Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Воскресенье, 2024-04-28, 4:37 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Книга про Сад, пустоту и героев(2006)

09.Часть девятая.
ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ. ШАББАТИОН.

Для подготовки к шабату все жители лагеря разошлись по разным группам, по своему выбору, – для разговоров на разные темы.

Разговор про время вел , конечно, Олег. Начал он так.

Этюд «Остановка времени»
(Влада, Ира)

Жил-был на свете наместник. И узнал он о пропавшей принцессе, которая находится в заточении. Решил наместник спасти принцессу, запертую в жемчужный замок на золотой горе. И отправился он в путь. Шёл он долго, и вдруг он забрёл в пустыню и встретил там великана. И указал ему великан путь ко дворцу. Отправился наместник ко дворцу, и увидел он перед собой песочный дворец. Зашёл он в него и увидел множество книг и стал листать он эти книги и думать, как вызволить принцессу. Множество книг он прочитал, и в одной из них он нашёл способ остановить время. Замерло всё: листики на деревьях, чай в чашках, а главное – стражи, которые охраняли принцессу. И вызволил наместник свою принцессу. И жили они долго и счастливо.

Шабат – это что-то вроде дырки во времени , – начал Олег. – Вот, например, говорят, что в церемония встречи субботы, составленная н-лет назад, с тех пор, хоть и изменялась в зависимости от обстоятельств, но по сути своей и в основе своей была построена на молитвах и мелодиях, сочиненных давным давно – и потому, сейчас , когда мы пропеваем эти молитвы на определенный мотив, оказывается, что в них –ну то есть внутри этих слов и мелодии мы оказываемся как бы вместе с людьми, которые пели то же самое , скажем , 500 лет назад..... И туда, в эту церемонию, в эту "дырку во времени", можно убежать...
А где, кстати, Лиля ?

Разговор про пространство.

Андрей убрал гитару и говорит:
– А где Гога с Филом?
Света вскочила и говорит – я их только что видела, что-то срочное их задержало, сейчас подойдут.. Продолжай, пожалуйста..
Тогда он спрашивает:
– Ну вот, а как вы думаете, шабат – это что?
– Ну день такой... особый..
– Церемония..
– Суббота.... – послышались голоса. Андрей на все кивал головой, как будто соглашался, но ждал чего то еще...
– Принцесса! – это, конечно, Саша
– А сам то как думаешь? – наконец, спросил кто-то..
Похоже, он обрадовался , что его спросили, и начал излагать теорию:

– Все это правда, конечно – говорит, – Но вот интересно – если бы шабат был не во времени, а в пространстве – то что это было бы? Говорят, что в шабат мир отдыхает и ничего нового по идее, создавать намеренно не нужно – тогда получается, что шабат – это что-то вроде пустыни, которая создает тебе условия, чтобы ты занимался собой, а не всем, что вокруг тебя. Если уж строить – то в себе, если думать – так по-настоящему... Это, кроме того, похоже на состояние, когда еврейский народ после выхода их Египта 40 лет ходил по пустыне... тоже, наверное, думал.. Ну а теперь это состояние пустыни повторяется каждую неделю...

Разговор про горячую воду и Самбатион.

Говорить начал, конечно Ларнацкий.
– Ну все, все подготовили к встрече субботы? Все чистые? Горячая вода была? Очень горячая? Огненная? Да, это вы еще не знаете, что такое огненная!
Вот, кстати, в реке Самбатион – слышали про такую? – вода на самом деле, как говорят, огнем и камнями течет... всю неделю... Может, это из нее вам в краны ее и подают? – Грин, работавший с Леней, открыл от удивления рот... – Ну да ладно, – решил сменить тему Ларнацкий, – в любом случае, тогда сегодня вечером все должно измениться.
– Почему? Что, воды не будет больше? – спросил кто-то.
Лёня довольно улыбнулся, потер руки и говорит:
– А что, вы разве не знали о Том, что река Самбатион перестает быть огненой? И камнями тоже перестает течь – только тогда ее можно попробовать перейти...
Грин не выдержал:
– Лёнь! –говорит, – Может расскажешь уже! А то ты говоришь о чем-то, чего другие не знают. Или я расскажу – и начал:
– Река Самбатион называется еще Шабатней...
– Субботней – перевел Лёня
– ....рекой. Никто не знает точно , где она находится...
– Может, у нас в городе – опять встрял Леня
– ..... А может совсем где-то в другом месте – например, в Индии. Вот, например, Авраам Абулафия полагал, что река Самбатион должна находиться где-то на границах Змели Израиля с Сирией. Он хотел найти 10 потерянных колен Израиля,которые, как полагают, как раз и живут на том берегу реки .... В тот раз ему не было дано добраться до огненной реки и потерянных колен.... А потом взял и исчез ...
– Никто, кстати, не знает, куда... – закончил Леня. – А чтобы такое не случилось с вами, мы встречаемся ровно и точно в восемнадцать тридцать у выхода из корпуса. И передайте это Максу.

