Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Понедельник, 2024-04-29, 0:57 AM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Сказки р Нахмана

Сказки р Нахмана./12/1
ИСТОРИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ

О ВЛАДЕЮЩЕМ МОЛИТВОЙ*1
Был однажды Владеющий Молитвой, и он проводил время в молитвах, песнях и восхвалениях Господу. Жил он всегда вдали от поселений людских, но принято было у него заходить в поселения. И бывало, заглядывал просто так, обыкновенно к простым людям: беднякам и так — людям невысокого звания. И начинал беседовать с человеком о смысле жизни и обращался прямо к сердцу его, что нету в жизни никакой цели и смысла, если не служить Богу каждым днем своей жизни и не провести всю ее в молитвах и песнопениях, восхвалениях Господу, да благословится Имя Его. И так умножал беседы с Ним, пробуждал речениями своими Его, пока не западали они в его душу так, что побуждали этого человека присоединиться к нему. И если человек высказывал желание идти с ним, брал его тогда и уводил туда, где жил, вдали от поселений людских. Ведь этот Владеющий Молитвой, как уже сказано, выбрал себе место вдали от поселений людских.

В подл. Бааль-тфила — см. комментарии к истории "Об умном и проста-— Бааль-Шсм.

И протекала там напротив речка, и были деревья с плодами! и они питались от тех плодов, а об одежде они там особенно н| заботились.

И так было у него в обычае всегда ходить по поселениян людским, открывать сердца и побуждать людей к служении Господу и идти путем молитвы, песнопенья и восхваленья Творцу. А всякого, кто хотел идти с ним, вел туда, в отдаленно от мирской суеты место. И они там молились и пели песни восхваления, довольствуясь самым скудным и постясь, и испы-1 тывая себя лишениями и постами'/ старались возвысить душу! служением Господу, да благословится Имя Его.

И он давал им сочинения, что были у него, о молитвах, 5 стихах, постах и восхвалениях, — и они этим также занимались всегда. И со временем достигли того, что уже и из тех людей, которых он приводил, находились такие, что уже сами могли идти пробуждать и побуждать людей к служению Господу, да благословится Имя Его. И тогда Владеющий Молитвой разрешил одному идти в жилые места к людям и заниматься этим: | приближать людей к Господу. И сам он никогда не прекращал ходить к людям, убеждать и пробуждать их и уводить из обжитых мест за собой. Пока не заговорили о том повсюду, что пропадают люди по всей стране: такие-то, такие-то пропали и неизвестно куда. У того пропал сын, у того зять, никто не знал, где они, пока не прослышали, что есть такой Владеющий Молитвой и он ходит везде и побуждает людей обратиться к Богу. Только никак не могли уследить и поймать. Потому что Владеющий Молитвой действовал очень умно, и каждый раз менял облик: к этому приходил под видом нищего, а к тому под видом торговца, а к следующему еще в другом каком облике. А когда приходил и заговаривал с людьми и видел, что не сможет воздействовать, как намеревался, тотчас покрывал свои речи таким туманом, что нельзя было понять, к чему он клонит, вроде как и не клонит ни к чему. Только склонял он всегда ко всему хорошему, и цель у него была всегда одна — склонить людей к добру и Богу, но, если уж видел и понимал, что не подействует то, что говорит, на тех людей, -=- сводил и переводил разговор так, что уже не могли они понять, что он пришел к ним со словами добра и правды.

И постепенно заговорили везде и повсюду о нем. И стали думать и помышлять, как бы изловить его. Только никак не могли. А Владеющий Молитвой все так же продолжал со своими людьми вдали от жилых мест жить своей жизнью, молитвами и стихами, постами и восхвалениями Господу, довольствуясь

*На иврите принято выражаться — ЛТ11У что буквально "работа", если уж служение, то не служба, то есть не форма, а суть. (Прим. перев.)

