Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Вторник, 2018-05-22, 4:44 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Разное

Поколение пустыни. (М. Яглом)

“Поколение пустыни - нет у них удела в мире грядущем, как сказано: “В ПУСТЫНЕ ЭТОЙ ИСЧЕРПАЕТЕСЬ И ТАМ УМРЕТЕ” - ИСЧЕРПАЕТЕСЬ в этом мире, ТАМ УМРЕТЕ - в мире грядущем.” (Санхедрин, 110б). Никто из людей, достигших высшего знания, получивших Тору, не может войти в Землю Обетованную, им суждено умереть в странствии, и только дети их, рожденные в пустыне, могут дойти до цели. “Поколение пустыни” обречено из-за неизбывного рабства, от которого нет освобождения. Но вышедшие из Египта должны “исчерпаться и умереть” не из-за остатков рабства египетского, а из-за беспредельной свободы, являющейся совершенным рабством, от которого может освободить только смерть; они не просто странствуют по пустыне, они и есть пустыня, что не может принести плодов.

Исход и последующие странствия в пустыне есть кульминация Странствия вообще. Человек есть то, чем он обладает: дом, быт, имущество, существующие связи не просто описывают, объясняют его, но делают его тем, чем он является. Быт и повседневность, обязанности и обязательства являются непреодолимой преградой для достижения полноты, это оковы, ограничивающие не только человеческую свободу, но и человеческий потенциал. “Человек повседневный” не является полностью самим собой, он не только проявляется в манифестациях но и становится ими. Его бытие частично и раздроблено, на первый взгляд он является лишь тем, чем он обладает сегодня. Но вся совокупность человеческого обладания несравненно меньше его самого. Владение не терпит ничего принципиально нового, любое новшество может быть понято только через уже имеющееся и потому есть не обновление, но добавление. У домовладельца, “сидящего в шатре”, есть Бог, но обладание Богом невозможно и потому Божественность скрыта от него. Для того, чтобы человек мог обрести Бога, он должен отказаться от обладания, отправиться в странствие, стать изгоем, избавиться от всякой предвзятости и предопределенности. Исход - странствие, разрушающее все привычные рамки и лишающее смысла обладание, порождает пространство нового бытия, в котором нет ни прошлого ни будущего. Пространство Исхода - это пустыня.

Откровение, создающее новую реальность, может быть дано только в пустыне, в пространстве совершенной новизны и непережитости. Оно достижимо лишь при условии предельной целостности, несовместимой с бытом, не терпящей суеты и рутины, но вне быта и повседневности не может быть осуществлено.

Исход уничтожает быт, дарование Торы разрушает оковы конечности и смертности. Люди “поколения пустыни” невообразимо свободны и потому предельно аскетичны, они ничем не обладают и не нуждаются в обладании. Абсолютная новизна ситуации не терпит ничего связанного с предыдущим опытом, потому “поколение пустыни” обречено на странствие, оно ничем не обладает и ничего не может приобрести, их жизненное пространство - пустыня - совершенно однородно, не имеет никаких отличительных признаков, причинно-следственные связи, которые определяют течение жизни, несущественны, смерть преодолена, а единственной реальностью является само Откровение. Их пища - ман - не может быть сохранен до следующего дня и всегда является чем-то новым. Ман обладает всеми вкусами, несвязанный ни с чем предыдущим, это чистый, ничем не ограниченный и потому всеобъемлющий потенциал.

Но только смертью можно преодолеть смерть, абсолютная свобода странника, свобода Исхода и Откровения приводит к смерти для мира грядущего, ведь свобода делает невозможными веру и любовь, “жизнь вечную”, что сковывает и ограничивает человека больше быта и повседневности. Любовь всегда связана с самоотказом и самоуничижением, освобождая от прочих обязательств, она накладывает обязательства новые, более высокого порядка, охватывающие все уровни существования. Вера ограничивает еще более, она подчеркивает несовершенство человеческого знания, стирает различия между дураком и мудрецом, нивелирует личные заслуги и достижения.

Получивший Откровение не нуждается в вере, он знает, но от этого его знание не становится совершенным. Он не нуждается и в любви, если понимать любовь как стремление к цельности и гармонии. Человек, пребывающий в пустыне, целен и гармоничен, но эта гармония порождена изгнанием, она возникает вследствие беспредметности и бессодержательности окружающего мира, внешней пустоты, отраженной в пустоте внутренней. Там, где нет сопоставления, нет и дисгармонии, но Откровение, не сопоставляемое с миром еще не является откровением, оно еще скрыто, запечатано в самом себе. Поколение, получившее Тору, отказавшись от обладания, не может ей обладать.

Тот, кто создан по образу Бога, не может существовать без образа, вне границ, потому поколение пустыни делает золотого тельца, ложный образ, который может ограничить чрезмерную свободу. Но абсолютным ограничением свободы в этом мире является смерть, и грех дарует поколению пустыни смерть, освобождающую от вечного странствия..

Чистое бытие, не связанное с обладанием, делает человека свободным, но эта свобода ограничивает больше египетского рабства и делает невозможным деяние, так как любое деяние приводит к обладанию, ограничивающему свободу. Странник взыскующий истину для того, чтобы обрести искомое, должен вернутся, остановиться, осесть. Полностью отказавшись от обладания он может потерять и бытие и тогда лишь второе поколение сможет войти в Землю Обетованную, не только заключить, но и осуществить Завет.

Категория: Разное | Добавил: Tania (2007-06-10)
Просмотров: 666