Кабалат шабат

– Сейчас к столу для зажигания свечей приглашаются девочки групп алеф и бет..... – зазвучал голос Светы. Немного спустя она пригласила так же еще две группы, потом еще две. Девочки осторожно подходили к столу, зажигали каждая по своей свечке, отходили недалеко. Мальчишки оставались сидеть на стульях в общем кругу.
После этого Света объявила о том, что сейчас будут зажжены две главные шабатние свечи, и после этого можно считать , что шабат наступил. Очень осторожно она поднесла спичку к одной высокой белой свече, потом к другой, они на глазах начали таять и разгораться сильнее. Света, и вслед за ней все девочки провели руками над огнем, закрыли глаза, и слово за словом прочитали благословение на зажигание свечей. Закочили, мальчики подтвердили свое участие в церемонии словом "Амен", что значит "верю", "подтверждаю".

– Леха-доди ликрат кала, пеней шабат некабела..... Леха-доди ликрат кала, пеней шабат некабела!
– Леха! Доди!..... Леха-доди ликрат кала, пеней шабат некабела..... Леха-доди ликрат кала, пеней шабат некабела!

***

Рассказывает Саша про шабат

На вид это как бы сумочка, а внутри – сердечко, оно открывается, а внутри ещё сердечко, а внутри ещё сердце. Сердце надо взять за ниточку и поставить. Куда смотрит остриё твоего сердца, там и надо искать принцессу. То есть, второй после царя, идёт искать сердце… принцессы. А может, своё собственно. Ведь тут сердце внутри сердца внутри сердца – то есть, докапываешься до самой сути своего сердца. Вообще-то принцесса для меня – это сердце.
(Руслана. «Моё сердце»)

***

– Церемония уже закончилась..

– Пошли спать?

– А спать мы тоже будем неописуемо?

– Ну как получится..

– Ладно, увидимся утром

– Утро...

– Утро!

– Что там в группе? Этюды? Может, вернуться?

– Зачем?

*******
Этюд «Человек с мешком»
Милена, Аня.

Вышел человек с мешком из дома и направился в сторону леса. Шёл он день и ночь. Не пил. Не ел. Не спал. И увидел он прекрасную страну, и отправился он к ней. И с той поры его никто не видел. Путник шёл мимо леса и увидел пропавшего странника…

– Смотрите, кто-то идет...
– Ты кто?
– Человек!
– Почему ты здесь?
– Иду за потерянными поколениями на тот берег реки Самбатион. До свидания.
– До свидания, человек..

– Мы как люди с того берега реки Самбатион.. Потерянные поколения...
– ?

– Эй, кто-нибудь видел Маринку с Максом? Сейчас придут? Ладно, тогда играем следующий этюд...

Этюд "Поступенчатое возвышение”.
Сара-Хася, Витя, Юля, Боря, Слава.
Все лежат на полу. Кто-то предлагает рассказывать пошлые анекдоты...
Только кто-то начинает, его тут же перебивают – “Давайте лучше просто анекдоты!” “А у кого есть карты?” Достают карты, раскладывают их... “А я захватил с собой шахматы!” При этом все сначала лежат, потом, по мере повышения уровня “возвышенности” предложений, постепенно приподнимаются, садятся, когда доходит до философии (“Фалес считал началом всего воду, а я считаю, что это огонь, – значит, ты как Гераклит...”), они полулежат-полустоят, потом они уже совсем стоят и говорят о всяких духовных вещах, о чувствах, и тут кто-то говорит: “Ой, смотрите, – дверь!” И за дверью кто-то стучится. Все кричат: “Это друг наш стучится!”, открывают дверь, там стоит друг. “Здравствуйте, друзья мои!” – “Здравствуй, друг наш!.. А куда это, собственно, мы попали?” – “Ну как же... На другой берег реки Самбатион...”

– А куда мы, собственно, попали? – спросил Фил.

– Следующий этюд называется "Не лезь!". Играют Коля, Саша, Хони и Макс, – сказала Юля. – Макс, вернись на минуточку, пожалуйста.