скудным и необходимым. И еще Владеющий Молитвой умел делать так, что мог любого и каждого снабдить тем, что необходимо ему. И если так понимал, что одному из его людей по его склонности и уму, чтобы служить Творцу, ходить разряженным в золото и парчу, предоставлял ему. И наоборот, бывало и так, что какой-то из богатых и знатных, сблизившись с ним и оставив прежнюю жизнь, уходил к ним, и иногда Владеющий Молитвой считал, что нужно этому богачу теперь ходить в рубище сплошном, и делалось так. Все, поскольку знал про каждого, в чем нуждается тот или другой, и предоставлял им. И у этих людей, что старались приблизиться к Господу, да благословится Имя Его, любой пост или любое испытание дороже были им, чем любые удовольствия в мире. Поскольку любое испытание или пост были им любезней и слаще любого удовольствия и наслаждения мира.

И вот однажды была страна, что были в ней большие богатства. Так что все были в ней богачи. Только обычаи и манеры их были уж очень странные и удивительные, потому все у них там велось и управлялось только деньгами. И почет и уважение любого и каждого у них были в соответствии с доходом его: тот, у которого так и так, есть столько и столько тысяч и миллионов, ему такой почет и уважение, а тот, у которого так и этак, столько денег, ему почет и уважение другие. И все только по богатству. И весь порядок власти и возвышения определялся доходом того или другого, а у которого есть так и так, столько и столько тысяч и миллионов, в соответствии с тем, сколько там установлено у них, тот и царь. И так же все звания у них: у которого столько денег, тот возвеличен в такие-то звания и достоинство, а у которого столько и столько денег, тот уже считается в звании и достоинстве другом, а у того столько — тот в третьем, — в соответствии с тем, сколько установлено у них. И так все должности и звания. И еще установлено было у них, если у него такой и такой доход, столько и столько — он так, простой человек. А если еще меньше — то и вовсе не человек, а какое-либо животное или птица. И были у них всякие животные и птицы. К примеру, если у человека денег столько и столько, он считается тигром в человеческом обличье, а столько — пантерой, а столько — курицей. И все, что за этим следует: если у человека мало денег, то только какая скотина или птица. Потому что главное у них — деньги. И почет, и звание, и уважение любому каждому — только по деньгам его.

И прослышали в мире, что есть такая страна, и вот Владеющий Молитвой вздыхал очень о том и, бывало, говорил:

— Кто знает, до чего еще они могут так дойти, в какой обман и заблуждение через то скатиться?

И нашлись такие люди из его людей, что, не спросив его мнения и не сказав ему ничего, пошли туда, в эту страну исправлять ее к добру. Уж больно им жалко было тех, кто впали в такую ошибку и заблуждение по поводу денег, да к тому же и Владеющий Молитвой говорил, что те могут еще дальше скатиться и докатиться неизвестно до чего. Вот потому и пошли они, некоторые из его людей в ту страну в надежде возвратить ее к добру. И прибыли они в ту страну. И зашли просто к одному из жителей ее, по-видимому, к какому-нибудь из тамошних животных (то есть такому, у которого маленький доход, и потому называется у них животным). И заговорили с ним, как у них принято было, о том, что нет в жизни ни цели, ни смысла, если не служить Творцу, и так далее, как обычно они заговаривали с людьми. И он не стал их слушать вовсе, поскольку так уж укоренилось там в головах, что самое главное в жизни — деньги. И пошли и попытались заговорить с другим, и тот тоже не стал их слушать. И как ни пытались разговориться с ним, только и ответил им тот человек, с которым говорили:

— А больше недосуг мне разговаривать с вами! Спрашивают его:

— Отчего же это недосуг тебе? Отвечает им:

— Да оттого, что теперь собрались мы все оставлять страну и отправляться в другие земли. Поскольку видим мы, что самое главное в жизни — нажива. И потому договорились идти в такую страну, в которой сумеем сделать деньги. Иначе говоря, находятся там в земле золото и серебро. Оттого и собрались мы теперь все идти в ту страну.

И еще договорено у них и они хотят, чтобы были у них также звезды и созвездия. То есть тот, у которого значительный доход в соответствии с тем, сколько там установлено, — значит есть у него сила соответствующей звезды, поскольку звезда взращивает золото, ведь та пыль, из которой извлекают золото, — она от звезды, которая сеет в соответствующем месте золотую пыль. Вот и выходит, что золото притягивается от звезд и, если есть у одного так много золота, значит есть у него сила той звезды, следовательно, он и сам звезда. И еще сказали, что будут у них также и созвездия, то есть тот, у которого будет такая-то, такая-то установленная норма, он будет у них созвездием. Таким же путем определили себе королей. Все в соответствии с доходом. И дошли до того, что согласовали между собой также и про божества. Тот, у которого будет самый большой доход, столько и столько тысяч и миллионов — он и будет у них богом. Поскольку боги осыпают его таким изобилием денег, следовательно, он и сам бог.

