Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Понедельник, 2024-04-29, 8:32 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Разное

Медный Змей

Медный змей

 

ד וַיִּסְעוּ מֵהֹר הָהָר, דֶּרֶךְ יַם-סוּף, לִסְבֹב, אֶת-אֶרֶץ אֱדוֹם; וַתִּקְצַר נֶפֶשׁ-הָעָם, בַּדָּרֶךְ.  ה וַיְדַבֵּר הָעָם, בֵּאלֹהִים וּבְמֹשֶׁה, לָמָה הֶעֱלִיתֻנוּ מִמִּצְרַיִם, לָמוּת בַּמִּדְבָּר:  כִּי אֵין לֶחֶם, וְאֵין מַיִם, וְנַפְשֵׁנוּ קָצָה, בַּלֶּחֶם הַקְּלֹקֵל.  ו וַיְשַׁלַּח יְהוָה בָּעָם, אֵת הַנְּחָשִׁים הַשְּׂרָפִים, וַיְנַשְּׁכוּ, אֶת-הָעָם; וַיָּמָת עַם-רָב, מִיִּשְׂרָאֵל.  ז וַיָּבֹא הָעָם אֶל-מֹשֶׁה וַיֹּאמְרוּ חָטָאנוּ, כִּי-דִבַּרְנוּ בַיהוָה וָבָךְ--הִתְפַּלֵּל אֶל-יְהוָה, וְיָסֵר מֵעָלֵינוּ אֶת-הַנָּחָשׁ; וַיִּתְפַּלֵּל מֹשֶׁה, בְּעַד הָעָם.  ח וַיֹּאמֶר יְהוָה אֶל-מֹשֶׁה, עֲשֵׂה לְךָ שָׂרָף, וְשִׂים אֹתוֹ, עַל-נֵס; וְהָיָה, כָּל-הַנָּשׁוּךְ, וְרָאָה אֹתוֹ, וָחָי.  ט וַיַּעַשׂ מֹשֶׁה נְחַשׁ נְחֹשֶׁת, וַיְשִׂמֵהוּ עַל-הַנֵּס; וְהָיָה, אִם-נָשַׁךְ הַנָּחָשׁ אֶת-אִישׁ--וְהִבִּיט אֶל-נְחַשׁ הַנְּחֹשֶׁת, וָחָי.

 

/4/ И ДВИНУЛИСЬ ОНИ ОТ ГОРЫ hОР ПО ДОРОГЕ К МОРЮ СУФ, ЧТОБЫ ОБОЙТИ СТРАНУ ЭДОМ, И ИСТОЩИЛОСЬ ТЕРПЕНИЕ НАРОДА ОТ ПУТИ. /5/ И РОПТАЛ НАРОД НА ВСЕСИЛЬНОГО И НА МОШЕ: "ЗАЧЕМ ВЫВЕЛИ ВЫ НАС ИЗ ЕГИПТА? ЧТОБЫ УМЕРЕТЬ В ПУСТЫНЕ? ВЕДЬ ХЛЕБА НЕТ, И ВОДЫ НЕТ, И ДУШЕ НАШЕЙ ОПРОТИВЕЛА ЭТА НЕГОДНАЯ ПИЩА!". /6/ И ПОСЛАЛ БОГ НА НАРОД ЯДОВИТЫХ ЗМЕЕВ, И ЖАЛИЛИ ОНИ НАРОД, И УМЕРЛО МНОЖЕСТВО НАРОДА ИЗ ИЗРАИЛЯ. /7/ И ПРИШЕЛ НАРОД К МОШЕ, И СКАЗАЛИ ОНИ: "СОГРЕШИЛИ МЫ, КОГДА РОПТАЛИ НА БОГА И НА ТЕБЯ! ПОМОЛИСЬ БОГУ, ЧТОБЫ УДАЛИЛ ОН ОТ НАС ЗМЕЕВ!". И МОЛИЛСЯ МОШЕ ЗА НАРОД. /8/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "СДЕЛАЙ СЕБЕ ЗМЕЯ И УКРЕПИ ЕГО НА ШЕСТЕ, И БУДЕТ: ВСЯКИЙ УЖАЛЕННЫЙ ВЗГЛЯНЕТ НА НЕГО И ВЫЗДОРОВЕЕТ". /9/ И СДЕЛАЛ МОШЕ МЕДНОГО ЗМЕЯ, И УКРЕПИЛ НА ШЕСТЕ, И БЫЛО, КОГДА ЗМЕЙ ЖАЛИЛ ЧЕЛОВЕКА, ТОТ СМОТРЕЛ НА МЕДНОГО ЗМЕЯ И ВЫЗДОРАВЛИВАЛ (Бамидбар 21)

 

Сончино

  8.  сделай себе змея Изображение змея, из-за укуса которого все тело человека начинает гореть изнутри, должно быть сделано из меди (Ибн Эзра).

   9.  тот смотрел на медного змея "Разве медный змей может убить кого-то или спасти кого-то от смерти? Конечно же, нет. Но до тех пор, пока сыны Израиля поднимали свои глаза к небу и устремлялись всем сердцем к Творцу, они исцелялись. Но, если они отказывались направить все помыслы своего сердца к Отцу Небесному, они погибали" (Мидраш).