Этюд “Не лезь!”
Коля, Макс, Саша и Хони.
Сидит компания друзей и один из них (Макс) вдруг говорит: “Ой, а вы знаете, чего я хочу? Я хочу попасть на другой берег реки Самбатион!”
– Друг, но ведь это же невозможно!
– А я попробую!
Макс пытается справиться с рекой Самбатион, которую играют Коля, Саша и Хони. Он упрямо борется с волнами, огнем и булыжниками, каждый раз терпит поражение, а Коля, Саша и Хони, снова превращаясь в его друзей, кидаются к нему со словами: “Братец наш! Мы же говорили, не ходи туда, это невозможно!” Макс, приходя с трудом в себя, говорит: “А я на катере! А я могу...” В конце-концов его друзья, приведя его в очередной раз в чувство, спрашивают: “А все же, чего же ты на самом деле хочешь?” – “Я хочу на другой берег!” – “Но ты и так на другом берегу... Надеемся, теперь у тебя нет больше никаких желаний?” – “Я хочу на небо!” – “Но как? Это невозможно!” – “А я лестницу построю!” Макс строит лестницу, лезет, лезет и падает. “Братец, ну мы же тебе говорили...” – “А я лестницу со ступеньками построю!” Коля, Саша и Хони становятся ступеньками, Макс лезет по ним и падает. “Братец! Больше мы тебе не разрешаем, не лезь...” – “А я на самолете!” Коля, Саша и Хони играют самолет, у них кончается горючее и самолет падает. “Братец, мы же говорили, теперь ты, наверное, умер!” Макс приходит в сознание... “Так что ты хочешь-то?” – “Я хочу на небо попасть!” – “Так ты же уже на небе!” “Ой, совсем крыша поехала!..” – говорит Макс...

– Это что... какой-то задний двор, что ли...
– По-моему, тут дверь на кухню?
– Хорошо бы, а то я опять голодная.
– Какая кухня... Вон лес!
– Смотри, там кто-то костер разжег.
– Где?
– Вон, вон, видишь, огонь там?
– Ой, смотри, здесь что, коробка какая-то. А в ней прямо целый склад.
– Скорее уж клад.
– Может, это осталось от тех, кто был здесь до нас? Явно ведь здесь раньше что-то было...

– Ребята, понятно, да, что в качестве реквизита можно использовать самые разные вещи? Иногда это наталкивает на какие-то совсем неожиданные, неописуемые, как говорит Гроль, идеи...

Этюд “Хождение по кругу”.
Ира, Витя, Слава, Боря.
Был царь, и он дал своему слуге ключ от другого берега реки Самбатион и попросил его пойти, посмотреть, как там и что, и доложить ему. Слуга перебрался на другой берег, а там сидит другой царь. “У вас тут какие есть чудеса?” – спрашивает слуга. “У нас тут дворцы стеклянные и еще много всякого.” “О, круто! – говорит слуга,
рассматривая чудесные дворцы, – но пойду-ка я дальше, может, там еще чудесней?” Он приходит к другому царю, у которого есть машины летающие, фонари необычные... Ходит, смотрит, говорит: “Какой кайф! Круто! Но я еше больше, больше хочу!” – и идет в следующий город. И так он ходит, ходит и не может остановиться, и в итоге приходит к своему, первому царю, который ему говорит: “А, это ты? Подожди, похоже, я тебе не тот ключ дал...”

– Какие смешные и непонятные предметы! Ой... Оно с глазами!
– А! Вот ещё штука, с какими-то трубочками.
– Надень? Слышите, они звенят. Наверное, это всё такие инструменты музыкальные. Может, у них был шутовской оркестр.
– Не, вот смотри – башмак мягкий-мягкий, он никаких звуков вообще не может издавать.
– Может, это специально, чтобы НЕ издавать звуки...
– Ничего себе оркестр...

– А давайте не апплодировать после этюдов. Мы же не в театре? Этюды – это такой же разговор наш между собой, как и разговор словами. Мы же не хлопаем после каждого слова?
Все , кто присутсвуют здесь, в каждый момет времени объявляются участниками – деже если просто присутсвуют...или отсутсвуют..

Этюд "Пьяный бред".
Ира, Света, Юля.
Человек хочет переправиться на другой берег реки Самбатион. Река согласна его пропустить, но только предлагает выпить немного ее воды. Хочешь, мол, перейти – выпей вот моей воды... Человек выпил, и выпил еще, и, когда он перешел, он уже ничего не запомнил, да скорее всего он и не перешел вовсе. После того, как он пьет эту воду, уже совершенно все равно, перешел он или не перешел... был он там или не был... что – реальность, а что – нереальность...