И еще сказали, что не подходит им этот общий скученный воздух* земной, — вовсе нежелательно им смешиваться с прочими людьми, чтобы не оскверниться, потому что все люди по сравнению с ними грязные животные. И потому решили они отыскать самые высокие горы на земле, чтобы поселиться на них и возвышаться, как и подобает им, над миром. И послали людей отыскать самые высокие горы на земле. И те пошли и отыскали очень высокие горы, и собрались все жители той страны, и перебрались на те высокие горы. И сидели на них, на каждой горе какое-то общество из людей этой страны, и соорудили укрепления вокруг каждой горы, и окружили непроходимыми рвами, так что никак человек не мог попасть туда, кроме как по узкой затерянной тропке, что вела на каждую гору. И выставили еще стражу на расстоянии, что уж никак не мог посторонний приблизиться к ним.

И так сидели на тех горах, и завели там свои порядки, как и сговаривались. И были у них многочисленные боги и божества, в соответствии с доходом. А поскольку самым главным в жизни у них считались деньги, до того, что тот, у кого много их, делался у них богом, — оттого жили они в постоянном страхе перед убийством и грабежом. Ведь отчего же любому не стать грабителем и убийцей, если может сделаться богом на те деньги, которые награбил. И тогда сказали, что поскольку он бог, то оградит себя от того, чтобы убивали его. И грабили, — и определяли обряды и службу, и жертвоприношения, чтоб приближаться и молиться своему божеству. А также приносили человеческие жертвы, и бывало, что человек сам себя приносил в жертву своему божеству, чтобы присовокупиться к нему и в следующем своем воплощении самому стать богом.

И были у них свои службы, и поклонения, и жертвоприношения, и воскурения фимиама своим богам. И конечно же, несмотря на все это, была страна переполнена убийствами и грабежами, потому что тот, кто не верил во все эти поклонения и воскурения, становился убийцей и грабителем, чтобы и у него были деньги. Ведь главное в их жизни — деньги. Потому что за деньги можно купить всякую вещь — еду и одежду, и вся основа существования человека — деньги. И оттого деньги — их вера. И всячески старались, чтобы не было им никогда нехватки в деньгах, ведь деньги суть и основа их веры и их богов. Напротив, нужно стараться прибавлять и накапливать и ввозить капитал в страну из других мест. И выезжали от них торговать в другие страны, чтобы прибавлять капитал и приносить как можно больше денег в их страну. И милостыня и

*Возможно, что более уместно здесь и ближе к подлиннику слово "атмосфера". Мы отказались от него исключительно из стилистических соображений.

пожертвование, конечно же, по их мнению, действия предосудительные — ведь это уменьшает обилие денег, которое дает; им их бог. Ведь важней всего — деньги. И если это убыток и ущерб капиталу, понятно, что у них запрещено давать милостыню и пожертвования. А также, конечно, были у них ответственные и уполномоченные наблюдать над каждым, есть ли у него действительно столько денег, сколько он говорит. И потому каждый обязан отчитываться всякий раз о своем богатстве, чтобы находиться в том звании и достоинстве, которое получено им в соответствии с доходом. И случалось так, что из животного делался человек, а из человека — животное, то есть один терял свое богатство, и тогда из человека делался животным, поскольку нет уж у него богатства, и наоборот, — кто-то приобретал богатство, и тогда делался из животного человеком. И так — все прочие звания и достоинства, соответственно богатству, как уже сказано. И были у них изваяния и портреты их богов, у каждого там были портреты его богов, и их обнимали и цело- вали — те портреты и изваяния, — ведь в том и заключались их вера и преклонение.