   Медный змей, сделанный Моше, был впоследствии помещен сынами Израиля в Святая Святых, где хранились все предметы, служившие вещественным доказательством великих чудес, совершенных Творцом для Своего народа. Они были перенесены в Святая Святых Храма, воздвигнутого в Иерусалиме на горе Мория. До периода правления царя Хизкияhу не было опасности, что люди начнут воспринимать медного змея как изображение божества или как символ одной из сил Всевышнего. Но царь Хизкияhу почувствовал такую опасность и принял решение разбить змея на мелкие части. Его поступок был одобрен мудрецами Торы, как его современниками, так и теми, кто жил поколением позже (Млахим II, 18:4).

 

Раши

8.             

 

На шест, который называется perche на французском языке. И подобно этому "и как стяг на холме" [Йешаяhу 30, 17]; "вознесу мой стяг" [там же 49, 22]; "поднимите стяг" [там же 13, 3]. А потому что он высоко поднят (и служит) знаком и символом (чего-либо), называется        , вознесенное ввысь (см. Раши к Имена 20, 17).

 

всякий укушенный

 

Укус собаки или осла также причинял вред, и (человек), ослабевая все больше и больше, угасал; однако змеиный укус умерщвляет быстрее. Поэтому здесь сказано: "и увидев его, взглянув на него" - одного взгляда (достаточно для исцеления). А в случае змеиного укуса сказано: "и было, если укусит змея человека, то посмотрит и т. д.", ибо змеиный укус не исцелялся так быстро, но лишь при условии, что (человек) всматривался сосредоточенно.

 

Наши мудрецы говорили: "Но разве (медный) змей умерщвляет или сохраняет жизнь? Однако (понимать следует так:) когда сыны Исраэля устремляли взор ввысь и подчиняли свои сердца своему Отцу небесному, они исцелялись; а если нет - угасали" [Рош hа-шана 29 а].

 

9.  медного змея

 

Ему не было велено изготовить (змея) из меди, но Моше сказал: "Святой, благословен Он, назвал его "нахаш", и я сделаю его из меди, "нехошет" - слова, сходные по звучанию" [Берешит раба 31].

 

Р.Ш.Р.Гирша

6. Не                    (ядовитых змей), а                      (с определенным артиклем, "тех ядовитых змей"). Эти ядовитые змеи всегда существовали в пустыне. Однако до этого времени Б-г в Своем Провидении не давал им приблизиться к людям. Но сейчас Б-г отменил это ограничение, и змеи пустыни вернулись к своим естественным повадкам, жертвой которых и пали люди. Так и Моше в Дварим 8:15, говоря о пустыне, через которую чудесная Б-жественная сила позволила сынам Израиля пройти невредимыми, назвал Б-га Тем, "Кто вел нас по великой и ужасной пустыне, где были змеи, сараф и скорпионы, жажда...". Отсюда мы видим, что "ядовитые змеи" столь же естественное явление в пустыне, как и "жажда"...

 

8. Б-Г СКАЗАЛ… И БУДЕТ – ПОСМОТРИТ НА НЕГО ВСЯКИЙ УКУШЕННЫЙ. Единственной целью змеиных укусов было заставить людей увидеть опасности, которые преследовали их в пустыне на каждом шагу, и осознать, что лишь чудесная Б-жественная сила отводила от них эти опасности, о существовании которых они даже не подозревали. Каждый, кто был укушен, должен прочно запечатлеть образ змеи в своем сознании, чтобы тот всегда оставался перед ним даже после того, как Б-г силой Своей милости вновь удалит от него змей. Таким образом, в жертве навсегда останется осознание тех опасностей, через которые особая защита Б-га безопасно проводит нас каждый день и все время без того, чтоб мы даже узнали об этом; опасностей, которые демонстрируют нам, что каждый вздох нашей жизни является даром доброты и могущества Б-га. Ничто более не подходит для нашего примирения с повседневными разочарованиями, которые с превеликой легкостью могли бы толкнуть нас к раздражительности, ничто не может убедительнее вселить в каждую нашу минуту восторг данного Б-гом спасения и блаженство вновь дарованного существования, чем понимание пропасти, по узкому краю которой проходит наш жизненный путь, пропасти, которую добрая рука Б-га закрывает от нашего взора, чтобы у нас не закружилась голова, пропасти, через которую Б-г несет нас в Своем могуществе и доброте как на орлиных крыльях. Ничто не подходило бы для этой цели более чем мысль о ядовитых змеях, которые незаметно прячутся на нашем пути и секрет обезвреживания которых известен лишь могущественному Б-жественному Провидению. Отсюда, "неблагодарные", как называют их наши Мудрецы, должны быть наказаны тем, что Б-г уберет защитный заслон, который до времени скрывал ядовитые змеиные зубы в пустыне и обезвреживал их. По этой причине лекарство для каждого укушенного змеей состояло в том, что он должен запечатлеть образ змеи, чтобы запомнить его навсегда. "И будет – посмотрит на него всякий укушенный и останется в живых".

Категория: Разное | Добавил: natashkav (2008-06-05)
Просмотров: 646