Приветствую Вас Читатель | RSS

LAB for madrichim

Понедельник, 2024-04-29, 8:20 PM
Главная » Статьи » Тематические материалы » Разное

Шехина

Вообще про Шехину и вовсе сложно говорить, а вкратце – тем более, потому что тут вопросы не только религиозные, но и совершенно мистические.
По возможному "простому смыслу", Шехина – это Б-жественное Присутствие, то есть, Его проявление в мире, которое чувствует, положим, молящийся. Например, одно из значений заповеди о кипе (о головном уборе) связано с представлением об этом Присутствии, которое постоянно как бы витает над головой каждого еврея.
Всё дальнейшее – уже в той или иной степени Каббала. Основная концепция, которую надо иметь в виду, касается вообще мужского и женского в еврейской да и в мировой культуре. Определяющее свойство мужского начала – способность давать, определяющее свойства начала женского – способность получать. Только существование получающей стороны делает осмысленным (и вообще существующим) любое давание.
Кроме того, мужское начало связано с идеей единства, а женское – с идеей различения, множественности.
Творец мира по учению, например, Ицхака Лурии, совершенно не нуждался изначально в том, чтобы что-то кому-то давать. Но актом цимцума – самосжатия, создания пространства, которое не есть Он Сам, Творец произвёл саму возможность давать (то есть, мужское начало, которое называется сфирой Хохма). Но новообразованное пространство совершенно пусто, там некому получать даваемое – и поэтому из Хохмы (мудрости как единства) выделяется сфира Бина (мудрость как различение) – первый женский персонаж в истории творения. Бину называют Мамой (Има) и Царицей.
Самой нижней ступенью этого многоступенчатого творения оказывается сфира Малхут. Она и есть Принцесса. В отличие от предыдущих цариц и их дочерей, она не имеет себе пары (как у Мамы-Бины есть в пару Папа-Хохма). Как получающее женское начало она принимает свет ото всех предшествующих уровней – то есть, в конечном итоге, от Самого Царя Царей. Поэтому в конечном итоге исправления мира она должна стать Его женой – но Она-то находится в самом низу, а Он – в самом верху! Всё существующее – разделяет их. И если они двинутся с места навстречу друг другу, то все миры, которые между ними, потеряют смысл и творение разрушится. А дальше – уже надо читать сказку про Сердце и Источник.
Так вот, материальный мир может принимать Свет именно в силу того, что он обладает принимающим женским началом, за счёт которого и существует – и это и есть младшая из сфирот, Малхут, она же Шехина. Свет в его полноте не может быть раскрыт в материальном мире, поэтому он раскрывается через Шехину – и только через сокрытие в ней этот Свет может быть раскрыт. Высшее раскрывается в мире как тайна – которую человек должен стремиться понять (при том, что полностью пониманию она доступна быть не может). Поэтому сама тайна как таковая – Шехина, духовное начало мира, которое получает от всех уровней творения (но ничего не может дать само). В Шехине дано всё, но в виде загадки..
В этом смысле символом Шехины является также луна, получающая свет от солнца. Однако по изначальному замыслу Творца, говорит мидраш ("Да будут два светила великие") луна и солнце должны были быть равны. И в конце концов, ещё по обещанию пророка Ишайи, луна действительно уравняется солнцу, то есть всё сокрытое потенциально может быть чудесным образом раскрыто. Однако об этом мы знать уже ничего не можем.
Шехина как Б-жественное Присутствие спускалась в Храм, когда он был построен, и даже до сих пор пребывает у его Западной стены – Стены Плача. Но как то начало в мире, которое находится в диалоге с Творцом, как то начало, которому Творец даёт свой Свет она сопоставляется и с Общиной Израиля (Кнессет Исраэль), единством всех душ. Поэтому утверждается, что она ушла в Изгнание вместе с евреями – хотя это лишь повторяет и интерпретирует изначальный сюжет: Сердце стремится к Источнику, а разделяет их всё-всё на свете.
Конечно, отсюда можно было бы сделать вывод, что самым простым выходом из положение было бы соединение Творца с Шехиной ценой всего мира и всех миров. Но еврейская традиция не принимает такого прямого пути; ровно напротив – мы учим, что человек был создан ровно для того, чтобы удерживать мир от растворения в своём Источнике. Эту невозможность прямого пути каббалистические книги выражают через образ родственной связи между Творцом мира и Шехиной: Шехина Его дочь (или сестра), и потому он никак не может стать Её мужем. Поэтому Шехина отделяется от Него, уходит в далёкое странствие итд, чтобы в конце времён вернуться обратно уже в новом качестве – в качестве жены.
Об этом царь Шломо пишет в Песни Песней (Шир га-Ширим 4:12):

Запертый сад -- сестра моя, невеста,
заключенный колодезь, запечатанный источник.

Категория: Разное | Добавил: yu (2006-07-27)
Просмотров: 798