И вот люди Владеющего Молитвой, которые побывали там, возвратились и рассказали ему, до какой степени заблуждения и глупости дошли в той стране из-за того, что смутила и привела их к тому жажда наживы, и как собрались те перебраться в |другую страну, чтобы самим создавать себе звезды и созвездия... И отозвался на то Владеющий Молитвой и сказал, что он очень боится, как бы ни пошло это заблуждение у них еще дальше. И тут слышит, что они уже создали сами себе богов. Отозвался опять Владеющий Молитвой и сказал, что этого как раз он и ^боялся, именно это и тревожило и беспокоило его с самого начала. И горько стало ему и обидно за них, и жаль их очень. И решил он сам пойти туда, авось, отвратит их от этих ошибок. 1

И вот пошел он туда. И дошел до стражников, что стояли вокруг горы. Стражники эти, конечно, люди маленькие, незначительные, позволительно которым дышать внизу общим |земным воздухом. Не то, что те, у которых есть положение, соответствующее их деньгам, и которым, конечно, никак не подобает смешиваться с людьми и дышать общим воздухом, чтобы не оскверниться. И также не подобает им и вообще нельзя * разговаривать со всеми прочими людьми, чтобы те не осквернили их глупостью и суетой своих речений. Но только и у стражников, хоть и были они люди невеликие, не то что те, наверху, только были и у них портреты и изваяния своих богов, и они обнимали и целовали их каждый раз, поскольку ведь и у них главной была вера в деньги.

И подошел Владеющий Молитвой к одному стражнику и начал говорить с ним как обычно о цели и смысле жизни, что

в жизни есть только стоящая цель — служить Господу, выполнять Его заветы, молиться и творить добро, а деньги — деньги сами по себе просто глупость, и никакой не смысл жизни, нету в них ничего такого... А стражник не слушал его вовсе, поскольку так уж глубоко засело в них за многие годы, что главное в ясизни лишь деньги и нет ничего важнее их. И пошел Владеющий Молитвой к другому стражнику и заговорил с ним. Но тот тоже не стал слушать его. И так подходил он к каждому из стражников, и ни один даже не прислушался к тому, что он говорит.

Рассудил про себя Владеющий Молитвой, и вошел в их город, который был на горе. И когда попал туда, не могли они там надивиться, как он попал туда. Это было для них просто чудо. И спросили его:

— Как ты попал сюда?!

Ведь невозможно было ни одному человеку попасть туда, к ним.

Отвечает им:

— Как попал, так и попал! После того, что я уже здесь, к чему теперь ваши расспросы!

И начал Владеющий Молитвой говорить с одним из них о жизни и о смысле ее, как обычно он заговаривал, а тот даже и не слушал его. И так со вторым, и с третьим. И со всеми остальными: и все без толку. Так уж укоренилось у них их заблуждение. И только было чудно и удивительно всем жителям того города, что откуда ни возьмись появился у них человек и говорил им все как раз наоборот, — все то, во что они верят, ведь и так ясно и несомненно. И тогда сами по себе почувствовали они и догадались, наверное, что этот человек и есть тот самый Владеющий Молитвой, — ведь к тому времени и до них дошли слухи, что есть на свете такой Владеющий Молитвой. Ведь уже тогда шел о нем слух по всему миру, и повсюду назвали его так: "Этот Боголюбец, Владеющий Молитвой". Только не могли никак выследить его и схватить, потому что он менял облик свой каждый раз и перед любым и каждым представал в другом облике. Тому казался торговцем, а тому — вроде нищим. А потом тотчас исчезал.

И вот, однажды был герой, вкруг которого собрались еще герои. И этот герой со своими героями ходил и захватывал страны. И не хотел ничего, кроме подчинения себе. И если страна подчинялась и смирялась перед ним, оставлял ее, а если нет — покорял и опустошал. И так он шел, захватывал и покорял всех, и не хотел никаких их богатств, никаких денег, никакой дани, а только подчинения. И было у него заведено, что прежде посылал своих героев, тогда как сам был еще за

пятьдесят верст от страны, чтобы покорились ему. И так всегда»
шел и захватывал страны.

И купцы той страны богатств, которые бывали по своим торговым делам в других странах, возвращались и рассказывали у себя в стране про него. И напал на них большой страх. Ведь несмотря на то, хоть и готовы были подчинить себя ему, | прослышали они о нем, что он презирает богатство и вовсе не! денег жаждет. И это было для них как раз противным всему ; тому, во что они верят. И потому было невозможно подчиниться | ему, ведь это для них вроде уничтожения, поскольку он совсем ] не верит в то, во что они верят, то есть в деньги. И напуганы | были очень и стали справлять службы своим богам и приносить '' им жертвы. Бывало, брали какое-нибудь мелкое животное (того, у кого мало денег, и он считался животным у них) и приносили его в жертву и все прочее, как у них было заведено в поклонении своим богам.