– А это у тебя что?
– Ничего...
– Как это ничего?
– Ну, ничего. Совсем ничего.
– Как же ничего, когда ты его в руках держишь?
– Непонятно...

Этюд “Переправа через реку Самбатион”.
Хони, Миша, Егор.

Один человек очень хочет переправиться на другой берег реки Самбатион. Он смотрит с тоской на реку и видит человека на другом берегу. Он кричит: “Человек! Я хочу к вам! У вас там хорошо! У вас 10 колен!” Человек на том берегу почти ничего не слышит и тоже кричит: “Я хочу к вам! У вас там 10 колен и хорошо!” Они то пытаются переплыть реку, то перелететь, пробуют прорыть туннель под рекой... В это время мимо одного из них проходит третий человек. Он скрывается из виду, а через некоторое время проходит в обратную сторону по другому берегу, мимо второго человека. Оба смотрят путнику вслед, а потом второй человек кидается за ним: “Как, как ты перешел реку??” – А, так вон же мост, там, за поворотом...”

– А у меня какая-то баночка... А внутри перекатывается шарик.
– Может быть, это погремушка?
– Погремушка?
– Ну да. Например, если ты заблудился в лесу, то гремишь этим шариком, пока кто-нибудь не придёт на помощь.
– Вряд ли этот стук услышат настолько издалека. Скорее, если на тебя нападут злые звери, то ты можешь их отпугивать этим. Ядовитые змеи, например, боятся шума.
– Погремушка для укращения змей.
– Змеек. Чтобы укрощать змеек.
– Мы уже укрощали один раз змейку, и вон что из этого вышло...

Этюд “Переводчики”.
Маргоша, Аня, Наташа, Лена, С.Х., Ирина, Марина.

Гонцы с того берега реки Самбатион. Каждый знает только 2 языка – свой и тот, на который он переводит. Гонцы пытаются донести до нас, переводя по цепочке, некоторое послание. Начинает Аня – она передает довольно длинную фразу, пользуясь языком жестов и оглядывается на Маргошу. Маргоша переводит Анину фразу на засамбатионский (он же “тарабарский”, он же “святой”) язык. С.Х. переводит Маргошин язык на волчий (шакалий) вой, Лена переводит это на язык хлопков, Наташа пересвистывает хлопки Ирине, Ирина переводит как-то очень замысловато Марине, которая
кивает головой в знак того, что она все поняла и очень торжественно говорит, обращаясь ко всем присутствующим: “Здравствуйте!”

– Здравствуйте!
– Здравствуйте... А Вы кто? То есть, как Вас зовут?
– Я человек... То есть, я – Авраам Абулафия... Слышу – кто-то стучит... Да вы никак нашли мой принцессоискатель! А я его потерял и никак не мог найти, и хотел даже смастерить искатель принцессоискателя, чтобы отправиться на его поиски...
– Ваш что?

– Здравствуйте! – заглянула Оля. – Вы не видели Гогу, Макса, Маринку, Лилю, Юру и Фила??
– Они ушли за Самбатион!!
– Куда? – глаза у Оли стали больше.. Все засмеялись..
– Никуда, я пошутил, – ответил Грин. – Нет, я видел их , кажется, только утром.. Потом они куда-то пропали..
Оля вышла за дверь.

– Этюд “Узкая река”. Грин, Максим, Кирилл. – объявила Юля.

Этюд “Узкая река”.
Хони, Максим, Кирилл.
Максим и Кирилл – два берега реки Самбатион. Хони пытается “доплыть” от одного до другого, но выбивается из сил и, в 5 см от Кирилла, говорит: “Все! Больше не могу!” – и возвращается обратно, к Максиму.

– Вы вернулись? – выскочила вдруг из леса Оля. – То есть, я хочу сказать, – спохватилась она, – где вы были ? Мы вас полдня ищем! – и пытается строго смотреть, хотя, по всему видно, довольна, что нашла их. Переволновалась, наверное.
– А что у вас такие лица? – продолжает она. – Все в порядке? Тут Макс как будто очнулся. И Гога за ним следом.
– Да – говорит, – мы вернулись.. – и, потише: – кажется....
– А где мы были, – добавляет Гога, – это ни в сказке сказать, ни пером описать.

Категория: Книга про Сад, пустоту и героев(2006) | Добавил: Tania (2006-06-03) | Автор: tt, Yulia
Просмотров: 693