку и одобрение от царей этих стран, ведь здесь теперь были все их цари (ведь каждый из них, вновь нашедших друг друга, теперь был царем какой-либо из этих стран).

И пошел Владеющий Молитвой с их помощью и поддержкой очищать тех от скверны и возвращать их к добру. А Герой говорил с Царем об этой стране богатств, жители которой впали в идолопоклонство наживе. И сказал Герой Царю:

— Но ведь я же слышал из Ваших уст, что только этим путем, что дан мне к мечу — только этим можно извлечь и отвратить тех, кто погрузился в поклонение идолам наживы и погряз в том.

И Царь ответил ему: "Да, это так!" И разъяснил Царь Герою, что у того пути, которым он поднимается к мечу, есть еще путь в сторону, и тем путем попадают на огненную гору, и на той горе возлежит лев, и этот лев, если хочет есть, идет и нападает на стада и добывает себе так пищу. А пастух

Категория: Сказки р Нахмана | Добавил: Tania (2006-06-14)
Просмотров: 663