А герой продвигался все дальше и уже приближался к ним. И вот уже послал к ним, как обычно делал, своих героев, узнать, собираются ли покориться ему. И напал на них ужасный страх. И не знали, что делать. И посоветовали им те люди — их купцы, мол, были они в такой стране, что все жители ее — все до единого боги. И при ангелах ездят. То есть все жители той страны от мала до велика — сплошь сказочные богачи, до того, что даже самый малый и незначительный среди них по здешней мерке выходит бог, и ездят они при ангелах, поскольку убирают своих лошадей с таким богатством в золото и все такое прочее, ; что только убор одной лошади как раз по подсчету стоит столько, сколько здешний ангел. Вот и выходит, что ездят они при ангелах, если запрягают три пары ангелов в коляску и едут себе с ними. Вот потому нужно посылать за помощью в ту страну, и они, конечно, помогут, ведь все там боги. И все с радостью приняли этот совет, поскольку поверили, что, конечно же, придет им оттуда спасение, ведь они все там одни сплошные боги.

А тем временем Владеющий Молитвой решил опять пойти в эту страну богатств, попытаться еще раз, может, все-таки удастся отвратить их от их глупостей и ошибок. И пошел туда, и подошел к стражникам, и опять заговорил с одним из них, как и принято было у него. И рассказал ему стражник про того героя, мол, все они сейчас в страхе и панике из-за него. И спросил его Владеющий Молитвой, что же они теперь собираются делать. И рассказал ему стражник про то, что они решили послать в ту страну, где все одни сплошные боги, за помощью. И рассмешил этим очень Владеющего Молитвой, и тот сказал ему: "Ну разве не страшная глупость все это, ведь эти самые жители той страны — такие же точно люди, как и вы, и вы

тоже, и все ваши боги и божества — все просто люди, а и никакие не божества, и есть только один-единственный в мире Творец, да благословится Имя Его. И только Ему нужно служить, и Ему молиться — ив этом весь смысл всего.

И как дошло до этих слов Владеющего Молитвой, уже не слушал его тот стражник, потому укоренилось в них за долгие годы это заблуждение, что деньги — основа всего. Но все-таки, несмотря на это, еще много и долго говорил Владеющий Молитвой, пока в конце концов не ответил ему стражник:

— А что кроме того я могу поделать? Ведь я всего-навсего обыкновенный смертный.

И это уже отрадно было слышать Владеющему Молитвой, потому что понял, что начали его речи немножко доходить до стражника, проникать в его уши, поскольку то, что говорил прежде, в первый раз Владеющий Молитвой этому стражнику, и то, что говорил сейчас, сложилось вместе, и все же отозвалось как-то в сердце стражника, так что уже начал он колебаться и чуть-чуть задумываться над тем, что прежде не вызывало у него сомнения.

И так пошел Владеющий Молитвой к другому стражнику и тоже начал говорить с ним, как с предыдущим, и этот тоже вначале не слушал его, но тоже в конце-концов сказал:

— Да что я могу один против всей страны?

И так примерно все стражники отвечали ему после того, как поговорил со всеми.

Потом вошел Владеющий Молитвой в город. И начал снова говорить с ними как обычно о том, что все они заблуждаются и совершают странную ошибку, и не в этом вовсе смысл жизни, надо только служить Господу, выполнять Его Завет, молиться и творить добро... И не слушали его, ведь укоренилось в них уже их заблуждение за долгие годы. И рассказали ему про того героя и что хотят они послать за помощью в ту страну, где все боги от мала до велика. И он говорил, что это глупость, что все только люди, и не смогут помочь им никак, потому что и там такие же люди, как и здесь, и нет никаких таких богов, есть только один-единственный Творец всего, да благословится Имя Его, и еще о другом, и все пытался объяснить. А по поводу этого героя сказал:

— А это не тот ли самый герой?

И непонятны были эти слова его. А он ходил от одного к другому и говорил со всеми, а по поводу этого героя говорил каждому:

— А это не тот ли самый герой?

И ни один не мог понять того, понять его слов, на что намекает он.

Между тем, пошли по городу слухи, что откуда ни возьмись появился один, который говорит такие странные речи и насмехается над всем, во что они верят, и говорит, что есть всего один Бог... А о том самом герое он говорит так-то и так-то, совсем уже что-то непонятное. И поняли, что, конечно же, это и есть тот самый Владеющий Молитвой, ведь уже много были наслышаны про него. И приказали выследить его, задержать и поймать. И хотя он менял свой облик каждый раз, раз выглядит торговцем, другой раз — нищим, только ведь и они тоже знали о том, что он меняет свой облик, и приказали следить за ним и изловить. И следили за ним, пока не выследили и не задержали. И вот привели его допрашивать к министрам, и начали те расспрашивать его. И он сказал им все то же самое, что они все в большом заблуждении и совершают ужасную глупость и ошибку, и не в этом вовсе смысл жизни... И есть только один Творец, да благословится Имя Его... а жители той страны, про которую они говорят, что все там сплошь божества, ничем не смогут им помочь, поскольку они всего-навсего только люди...

Так он говорил им, и они решили, что он сумасшедший, ведь у всех жителей этой страны укоренилось уже заблуждение, что только деньги главное в жизни, и тот, кто говорит, что они заблуждаются, и идет против их мнения, конечно же, должен быть принят за сумасшедшего. И спросили его: "А что ты такое говорил об этом герое, мол, не тот ли самый герой? Что же означают эти твои слова?"

Отвечает им:

— Так вот! Был я у одного царя и потерялся у него герой. И если этот герой тот самый, так я знаком с ним. Более того, то, что вы так уверены в той стране, про которую вы говорите, будто все там сплошные боги, — это, конечно, глупость, поскольку они не смогут помочь вам, и по моему мнению, если будете так полагаться на них, наоборот — это и будет то, что погубит вас окончательно!

И спросили его:

— Откуда ты все так знаешь? Ответил им:

— Потому что у того царя, у которого я был, была у него рука... То есть такое изображение кисти руки с пятью пальцами и всеми начертаниями линий, которые есть на руке, и эта рука была картой всех миров и всего сущего от сотворения неба и земли до самого конца, и всего, что будет потом, — все начертано на той руке. Ведь в тех линиях руки рисунок становления всего мира в целом и во всех деталях его, подобно изображенной на карте местности. И были там начертаны среди линий руки еще как бы буквы, подобно тому, как на рисунке карты делают буквенные подписи под каждым начертанием,

чтобы знать, что то или иное значит, здесь, к примеру, такой-то город, а там — такая-то река, и тому подобное. Точно так же складывались испещрения линии той руки подобно буквам под всякой и каждой вещью, очерченной там, чтобы знать, к чему эта вещь относится. И были там обозначены все вместе и по отдельности все, какие ни на есть страны и города, и реки, и мосты, и горы, и все прочие и любые подробности. И все, что над землей и под землей и на земле — этот мир и все другие и остальные — все начерчено было на той руке. И под каждой вещью буквами было написано ее название: это — такая-то вещь, а то — такая-то. И все какие ни есть люди в их движении и передвижении в той или иной стране, и все, что с ними случается и приключается, — все начертано и записано там. И также обозначены все пути из страны в страну, и между всеми странами, и из всякого места во всякое и любое другое. Вот потому-то я знал, как попасть в этот город, ведь ни один человек не сумеет проникнуть сюда. И если хотите послать меня в другой город, я также знаю дорогу туда. Все — благодаря этой руке. И также начертаны были там пути из одного мира в другой, ведь есть путь, ведущий с земли в небеса, только нужно знать, где лежит этот путь. И там, на ладони, были начертаны все пути из одного мира в другой. Ведь пророк Илья взошел на небо по одному пути, и был записан там этот путь, Моисей взошел другим путем, и этот путь также был записан там, а Енох* — третьим, и вписан был там также и этот путь. И так все пути из одного мира в другой, все выше и выше, все записано там, в линиях руки. И также всякая вещь, по мере возникновения ее со времени сотворения мира, и все, что с ней станет потом. К примеру — Содом. Описан там, каким он был, когда был населен и обжит, до того, как был уничтожен. И был нарисован уничтоженный Содом, как город разрушается, также и был нарисован Содом такой, какой он сейчас, после разрушения. Ведь было записано в линиях той руки все, что было, и все, что будет! И видел я на той руке, как та страна, про которую вы говорите, что все там боги, вместе со всеми пришедшими получать у них помощь, канет в бездну.

И было чудно им и удивительно слушать все это, поскольку видно было, что правду он говорит, да и к тому же известно, что именно так все изображают на карте, и поняли: похоже, что действительно правда это. Потому что и в самом деле можно увидеть, если проследить, как соединяются и складываются две линии на ладони, получается буква (и потому поняли, что такие

"Пятикнижие, Бытие, гл. 5. См. также Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей (Бялик и Равницкий). Берлин, 1922. Библиотека Алия, 1981," с. 29-30.

веши невозможно просто так выдумать из головы, и было им чудно и удивительно). И спросили его:

— Так где же он, этот твой царь?! Пусть подскажет нам путь, как найти побольше денег! Отвечает им:

— А вы все еще хотите денег! Про деньги не упоминайте даже!

Спрашивают его:

— Пусть даже и так! Так где же он, этот твой царь? Отвечает:

— И я тоже не знаю, где царь находится. А дело было так.

Жили-были однажды царь и царица. И была у них единственная дочь. Вот подошло ей время на выданье. И стали спрашивать у советчиков совета: кто более других достоин быть ей мужем. И я тоже был там, среди тех советчиков, потому что любил меня царь. И посоветовал я отдать ее за героя. Из-за того, что герой оказывал нам не раз услуги, завоевав несколько стран. И потому заслужил, чтобы выдали царскую дочь за него. И понравился мой совет и одобрен был всеми, и все согласились, и была большая радость, что нашли жениха царской дочери. И выдали царскую дочь за героя.

И вот родила царская дочь сына. И был младенец такой красавец, что просто совсем нечеловеческой была красота его. И были его волосы из чистого золота, и переливались всеми цветами, какие есть в мире, а лицо было как ясное солнце, а глаза — как два огня небывалые. И был младенец с самого рождения самым что ни на есть мудрецом, потому сразу заметили, что если возле него люди разговаривали и обсуждали что-то, тогда, когда нужно было рассмеяться, младенец смеялся. И так во всех других случаях. И поняли, что это настоящий что ни на есть мудрец, только покуда не может делать то, что большие, двигаться, разговаривать и все прочее, что дано взрослым.

И был у царя велеречивый сказитель и оратор, который владел всем искусством красноречия и слова, и мог складывать, говорить вымыслы, занимательные и чудесные речи и песни, и славословия царю. И был он сам по себе сказитель замечательный, и все же царь сам направлял его и указывал, каким путем получать силу в мудром волшебстве слова, так что сделался тот сказителем удивительным и чудесным просто. Также был у царя мудрец. И мудрец был и сам по себе настоящий мудрец, и все же царь направил и указал ему путь, как подняться к вершине мудрости и получить ее, и оттого сделался мудрецом необычайной и небывалой доселе мудрости. Также и герой. Он и сам по себе был герой: и все же царь указал ему путь, как возвыситься и обрести чудесную силу. И оттого сделался тот героем непобедимым и грозным. Потому что есть меч и висит тот меч в воздухе. И у того меча есть три силы. Если поднять этот меч, оставляют войска и бегут любые полководцы и военачальники, и это в любом случае поражение неприятеля, поскольку, если военачальники и полководцы уносят ноги, некому управлять войной, и тогда, конечно, уже нечего рассчитывать на победу. Только, несмотря ни на что, возможно, что оставшиеся будут продолжать войну. И вот этот меч обоюдоострый, отточенный с двух сторон, и есть в каждой стороне своя сила. Одной стороной разит всех. Другой — посылает хворобу, что зовется цингой, когда чахнет и усыхает плоть, и, как известно, становится человек, не приведи Господи, как гнилой сноп соломы. И вот, стоит только взмахнуть на месте этим мечом, и если меч повернут одной стороной — скосит всех врагов, а если другой — нашлет на них хворобу. И это царь указал герою, как добыть этот меч, и вот оттого у него такая сила и мощь.

И также и мне указал царь путь. К тому, что мне нужно. И нашел я там все то, что я искал.

И вот: был у царя любимый приближенный. Также и сам он любил царя самой чудесной и небывалой любовью. До того, что даже и часа они не могли выдержать врозь. Только ведь вот есть часы, что приходится, хоть не надолго, да расставаться. И на этот случай были у них изображения обоих вместе и они утешались этим изображением в то время, когда не могли видеть друг друга. И на тех изображениях запечатлено, как царь и его любимец любят друг друга, обнимают и целуют друг друга в великой преданности и любви. И была особая чудесная сила в этих изображениях, и тому, кто смотрел на них, являлась и приходила к нему самая необыкновенная и высокая любовь. И этот самый любимый царем приближенный тоже получил любовь на том месте, на которое указал ему царь.

И пришел час, когда пошел каждый из людей царя на то место его, откуда черпал каждый свою чудесную силу — настало время каждому из них подняться туда, чтобы обновить свою силу.

И пришел день, и случилась по всему миру страшная буря-ураган. И смешала и перемешала весь мир целиком. И сделала из моря сушу, а из суши — море, из пустыни — жилые места, а из жилых мест — пустыню. И влетела эта буря-ураган в дом царя, и не повредила ничего, не разрушила, только унесла дитя царской дочери. И посреди переполоха, тотчас как унес ураган такое дорогое и возлюбленное дитя, вбежала царская дочь, за ними пытались догнать также и царица и царь. И так растеряли, видно, друг друга из виду, и рассеялись среди переполоха и шума, и теперь неизвестно, где они.

А мы все не были при том, поскольку каждый из нас пошел тогда на его место, обновить свою силу. И как воротились обратно, не застали никого из них. Также и та рука исчезла тогда. И с той поры рассеялись все. И с той поры уже не можем мы и каждый из нас подняться туда, на то его место, обновить силу. Ведь после того как перевернулся мир и все смешалось в нем: суша стала морем, а море — сушей, жилые места — пустыней, а пустыня — жилым местом, и так все... конечно же, невозможно теперь подняться по тем прежним дорогам, поскольку теперь нужны другие пути, соответственно той перемене мест, которая произошла в мире. И потому уж больше не могли мы вернуться и подняться каждый на свое место, чтобы обновить силу. Но даже и след, оставшийся в каждом из нас, даже и это само по себе уже довольно много (и оттого, как видно, все-таки сохраняется сила).

И если этот герой, которого вы так боитесь, тот самый герой, что был с нами у царя, — он, конечно, действительно большой и настоящий герой.

И они слушали это — все, что рассказал им Владеющий Молитвой, и были в большом удивлении и замешательстве. И все же не захотели отпустить его и оставили у себя. (Может, действительно, это — тот самый герой, что был с ним у царя, тогда пригодится, что Владеющий Молитвой знаком с ним).

А герой продолжал продвигаться, все приближался, и с каждым разом посылал с наказом посланных своих, пока не приблизился и подступил к ним. И встал под городом и послал к ним посланцев своих, и перепугались там страшно. И попросили у Владеющего Молитвой, чтобы дал им совет. И сказал Владеющий Молитвой, что нужно узнать путь и привычки этого героя, чтобы тем самым определить, тот ли это герой. И пошел Владеющий Молитвой и вышел к герою. Подошел к его стану и завел беседу с одним из его героев (который, как видно, охранял лагерь). И спросил его про их геройские дела и как так случилось, что они объединились вокруг героя.

И тот ответил ему:

— А дело было так... И все оттого, как оно и записано у них в хрониках, что случилась буря-ураган по всему миру, и перевернула весь мир. Моря обратила в сушу, а сушу — в моря, города — в пустыни, а пустыни — в города... И смешалось все в мире. И после всей этой суматохи, что поменялся весь мир, решили люди мира сделать себе царя. И вот стали изучать и искать, кто бы такой подошел, чтобы сделать из него для них царя.

Изучали-изучали, и определили:

"Поскольку самое главное в этом мире — достижение цели, и потому тот, кто больше всего стремится и добивается достижения главной в мире цели — тот и достоин быть царем."

И начали изучать, какая же в мире главная цель. И были у них на этот счет разноречивые мнения.

Категория: Сказки р Нахмана | Добавил: Tania (2006-06-14)
Просмотров: 661